Как вводить показания счетчика электроэнергии после замены
Нужно ли платить деньги за замену?
Плата за замену и опломбировку прибора учёта не взимается!
Когда придут ко мне, я оставлял заявку тогда-то?
Приборы учёта заменяются в плановом порядке. Мы вам обязательно сообщим о дате замены индивидуальным уведомлением, также будет размещено объявление на доске объявлений вашего дома, график замены еженедельно размещается на сайте ССК sevesk.ru в разделе Учёт электроэнергии — Графики замены электросчётчиков и в официальной группе ССК ВКонтакте vk.com/energosbyt35
Вы всегда можете найти\проверить информацию по своему дому в этих официальных источниках.
Как проверить, что это не мошенники?
Сотрудники в форме, с именными бейджами и ни в коем случае не предложат вам оплатить замену или опломбировку электросчётчика. Работы бесплатные. График замены приборов учёта еженедельно размещается на сайте ССК sevesk.ru и в группе ССК ВКонтакте. Вы всегда можете проверить информацию в этих официальных источниках.
Нужно ли жильцу присутствовать при замене электросчётчика?
Если электросчётчик находится в открытом доступе (на лестничной площадке), то присутствие жильца желательно, но необязательно. Лучше присутствовать, потому что так вы сможете проконтролировать работу, получить второй экземпляр акта о замене электросчётчика, забрать старый прибор учёта, если хотите его сохранить. Но даже, если вас не будет, прибор учёта будет считаться введенным в эксплуатацию с даты, указанной в индивидуальном уведомлении, и с этой даты его показания будут учитываться в расчётах.
Если электросчётчик находится в закрытых тамбуре или щитке (щиток на замке), внутри квартиры, то необходимо обеспечить к нему доступ.
Что будет, если я не обеспечу доступ?
В случае двукратного недопуска к месту замены прибора учёта будет составлен акт о недопуске, и плата будет рассчитываться исходя из норматива потребления электроэнергии с применением повышающего коэффициента 1,5
Что делать со старым счётчиком?
Прибор учета – собственность потребителя, он его покупал, и может распоряжаться счетчиком по своему усмотрению. Поэтому при замене старый электросчётчик будет передан представителю потребителя. Если представителя не было, прибор учета оставляется в месте монтажа. Копию акта замены электросчётчика (при необходимости) можно получить любым удобным дистанционным способом (мы пришлем вам скан) или получить в ближайшем клиентском офисе.
Необходимости хранить старый электросчётчик нет. С переходными показаниями проблем не будет, т.к. при замене проводится фотофиксация старого электросчётчика. За замену, установку, эксплуатацию вновь установленного прибора учёта ответственность несёт энергокомпания.
Счетчик заменили, теперь мне что делать: нужно ли вам нести документы, как передавать показания?
Все необходимые данные о вводе прибора учета в эксплуатацию есть в ССК и будут отражены в базе данных по вашему лицевому счёту. Вам просто нужно будет передавать показания электросчётчика ежемесячно до 25 числа любым удобным способом. Способы есть в квитанции и на сайте sevesk.ru
Этот счетчик будет сам передавать показания?
Устанавливаются обычные приборы учёта. Интеллектуальные электросчётчики по факту выхода старых приборов из строя будут устанавливаться с 1 января 2022 года (пост. №554).
На основании чего мне меняют счётчик?
Постановление Правительства РФ №554. С 1 июля 2020 года обязанность по замене приборов учета в многоквартирных домах возложена на поставщика электроэнергии, в частных – на сетевые организации. Замена бесплатная.
Что делать, если счетчик неисправен?
При выходе из строя прибора учёта жильцам многоквартирных домов необходимо обращаться в ООО «Северная сбытовая компания». Адрес ближайшего клиентского офиса указан в квитанции за электроэнергию, также контакты подразделений есть на сайте компании sevesk.ru
Для установки\замены электросчётчика в частном секторе (жилые дома, дачи, хозпостройки и др.) необходимо обращаться в сетевую организацию, обслуживающую электросети в вашем населённом пункте.
Плата за установку приборов учёта электроэнергии в данных случаях не взимается.
Замена производится по письменному заявлению в течение 6 месяцев. До даты замены начисление производится по среднемесячному расходу.
Если с прибором учёта всё в порядке, нет явных признаков неисправности, например, сколы, трещины, не меняются цифры, то ничего предпринимать не нужно, просто продолжайте передавать показания электросчётчика ежемесячно до 25 числа любым удобным способом. Приборы учёта будут меняться в плановом порядке, в том числе и те, у которых истёк межповерочный интервал.
Можно ли самому поменять счётчик?
Вы вправе это сделать, если не хотите ждать плановой замены, только обратитесь в специализированную организацию, у которой есть разрешение на такие виды работ. При этом замена прибора учёта производится за ваш счёт, компенсация в таком случае не предусмотрена.
Если истёк межповерочный интервал, будет поверка счётчика или сразу замена?
Счётчик будет заменён в плановом порядке. Пока пользуйтесь старым прибором учёта, передавайте показания ежемесячно до 25 числа, данные таких электросчётчиков принимаются к расчётам.
Какой счетчик надо менять – неисправный или с просроченным межповерочным интервалом, чем одно от другого отличается?
Заменяются неисправные приборы учёта (есть видимые неисправности: сколы, трещины, «не считает» и т.д.) и электросчётчики с истекшим межповерочным интервалом, которые также считаются вышедшими из строя в соотв. с постановлением №354 п.81 (12).
Зачем менять счетчик с истекшим межповерочным интервалом, ведь можно поверить, это дешевле?
Стоимость поверки приблизительно равна стоимости замены прибора учёта, поэтому замена целесообразнее. Ответственность за приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию прибора учёта теперь несет энергокомпания (Пост. 552 п.136), поэтому абоненту не стоит волноваться.
Устанавливаются двухтарифные счётчики? Какие счётчики устанавливаются?
Установка интеллектуальных приборов учёта (они в том числе поддерживают многотарифность) законодательством предусмотрена с 1 января 2022 года. Пока устанавливаются однотарифные приборы учета «Меркурий 201.7», российского производства.
Где взять руководство по эксплуатации счётчика?
Это теперь называется паспорт-формуляр. Он хранится в ССК, т.к. теперь ССК отвечает за прибор учёта.
Если я сам установил счётчик, мне нужно только опломбировать его, что делать?
Обратиться с заявлением на опломбировку в ССК – если дом многоквартирный, в сетевую организацию – если частный. Опломбировка нового прибора учета проводится бесплатно.
У меня вообще нет электросчётчика, мне его тоже бесплатно установят?
Это зависит от технической возможности. Такие ситуации будут рассматриваться индивидуально.
Если истек межповерочный интервал, пока не заменили счётчик надо передавать показания или не надо?
Нужно продолжать передавать показания, данные таких приборов учёта принимаются к расчётам.
Как передавать показания счетчиков, чтобы ничего не перепутать
Я каждый месяц передаю показания счетчиков на воду и электричество по смс. Однажды вместо трех цифр случайно написал четыре — получилось 2344 кубометра воды, а не 234, как должно было. Пришел огромный счет — пришлось доказывать, что это ошибка.
Есть ли способ передавать показания счетчиков, чтобы застраховаться от таких проблем?
Илья, стопроцентную гарантию от ошибок дадут только счетчики с автоматической передачей показаний. Если стоят такие, жильцам не нужно каждый месяц вручную списывать цифры. Но есть и другие способы передавать показания, которые надежнее и удобнее смс.
Когда и зачем передавать показания
В законе нет прямой обязанности жильцов передавать показания счетчиков. Говорится только о том, что поставщик энергоресурсов или управляющая компания обязаны учитывать показания, чтобы рассчитать стоимость услуг.
Но в то же время по закону, если потребитель не передаст показания счетчиков, для расчета сначала возьмут среднемесячный расход за предыдущие полгода, а через три месяца считать будут уже по нормативу. Как правило, нормативный расчет менее выгоден, чем оплата по счетчику.
Всегда можно вернуться к передаче показаний. Если, например, передать показания сразу за три-четыре месяца, то сделают перерасчет: в очередной платежке прибавят или убавят сумму платежа с учетом реального расхода воды, газа или электричества.
Если не передавать показания, это сказывается на платежках соседей. Например, плата за освещение мест общего пользования — подъездов и подвалов — рассчитывается с учетом показаний всех электросчетчиков в квартирах. УК берет показание общедомового счетчика, суммирует показания всех квартирных и выводит разницу. Сумму делят на все квартиры и указывают в квитанциях. Если кто-то не передал показания, сумма платежа у других собственников может как увеличиться, так и уменьшиться.
Единого срока передачи показаний нет. Часто это 20—26-е число каждого месяца. Но УК, ТСЖ или поставщик ресурсов может прописать в договоре с собственником квартиры свой срок передачи показаний — на стоимость ресурсов это не влияет.
Как передавать показания
Есть несколько способов:
- по телефону;
- по смс;
- по электронной почте;
- на сайте поставщика;
- через городской сайт или ГИС ЖКХ;
- через соцсети;
- лично;
- автоматически.
Расскажу про каждый из них подробнее.
По телефону
Такой способ до сих пор практикуется — им часто пользуются пенсионеры. Жители звонят на номер снабжающей организации или УК и диктуют адрес и цифры. Например:
Ленина, 11. Горячая — 115, холодная — 243, свет — 1765.
Это не самый лучший способ передавать показания: велика вероятность ошибки. Например, оператор может неверно расслышать цифру или неправильно ее записать.
Еще, чтобы сэкономить на сотрудниках, УК и ТСЖ иногда держат телефоны без оператора. Передавать показания нужно на автоответчик или общаться с голосовым роботом. Каждый раз непонятно, поймет ли цифры тот, кто будет потом прослушивать запись.
Кроме того, по телефонам для передачи показаний обычно сложно дозвониться.
По смс
Смс отправляют на специальные номера в жестко заданном формате. Например, так:
121435345 ХВС1 356 ГВС1 223 ХВС2 256 ГВС2 223 ЭЛ 1567.
В примере 121435345 — номер лицевого счета абонента, следом — показания четырех счетчиков на воду и одного на электричество.
Организации ЖКХ обрабатывают такие сообщения вручную или автоматически. В последнем случае вероятность ошибки у принимающей стороны исключена. Но ошибиться может сам жилец — так случилось у вас. Так что этот способ передачи показаний я тоже не рекомендую.
По электронной почте
Показания можно передать обычным электронным письмом. Иногда коммунальные организации требуют придерживаться определенного формата, а иногда принимают показания в произвольной форме. Вот как это может выглядеть:
Ленина, 11, л/с 121435345, абонент Петров Иван Ильич:
горячая 115;
холодная 243;
свет 1765.
На сайте поставщика
Это один из самых удобных способов. Сначала нужно зарегистрироваться в личном кабинете абонента на сайте поставщика ресурсов или УК, а потом через него каждый месяц передавать показания счетчиков.
В личном кабинете видны все предыдущие начисления и показания — будет сложно ошибиться в количестве и порядке цифр.
Через «Мос-ру» или ГИС ЖКХ
В крупных городах показания счетчиков иногда принимают через городские сайты. Так, например, сделано в Москве: передать показания можно через «Мос-ру» .
Это удобно: не нужно ходить по сайтам разных компаний, чтобы ввести показания по воде и электричеству, — все в одном месте.
Подобная система работает для любого города на сайте ГИС ЖКХ. Вход на портал — через госуслуги. Затем нужно один раз указать свой адрес и подключить лицевые счета. После этого станет доступна передача показаний счетчиков и оплата ЖКУ без комиссии.
Это в идеале. А на практике все может быть по-другому .
Через соцсети
В официальных группах организаций ЖКХ в соцсетях бывают формы приема показаний счетчиков. Они похожи на те, что есть в личных кабинетах на сайтах этих организаций. Иногда там тоже отображаются предыдущие показания — это зависит от продвинутости компании.
Передавать показания через соцсети удобно, если собственник квартиры проводит там много времени и редко пользуется браузером. Приложения соцсетей отлично адаптированы для смартфонов, а сайты некоторых организаций ЖКХ с них смотреть тяжело.
Лично
Это самый старый способ передачи показаний. Цифры со счетчиков записывают на листок, на нем же пишут номер лицевого счета или адрес, а затем несут этот листок в специальный ящик. Ящик устанавливает УК или ТСЖ. Вынимает бумажки мастер домоуправления. Если в доме есть совет или старшие по подъездам, то иногда этим занимаются они.
Такие же ящики ставят в домоуправлениях и других коммунальных организациях: можно прийти к ним в офис и оставить листочки там.
Вероятность ошибиться или потерять показания большая: жилец может неправильно записать показания, а оператор в УК — неправильно их списать. Бывает, ящики ломают хулиганы или засовывают внутрь горящие спички. Некоторые бумажки при выемке застревают и остаются в ящике.
Автоматически
В новостройках часто ставят счетчики, которые умеют сами передавать показания в управляющую компанию. Жильцам не нужно ничего переписывать и куда-либо переправлять.
Установить такие счетчики в старом жилом фонде сложно: нужно договариваться с УК, у которой должны быть программы и оборудование для приема данных. Если ничего этого нет, умные счетчики не поставить.
Что в итоге
Надежнее всего передавать показания через личный кабинет на сайте поставщика услуг или городском сайте, если в вашем городе реализована такая услуга. Будут видны предыдущие показания, не нужно каждый раз вводить номер лицевого счета, адрес и другие данные.
На этих же сайтах, как правило, можно сразу оплатить услуги без комиссии. А если все-таки произошла ошибка, то в личном кабинете есть формы для жалоб и обращений.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Однажды в магазине я взял товар с полки, который как оказалось потом стоял не на своём месте, и и который стоил в несколько раз дороже, чем цена на ценнике.
Нужна статья, в которой расскажут: Есть ли способ покупать в магазине, чтобы застраховаться от таких проблем?
Игорь, это уже проблемы магазина. Однажды мне так фен пытались втюхать.
А как же передача показаний при оплате через Сбербанк онлайн? Это и есть самый простой вариант. Кстати не оплачиваю жкх с карты тинькофф блэк как раз потому, что нельзя передать показания счётчиков ♀️
Светлана, Сбер за всё берёт комиссию и не начисляет кешбек за оплату квитанций и налогов, поэтому платить сбером, как-то не хочется.
Игорь, а какой банк начисляет кэшбэк за оплату квитанций жкх? Банк Тинькофф почему то мне не начисляет.
Кэтти, альфа начисляет кешбек на все квитанции, кроме епд. Но у них епд без комиссии и за это спасибо.
Кэтти, МКБ за оплату ЕПД дает 1% от суммы в виде баллов, которые можно перевести в рубли
Игорь, согласна, правда комиссий у меня нет при оплате жкх. Сбер использую только для этой цели. Насчёт кешбэка — ну какой он там будет с этих сумм, я готова им поступиться ради возможности не звонить и не писать никуда для передачи показаний счётчиков.
Светлана, очень даже можно. Показания пишутся в раздел "комментарий" . Отлично работает. Всегда так передаю.
Matilda, спасибо, не знала, попробую
Светлана, Я уж лучше через «Тинькофф» заведу туда деньги.
Светлана, если вы передадите показания в личном кабинете Мосэнергосбыта, то сумма оплаты сразу же появится в вашем личном кабинете Тинькофф-Банка. Можете оплатить сразу без комиссии. Операция по оплате мгновенно отразится в вашем личном кабинете Мосэнергосбыта с пометкой "в обработке". Может быть, в Сбере то же самое?
Galina, очень сложно)) к тому же я живу не в Москве. В сбере — сканируешь qr код, или просто находишь предыдущий платёж и жмёшь «повторить», там сразу и рассчитанная сумма к оплате, и окошко для актуальных показаний счётчиков). Буквально две секунды на все про все. Вот этим и нравится
Светлана, А у нас в Курске для водоканала окон нет. Квитанцию заполнить не вариант.
"ГИС ЖКХ не всегда находит действующие лицевые счета: нельзя ни передать показания, ни оплатить услуги" — это возможно только в одном случае: если управляющая компания не завела лицевые счета. Сама по себе система изначально пустая, все лицевые счета, приборы учета и т.д. загружают управляшки. Лечится обращением.
хотя что это я, речь же про активные ЛС. самая частая причина, почему ЛС стал неактивным, — это договор управления в его основании кончился по сроку действия, а новый договор управляшка не загрузила. и выходит, что лицевой счет есть, а основание у него уже недействительное. но лечится все так же обращением в управляшку)
Один раз ввел неверные показания за воду в приложении. Написал в поддержку,объяснили,как исправить/отменить через смс. Вопрос решен.
А как так умудриться и получить счёт ,как за бассейн. ну.
Не поняла в чем проблема? Тоже как-то раз неправильно в Сбере указала показания воды. Позвонила в Водоканал, без проблем всё исправили
Дмитрий, не умные, а нищие
Это гдей то передают показания индивидуальных счетчиков электроэнергии в УК, а общедомовые за электричество рассчитывают по алгоритму как в статье? Что за дурь? У каждого собственника есть отдельный договор с электроснабжающей организацией и ни какого УК там «там и рядом не лежало»!
Ага! Как же!
Купил квартиру, Мосэнерго перепутала и полгода передаёт мои показания соседям и наоборот, написал сразу несколько претензий и обращался лично, писал в Роспотребнадзор (открестились вообще) и Жилинспекцию, всё тянут сроки и уже более 2 месяцев не дают письменные ответы.
Хочу идти дальше в прокуратуру, но жду хотя бы одного ответа для основы. По итогам готов статью написать в журнал, но сначала разделаюсь с этим нарисованным долгом в 11 тысяч с первого месяца владения квартирой
>>стопроцентную гарантию от ошибок дадут только счетчики с автоматической передачей показаний.
A, вот уж точно с этой автоматической передачей будешь платить «за того или другого дядю»! И знать не будешь за что.
A, Эт фигня. Мне счетчики на газ к Л/С год крепили. И долг в сумме 13200 повесили.
Виталий, мне долг 11 тысяч сразу повесили, успех!
A, добрый день. Я официальный представитель АО "Мосэнергосбыт". Для уточнения информации по Вашему вопросу просьба сообщить номер лицевого счёта и контактный номер телефона. Информацию можно прислать в личные сообщения официальных групп АО «Мосэнергосбыт»: Вконтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram и пр. (со ссылкой на данный комментарий).
Светослав, 41406-096-53
В соц. сетях меня нет.
Обращение от 25.09.2020 только зарегистрировано 19.10.2020, а ещё 30 дней минимум рассматривать, в общем ответа мне за 2 месяца так и не дали, хотя часть претензий числится выполненными без ответа мне.
А про долг уведомление из приложения каждый день приходит.
НЕ СОЧТИТЕ ЗА РЕКЛАМУ! ДАЖЕ В СТАРЫЙ ФОНД ВСЕ ПОСТАВИТЬ МОЖНО! Было бы желание либо у хозяина квартиры, либо у управляшки.
Чтобы не ошибаться, почти все ваши способы решает (и даже расширяет функционал до сигнализации тех же протечек) контроллер отечественной разработки Saures. Показания воды в систему учета Москвы вообще передает автоматически, мне приходят только извещения (подтверждения), что данные ушли по назначению. Электроэнергию просто получаю на почту.
Если УК принимает показания по электронной почте, то система сама будет отсылать показания на требуемый адрес, формат письма задаете сами.
На свободные входы контроллера подцепил датчики протечки, тоже полезный функционал.
Если у кому надо — подключите датчики температуры или давления.
Самый большой плюс — контроллер работает от литиевых батарей, никаких 220 не надо.
А если у кого дом вне возможности подключить интернет (у меня это гараж) — ставим контроллер с технологией NBiOT (работает на сетях МТС, трафик примерно на 6 лет включен в стоимость контроллера.
О новых правилах установки счетчиков электроэнергии в вопросах и ответах
С 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2020 года № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), используемые до 1 июля 2020 года, не соответствующие требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала, до истечения срока эксплуатации либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты.
ВОПРОС № 2. Кто должен оплачивать покупку, установку или замену счетчика электроэнергии?
Краткий ответ: приобретение, замена и установка счетчиков электрической энергии для потребителей* с 1 июля 2020 года осуществляется за счет гарантирующего поставщика или сетевой организации. Указанные расходы поставщика (сетевой организации) будут включены в тариф. По просьбе потребителя ему могут произвести за отдельную плату замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета.
Согласно пункту 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В абзаце 1 и 2 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 указано, что гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).
Согласно абзацу 12 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей, указанных в разделе Х постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Не допускается взимание отдельной (дополнительной) платы с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей.
В соответствии с пунктом 81 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета , ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Согласно пункту 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета , за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Определение мест установки приборов учета, установка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.
В отношении коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии, подключенных к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), обязанность по снятию показаний с приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика , который является владельцем соответствующей интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), а предоставление показаний таких приборов учета осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) (подпункт «ж» пункта 31 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
Также отметим, что согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».
Сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе за отдельную плату осуществлять установку, замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, при обращении потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также предоставлять услуги, не включенные в минимальный набор функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием приборов учета и результатов измерений таких приборов учета (абзац 13 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).
ВОПРОС № 3. В течение какого времени гарантирующий поставщик или сетевая организация должны установить или поменять счетчик электроэнергии потребителю*?
Краткий ответ: замена счетчика электроэнергии производится гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в течение 6 месяцев со дня подачи потребителем заявления о замене (установке) счетчика или истечения межповерочного интервала.
В соответствии с пунктом 80_2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 установка (замена) индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев:
с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению);
с даты получения обращения потребителя или исполнителя, если обращение потребителя поступило исполнителю, об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, о выходе прибора учета электрической энергии из строя и (или) его неисправности;
с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки в установленном настоящими Правилами порядке или с даты получения обращения от исполнителя, если проверки проводились исполнителем.
В случае нарушения гарантирующим поставщиком или сетевой организацией обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации стоимость коммунальных услуг по электроснабжению, предоставляемых потребителю, в отношении которого нарушены соответствующие обязанности, снижается на величину, равную 20 процентам стоимости коммунальных услуг по электроснабжению за каждый месяц со дня получения претензии от потребителя, в том числе через исполнителя, направленной не ранее истечения указанного срока в отношении гарантирующих поставщиков (для сетевых организаций с момента истечения срока, указанного в разделе X «Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках» Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию (предоставления показаний прибора учета электрической энергии). Начиная с 4-го месяца со дня получения претензии от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в соответствии с абзацами первым – четвертым настоящего пункта величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению составляет 40 процентов стоимости таких услуг вплоть до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.
ВОПРОС № 4. Кто несет ответственность за сохранность счетчиков учета электроэнергии?
Краткий ответ: с 1 июля 2020 года:
если прибор установлен в квартире/жилом доме, ответственность несет потребитель;
если прибор установлен в местах общего пользования многоквартирных домов (например, на лестничной площадке), ответственность несет гарантирующий поставщик;
если прибор установлен за пределами домовладения (например, на столбе в частном секторе), ответственность несет сетевая организация.
В соответствии с абзацами 11-12 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 собственник жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения) обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля, а также иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленного внутри (в границах) такого помещения или дома (домовладения) (земельного участка, на котором расположен жилой дом (домовладение), и нести перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией ответственность за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности.
Гарантирующие поставщики обязаны обеспечить сохранность и целостность индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии (иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленных ими в отношении жилых и нежилых помещений и находящихся вне границ таких помещений многоквартирного дома (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах), электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники (пользователи) жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, жилых домов (домовладений), лица, ответственные за содержание общего имущества многоквартирного дома, не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), ограничивать к ним доступ, вмешиваться в работу каналов удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета (измерительных трансформаторов), в любой иной форме препятствовать их использованию для обеспечения и осуществления контроля коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе проведению проверок целостности и корректности работы таких приборов учета (измерительных трансформаторов).
В соответствии с абзацем 4 пункта 139 постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также пломб и (или) знаков визуального контроля, в случае, если такая обязанность предусмотрена договором, возлагается на собственника (владельца) энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства (в отношении граждан –потребителей электрической энергии – собственника (владельца) земельного участка), в границах балансовой принадлежности которых (в отношении граждан – потребителей электрической энергии – в границах земельного участка) установлены приборы учета и (или) иное оборудование, которое используется для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Указанные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны возместить сетевой организации (гарантирующему поставщику) убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по обеспечению сохранности и целостности установленных сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) приборов учета и (или) иного оборудования, которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Потребителям необходимо иметь в виду, что согласно пункту 81_11 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 при проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета электрической энергии проверке подлежат:
ü целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
ü наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);
ü отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение вышеуказанных показателей признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя , исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
ВОПРОС № 5. Когда должны начать устанавливать только дистанционные счетчики электроэнергии?
Краткий ответ: с 1 января 2021 года новостройки должны оснащаться приборами учета электрической энергии, которые соответствуют Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). С 1 января 2022 года все устанавливаемые или заменяемые приборы учета электрической энергии, должны соответствовать Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», начиная с 1 января 2022 года допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Аналогичная норма установлена в постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 – пункт 141. При этом согласно абзацу 7 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 до 31 декабря 2021 года допускается установка гарантирующими поставщиками (сетевыми организациями) приборов учета, реализующих в полном объеме функции, предусмотренные требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 150 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2021 г. после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными (общими для коммунальной квартиры) приборами учета электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, коллективными (общедомовыми) приборами учета и при необходимости измерительными трансформаторами, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Указанные приборы учета (измерительные трансформаторы) должны быть допущены в эксплуатацию, а также переданы застройщиком в эксплуатацию гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположен многоквартирный дом, до введения такого многоквартирного дома в эксплуатацию.
Без всякого сомнения, возложение на гарантирующего поставщика или сетевую организацию обязанности по приобретению, монтажу, содержанию счетчиков электроэнергии отвечает принципам законодательства о защите прав потребителей в части распределения бремени ответственности. Правильный, своевременный и достоверный учет потребляемой электрической энергии необходим, в первую очередь, энергосбытовым компаниям, в том числе для целей реализации обязанности ресурсоснабжающих организаций представлять полную и достоверную информация об оказанной потребителю услуге. С другой стороны, расходы, понесенные энергосбытовыми компаниями по приобретению, введению в эксплуатацию, содержанию, обслуживанию так называемой интеллектуальной системы учета электрической энергии, в том числе и расходы по установке счетчиков, фактически лягут через повышение тарифов на конечного потребителя. Таким образом, несмотря на то, что по закону потребителю не придется приобретать приборы учета электроэнергии, осуществлять самостоятельно их монтаж и обслуживание, ему все же придется заплатить за счетчик, но не напрямую, а путем оплаты данных расходов, включенных в тарифы за энергоресурсы.
Потребителю необходимо иметь в виду, что если он по своей прихоти решил поменять счетчик электроэнергии не ввиду выхода из его строя, утраты, истечения его срока эксплуатации или истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, то ему придется оплачивать данные услуги напрямую сетевой организации (гарантирующему поставщику).
Учитывая вышеназванные положения, потребителям нужно знать, что какие-либо предупреждения, запугивания и тому подобные действия любых организаций, направленные на обязанность потребителя установить счетчик электроэнергии платно, якобы ввиду появления новых правил учета электроэнергии, противоречат закону. Единственная цель лиц, утверждающих обратное, получить с доверчивых потребителей денежные средства за установку счетчика.
*потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Преамбула Закона РФ 2300-1 «О защите прав потребителей»).
*потребитель — собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. ( тел. 92-97-80 ), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни). (Защита прав потребителей Рязань, Роспотребнадзор).
Заменили счётчик электроэнергии. Как передать показания?
– Недавно мне сменили счётчик, при этом никакой заявки на замену я не оставляла. Из «Энергосбыта» пришли, когда меня не было дома, открыли соседи. Рабочие оставили только какую-то бумагу, в одной из строк указана какая-то СИМ-карта и мобильный номер, что это значит? Показания будут передаваться автоматически? Как проверить, подключена ли она? И как передавать показания, если полмесяца у меня «крутился» старый счётчик?
С июля текущего года в домах россиян начали появляться новые интеллектуальные приборы учёта электроэнергии. При этом, согласно ФЗ №522, их установкой занимаются не сами пользователи, а электросетевые компании и гарантирующий поставщик. В Кировской области им является Кировский филиал «ЭнергосбыТ Плюс».
Программа по внедрению интеллектуальной системы учёта в регионе рассчитана на несколько лет. Когда она будет завершена, новые приборы учёта будут встроены в систему: «умные» счётчики будут следить за тем, сколько электроэнергии расходуется в доме, и дистанционно передавать данные в компанию.
Однако пока процесс обновления счётчиков в разгаре, жители по-прежнему обязаны передавать данные приборов самостоятельно вне зависимости от того, старый у них прибор или новый, уточнили в пресс-службе «Энергосбыт Плюс».
Замена счётчиков происходит по заявке собственника жилья или управляющей компании. Позже энергетики должны уведомить о начале работ.
По итогу работ собственник должен получить акт ввода в эксплуатацию прибора учёта. В нём будут прописаны показания электроэнергии как со старого счётчика, так и с нового. Также в акте указывается дата выпуска счётчика, дата поверки, номер пломбы и номер сим-карты. Именно через неё в будущем энергетики смогут получать показания прибора.
Как отметили в пресс-службе «ЭнергосбыТ Плюс», снятие показаний происходит также, как и у старых приборов: вам просто нужно отправить данные, указанные на табло. Замена счётчика не повлияет на плату за электроэнергию.
Отметим, до конца года Кировский филиал «ЭнергосбыТ Плюс» планирует установить около 15 тысяч новых приборов учёта.
Коротко о главном:
1. За установку и последующее обслуживание новых приборов учёта электроэнергии отвечает гарантирующий поставщик и электросетевые компании.
2. Замена счётчиков происходит по заявке собственника жилья или управляющей компании.
3. После замены счётчика энергетики должны предоставить акт ввода прибора учёта в эксплуатацию.
4. Снятие показаний происходит также, как и у старых приборов: вам нужно передать ресурсникам данные с табло счётчика.
5. Замена счётчика не повлияет на плату за электроэнергию.
Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.