АСУ, как много в этом слове.
Термин «автоматизированная система управления» — АСУ — прочно вошел в обиход лет двадцать тому назад. Словосочетание «автоматизированное рабочее место» и другие ему подобные прижились, став привычными. Значительно хуже прижились и не получили распространения сами АСУ, хотя практически каждое предприятие так или иначе подверглось автоматизации, а программисты среднего и старшего поколения, чье становление прошло в годы больших машин, буквально вскормлены на идеях АСУ.
К сожалению, далеко не всякая попытка внедрения АСУ становилась успешной. Широко распространено, по крайней мере в среде специалистов по вычислительной технике, мнение, выражаемое далеко не так деликатно: программа АСУ в СССР потерпела провал. Исключением оказались предприятия-гиганты (скажем, ВАЗ), работа которых без АСУ была бы в принципе невозможна.
В результате у многих руководителей вполне закономерно сложилось скептическое отношение к подобного рода системам. Нечего греха таить: и в наши дни сладкоголосые речи о выгоде и фантастической эффективности использования компьютеров в управлении радуют больше, чем действительно получаемая от машин выгода. В настоящее время попытки проведения информатизации в масштабе всей страны (по распоряжениям вышестоящих органов) прекращены, а финансируемые государством программы исследований в данной области свернуты.
Справедливости ради нужно сказать, что нет худа без добра: зато идея компьютерной обработки информации стала широко известной. Почти на всех предприятиях есть компьютеры, используемые преимущественно для проведения бухгалтерских расчетов. Даже скепсис руководителей по отношению к АСУ — на пользу, так как он служит гарантией внедрения действительно полезных систем, хотя и доставляет немало хлопот разработчикам-программистам.
С другой стороны, произошедшие в обществе политические и экономические перемены привели к тому, что не слишком успешные в прошлом традиционные АСУ вовсе перестали соответствовать нуждам, потребностям и насущным запросам руководителей, управляющих предприятиями и учреждениями в современных условиях. Организационные схемы и решения, заложенные в основу концепции АСУ двадцать лет назад, сегодня не могут обеспечить (и не обеспечивают) эффективной помощи управленцам.
Нынешняя практика выдвинула на передний план потребность в ежедневном контроле над ситуацией и поиск оперативных решений нежданно возникающих проблем. АСУ же чаще всего разрабатывались совсем иначе, служа несколько иным целям. Насколько можно судить, подавляющее большинство руководителей равнодушно относится к традиционной АСУ, но с интересом к идее создания информационной системы (ИС), способной быстро предоставлять сведения, насущно необходимые для обоснованного принятия оптимальных управленческих решений.
Вообще говоря, АСУ — не только и не столько компьютеры. Последние были и остаются техническим средством, использование которого следует учитывать при организации или реорганизации системы управления, применение и внедрение которого можно планировать. АСУ — система управления, выстроенная так, чтобы извлекать из применения вычислительных машин максимум пользы.
Исторически АСУ базировались на больших машинах, чрезвычайно дорогих как при первоначальной покупке, так и в обслуживании. Тем не менее такие системы были и остаются единственно работоспособными там, где дело касается обеспечения безопасности полетов, регулировки движения в крупных городах, информационного обеспечения деятельности банков и гигантских промышленных предприятий.
Предприятия малого и даже среднего масштаба не могли и не могут позволить себе внедрения АСУ подобного рода в силу ряда взаимосвязанных причин. Первая из них — чисто финансовые соображения. Вторая заключается в том, что задачи таких предприятий не полностью загружают большие машины и, следовательно, не обеспечивают эффективности их применения, то есть окупаемости капиталовложений. Наконец, формы и методы организации управления средними и малыми предприятиями заметно отличаются от тех, которые действуют на крупных.
Сам способ управления большими и сложными объектами допускает сравнительно безболезненное внедрение больших компьютеров. При их установке происходит скорее изменение в технике обработки информации, чем пересмотр методов и реорганизация процесса управления. Средним же предприятиям для сколько-нибудь эффективного внедрения АСУ следует коренным образом реорганизовывать управление. С учетом двух предыдущих причин у средних предприятий мотивов для построения масштабной АСУ явно недостаточно.
Наверное, в этом и заключается объяснение того, что массового внедрения АСУ не произошло. Разговор об АСУ не имело бы смысла продолжать, если бы жизнь стояла на месте. Как уже упоминалось, перемены в стране привели к возникновению новых потребностей у руководства предприятий. Произошли изменения в стиле и методах управления, а главное — в потребностях предприятий.
Еще. Развитие вычислительной техники привело к созданию новых технических и программных средств, которые позволяют строить информационные системы и при этом не требуют ломки существующей на предприятии практики управления, а, наоборот, приспосабливаются к ней. Кроме того, современная техника и программы на порядок дешевле больших компьютеров при первоначальном оснащении и в обслуживании. Таким образом, в наши дни путь к внедрению АСУ оказался открыт не только для средних, но и для малых предприятий.
Все указанное стало возможным вследствие того, что современная техника и программы могут обеспечить гибкость и масштабируемость построенных на их основе систем. Гибкость означает, что АСУ легко перестраиваются на выполнение самых различных функций по оперативному обеспечению информацией прямо на рабочих местах всех, кто в ней нуждается. Это необходимое условие для своевременного принятия деловых решений. Очень важно, что перестройка, точнее, перенастройка гибких АСУ не требует замены парка компьютеров и тому подобных дорогостоящих мероприятий, а производится в рабочем порядке. Словом, дополнительные капиталовложения не нужны или невелики.
Масштабируемость АСУ означает, что в тот момент, когда загрузка техники достигает пределов, за которыми аппаратура компьютеров перестает обеспечивать должную оперативность предоставления информации, не возникает трудноразрешимых проблем. Масштабируемые АСУ проектируются и реализуются так, чтобы аппаратная мощь систем могла наращиваться постепенно, небольшими шагами. Таким образом обеспечиваются невысокие затраты на расширение АСУ в течение жизненного цикла. Так же, как и в случае с гибкостью, масштабируемость предполагает минимальное перепроектирование и переписывание программ в процессе расширения и наращивания АСУ.
Таким образом, не совсем верно называть АСУ современные гибкие и масштабируемые информационные системы (ИС), обеспечивающие руководителей оперативной информацией для обоснованного принятия управленческих решений, контроля над их исполнением и отслеживания произведенного эффекта. Тем не менее нет веских причин отказываться от термина «АСУ» в пользу термина «ИС». Куда разумнее, отдавая дань традиции, наряду с «ИС» пользоваться «АСУ», вкладывая в него новое содержание.
Прежде чем продолжить обсуждение проблем управления в контексте информационных технологий, необходимо сделать несколько замечаний по поводу проектирования АСУ. Пожалуй, трудно назвать другую область, где проектирование играет роль даже более значительную, чем реализация. Судите сами: добротно спроектированная АСУ способна приносить пользу и когда компьютеры слабенькие, и когда программы не очень хорошо написаны. Плохо спроектированная система неработоспособна вне зависимости от уровня компьютеров и качества программ. Чему-чему, а последнему примеров много.
В силу особой роли проектирования к проектировщику АСУ предъявляются не совсем обычные требования. «Асушник» — не программист и не управленец. В реальной жизни царит профессиональная специализация, барьеры которой иногда следует преодолевать. Именно этим постоянно занимаются специалисты-проектировщики, называемые постановщиками задач или, на западный манер, системными аналитиками, а попросту «асушниками».
Прямой обязанностью таких людей является посредничество между заказчиком, то есть руководителем, решившим опереться на компьютеры в своей деятельности, и профессионалами в области компьютеров, взявшимися исполнить заказ. Потребность в постановщиках проистекает прежде всего из факта, что руководители — специалисты в своей области, а программисты — в своей, причем и та, и другая весьма специфичны. Поэтому неудивительно, что, встречаясь лицом к лицу, они друг друга понимают плохо. Постановщик же становится переводчиком, наводящим между ними мосты взаимопонимания.
Постановка задач очень важна. Никто лучше заказчика не знает его потребностей. Никто лучше программиста не осведомлен о потенциале компьютерной техники. Непосредственная работа постановщика состоит в нахождении компромисса между тем, что желает получить заказчик, и действительно возможным результатом, обеспечиваемым АСУ. С одной стороны, постановщик ограничивает компьютерщиков жесткими бюджетными требованиями и не дает уклониться от спецификаций задач, требуя от них максимум возможного. С другой стороны, он работает с заказчиком, убеждая корректировать нереалистичные требования и мириться с неизбежными ограничениями.
Успех любого проекта по внедрению компьютерной техники и программного обеспечения закладывается на стадии постановки задачи и определения схемы ее решения, то есть в процессе проектирования. О важности стадии проектирования и роли постановщиков говорят следующие соображения и факты.
Во-первых, физически и логически невозможно получить пользу от АСУ, изготовленной по принципу «сделай то, не знаю что». А вероятность ошибки достаточно велика хотя бы потому, что ситуация, как правило, выглядит так: заказчик лишь чувствует, что ему чего-то не хватает, а что хочет получить, еще не знает, главное, не представляет, как это узнать. Недопущение ошибок в ходе проектирования — прямая обязанность постановщиков.
Во-вторых, практический опыт разработки и внедрения АСУ свидетельствует: на каждый доллар, потраченный на компьютеры и аппаратуру, приходится доллар, потраченный на программное обеспечение, и от одного до пяти долларов, требующихся для проведения полномасштабного проектирования. Иначе первые два доллара просто не будут работать. Не подлежит сомнению, что 30% (как минимум) капиталовложений, направляемых на создание АСУ, должны быть истрачены с толком, даже если не говорить об угрозе обесценивания остальных 70%.
В-третьих, устранение ошибок на стадии разработки программ обойдется в два раза дороже, чем при обследовании предприятия и анализе, на стадии внедрения — в десять, а во время промышленной эксплуатации системы — в сто раз дороже.
Из сказанного ясно, что проектирование — весьма ответственный этап работ. А постановщики должны обладать существенной эрудицией как в компьютерной, так и в предметной области, решение задач которой берутся проектировать. Как будет показано в следующем разделе, внедрение АСУ, требует проведения определенных мероприятий организационного характера. Поэтому планирование характера и состава административных мер, сопровождающих внедрение АСУ, также входит в компетенцию проектировщиков.
На практике проектирование и разработка АСУ заказывается руководителями предприятий, склонными видеть в ее внедрении лишь одно из звеньев осуществляемых перемен в организации и технологии управления. С другой стороны, нередкими являются случаи, когда локальная реорганизация, вызванная внедрением АСУ, приобретает гораздо большие масштабы, то есть АСУ служит своего рода катализатором нововведений.
Данный аспект недостаточно просто учитывать при проектировании АСУ. На деле он определяет контуры разрабатываемой системы, ее место в управлении предприятием и функциональное назначение. Таким образом, постановщикам задач и проектировщикам жизненно необходимо разбираться и в проблемах управления. Иногда они даже выступают в роли консультантов по реорганизации работы административного аппарата. Одной из трудностей проектирования, связанных именно с этим обстоятельством, может являться расхождение взглядов постановщиков задач и руководства предприятия на принципы организации управления предприятием и роль АСУ.
Одно из таких расхождений кроется в буквальном толковании АСУ как «автоматизированной системы управления». Несмотря на то что я уже попытался переопределить термин, приравняв его смысл к «информационной системе», стоит разобраться с ним подробно. Коль упоминается автоматика и управление, прибегнем к примеру из этой области.
С автоматической системой противовоздушной обороны все ясно: приборы засекают цель, наводят ракеты и производят залп. В системе автоматизированной решение об открытии огня принимает человек. Другой род автоматизированных систем позволяет человеку произвести грубое наведение, скажем, указав на цель, а остальное берет на себя автоматика.
Нетрудно видеть, что ни один из описанных вариантов не подходит к случаю управления предприятием. Насколько мне известно, даже в «застойные» времена, о которых принято говорить как о периоде стабильности, живой организм предприятия нельзя было уподобить машине, предсказуемо движущейся по раз и навсегда проложенному пути. Спросите кого угодно, поддается ли автоматизации то, что нельзя предсказать. Ответ будет отрицательным.
Взглянув на дело с другой стороны, можно обнаружить, что управление — процесс интеллектуальный и творческий. Думаю, читателям «КГ» не нужно объяснять факт отсутствия интеллекта у компьютеров и устройств электроники. Автоматизировать — значит переложить на машину. Так скажите на милость, что творческого и интеллектуального в принципе возможно переложить на компьютер? Как ни размышляй, в деле управления автоматизировать нечего.
Конечно, в наши дни компьютеры не только сверхарифмометры, но и сверхкартотеки, и средства связи, и инструменты изощренного анализа и так далее. Однако они были и остаются инструментами в руках человека. Миф, будто стоит нажать кнопку, а компьютер уж расстарается, всего лишь миф. Увы, опять не состоялась вековая мечта о том, что лежа на печи, да по щучьему велению.
Во избежание подобных затруднений уже в простейшем конкретном случае изначального понимания слова АСУ все термины и подходы к проектированию приходится согласовывать. По меньшей мере позицию проектировщиков следует подробно и детально излагать, чтобы она могла послужить материалом для обсуждения с руководством предприятия.
Совершенно необходимо подчеркнуть: занимаясь анализом существующей на предприятии системы управления и предлагая варианты ее реорганизации, обусловленной внедрением АСУ, проектировщики никоим образом не посягают на прерогативы руководителей. Это замечание может показаться необязательным только тому, кто не слыхал рассказов бывалых «асушников».
При этом, против ожиданий, опытные специалисты практически не поносят бездарность управленцев, с которыми их сводила работа. Напротив, они любят поговорить о «толковых мужиках» и, конечно, о том, какую систему сделали или пытались сделать. Пообщавшись с «асушниками», ничего не стоит вообразить, будто, поставленные во главе завода или учреждения, они в считанные месяцы разрешат накопившиеся за долгие годы проблемы.
Если подумать, у проектировщиков АСУ действительно есть определенные преимущества перед руководителями предприятий. Они лучше знают теорию, обучены систематизировать и способны выдавать целые вороха возможных решений по расшивке узких мест. Задумавшись глубже, нельзя не отметить, что они хуже знают действительность, избегают брать на себя ответственность за конечный результат внедрения АСУ, неспособны (и не имеют права) принимать стратегические и комплексные решения.
Пожалуй, не стоит менять местами «асушника» и директора.
Евгений Щербатюк
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 1997 год в рубрике hard :: pc
Асушник – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово асушник? Пытаешься разобраться, что такое асушник? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «асушник» в словарях русского языка
Асушник это:
человек, по роду деятельности связанный с АСУ
Где и как употребляется слово «асушник»?
Кроме значения слова «асушник» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «асушник».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «асушник» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «асушник»
Так как много асушников жило в том же здании чуть выше машзала, общение наше не прерывалось и по вечерам.
Половину общежития молодых специалистов во вставке на ул. Полярной заселили асушники и асушницы.
Профессии будущего: кто такой инженер АСУ ТП
© Форпост Северо-Запад
По данным компании HeadHunter, самыми востребованными специалистами, окончившими вузы в 2021 году, стали инженерно-технические кадры. Конечно, не все в равной степени. Какая профессия и почему на рынке труда котируется выше других?
Лидер онлайн-ректуринга сообщил, что в ходе опроса работодателей выяснилось: менее всего они нуждаются в выпускниках естественнонаучных (5%), педагогических (6%), аграрных (7%) и медицинских/фармацевтических (8%) направлений. Самую высокую заинтересованность компании выражают в отношении бывших студентов строительных (20%) и социально-экономических (31%) факультетов, а также новоиспеченных технических специалистов (56%).
Эксперты отмечают, что востребованность инженеров обусловлена автоматизацией производственных процессов. Однако профессионалов в этой сфере не хватает — технологии появляются быстрее, чем обновляются образовательные программы. В результате спрос на инженеров АСУ ТП (автоматизированных систем управления технологическими процессами) растет в геометрической прогрессии, что отражается на конкурсе в профильные вузы.
Аспирант Санкт-Петербургского горного университета Владимир Пайор родился и вырос в Красноярске. Юноша окончил физико-математическую школу. Еще в старших классах он участвовал в тематических чемпионатах. Например, в XX региональном конкурсе ИТ-проектов «Soft-парад», проводимом среди талантливых разработчиков Сибирского федерального округа, молодой человек победил в одной из номинаций с проектом «Дополненная реальность». Особенностью состязания была его ориентация на реальные потребности рынка. После окончания школы выпускник стал перед выбором дальнейшего пути.
© Конкурс Soft-parad 2013
«Профессий, находящихся на стыке физики и информатики, аппаратной и программной частей, не так много. Обычно приходится выбирать – или ты инженер, или айтишник. Автоматизация – одна из немногих специальностей, которая лежит между этими областями. Она позволяет быть одновременно и программистом, и электротехником, и технологом», — отмечает Владимир.
Где учиться
В 2015 году молодой человек поступил на специальность «Автоматизация технологических процессов и производств» в Горный университет. Свой выбор объясняет сразу несколькими причинами.
«Минерально-сырьевой комплекс — основополагающая отрасль России. Карьерных перспектив у инженера АСУ, разбирающегося в сырьевом секторе, гораздо больше, чем у прочих. Обучаться в учебных заведениях, целенаправленно готовящих IT-специалистов, смысла не имело. Само по себе программирование на 90% изучается самостоятельно. Преподаватели по данной дисциплине дают фундаментальную базу, но автоматчик – это практик, который использует уже готовые наработки к прикладным задачам. Бытует мнение, что ему не столь важно, в какой сфере работать — банкомат, ракета, нефтегазовый промысел или металлургический комбинат. Для работника существуют лишь входные и выходные данные, воздействуя на которые он может управлять любым процессом. Однако именно знание производственных технологий способствует углубленному пониманию операций и выстраиванию более эффективной работы», — объясняет аспирант.
© Пресс-служба компании «Газпром нефть»
По его словам, университет дает научно-исследовательскую среду и возможность знакомиться с современными инструментами автоматизации в лабораториях вуза – полноценной конвейерной линией, шкафами управления, контроллерами и многим другим. Реальный пример задания для студентов: написать ПО, которое позволит видеокамере распознать бракованное изделие, захватить его роборукой и поместить либо в отсек для брака, либо на линию конвейера.
Чем занимается инженер АСУ ТП
Как правило, любая система автоматизации состоит из трех уровней. Первый – то, чем непосредственно управляют (различные исполнительные устройства). Вторая – контроллеры. Это мозг и сердце всей структуры. Они получают сигналы от датчиков и в зависимости от заложенной программы координируют действия. Помимо этого, обрабатывают и архивируют информацию о ходе всего процесса. Третья часть – единый центр операторского управления в виде одного или нескольких пультов, к которым подключено множество контроллеров.
Функции специалиста зависят от того, на какой стадии находится система автоматизации в компании. Требуется ли только обслуживание оборудования; разработка проекта с нуля, подбор комплектующих и внедрение, или же модернизация и объединение с бизнес-процессами. По сути, это три разных варианта и три разных уровня квалификации инженера.
В первом случае сотрудник контролирует входные данные и при необходимости меняет ход операции — скорость, температуру, давление и прочие характеристики. Он должен знать, как система автоматизации устроена и на какие технологические процессы влияет. Если она будет неправильно налажена, может причинить серьезный ущерб. Например, нефтегазовой отрасли АСУ может управлять несколькими насосами. В случае ошибки возникает риск навредить всему пласту – вплоть до остановки добычи, которая приведет к потерям и снижению рентабельности всего производства.
© Пресс-служба компании «СУЭК-Кузбасс»
Во втором случае сотрудник должен знать порядок и способы разработки проектов систем автоматизации, уметь осуществлять монтаж и пусконаладку установок, программировать промышленные контроллеры.
Еще более высокая квалификация — развитие имеющейся системы в соответствии с последними новшествами и объединение в одно целое автоматику технологических и бизнес-процессов, бухгалтерии, отдела кадров, логистики и прочие структуры компании. Причем профессионал высокого уровня способен менять технологические процессы в целях повышения производительности: одни делать быстрее, вторые кардинально перестраивать, а третьи — исключать как устаревшие.
Где строить карьеру
Инженеры АСУ сегодня работают в строительстве, машиностроении и приборостроении, но основной массив преобразований происходит в энергетике и минерально-сырьевом комплексе.
В настоящее время можно выделить следующих флагманов цифровой трансформации: в нефтегазовой сфере — «Газпром нефть», в горном деле — «СУЭК», «Евраз» и «Северсталь», в электроэнергетике — «Россети». Среди поставщиков решений – компании Schneider Electric, Metso, Outotec и российская «Цифра».
«В аспирантуре я планирую заниматься инструментами синхронизации цифровых двойников и реальных производственных объектов. А после окончания научных исследований вижу себя разработчиком инновационных программных решений для металлургической промышленности в штате компании-поставщика АСУ. Внутри сырьевого комплекса есть более и менее интересные для разработчиков направления, и студенты еще в процессе обучения выбирают, в какой сфере хотят развиваться. Нефтегазовая отрасль России автоматизирована на 80%, выше – только ядерная. Здесь управляют потоком жидкости и газа, регулируют температуру и давления. Более широкую площадку для работы представляют собой металлургия и горное дело. Они менее автоматизированы и характеризуются более сложными процессами. Инструменты, которые можно разрабатывать для них, в нефтянке не применяются в принципе в виду ее особенностей. Среди них — конвейеры, питатели, дозаторы, печи, мельницы, загустители, системы подачи материала, видеокамеры», — рассказывает молодой ученый.
© Пресс-служба компании «Евраз»
По его словам, спецификой металлургии является тот факт, что инженеры АСУ ТП дают небольшой прирост производительности – 2-3% от одной разработки. Но если пересчитать это в денежном эквиваленте, при оборотах в сотни тысяч тонн получатся миллионы долларов в год.
Статистика заработанных плат
Доходы напрямую коррелируются с опытом сотрудника и региона. Кроме того, имеет значение, будет местом работы производственное предприятие или компания, являющаяся поставщиком информационных технологий и компонентов систем автоматизации для сырьевых организаций.
На стартовом уровне в Санкт-Петербурге или Москве зарплата специалиста начинается от 60-70 тысяч рублей. Проработав год-два, он уже может рассчитывать на сумму от 100 тысяч рублей. Сотрудник, способный модернизировать и внедрять новые решения, получает 180-200 тысяч рублей. Профессионал, который занимается трансформацией технологических процессов, зарабатывает от 300 тысяч рублей.
Ситуация, когда в крупной российской нефтегазовой компании инженер может выстроить карьеру до начальника Управления АСУ ТП с зарплатой в 700 тысяч рублей в месяц, вполне реальна. В зону его ответственности будет входить закупка оборудования, общения с подрядчиками, составление технического задания и контроль его выполнения.
Если в мегаполисах инженеры АСУ могут столкнуться с конкуренцией на рынке труда, то в Сибири выбирать будут не их, а они. Спрос на специалистов, готовых работать вахтовым методом в штате производственных предприятий в Ноябрьске или Сургуте, высочайший. Там благодаря северным надбавкам будет отличаться и заработанная плата.
© Пресс-служба компании «Евраз»
В разных странах регулярно проводятся опросы населения о соотечественниках, которые оказали наибольшее влияние на национальную историю. В Италии на первом месте значится Леонардо да Винчи, в Англии — вслед за Черчиллем идет инженер Изамбард Брюнель, построивший в XIX веке множество мостов, дорог и тоннелей. В России же долгие годы первые места, до 50-го включительно, неизменно занимали политические деятели. Сегодня ситуация меняются.
Для сравнения: уже сегодня на том же HeadHunter только в Санкт-Петербурге инженеров по автоматизации требуется в три раза больше, чем экономистов, и на 20%, чем юристов.
Асушник кто это
александр федоров
Школа Fine Start
Мысль написать небольшую шпаргалку для начинающих АСУшников о ключевых навыках, которые ищут работодатели в своих сотрудниках, пришла ко мне после того, как я пообщался с довольно большим количеством и работодателей, и соискателей.
Вот что я понял: далеко не все соискатели из числа молодых специалистов могут чётко сформулировать, наличие или отсутствие каких навыков помогло или помешало им устроиться на заветное место работы. Поэтому я решил в популярном ныне формате «чек-листа» составить список навыков, о которых как минимум стоит задумываться. А на самом деле, постоянно их прокачивать.
Сразу оговорюсь: я не буду детально прописать весь набор необходимых профессиональных навыков. Нет цели повторять программу обучения Школы Fine Start или какого-либо технического ВУЗа. Поэтому я перечислю основные укрупненные группы навыков, которые с высокой степенью вероятности вам понадобятся для работы в любой промышленной или инжиниринговой компании. За каждым из этих навыков стоит не одна область знаний, включая теорию (например, теория автоматического управления). Само собой разумеется, что они должны быть в аресенале любого АСУшника.
Отдельное поговорим про soft skills, или так называемые личностные навыки. К сожалению, этому не учат ВУЗах, и далеко не все уделяют им внимание. А зря. Soft skills считаются навыками 21 века, и всё больше работодателей придают им большое значение.
Читайте чек-лист, сверяйтесь с навыками, которыми вы владеете, и постоянно улучшайте их. Вот краткий рецепт успешной карьеры по профессии.
1. умение выстривать архитектуру асу тп
Здесь речь идет не только о знании типовой архитектуры АСУ ТП и ее составляющих (SCADA, ПЛК, исполнительные устройста, средства измерения, промышленные сети и протоколы и т.д.), но и о понимании того, какая конкретно архитектура подойдет для той или иной задачи, исходя из требований по эффективности и надёжности. Казалось бы, откуда можно знать заранее, какая структура будет оптимальной, не сделав проект и экономическую оценку? Все верно, проект нужен. Но существуют проверенные временем и практикой стандартные решения, которые повышают надежность и эффективность АСУ ТП. Именно такие знания принципов построения современных АСУ ТП и приветствуются работодателями.