Автоматизированном режиме что это
Перейти к содержимому

Автоматизированном режиме что это

Автоматизированные, автоматические и управляемые человеком системы

Механизация пр. процесса — замена физического труда человека работой механизмов, получающих энергию от какого либо источника.

Автоматизация пр. процесса — замена физического труда человека, затрачиваемого на управление механизмами и машинами, работой специальных устройств, обеспечивающих это управление (СУ)

Автоматизация управления — замена физического и умственного труда человека, затрачиваемого на управление работой технических средств, обеспечивающих выполнение задач управления. За человеком остаются только функции наблюдения и подготовки этих технических средств.

Техническая система управления — совокупность технических средств, имеющих между собой электрические, пневматические, гидравлические или иные информационные связи, используемые для управления производственными или другими процессами.

Автоматизированная система управления (производством или технологическим процессом) — разновидность систем управления, включающая технические средства, которые обеспечивают замену физического и умственного труда человека, но требуют, однако, затрат труда для своего обслуживания и выполнения отдельных функций управления.

Автоматическая система управления — разновидность систем управления, включающая технические средства, которые обеспечивают автоматический сбор, обработку информации, в том числе принятие решения и реализацию принятого решения. Затраты труда человека необходимы только для контроля функционирования и обслуживания системы. Автоматическая система управления состоит из управляемого объекта и автоматического управляющего устройства, взаимодействующих между собой. Объектов и управляющих устройств в системе может быть несколько.

Автоматические системы управления уже давно широко применяют, особенно в военном деле, например для управления огнем, полетом ракет и самолетов (автопилот), наведения орудий, движения подводных лодок; а также в атомной энергетике при управлении режимами работы атомных котлов; в отраслях промышленности с непрерывными процессами производства; например, для управления процессами производства аммиака, метанола, главки металла.

В процессе внедрения автоматическая система управления технологическим процессом обычно используется вначале как автоматизированная система, работающая в информационном режиме, а после накопления опыта, проверки надежности системы и т. п. переводится в автоматический режим.

Автоматические системы управления подразделяются на:

непрерывные системы (аналоговые) — системы, в которых входные сигналы действуют непрерывно в течение всего времени работы системы;

дискретные системы (импульсные) — с прерывистым воздействием сигнала на входе.

2. Понятие об автоматизации управления производством

Научно-технический прогресс приводит к росту скорости производства. Если «скорость» управления при этом постоянна, то качество управления падает, ибо управление как бы «не успевает» за производством.

Одновременно научно-технический прогресс создает предпосылки для повышения качества управления за счет использования вычислительной техники, математических методов, теории управления и автоматизации управления. Все это концентрируется, находит конкретную реализацию в автоматизированных системах управления (АСУ).

Управление в простейшей форме заключается в сборе информации (данных о ходе технологического процесса), ее переработке и выводе управляющей информации для изменения хода процесса. Этот цикл происходит периодически или непрерывно и может осуществляться с помощью автоматизированной системы управления, которая выполняет все или некоторые из перечисленных операций.

Данные о состоянии производства и аварийные сигналы применяются при оперативном управлении и частично накапливаются для статистических расчетов и анализа. Значительная часть этих данных может собираться в виде отклонений от плана, нормы, задания. Данные оперативного учета используются также при оперативном планировании.

Качество управления определяется тремя основными факторами: выбором эффективного решения, своевременностью его принятия и возможностью реализации этого решения.

Основным путем повышения качества управления является автоматизация управления производством, при которой перечисленные задачи решаются средствами вычислительной техники.

Приведем пример высокого качества управления. При реализации билетов на самолеты используются автоматизированные информационные системы, хранящие данные о свободных местах на все рейсы. По запросам пассажиров, вводимым в систему кассирами, система сообщает сведения о наличии мест и учитывает реализацию билетов. Это позволяет снизить число свободных мест в самолетах, своевременно вводить резервные рейсы.

Сложность управления технологическим процессом определяется суммарными потоками информации, которые выявляются в процессе тщательного изучения и анализа, сложностью их обработки и использования результатов. Эти потоки определяют число датчиков, устанавливаемых в АСУ ТП, и устройств вывода информации, алгоритмы обработки информации, объемы памяти ЭВМ.

Стоимость управления является одним из важных показателей управления. Большую часть стоимости определяют затраты на оргтехнику и математическое обеспечение. Последнее, порой, бывает во много раз дороже. Проблема стоимости вычислительной техники находит свое решение в использовании локальных вычислительных сетей. Широкое внедрение ПЭВМ дает возможность децентрализации обработки информации. Система управления технологическим процессом независимо от размещения ЭВМ должна обеспечить получение информации, передачу ее в систему обработки данных, обработку (систематизацию, сортировку, вычисления) и выдачу команд, управляющих ходом производства и обеспечивающих строгую регламентацию протекающих процессов, печатных документов, информационных сообщений и советов

В автоматизированной системе управления сбор, переработка и вывод информации осуществляются автоматически или автоматизировано. При обработке информации для анализа обстановки, кроме текущих данных о состоянии производственного процесса, используют также нормативные данные, плановые данные и математическое описание (модель) производства.

Управление с автоматическими органами управления образует автоматическую систему с замкнутой цепью воздействий (с обратной связью). Разработка и внедрение такой системы возможны лишь при наличии большого опыта эксплуатации разомкнутых систем с непосредственным управлением человеком или группой людей, которые принимают решение на основании своего опыта и знания производства.

Уровни автоматизации управления обычно совпадают с принятыми уровнями управления.

На предприятиях ряда отраслей промышленности различают три уровня в общей схеме автоматизированного управления предприятием:

автоматизация управления технологическими процессами (нижняя ступень);

автоматизация управления на уровне производств (средняя ступень);

автоматизация управления на уровне предприятия (верхняя ступень).

На нижней ступени решаются технические задачи: соблюдение технологических режимов, правил эксплуатации оборудования и техники безопасности. На этой ступени применяют локальные системы стабилизации и регулирования параметров, поисковую автоматику, некоторые элементы вычислительной техники, а также автоматическую сигнализацию, блокировку, регистрацию и т. п.

На средней ступени определяется экономически обоснованное распределение нагрузок между цехами и агрегатами, оптимальный режим технологического процесса, а также вырабатываются и передаются команды управления системам автоматизации нижней ступени. Для этого используют системы централизованного сбора информации и программы для анализа деятельности производства.

На верхней ступени решаются технические и в основном экономические задачи. Планируется производство отдельных цехов и участков, выполняются учетные работы, осуществляется управление транспортом, складами, энергоресурсами, определяются показатели для оперативного управления, которые передаются в соответствующие системы автоматизации средней ступени.

Решение вопросов автоматизации на уровне всех трех ступеней является, по существу, решением вопросов комплексной автоматизации производств.

Обычно АСУ ТП находится на нижней ступени автоматизации, однако может в зависимости от обстоятельств охватывать среднюю и высшую ступени управления, но не подменяя АСУ П.

3. Основные принципы автоматизации управления технологическим процессом

Автоматизация управления основывается на ряде принципов организации управления, которые можно разбить на четыре основных группы.

К первой группе можно отнести принципы организации производственного процесса. Эта группа принципов отвечает на вопрос: «Как управлять?»

При автоматизированном управлении производством действуют также принципы, определяющие организацию и функционирование АСУ). Эта группа принципов отвечает на вопрос: «Как организовать автоматизированное управление?»

Автоматизация управления стала возможной благодаря наличию современных технических средств, математического и организационного обеспечения, а также благодаря гибкости производственной информации. Это позволяет выделить группу принципов, определяющих возможность создания АСУ. Эта группа принципов отвечает на вопрос: «На чем основано автоматизированное управление?».

Процессы создания АСУ — от проектирования до внедрения — характерны наличием своих собственных принципов. Эта группа принципов отвечает на вопрос: «Как создавать автоматизированное управление?».

Третья и четвертая группа принципов будет последовательно рассматриваться во всех разделах данного курса. Первую и вторую группы принципов кратко изложим в настоящем разделе.

Принципы организации производственного процесса

Эти принципы определяют рациональное сочетание в пространстве и во времени всех основных, вспомогательных и обслуживающих процессов.

Принцип специализации. Специализация обусловливает выделение и обособление отраслей, предприятий, цехов, участков, линий и т. д., изготавливающих определенную продукцию или выполняющих определенные процессы. Уровень специализации предприятий и подразделений определяется сочетанием двух основных факторов — объемом производства и трудоемкостью продукции. На специализацию в значительной степени влияет стандартизация и нормализация, которые могут повысить масштабы производства однородной продукции. Специализация в целом отличается большой экономической эффективностью.

Соблюдение принципа специализации состоит в закреплении за каждым производственным подразделением, за каждым участком, вплоть до рабочего места, ограниченной номенклатуры работ, минимально возможного числа различных операций.

Принцип пропорциональности. Все производственные подразделения основных и вспомогательных цехов обслуживающих хозяйств, участков, линий, группы оборудования и рабочие места должны иметь пропорциональную производительность в единицу времени. Пропорциональные производственные возможности позволяют при полном использовании оборудования и площадей обеспечить равномерный выпуск комплектной продукции.

Несоблюдение принципа пропорциональности приводит к появлению "узких мест" и диспропорций, когда объем продукции или услуг тех или иных подразделений оказывается недостаточным для выполнения производственных заданий и тормозит дальнейшее развитие производства.

Принцип параллельности. Параллельное (одновременное) выполнение отдельных частей производственного процесса, этапов, фаз, операций расширяет фронт работ и резко сокращает длительность производственного цикла. Параллельность проявляется во многих формах — в структуре технологических операций, в совмещении основных и вспомогательных операций, в одновременном выполнении нескольких технологических операций и т. п.

Принцип прямоточности. Изделие, изготавливаемое предприятием, в процессе производства следует пропускать по всем фазам и операциям производственного процесса — от запуска исходного материала до выхода готовой продукции по кратчайшему пути без встречных и возвратных движений.

Соблюдение этого принципа реализуется в расположении зданий, сооружений, цехов, станков и в построении технологического процесса. Вспомогательные подразделения и склады размещаются возможно ближе к обслуживаемым ими основным цехам.

Принцип непрерывности. Перерывы в производстве необходимо устранять или уменьшать. Это относится ко всем перерывам, в том числе внутри операционным, междуоперационным, внутрисменным, междусменным. Машины или системы машин тем совершеннее, чем выше степень непрерывности их рабочего процесса. Организация производственного процесса тем совершеннее, чем выше степень достигнутой в нем непрерывности.

Принцип ритмичности. Производственный процесс должен быть так организован, чтобы в равные интервалы времени выпускались равные или возрастающие количества продукции и через эти интервалы времени повторились все фазы и операции процесса. Различают ритм запуска (в начале процесса), операционный ритм (промежуточный) и ритм выпуска продукции. Ведущим ритмом является последний.

Создание АСУ ТП должно быть направлено на соблюдение принципов организации производственного процесса. Функционирование АСУ ТП должно обеспечивать соблюдение принципов непрерывности и ритмичности.

Принципы организации автоматизированного управления

Эти принципы определяют технологию управления в условиях АСУ.

Повышение экономической эффективности производства является первым общим принципом автоматизации управления. При несоблюдении этого принципа автоматизация становится неэкономичной, нецелесообразной.

Общее упорядочение является вторым общим принципом автоматизации управления. В процессе создания АСУ ТП и при ее функционировании на предприятии происходят интенсивные процессы упорядочения. Упорядочивается все — технология и процессы управления, структура и потоки информации, методы управления и обязанности должностных лиц, в результате чего организация производства поднимается на более высокий качественный уровень.

Принцип соответствия — третий общий принцип автоматизации управления. Он является частным проявлением системного подхода и означает, например, гармоничное соответствие между потребностями автоматизируемого объекта и возможностями АСУ ТП.

Принцип единообразия является четвертым общим принципом. Он означает унификацию и стандартизацию элементов АСУ ТП. Унификация элементов АСУ ТП упрощает и удешевляет процессы проектирования, процессы эксплуатации и облегчает преемственность при создании новых АСУ.

4. Декомпозиция АСУ ТП

Проблемы декомпозиции систем управления. Основная цель декомпозиции — разделение системы на части, имеющие меньшую сложность, с целью обеспечения условий для анализа и синтеза подсистем, для проектирования, построения, внедрения, эксплуатации и совершенствования систем управления.

Первой проблемой декомпозиции систем управления является разделение системы на части с меньшим числом элементов и связей — с меньшим числом переменных величин. Обычно систему разделяют таким образом, чтобы подсистемы поддавались какой-либо классификации, например, по функциям управления, по иерархии управления и др. Эго обеспечивает унификацию подходов к подсистемам.

АСУ ТП в целом должна быть спроектирована таким образом, чтобы все подсистемы ее имели свои локальные цели, выбранные в соответствии с общей целью системы. Как правило, общая цель, критерий функционирования и основные ограничения, накладываемые на работу АСУ ТП, формулируются в начале проектирования системы.

Второй проблемой является проблема декомпозиции критерия, т. е. нахождения критериев субоптимальности — критериев функционирования подсистем. Иногда она рассматривается как проблема конструирования критериев.

Выбор дополнительных критериев для подсистем нацеливает их работу на так называемую субоптимальность, в общем случае несовпадающую с оптимальностью всей системы.

Третьей проблемой декомпозиции является оценка субоптимальности действия подсистемы — степени отклонения получаемых результатов от оптимальной потребности системы в целом. Оценка отклонений позволяет найти пути сведения их к необходимому минимуму.

Четвертой проблемой является агрегатирование подсистем.

Пятая проблема — выбор стратегии функционирования. Для эффективного управления требуется совокупность приемов управления, разработанных с учетом общей стратегии.

Имеется также ряд проблем, связанных с надежностью функционирования подсистем, обменом информацией между ними, участием человека и др.

Декомпозиция является могучим методом анализа и синтеза систем, в том числе систем автоматизированного управления, и широко используется в практике создания АСУ ТП.

Декомпозиция АСУ и синтез подсистем. Известные направления декомпозиции АСУ позволяют выделить структурные, функциональные, этапные, поэлементные и другие подсистемы АСУ.

Под структурными (или организационными) понимают подсистемы, соответствующие структурному построению объекта. Например, структурные подсистемы в цехе — это подсистемы участков, переходов, комплектов, групп оборудования. Структурное направление декомпозиции АСУ имеет смысл в АСУ ТП, если объект управления неоднороден настолько, что алгоритмы управления для каждого подразделения или группы оборудования разные.

Под функциональными понимают подсистемы, соответствующие отдельным функциям управления (например, подсистемы контроля, оперативного управления). Они хорошо отражают сущность управления и поэтому применимы в автоматизированных системах управления любого уровня и назначения.

Этапные подсистемы — это подсистемы, соответствующие этапам деятельности. Выход одной этапной системы связан со входом другой.

Под элементными понимают подсистемы, отражающие человеко-машинную сущность АСУ. Обычно выделяют подсистемы человеческих факторов, информации, технического обеспечения.

В автоматизированных системах управления также целесообразно выделение подсистем по направлениям автоматизации.

Кроме этого производят декомпозицию на функциональные подсистемы второго рода — по признаку управления операциями технологического процесса.

Необходимо обеспечивать производство всеми ресурсами и затем сбывать его продукцию. Поэтому декомпозиция по направлению действия обеспечивающих подсистем позволяет выделить все виды обеспечения и организовать функционирование этих подсистем.

Эти три направления декомпозиции относятся к функционированию системы. Однако в жизнедеятельности систем важное место занимает ее создание и совершенствование. Поэтому предлагается еще одно направление декомпозиции — по этапному обеспечению жизнедеятельности систем.

Могут быть и другие направления разбивки систем, однако каждое из предлагаемых направлений декомпозиции АСУ имеет свое определенное назначение.

5. Виды обеспечения АСУ ТП

Автоматизация управления технологическим процессом стала возможной в современном ее представлении только в последнее время. Произошло это в результате накопления опыта, развития ряда научных направлений и создания соответствующих технических средств.

АСУ ТП возникли на стыке следующих отраслей науки и техники: технологическая автоматика, вычислительная техника, прикладная математика (в том числе программирование), теория информации, теория организации и управления, высокомеханизированное и автоматизированное технологическое оборудование большой мощности.

Автоматизация управления технологическим процессом реализуется в виде систем — АСУ ТП. АСУ ТП включает оперативный персонал, организационное, информационное, программное и техническое обеспечение (ГОСТ 16084-75).

Оперативный персонал АСУ ТП включает технологов — операторов автоматизированного технологического комплекса (АТК), осуществляющих управление технологическим объектом, и эксплуатационный персонал АСУ ТП, обеспечивающий функционирование системы. Оперативный персонал необходимо специально подбирать с учетом требований, предъявляемых АТК, и специально его подготавливать.

Организационное обеспечение АСУ ТП включает описание функциональной, технической и организационной структур системы, инструкции и регламенты для оперативного персонала по работе АСУ ТП. Оно должно содержать совокупность правил и предписаний, обеспечивающих требуемое взаимодействие оперативного персонала между собой и комплексом средств.

Информационное обеспечение АСУ ТП включает систему кодирования технологической и технико-экономической информации, справочную и оперативную информацию. Формы выходных документов и другие формы представления информации не должны вызывать трудностей у персонала при их использовании.

В информационном обеспечении в соответствии с требованиями технического задания предусматривается некоторая избыточность, позволяющая обеспечить расширение массивов при развитии системы, а также совместимость со смежными и вышестоящими системами по содержанию, системе кодирования и форме представления информации, используемой для обмена.

Программное обеспечение АСУ ТП включает общее программное обеспечение, в том числе организующие программы и программы-диспетчеры, транслирующие программы, операционные системы, библиотеки стандартных программ и др. Специальное программное обеспечение — совокупность программ, реализующих функции конкретной системы и обеспечивающих функционирование комплекса технических средств. Обслуживающие программы обеспечивают внесение изменений, дополнений, снятие копий с информации, записанной на внешних носителях, контрольную распечатку информации и т. п.

Техническое обеспечение АСУ ТП, называемое также комплексом технических средств (КТС) или технической системой управления, включает:

средства получения информации о состоянии объекта управления и средства ввода данных в систему;

средства формирования и передачи информации в системе;

средства локального регулирования и управления;

средства вычислительной техники;

средства представления информации оперативному персоналу системы;

средства передачи информации в смежные и вышестоящие АСУ;

отдельные средства оргтехники, не увязанные в систему и обеспечивающие работу оперативного персонала;

приборы и устройства, необходимые для наладки и проверки работоспособности комплекса и запасные приборы.

Количество технических средств и их производительность должны быть достаточными для реализации всех функций, перечисленных в техническом задании на систему.

6. Связи АСУ ТП с другими системами

Для низовых АСУ ТП характерны два вида связей с другими системами: со смежными и вышестоящими. Для АСУ ТП высокого уровня (например, на уровне отрасли) появляется третий вид связей — с нижестоящими системами.

Для всех видов связи необходимы средства оперативной телефонной и локальных компьютерных сетей. В необходимых случаях обеспечивается автоматический ввод в АСУ ТП уставок, подготовленных в АСУП в порядке координации локальных систем.

Необходимо учитывать, что потоки информации «снизу – вверх» (2 и 6 на рис.3) в 4 — 6 раз мощнее, чем потоки «сверху – вниз» (1 и 5). Потоки информации между смежниками в нормальных условиях равны, а при преимуществе одного из партнеров, баланс изменяется в пользу того, у кого преимущество — от него поток информации меньше.

7. Особенности АСУ ТП

Ф.Энгельс выделял два рода управления: управление вещами и управление людьми. Под управлением вещами понимается управление орудиями производства и различными производственными процессами. Все АСУ ТП предназначены в основном для управления вещами. Кроме того, это единственный вид АСУ, который предназначен для управления вещами. Все остальные АСУ (АСУП, ОАСУ, АСУО, РАСУ, ОГАС и др.) предусматривают управление людьми. В этом состоит первая особенность АСУ ТП.

АСУ ТП непосредственно соприкасается с технологическим процессом. Все остальные АСУ с техпроцессом не соприкасаются и отделены от него одним или несколькими уровнями управления. Такова вторая особенность АСУ, направленной на управление технологическим процессом.

Управление технологическим процессом может осуществляться на уровне станка, группы станков, цеха, корпуса, производства предприятия, объединения и даже на уровне отрасли. Соответствующие АСУ ТП могут охватывать различные части технологического процесса. Это в корне отличает АСУ ТП от других АСУ. Такое свойство диапазонности (от агрегата до отрасли) является третьей особенностью АСУ ТП.

Обычно все АСУ жестко связаны с действующей организационной структурой: системы, как правило, создаются для обслуживания определенных организаций. Только в АСУ ТП связь между системой и организационной структурой не жесткая. АСУ ТП может охватывать как часть структурного подразделения (например, агрегат — часть цеха, участка), так и несколько подразделений и даже организаций. Такое отсутствие жесткой связи АСУ с организационной структурой является четвертой особенностью АСУ ТП.

Возможно создание сложных АСУ ТП, в которых практически имеются несколько АСУ ТП, охватывающих друг друга. Например, АСУ ТП агрегатов могут охватываться АСУ ТП цехом и образовывать новую, более совершенную и сложную АСУ ТП. Это свойство иерархичности представляет пятую особенность АСУ ТП.

В связи с тем, что АСУ ТП могут охватывать разные участки технологического процесса, они непосредственно подчиняются различным органам управления. Например, АСУ ТП агрегата может подчиняться мастеру цеха, а АСУ ТП предприятия — главному технологу или главному инженеру или заместителю директора по производству (в зависимости от распределения функций управления). Зависимость подчиненности АСУ ТП от размера управляемой части технологического процесса является шестой особенностью АСУ ТП.

Из всех АСУ в самых коротких циклах работают АСУ ТП. Это седьмая особенность таких систем.

Только в АСУ ТП используются замкнутые обратные связи и возможна работа в автоматическом режиме. Все другие АСУ могут работать только в автоматизируемых режимах. Это восьмая особенность АСУ ТП.

Автоматический или автоматизированный? Некоторые вопросы видеофиксации.

В своем предыдущем посте я уже затрагивал тему автоматической видеофиксации нарушений ПДД и "писем счастья". Сейчас хотелось бы разобраться с такой "фундаментальной" проблемой, как "относимость" тех или иных устройств, применяемых ГИБДД России, к "работающим в автоматическом режиме специальными техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи".
Ведь от того, является ли режим работы прибора автоматическим, напрямую зависит возможность и законность производства по делу об административном правонарушении в особом порядке — без составления протокола и участия лица, с существенным изъятием из принципа презумпции невиновности — наложением на лицо "обязанности" доказывать свою невиновность (так называемая "презумпция виновности" — сфотографировали значит виновен, см. примечание к ст. 1.5 КоАП РФ).
В действующем законодательстве определения понятия "автоматический режим" не существует, поэтому "лезем" в толковые словари и специальную литературу. Где без труда находим, что "автоматический" значит функционирующей без вмешательства человека в соответствии с заранее заданным алгоритмом. Именно исключение человеческого фактора является главной особенностью применения средств работающих в автоматическом режиме. Не случайно Правовое управление Государственной Думы РФ отметило: «С учетом предназначения специальных технических средств, которое им отводится проектом и, прежде всего, как средств фиксации правонарушений, считаем необходимым установить в действующем законодательстве требования, которым они должны соответствовать, с тем, чтобы исключить возможность несанкционированного к ним доступа, ошибок при фиксации дорожно-транспортного происшествия и т.д., тем самым, сократив возможность привлечения к административной ответственности невиновных лиц».
Вроде бы все понятно, но если посмотреть специальную литературу более внимательно, то сразу можно найти еще одно понятие — "автоматизированный". Читаем: "в отличие от термина "автоматический", "автоматизированный" режим работы подчёркивает сохранение за человеком-оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо не поддающихся автоматизации". Чувствуете разницу? Все просто: автоматический — без участия человека, автоматизированный — с его участием.
А теперь, собственно, рассмотрим некоторые приборчики.
Например, широко распространенный "КРИС-П". Берем описание с сайта-производителя. Читаем инструкцию. Прибор сам фиксирует скорость, сам распознает номера, сам сохраняет информацию на флешку или может передавать ее на мобильный пост — ноутбук. Автоматический вроде — есть алгоритм он и работает. Читаем инструкцию дальше. Кто вводит в него данные о месте установки и скоростном режиме? Кто ставит его на дорогу? ЧЕЛОВЕК. Координаты не приходят автоматически со спутников ГЛОНАСС или GPS. Они приходят "автоматизированно" с мобильного поста — ноутбука. Передвинь хулиганы прибор за границу населенного пункта, или за зону с действующим ограничением скорости, он также будет автоматически работать, но работать уже будет неправильно. Тут же давайте предположим, что в нем был бы встроен ГЛОНАСС- или GPS- приемник и заложена база данных о действующих скоростных режимах для конкретных участков дорог, ну наверное еще и автоматическая система контроля правильности установки. В этом случае все было бы на 100% автоматическое и не вызывало бы никаких сомнений: поставили и он сам начал работу. В существующем же виде прибор целесообразно использовать в связке с полицейским и обычным порядком привлечения к ответственности "любителей погонять" — с остановкой ТС и последующим общением с инспектором (которое, как мне кажется, оказывает лучшее влияние, чем черно-белое письмо в почтовом ящике). В связке с ним "КРИС-П" — это нужный, надежный и вполне объективный друг.
С "КРИС-С" — стационарным прибором, все по другому, хотя настраивают его также как и КРИС-П. Лишь с учетом конструкции этот прибор полностью автомат: его не передвинешь и легко проверишь как он установлен. Он висит всегда на одном месте. Скоростной режим один. . Ничего тут не скажешь.
Ну и пару слов о приборе "Паркон".

Читаем принцип работы: В процессе подготовки видеофиксатора к работе создается список участков дорог с запрещенной остановкой и стоянкой для последующей автоматизированной обработки зафиксированных нарушений правил парковки. Не автоматической. К нему подключается и ГЛОНАСС и GPS, он сам снимает, но его возят. По определению он уже в связке с инспектором ДПС.
Вообще с нарушениями скоростного режима и правил парковки бороться надо. Бороться надо с любыми нарушениями закона.И научно-технический прогресс должен быть помощником. Однако следует помнить, что в основе работы любого прибора в первую должны лежать принципы законности, достоверности и проверяемости.

Мотоциклисты плохие

Гаишникам пришлось устроить погоню за байкером. Как оказалось, у него не было прав. Мотоциклист в какой-то момент своего железного коня бросил и…

Жадность нотариуса на конкретном примере и о доходах нотариусов.

Интересный кейс в работе. Нотариус хотел содрать денег за технические работы по оформлению заявлений, которые я бесплатно скачал с Госуслуг. В итоге…

Как девушка на Мазде стала невиновной в ДТП

Водитель обратился. ——- я ехал по главной на зеленый девушка мне не уступила дорогу.Но в объяснение она написала что я ехал на…

Автоматизация задач на Android

Рядовой современный человек – это очень ленивое создание. Для выполнения повседневных задач он придумал самые разнообразные устройства, но и они не идеальны – заставляют вновь и вновь повторять простые действия. Это лишнее, если можно автоматизировать свое Android-устройство.

Что такое автоматизация смартфона

Принцип автоматизации основан на реализации автоматического выполнения задач в момент конкретного события, влияющего на состояние смартфона. Это звучит не слишком впечатляюще, но при умелом использовании подобные функции творят чудеса. Для лучшего понимания приведем несколько примеров:

  1. При включении громкой связи пользователь обычно кладет смартфон на стол. Упрощая это действие можно подготовить скрипт. С его помощью громкая связь будет включаться автоматически, когда смартфон будут класть экраном вниз непосредственно во время разговора.
  2. Настройка автоматического запуска плеера при подключении наушников. Это экономит время.
  3. Отправка SMS-сообщения, в тот момент, когда владелец мобильного устройства приезжает домой, переключение песен в плеере «встряхиванием» смартфона.

Подобное поведение программируется за несколько минут при помощи специализированных приложений.

Как можно автоматизировать любые задачи на Android?

Самое популярное и эффективное приложение подобного рода – Tasker.

Как можно автоматизировать любые задачи на Android?

Работа начинается с изучения интерфейса приложения. На главном экране три меню: «Profiles», «Tasks» и «Scenes». Первое отвечает за пользовательские профили – именно с ним и придется работать. В этом меню описываются «Контексты» и привязанные к ним «Задачи», где контекст – условие (переворот смартфона экраном вниз и т.д.). Когда все контексты активируются, активным становится и сам профиль. После этого начинает действовать «Начальная задача». Если хоть один из контекстов не будет найден, то профиль отключается и наступает время для «Конечной задачи».

Создание профиля

Работа начинается с создания первого профиля. Пример – автоматическое включение режима громкой связи при перевороте смартфона экраном вниз. Процесс:

  1. Нажать на кнопку «+», расположенную внизу экрана.
  2. Откроется окно для ввода имени профиля – указывать его не обязательно, но рекомендуется делать это для удобства последующей сортировки.
  3. Откроется меню выбора типа контекста.

Бывают следующие типы контекста:

  • Приложение – активируется при запуске программы и дезактивируется при ее закрытии;
  • Время – контекст активируется в выбранный промежуток времени;
  • День – аналогичен контексту времени, но работает в выбранный день месяца, недели и т.д.
  • Место – полезный и сложный контекст, вступающий в работу, когда смартфон оказывается в радиусе конкретной позиции на карте;
  • Состояние и событие – контекст «Состояние» активен, когда смартфон находится в конкретном состоянии (режим полета, подключен к сети, находится в положении экраном вниз и т.д.)
  1. Кликнуть по пункту «Состояние» — откроется несколько категорий.
  2. Выбрать «Sensor», а затем «Ориентация».
  3. В открывающемся меню необходимо будет выбрать необходимую ориентацию устройства – «Экраном вниз» и нажать на галочку.
  4. Откроется меню подбора задачи для контекста.
  5. Так как у нас еще нет задач – необходимо будет кликнуть по кнопке «Новая задача» — ввести ее название и перейти в меню редактирования.

Ввод задачи

Задачей называют последовательное действие. Для ее добавления необходимо нажать на плюс. Действия разбиваются на категории, чьи названия полностью описывают назначение. Для выбранной в нашем примере цели необходимо кликнуть по пункту «Аудио», потом по опции «Громкая связь» и в отдельном меню – по опции «Включить».

Функция «Если» позволяет подключить дополнительные условия для обозначенной задачи. После нажатия галочки действия добавляются. Разрешается подключить еще несколько, но для автоматизации варианта из нашего примера этого не нужно. Достаточно повторно нажать на галочку, чтобы задача стала начальной в созданном профиле.

Ввод задачи

Профиль подготовлен, но пока он не особо эффективен: постоянный контроль положения смартфона быстро разряжает. Для решения этой проблемы можно добавить другой контекст:

  1. Зажать имеющийся контекст: нажать «Добавить», потом «Состояние» и «Телефон».
  2. Выбрать «Call», активный при звонках.
  3. В появившемся меню типа звонков выбрать «Any» без указания конкретного номера.

Теперь профиль содержит сразу несколько контекстов. Программа будет контролировать их в порядке энергопотребления – сначала «Call», если контекст не прошел, то работа останавливается для сохранения заряда аккумулятора мобильного устройства.

Стоимость приложения составляет около 5 долларов, но перед покупкой можно скачать пробную версию для ознакомления (она доступна на сайте разработчика).

Другие программы для автоматизации

Tasker позволяет автоматизировать практически любые задачи, но некоторым пользователям другие специализированные приложения кажутся более удобными. В первую очередь из-за более простого интерфейса, немного иного функционала и т.д. Ниже перечислены некоторые программы подобного рода:

    AutomateIt – подойдет тем, кто хочет сохранить мощность Tasker, но не способен освоить относительно сложные настройки;

Другие программы для автоматизации

Правильно настроенная автоматизация позволит сэкономить немало времени, которое тратиться на взаимодействие со смартфоном. Достаточно один раз потратить некоторое время на составление нужных параметров – в дальнейшем останется только наслаждаться результатом проделанной работы.

Пожалуйста, опубликуйте свои отзывы по текущей теме материала. Мы очень благодарим вас за ваши комментарии, подписки, лайки, дизлайки, отклики!

Автоматизация технологических процессов: что это такое и в чем заключается механизация техпроцессов — системы, средства, примеры, методы

Бобков Олег

Современный человек вряд ли может вообразить собственную жизнь без всевозможных гаджетов и девайсов. Они не только существенно упрощают будни, но и позволяют наладить ряд процессов, тем самым устранив необходимость самостоятельного решения каких-то рутинных задач. В этом контексте все более значимым и актуальным становится вопрос, что это такое и в чем заключается автоматизация технологических процессов и производств?

роль автоматизации технологических процессов

Дело в том, что многие процедуры на предприятиях и даже целые специальности сегодня постепенно роботизируются. Ручной труд заменяется машинным. Внедряются всевозможные CRM- и ERP-системы, призванные повысить общую эффективность. Далее в статье подробно разбираем, как именно это осуществляется, с какими рисками сопряжено и что за возможности открывает.

Обращаем ваше внимание на то, что, даже если вы не планируете прибегать к описанным манипуляциям в ближайшее время, стоит заранее погрузиться в тему. Поскольку переход к механизированным системам — нечто предрешенное и определенное.

Сущность автоматизации технических процессов и производств

Мероприятия по роботизации и налаживанию внутренних работ организации имеют первостепенное значение, поскольку гарантируют уменьшение бракованной продукции, сокращение растрат, а также увеличение производительности труда. Они представляют собой некую совокупность методов, генеральная миссия которых заключается в создании целостной интегрированной системы. Такой, что обеспечивает управление любыми бизнес-процессами, не привлекая людей.

При благоприятных условиях она удовлетворяет целому списку требований и критериев:

  • является сложным, с технической точки зрения явлением;
  • требует оснащения производства инновационными технологиями;
  • способствует упрощению работы персонала;
  • удешевляет себестоимость продукции, оптимизирует затраты;
  • налаживает и координирует техпроцессы;
  • обеспечивает постоянное совершенствование внутренних методик и механизмов.

Среди базовых составляющих выделяют уровень техники, а также ее продуктивность. В таком контексте автоматизацию можно представить как плавную смену традиционных методик современными технологиями; непрекращающийся процесс, который не ограничивается единичными мероприятиями. Что примечательно, она регулярно обновляется и модернизируется, замещает старые формы новыми — более совершенными. Генеральный смысл сводится к тотальному переходу от ручного рутинного труда к мгновенным машинным операциям.

системы автоматизации технологических процессов и производств

Важно! Идеален тот цикл производства, в котором все задачи решаются машинами, а человеку отводится роль исключительно регулировщика-оператора.

Кроме того, стоит упомянуть, что данная процедура предполагает роботизацию диагностики систем ПО, а также инструментов по созданию отчетности. Средства для ее проведения состоят из фиксационных элементов, контролирующих обработку информации установками для техники и работников.

Цели и задачи автоматизация тех процессов

В погоне за четкой и слаженной внутренней работой владельцы бизнеса нередко прибегают к следующим манипуляциям:

  • уменьшают штаты;
  • увеличивают производительность (например, заставляют оборудование функционировать круглосуточно, тем самым исключая простои);
  • наращивают прибыль (нередко пренебрегая переналадкой и ремонтом);
  • экспериментируют с качеством;
  • сокращают объемы незавершенных производств;
  • минимизируют расходы на сырье;
  • снижают себестоимость производимых товаров;
  • пытаются сделать рабочие места более безопасными.

Однако если мы говорим о конкретных задачах для роботизации, то они выглядят более лаконично и прямолинейно:

  • повысить эффективность;
  • устранить опасные и неблагоприятные факторы;
  • наладить оптимизацию;
  • выстроить автоматическую систему контроля путем эксплуатации специальных датчиков и прочих фиксирующих элементов.

Резюмируя вышесказанное, можем установить, что рассматриваемый процесс помогает ликвидировать такую масштабную проблему, как человеческий фактор. Иными словами, бизнесмены начинают экономить на персонале, выбирая более эргономичные и рациональные варианты перераспределения ресурсов.

Готовые решения для всех направлений

Склады

Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Магазины

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Маркировка

Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.

E-commerce

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Учреждения

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Производство

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

RFID

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

ЕГАИС

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Сертификация

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Инвентаризация

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Подходы, методы и направления автоматизации технологических процессов

Подавляющее большинство зарубежных организаций роботизируют собственное производство на основе четко выверенной стратегии. Иными словами, они налаживают и координируют решение базовых рутинных задач, что позволяет в разы быстрее достигать глобальных целей. Для выявления того, что требуется решать, предварительно оцениваются разнообразные позиции, параметры и показатели. Например, как соотносятся заявленная стоимость и общая результативность и т. п. Сравнение помогает понять, принесет ли роботизация выгоду.

технологическая автоматика это

Почему данный подход представляется логичным:

  • сначала выявляются бизнес-процессы, требующие улучшения;
  • затем просчитываются возможные плоды с учетом расходов;
  • запускается процедура автоматизации.

Что касается последнего пункта, то с ним в России могут возникать серьезные трудности. Данное обстоятельство весьма просто объясняется: не все компании до конца понимают собственные миссии, цели и задачи. Как следствие, процесс не оказывается эффективным. Для ощутимого повышения производительности требуется сразу обозначать ключевые пункты и нюансы — только тогда бизнес выиграет. Стоит упомянуть, что осмысленное целеполагание позволяет изменить отношение работников как к компании в целом, так и к выполнению обязанностей. Кроме того, это помогает удерживать бизнес на плаву даже в период стагнации и кризиса.

автоматика и автоматизация технологических процессов

Довольно часто автоматизация процессов нуждается в перестройке или реинжиниринге. А это, как известно, сопровождается огромными расходами, требует от управленцев особых знаний, навыков и компетенций. Помочь в решении подобных проблем может систематизация бизнеса с параллельным масштабированием. Благодаря этому руководитель, с одной стороны, выходит из операционной системы, освобождая время для более сложных интеллектуальных задач, а с другой — расширяет собственное дело, одновременно наращивая прибыль.

Помочь в этом может, например, специальное ПО. «Клеверенс» предлагает различные решения для бизнеса (магазинов, складов, различных учреждений и производства). Обращайтесь к нам за помощью в поиске подходящего софта и оборудования для автоматизации.

К сожалению, в современных российских реалиях расширение не всегда означает увеличение прибыльности или рентабельности. К тому же многие техпроцессы роботизируются некорректно или неосмысленно.

Как осуществляется автоматизированный технологический процесс

Внедрение подразделяется на несколько этапов в зависимости от типа реализуемой деятельности. Например, эксперты могут быть ответственны за:

  • разработку и включение АСУ-моделей;
  • создание документации, подтверждающей целесообразность всех выполняющихся манипуляций;
  • составление планов по проведению работ;
  • формирование расчетных схем;
  • анализ лабораторных исследований и экспериментов;
  • генерацию описаний для проектируемых механизмов, в частности, их принципов действия.

Также в обязанности может входить настраивание аппаратуры и контроль ее эксплуатации.

автоматизация технологических производств

Как выбирать специалистов

Идеальный кандидат для работы с описанными задачами — тот, что обладает профессиональными навыками и компетенциями, имеет целый ряд важных качеств. В частности, он должен уметь:

  • оперативно принимать решения;
  • постоянно мониторить и отслеживать изменения;
  • логически мыслить;
  • иметь технические способности;
  • свободно анализировать внушительные объемы информации;
  • сопоставлять данные;
  • концентрироваться и не утрачивать внимательность вне зависимости от внешних обстоятельств;
  • усердно выполнять даже монотонную рутинную работу.

Кроме того, очень важно быть выносливым и стрессоустойчивым, иметь высокий уровень личной мотивации и заинтересованности.

работы по автоматизации технологических процессов

Области применения профессиональных знаний: примеры систем и средств автоматизации технологических процессов и производств

Представленные чуть выше сотрудники всегда требуются на промышленных предприятиях, поскольку способны эффективно решать задачи, связанные с:

  • выпуском продуктов питания;
  • добычей полезных ископаемых;
  • созданием сельскохозяйственных товаров;
  • переработкой натурального сырья.

Они находят широкое применение в исследовательских центрах, научных лабораториях, технических вузах и т. п.

Затруднения в автоматизации техпроцессов и производств

Хотя положительные последствия роботизации очевидны и представлены в огромном количестве, существует ряд трудностей и сложностей, с которыми сопряжена данная процедура. Так, эксперты отмечают нереальность ее проведения с использованием традиционных компонентов:

  • внедрения сетевых служб для оборудования в общий системный «организм»;
  • осмысленное ведение проектов, включающее отлаживание и сопровождение.

Все составные элементы так и остаются в категории проблем, несмотря на то, что выступают связующими звеньями между всеми датчиками и приспособлениями. Слаженное совместное функционирование становится возможным только посредством достижения единства стандартов, на основании которых и выстраиваются все взаимодействия.

Если же крайнее обстоятельство нереализуемо, высоко вероятность возникновения аварий. Как правило, это случается по причине оборванных проводов и каналов для связи. Чтобы предотвратить негативные явления, применяют некие дубли. Они гарантируют надежность роботизации. Все манипуляции по сборке — примерно половина всех трудозатрат. Поэтому автоматизируют не все сразу, а отдельными блоками.

автоматизация технологических систем

Необходимые условия

Решаясь на процедуру роботизации, честно дайте ответы на ряд вопросов. Без этого вы попросту не сможете завершить внедрение на любом из уровней. Только комплексный подход гарантирует благоприятный исход, достижение результатов.

Подбор процессов

Сразу заметим: самое тяжелое — определить, какие конкретно техпроцессы подлежат обработке. Как правило, отбираются те, что связаны с механизмами, соответствующими нуждам компании, а также соотносятся с данными анализа внутренней информации. Речь идет о сведениях из бухгалтерского и налогового учета.

В первую очередь требуется выработка четкой слаженной системы базового звена. Именно она удовлетворяет основные требования и запросы, «собирает» организацию в единый организм, подчиняющийся одним и тем же законам.

Разобранное решение могут применять даже небольшие компании. Оно помогает определять разные фазы, получать их точные и достоверные описания. Не забывайте, что вовремя непосредственной реализации вам предстоит выбор исполнителей, входов и выходов, а также разнообразных вводных, без которых невозможно достижение поставленных целей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *