Стандарт NACE MR0103
Вопрос: Я слышал о новом стандарте NACE – MR0103. Что это за стандарт? Как он связан со стандартом NACE MR0175?
Ответ: NACE MR0103 новый стандарт дословный перевод названия «Материалы, устойчивые к сероводородному растрескиванию в коррозийных условиях нефтеперерабатывающих процессов». Грубо говоря это «NACE MR0175 для нефтепереработки». Изначально NACE MR 0175 был создан для условий сероводородного растрескивания при добыче нефти и газа. Другие отрасли, такие как нефтепереработка, выпадали за рамки действия NACE MR0175. Тем не менее, перерабатывающие производства всё равно делали ссылки на NACE MR0175, так как это был единственный стандарт, который предоставлял перечень материалов и требований к материалам, стойким к сероводородному растрескиванию. В последствии развития стандарта NACE MR0175 стал расширять область применения также и на хлористое коррозионное растрескивание в дополнение к сероводородному растрескиванию. Стало очевидно, что NACE MR0175 более не может быть использован для перерабатывающих производств. Основной причиной являлась температура назначаемая для аустенитных нержавеющих сталей для предотвращения хлористого коррозионного растрескивания. Процессы на нефтеперерабатывающих заводах обычно низко хлористые, поэтому условия хлористого коррозионного растрескивания проявляются крайне редко. Это привело к логическому выделению нового стандарта, прямо предназначенного для нужд перерабатывающих производств.
Разница между NACE MR0103 и NACE MR0175:
- MR0103 содержит отличные от MR0175 указания и параметры по условиям называемым «Кислыми», потому что кислые условия на нефтеперерабатывающих производствах сильно отличаются от условий при добыче нефти и газа. Стандарт утверждает, что это ответственность эксплуатанта определять какие условия кислые, а какие нет, на основании указаний в документе, опыта завода, или на основании анализа рисков и это ответственность эксплуатанта определять требования на соответствие NACE MR0103 к оборудованию.
- Так как стандарт NACE MR 0103 покрывает только сероводородное коррозионное растрескивание, то он не включает какие либо ограничения по среде ( к примеру температуру, содержание хлорида, pH и т.д.). Несмотря на то, что разные материалы показывают разную стойкость к сероводородному коррозионному растрескиванию, в стандарте нет градации материалов по данному параметру.
- Материалы и/или требования к материалам указанные в MR0103 не включены в прошлые или текущую версию MR0175 и наоборот.
- Поскольку сварные соединения превалируют на перерабатывающих производствах, особое внимание уделяется контролю сварки в ряде групп материалов, особо заметно в углеродистых сталях.
Особо значимые требования к материалам в MR0103:
- Сварка углеродистых сталей из группы P 1 должны проводиться по стандарту NACE RP0472. Указанный стандарт имеет гораздо более жесткие требования чем стандарт NACE MR0175.
- Легированными сталями считаются все стали, в которых содержание хрома не превышает 10%, в частности, стали содержащие легирующий элемент больше, чем допускается в углеродистых сталях, но не достаточно для того чтобы считаться нержавеющей сталью. Это позволяет использовать больше высоколегированных материалов чем в MR0175, такие как C12 (9% Cr – 1% Mo). Также, в стандарте нет ограничения по 1% Никеля как в MR0175, таким образом 3% Ni испытанные на ударную вязкость (такие как отливки LC3) могут быть использованы.
- MR0103 описывает аустенитные нержавеющие стали по химическому составу вместо того чтобы указывать конкретные марки сталей как и в MR0175-2003. MR0103 допускает нержавеющие стали с макс. 0,10% содержанием углерода для использования в высокотемпературных сталях. Иначе, требования идентичны NACE 0175.
- Кованные S17400 и S15500, литые CB7Cu-1 и CB7Cu-2 допускаются для общего применения. В случаях, когда S17400 и S15500 используются для крепежа работающего под воздействием давления, то допускается только в состоянии закалки H1150M и твердость ограничена максимальным значением в 29 HRC.
- Стали N04400, N04405, M35-1, M35-2, M30C, N05500 (alloy K500) и N07750 (alloy X750) допускаются с твёрдостью, совпадающей с NACE MR0175-2002. Данные материалы более не указываются начиная с NACE MR0175-2003.
Это только краткое содержание основных параметров и условий. Внимательно ознакомьтесь с MR0103 и RP0472 для детальной информации.
Nace mr0103 какие процедуры предусматривает
Сообщение сайта
IrinaP
Просмотр профиля
Группа: New
Сообщений: 11
Регистрация: 23.4.2014
Пользователь №: 231547
svetlanaL
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 2004
Регистрация: 9.4.2009
Пользователь №: 31926
IrinaP
Просмотр профиля
Группа: New
Сообщений: 11
Регистрация: 23.4.2014
Пользователь №: 231547
Wazuza
Просмотр профиля
Группа: New
Сообщений: 2
Регистрация: 21.4.2010
Пользователь №: 53503
Antonfox
Просмотр профиля
Группа: New
Сообщений: 1
Регистрация: 1.7.2014
Пользователь №: 238236
Петр Первый
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 167
Регистрация: 31.1.2019
Пользователь №: 355131
О неправомерности требования в рамках закупочных процедур по 223-ФЗ сертификатов соответствия зарубежным стандартам
11.03.2022 Рассмотрены вопросы неправомерности требований соответствия иностранным стандартам, которые предъявляются не только к оборудованию, эксплуатация которого предполагается на территории России и на российских же предприятиях, но и к произведенному в России. В настоящее время ЗАО Электронные механические измерительные системы (ЗАО «ЭМИС», г. Челябинск), как и другие российские производители, при участии в закупочных процедурах часто сталкивается с требованием о наличии сертификатов соответствия продукции иностранным стандартам.
В частности, речь может идти о необходимости наличия у оборудования, произведенного и (или) применяемого в России, сертификата на коррозионную стойкость по системе NACE (National Association of Corrosion Engineers, штаб-квартира – Хьюстон, США):
— NACE Standard MR 0175 «Нефтяная и газовая промышленность. Материалы для использования в среде с сероводородом при добыче нефти и газа» (“Petroleum and natural gas industries – Materials for use in H2S containing environments in oil and gas production”);
— NACE Standard MR 0103-2003 «Материалы, устойчивые к растрескиванию под воздействием серы в нефтепереработке» (“Materials Resistant to Sulfide Stress Cracking in Corrosive Petroleum Refining Environments”).
В связи с этим необходимо отметить, что требование соответствия, в частности, американским стандартам предъявляется не только к оборудованию, эксплуатация которого предполагается на территории России и на российских же предприятиях, но и к произведенному в России. Кроме того, в данном случае речь идет о требованиях, подобных описанным выше, в рамках тендерных процедур, проводимых в соответствии с Федеральным законом № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011, то есть непосредственно находящихся в сфере регулирования действующего законодательства РФ.
Возвращаясь к требованию о соответствии оборудования в рамках таких закупок стандарту NACE (Standard) MR, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что в нашей стране имеются свои стандарты коррозионной стойкости к сероводородному растрескиванию, указанные в ГОСТ Р 53679-2009 (ИСО 15156-1:2001) «Нефтяная и газовая промышленность. Материалы для применения в средах, содержащих сероводород, при добыче нефти и газа. Часть 1. Общие принципы выбора материалов, стойких к растрескиванию» и ГОСТ Р 53678-2009 (ИСО 15156-2:2003) «Нефтяная и газовая промышленность. Материалы для применения в средах, содержащих сероводород, при добыче нефти и газа. Часть 2. Углеродистые и низколегированные стали, стойкие к растрескиванию, и применение чугунов». Данное обстоятельство (наличие отечественных государственных стандартов) и является первоочередным при включении в положения тендерной документации требования о наличии сертификатов соответствия зарубежным стандартам, провоцирующим вопрос о законности таких требований. Отвечая на поставленный вопрос, целесообразно коротко остановиться на причинах и предпосылках возникновения таких требований, так как они объясняют источники их (требований) происхождения.
Наиболее яркая причина упомянутого выше явления – это спад отечественной машиностроительной отрасли в девяностые годы прошлого столетия и в начале текущего века и, как следствие, заполнение российского рынка импортным оборудованием, произведенным в соответствии с европейскими и (или) американскими стандартами.
Между тем сама суть систем стандартизации за рубежом и в России отвечает на вопрос: «Законно ли требование о соответствии оборудования, планируемого к применению и (или) применяемого на территории РФ, положениям зарубежных стандартов?», – так как между этими системами есть одна существенная разница.
Дело в том, что большинство зарубежных стандартов, являясь международными (в силу своего географического распространения и добровольного применения производителями в разных странах) и (или) национальными, не являются государственными. Если обратиться к самому названию NACE (Standard) MR при расшифровке аббревиатуры NACE (Национальная ассоциация инженеров по коррозионной стойкости), станет понятно, что данный стандарт разработан ассоциацией, членство в которой подразумевает принцип добровольности, а значит, и распространение ее (ассоциации) положений и документов и их применение на аналогичных (добровольных) основаниях.
Исключение в международной практике составляют, например, стандарты и системы, утвержденные Международной организацией по стандартизации, или ИСО (ISO – International Organization for Standardization), учрежденной в 1947 году, в числе учредителей которой был и СССР, а впоследствии стала участвовать Российская Федерация как его правопреемник.
Также в качестве подобного примера можно рассматривать директивы Европейского Союза, но в пределах самого же ЕС, несмотря на то что стандарты АТЕХ (взрывозащита), ЕМС (электромагнитная совместимость), PED (оборудование, работающее под давлением) и прочие признаются в добровольном порядке и в Индии, и на Ближнем Востоке, и по всему миру. Однако необходимо заметить, что, например, в Индии даже при наличии сертификата АТЕХ требуется наличие сертификата соответствия национальному стандарту PESO “Petroleum and Explosive Safety Organisation of India”.
Таким образом, следует прийти к выводу, что законность или незаконность требований о соответствии оборудования, произведенного, применяемого или ввозимого на территорию РФ, зарубежным стандартам, как, впрочем, и для других стран, зависит от системы национальной стандартизации и того, каким образом она признает действие зарубежных и международных стандартов на территории государства.
В Российской Федерации система стандартизации является не только национальной, но и отнесена, как уже отмечалось выше, к сфере государственного регулирования в соответствии с федеральными законами «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ и «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ.
Уполномоченным органом в сфере стандартизации на основании пункта 15 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», пункта 5 Указа Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России (Росстандарт).
При этом, как следует из официального ответа Росстандарта (исходящий № 2984-ОГ/3 от 08.10.20) на запрос о законности требования на территории РФ соответствия оборудования зарубежным стандартам, «…условиями применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств (далее – стандарты) в Российской Федерации являются:
— отсутствие национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов Российской Федерации с аналогичными объектами стандартизации и требованиями, предъявляемыми к ним;
— соответствие стандартов действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
— соответствие стандартов современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому зарубежному опыту.
Стандарты подлежат регистрации в Федеральном информационном фонде стандартов (ФИФС). Решение о регистрации стандартов в Фонде принимает Росстандарт на основании обращения участника работ по стандартизации (заинтересованного лица) и по результатам экспертизы профильного технического комитета по стандартизации».
Приведенные выше положения закреплены в приказе Росстандарта от 21 июня 2021 года № 1061 «Об определении порядка и условий применения международных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов и правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств».
При этом, как уже неоднократно отмечалось выше, большинство зарубежных стандартов, имеющих в настоящее время распространение на территории РФ в различных отраслях промышленности, не являются нормативно-правовыми актами иностранных государств, как, в частности, уже упоминавшийся NACE (Standard) MR или стандарт ASME. ASME – это американское общество инженеров-механиков (American Society Of Mechanical Engineers). Стандарты ASME регулируют различные сферы. Общество было организовано в 1880 году для развития и совершенствования профессиональной среды. На текущий момент в него входят около 100 тысяч участников, это специалисты из Америки и 140 стран мира: кроме инженеров с опытом здесь есть ученые и начинающие специалисты, владельцы инженерных компаний или топ-менеджеры. Треть участников составляют студенты.
Таким образом, приведенный в качестве примера стандарт ASME является международным, но не является государственным стандартом США или межгосударственным в понимании данного термина российским законодательством. Его применение за рубежом является добровольным, так как в первую очередь сама форма учреждения и утверждения данного стандарта, как и самой организации, основана на волеизъявлении ее учредителей и участников, равно как и в Российской Федерации применение стандартов ASME не может являться обязательным даже при условии регистрации в ФИФС.
Возвращаясь к стандартам NАСЕ Standard MR 0175 и NАСЕ Standard MR 0103-2003, следует обратить внимание, что они «…не зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов» (письмо Росстандарта, исходящий № 2984-ОГ/3 от 08.10.2020). При этом, как уже говорилось, имеются действующие национальные стандарты ГОСТ Р 53679-2009 (ИСО 15156-1:2001) и ГОСТ Р 53678-2009 (ИСО 15156-2:2003). Соответственно, требование в тендерной документации к закупочным процедурам (проводимым в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011 с изменениями и дополнениями) о наличии для поставляемого оборудования вне зависимости от страны происхождения сертификатов соответствия, например, NАСЕ Standard MR 0175 и NАСЕ Standard MR 0103-2003 является нарушением законодательства РФ о техническом регулировании и стандартизации, и в том числе о защите конкуренции.
В целом нарушением антимонопольного законодательства признаются такие условия, при которых потенциальные участники закупки, осуществляющие свою деятельность по предмету закупки в полном соответствии с нормами действующего законодательства РФ, располагающие необходимыми ресурсами и возможностями для надлежащей поставки товара в соответствии с требованиями тендерной документации, но не имеющие дополнительного сертификата соответствия иностранным стандартам, необоснованно ограничены в своем праве конкурировать с другими участниками закупки на равных условиях и фактически лишены возможности стать победителями данной закупочной процедуры.
В связи с этим следует обратить внимание, что обязательными на территории РФ являются соответствия требованиям национальных стандартов и ТР ТС Евразийского Таможенного союза как наднациональных нормативно-правовых актов, принятых Российской Федерацией. Соответственно, предъявление требований, являющихся необязательными, в рамках закупочных процедур при условии, что соответствие такому требованию (наличие сертификата соответствия зарубежным стандартам, не внесенным в ФИФС) является ограничивающим при допуске к участию в торгах, признается незаконным на основании пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ ввиду ограничения конкуренции.
В заключение следует отметить, что выше речь шла о законности требований сертификатов соответствия зарубежным стандартам при проведении закупочных процедур в соответствии с ФЗ № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что также применимо и в отношении тендеров на закупку в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, если вы столкнулись на этапе проведения конкурентной закупочной процедуры в соответствии с федеральными законами № 44-ФЗ и (или) № 223-ФЗ с требованием, содержащимся в техническом задании и (или) любом ином разделе документации о закупке, о соответствии запрашиваемого товара зарубежным стандартам, то первое, что необходимо сделать, – это обратиться в Федеральный информационный фонд стандартов.
Если запрашиваемый иностранный стандарт не зарегистрирован в ФИФС и имеет или не имеет российского аналога, или зарегистрирован, но имеет обозначение, отличное от указанного в тендерной документации, то целесообразно в письме на имя организатора такой закупочной процедуры указать о несоответствии положений документации о закупке требованиям российского законодательства. В качестве обоснования возможно привести ссылки на нормативно-правовые акты РФ, упомянутые выше. В случае если превентивные меры такого характера, как письменное обращение участника процедуры, не возымеют действия и устроителем торгов не будут внесены изменения в документы, то имеются все основания для обращения в региональное управление ФАС России по месту нахождения организатора конкурентной закупочной процедуры. Равно как и у участника, в случае его недопуска к тендеру и (или) отклонения его предложения, сохраняются основания для обращения в антимонопольную службу в течение десяти дней с даты наступления таких обстоятельств, вытекающих или связанных с отсутствием у продукции (товара), предлагаемого им, сертификатов соответствия зарубежным стандартам.
Тем не менее при проведении торгов в любом виде частными компаниями любой формы собственности, не являющимися субъектами федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, такие требования (о наличии сертификатов соответствия иностранным стандартам) могут быть установлены и предъявлены, в том числе как ограничивающие право на участие в торгах в целом, так как частные компании не являются субъектами указанных нормативно-правовых актов (№ 44-ФЗ и № 223-ФЗ) за исключением случаев, определенных самим законом.
В части продукции ЗАО «ЭМИС» возможно отметить, что выпускаемые расходомеры, датчики давления и сигнализаторы уровня имеют всю необходимую обязательную разрешительную документацию в соответствии с законодательством РФ. Тем не менее в целях соответствия требованиям, предъявляемым отдельной категорией заказчиков, перечисленные приборы дополнительно сертифицированы в добровольном порядке в СДС «Интергазсерт» ПАО «Газпром», а также имеют заключение о соответствии требованиям РТМ 311.001-90 ПАО «Газпром» «Приборы для установок добычи и переработки природного газа и нефти, содержащих сероводород и углекислый газ. Требования к материалам приборов и условиям эксплуатации».
Также, например, кориолисовые счетчики-расходомеры «ЭМИС-Масс 260» в целях подтверждения прочностных характеристик для отдельных специфических условий эксплуатации имеют семь дополнительных сертификатов (не являющихся обязательными) на устойчивость к вибрациям, включая вибрации с ускорением, механическим воздействиям, в том числе при ударе и (или) падении, и другие дополнительные сертификаты ГОСТ Р и (или) ИСО (ISO). Кроме того, в 2019 году расходомеры «ЭМИС-Масс 260», «ЭМИС-Вихрь 200» и датчики давления «ЭМИС-Бар» были сертифицированы на соответствие европейским директивам ATEX, PED, EMC.
С полным перечнем обязательной разрешительной документации и дополнительных сертификатов соответствия на продукцию торговой марки «ЭМИС» можно ознакомиться на сайте компании.
NACE Standards – What are they?
We are often asked if our filter housings conform to NACE. Of course, standard stainless steel filter housing products are produced from 316L bar stock so readily conform. But what are the NACE standards? We thought it would be interesting to talk about these some more detail.
Who are NACE?
NACE International, formerly known as National Association of Corrosion Engineers, was established in 1943 by eleven corrosion engineers from the pipeline industry as the “National Association of Corrosion Engineers.” The founding engineers were originally part of a regional group formed in the 1930s when the study of cathodic protection was introduced. Since then, NACE International has become the global leader in developing corrosion prevention and control standards, certification and education. The members of NACE International still include engineers, as well as numerous other professionals working in a range of areas related to corrosion control.
NACE MR0175 Standard
NACE International provides and publishes standards such as the MR0175 in this standard, NACE International provides guidance on which corrosion resistant alloys and materials should be used for preventing sulfide stress cracking. These guidelines are determined from the collection of laboratory experimental data and field experience related to cracking resistance of metallic materials in a hydrogen sulfide (H2S) containing environment. In the NACE International standards, a H2S containing environment may also be recognised as a “sour gas environment.” The NACE MR0175 standard, also known as ISO15156 (International Standard), was developed for the prevention of sulfide stress cracking due to H2S in oil and gas production systems. Historically, for the refining process, the MR0175 standard was used as a guideline for choosing suitable materials. However, the refining process environment is outside of the scope of the MR0175 standard, this is because MR0175 was originally written for the most aggressive environment which will always be the wellhead and extraction equipment environment.
The MR0103 standard
The MR0103 standard defines material requirements for resistance to sulfide stress cracking (SSC) in sour refinery process environments, i.e., environments that contain wet hydrogen sulfide (H2S). The term “wet H2S cracking” as used in the refining industry covers a range of damage mechanisms that can occur due to the effects of hydrogen charging in wet H2S refinery or gas plant process environments. One of the types of material damage that can occur as a result of hydrogen charging is sulfide stress cracking (SSC) of hard weldments and microstructures, which is addressed by this standard. This standard is intended to be utilised by refineries, equipment manufacturers, engineering contractors, and construction contractors. It is intended for the main piping, vessels and associated refinery equipment, the welding and general refinery construction.
What is the difference between NACE MR-0103 and MR-0175?
In simple terms MR0175 is a far more stringent and detailed specification, it is meant for the most aggressive corrosion area of oil production, the wellhead and extraction point equipment. This is the area where everything is untreated and the highest concentrations of H2S are found – it is also the highest risk area for corrosion and in particular sulphide stress cracking. MR-0103 however addresses the refinery and associated equipment construction – by its nature these areas have a much lower concentration of H2S and a far lower risk of sulphide stress cracking and for this reason it does not deal with equipment such as filter housings and valves, just the main construction and methods.
Filter Housings that conform to NACE
So if you have a requirement for filter housings or PTFE-membrane housings then Classic Filters are able to supply these from stock in a huge range of port sizes and pressure rating up to 1400 bar.
For more information about our filter housings with NACE please contact us by calling +44 (0)1634 724224 or send us an email to [email protected]