Тест по физике Электромагнитные волны 11 класс
Тест по физике Электромагнитные волны 11 класс с ответами. Тест состоит из 2 вариантов. В каждом варианте по 6 заданий.
Вариант 1
A1. Что такое электромагнитная волна?
1) распространяющееся в пространстве переменное магнитное поле
2) распространяющееся в пространстве переменное электрическое поле
3) распространяющееся в пространстве переменное электромагнитное поле
4) распространяющееся в пространстве магнитное поле
А2. Чтобы изменить длину волны с 50 на 25 м, емкость контура нужно:
1) уменьшить в 2 раза
2) уменьшить в 4 раза
3) увеличить в 2 раза
4) увеличить в 4 раза
А3. Обнаружение и определение местонахождения объектов с помощью радиоволн называются:
1) радиоастрономией
2) радиосвязью
3) радиовещанием
4) радиолокацией
А4. Радиоволнами, огибающими поверхность Земли и дающими устойчивую радиосвязь, являются волны:
1) длинные и средние
2) средние
3) короткие
4) ультракороткие
В1. На каком диапазоне волн работает радиопередатчик, если емкость его колебательного контура может меняться от С1 = 60 пФ до С2 = 240 пФ, а индуктивность L = 50 мкГн?
C1. Определите емкость воздушного конденсатора колебательного контура, если известно, что при индуктивности L = 10 -2 Гн контур настроен в резонанс на электромагнитные колебания с длиной волны λ = 300 м. Определите расстояние между пластинами конденсатора, если площадь каждой пластины S = 25,4 см 2 .
Вариант 2
A1. При увеличении частоты излучения электромагнитных волн в 2 раза излучаемая в единицу времени энергия:
1) увеличится в 2 раза
2) увеличится в 4 раза
3) увеличится в 8 раз
4) увеличится в 16 раз
А2. Электромагнитная волна является:
1) плоской
2) поперечной
3) продольной
4) сферической
А3. Чтобы в 3 раза уменьшить частоту волны, излучаемой контуром, индуктивность катушки нужно:
1) уменьшить в 3 раза
2) увеличить в 9 раз
3) уменьшить в 9 раз
4) увеличить в 3 раза
А4. При уменьшении частоты излучения электромагнитных волн в 2 раза излучаемая в единицу времени энергия:
1) уменьшится в 4 раза
2) увеличится в 4 раза
3) уменьшится в 8 раз
4) уменьшится в 16 раз
B1. Какую электроемкость должен иметь конденсатор, чтобы колебательный контур радиоприемника, состоящий из этого конденсатора и катушки с индуктивностью L = 10 мГн, был настроен на волну λ = 1000 м?
C1. Каким может быть максимальное число импульсов, испускаемых радиолокатором за время t = 1 с, при разведывании цели, находящейся на расстоянии s = 30 км от него?
Ответы на тест по физике Электромагнитные волны 11 класс
Вариант 1
А1-3
А2-2
А3-4
А4-1
В1. 204 м; 102 м
С1. 2,5 пФ; 8,85 мм
Вариант 2
А1-4
А2-2
А3-2
А4-4
В1. 2,8 ⋅ 10 -11 Ф
С1. 5000
Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитные колебания и волны»
а) Процесс распространения механических колебаний в среде.
б) Процесс распространения взаимно перпендикулярных колебаний векторов напряженности электрического поля и вектора магнитной индукции в среде.
в) Периодически повторяющиеся движения.
2. Какое утверждение верно?
а) Скорость распространение электромагнитных волн меньше скорости распространения света.
б) Скорость распространение электромагнитных волн равна скорости распространения света.
в) Скорость распространение электромагнитных волн больше скорости распространения света.
3.Чему равно ν?
а) …=t/N б) …= N/T в) …= 1/T
4. Кто впервые получил электромагнитные волны?
А) Джеймс Максвелл Б) Исаак Ньютон В) Генрих Герц
5. Все устройства, используемые для радио связи, можно разделить на…:
а) Радиосигналы и радиоприемники.
б) Радиопередатчики и радиоприёмники.
в) Радиопередатчики и радиомаячки.
6. Что обозначает T в отношении λ= cT=c/ν
а) Период б) Длина волны в) Частота волны
7. Как расположатся данные виды излучений в порядке уменьшении частоты
а) гамма излучение б) видимое излучение в) ультрафиолетовое излучение
8. Радиостанция излучает радиоволны частотой 10 МГц. Какова длина этих радиоволн?
а) 0,3 м б) 3 м в) 30 м
9. По графику определить амплитуду силы тока, период и частоту колебаний.
Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитные колебания и волны»
1.Что такое электромагнитные колебания?
А) Периодическое изменение напряжённости электрического поля и индукции магнитного поля.
Б) Изменение напряжённости поля
В) Изменение индукции
2.Чему равна скорость распространения электромагнитных волн?
А) 3 *10 8 км/ч Б) 3 *10 8 м/с В) нет определённых значений.
3. По какой формуле найти частоту колебаний?
А) ν =Nt Б) ν = N/T В) ν = N/t
4. Кто предположил, что всякое изменяющееся магнитное поле порождает электрическое поле, а всякое изменяющееся электрическое поле порождает магнитное поле?
а) Генрих Герц. б) Джеймс Максвелл. в) Александр Степанович Попов.
5. Что называется колебательным контуром?
А) Конденсатор и катушка
Б) Конденсатор и источник тока
В) источник тока и катушка.
6. Что обозначает λ в отношении λ= cT=c/ν
а) Частота колебаний б) Длина волны в) Частота волны
7. Как расположатся данные виды излучений в порядке уменьшении частоты
а) рентгеновское излучение
б) инфракрасное излучение
в) ультрафиолетовое излучение
8. Радиостанция излучает радиоволны частотой 20 МГц. Какова длина этих радиоволн?
а) 0,6 м б) 7,5 м в) 15 м
9. По графику определить амплитуду напряжения, период и частоту колебаний.
Тест по физике Электромагнитные колебания и волны для 9 класса
Тест по физике Электромагнитные колебания и волны для 9 класса с ответами. Тест включает два варианта, в каждом по 7 заданий.
Вариант 1
A1. Электромагнитные волны могут распространяться
1) только в вакууме со скоростью света
2) только в веществе с любыми скоростями
3) в вакууме и в веществе со скоростью света
4) в вакууме и в веществе со скоростями, большими скорости света
А2. Период электромагнитной волны равен 1 мкс. Длина электромагнитной волны равна
1) 300 мкм
2) 300 мм
3) 300 м
4) 300 км
А3. Частота электромагнитной волны инфракрасного излучения 2·10 12 Гц. Период колебаний этой волны равен
1) 5·10 -13 с
2) 2·10 -12 с
3) 0,5·10 12 с
4) 2·10 -13 с
А4. Внутри конденсатора создается
1) неоднородное магнитное поле
2) однородное электрическое поле
3) однородное магнитное поле
4) неоднородное электрическое поле
А5. В колебательном контуре периодически изменяются
1) сила тока в резисторе
2) заряд катушки
3) сила тока в конденсаторе
4) заряд конденсатора и сила тока
А6. При уменьшении индуктивности катушки, включенной в колебательный контур, период электромагнитных колебаний
1) не изменится
2) уменьшится
3) увеличится
4) может как увеличиться, так и уменьшиться
B1. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым они определяются.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА
А) Энергия конденсатора
Б) Период электромагнитных колебаний
ФОРМУЛА
Вариант 2
A1. В электромагнитных волнах совершают колебания
1) любые частицы среды
2) заряженные частицы
3) электрические токи
4) напряжённость электрического поля и индукция магнитного поля
А2. Период электромагнитной волны равен 1 мс. Длина электромагнитной волны равна
1) 300 мкм
2) 300 мм
3) 300 м
4) 300 км
А3. Частота радиоволны 4·10 8 Период колебаний этой волны равен
1) 4·10 -8 с
2) 2,5·10 -9 с
3) 2,5·10 8 с
1) 4·10 8 с
А4. Конденсатор — это устройство
1) для накопления электрических зарядов
2) для создания электрического тока
3) для измерения электрических зарядов
4) для определения направления электрического тока
А5. Колебательный контур состоит
1) из катушки и резистора
2) из резистора и источника тока
3) из катушки и конденсатора
4) из резистора и конденсатора
А6. При увеличении ёмкости конденсатора, включенного в колебательный контур, период электромагнитных колебаний
1) не изменится
2) уменьшится
3) увеличится
4) может как увеличиться, так и уменьшиться
B1. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым они определяются.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА
А) Заряд конденсатора
Б) Энергия катушки
ФОРМУЛА
Ответы на тест по физике Электромагнитные колебания и волны для 9 класса
Вариант 1
А1-3
А2-3
А3-1
А4-2
А5-4
А6-2
В1. А3 Б4
Вариант 2
А1-4
А2-4
А3-2
А4-1
А5-3
А6-3
В1. А1 Б5
Урок-зачет по теме "Электромагнитные волны"для классов с углубленным изучением физики. 11-й класс
Тип: комбинированный, урок обобщающего повторения, коррекции и контроля знаний.
- повторение, коррекция и закрепление знаний по теме;
- контроль уровня усвоения теоретического материала, умения применять знания при решении задач различной степени сложности как количественных, так и качественных.
- развитие умения обобщать материал, применять знания при решении нестандартных заданий политехнического направления.
- воспитание культуры сотрудничества при работе в группах.
В целях сохранения высокой работоспособности в течение всего времени урока использован материал разного уровня сложности.
Урок проводится в группе 12-14 человек.
Ход урока
1. Организационный момент.
О порядке работы на уроке.
2. Вступительное слово учителя.
Краткое обобщение темы “Электромагнитные волны и их применение в радиосвязи”.
3. Зачет.
Работа проходит в группах по три-четыре человека.
Группе предлагается решить четыре задачи средней степени сложности. По итогам работы в группах проходит проверка. Каждая группа представляет решение только одной задачи, номер которой определяется результатами жеребьевки. Решение оформляется на доске, члены других групп осуществляют проверку. Группа получает 1 балл за правильное решение каждой из задач и 2 балла за защиту задачи.
Ответы на качественные вопросы. Право ответа получает группа, первая поднявшая сигнальную карточку. За правильный ответ группа получает 1 балл.
- Миноискатель представляет собой генератор незатухающих электромагнитных волн звуковой частоты. Индуктивность контура выполнена в нем в виде проволочного кольца. Когда кольцо, перемещаемое по поверхности земли, приближается к мине или другому металлическому предмету, в телефонных наушниках высокий тон сменяется низким. Как это объяснить?
Ответ: Металлический корпус мины увеличивает индуктивность контура, при этом частота звуковых колебаний уменьшается. Тон звука определяется частотой. Чем выше тон, тем больше частота.
Ответ: Две особенности расположения коротких электромагнитных волн:
а) сильным поглощением их земной поверхности;
б) преломлением и отражением их от ионосферы.
Ответ: Длина волны прямо пропорциональна периоду колебаний; период колебаний зависит от емкости конденсатора (прямая зависимость); емкость конденсатора обратно пропорциональна расстоянию между пластинами. Значит, если расстояние между пластинами уменьшать, то емкость увеличивается, период возрастает и настройка идет на более длинные волны.
Ответ: Для уменьшения габаритов принимающего устройства. Прием короткими антеннами дает слабый сигнал, который затем усиливается усилителем высокой частоты. Таким образом, недостаток антенны компенсируется высокими качествами усилителя радиоприемника.
Ответ: При включении и выключении света возникает искрение контактов выключателя. Значит, в этот момент возникает переменное электромагнитное поле, которое в свою очередь порождает переменное магнитное поле и т.д. Распространяется электромагнитная волна, которая и фиксируется радиоприемником.
Ответ: Сигнал, отраженный от самолета, попадает в антенну телевизора чуть позже, чем прямой сигнал с телевышки. На экране телевизора появляется изображение, созданное прямым сигналом. Слабый “двойник” движется по экрану по мере удаления или приближения самолета. Второе изображение находится правее, так как развертка электромагнитного луча идет слева направо, если смотреть спереди.
Ответ: Эстакада и мост экранируют радиосигнал. Происходит частичное поглощение радиоволны, наблюдается дифракция. (Более короткие волны не могут огибать такое препятствие, возникает область радиотени).
Ответ: Телецентры работают на ультракоротких волнах (<10 м). Эти волны не испытывают дифракции на холмах, оврагах и т.п., поэтому приемная антенна телевизора и передающая антенна телецентра должны быть в зоне прямой видимости.
Ответ: Морская вода, как проводник, поглощает радиоволны.
Ответ: В рентгеновских установках нет излучателей радиоволн; в современных тракторах установлен двигатель типа “дизель”, в котором нет искрового зажигания.
Ответ: Нет, так как крыша будет экранировать антенну радиоволн. Железо — проводник.
Ответ: Металлическая кастрюля экранирует радиосигнал, так как является проводником.
Ответ: Волна принимается непосредственно от антенны телецентра и еще сигнал, отраженный от соседних крыш или других предметов, расположенных вблизи приемной антенны.
Ответ: Интерференция. Волны, идущие от одного и того же радиопередатчика, когерентны и могут интерферировать в месте приема, ослабляя или усиливая сигнал.
Решение задач высокого уровня сложности. Каждая группа получает задание согласно жеребьевке. Решение задачи представляется на доске. Группами осуществляется взаимопроверка решения. У других групп есть возможность заработать дополнительные баллы, если они найдут ошибки в решении и исправят их. За правильное решение группа получает 3 балла, за нахождение ошибки – 4 балла.
Для радиоприемника требуется изготовить катушку индуктивностью 0,6 мГн, длиной 6,28 см, площадью одного витка 30 см 2 . Сколько витков должна иметь эта катушка?
Для радиоприемника требуется изготовить плоский слюдяной конденсатор емкостью 7,5 нФ из пластинок металлической фольги площадью 6,28 см 2 и слюдяных пластинок такой же площадью и толщиной 0,1 мм. Сколько пластинок металлической фольги потребуется для изготовления этого конденсатора? Диэлектрическая проницаемость слюды равна 7,5.
Для радиоприемника требуется изготовить катушку индуктивностью 10 мкГн. Определить радиус каркаса катушки, если она должна иметь 50 витков при длине 9,86 см.
Для радиоприемника требуется изготовить плоский слюдяной конденсатор емкостью 7,5 нФ из металлической фольги и слюдяных прокладок толщиной 0,5 мм. Какова должна быть площадь пластинок фольги и слюды, чтобы конденсатор состоял из 61 обкладки? Диэлектрическая проницаемость слюды 7,5.
4. Подведение итогов работы учащихся в группах.
Анализ уровня усвоения теоретического материала, коррекция допущенных при ответах недочетов. Объявление оценок за работу. Оценка “отлично” выставляется, если группа набрала более 15 баллов; оценка “хорошо” выставляется, если группа набрала 10 — 14 баллов; оценка “удовлетворительно” выставляется, если группа набрала 8 – 9 баллов.
5. Контроль знаний.
Тест по теме “Электромагнитные волны. Радиосвязь”. Задание выполняется индивидуально.
1. Колебания, распространяющиеся в пространстве с течением времени, называют
а) автоколебания;
б) волной;
в) свободными;
г) вынужденными.
2. При уменьшении частоты излучения электромагнитных волн в 2 раза излучаемая в единицу времени энергия
а) уменьшится в 4 раза;
б) увеличится в 4 раза;
в) уменьшится в 8 раз;
г) уменьшится в 16 раз.
3. Энергия электромагнитной волны (в вакууме) в любой точке пространства самостоятельно
а) распространяется, меняясь периодически со временем;
б) распространяется апериодически, монотонно убывая;
в) распространяется стационарно без изменений;
г) не распространяется.
4. Преломление электромагнитной волны на границе двух сред происходит при
а) отклонении ее от направления распространения из первой среды во вторую;
б) уменьшении амплитуды колебаний волн во второй среде;
в) возвращении волн в первую среду.
5. Универсальный процесс передачи и приема какой-либо информации с помощью радиоволн называется
а) радиовещанием;
б) радиолокацией;
в) радиоастрономией;
г) радиосвязью.
6. Чтобы уменьшить частоту волны, излучаемой контуром, в 3 раза индуктивность катушки нужно
а) уменьшить в три раза;
б) увеличить в 9 раз;
в) уменьшить в 9 раз;
г) увеличить в 3 раза.
7. Радиоволнами, огибающими поверхность Земли и дающими устойчивую радиосвязь, являются волны с длиной волны (м)
а) больше 1000;
б) от 100 до 1000;
в) от 10 до 100;
г) меньше 10.
1. Возникновение вихревого электрического поля связано с
а) постоянным магнитным полем;
б) постоянным током;
в) переменным магнитным полем;
г) равномерным движением проводника в магнитном поле.
2. При увеличении частоты излучения электромагнитных волн в 2 раза, излучаемая в единицу времени энергия
а) увеличится в 2 раза;
б) увеличится в 4 раза;
в) увеличится в 8 раз;
г) увеличится в 16 раз.
3. Электромагнитная волна является
а) плоской;
б) поперечной;
в) продольной;
г) сферической.
4. Для определения расстояния R до цели методом радиолокации измеряют общее время t прохождения сигнала до цели и обратно, используя соотношение
а) R = />t / 2;
б) R = ct / 2;
в) R = ct;
г) R = ct / />.
5. Обнаружение и определение местонахождения объектов с помощью радиоволн называется
а) радиоастрономией;
б) радиосвязью;
в) радиовещанием;
г) радиолокацией.
6. Чтобы изменить длину волны с 50 м на 25 м, емкость контура нужно
а) уменьшить в 2 раза;
б) уменьшить в 4 раза;
в) увеличить в 2 раза;
г) увеличить в 4 раза;.
7. Радиоволнами, огибающими поверхность Земли и дающими устойчивую радиосвязь, являются волны
1. Радиоволны распространяются в вакууме
а) мгновенно;
б) со скоростью звука;
в) со скоростью света;
г) со скоростью, зависящей от длины волны;
д) со скоростью, зависящей от частоты волн.
2. При увеличении частоты излучения электромагнитной волны в 3 раза, измеряемая в единицу времени энергия
а) увеличится в 3 раза;
б) уменьшится в 3 раза;
в) увеличится в 27 раз;
г) увеличится в 81 раз.
3. Векторы электромагнитной волны правильно расположены только в случае
а)
б)
в)
г)
4. Поглощение электромагнитной волны на границе двух сред происходит при
а) отклонении ее от направления распространения из первой среды во вторую;
б) уменьшении амплитуды колебаний волн во второй среде;
в) возвращении волны в первую среду.
5. Передача какой-либо информации с помощью радиоволн называется
а) радиолокацией;
б) радиовещанием;
в) радиосвязью;
г) радиоастрономией.
6. Чтобы уменьшить частоту волны, излучаемой контуром, в 3 раза, емкость контура нужно
а) увеличить в 9 раз;
б) увеличить в 3 раза;
в) уменьшить в 9 раз;
г) уменьшить в 3 раза.
7. Радиоволнами, многократно отражающимися от ионосферы и поверхности Земли, являются волны с длиной волны (м)
а) больше 1000;
б) от 100 до 1000;
в) от 10 до 100;
г) меньше 10.
1. Электромагнитная волна распространяется в вакууме
а) со скоростью, зависящей от частоты волны;
б) со скоростью, зависящей от длины волны;
в) мгновенно;
г) с постоянной скоростью “с”.
2. При уменьшении частоты излучения электромагнитных волн в 3 раза, излучаемая в единицу времени энергия
а) уменьшится в 3 раза;
б) увеличится в 3 раза;
в) уменьшится в 27 раз;
г) уменьшится в 81 раз.
3. Полная энергия электромагнитной волны определяется
а) квадратом вектора напряженности электрического поля;
б) квадратом вектора индукции магнитного поля;
в) суммой энергий электрического и магнитного полей;
г) суммой векторов напряженности электрического поля и индукции магнитного поля.
4. Отражение электромагнитной волны на границе двух сред происходит при
а) отклонении ее от направления распространения из первой среды во вторую;
б) уменьшении амплитуды колебаний волны во второй среде;
в) возвращении волны в первую среду.
5. Обнаружение и определение местонахождения объектов с помощью радиоволн называется
а) радиолокацией;
б) радиовещанием;
в) радиоастрономией;
г) радиосвязью;
6. Чтобы уменьшить длину волны, излучаемой контуром, в 2 раза, индуктивность катушки нужно
а) увеличить в 2 раза;
б) уменьшить в 2 раза;
в) увеличить в 4 раза;
г) уменьшить в 4 раза.
7. Радиоволнами, проникающими сквозь ионосферу и распространяющимися в пределах прямой видимости, являются волны с длиной волны (м)
а) больше 1000;
б) от 100 до 1000;
в) от 10 до 100;
г) меньше 10.
Вариант 1 | 1. б | 2. г | 3. в | 4. а | 5. г | 6. б | 7. а, б |
Вариант 2 | 1. в | 2. г | 3. б | 4. б | 5. г | 6. б | 7. а, б |
Вариант 3 | 1. в | 2. г | 3. г | 4. б | 5. б | 6. а | 7. в |
Вариант 4 | 1. г | 2. г | 3. в | 4. в | 5. а | 6. г | 7. г |
6. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
За работу на уроке все учащиеся получают по две оценки: одна — за работу в группе, другая – за индивидуальную работу.