Как отключить бкиу э
Перейти к содержимому

Как отключить бкиу э

Алгоритм работы системы СПСТ

Система устанавливается в каждой секции тепловоза и обеспечивает пожарную сигнализацию в двух зонах и объемное пожаротушение данной секции.

При формировании локомотива каждой секции, с помощью перемычек (на БКИУ), присваивается номер (первая, вторая или третья). Там же перемычками задается общее количество секций.

Системы всех секций имеют равные права в управлении.

СПСТ каждой секции локомотива может функционировать как автономно, так и в качестве части СПСТ локомотива. БКИУ всех секций объединены в информационную сеть (токовая петля).

Система может функционировать в трех режимах запуска генераторов огнетушащего аэрозоля: «РУЧНОЙ», «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» и «АВТОМАТИЧЕСКИЙ».

Режим «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» применяется при нахождении локомотивной бригады в тепловозе и является основным режимом работы системы.

Режим «РУЧНОЙ» также применяется при нахождении локомотивной бригады в тепловозе и используется при экстренном тушении пожара в секции, где отсутствуют члены бригады.

Режим «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» применяется при отсутствии локомотивной бригады в тепловозе (в отстое).

Нормальная работа: на блоках БКИУ светится линейка индикаторов желтого цвета строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ.

Обрыв в цепях запуска генераторов огнетушащего аэрозоля: на дисплее БКИУ начинает светиться красный индикатор строки ГЕНЕР в столбце, соответствующем данной секции, встроенный зуммер БКИУ выдает непрерывный звуковой сигнал.

Обрыв или короткое замыкание в пожарном шлейфе: на дисплее БКИУ начинает светиться красный индикатор ОБРЫВ (КЗ) строки в столбце неисправного шлейфа, желтый светодиод строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ в этом столбце гаснет, а встроенный зуммер БКИУ выдает непрерывный звуковой сигнал. По линии связи информация о неисправности передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи.

Режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля АВТОМАТИЧЕСКИЙ: на лицевой панели БКИУ светится индикатор АВТОМАТИЧЕСКИЙ, светятся световые оповещатели АВТОПУСК ВКЛЮЧЕН, звучит прерывистый зуммер блока БКИУ.

Сработал извещатель в пожарного шлейфа: на дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ гаснет, а красный светодиод строки ПОЖАР начинает светиться, встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло ПОЖАР и кнопка ПУСК на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели ГАЗ-HEВХОДИ, ГАЗ-УХОДИ. По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи, звуковые оповещатели, световые оповещатели ГАЗ- НЕ ВХОДИ, ГАЗ-УХОДИ, табло ПОЖАР на блоке БКИУ во всех секциях включаются.

Сработали два и более пожарных извещателей в кузове одной секции: на дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ гаснет, а красный светодиод строки ПОЖАР начинает светиться, встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло ПОЖАР на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели ГАЗ — НЕ ВХОДИ, ГАЗ — УХОДИ. По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи, включаются звуковые оповещатели, световые оповещатели ГАЗ-HEВХОДИ, ГАЗ-УХОДИ, табло ПОЖАР на блоке БКИУ во всех секциях, кнопка ПУСК на блоке БКИУ секции, где обнаружено возгорание начинает светиться прерывисто. Если все двери секции закрыты, начинается отсчет 30-секундной задержки до выдачи команды на активацию генераторов огнетушащего аэрозоля основной очереди. Через 30 с генераторы огнетушащего аэрозоля основной очереди активируются.

Если СПСТ находится в режиме запуска генераторов огнетушащего аэрозоля РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ (на лицевой панели БКИУ светится индикатор РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ):

— при срабатывании хотя бы одного извещателя в пожарном шлейфе кузова на дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ гаснет, а красный светодиод строки ПОЖАР начинает светиться, встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло ПОЖАР и кнопка ПУСК на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели ГАЗ-НЕ ВХОДИ, ГАЗ — УХОДИ. По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи; включаются звуковые оповещатели, световые оповещатели ГАЗ-HEВХОДИ, ГАЗ-УХОДИ, табло ПОЖАР на блоке БКИУ во всех секциях;

— при срабатывании двух и более пожарных извещателей в кузове одной секции на дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ гаснет, а красный светодиод строки ПОЖАР начинает светиться, встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло ПОЖАР и кнопка ПУСК на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели ГАЗ-НЕ ВХОДИ, ГАЗ-УХОДИ. По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи, включаются звуковые оповещатели, световые оповещатели ГАЗ-HEВХОДИ, ГАЗ-УХОДИ, табло ПОЖАР на блоке БКИУ во всех секциях.

Активация генераторов огнетушащего аэрозоля в режиме РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ возможна только с помощью кнопки ПУСК, либо с помощью кнопок запуска генераторов огнетушащего аэрозоля на блоках ПДУ, при этом двери локомотива должны быть закрыты.

Если СПСТ находится в режиме запуска генераторов огнетушащего аэрозоля РУЧНОЙ (на лицевой панели БКИУ светится индикатор РУЧНОЙ):

— при срабатывании одного и более пожарных извещателей в кузове одной секции на дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ гаснет, а красный светодиод строки ПОЖАР начинает светиться, встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло ПОЖАР и кнопка ПУСК на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели ГАЗ-НЕ ВХОДИ, ГАЗ-УХОД И. По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи, включаются звуковые оповещатели, световые оповещатели ГАЗ-HEВХОДИ, ГАЗ-УХОДИ, табло ПОЖАР на блоке БКИУ во всех секциях.

Условия запуска и способы отмены запуска генераторов огнетушащего аэрозоля приведены в табл. 6.4.

Активация генераторов огнетушащего аэрозоля в режиме РУЧНОЙ возможна только с помощью кнопки ПУСК либо с помощью кнопок запуска генераторов огнетушащего аэрозоля на блоках ПДУ.

Условия запуска генераторов огнетушащего аэрозоля и способы его отмены

Режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля Условия запуска Примечание Способы отмены запуска генераторов огнетушащего аэрозоля
Автоматический — все двери секции закрыты; — произошло срабатывание не менее двух пожарных извещателей в одном кузове тепловоза Активация генераторов происходит через 30 с после срабатывания двух пожарных извещателей — открыть дверь секции; — перезапустить БКИУ при помощи тумблера ВКЛ или теплового выключателя на БР (выключить и повторно включить; — установить режим РУЧНОЙ
Ручной с задержкой (а) — все двери секции закрыты; — произошло срабатывание одного или более пожарных извещателей в одном кузове тепловоза; — произведено однократное нажатие кнопки ПУСК на лицевой панели любого блока БКИУ Активация генераторов происходит через 30 с после нажатия кнопки ПУСК на лицевой панели блока БКИУ — открыть дверь секции; — нажать кнопку СБРОС на лицевой панели БКИУ соответствующей секции тепловоза
Окончание таблицы № 6.4
Ручной — все двери секции закрыты; — произошло срабатывание одного или более пожарных извещателей в одном кузове; — произведено однократное нажатие кнопки ПУСК на лицевой панели любого блока БКИУ Активация генераторов происходит сразу после нажатия кнопки ПУСК на лицевой панели блока БКИУ Отменить невозможно
Ручной с задержкой (б) — все двери секции закрыты; — произведено нажатие кнопки ПУСК на лицевой панели блока БКИУ три раза с интервалом не более 3 с Активация генераторов происходит через 30 с после нажатия кнопки ПУСК на лицевой панели блока БКИУ — открыть любую дверь секции, перезапустить БКИУ при помощи кнопки СБРОС
Ручной — все двери секции закрыты; — произведено нажатие кнопки ПУСК на лицевой панели блока БКИУ три раза с интервалом не более 3 с Активация генераторов происходит сразу после трехкратного нажатия кнопки ПУСК на лицевой панели блока БКИУ Отменить невозможно
Любой режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля — произведено нажатие кнопки ОСНОВНОЙ в блоке ПДУ Активация генераторов происходит сразу после нажатия кнопки ОСНОВНОЙ в блоке ПДУ Отменить невозможно

Запуск генераторов огнетушащего аэрозоля резервной очереди может быть произведен не ранее чем через 1 мин после запуска генераторов первой очереди.

При нахождении тепловоза в депо дежурному по депо отправляется сообщение об обнаружении пожарной ситуации по радиоканалу через поездную радиостанцию с указанием номера локомотива.

Информация о срабатывании извещателей в шлейфах пожарной сигнализации, неисправностях в цепях пожарных шлейфов в цепях запуска генераторов огнетушащего аэрозоля и фактах их запуска записывается в энергонезависимую память всех БКИУ. Объем памяти – 256 событий. При полном заполнении памяти самые старые записи автоматически стираются.

Действия локомотивной бригады при установке электровоза в отстой (локомотивная бригада находится вне электровоза).

9.3.1 Используя кнопку «РЕЖИМ» на лицевой панели блока БКИУ, установить режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «АВТОМАТИЧЕСКИЙ». Остальные БКИУ электровоза перейдут в тот же режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «АВТОМАТИЧЕСКИЙ».

О переводе Системы в этот режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля сигнализирует свечение светодиодов «автомат» на дисплеях БКИУ, прерывистое звучание зуммеров и свечение световых оповещателей «АВТОПУСК ВКЛЮЧЕН».

9.3.2 Покинуть электровоз, тщательно закрыв все двери. Если двери открыты, световые оповещатели «АВТОПУСК ВКЛЮЧЕН» не светятся.

9.3.3 В режиме запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» при срабатывании одного пожарного извещателя в любом пожарном шлейфе секции включатся звуковой оповещатель и световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ», табло «ПОЖАР», подсветка кнопки «ПУСК» БКИУ.

9.3.4 При срабатывании двух и более пожарных извещателей в кузове секции кнопка «ПУСК» соответствующего БКИУ начнет светиться прерывисто и при условии, что все двери секции закрыты, начнется отсчет 30-ти секундной задержки. Открытие любой двери секции в это время приведет к прекращению отсчета задержки, закрытие всех дверей приведет к началу отсчета задержки с начала. После окончания отсчета задержки кнопка «ПУСК» на лицевой панели блока БКИУ начнет светиться непрерывно. После этого, если любой из тепловых пускателей окажется сработавшим, произойдет отключение высоковольтного оборудования электровоза (разрыв НЗ контактов в цепи управления подъемом пантографов) и активируется основная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля;

9.3.5 Для отмены запуска генераторов огнетушащего аэрозоля во время 30 секундной задержки достаточно перевести Систему в режим «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» при помощи кнопки «РЕЖИМ» лицевой панели блока БКИУ любой секции.

9.3.6 При нахождении Системы в режиме запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» генераторы могут быть запущена и при помощи кнопок на ПДУ секции (п. 8.2.7).

9.3.7 Если во время нахождения Системы в режиме «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» была сработка одного и более пожарных извещателей, но запуск генераторов огнетушащего аэрозоля не произошел (т.к. ни один тепловой пускатель не сработал) необходимо обязательно перезапустить БКИУ путем его выключения и повторного включения при помощи тумблера «ВКЛ» на левой боковой поверхности блока БКИУ или автоматического выключателя на блоке БР. 8.2.7. Режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» должен быть отменен сразу после возвращения локомотивной бригады.

9.3.8 При запуске Системы любым способом перед активацией генераторов огнетушащего аэрозоля включается система блокировки подъема пантографов, что делает дальнейшее движение электровоза невозможным.

Для устранения блокировки подъема пантографов необходимо перезапустить БКИУ секции, где происходил запуск генераторов огнетушащего аэрозоля, путем его выключения и повторного включения при помощи тумблера «ВКЛ» или теплового автомата на БЛОКЕ РЕЗИСТОРОВ (БЛОКЕ КОММУТАЦИИ).

Отключение разъемов от БКИУ не приведет к восстановлению цепи блокировки.

Просмотр информации в энергонезависимой ПАМЯТИ СОБЫТИЙ и в РПС

Для просмотра «ПАМЯТИ СОБЫТИЙ» необходимо нажать кнопку «ПАМЯТЬ».

О нахождении БКИУ в этом режиме свидетельствуют свечение светового индикатора «ПАМЯТЬ» и сигнал зуммера. Каждое нажатие кнопки « ЗВУК ОТКЛ.» будет выводить на дисплей информацию о предыдущих состояниях Системы. ТАБЛИЦА 9.1 показывает соответствие состояний Системы и свечения индикаторов дисплея БКИУ в режиме просмотра «ПАМЯТИ СОБЫТИЙ».

прерывистое свечение световых индикаторов отображающих состояние пожарных шлейфов одной из секций. потеря связи с БКИУ данной секции на момент записи
короткие вспышки индикаторов «ГЕН» обрыв цепей запуска генераторов огнетушащего аэрозоля или произведен запуск системы пожаротушения при помощи ПДУ
короткие вспышки индикаторов «ДВЕРИ» открытое состояние дверей на момент записи
длинные вспышки индикаторов «ДВЕРИ» с БКИУ этой секции подан сигнал «ПУСК»
длинные вспышки индикаторов «ГЕН» С БКИУ произведен запуск системы пожаротушения
свечение одного из индикаторов «РЕЖИМ» соответствует режиму ПУСК на момент записи

Для выхода из режима просмотра «ПАМЯТИ СОБЫТИЙ» необходимо повторно нажать кнопку «ПАМЯТЬ».

Для просмотра записей РПС, он изымается из системы с составлением акта , фиксирующего дату и время с точностью до минуты.

Считывание информации производится при помощи компьютера с установленной программой «Exel» в присутствии комиссии, в состав которой должен входить представитель ИЗГОТОВИТЕЛЯ системы.

Меры безопасности

11.1. Меры безопасности при монтаже, проверке и эксплуатации Система должны соответствовать требованиям глав 1.1, 1.2., 1.3., 1.4., 1.6., 1.7., 1.8., 2.6., 2.7., 3.6. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.

11.2. Источником опасности является бортовое напряжение электровоза , используемое для питания СПСТ. Снятие крышек с блоков зажимов, прикосновение к клеммам при работающей аппаратуре не допускается. После монтажа системы СПСТ крышки блоков зажимов должны быть закрыты.

11.3. Монтаж Системы при вводе в эксплуатацию, проведении регламентных работ и ремонта должны производиться при опущенном токоприемнике электровоза от контактного провода и отключенном напряжении питания в бортовой сети электровоза.

11.4. Подача напряжения питания на Систему допускается только после завершения работ по проверке правильности монтажа на электровозе.

Наименование и назначение органов управления БКИУ

— для своевременного оповещения дежурного по депо об обнаружении пожарной ситуации, через локомотивную радиостанцию, с указанием номера локомотива.

В состав системы СПСТ входят:

1. Блок контроля, индикации и управления БКИУ (1 шт. на секцию тепловоза).

Обеспечивает:

-сбор информации о состоянии СПСТ и вывод ее на светодиодный дисплей;

-включение световых и звуковых оповещателей;

-передачу информации о контролируемой секции на БКИУ других секций;

-управление режимом запуска генераторов огнетушащего аэрозоля;

-прием команд от пускового дистанционного устройства (ПДУ);

-подачу импульсов запуска генераторов огнетушащего аэрозоля;

-хранение в «памяти событий» информации об изменении состояния СПСТ.

Наименование и назначение органов управления БКИУ

Наименование Назначение
Тумблер ВКЛ Включение питания БКИУ
Кнопка СБРОС Перезапуск процессора
Кнопка РЕЖИМ Установка режимов запуска генераторов огнетушащего аэрозоля
Кнопка ЗАДЕРЖКА Увеличение задержки запуска генераторов огнетушащего аэрозоля секции до 30 с
Кнопка ПАМЯТЬ Вкл./выкл. Режима просмотра памяти событий
Кнопка ЗВУК ОТКЛ Отключение зуммера до следующего изменения состояния СПСТ, просмотр записи ПАМЯТИ СОБЫТИЙ
Кнопка ПУСК Запуск генераторов огнетушащего аэрозоля основной очереди

Подготовка системы пожаротушения к использованию

Для подготовки системы СПСТ к использованию необходимо произвести следующие действия:

1. На ведущей секции тепловоза:

· произвести внешний визуальный осмотр системы СПСТ – проверить надежность крепления всех элементов системы, целостность пломб на блоках ПДУ и БРП, отсутствие повреждений, загрязнений и пыли;

· включить систему СПСТ.

Для включения системы СПСТ в первой секции тепловоза необходимо:

а) на блоке коммутации (БК) перевести автоматический выключатель во включенное положение;

б) на блоке БКИУ вставить ключ в замочную скважину, открыть замок и открыть дверцу, защищающую органы управления;

в) на блоке БКИУ перевести выключатель БКИУ во включенное положение и проконтролировать выполнение «стартовой программы»:

Ø свечение всех индикаторов БКИУ, звуковой сигнал (длительность-1 секунда);

Ø последовательное свечение строк дисплея, соответствующих данной секции;

Ø двойной звуковой сигнал (подтверждение удачной самодиагностики); последовательное свечение столбцов дисплея БКИУ; соответствующих данной секции (проверка пожарных шлейфов секции);

Ø включение индикаторов строки «ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ», соответствующих всем секциям тепловоза и индикатора «ручной».

На остальных секциях тепловоза.

Осуществить такие же действия для включения блоков БК и БКИУ. Если после включения блоков БКИУ и БК тепловоза звучит непрерывный звуковой сигнал, то необходимо нажать кнопку «ЗВУК OTKJI», сигнал должен отключиться.

Установить основной режим «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ».

На любой из секций тепловоза, нажимая кнопку «РЕЖИМ» на блоке БКИУ, установить режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля – «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ». При этом должен светиться индикатор «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ».

Проверить работу СПСТ.

Для проверки СПСТ на лицевой панели БКИУ необходимо нажать и отпустить кнопку «СБРОС». При исправной системе в течение одной секунды светятся все индикаторы БКИУ, и звучит звуковой сигнал. Затем последовательно в течение одной секунды светятся строки дисплея, соответствующие секции, в которой установлен данный БКИУ, подается двойной звуковой сигнал. Затем последовательно в течение одной секунды светятся столбцы той же части дисплея, затем загораются и не гаснут световые индикаторы строки «ДЕЖ. РЕЖИМ», соответствующие всем секциям тепловоза и световые индикаторы режима пуска генераторов огнетушащего аэрозоля (желтого цвета) «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ», остальные индикаторы гаснут.

Использование СПСТ

При отсутствии сигналов о возгорании каждые 2 мин автоматически производится самодиагностика БКИУ. При этом на 2 – 3 с напряжение с пожарных шлейфов секции снимается, а все светодиоды дисплея БКИУ гаснут, затем включается линейка индикаторов желтого цвета строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ.

Алгоритм работы системы СПСТ

Система устанавливается в каждой секции тепловоза и обеспечивает пожарную сигнализацию в двух зонах, а также объемное пожаротушение данной секции.

При формировании локомотива каждой секции, с помощью перемычек (на БКИУ), присваивается номер (первая, вторая или третья). Там же перемычками задается общее количество секций.

Диагностика неисправностей

При определении неисправности (обрыва) в цепях запуска генераторов огнетушащего аэрозоля на дисплее БКИУ начинает светиться красный индикатор строки ГЕНЕР в столбце, соответствующем данной секции, встроенный зуммер БКИУ выдает непрерывный звуковой сигнал.

Если в каком-либо пожарном шлейфе появляется обрыв или короткое замыкание, на дисплее БКИУ начинает светиться красный индикатор ОБРЫВ строки в столбце неисправного шлейфа, желтый светодиод строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ в этом столбце гаснет, а встроенный зуммер БКИУ выдает непрерывный звуковой сигнал. По линии связи информация о неисправности передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи.

Активация генераторов огнетушащего аэрозоля в режиме РУЧНОЙ возможна только с помощью кнопки ПУСК либо с помощью кнопок запуска генераторов огнетушащего аэрозоля на блоках ПДУ.

Информация о срабатывании извещателей в шлейфах пожарной сигнализации, неисправностях в цепях пожарных шлейфов в цепях запуска генераторов огнетушащего аэрозоля и фактах их запуска записывается в энергонезависимую память всех БКИУ. Объем памяти – 256 событий. При полном заполнении памяти самые старые записи автоматически стираются.

Огнетушащего аэрозоля

При включении питания БКИУ на нем автоматически установится режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля такой же, что и у БКИУ других секций, входящих в локомотив. Если БКИУ остальных секций в этот момент будут выключены, то будет автоматически установлен режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля РУЧНОЙ.

Для изменения режима запуска генераторов огнетушащего аэрозоля используется кнопка РЕЖИМ в правой части лицевой панели БКИУ. При каждом ее нажатии режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля изменяется:

АВТОМАТИЧЕСКИЙ> РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ > РУЧНОЙ > АВТОМАТИЧЕСКИЙ.

Текущее значение режима запуска генераторов огнетушащего аэрозоля отображается одним из 3-хсветодиодов группы РЕЖИМ в правой части лицевой панели блока БКИУ.

Сброс системы

Для проверки достоверности отображения текущего состояния СПСТ используется кнопка СБРОС, расположенная под крышкой в верхней части передней панели БКИУ. При нажатии этой кнопки напряжение с пожарных шлейфов секции снимается, и микропроцессор БКИУ выполняет стартовую программу. Этапы выполнения стартовой программы приведены в табл. 6.6.

После выполнения стартовой программы на пожарные шлейфы подается питающее напряжение. БКИУ непрерывно контролирует состояние пожарных шлейфов, цепей запуска генераторов огнетушащего аэрозоля, дверей секции, обменивается информацией с БКИУ других секций и отображает текущее состояние СПСТ.

Программы системы СПСТ

Проверка источника питания шлейфов

Проверка схемы контроля токов пожарных шлейфов

Проверка пожарных шлейфов

Проверка связи с БКИУ других секций

Назначение и состав СПСТ

Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения (СПСТ) магистрального тепловоза 2ТЭ25К М предназначена:

— для раннего обнаружения пожара, его регистрации, сигнализации машинисту, как о пожаре, так и о неисправности системы, с указанием места в тепловозе;

— для тушения пожара в автоматическом и ручном режиме управления огнетушащим аэрозолем;

— для своевременного оповещения дежурного по депо об обнаружении пожарной ситуации, через локомотивную радиостанцию, с указанием номера локомотива.

В состав системы СПСТ входят:

1. Блок контроля, индикации и управления БКИУ (1 шт. на секцию тепловоза).

Обеспечивает:

-сбор информации о состоянии СПСТ и вывод ее на светодиодный дисплей;

-включение световых и звуковых оповещателей;

-передачу информации о контролируемой секции на БКИУ других секций;

-управление режимом запуска генераторов огнетушащего аэрозоля;

-прием команд от пускового дистанционного устройства (ПДУ);

-подачу импульсов запуска генераторов огнетушащего аэрозоля;

-хранение в «памяти событий» информации об изменении состояния СПСТ.

Наименование и назначение органов управления БКИУ

Наименование Назначение
Тумблер ВКЛ Включение питания БКИУ
Кнопка СБРОС Перезапуск процессора
Кнопка РЕЖИМ Установка режимов запуска генераторов огнетушащего аэрозоля
Кнопка ЗАДЕРЖКА Увеличение задержки запуска генераторов огнетушащего аэрозоля секции до 30 с
Кнопка ПАМЯТЬ Вкл./выкл. Режима просмотра памяти событий
Кнопка ЗВУК ОТКЛ Отключение зуммера до следующего изменения состояния СПСТ, просмотр записи ПАМЯТИ СОБЫТИЙ
Кнопка ПУСК Запуск генераторов огнетушащего аэрозоля основной очереди

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Некоторые неисправности в работе пожарной сигнализации электровозов

Положение с обеспечением пожарной безопасности на локомотивах остается крайне неудовлетворительной. Согласно данных ЦТ за истекший период 2017 года на приписном парке локомотивов ЦТ допущено 22 пожара, в аналогичный период 2016 года допущено 14 пожаров, рост составил 8 случаев. Только за период с 13.06.2017г по 20.06.2017 г. На сети допущено 5 случаев пожара. По материалам предварительного расследования установлено, что все пожары произошли по причине некачественного ремонта локомотивов. В настоящее время используются различные системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения на электровозах грузового и пассажирского движения. Это система Блик-1, КТС-УАСП, ПРИЗ-О-Л. Но наиболее распространенной является система СПСТЭл4-04. Она является наиболее простой в обслуживании и более надежной. Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения (СПСТ) Эл4-04 предназначена для: раннего автоматического обнаружения пожара, по задымленности или повышению температуры в защищаемых зонах, его оперативной регистрации с выдачей машинисту информации, как о пожаре, так и о неисправности системы с указанием соответствующего места в локомотиве, тушения пожара в автоматическом режиме и ручном режиме управления, а также своевременного оповещения дежурного по депо об обнаружении пожарной ситуации по радиоканалу через поездную радиостанцию с указанием номера локомотива.
В ручном режиме СПСТ эксплуатируется, как правило, при эксплуатации локомотива. В этом режиме СПСТ автоматически обнаруживает задымление кузова локомотива и оповещает об этом локомотивную бригаду. В данном режиме эксплуатации при задымлении кузова электровоза локомотивная бригада сама определяет необходимость запуска режима пожаротушения. После принятия решения о запуске системы пожаротушения локомотивная бригада останавливает локомотив, нажимает кнопку запуска системы и покидает кабину. Через 30 секунд после закрытия двери кабины машиниста включаются генераторы огнетушащего вещества. Тушение очага возгорания происходит с помощью аэрозоля. Распыленная аэрозоль практически не причиняет вреда оборудованию, очень легко убирается, не оставляя следов. Генераторы аэрозоля также так же можно запустить с помощью пульта дистанционного управления, смонтированного на внешней части локомотива.
В режим автоматической работы СПСТ переводится, когда локомотив находится в отстойнике без локомотивной бригады.
Управление СПСТ очень простое. Весь интерфейс очень понятен и нагляден. На панели управления индикация состояния СПСТ показывается световыми индикаторами. Все световые указания дублируются звуковыми сигналами. Таким образом, среди положительных качеств СПСТ можно отметить достаточно большой набор функций, надежность и простоту эксплуатации. Более подробно с работой системы можно ознакомиться в «Руководстве по эксплуатации Эл1826.00.00РЭ. Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения СПСТЭл4-04 для электровозов».

Причина возгорания электровоза – это перегрев узлов электрооборудования из-за повышенной токовой нагрузки , по причине неисправности отдельных узлов электрооборудования или недостаточной работы вентиляторов охлаждения. Наиболее пожароопасными местами на электровозе ВЛ-80с являются тяговые электродвигатели. На их долю приходится более 45% случаев возникновения пожара по причине тяжелых условий эксплуатации (перегрузки, плохая вентиляция, резкий перепад температур, что ведет к разрушению изоляции и последующим коротким замыканием, круговой огонь по коллектору и другие причины. Имеются случаи ослабления контактов в коннекторных коробках, нарушения изоляции выводных проводов от перетирания или от воздействия влаги и пыли при утере крышек коннекторных коробок или неплотной их установки, Возможны загорания брезентовых патрубков при возникновении кругового огня или коротких замыканий в тяговом электродвигателе. Особенно это касается тяговых электродвигателей 2-й тележки по причине замазучивания от выбросов масла мотор-компрессора. Возможны загорания тягового трансформатора из-за утечки трансформаторного масла через уплотнения фланцев крышки и бака трансформатора по причине ослабления затяжки болтов крепления. Фарфоровые изоляторы выводов первичной и вторичной обмоток должны быть чистыми, а шины и провода к выводам обмоток надежно закреплены. Возможны возгорания аккумуляторной батареи из-за выброса скопившихся газов при заряде-разряде, коротких замыкания, неисправности вентиляции, ослабления крепления выводов, скопившихся солей и окислов на поверхности батареи. Возможны загорания проводов и кабелей по причине несоответствия плавких вставок и предохранителей установленным характеристикам, неисправности АЗВ, ослабления крепления проводов и нарушения их изоляции. Неисправны устройства защита силовой цепи от коротких замыканий или их перегрузки, что приводит к оплавлению шин с последующим возникновением электрической дуги. Образование электрической дуги возможно из-за выпадение дугогасительных камер контакторов из-за их неправильной установки или неисправности самих контакторов. Возгорания возможны из-за неисправности резисторов, особенно печей обогрева кабин. Вот примеры выявленные на электровозах серии ЧС-4 и ВЛ-80с на Горьковской железной дороге.

Рис.1. На электровозе ЧС-4т произошло короткое замыкание с возникновением пожара

Рис.2. Следы короткого замыкания на ЧС-4т

Рис.3. Последствие пожара на ЧС-4т

Рис.4. Последствие пожара на ВЛ80с

Рис.5. Последствие пожара наВЛ80с

Кроме случаев пожара, урон в работе СПСТ Эл4-04 приносят случаи постороннего вмешательства в работу системы. Так, на электровозе ЭП-1м были обнаружены следы вандализма на блоке резервного питания. Сорвана пломба. Передняя панель слева выгнута при попытке открыть блок и добраться до аккумулятора резервного питания.(см. Рис.6)

Рис.6. Поврежденыый блок

Имеются случаи кражи оборудования системы. Так выглядит схема после снятия динамика системы поражотушения (Рис.7-9).

Рис.7. Случай кражи динамика в кабине машиниста электровоза ЧС-4т

Рис.8.Динамик в кабине электровоза ЧС-4т

Рис.9 Обрезаны провода динамика в кабине электровоза

Но наиболее массовый характер наблюдаются случаи кражи аккумуляторов блока резервного питания системы (БРП) системы СПСТЭл4-04 электровоза ВЛ80с.

Рис.10. Отсутствие аккумуляторов системы СПСТ блока БРП (блок резервного питания) электровоза ВЛ80с

Рис.11 Штатный набор аккумуляторов в блоке БРП электровоза ВЛ80с

А вот так выходят электровозы после ТО-2, укомплектованы и опломбированы. (Рис.11-12).

Рис.12. Блок БРП запломбированный электровоза ВЛ80с

Случай срабатывания системы

26.06.17 г. при проведении проверки работы всех систем электровоза ВЛ80С №2497 в сервисном локомотивном депо Лянгасово-Западный, после текущего ремонта по циклу ТР-1 под контактным проводом, после включения блоков системы СПСТ Эл4-04, произошло срабатывание двух генераторов огнетушащего аэрозоля НАСТ в кузове локомотива. Электровоз был отставлен на рекламацию, т.к. пробег локомотива составлял 59 тыс. км после проведения ремонта в объёме СР в условиях Ростовского электровозоремонтного завода.

Проведённым расследованием установлено, что причиной самопроизвольного срабатывания генераторов огнетушащего аэрозоля в кузове электровоза явилось нарушение целостности и качества изоляции проводов П100, П101 и П102 на клеммной рейке в кабине машиниста. После поднятия токоприёмников на электровозе, на контактах П100, П101, П102 (цепи блокировки высоковольтного оборудования и контроль отключения высоковольтного оборудования) появляется напряжение 50-60В. Из-за нарушения целостности и снижения качества изоляции (первоначальное оборудование локомотива системой СПСТ происходило более 5-ти лет назад) и благодаря тому, что данные провода были увязаны на клеммной рейке в один пучок с проводами, подходящими к контактам генераторов огнетушащего аэрозоля (П10-П15), происходил пробой изоляции и наведение напряжения на данных проводах линий генераторов огнетушащего аэрозоля. Доказательством этому служит тот факт, что при прикосновении рукой к проводам П100, П101 и П102 (к их изоляции) – ощутимо «било» током. Напряжение номиналом 48-53В (относительно корпуса электровоза) постоянно присутствовало на подводящих контактах клеммных реек выводов генераторов огнетушащего аэрозоля в кузове электровоза, даже при выключенных приборах системы СПСТ. Поэтому после включения автомата на блоке резисторов БР и включения блока БКИУ-Э – происходил запуск генераторов. После того, как повреждённые места проводов П100-П102 были удалены, а сами провода разведены в стороны и дополнительно заизолированы – напряжение на контактах клеммных реек выводов генераторов в кузове локомотива исчезло, и работа системы СПСТ была восстановлена.

Найденная неисправность является одной из причин самопроизвольного срабатывания генераторов огнетушащего аэрозоля на электровозах серии ВЛ80С. Доказательством этого является и тот факт, что генераторы огнетушащего аэрозоля при самопроизвольном срабатывании никогда не срабатывают целой линией (основной или резервной), а лишь несколько штук (или вообще один). Можно сделать вывод, что срабатывают те генераторы, провода линий которых имеют либо повреждение изоляции, либо низкую их изоляцию и находятся в непосредственном соприкосновении с проводами П100-П102.

Фотографии повреждённых проводов (качество оставляет желать лучшего, но смысл понятен) :

Рис. 13 – такими мы увидели провода на клеммной рейке в кабине машиниста после снятия изоляционной ленты (провода были увязаны изолентой в плотный пучок вместе с остальными проводами, уходящими к генераторам в кузов).

Еще случай. В ходе приемки электровоза ВЛ80т произошло самопроизвольное срабатывание системы СПСТЭл4-04. В ходе детального осмотра всех элементов системы выявлено конструктивное изменение световых извещателей ОПОП 15-1/2 , ОПС-02 («Газ уходи», «Газ не входи») , в части использования ламп накаливания вместо светодиодов. Причина срабатывания – превышение пусковых и рабочих токов ламп накаливания в сравнении со светодиодами. Лампы накаливания не могут быть использованы в цепях нагрузки светового оповещения блока БКИУ, как и во всей схеме

Метод поиска неисправности предложенный работниками депо Лянгасово.

Питание СПСТ: — на заводе РЭРЗ подключают к проводу Н113»+»(провода 100,101,102) — автомат «Радиосвязь» ВА8 в кабине машиниста блок автоматов; — на заводе У-УЭРЗ подключают на РЩ в ВВК- провода 802 и 803.

Наведенное напряжение может быть из-за разрушения изоляции проводов СПСТ в общем пучке проводов (завод РЭРЗ).

Рис.14. Межсекционное соединение электрической цепей системы СПСТЭл4-04

Как известно м ежсекционная связь (см. Рис.14) на электровозах серии ВЛ80 реализуется при помощи двух проводов со схемным обозначением П81 и П82(П83). Из блока БКИУ-Э от разъёма ХР2 (маленький разъём) выходят провода П81 («-») и П82(«+») через контакты №7 и №8. Далее они приходят на общую клеммную рейку системы. С клеммной рейки провод П81 уходит в конец секции на общие клеммные рейки межсекционного соединения электровоза. Провод П82 раздваивается на два провода (П82 и П82-1). П82 входит через разъём XS 2 (контакт 1) в Блок резисторов БР и через устанавливаемую внутри перемычку «1-6» выходит через этот же разъём (контакт №6), но уже под номером П83, и так же уходит в конец секции на общую межсекционную рейку. Провод с обозначением П82-1 с рейки системы СПСТ уходит к головным розеткам межсекционного соединения электровоза (для трёхсекционного исполнения).

Последовательность поиска неисправности.

  1. Включить БКИУ одной секции локомотива.
  2. Измерить мультиметром напряжение между проводами П81 и П83 на общей межсекционной рейке электровоза в конце секции (см. фото). Напряжение должно быть порядка 11-12 Вольт.
  3. Если напряжение присутствует, то значит БКИУ исправен и линия до конца секции исправна.
  4. Далее перейти в другую секцию к межсекционной рейке и так же произвести измерение напряжения между П81 и П83. Этим проверяется целостность линии непосредственно между секциями. Наличие напряжения говорит об исправности межсекционной связи на этой секции.
  5. Повторить п. 1 – п.4 для другой секции электровоза.
  6. Если на межсекционной рейке напряжение между проводами П81 и П83 отсутствует – переходим к поиску неисправности в кабину локомотива.
  7. Открываем общую клеммную рейку СПСТ.
  8. Находим провода П81 и П82 и измеряем напряжение между ними. Оно должно быть так же 11-12 Вольт.
  9. Напряжение есть – значит БКИУ и линия до рейки исправна.
  10. Напряжения нет – отсоединяем от БКИУ разъём ХР2 (маленький). Включаем БКИУ и измеряем напряжение непосредственно в его разъёме между контактами 7 и 8 (выход на провода П81 и П82). Напряжение есть – виноват кабель от БКИУ до рейки. Напряжения нет – меняем БКИУ.

11. Прозвонка генераторов:

— изъять предохранители из блока резисторов.

— замерить величину напряжения «земля»-первый контакт и «земля»-второй контакт- величина напряжения должна быть равна нулю, при наличии напряжения- генератор неисправный.

12. Поиск неисправности типа «обрыв»:

— исполнение У-УЭРЗ: имеется 3-и промежуточные рейки в кузове на потолке – первая в ВВК со стороны кабины, вторая над ЭКГ, третья над компрессором (проверяем наличие крепления или целостность проводов)

— неисправность ИП-а (плохой контакт в контактной площадке) или засоренность — продуть,

13. Н еисправности межсекционного соединения : неисправности блока БКИУ, неисправность в кабеле от БКИУ до рейки (как правило, отпал или отломился контакт в разъёме), плохой обжим контакта на клеммной рейке, неподключенные (или неправильно подключенные) провода на межсекционной рейке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *