Уличное освещение в сельских поселениях: стандарты обустройства, нормы освещения и выбор оборудования
Как организуется система освещения в населенных пунктах в сельской местности? Какие нормативные документы регламентируют обустройство и эксплуатацию уличного освещения в деревнях и селах? Какое оборудование и оснащение для этого используется? Ответы на эти вопросы предложены в данной статье.
В небольших населенных пунктах, которые расположены на периферии крупных городов, освещение является одним из серьёзных проблем благоустройства. Причин тому достаточно – недостаток средств у органов местного самоуправления, высокий уровень затрат на электроэнергию, сложности с регулярным обслуживанием и ремонтом системы освещения.
Нормативные документы: федеральный закон и СНиП
Так как освещение улиц в сельской местности – это вопрос не только комфорта, но и безопасности, данный вопрос регулируется законом. Ответственных определяет Федеральный закон (№ 131-ФЗ, последняя редакция от 02.08.2019 г.). В соответствии с этим законом, за обустройство и эксплуатацию системы освещения отвечает администрация поселения. Технические требования к организации искусственного освещения улиц и дорог в деревнях и селах изложены в своде правил СП 52.13330.2016 (редакция СНиП 23-05-95.
Нормативы и требования к освещению в сельских поселениях
Принцип, по которому организуется уличное и дорожное освещение в поселках и деревнях, достаточно прост – необходимо обеспечить уровень освещенности, обеспечивающий местным жителям комфорт и безопасность с учетом условий сельской местности.
В своде правил СП 52.13330.2016 установлены нормы освещенности, которым должно быть соответствовать наружное освещение поселковых улиц. Единица измерения освещенности – 1 Люкс.
- для главных улиц поселений – не менее 10 ЛК (при этом требования к норме освещенности меняются в зависимости от интенсивности движения – от 500 до 2000 единиц транспорта в час);
- второстепенные улицы и дороги – от 5 ЛК;
- освещение близи жилых строений и на территории, которая примыкает к зданиям общественного назначения – 4 ЛК;
- месторасположения пожарного гидранта и водоисточника – не менее 2 ЛК;
- для улиц и дорог в огороднических и садовых товариществах – от 2 ЛК;
- для проездов между хозяйственных построек (вне жилой зоны поселения) – не менее 1 ЛК.
Обустройство наружного освещения в поселках, селах и деревнях
Главный элемент системы освещения – опоры с установленным на них осветительным оборудованием. В качестве материала опор может выступать деревянные, бетонные, металлические или железобетонные столбы. У каждого из перечисленных материалов есть свои достоинства и недостатки.
- Железобетон. Наиболее прочный и долговечный материал, устойчив к воздействию атмосферных факторов. Недостатки – большой вес, необходимость специальной техники для доставки и монтажа, сложность и дороговизна установки;
- Бетон. Столбы из бетона имеют небольшую стоимость, отличаются высокой прочностью и долговечностью. Минусы – большой вес, риск обрушения из-за воздействия грунтовых вод;
- Металл. Металлические опоры устойчивы, долговечны, отличаются эстетичностью внешнего вида. Минусы – высокая стоимость конструкции, трудоёмкость и дороговизна установки.
Выбор светильников
В соответствии со СНиП 2.07.01-89, обустройство системы освещения улицы в деревне должно производиться с использованием светильников, количество которых определяется из расчета нормы освещенности. Оптимальным выбором являются светодиодные уличные светильники. Они отличаются низким энергопотреблением (что особенно актуально в условиях сельской местности), имеют большой срок службы (до 100 000 часов и более).
Кроме этого, к их достоинствам можно отнести:
- компактные размеры, разнообразие дизайна светильников;
- высокий уровень светоотдачи (коэффициент преобразования электрической энергии в световую);
- возможность выбора светильников с нужной цветовой температурой (от холодного белого – 5000-6500 К до теплого цвета 2700-3000 К);
- длительный срок службы (10-15 лет);
- устойчивость к механическим воздействиям, низким температурам (до -50°С).
Управление освещением в условиях сельской местности
Перед началом работы над проектом освещения необходимо определиться с вариантом системы управления и монтажной схемой. Самый распространенный принцип управления для осветительных систем в сельской местности – это монтаж автоматических выключателей или пускателей непосредственно на линию питания. Это простое в реализации и доступное решение, которое, тем не менее, не может обеспечить современного уровня автоматизации и энергоэффективности.
Чтобы обеспечить экономию электроэнергии, в соответствии с пунктом 6.5.25 ПУЭ, часть освещения улиц в поселках в ночное время может быть отключено. Для этого создаются отдельные линии для режимов «вечернего» и «ночного» освещения с использованием таймера.
Более современным способом экономии электроэнергии является использование в системе освещения датчиков освещенности, что обеспечивает автономное «включение-выключение» фонарей. Еще один вариант – применение датчиков движения: системы, оснащенные таким способом управления, могут снизить энергопотребление до минимума.
ГК «ЭКС»: профессиональные услуги по проектированию и обустройству систем освещения в сельской местности
Группа компаний «Энергосберегающая компания Сибири» – партнер ряда крупных российских предприятий, занятых в производственной, топливно-энергетической и нефтегазовой сфере. ГК «ЭКС» предоставляет комплекс услуг по разработке и реализации проектов освещения населенных пунктов в сельской местности.
Мы обеспечиваем внедрение инновационных технологий энергосбережения. Специалисты ГК «ЭКС» обладают компетенциями в выполнении всех этапов работ по обустройству систем освещения – от предпроектной подготовки до сдачи системы под «ключ» и заключения договоров с ресурсоснабжающими предприятиями. В каталоге нашей компании представлен широкий ассортимент надежного и экономичного осветительного оборудования.
Освещение улиц. Как зажечь светильники в деревнях?
Деревенские жители и дачники нередко задают вопросы о нормах уличного освещения. И не только в части цветового спектра и силы света уличных светильников, но и глобально: должны ли освещаться улицы в деревнях и если да, то — как и сколько (по времени)? Довольно часто в удаленных от районных центров деревнях столбы и фонари на улицах присутствуют, а лампы не горят…
Нормативные документы «СНИП 23−05−95. Естественное и искусственное освещение» и другие стандарты регламентируют нормы уличного освещения. Есть менее известные документы, дающие понятие о том, каким должен быть уровень освещенности. В РФ действует Федеральный Закон № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», регламентирующий ответственность власти за уличное освещение на территории муниципалитета.
Рекомендуемые нормами значения освещенности являются эксплуатационными величинами, ниже которых освещенность не должна быть ни в какой момент эксплуатации. Если из-за загрязнения светильников, ламп или спада светового потока ламп эти минимально допустимые значения будут достигнуты, то агрегаты уличного освещения нуждается в обслуживании (чистке).
Кто должен проводить регламентное обслуживание? Каким документом пользоваться? Об этом далее.
Принцип организации уличного освещения в городах и сельских населенных пунктах разный, поэтому повесить фонарь на каждом столбе вдоль сельской улицы технически невыполнимо. Также актуальна нехватка денег в бюджете сельского поселения для организации максимально возможного уличного освещения, который ежегодно разрабатывается администрацией и принимается местными депутатами сельского поселения (общественники, не получающие зарплаты).
Финансирование сельских поселений идет не через администрацию района и даже области, а напрямую из Федерального бюджета. Есть законодательные акты, регламентирующие финансирование с помощью межбюджетных трансфертов. Поэтому у администраций сельских поселений банально нет «особливого» желания добиваться денег на освещение улиц… Впрочем, равно как и на поддержание дорог местного значения, мостков и свалок, прочей местной инфраструктуры, озеленение территории и на решение многих иных проблемных вопросов, находящихся в компетенции муниципальной администрации.
В России апеллируют к Федеральному Закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а в нем — к статье 14, пункт 1.21 «Организация освещения улиц и установка указателей с названиями улиц и номеров домов». Причем, в том же законодательном акте прописано и много полезного о других сферах жизни селян, в частности, о вывозе бытовых отходов и противопожарной безопасности, — это все в зоне ответственности местного муниципалитета.
Районное подразделение энергосбыта только технически обеспечивает освещение улиц, платить за которое должна либо администрация сельского поселения, либо организация, на балансе которой находится инженерная система села. От них зависит, будет ли на селе гореть свет, сколько фонарей будут освещать улицу (многие здесь и один горящий светильник годами мечтают увидеть) и в какое время.
Для уличного освещения на селе существует свой социальный стандарт. Им предусмотрено, что не менее 80% улиц в деревне должны быть освещены. В реалии разобраться с этим условием очень сложно: к примеру, как определить количество нуждающихся в освещении улиц в некогда густонаселенной и протяженной на километры деревушке, где теперь осталось 2−3 отдельно расположенных домика?
Поэтому специалисты условились, что минимальным для удаленных деревень (хуторов) считается наличие двух уличных фонарей: на въезде и на выезде из деревни. В больших селах действуют другие правила: обязательное освещение должно быть установлено возле школы, больницы (фельдшерско-акушерского пункта), дома культуры, библиотеки и, возможно, иных социально значимых объектов.
В период кризиса на первый план выходит насущный вопрос обслуживания. Очевидно, приобрести новую лампу взамен старой — не проблема. Большая часть затрат уходит на то, чтобы за несколько десятков километров приехала бригада и эту лампу заменила. Для экономии бюджетных средств на деле договор на обслуживание уличного освещения можно заключать не только со структурными подразделениями энергосбыта, но и с местным электриком — вкрутить лампу в фонарь он вполне сможет, а более сложные ремонтные работы проведут (значительно реже) электрики из района. Ремонт уличного освещения должен производиться в течение 5−15 дней со дня подачи заявки.
Бывает и так, что инфраструктура населенного пункта находится на балансе какого-нибудь предприятия, у которого нет ни средств, ни возможностей для нормального обслуживания подведомственных электросетей. Не всем, но многим деревням ситуация досталась в наследство от… реформы Агропрома России 1993−1994 гг. Огромные деньги тогда были отпущены на мотивацию селян к личному хозяйствованию, заведению фермерских хозяйств — по воспоминаниям старожилов, власть прямо задаривала их беспроцентными кредитами. Тогда и образовывались крестьянские хозяйства с огромными территориями пастбищ, а на них и с инфраструктурой, частично электрифицированной. Вскоре финансовое донорство прекратилось, и крестьяне остались со своими проблемами наедине. Может, и поэтому тоже они не верят ни во что, в особенности представителям власти, ведь обман происходил десятилетиями.
На таких территориях все вопросы решаются между жителями и фермером (собственником или арендатором) без какого-либо вмешательства со стороны. Чтобы в такой ситуации передать энергосети на баланс муниципального образования (нечто похоже на деприватизацию), придется пройти несколько кругов бюрократического ада. И то сие возможно только после приведения энергосистемы (долгое время считавшейся де-факто бесхозной) в полный порядок.
Срок службы лампы в деревенском светильнике уличного освещения составляет примерно 1,5 года при соблюдении средних условий эксплуатации: 12 часов включена, 12 часов — выключена. Поскольку в период с середины марта по середину сентября в географических условиях Вологодской области лампы уличного освещения требуется включать менее чем на 6 часов, а летом (включая период «белых ночей») — вообще не включать, реальный срок службы некоторых экземпляров металлогалогенных ламп достигает 3−4 лет. Для автоматизации включения уличных светильников в сельской местности устанавливают реле времени и фотореле.
Должен заметить, что за полтора года, проведенные в вологодской деревне, я научился многому, в том числе и тому, как надо «зажигать светильники в деревнях». Не стесняйтесь требовать выполнения закона от муниципальных властей. Во-первых, потому, что гражданин, проживающий на селе, имеет на это право (чиновники работают для нас, а не наоборот); во-вторых, потому, что хуже уже не будет.
За законные требования «даже не расстреливают», так что — бояться нечего. Увидев перед собой человека грамотного и адекватного, муниципалитет удовлетворит и ваши требования. Будьте смелее в части законных прав.
Освещение улиц в сельской местности.
В материале статьи более детально будут рассказаны подробности и правила освещения сельских улиц и дорог.
С проблемой освещения маленьких городов и поселков встречался каждый гражданин России. Так как не во всех населенных пунктах придерживаются норм освещения. Что усложняет жизнь как местным жителям, так и гостям городов и сел.
Следить за выполнением закона должны органы муниципальных образований. К сожалению, они не всегда качественно выполняют свою работу и не обеспечивают жителей необходимым освещением дорог.
Как поступить и куда обращаться, в случае если вам довилось столкнуться с такой ситуацией? Как защитить свои права? Кто обязан предоставить освещение дорог и улиц в селах и прилегающих территориях согласно законам конституции РФ освещением улиц занимаются органы местной власти. Это указано в СНИП 23-05-95. В селе эти обязанности падают, как раз на местные органы власти. Глава совета должен организовать современную подачу электричества для села. В том числе и для освещения улиц, дорог и парков.
В статье федерального закона No 131 как раз подробно рассказывается про правила освещения. Закон был принят в силу с 2003 года. Последние поправки были сделаны в 2018 году.
Исходя из закона, предоставить правильное и качественное освещение сел, деревень и провести современную подачу электричества обязуется представитель органов местной власти. В данном случае – это глава сельского совета.
Обязанности глав муниципалитета.
Обустройством сельской территории должны заниматься муниципальные органы власти. Глава сельского комитета должен делать следующие:
• Следить за территорией общего пользования.
• Предоставить содержание домов и их фасадов.
• Производить ремонты зданий, памятников и прочих общественных объектов.
• Организовать освещение улиц, дорог.
• Предоставить должное освещение зданий.
• Следить за принадлежащей власти территорией и заниматься ее озеленением.
• Проводить празднование праздников.
• Предоставлять жителям села информацию с помощью расклейки реклам на информационных досках.
• Регулярно вывозить мусор.
• Предоставить тротуарные дороги для граждан.
• Организовывать массовые уборки территорий местными жителями.
Исходя из социальных норм, сельские улицы должны подсвечиваться на 80 процентов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что некоторые дороги или их часть может быть не освещена. Это правило может быть использовано для тех улиц, на которых живет не так много людей. Так как для этих граждан применяется использования энергии в уменьшенных размерах, если сравнивать с густо заселенными улицами.
Случаи освещения сельских улиц.
Освещением занимаются власти. Это прописанный в законе факт. Правда не всегда финансирование позволяет предоставить правильное освещение. Как прописано в законах РФ. Будем с вами реалистами, ведь ни для кого не является секретом, что бюджет, предоставленный на использования финансов очень мал. Поэтому у них просто нет возможности делать освещение должным образом. Именно поэтому очень часто сталкиваются жители села с этой проблемой.
Так как предоставленный бюджет очень мал, то местные органы не в состоянии заплатить работникам за проведение проводов, которые помогли бы решить данную проблему. Из-за этого рада вынуждена принимать решения, которые не всегда нравятся жителям.
Известно, что зимой потребление энергии больше чем в летнее. Это еще одна причина, по которой приходится отказываться от выполнения закона в должной мере. Таким образом, власти пытаются экономить расход энергии на освещении некоторых участок дорог, земли. Некоторых случаях приходиться совсем переходить на почасовой режим освещения территорий.
Случались и такие случаи, когда сельчане выигрывали у власти в суде, за невыполнение законов РФ. Несмотря на решение суда, власти не могли выполнить их решение, так как просто не могли заплатить за потребление. Что бы не было таких проблем следует быть более экономными и расточительными. Им необходимо использовать бюджет более рационально. Так же что бы не оказаться в такой ситуации, следует правильно произвести подсчеты при формировании запроса о годовом бюджете. Так же нужно включать и тот факт, что может быть подражание в цене и рассматривать это при составлении бюджета. В противном случае денег снова не будет.
Норма размещения фонарей в селах.
У сельчан все вопросы решаются на прямую между представителем от рады и простым жителем, фермером в зависимости от того какой вопрос и с кем нужно его решать. Так как на решение проблемы в таком формате уйдет меньше времени. Зачастую фермеры и жители сами себе организовывают освещение. Потому что органы не в состоянии выполнить свои обязанности и соблюдать закон РФ.
Если же местный житель решается добиться решения проблемы через муниципальные власти, то ему предстоит предупредить о своем решении. Так как ждать решения будет очень долго и плюсом к его ожиданию станет заполнение всех бюрократических бумажек. Ко всему этому, еще необходимо привести в полный порядок систему подачи энергии. После чего нужно еще представить доказательства выполнения ремонтных систем. И вот только после всего этого ваше дело начнут рассматривать. Проще решить данную проблему самому.
Стандартный средний срок службы обычной лампы в уличном фонаре составляет где-то полтора года. При условии экономного использования лампы. Двенадцать часов работает, а оставшиеся часы не включена.
Освещение улиц. Как правильно зажигать фонари?
Согласно конституции при установки фонаря необходимо соблюдать нормам о расстояние опоры. Правильное расположение опор от лампы больше 40 см.
Правила установке светильников:
1. Лампа устанавливается на фасад здания. Считаться правильным расположением будет расстояние два с половиной – три метра. Напряжение – 380 В.
2. Провод, который будет идти от лампы к электрической сети должен быть изолированный (иного вида провода можно использовать в качестве исключения и то если будет быстро заменен).
Регулирование уличного освещения.
Очень важно понимать, что используя разрядные лампы, так же нужно подключать установку, которая будет компенсировать затраты энергии. Очень часто использую для этого различные виды конденсаторы. Их включают параллельно лампе.
Так же правильное использование энергии позволяет контролировать освещение не только домов и дорог, прилегающих к ним, но также и дороги, предназначенные для авто и территорию, которая принадлежит к данному населенному пункту.
Это указано в законе РФ про организацию освещения. Детали описываются в шестом пункте тринадцатой статье РФ. Приступил к выполнению с 8 ноября 2007 г. Согласно этому закону, местная власть обязана обеспечить все прилегающие к их пункту проездные дороги. Осветить все автомобильные дороги как внутри села, так и за городом.
Нормы освещения в селе. Наружное освещение сельских поселений.
СНиП ввел следующие нормы для освещения. Для сельской территории действуют следующие правила:
• Центральные улицы, здания обязаны освещаться от 4 лк.
• Переулки и не главные дороги должны израсходовать освещения меньше. Разница составляет, ровна половину. Освещение – 2 лк.
Такие же принцы должны быть и для применения освящения поселковых дорого и проездов. Необходимо освещать имеющиеся пожарные гидранты, вышки, другие водные источники, которые имеются в селе. Освещаются как сами здания, так и дорога, которая к ним ведет.
Порядок освещения улиц в селах.
Каждый житель сельской местности должен знать, что опоры, на которых располагаются две лампы необходимо использовать для их освещения линии, которые ведут к генератору, расположенному не меньше чем в 35 метрах от данного светильник.
Так же, когда производится монтаж опор столбов, предназначенных для освещения, необходимо располагать информацией об расстояние между соседними опорами. Поэтому следует изучить все нормы, которые описываются в законах, а также есть в документации у местных властей. При размещении осветительных столбов следует всё спланировать заранее перед началом постройки.
Очень важно знать, что при установке столбов вдоль межгородских дорог их расстояние между собой должно быть метр или больше.
Должно быть освещено не меньше 80 % территории села, в том числе и дорог. При игнорировании властью закона РФ, у вас есть все шансы выиграть судебное дело. Так же следует помнить, что вряд ли выиграв суд, власти будут что-то менять. Так как попросту не будет денег в бюджете из-за маленького финансирования. Поэтому решать проблемы такого рода легче самостоятельно.
Освещение улиц в сельской местности закон
В данной статье подробно рассказывается про освещение улиц в сельской местности закон, и все что об этом надо знать. В настоящее время в России большинство мелких населенных пунктов не имеют должного уровня освещения улиц. Это затрудняет жизнь местных жителей, тем более в зимнее время года. Обязанности на освещение улиц ложиться на органы муниципальных образований. Но, как правило, они не обеспечивают сельские поселения должным уровнем освещения. Что же делать в такой ситуации и куда обращаться гражданам, что бы защитить свои права.
Кто должен осуществлять освещение улиц в сельской местности
Освещение улиц в сельской местности осуществляется на основании СНИП 23−05−95. В сельской местности данное обязательство возложено на органы местной власти, то есть на местное самоуправление. Глава сельского совета обязан должным образом обеспечить своевременную подачу электроэнергии для освещения сельских улиц. Данное правило описано в статье федерального закона под номером 131 принятого в 2003 году. Последние изменения вступили в силу в 2018 году.
Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 551-79-07. Это быстро и бесплатно!
Таким образом, организовать подачу электроэнергии, а так же запустить должное освещение на улицах сел, деревень должен председатель сельского совета.
Законодательное регулирование обязанностей глав муниципалитета
Регулирование на законодательном уровне освещения сельских улиц происходит на основании федерального закона под номером 131, измененного в 2018 году.
Благоустройство территорий возложено на муниципальные органы власти. Председатель сельского совета обязан:
- Обеспечить содержание территорий общего пользования;
- Обеспечить содержание домов и фасадов домов;
- Составлять проекты, направленные на ремонт зданий, сооружений общественного значения;
- Обеспечить организацию освещения улиц и подсветок зданий;
- Обеспечивать озеленение территорий, принадлежащих муниципалитету;
- Обеспечить население должным уровнем информации путем размещения объявлений на специальных досках;
- Обеспечить информативность населения в отношении улиц и домов, посредством конструирования соответствующих табличек и номеров;
- Обеспечение территорий сельских поселений тротуарными дорожками;
- Обеспечение вывоза мусора, а так же уборки принадлежащих территорий;
- Обеспечение проведения праздников;
- Обеспечение организации проведения мероприятий по уборке территорий при помощи населения сельского поселения.
Согласно социальным стандартам улицы сельского поселения должны быть освещены на 80 процентов. То есть, несколько улиц или часть улиц может быть не освещены должным образом. Данное правило применимо для улиц, на которых не много жителей, а так же пользование ими осуществляется уменьшенных размерах.
Частные случаи освещения сельских улиц
Освещение сельских улиц возложена на органы местного самоуправления. Это факт. Но имеют ли они возможность должным образом обеспечивать данное обязательство.
В настоящее время из бюджета сельским властям на осуществление их деятельности, связанной с обслуживанием подведомственных территорий выделяется очень мало средств. Зачастую им просто не хватает оплатить расходы на содержание электрических сетей. Кроме того, потребление электроэнергии в зимнее время очень большое и им не хватает заплатить за потребляемую электроэнергию. Поэтому, местные власти принимают решение об отчуждении некоторых территорий. То есть, не все улицы села освещены должным образом, а так же подача света происходит в определенное время.
Были случаи, когда судом выносилось решение о необходимости обеспечения села освещением, но сельские власти не могли исполнить его решение, по причине недостатка средств. Для решения такой проблемы сельским властям необходимо рационально использовать предоставленные бюджетные средства. Кроме того, при создании заявки на осуществление выделения средств из бюджета необходимо правильно рассчитать все будущие расходы, с учетом повышения стоимости их оплаты. В ином случае денег опять не будет хватать.
Таким образом, все зависит от правильности действий главы сельского совета. Если он заинтересован в развитие своего поселения, то он найдет средства, на которые сможет должным образом обеспечить освещение всех улиц деревни.
Что делать, если в деревне нет света
Если улицы сельского поселения не оснащены должным освещением, то жители имеют право подать жалобу в местный орган управления. Если никаких действий не последовало, то они имеют право обратиться с заявлением в прокуратуру, а так же в суд.
При подаче жалобы необходимо ссылаться на федеральный закон под номером 131, принятого в 2003 году, измененного в 2018 году, а так же на СНИП 23−05−95.
Суд и прокуратура РФ при нахождении нарушений правил обеспечения сельских поселений коммуникациями, вынесет решение об обязательном исполнении обязательств.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (800) 551-79-07 (Регионы РФ)
+7 (800) 551-79-07 (Москва)
+7 (800) 551-79-07 (Санкт-Петербург)
В некоторых случаях не нужно надеяться, что местные органы власти тут же примутся исполнять решение суда. Вполне возможно, что у них просто не хватит средств. Поэтому вопрос об освещении сельских улиц остается открытым.
В этой статье вы узнали, про освещение улиц в сельской местности закон. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте.