Норма П.Б.
ОБСУЖДЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ НОРМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 “Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»
Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 “Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»
Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, Гостям, а также Коллегам по цеху! Сегодня мы будем обсуждать Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 которое вступает в действие с 01.03.2022г. и действует до 01.03.2027г. Указанный срок определен для данного документа в основном потому, что требования, которые предъявляет настоящий документ относятся к объектам, введенным в эксплуатацию, или проектная документация которых была отправлена в экспертизу до 1 мая 2009 года (до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Очень многие спрашивают нас – «А зачем это Постановление надо? Есть же уже СП484; СП485; СП486, СП3, которые регламентируют все эти вещи?» Поясняем. Все перечисленные СП разработаны в рамках исполнения требований ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который действует с 1 мая 2009 года. Но существует много объектов, которые запроектированы и построены ранее этой даты. Эти объекты существуют и на них необходимо соблюдать требования пожарной безопасности. А какие требования? Вот в статье 4 пункт 4 ФЗ-123 написано как раз по этому поводу:
“В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению».
Иными словами, объекты инспектируются по тем нормам, которые действовали до вступления в действие ФЗ-123, то есть по всяким разным НПБ.
Но вот ведь какая петрушка получается. Мы уже публиковали на сайте Норма ПБ статью, извещающую о выходе в свет Постановления Правительства №1034 от 11.07.2020 г., упраздняющего целый ряд нормативных документов и подзаконных актов. Вот ссылка на статью
Сам документ можно скачать из тела статьи или (если лень читать статью) вот по прямой ссылке пройдите и скачайте (все удовольствия для Вас) Postanovlenie_Pravitelstva_RF_ot_11_07_2020_1034
То есть, не действуют уже НПБ эти (кроме разве НПБ110 и НПБ104, которые исключены позже из данного списка Постановлением Правительства РФ от 19.12.2020г. № 2179). Получается юридическая коллизия. Не возможно инспектировать объекты и инспектировать их по документам, действие которых прекращено официально. По этому, наше Правительство, во главе с Мишустиным, обеспокоились и прониклись существующей проблемой, в результате чего выдали Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 которое как раз и устанавливает правила и нормы пожарной безопасности для указанных «старых» объектов.
Ну что же, скачать документ можно у нас на сайте из библиотеки нормативщика или пройдя по ссылке Постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 № 1464
А теперь, кратенько, постараемся, о самом главном в данном документе. Как обычно в наших обсуждениях, особо важные моменты документа я буду приводить в красном цвете, описание в обычном черном цвете, а собственные комментарии к написанному выделю синим шрифтом.
Итак, дата введения в действие данного документа — с 01.03.2022г. по 01.03.2027г.
- Настоящий документ содержит требования к оснащению объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками, сооружениями, помещениями, оборудованием (далее – объекты защиты), которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
- В отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение или изменение функционального назначения после вступления в силу Федерального закона “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, применяются требования Федерального закона “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции, техническому перевооружению или изменению функционального назначения. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, вправе применять положения Федерального закона “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” вне зависимости от проведения капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения или изменения функционального назначения при оснащении объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Сие означает, что если Собственник хочет соблюдать требования ФЗ-123 на своих «старых» объектах, то это его право.
- Объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с:
критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 1;
критериями оснащения сооружений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 2;
критериями оснащения помещений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 3;
критериями оснащения оборудования автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 4.
- В случае превышения в пределах 5 процентов значения нормативного показателя площади, приведенного в приложениях N 1 и 3 к настоящему документу, допускается защита здания (помещения) системой пожарной сигнализации без использования автоматических установок пожаротушения. Не забудьте 5% добавить к замерам – это может помочь при выборе систем защиты.
- В зданиях и сооружениях не оснащаются автоматическими установками пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации следующие помещения:
а) с мокрыми процессами (душевые, плавательные бассейны, санузлы, охлаждаемые камеры, мойки и т.п.);
б) венткамеры (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б по взрывопожарной опасности), насосные водоснабжения, бойлерные, тепловые пункты и другие помещения для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
в) категории В4 (кроме помещений, предусмотренных приложениями N 1 – 3 к настоящему документу) и категории Д по пожарной опасности;
г) лестничные клетки;
д) тамбуры и тамбур-шлюзы. Обратите внимание! Список помещений-исключений адаптирован к новым документам, то есть добавлены тамбура, охлаждаемые камеры, прочие помещения, которых не было в документах, действовавших до ФЗ-123. Это некоторое облегчение, которое собственно не значит, что нужно срывать пожарные извещатели в тамбурах. Это приведет к расхождению с проектной документацией.
- В лифтовых холлах и безопасных зонах допускается установка только системы пожарной сигнализации.
Отдельно стоящие понижающие трансформаторные подстанции и распределительные пункты напряжением 6 – 10 киловольт без постоянных рабочих мест или без постоянного присутствия людей допускается не оснащать автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации. То же самое. Ранее, таких допущений не было. Но это совсем не значит, что нужно срезать существующие в лифтовых холлах спринклерные сети.
- Под площадью помещений, предусмотренных приложением N 3 к настоящему документу, понимается площадь части зданий или сооружений, выделенная ограждающими конструкциями, отнесенными к противопожарным преградам с пределом огнестойкости не менее EI 45 для перегородок и не менее REI 45 для стен и перекрытий. В случае, если помещения не выделяются ограждающими конструкциями с указанным пределом огнестойкости, под площадью этих помещений понимается площадь, выделенная наружными ограждающими конструкциями здания или сооружения. Обратите внимание! Это написано для любителей устанавливать перегородочку в помещении, чтобы из одного большой площадью сделать два площадью меньше, чем достигается изменение нормативного средства защиты на ПС с АПТ, к примеру. Теперь понятно что это должна быть не просто перегородочка, а нормируемая преграда.
- Объекты защиты оснащаются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с критериями оснащения объектов защиты системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно приложению N 5.
Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре приведена в приложении N 6.
- Если площадь помещений, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожаротушения, составляет 40 процентов и более общей площади этажей здания и сооружения, следует предусматривать оборудование здания, сооружения в целом автоматическими установками пожаротушения с учетом пункта 7 настоящего документа. Думаю, что здесь закралась ошибка – пункт 5, а не пункт 7 имелся ввиду. В пункте 7 как раз ничего такого нет, чтобы его учитывать. А в пункте 5 указаны исключения. Видимо имелось ввиду, что даже если более 40% занято пожаротушением, то это все равно не значит требование монтировать пожаротушение везде и в туалетах тоже. Исключения и туалеты в том числе даже в этом случае, остаются исключениями. Только вот, что толку от того что я это озвучил – что написано пером, то не вырубишь топором. Пока к данному документу не будет уточнений и исправлений, придется оборудовать здание в целом установками АПТ, включая санузлы, бойлерные, тамбуры и прочее. Вот к чему приводит халатность тех кто нормы сочиняет и тех кто сочинения эти проверяет. Это закон, а не бульварное чтиво. Внимательнее нужно быть!
- Здания, сооружения и помещения могут не оборудоваться автоматическими установками пожаротушения при выполнении одного из установленных Федеральным законом “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности или при обеспечении безопасной эвакуации людей из зданий и сооружений. Это значит, что сначала собственник решил, в соответствии с пунктом 2, что на объекте будут выполняться требования ФЗ-123. А потом, в соответствии с пунктом 1 статьей 1 ФЗ-123, рассчитывается пожарный риск, и выясняется, что систем пожаротушения можно не монтировать. Или при обеспечении безопасной эвакуации людей. А это последнее, вообще не понятно что значит. Один скажет – «я обеспечил». А второй – «чем докажешь?» «Сейчас, поищу доказательства в кошельке». Так что, при конфликте интересов последнее не доказуемо. Но зато, какая лазейка, при полном совпадении интересов! Привет тебе, Коррупция!
- Помещения зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4, защищаемые автоматическими установками пожаротушения, оборудуются системой пожарной сигнализации. Не радуйтесь! Это не взамен, а дополнительно!
Для помещений зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5, защищаемых автоматическими установками пожаротушения, допускается не предусматривать систему пожарной сигнализации при обеспечении безопасной эвакуации людей из здания с учетом инерционности срабатывания автоматических установок пожаротушения, которые должны выполнять функции системы пожарной сигнализации. Хмм. Ну вот этот момент безопасной эвакуации требуется доказать путем расчета развития пожара и блокирования эвакуационных путей, учитывая инерционность систем, сравнивания с расчетом времени эвакуации. Тот же расчет риска, по сути.
- Звуковые пожарные оповещатели системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать уровень звукового сигнала не менее чем на 15 акустических децибел выше допустимого уровня звука постоянного (фонового) шума в защищаемом помещении. При этом общий уровень звука в защищаемом помещении (уровень звука постоянного шума в помещении совместно с уровнем звука сигналов, производимых всеми звуковыми пожарными оповещателями) должен быть не менее 75 акустических децибел на расстоянии 3 метров от оповещателя, но не более 120 акустических децибел в любой точке защищаемого помещения. Измерение уровня звука должно производиться шумомером на расстоянии 1,5 метра от уровня пола.
- В спальных помещениях (помещениях, которые функционально предназначены для нахождения в них людей в состоянии сна) звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны иметь уровень звука не менее чем на 15 акустических децибел выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. При этом общий уровень звука (уровень звука постоянного шума в помещении совместно с уровнем звука сигналов, производимых всеми оповещателями пожарными звуковыми) в защищаемом помещении должен быть не менее 70 акустических децибел на расстоянии 3 метров от оповещателя. Измерения должны проводиться на уровне головы наиболее высоко расположенного спящего человека. Ну вот 70 дБ, вместо 75 дБ. Не имеет существенного значения.
- В защищаемых помещениях, в которых уровень звука постоянного (фонового) шума более 95 акустических децибел, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми, допускается использование световых мигающих оповещателей.
- Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должна включаться от командного импульса, формируемого системой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения. При этом допускается:
а) использовать в системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре дистанционное и местное включение, если в соответствии с настоящим документом для объектов защиты не требуется оснащение системой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения;
б) использовать в системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3 – 5 типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения. Очень интересный пункт! Индульгенция, прямо скажем. Ну ладно подпункт «а», но подпункт «б» вообще огонь! Полуавтоматическое управление вообще фраза многозначащая! Охранник увидел что на панели ППК загорелся индикатор «пожар» и потом, почесав задницу, подумав пару минут, все таки ткнул пальцем в кнопку, от которой автоматически включилось оповещение в здании. Это в лучшем случае. А то может не спеша сначала выдвинулся на место предполагаемого пожара понюхать дым, чтобы потом вернуться и только тогда ткнуть пальцем в кнопку. Во какая полуавтоматика получается! А дистанционное и местное включение вообще огонь! Зачем автоматика? Люди сами, когда пожар разгорится, ткнут кнопку включения СОУЭ на этаже где горит …… если успеют, конечно.
Здесь пока все также как и в новом СП486.1311500.2020г., кроме пункта 4.1.2.1, в котором нет разделений на С0 и С1 – общая позиция 7000 кв.
Здесь разница касаемая жилых зданий по п.6 – сохранилось требование только для зданий 28 метров и выше. Те что ниже, не оборудуются. И еще в пункте 12.2.2 не значительное уточнение – 3500 кв.м., тогда как в СП486.1311500 – 4000 кв.м. Также общежития приняты одним пунктом (квартирные или не квартирные все равно) – АПС для всех. Гостиницы принимаются по требованиям к общественным помещениям.
Здесь обратите внимание на определение высоты здания по Примечанию 1 к Приложению 1. Есть очень существенные различия с СП486.1311500. Про здания школ, пожарных депо, зоопарки и мелкие отдельно стоящие здания магазинов отдельно ничего не написано. Но это все относится к зданиям административного и общественного назначения и оборудуются системами ПС в соответствии с п. 11, независимо от площади.
От СП486.1311500 отличается нормами к запотолочному пространству (не значительно), а также отсутствуют нормы на строительные бытовки и вагончики. Но вряд ли вагончики и бытовки установлены до начала действия ФЗ-123. Это было бы слишком долго для временных строений.
Холодильных камер в нормах нет, но они по данному документу не защищаются, в отличии от СП486.1311500. Также нет производственных помещений категории А с обращением горючих газов.
Здесь изменений нет вообще
Здесь изменений нет вообще
Небольшое различие в плане помещений железнодорожного транспорта
Здесь все однотипно
В документе, в отличии от СП486, отсутствуют отдельные требования к производственным и складским помещениям категории В4 в зданиях Ф1.1,Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2. Также нет требований к чердакам, детским игровым зонам, Помещениям Ф3.2 в подвалах и помещений детских дошкольных учреждений, встроенных в помещения иного назначения. Также нет норм на встроенные в здания иного назначения помещений гостиничных услуг, мусоросборные камеры, помещения складские и производственные, расположенные в общественных зданиях. Ко всем перечисленным помещениям применяются нормы основных пунктов зданий в которые встроены данные помещения, а также требованиям основных пунктов, регламентирующих складские и производственные помещения определенных категорий.
Обратите внимание на допуски по пунктам 4 и 5 Примечания.
Примечания: 1. Оборудование, указанное в пунктах 3 и 5 настоящего документа, допускается вместо автоматических установок пожаротушения оснащать автономными установками пожаротушения.
- Окрасочные камеры с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей объемом до 1 куб. метра допускается вместо автоматических установок пожаротушения оснащать автономными установками пожаротушения.
- Допускается не оборудовать автоматическими установками пожаротушения стеллажи высотой более 5,5 метра для хранения горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке в здании склада категории В по пожарной опасности высотой не более 14 метров с хранением горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке на стеллажах с высотой складирования свыше 5,5 метра, но не более 12,5 метра, оборудованного автоматическими установками пожаротушения с одноярусным расположением оросителей, монтируемых под покрытием складского помещения.
В Примечании пункты 2 и 3 имеют отличия от СП486, в части допущений систем АПТ в окрасочных камерах, а также в части оборудования установками АПТ стеллажей выше 5,5 метров.
От требований СП3.13130.2009 отличается в части пункта 4 (Психиатрические больницы) – здесь 3 тип СОУЭ и все, тогда как в СП3.13130 предусмотрен 3 тип и выше, при 60 и более койко-мест.
А вот здесь есть изменения по жилым зданиям – появились нормы от 26 этажей и выше, тогда как в СП3.13130.2009 нормировались только 25 этажей самые высокие здания. И еще в пункте 7 по Театрам есть изменения в количестве зрителей, но это не так существенно, если вдуматься. Про организации общественного питания изменения только в числе этажности, написали «от 3 этажей» и теперь не понятно, как подходить если этажей менее трех!
Поменялись конечно количества людей в 16 и 17 пунктах, но как бы отличия не значительны. В Примечаниях обратите внимание на пункты 5 и 7 – они новые.
Различие есть только в Примечании, но различие очень существенное. Пункт 5 допускает световые оповещатели, которые включаются только при начале оповещения. То есть в дежурном режиме они могут быть выключены. Тогда как в СП3.13130 такое не допустимо – световые оповещатели должны светиться в дежурном режиме. Также, пунктом 4, есть указание считать СОУЭ 3-5 типов автоматизированными системами, что имеет значение при разработке сметы на наладочные работы. Теперь есть основание включить пункт пусконаладки для СОУЭ отдельно и для прибора АПС отдельно.
На этом анализ документа Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 считаем законченным. Ну что, документ не лишний, скажем так. Есть «светлые проблески», хотя различий не много. По крайней мере, конфликты с отмененными документами и требованиями ФЗ-123 частично разрешены. Теперь остается конфликт с еще действующими НПБ110 и НПБ104. Но думаю, до весны следующего года эти документы упразднят окончательно. А иначе, для чего бы нужно было городить данное Постановление!
Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта https://www.norma-pb.ru , участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:
Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 “Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» : 2 комментария
Спасибо за статью, а то сам не мог понять на кой черт это сотворили.
На мой взгляд –абсолютно бесполезный документ. Какой смысл расписывать правила –«где, чем оборудовать», если все объекты уже более 10 лет как оборудованы. Или сотрудники ГПН собираются расписаться в своей приступной халатности, что за более 10 лет не приняли мер в отношении таких объектов? Был бы смысл в указании правил того «как смонтировать», при этом, возвращаясь к срокам, подобным объектам давно светит только одно замечание –завершение сроков эксплуатации оборудования, где отсрочка на год, по итогам испытаний, не может быть вечной, а допускается только до момента перевооружения объекта, что должно делаться через проект, который будет делаться по регламенту, аттестованным перцем.
Здравствуйте! Вы все правильно написали. Объекты оборудованные до 2009 года априори должны быть подвергнуты как минимум перевооружению, так как срок службы оборудования закончился. В соответствии со ст. 4 пункт 4 ФЗ-123 должен как минимум быть проведен капремонт с приведением систем к актуальным нормам. Это постановление по сути очередная индульгенция до 2027 года на те объекты которые до сих пор не приведены к актуальным нормативным требованиям. Время на раскачку, иначе говоря, именно то, чего по словам президента Путина никогда у нас нет. Но тем не менее, это уже принятый закон и его следует выполнять. По этому, мы пишем об этом на нашем Сайте, как бы даже мы сами к этому не относились.
Где запрещается установка аппаратов управления и защиты
электроизмерения
проектирование
электромонтаж
Электролаборатория
Эти люди доверяют нам
- ВКонтакте
МЕСТА УСТАНОВКИ АППАРАТОВ ЗАЩИТЫ
3.1.14. Аппараты защиты следует располагать по возможности в доступных для обслуживания местах таким образом, чтобы была исключена возможность их механических повреждений. Установка их должна быть выполнена так, чтобы при оперировании с ними или при их действии были исключены опасность для обслуживающего персонала и возможность повреждения окружающих предметов.
Аппараты защиты с открытыми токоведущими частями должны быть доступны для обслуживания только квалифицированному персоналу.
3.1.15. Аппараты защиты следует устанавливать, как правило, в местах сети, где сечение проводника уменьшается (по направлению к месту потребления электроэнергии) или где это необходимо для обеспечения чувствительности и селективности защиты (см. также 3.1.16 и 3.1.19).
3.1.16. Аппараты защиты должны устанавливаться непосредственно в местах присоединения защищаемых проводников к питающей линии. Допускается в случаях необходимости принимать длину участка между питающей линией и аппаратом защиты ответвления до 6 м. Проводники на этом участке могут иметь сечение меньше, чем сечение проводников питающей линии, но не менее сечения проводников после аппарата защиты.
Для ответвлений, выполняемых в труднодоступных местах (например, на большой высоте), аппараты защиты допускается устанавливать на расстоянии до 30 м от точки ответвления в удобном для обслуживания месте (например, на вводе в распределительный пункт, в пусковом устройстве электроприемника и др.). При этом сечение проводников ответвления должно быть не менее сечения, определяемого расчетным током, но должно обеспечивать не менее 10% пропускной способности защищенного участка питающей линии. Прокладка проводников ответвлений в указанных случаях (при длинах ответвлений до 6 и до 30 м) должна производиться при горючих наружных оболочке или изоляции проводников — в трубах, металлорукавах, или коробах, в остальных случаях, кроме кабельных сооружений, пожароопасных и взрывоопасных зон, — открыто на конструкциях при условии их защиты от возможных механических повреждений.
3.1.17. При защите сетей предохранителями последние должны устанавливаться на всех нормально незаземленных полюсах или фазах. Установка предохранителей в нулевых рабочих проводниках запрещается.
3.1.18. При защите сетей с глухозаземленной нейтралью автоматическими выключателями расцепители их должны устанавливаться во всех нормально незаземленных проводниках (см. также 7.3.99).
При защите сетей с изолированной нейтралью в трехпроводных сетях трехфазного тока и двухпроводных сетях однофазного или постоянного тока допускается устанавливать расцепители автоматических выключателей в двух фазах при трехпроводных сетях и в одной фазе (полюсе) при двухпроводных. При этом в пределах одной и той же электроустановки защиту следует осуществлять в одних и тех же фазах (полюсах).
Расцепители в нулевых проводниках допускается устанавливать лишь при условии, что при их срабатывании отключаются от сети одновременно все проводники, находящиеся под напряжением.
3.1.19. Аппараты защиты допускается не устанавливать, если это целесообразно по условиям эксплуатации, в местах:
1) ответвления проводников от шин щита к аппаратам, установленным на том же щите; при этом проводники должны выбираться по расчетному току ответвления;
2) снижения сечения питающей линии по ее длине и на ответвлениях от нее, если защита предыдущего участка линии защищает участок со сниженным сечением проводников или если незащищенные участки линии или ответвления от нее выполнены проводниками, выбранными с сечением не менее половины сечения проводников защищенного участка линии;
3) ответвления от питающей линии к электроприемникам малой мощности, если питающая их линия защищена аппаратом с уставкой не более 25 А для силовых электроприемников и бытовых электроприборов, а для светильников — согласно 6.2.2;
4) ответвления от питающей линии проводников цепей измерений, управления и сигнализации, если эти проводники не выходят за пределы соответствующих машин или щита или если эти проводники выходят за их пределы, но электропроводка выполнена в трубах или имеет негорючую оболочку.
Не допускается устанавливать аппараты защиты в местах присоединения к питающей линии таких цепей управления, сигнализации и измерения, отключение которых может повлечь за собой опасные последствия (отключение пожарных насосов, вентиляторов, предотвращающих образование взрывоопасных смесей, некоторых механизмов собственных нужд электростанций и т. п.). Во всех случаях такие цепи должны выполняться проводниками в трубах или иметь негорючую оболочку. Сечение этих цепей должно быть не менее приведенных в 3.4.4.
Место установки аппаратов защиты и управления
Для автоматического отключения электрических цепей и электроприемников при ненормальных режимах необходимо устанавливать аппараты защиты.
Аппараты защиты следует устанавливать:
— в доступных для обслуживания местах, так, чтобы была исключена возможность их случайных механических повреждений;
— во всех местах сети, где сечение проводника уменьшается (по направлению к месту потребления электроэнергии);
— в местах, где это необходимо для обеспечения чувствительности или селективности защиты.
Аппараты защиты по возможности следует устанавливать непосредственно в местах присоединения защищаемых проводников к питающей линии. Длина незащищенного участка ответвления (от питающей линии до места установки аппарата защиты) в случаях необходимости может приниматься до 6 м. Сечение проводника на этом участке может быть меньше сечения питающей линии, но не менее чем это требуется по расчетному току. Для ответвлений в труднодоступных местах, например на большой высоте, аппараты защиты допускается устанавливать на расстоянии до 30 м от точки ответвления в удобном для обслуживания месте, например на вводе в распределительный пункт, при этом пропускная способность проводников ответвления должна быть не менее расчетного тока и не менее 10% пропускной способности защищенного участка магистрали. Прокладка проводников ответвлений на указанных участках (до 6 и до 30 м) при горючих наружной оболочке или изоляции должна производиться в несгораемых трубах, коробах или металлорукавах. В остальных случаях прокладка может проводиться открыто. В пожароопасных и взрывоопасных зонах прокладка проводников таких ответвлений (до 6 и до 30 м) во всех случаях должна проводиться в несгораемых трубах, коробах или металлорукавах.
Установка аппаратов защиты во всех случаях должна быть выполнена так, чтобы при оперировании ими или при их автоматическом действии были исключены опасность для обслуживающего персонала и возможность повреждения оборудования.
Аппараты защиты с открытыми токоведущими частями должны быть доступны только квалифицированному персоналу.
Аппараты защиты допускается не устанавливать, если это целесообразно по условиям эксплуатации, в местах:
— снижения сечения питающей линии по ее длине и на ответвлениях от нее, если защита предыдущего участка линии удовлетворяет требованиям защиты участка со сниженным сечением (для сетей, не требующих защиты от перегрузки, если незащищенные участки линии или ответвления от нее выполнены проводниками сечением не менее половины сечения проводников защищенного участка линии и прокладываются вне взрыво- и пожароопасных зон;
— ответвлений от питающей линии к силовым электроприемникам малой мощности и бытовым электроприборам, если питающая их линия защищена аппаратом с установкой не более 25 А,
— присоединения питающей линии проводников цепей управления, измерения и сигнализации, если эти проводники не выходят за пределы машины или щита или за их пределами проложены в трубах или имеют негорючую оболочку;
— ответвления проводников от шин щита к аппаратам, установленным на том же щите.
Аппараты управления силовыми электроприемниками должны устанавливаться, в местах, удобных для обслуживания и в то же время не мешать производству, не загромождать проходы и возможно, ближе к месту расположения управляемых механизмов:
— рассредоточено или группами на специальных конструкциях в шкафах станций управления;
— в напольных или навесных шкафах, устанавливаемых в нишах строительных конструкций, или открыто.
Для управления электродвигателями длительных и повторно-кратковременных режимов рекомендуется применять магнитные пускатели контакторы, обеспечивающие защиту их от перегрузки и нулевую защиту. Они предназначены для частых коммутаций рабочих токов и редких отключений при токах нагрузки. Длительная эксплуатация аппаратов обеспечивается в условиях не только включения, но и отключения пусковых токов. Управление электродвигателями мощностью до 10 кВт осуществляется с помощью автоматических выключателей и рубильников при условии, что электродвигатель вместе с рабочими механизмом расположены в отдельном помещении или ограждены и доступ к ним возможен лишь обслуживающему персоналу. Для группы электродвигателей, служащих приводом одной машины, осуществляемой единый технологический процесс, следует применять общую аппаратуру управления, а в остальных случаях каждый электродвигатель должен иметь отдельную аппаратуру управления и защиты.
При управлении из нескольких мест необходимо предусматривать аппараты, не дающие возможность дистанционного пуска механизма или линии, остановленных на ремонт. В случаях, когда оператор проектируемого механизма не сможет определить по состоянию аппарата управления включена или отключена главная цепь электродвигателя, рекомендуется применять световую сигнализацию.
Аппараты управления следует располагать ближе к электродвигателям. Если с места, где установлен аппарат управления электродвигателем, не виден приводимый им механизм и если этот механизм имеет постоянный обслуживающий персонал, необходимо предусмотреть следующие мероприятия для предотвращения несчастных случаев:
— установку кнопки пуска электродвигателя непосредственно у механизма;
— сигнализация или звуковое оповещение о предстоящем пуске механизма;
— установку вблизи электродвигателя и приводимого механизма аппаратов для аварийного отключения электродвигателя, исключающие возможность пуска (кроме крышных вентиляторов).
Управление переносными электроприемниками возможно с помощью штепсельных соединений мощностью не более 1 кВт.
В качестве аппаратуры управления в электрических сетях напряжением до 1000 В используются рубильники, пакетные выключатели, автоматические выключатели, магнитные пускатели.
Для защиты электроприемников и сетей от токов короткого замыкания служат предохранители и автоматические выключатели без выдержки времени, а для защиты от перегрузок – автоматические выключатели без выдержки времени и тепловые реле магнитных пускателей.
Выбор аппаратов защиты производится с учетом следующих основных требований:
— напряжение и номинальный ток аппаратов должны соответствовать напряжению и расчетному (длительному) току цепи;
— номинальные токи плавких вставок предохранителей и расцепителей автоматических выключателей нужно выбирать по возможности близкими к расчетным токам электроприемников или линии;
— аппараты защиты не должны отключать установку при перегрузках, возникающих в условиях нормальной эксплуатации, например при запуске короткозамкнутого электродвигателя;
— аппараты защиты должны обеспечить надежное отключение одно- и многофазных замыканий;
Места установки аппаратов защиты
Вопрос. В каких местах сети устанавливаются аппараты защиты?
Ответ. Аппараты защиты располагаются в удобных для обслуживания местах таким образам, чтобы была исключена возможность их случайных механических повреждений. Установка их выполняется так, чтобы при оперировании с ними или при их действии были исключены опасность для обслуживающего персонала и возможность повреждения окружающих предметов.
К аппаратам защиты с открытыми токоведущими частями обеспечивается доступ только для обслуживания квалифицированным персоналом (3.1.13).
Как правило, аппараты защиты устанавливаются в местах сети, где сечение проводника уменьшается (по направлению к месту потребления электроэнергии) или где это необходимо для обеспечения чувствительности или селективности защиты (3.1.14).
Аппараты защиты устанавливаются непосредственно в местах присоединения защищаемых проводников к питающей линии.
Допускается установка аппарата защиты ответвления на некотором расстоянии от места присоединения ответвления к питающей линии при выполнении следующих условий:
длина участка ответвления от места присоединения к питающей линии до аппарата не превышает 3 м;
ответвления на этом участке выполнены кабелем в оболочке, не распространяющей горение, или проложенным в несгораемых трубах, металлорукавах, коробах;
вблизи этого участка не располагаются горючие вещества (3.1.15).
Вопрос. Где устанавливаются предохранители?
Ответ. При защите сетей предохранителями последние устанавливаются на всех нормально незаземленных проводниках. Установка предохранителей в нулевых проводниках не допускается (3.1.16).
Вопрос. Где устанавливаются расцепители при защите сетей автоматическими выключателями?
Ответ. Расцепители автоматических выключателей устанавливаются во всех нормально незаземленных проводниках.
Расцепители в нулевых рабочих (нейтральных) проводниках допускается устанавливать лишь при условии, что при их срабатывании отключаются от сети одновременно все проводники данного присоединения (3.1.17).
Вопрос. В каких местах допускается не устанавливать аппараты защиты?
Ответ. Допускается не устанавливать, если это признается целесообразным по условиям эксплуатации, в местах:
ответвления проводников от шин щита к аппаратам, установленным на том же щите; при этом проводники выбираются по расчетному току ответвления;
снижения сечения питающей линии по ее длине и на ответвлениях от нее, если защита предыдущего участка линии защищает участок со сниженным сечением;
ответвления от питающей линии проводников цепей измерений, управления и сигнализации, если эти проводники не выходят за пределы соответствующих машин или щита либо эти проводники выходят за их пределы, но проложены в несгораемых трубах или имеют негорючую оболочку.
Не допускается установка аппаратов защиты в местах присоединения к питающей линии таких цепей управления, сигнализации и измерения, отключение которых может повлечь за собой опасные последствия (отключение пожарных насосов, вентиляторов, предотвращающих образование взрывоопасных смесей, некоторых механизмов собственных нужд электростанций и т. п.). Во всех случаях такие цепи выполняются проводниками, не распространяющими горение, или в трубах (3.1.18).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Выбор аппаратов защиты
Выбор аппаратов защиты Вопрос. Какие аппараты применяются в качестве защитных?Ответ. Применяются автоматические выключатели или предохранители. Рекомендуется применять автоматические выключатели с комбинированным расцепителем.Для обеспечения требований
Места установки устройств связи
Места установки устройств связи Вопрос. В каких помещениях размещается аппаратура связи?Ответ. Размещается, как правило, в помещении линейно-аппаратных цехов, а коммутационные станции – в отдельном приспособленном помещении. В отдельных случаях допускается размещение
Глава 7.10. ЭЛЕКТРОЛИЗНЫЕ УСТАНОВКИ И УСТАНОВКИ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ПОКРЫТИЙ
Глава 7.10. ЭЛЕКТРОЛИЗНЫЕ УСТАНОВКИ И УСТАНОВКИ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ПОКРЫТИЙ Термины и определения. Состав установок Окончание
Оборудование рабочего места
Оборудование рабочего места Оборудовать литейную мастерскую в домашних условиях крайне сложно. Как и кузницу, правила безопасности запрещают делать ее в квартире многоэтажного дома. Получение отливок из бронзы или латуни требует довольно высоких температур и
Оборудование рабочего места
Оборудование рабочего места При выполнении работ по дереву необходимо максимально тщательно оборудовать рабочее место. Чем лучше организована работа, тем легче обработать древесину и сделать из нее задуманную вещь. Прежде всего необходимо оборудовать рабочий стол,
Организация рабочего места
Организация рабочего места Для того чтобы изделие удалось, недостаточно иметь талант, опыт и хорошие инструменты. Нужно еще и удобное рабочее место. Если для резьбы приспособлен столярный верстак, это замечательно. Можно также приспособить для этой цели массивный
Организация рабочего места
Организация рабочего места Для получения точного, красивого рисунка необходимо позаботиться о том, где будет расположен рабочий стол. Лучше поближе к окну, чтобы на обрабатываемую поверхность фанеры или деревянной доски падал естественный свет, причем окно (или иной
Организация рабочего места
Организация рабочего места Большое внимание надо уделить рабочему столу. В зависимости от того, насколько будет удобно работать, мозаика получится или плохого, или хорошего качества. Плохо обустроенное место может отбить охоту заниматься мозаикой. Удобно и практично
Двигатель при трогании с места глохнет
Двигатель при трогании с места глохнет Неисправности карбюратора Уровень бензина в поплавковой камере превышает норму. Проверить герметичность игольчатого запорного клапана. Попавшую грязь и мелкие соринки убрать. В случае попадания топлива в латунный поплавок
20.1. Мысли о лекции «Внизу полным-полно места»
20.1. Мысли о лекции «Внизу полным-полно места» Когда в 1960 году я выступил с речью, озаглавленной «Внизу полным-полно места» и посвященной будущим технологиям изготовления разнообразных миниатюрных объектов, в сущности, я говорил об известных вещах. Дело в том, что
7.10. Электролизные установки и установки гальванических покрытий
7.10. Электролизные установки и установки гальванических покрытий Область примененияВопрос 678. На какие электролизные установки распространяется настоящий раздел ПУЭ?Ответ. Распространяется на расположенные внутри зданий (исключения приведены в табл. 7.10.1 пункт 7.10.4 ПУЭ)
ЗАПОВЕДНЫЕ МЕСТА
ЗАПОВЕДНЫЕ МЕСТА Реконструкции животного мира, перегруппировке животных на обширных пространствах Советской страны способствует сеть заповедников.Знала заповедники и старая Россия, но их было немного, и назначение их было далеко от науки и хозяйства.Беловежская пуща,
НА НОВЫЕ МЕСТА
НА НОВЫЕ МЕСТА Новые заводы построены народом. Новые поля распаханы народом. Новые дороги проложены народом. Сооружая в новых местах новые заводы, засевая новые поля, прокладывая новые дороги, народ и расселяется по-новому.По-новому размещаются у нас производительные
6.3. Организация и оснащение рабочего места гравера
6.3. Организация и оснащение рабочего места гравера Граверные работы далеко не всегда могут быть механизированы, хотя при желании можно приобрести современное оборудование (см. ниже), поэтому снижение трудоемкости и повышение качества гравирования во многом зависит от