It4it что это
Перейти к содержимому

It4it что это

Разработка модели управления ИТ-инфраструктурой кредитной организации на основе архитектурной модели it4it Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пылаева Е.В.

В данной статье показан пример оптимизации системы управления информационных технологий (ИТ) в кредитной организации на основе референтной архитектуры IT4IT , предложенной консорциумом The Open Group. Основополагающей идеей стандарта является моделирование деятельности ИТ через потоки ценности, которые в свою очередь представлены в виде способностей (capability). Построение необходимых моделей согласно референтной архитектуры позволяет существенно улучшить деятельность ИТ в кредитной организации . В результате выполнения работы была построена единая целевая архитектура кредитной организации , на которой отражены как совершенно новые элементы, так и элементы, которые подверглись изменениям согласно референтной архитектуре IT4IT . Данные изменения в архитектуре предприятия произошли согласно методологии референтной архитектуры посредством построения моделей: потоков ценностей, функциональная модель, модель данных, ролевая модель.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Пылаева Е.В.

Текст научной работы на тему «Разработка модели управления ИТ-инфраструктурой кредитной организации на основе архитектурной модели it4it»

Разработка модели управления ИТ-инфраструктурой кредитной организации на основе архитектурной модели 1Т41Т

Финансовый Университет при Правительстве РФ,

Аннотация: В данной статье показан пример оптимизации системы управления информационных технологий (ИТ) в кредитной организации на основе референтной архитектуры IT4IT, предложенной консорциумом The Open Group. Основополагающей идеей стандарта является моделирование деятельности ИТ через потоки ценности, которые в свою очередь представлены в виде способностей (capability). Построение необходимых моделей согласно референтной архитектуры позволяет существенно улучшить деятельность ИТ в кредитной организации. В результате выполнения работы была построена единая целевая архитектура кредитной организации, на которой отражены как совершенно новые элементы, так и элементы, которые подверглись изменениям согласно референтной архитектуре IT4IT. Данные изменения в архитектуре предприятия произошли согласно методологии референтной архитектуры посредством построения моделей: потоков ценностей, функциональная модель, модель данных, ролевая модель. Ключевые слова: кредитная организация, IT4IT, потоки ценности ИТ, референтная архитектура, ИТ-услуга, способность, ИТ-инфраструктура.

В современных условиях развития бизнеса рациональное применение информационных технологий (далее ИТ) способствует не только сокращению издержек, оптимизации производственных процессов на предприятии, но наличие информационных систем (далее ИС) нередко приносит рыночное конкурентное преимущество среди аналогичных предприятий. В наши дни все чаще возникает вопрос: «Как измерить ценность ИТ в бизнесе?» [1]. В данной статье и рассмотрен один из способов управления ИТ в банке.

Объектом данного исследования является кредитная организация, которая представляет собой крупный инвестиционный банк, основная деятельность которого — повышение конкурентоспособности российской экономики.

Предметом исследования является ИТ-инфраструктура кредитной организации.

В результате построения SWOT-анализа как со стороны бизнеса [2], так и со стороны ИТ кредитной организации были выявлены следующие недостатки: недостаточно развитые ИТ, недостаточно глубокая проработка бизнес-моделей клиентов, что ведёт к финансированию неуспешных проектов, долгие сроки реализации требований бизнеса, потеря клиентов из-за неудовлетворённости их потребностей со стороны ИТ, высокая забюрократизированность бизнес-процессов, высокие сроки реализации требований, низкое обеспечение поддержки пользователей.

Цель данного исследования заключается в предложении подхода совершенствования ИТ-архитектуры кредитной организации на основе референтной модели IT4IT. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Провести анализ текущей ИТ-архитектуры

2. Провести анализ существующих подходов по совершенствованию ИТ-архитектуры.

3. Разработать модели целевой ИТ-архитектуры

На основе анализа подходов к управлению ИТ в организации [3], среди которого были проанализированы такие подходы к управлению ИТ, как функциональный поход, процессный подход, сервисный подход и подход к управлению ИТ через потоки создания ценности ИТ в соответствии с принципами бережливого производства [4], и на основе сравнительной характеристики таких референтных моделей для управления ИТ, как ITIL [5,6], COBIT [6,7], практики вендоров (референтная модель HP и референтная модель IBM), референтная архитектура IT4IT, а также на основе требований и существующих проблем бизнеса был выбран открытый международный стандарт референтной архитектуры IT4IT, предложенным

консорциумом The Open Group [8], согласно которому деятельность ИТ-департамента моделируется с помощью четырёх основных потоков ценности[9]:

• Strategy to Portfolio (S2P) — от стратегии к портфелю — передача требований бизнеса по разработке новых сервисов

• Requirement to Deploy (R2D) — от требований к развертыванию -описывает преобразование концептуальной модели сервиса в логическую модель

• Request to Fulfill (R2F) — от запроса к выполнению — описывает подготовку и перенос разработанного решения в производственную среду

• Detect to Correct (D2C) — от распознавания до коррекции -управление и передача в исправление работающих в производственной среде сервисов.

Для каждой цепочки ценности ИТ определяется набор ИТ-компонентов, необходимых для достижения цели потока. Каждый из компонентов представляет собой либо единицу данных, либо одну сущность в сервисной модели. Связь между ИТ-компонентами осуществляется через входные и выходные объекты. В свою очередь, выделенные потоки ценности ИТ формируются в единую референтную модель, описывающую каждый компонент в рамках потока и связи между ними [9]. Для каждого компонента выделяется его назначение, входные и выходные документы, основные сущности данных, и на основе этого формируется модель, описывающая его реализацию.

Анализ текущей ИТ-инфраструктуры

Изначально текущую деятельность банка можно представить согласно разбиением деятельности на способности внутри бизнес-процессов. На

рисунке можно увидеть как способности со стороны бизнеса, входящие в такие основные бизнес-процессы, как создание банковских услуг и продуктов, обслуживание клиентов и финансирование инвестиционных проектов, а также на нём можно увидеть способности, которые относятся к вспомогательному процессу — управление ИТ, что можно увидеть на рис.3.

Рис. 1. — Модель существующих способностей банка Все бизнес и ИТ-способности банка были проанализированы на основе уровня зрелости способностей. Оранжевым цветом изображены способности, уровень зрелости которых низкий (2), синим — способности среднего уровня зрелости (3), а голубым — высокий уровень зрелости в данном состоянии банка (4). Уровни зрелости способностей банка были проанализированы с помощью набора рекомендаций в виде практик, реализация которых может реализовать цели, которые необходимы для полной реализации определённых областей деятельности — СММ1 [10].

Для более наглядного анализа была построена радарная диаграмма. Радарная диаграмма используется для того, чтобы отразить уровни зрелости

компонентов компонентной бизнес-модели. Шкала уровней зрелости ограничена цифрой пять.

Рис. 2. — Модель существующих способностей банка

Проектирование потоков ценности ИТ-деятельности для целевой модели ИТ-инфраструктуры кредитной организации

Ниже представлена таблица методов и инструментов совершенствования ИТ-инфраструктуры банка на основе референтной модели ГГ4ГГ [9].

Методы и инструменты совершенствования ИТ-инфраструктуры

Направление Изменения Источник Решение проблемы

Функциональная модель Новая модель для определения функциональных областей ИТ ГГ4ГГ Каталог ИТ-услуг

Целевая модель ИТ-способностей Перечень изменяемых ИТ-способностей, у которых повышается уровень зрелости, и новые ИТ-способности Функциональная модель 1Т41Т Каталог ИТ- услуг, повышение уровня зрелости ИТ-способностей, появление

Направление Изменения Источник Решение проблемы

Модель данных Модель данных для поддержки целевой модели ИТ-способностей Модель ИТ-способностей, 1Т4Т, ТООЛБ Каталог ИТ-услуг

Ролевая модель Новые роли пользователей 1Т1Ь, модель данных Независимая работа подразделений

Выбор ключевых показателей эффективности (КПЭ) Возможность измерять и управлять ИТ-способностями ГТГЬ, 1Т41Т Измерение деятельности ИТ-способности

Модель приложения и интеграционная модель Целевая модель ИТ-инфраструктуры Архитектура предприятия Независимая работа подразделений

Первый уровень включает в себя функциональные компоненты и

ключевые объекты данных, предложенные референтной моделью. На следующем этапе осуществляется описание структуры данных и связь между объектами данных. А на третьем уровне — разработка модели ИТ-способностей, ролей и ключевых факторов успеха и показателей эффективности, а также описание сценариев взаимодействия пользователей и системы. Разработка предложения по модернизации ИТ-инфраструктуры кредитной организации ограничивается 3 уровнем, так как уровни 4 и 5 предполагают описание сценариев работы конкретных программных продуктов, которые в рамках работы не рассматриваются.

Согласно референтной архитектуре 1Т41Т, деятельность ИТ-департамента может быть представлена основными и вспомогательными

процессами. Основные процессы сформированы за счет ИТ-способностей (capabilities). Согласно рефертной архитектуре IT4IT, на рис. 3 представлена деятельность ИТ-департамента с помощью потоков ценности.

Рис. 3. — ИТ-способности в ИТ деятельности Согласно поставленной цели, которая заключается в совершенствовании группы процессов «Управление ИТ», была построена следующая стратегическая модель, представленная ниже на рис.4:

Рис. 4. — Моделирование стратегической модели ИТ-способностей

Стратегическая модель служит для наглядного достижения поставленной цели: чтобы достичь глобальной цели — совершенствование управления ИТ, необходимо её детализировать на более мелкие, которые включают в себя формирование ИТ-стратегии, поддержку требований со стороны бизнеса, а также прогнозирование желаний бизнес заказчиков. На следующем уровне формируются результаты, которые необходимо достичь в процессе достижения поставленных целей. На более нижнем уровне показаны действия, которые необходимо выполнить, чтобы достичь обозначенный результат. На самом нижнем уровне изображены ИТ-способности, которые обязательны для использования для того, чтобы достичь ранее поставленной общей цели.

Основной идеей стандарта управления ИТ-инфраструктурой 1Т41Т является функциональная модель, которая состоит из 4 компонентов. Все компоненты рассматривают процессы обработки и анализа требований бизнеса, регистрации запросов на реализацию услуг, их предоставление для пользователей. В каждый компонент добавлены ключевые объекты данных

или сущности и связи между ними, которые помогают решить выявленные на этапе анализа проблемы со стороны бизнеса, что показано на рис. 5.

От стратегии к От требований портфелю к развёртыванию

От запроса к выполнению

Компонент обнаружения неисправностей

Компонент требований бизнеса

Компоне-гт предложен ля

Концепция услуги услуг Описание

КОН ЦЕПЦИИ услуги

Компонент проектирования услуг

Компонент управления предложениями Г Предло-^^И жен ие

Компонент > правления доступом Профиль 1 Гользоввтеля

От обнаружения к исправлению

Компонент управления изменениями

Компонент уровней услуг

г Запись каталога

Рис. 5. — Модель функциональных компонент с ключевыми объектами

Для того чтобы поддержать ранее разработанную функциональную модель, была предложена новая структура данных, поддерживаемая стандартом. Для ее разработки были использованы ключевые объекты данных из функциональной модели (Рис.5). Данные объекты были расширены вспомогательными сущностями и параметрами, которые необходимы для того, чтобы осуществить поддержку ИТ-способностей.

Кроме целевой модели данных ИТ-деятельности, представлена также ролевая модель, построенная с помощью матрицы ЯАС1 (Я — исполняет, А -несет ответственность, С — консультирует до исполнения, I — оповещается после исполнения) [11]. На ней изображены ключевые роли с их ключевыми функциями, распределёнными на потоки ИТ-ценности. С помощью неё можно определить, какие роли вовлечены в ИТ-способности, а какие больше не используются. В результате данного исследования, основными

участниками ИТ-способности являются следующие роли: бизнес-заказчик, менеджер ИТ-сервиса, менеджер ИТ-департамента, исполнитель.

Модель приложения, построенная с помощью программного продукта ЛгсЫ, позволяет увидеть функциональность и взаимодействие приложения с сервисами приложений, интерфейсом, компонентами, и объектами данных, что показано на рис.6.

Предоставление сервиса каталога ИТ-услуг осуществляется с помощью интерфейса приложений — интерфейс как для сотрудника (актёра), так и для системного администратора. Компонентом приложений в данном случае выступает сама информационная система — каталог ИТ-услуг. В свою очередь функциональность приложения имеет прямую связь с такими объектами данных, как внутреннее хранилище данных банка, в которое входит база данных услуг, база данных пользователей, база данных запросов, инцидентов и так далее.

Рис. 6. — Модель приложения (каталог ИТ-услуг)

Изменения в управлении ИТ банка

Видимые изменения представлены со стороны архитектуры предприятия (рис.7): в бизнес-слое был изменён процесс «управление изменениями» и появился новый процесс «управление каталогом услуг»; в

слое приложений — новая ИС, каталог ИТ услуг в системе управления ИТ-услугами. А в технологическом слое — новые таблицы на сервере базы данных, а внутри сервера приложений новая ИС — Каталог ИТ услуг, выделенная в слое приложений.

Рис. 7. — Целевая модель архитектуры предприятия

В заключении необходимо сказать, что в рамках данного исследования были рассмотрены и проанализированы различные подходы к управлению информационными технологиями, а также различные референтные модели для управления ИТ-инфраструктуры предприятия, в результате чего можно объективно оценить каждый представленный подход управления ИТ. В результате данного анализа было обозначено, что управление ИТ через потоки ценности является самым эффективным в современных условиях в том числе и для ИТ. На основе их сравнительной характеристики был выбран подход 1Т41Т, для его применения в банковской сфере.

В процессе построения целевой модели деятельности ИТ-департамента банка была применена референтная модель ИТ-инфраструктуры 1Т41Т, которая предполагает построение таких артефактов, как модель потоков ценности; компонентная модель потоков ценности; модель данных, которая представляет собой набор объектов данных и связей между ними, с помощью которых можно и необходимо определить, какие объекты данных будут использованы, а какие — нет, в результате построения модели данных было выявлено, какие таблицы необходимо вести (например, задача, заказ, инцидент, услуга, требование, решение проблемы и т.д.); модель процессов; ролевая модель, которая определяет необходимые роли для потоков; анализ ключевых показателей, модель приложений и целевая модель архитектуры предприятия.

Согласно референтной модели потоки ценности формируются с помощью ИТ-способностей (IT-capability), которые включают в себя как трудовые ресурсы, методы, различные инструменты, так и технологические ресурсы, ИТ-процессы, что способствует созданию функциональной модели, состоящей из ИТ-способностей.

Видимые изменения представлены со стороны архитектуры предприятия. Таким образом, в результате данного исследования сформирован подход для банка по применению референтной архитектуры IT4IT, что позволило управлять информационными технологиями в организации более эффективно. Это позволяет достичь следующих результатов в кредитной организации:

• Повышение эффективности бизнес-процессов.

• Определение точек сокращения персонала.

• Выравнивание бизнес и ИТ.

• Четкая реализация бизнес-требований.

• Повышение финансовой прозрачности в ИТ.

• Сокращение уязвимостей и инцидентов.

В заключении можно сказать, что все поставленные задачи выполнены, что позволяет сделать вывод о достижении поставленной цели -предложение подхода совершенствования ИТ-инфраструктуры кредитной организации.

Представленный в рамках данного исследования подход можно применить и для других кредитных организаций.

1. Зараменских Е.П. Основы бизнес-информатики // М.: Изд-во Юрайт, 2017. С.312-315

2. Бокова Ф.М. Исследование эффективности и качества банковских услуг // Инженерный вестник Дона, 2011, №1 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2011/388/.

3. Зараменских Е.П. Управление жизненным циклом информационных систем // М.: Изд-во Юрайт, 2017- 431 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.

4. Клочков Ю.П. Бережливое производство: понятия, принципы, механизмы// Инженерный вестник Дона, 2012, №2 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/812/.

5. Van Haren Foundations of ITIL// Edition. — Van Harenpublishing, 2011. -pp. 9-32.

6. Арзуманян М.Ю., Кудрявцев Д.В. Архитектура предприятия как связующее звено управленческих дисциплин// 18-я Российская научно-практическая конференция «Инжиниринг предприятий и управление знаниями»: Сборник научных трудов. Том 1. — М.: Гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 2015. — С. 291-305.

7. COBIT 5 (Control Objectives for Information and Related Technology 5)-URL: searchcompliance.techtarget.com/definition/COBIT-5-Control-Objectives-for-Information-and-Related-Technology-5

8. IT4IT — новый стандарт для CIO, Журнал «Стандарт», URL: asteros.ru/press/press/4900/

9. The Open Group IT4I Reference Architecture, version 2.1. //opengroup.org URL: publications.opengroup.org/c171

10. Business Analysis Body of Knowledge, version 3.0., iiba.org URL: innovativeprojectguide.com/documents/BABOK_Guide_v3_Member.pdf

11. Матрица RACI как инструмент управления ответственностью URL: itexpert.ru/rus/ITEMS/200809141918/

1. Zaramenskih E.P. Osnovy biznes-informatiki [Basics of business informatics], M.: Izd-vo YUrajt, 2017. pp. 312-315

2. Bokova F.M. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2011, №1. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2011/388/.

3. Zaramenskih E.P. Upravlenie zhiznennym ciklom informacionnyh sistem [Information system life cycle management], M.: Izd-vo YUrajt, 2017. 431p. Seriya: Bakalavr. Akademicheskij kurs.

4. Klochkov YU.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/812/.

5. Van Haren Foundations of ITIL, Edition. Van Harenpublishing, 2011, pp. 932.

IT4IT за 3 минуты

it4it

На сайте консорциума The Open Group опубликован стандарт IT4IT™ Reference Architecture, Version 2.0, который описывает эталонную архитектуру управления ИТ в независимости от отрасли, выбранного вендора и технологий. Все желающие могут бесплатно изучить стандарт онлайн или приобрести книги в издательстве Van Haren Publishing.

Стандарт IT4IT включает в себя операционную модель, основанную на цепочке создания ценности, и модель эталонной архитектуры. Четыре потока создания ценности:

  • Strategy to Portfolio
  • Request to Fulfill
  • Requirement to Deploy
  • Detect to Correct

it4it_valuechain

Для каждого потока описаны назначение, ценность для бизнеса, KPI, основные объекты данных (information model) и функциональные компоненты (functional model), которые их поддерживают. Все вместе, четыре потока позволяют ИТ контролировать модель услуги (service model) на протяжении жизненного цикла.

Аале Роос в своём блоге в шутку назвал IT4IT четвёртой версией библиотеки ITIL, отметив, что стандарт более структурирован и логичен, но в то же время «унаследовал» и многие проблемы ITIL.

Структура операционной модели ИТ

image004

Публикация на Facebook ссылки на IT4IT Reference Architecture вызвало большую, но неоднозначную реакцию. Кто-то проявил живой интерес, а кто-то отметился репликами в стиле: «Да кому это нужно! И что это за кружочки с квадратиками?». Выскажу свое мнение. Эталонная архитектура операционной модели деятельности ИТ-подразделения, изложенная в документе, получилась очень неплохой. Визуализация этой архитектуры (см. рисунок ниже) сделана существенно хуже. Чтоб закрыть вопрос с картинками сразу скажу, что синии прямоугольники на картинках обозначают основные функции, а черные круги – объекты данных. Серые и фиолетовые круги – это частные случаи объектов данных (подклассы), обозначающие вспомогательные объекты и воспринимаемые пользователями ИТ-услуг сервисы. Теперь о содержании.

Кратко повторю структуру операционной модели. Деятельность ИТ состоит из 4-х потоков создания ценности и 5-ти вспомогательных видов деятельности. Потоки ценности следующие:

  1. Strategy to Portfolio. От стратегии к портфелю(проектов, приложений, …)
  2. От требований к развертыванию (Requirement to Deploy)
  3. От заявок к предоставлению сервиса (Request to Fulfill)
  4. и от обнаружения до исправления (Detect to Correct)

Вспомогательные виды деятельности:

  1. Управление рисками (Governance Risk & Compliance)
  2. Управление поставщиками (Sourcing & Vendor)
  3. Аналитика и отчетность (Intelligence & Reporting)
  4. Финансы и активы (Finance & Assets)
  5. Ресурсы и проекты (Resource & Project)

image029

Первый вопрос, который возникает при взгляде на эту конструкцию: а зачем нужна еще одна процессная модель деятельности ИТ отдела. Ответ в том, что IT4IT не процессная модель. Перечисленные выше потоки создания ценности – это не процессы, а именно потоки создания ценности. Они поддерживаются процессами, но сами процессами не являются. Например, для реализации потока создания ценности Requirement to Deploy, нужен и процесс управления релизами и процесс управления изменениями. Но оценивать работу ИТ (подсчитывать KPIs) мы будем не по показателям этих процессов, а по потоку создания ценности R2D. Здесь есть один очень важный момент. То, что в рамках потока создания ценности присутствуют несколько процессов, не означает, что они следуют друг за другом, как это принято в «водопадной» модели разработки информационных систем. Наоборот объединение, например, сбора требований и разработки релизов в одном процессе, на мой взгляд, является, чуть ли не основной проблемой современных корпоративных ИТ.

Позволю себе аналогию с использованием синхронных взаимодействий в распределенных информационных системах. Добрая половина сообщений в этом блоге рассказывает о том, почему синхронные RPC-style взаимодействия это плохо. Если у нас одна программа синхронно обращается к другой, которая в свою очередь вызывает третью, то это приводит к проблемам. И дело не только в том, что нефункциональные характеристики общей системы снижаются (время отклика системы складывается из времени отклика каждой из подсистем, а доступность перемножается: 90%x90%=81%). Такие системы очень чувствительны к сбоям и отказам отдельных компонент. Пока один из сервисов заблокирован, не работают все вызвавшие его сервисы и все сервисы, которые вызвали эти сервисы и т.д. В общем, сеть не загружена, сервера не загружены, а система не работает. Ситуация напоминает каскадные отключения электричества (подробнее см. заметку Cloud-Native Application Architectures). Примерно то же самое происходит в бизнес-процессах. Если несколько экземпляров бизнес-процесса доходят до «заблокированной» активности (ресурсов архитекторов не хватает на согласование ТЗ, например), то все они останавливаются. А вслед за ними останавливаются процессы более высокого уровня. Из-за нехватки архитекторов не согласуется ТЗ, из-за этого стоит процедура закупки (услуг по разработке ПО), а из-за этого своевременно не осваивается бюджет и значит деньги не лежат в банке на депозите, а болтаются на счете. Одним словом, во всем виноваты ИТ-архитекторы. Об этих вещах, собственно, и рассказывает Теория ограничений.

К счастью, люди, которые занимаются реальной операционной деятельностью, а не рисованием бизнес-процессов в красивой BPMN нотации все это понимают и так не работают. Если бы они этого не делали, а следовали бы моделям и процедурам из методологий ведения ИТ-проектов, то цикл производства автомобилей выглядел бы так:

Приходит человек в магазин покупать новый автомобиль. Бизнес-аналитик выясняет у него требования . Продавец уточняет марку, модель, цвет, тип двигателя, отделку салона и отправляет заявку в производство. Главный по производству арендует землю, строит на ней завод, закупает станки, нанимает рабочих и производит нужный автомобиль – одну штуку и отправляет его в салон. Затем разбирает конвейер, увольняет рабочих, отказывается от арендованной земли. Выглядит смешно, но многие айтишники так и работают. Впрочем, нет! Они знают, что автомобиль покупателю обязательно не понравится. Через пару недель он пригонит свою новую машину и попросит заменить двери, оторвать бампер и форсировать двигатель. Кроме того, в первой версии автомобиля не хватало половины колес, так что колеса он тоже попросит прикрутить. В общем, завод никто разбирать не спешит и потому команда программистов сидит месяцами и бездельничает, надеясь, что заказчик созреет до нового релиза. Нормально организованная деятельность ИТ больше похода на следующую картинку.

ITcircle

Но мы отвлеклись. Чем же хороша предложенная модель. Обычно, из четырех поток создания ценности ИТ осознает только два – разработка и эксплуатация. R2F присутствует где-то на задворках сознания. Это как если бы оператор сотовой связи строил и эксплуатировал сеть, но не продавал контракты(сим-карты). Ну, хочет кто-то подключиться к нашей сети, напишите e-mail или позвоните администратору, он пропишет Вас на коммутаторе и пользуйтесь на здоровье. А поток S2P, вообще, находится за пределами понимания. Но ведь на самом деле, это главный вид деятельности бизнес-аналитиков и корпоративных архитекторов. Зато вспомогательные активности, обычно, занимают времени не меньше потоков создания ценности. Чем занимаются ИТ руководители? Бюджетом они занимаются. Рисками занимаются… А аналитика и отчетность построена не на потоках создания ценности, а на вспомогательных процессах. Вещи все важные и нужные, конечно, но IT4IT предлагает изменить подход.

ИТ-подразделение это брокер услуг (внешних поставщиков). Его главный справочник это продуктовый каталог, а процесс – офер менеджмент. ITIL v.3 пытался озвучить эту тему, но получилось довольно сложно. В COBIT все тоже не очень понятно. В IT4IT получилось довольно просто. Картинки, конечно, нуждаются в переработке. Archimate в описании потоков создания ценности, вообще, не к месту. Но содержательная часть, на мой взгляд, интересная. Надо пробовать!

Организация департамента информационных технологий с применением методологии IT4IT

Разработанная стратегия автоматизации в деталях должна отражать стратегию самого предприятия, в том числе направления деятельности, миссию и бизнес-модель. Разработка стратегии ИТ – это нахождение возможных способов использования современных информационных технологий, которые помогут предприятию в достижении поставленных целей. В статье, опубликованной в научном журнале MIS Quarterly, было выделено три принципиально разных подхода к созданию стратегии ИТ для компании:

1) Стратегия ИТ применяется как средство поддержки стратегии бизнеса и реализации новейших возможностей.

2) Стратегия ИТ на базе архитектуры предприятия.

3) Стратегия ИТ в рамках корпоративного управления ИТ.

При этом, все способы разработки ИТ-стратегии таки или иначе учитывают следующие аспекты: согласование возможностей ИТ с целями бизнеса; оценка эффективности (зрелости) развития ИТ на предприятии; разработка архитектуры информационных систем и технологий; управление ИТ, включая модель процессов создания и поддержки ИТ-сервисов (не только за счет собственных ресурсов, но и с использованием любых форм аутсорсинга), организационную структуру ИТ-подразделения, развитие компетенции в ИТ.

При выборе информационной системы необходимо нужды предприятия, сформулированные в терминах, конвертировать в экономические и технические задачи к системе, которые следует сформулировать в подходящих терминах:

· общая стоимость бизнеса;

· перспективы дальнейшего развития, интеграции и поддержки;

КогданужнооценитьэффективностьсистемыИТ, топриоритетноруководствостремятсяпросчитатьеевлияниенаростэкономическихпоказателейвсейкомпании.Вцеломотмечаютнесколькоглавныхподходовкоцениваниюэффекта, получаемогопослевнедрениясистемИТ, используемыхидлярасчетавозможногоэффекта, идляоценкиужеполученного:

– Бенчмаркинг, сравнение с лидерами — метод основан на сопоставлении результатов отдельного предприятия с так называемыми «средними» эффектами, которые были получены лидирующими («зрелыми») организациями в подобных отраслях и проектах.

– Сравнение финансовых затрат и выгод.

– Методы на базе показателей для ИТ-систем — сравниваются: качество системы; качество информации; качество сервиса; использование системы; удовлетворенность персонала, использующего систему; общая полезность.

– Система показателей работы компании, свидетельствующие об операционной эффективности. Нили Энди обозначил пять критериев, при помощи которых следует вычислять эффективность операций:

· качество – соответствие спецификациям услуги либо продукта;

· надежность – следует понимать, как возможность выполнять план;

· время или скорость совершения операций;

· адаптивность — возможность быстро перестраиваться под конкретные условия;

Многочисленныеисследованияпоказали, чтоприправильномиспользованиикомпьютерныетехнологииспособнызначительноповыситьэффективностьлюбогобизнеса. ИТтрадиционноотносяткрасходнойкатегориибизнеса, поэтомустатьизатратнаинформационныетехнологииконкурируютзаполучениересурсов.

СутьдеятельностиИТ-подразделениязаключаетсявподдержаниижизненногоциклаИТ-услуг. Приэтомпроблемычащевсегомогутвозникатьименноиз-занехваткиресурсов, отсутствияданныхдляпринятиярешений, излишнейформализациибизнес-процессов, недостаточнойавтоматизацииилислабойинтеграциипроцессов. ЧтобысправитьсясвышеперечисленнымипроблемамиИТ-руководители, какправило, стремятсяприводитьИТ-ландшафтсвоейорганизациивсоответствиесобщепринятымистандартамиииспользоватьлучшиепрактикивтечениевсегожизненногоциклаИТ-услуг.

Стандарт IT4IT рекомендует референсную модель, которая позволяет определить и построить целостную картину проблемных областей и предложить комплекс мер по решению острых вопросов. IT4IT предлагает формальную операционную модель для ИТ-деятельности, основанную на подходе цепочек создания ценности, известного как IT Value Chain.

В стандарт референсной архитектуры IT4IT входит описание четырех потоков создания ценности ИТ. Эти потоки составляют ключевые этапы, которые компании могут использовать для управления ИТ-ландшафтом. Приведем описание потоков ценности референсной архитектуры IT4IT:

1) На этапе создания ценности «От стратегии к портфелю (Strategy to Portfolio)» происходит планирование в виде сформированных портфеля предлагаемых услуг, прогноза спроса на ИТ — услуги и потребности в инвестициях.

Поток ценности Стратегия -портфель (S2P):

· формирует пользовательскую стратегию для создания сбалансированного портфеля услуг;

· определяет единые стандарты, корпоративную структуру и портфель услуг;

· оптимизирует качество данных для принятия решений;

· формирует ключевые индикаторы производительности и «дорожные карты» для улучшения бизнес-коммуникации.

2) На этапе создания ценности «От требований к сервису до его развертывания (Requirement to Deploy)» осуществляется проект создания сервиса или его модернизации вследствие детального проектирования, разработки и тестов для его выпуска.

Поток ценности Требования – Развертывание (R2D):

· обеспечивает основу для создания, модификации или поиска услуг;

· поддерживает гибкие и традиционные методики;

· обеспечивает видимость качества, полезности, графика и стоимости поставляемых компанией услуг;

· определяет непрерывную интеграцию и контрольные точки развертывания.

3) На этапе создания ценности «От запроса потребителя до его обслуживания (Request to Fulfill)» потребителям услуг предоставляется подключение услуг в рамках структурированной системы, в том числе: сервис включается в каталог, на портале публикуются данные для пользователей и организуются процессы взаимодействия с ними, анализируются объемы потребления и регулярность выставления счетов. По итогам этапа бизнес готов к тому, чтобы пользоваться новым сервисом и получать выгоду.

Поток ценности Запрос-Выполнение (R2F):

· помогает информационной технологической организации перейти к брокерской модели услуг;

· представляет собой единый каталог с элементами из каталогов множества поставщиков;

· эффективно управляет подписками и полной стоимостью услуг;

· управляет и фиксирует исполнения через множество поставщиков.

4) На этапе создания ценности «От обнаружения сбоя сервиса до его исправления (Detect to Correct)» проводится мониторинг, осуществляются управление и восстановление услуг, которые реализуются и потребляются бизнесом. Задачей данного этапа является то, чтобы новый сервис работал стабильно и в заданном темпе.

Поток ценности Распознавание-Коррекция (D2C):

· объединяет операции ИТ-услуг для повышения эффективности и результатов;

· обеспечивает комплексный обзор, используя общую модель конфигурации;

· определяет проблемы, прежде чем они отразятся на пользователях.

· сокращает MTTR (среднее время восстановления системы).

При разработке проекта внедрения референсной архитектуры IT4IT в департамент информационных технологий компании руководству компании следует, прежде всего, осознаватьпроблемуповышенияэффективностиуправленияИТ.

Внедрение архитектуры предполагаетанализжизненногоцикла ИТ-услуг компании, разработку целевогоИТ-ландшафтаидорожнойкартыперехода. ИТ-сервис и деятельность ИТ-подразделения должны одновременно управляться в нескольких плоскостях: данных, бизнес-процессов, людей и их компетенций, технологий и, наконец, интеграции всех компонентов. Эти пять элементов важны на всех этапах жизненного цикла ИТ-сервиса, для всех частей архитектуры IT4IT.

Как отмечают ИТ-специалисты, первые результаты внедрения IT4IT появляются обычно через 9-12 месяцев, заметный эффект от программы в целом достигается только через 3-5 лет. При этом сроки сильно зависят от зрелости работы с ИТ в бизнесе. Переход к IT4IT по сложности сопоставим с трансформацией корпоративной культуры, но при этом содержит существенный технологический пласт.

Chen D.Q., Mocker M., Preston D.S., Teubner A. Information systems strategy: reconceptualization, measurement, and implication.:– MIS Quarterly.– 2010.– 34(2).– p.233–259.

The IT4IT™ Reference Architecture, Version 2.0.– The Open Group, Apex Plaza, UK, 2015.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *