Кто такие проектировщики и как ими становятся?
Кто такой аналитик-проектировщик и чем он отличается от дизайнера? Кто может стать проектировщиком, какие качества нужно иметь, какие курсы заканчивать, какие нужно читать книги и изучать программы? Как выглядит портфолио начинающего проектировщика и нужно ли оно вообще? Эти и другие вопросы, а также занимательные истории участников Гильдии вольных проектировщиков вы прочитаете в этой статье. Мы хотим рассказать всему миру чем всё-таки мы занимаемся и почему считаем эту профессию чуть ли не лучшей в мире (кроме шуток).
Несколько лет назад Business Insider провёл исследование среди 16 тысяч пользователей LinkedIn, и оказалось, что каждый третий родитель с трудом понимает, чем его ребёнок занимается на работе.
Самой непонятной профессией для родителей оказалась позиция проектировщика пользовательских интерфейсов. Что это за зверь, не могут понять 74% родителей. Но, как нам кажется, с трудом понимают, чем должен заниматься такой человек, и большинство работодателей. Перекос часто идёт в сторону дизайна или системной аналитики, и с этим нелегко бороться. Мы попытаемся немного внести ясность в нашу профессию и вдохновить молодое поколение присоединиться к самой непонятной и самой лучшей (уже по итогам нашего небольшого опроса) работе в мире.
Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*
Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.
Для начала немного историй людей, которые работают проектировщиками. Мы провели камерный опрос в Гильдии вольных проектировщиков и составили типичный профессиональный портрет проектировщика в нескольких абзацах и отобрали для вас самые блестящие истории профессиональной ориентации.
По мнению наших коллег по цеху, проектировщик — это менеджер продукта, связующее звено между всеми участниками проекта, мозг и совесть проекта, адвокат продукта, носитель здравого смысла в команде и инженер с широким кругозором. Он принимает решения, несёт за них ответственность, проектирует будущее продукта, творчески и в то же время технически подходит к решению задач, всегда думает о пользователях, знает, как надо, причём лучше клиента, шефа и разработчиков. И даже так: это человек, способный сделать из идеи продукт, который будет приносить счастье пользователям и прибыль заказчику. Важный человек.
Проектировщик — это связующее звено между заказчиком, пользователями, графическими дизайнерами и разработчиками. Он успешно занимается проектированием продукта, потому что говорит со всеми членами команды на одном языке.
Рождаются ли проектировщиками?
Представители профессии молодые, как и сама профессия. Нельзя сказать, что есть чёткая гендерная характеристика — как мужчин, так и женщин среди проектировщиков много. Возможно, с небольшим перекосом в пользу мужчин. Подавляющее большинство проектировщиков имеют высшее образование и какой-то опыт работы до проектирования (иногда очень даже специфичный и разнообразный). Это объясняется тем, что проектировщики — люди не глупые и очень образованные, а также склонны постоянно учиться новому. Большинство проектировщиков работают в офисе, но есть среди нас и свободные люди.
Кто такой проектировщик, откуда он взялся? Проектировщик — чаще всего синкретическое существо, поработавшее в маркетинге или разработке и пришедшее к своему призванию путём проб и ошибок.
Топ профессий, порождающих проектировщиков, составили менеджеры проектов, интернет-маркетологи, SEO-шники, дизайнеры, разработчики, копирайтеры, тестировщики, пиарщики и даже журналисты.
Не можем не поделиться также неординарной историей профессионального бэкграунда одного из участников нашей Гильдии: «До проектирования я успел поработать на кладбище, в гранитной мастерской, технологом на производстве автохимии, продавцом, печатником в типографии, дизайнером-верстальщиком в рекламном агентстве, главным верстальщиком муниципальной газеты и крупного книжного издательства».
Среди нас также есть бармены, военные и менеджеры магазинов крепежа. Крепежа, Карл!
Как становятся проектировщиками программисты?
«Впервые о проектировании узнала в университете и убедилась в его важности! Многие спешили начать скорее кодить, а уже потом думать. Естественно, ни к чему хорошему это не приводило», — поделилась с нами Лия Казимирова.
Итак, проектировщик — та думающая сила, которая помогает продукту стать полезным. Просто знайте об этом, когда будете нанимать команду программистов, которые не думают перед тем, как начать писать код.
Приведём вам пример ещё одного программиста, ставшего проектировщиком:
«Когда я работала frontend-щиком, мне давали очень размытые задачи, и я взяла интерфейсы на себя, — рассказывает Алёна Гладилина, — На тот момент я не знала, что занималась проектированием. Мне казалось, что я просто работала».
Редко встретишь человека, который просто делает хорошо. Удивительные люди, эти проектировщики.
Как маркетологи приходят к проектированию?
Рассказывает Дарья Сушкова, аналитик-проектировщик Defa: «Я долгое время занималась интернет-маркетингом и устала от этого. Устала от того, что нужно постоянно придумывать новые ухищрения, чтобы убедить человека что-то приобрести. Захотелось заниматься чем-то более человеколюбивым».
Видите, как романтично? Проектировщиком не может стать бесчеловечный сухарь. Ими становятся люди, которые хотят сделать технологии ближе к людям. Одна наша коллега призналась, что стала проектировщиком, постоянно критикуя отдел разработки. «Раз такая умная, бери ответственность и занимайся проектированием», — сказали ей. Иногда ценность проектирования рождается внутри компании в кругу лиц, которым не всё равно, каким будет конечный продукт.
Как становятся проектировщиками дизайнеры?
«Да просто стало неинтересно рисовать картинки. Куда интереснее решать задачи пользователей», — поделился Станислав Максимов, бывший дизайнер.
И это ведь нормально, что есть люди, которые просто рисуют картинки, что есть люди, которые просто проектируют, и люди, которые просто верстают. Каждому своё. Но большинство вакансий на Хэдхантере подразумевают, что ты будешь рисовать, проектировать, верстать, а если умеешь программировать — ещё лучше.
Некоторые пишут, что лучшие проектировщики — это дизайнеры. Да, проектировщик должен разбираться в дизайне, но он не обязан рисовать. И, как окажется в конце статьи, ему даже необязательно иметь портфолио. Проектировщик занимается продуктом, дизайнер же просто рисует по заданию проектировщика, а верстальщик — верстает то, что придумано проектировщиком и отрисовано дизайнером. Чтобы заниматься продуктом, нужно разбираться не только в дизайне, но и в маркетинге, разработке, аналитике и бизнесе в целом.
К чему это все? Дизайнеры становятся проектировщиками, когда у них есть стратегическое мышление и понимание маркетинга продукта. Но не все дизайнеры должны быть проектировщиками, и это нормально.
Как узнать в вашем ребёнке будущего проектировщика?
Если ребёнок придумывает игрушки, это первый сигнал, что среди вас растет проектировщик. Когда 4-летнему Алексею Вахрамееву, будущему проектировщику, приглянулся кассетный магнитофон, он взял коробку из-под обуви и начал делать из неё нечто похожее на магнитофон — нарисовал фломастерами на коробке кнопки, индикаторы и динамики. Спустя многие годы он с удивлением обнаружил, что, работая проектировщиком, он делает по сути то же самое. В качестве инструментов для прототипирования в их команде нередко используются коробки, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага и даже пластилин.
Чем вам придется заниматься?
Алексей Бородкин, Глава Гильдии вольных проектировщиков, на последней встрече рассказывал нам, какие зоны ответственности есть у типичного аналитика-проектировщика. Этот же список показывает, из каких узких специалистов может состоять отдел проектирования.
1. Системная аналитика. Это работа с требованиями, этому даже учат в университетах. Чисто техническая специальность.
2. Архитектура. Иногда случается, что информационный архитектор является отдельным звеном проекта. Тоже больше технарь, чем творческая личность.
3. Прототипирование. Здесь можно дать волю творчеству и аналитическому мышлению, интерпретации требований и визуализации ТЗ для дизайнера.
4. Документация. Написание документации — довольно скучная работа, и часто отдается подрядчикам. Технические писатели не любят придумывать, но очень любят писать. Если вы единственный проектировщик в компании, надеюсь, вы понимаете, что писать документацию поначалу придется именно вам.
5. Юзабилити-исследования. Необходимость в таких людях рынок понимает. К сожалению, часто уже после запуска кривого проекта: «Потестируйте, почему вот это всё, на что мы потратили кучу денег, не работает». Ваша задача — сделать сразу так, чтобы работало. Для этого проводите различные исследования и тесты.
Чем отличается проектировщик от обычного человека?
Наши гильдийцы — люди необычные. Настоящий проектировщик — это отличный управленец, творческая и технологически подкованная личность с широким кругозором. Развивайте эти и другие качества, или просто найдите их в себе перед тем, как задуматься о проектировании. Ниже приводим список качеств, которые помогли нам стать проектировщиками:
- желание творить,
- аналитический склад ума,
- многозадачность,
- широта мышления,
- копирайтинг,
- менеджмент,
- дизайн,
- технические навыки,
- системность мышления,
- логика,
- умение задавать вопросы,
- перфекционизм,
- внимание к деталям,
- желание приносить пользу.
Помогут ли вам курсы стать проектировщиком?
Однозначно, нет, если вы этого сами не захотите. Но многие из нас закончили те или иные курсы для того, чтобы получить системное понимание профессии, повысить свою квалификацию и поработать с практиками рынка. Курсов много, но мы можем выделить и рекомендовать вот эти десять:
1. «Проектирование интерфейсов: UX-дизайн от стратегии до тестирования» («Нетология»).
2. «UX&UI. Продуктовый дизайн» (БВШД).
3. «UX Designer» (Игорь Джазов).
4. «Основы постановки задачи на разработку программ» (Mail.Ru Group).
5. «UX-Марафон. Онлайн-конференция о дизайне и проектировании» (Александра Постовалова).
6. «База знаний Проектората» («Проекторат»).
7. Human-Centered Design, Interaction Design Specialization (Coursera).
8. «Пользовательский интерфейс и представление информации» (Илья Бирман, Бюро Горбунова).
9. «UX-проектирование и дизайн-процессы» (РСШД).
10. «Юзабилити: повышение конверсии сайта» (Webpromo).
Реальные инструменты проектировщика
Для работы проектировщиком вам нужен не такой уж и большой набор программ, которые нужно освоить. Проектировщик обычно пользуется для организации работы гугл-доками, скайпом, слаком, как и любой другой специалист. Из специфических программ использует программы для создания схем и майндмэпов (XMind, draw.io, OmniGraffle, Lucidchart, MS Visio), веб-аналитики (Mixpanel, Google Analytics, «Яндекс.Метрика»), софт для создания прототипов (чаще всего Axure, Mockplus, Framer), а также владеет графическими редакторами типа Photoshop, Illustrator, Sketch (но необязательно) и не брезгует блокнотом и карандашом. По мнению многих проектировщиков, это незаменимый инструмент на определённых этапах работы над проектом.
10 книг, которые должен прочитать каждый проектировщик
Будем банальными, но это классика. Эти книги помогут вам вырасти профессионально. Проектировщики в целом много читают. Повторюсь, это люди не глупые и с широким кругозором.
1. Карл Вигерс «Разработка требований к программному обеспечению».
2. Алан Купер «Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия».
3. Джеф Раскин «Интерфейс. Новые направления в проектировании компьютерных систем».
4. Дональд Норман «Дизайн привычных вещей».
5. Влад Головач «Дизайн пользовательского интерфейса. Искусство мыть слона».
6. Стив Круг «Не заставляйте меня думать».
7. Кесенбери Уитни, Брукс Кевин «Сторителлинг в проектировании».
8. Ф.П.Тарасенко «Прикладной системный анализ».
9. Сьюзан Уэйншенк «100 главных принципа дизайна: как удержать внимание».
10. Джесс Гаррет «Элементы опыта взаимодействия».
4 важных совета молодому проектировщику без опыта работы
1. Пройдите какие-нибудь курсы, которые ведут практики. Это вам поможет понять сферу работы и познакомиться с ключевыми лицами профессии.
2. Делайте проекты для себя / фейковые проекты, чтобы освоить софт и составить первое порфтолио. Кое-кто среди нас в качестве первого прототипа делал более удобную версию «Вконтакте», кто-то подавал заявки на UX-хакатон Сбербанка, кто-то делал тестовые задания «Яндекса» или пытался поступить в Школу дизайна и выполнял вступительное задание. Всё это даёт отличный опыт и погружает в реальные задачи, с которыми вы будете сталкиваться в работе каждый день.
3. Учитесь презентовать себя. Среди нас, кстати, есть уникальный человек, который продаёт свои услуги без портфолио, не жалея времени на выстраивание отношений и объяснение заказчику процессов работы над его проектом. И многие считают, что портфолио проектировщику не так уж и необходимо и готовы брать людей без специальной подготовки.
4. Развивайте навыки и не ленитесь делать тестовые задания. Они могут помочь вам вырасти, а работодателю — увидеть ход ваших мыслей.
Неужели так просто, и проектировщиком может стать каждый? Ну, может, не совсем и каждый, но без опыта работы вас тоже могут взять. Например, Алексей Бородкин из Notamedia: «Аналитика-проектировщика на 70% определяют врожденные навыки, бэкграунд и глубокие интересы. Я видел много примеров, когда человек без специальной подготовки становился отличным проектировщиком уже через 3-4 месяца. Исходя из этого, мне важно увидеть образ мыслей человека и его ценности. Это я проверяю интервью и тестовым заданием с туманными вводными. Но если готовитесь проходить через HR-отдел — готовьте формальное резюме».
Итак, какие выводы мы сделаем? Аналитики-проектировщики делают мир лучше. Стать проектировщиком можно практически с любым опытом работы в смежных профессиях — маркетинге, дизайне и разработке. Практика показывает, что именно на стыке профессий рождаются отличные проектировщики. Присоединяйтесь к нашей безумно интересной профессии, чтобы помочь программным продуктам стать ближе к человеку. Вы будете гордо и непринужденно (в самой тени процесса продакшена) приносить пользу пользователю и прибыль заказчику. Чем не благая цель в жизни?
О Гильдии вольных проектировщиков
Гильдия вольных проектировщиков — это некоммерческое объединение аналитиков-проектировщиков, которые борются за качество системного проектирования, обмениваются опытом, создают единую информационную базу по проектированию, разрабатывают стандарты проектной документации, помогают проектировщикам найти работу, пишут статьи и участвуют в конференциях, а также регулярно собираются в Москве на закрытые оффлайн-встречи для обсуждения важных профессиональных тем. Общение участников Гильдии происходит в закрытой внутренней системе.
Гильдия основана 1 июня 2016 года Алексеем Бородкиным, директором по продукту агентства Notamedia, и Виталием Мазуревичем, ведущим проектировщиком AGIMA. На данный момент в Гильдии 134 участника, и многие из них активно развивают важные направления деятельности профессионального сообщества. Стать членом Гильдии может каждый, для этого нужно всего лишь написать Алексею письмо, пройти небольшое онлайн-собеседование и познакомиться с внутренними правилами сообщества.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.
Какие специалисты участвуют в создании и продвижении сайта?
Чтобы сделать хороший сайт не всегда достаточно одного «человека-оркестра», вот такие специалисты делают сайт в веб-студии.
В этой статье мы хотели бы подробно поговорить обо всех специалистах, которые принимают активное и непосредственное участие в создании и продвижении Вашего web-сайта в Интернете. Мы расскажем Вам о том, кто и какие задачи выполняет, кто и за что отвечает. Приятного чтения!
Менеджер по продажам
С него начинается создание сайта, несмотря на то, что он не принимает в нем непосредственного участия. Менеджер по продажам предлагает Вам варианты подходящих услуг. Общается с Вами (как с будущим заказчиком) по телефону, электронной почте, при личной встрече. Обсуждает с Вами все детали возможного сотрудничества. Рассказывает об интересных акциях и ценовой политике. Менеджер по продажам привозит Вам на подпись договор об оказании услуг. Именно с ним решаются все финансовые и юридические вопросы, связанные с созданием Вашего сайта.
Менеджер проекта
После подписания договора и оплаты услуг к работе подключается менеджер проекта, который организует совместный труд всех остальных IT-специалистов. Он согласовывает промежуточные и конечные этапы создания и продвижения сайта. Все общение по поводу Вашего web-сайта ведется непосредственно с ним. При необходимости он переключает Вас на других специалистов, если требуются более детальные ответы по той или иной теме. Менеджер запрашивает необходимую для создания сайта информацию, планирует структуру страниц и определяет, каким будет проект в конечном итоге.
Веб-дизайнер
Он занимается графическим и художественным оформлением Вашего сайта. Всё, что касается приятного внешнего вида web-проекта — располагается в области компетенции данного специалиста. Он создаёт красивые интерфейсы, кнопки, меню и прочее. Веб-дизайнер занимается прорисовкой макетов дизайна. От него зависит первое впечатление, которое у Вас сложится о сайте.
Верстальщик
Данный специалист занимается HTML-версткой страниц сайта. HTML — это язык гипертекстовой разметки, который используется при создании сайта. Верстальщик воплощает концепцию веб-дизайнера на языке HTML-кода. Реализовывает на практике адаптивную верстку, благодаря которой все элементы и блоки сайта качественно отображаются на экранах различных устройств — компьютерах, смартфонах, планшетах.
Веб-программист
Этот специалист занимается проектированием Вашего будущего сайта, программирует интерактивные блоки и тестирует их работоспособность, заботится о том, чтобы сайт быстро загружался в браузере. Он создает блоки обратной связи, контактные формы и т.д. После всех выполненных действий проверяет грамотную работу всего функционала сайта. Веб-программист настраивает маршруты файлов robots.txt и htaccess.
Контент-менеджер
Занимается наполнением Вашего сайта актуальной информацией (текстовой и графической). В задачи контент-менеджера входит размещение текстов и фотографий от заказчика, написание и редактирование новых текстов (если готовые тексты не были предоставлены), поиск качественных фотографий для размещения в статьях или других блоках сайта.
Специалист по контекстной рекламе
Он занимается ведением рекламных кампаний в сервисах Яндекс.Директ и Google Adwords. Данный специалист подбирает эффективные ключевые слова для рекламной кампании Вашего сайта, рассчитывает рекламный бюджет, составляет привлекательные рекламные объявления, занимается настройкой таргетинга и ретаргетинга, анализирует эффективность созданных объявлений. Благодаря специалисту по контекстной рекламе на Ваш сайт попадают целевые посетители сразу же после запуска рекламной кампании.
SEO-специалист
В его задачи входит продвижение Вашего интернет-сайта в поисковых системах Яндекс и Google. Он подбирает ключевые слова, по которым будет осуществляться SEO-продвижение. Распределяет ключевые запросы по страницам сайта. Уменьшает вес изображений, оптимизирует страницы и тексты под ключевые фразы, чтобы в перспективе Ваш сайт мог попасть на первую страницу выдачи в поисковых системах по определенным запросам пользователей. SEO-специалист осуществляет внутреннюю перелинковку на сайте, увеличивая количество внутренних ссылок. Занимается наращиванием внешней ссылочной массы для повышения репутации Вашего веб-ресурса в глазах Яндекса и Google.
Как Вы теперь понимаете, работа над созданием сайта предполагает участие множества специалистов, выполняющих самые разные задачи. Разработка сайта — это кропотливый, творческий и ответственный процесс.
Разрабатываем качественные, адаптивные сайты и оказываем полный комплекс услуг по продвижению бизнеса в Интернете. Экспертно. Выгодно. Результативно.
Специалист по созданию сайтов
Сегодня интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Мы работаем, учимся, делаем покупки и развлекаемся, используя интернет-технологии. По запросам в поисковиках мы находим нужную информацию и решаем свои задачи.
Современный бизнес в первую очередь нуждается в рекламных и торговых площадках в интернете. С их помощью компании продвигают на рынке свои товары и услуги, ведут коммерческую деятельность.
Такими площадками для бизнес-сферы являются сайты и аккаунты в социальных сетях. Поэтому профессия специалиста по созданию сайтов сегодня одна из самых популярных.
Еще десять лет назад для создания сайта нужно было знать языки программирования и сложные алгоритмы. С развитием цифровых технологий это стало не обязательным.
Как можно делать сайты без навыков программирования мы и рассмотрим в нашей статье.
Кто занимается созданием сайта
- веб дизайнер, который оформляет макет будущего сайта
- программист, который работает с использованием языков программирования, такими как PHP, Ruby, Python, HTML, CSS, JavaScript и других.
- верстальщик, который непосредственно верстает готовый сайт при помощи программного кода
Для технического сопровождения любого сайта в дальнейшем предпринимателю нужно будет нанимать администратора или вебмастера. Но при этом, вносить изменения в такой сайт сможет только программист, а его услуги стоят недешево.
Для всех представителей бизнеса большое значение имеют время и деньги. Перед ними стоит много коммерческих задач разного уровня сложности, которые нужно решать быстро и эффективно.
Поэтому не всегда целесообразно заказывать верстку сложного проекта для презентации мероприятия или создания небольшого интернет-магазина.
Современные цифровые технологии позволяют разрабатывать сайты с наименьшими временными и финансовыми затратами. Их можно делать на готовых шаблонах, из адаптированных блоков, а также создавать индивидуальный дизайн.
Для этого не нужно знать код и языки программирования. Вносить необходимые изменения и правки на такой сайт сможет и сам заказчик, поскольку это совсем не сложно.
Какие сайты бывают
Все сайты можно классифицировать по количеству страниц, способу разработки и задачам, которые они должны выполнять. Начнем с самого простого:
Одностраничные сайты, они же — Landing Page
Landing Page — так называется сайт, состоящий из одной страницы. Лендинги хорошо подходят для рекламы товара или услуги, презентации события, для портфолио.
Задача лендинга — побудить пользователя к совершению целевого действия. Это может быть регистрация на курс через форму сбора данных, заявка на обратный звонок, заказ или покупка товара.
Многостраничные сайты (корпоративные, интернет-магазины, блоги и другие)
Сайты, состоящие больше, чем из одной страницы. Таких страниц может быть несколько сотен и даже больше. Это зависит от задач, которые выполняет сайт.
На корпоративных сайтах обычно размещается контент о компании, сотрудниках, подробно описывается ее деятельность, процесс производства, информация о продуктах и услугах. Тут может быть представлен раздел с блогом, где регулярно обновляются публикации.
Интернет-магазины могут состоять как из одной страницы, так и быть многостраничными, смотря сколько товаров они продают. В таком магазине товар можно выбрать и купить сразу или заказать доставку с последующей оплатой.
По способу создания сайты делятся на:
сверстанные с нуля
Они разрабатываются с участием команды специалистов разных профессий, о которых мы рассказывали выше: программистов, верстальщиков, дизайнеров. Страницы такого сайта верстаются с использованием языков программирования.
Преимуществом этого способа является возможность реализовать абсолютно любую идею заказчика. Недостатком будет дороговизна и время, затраченное на работу.
сайты созданные на готовом шаблоне или конструкторе
Сегодня многие платформы предлагают красивые и функциональные шаблоны под любую задачу. От специалиста потребуется только заменить цвета, изображения и тексты на свои. Это быстрый и экономичный вариант разработки сайта, не требующий навыков программирования.
Создать сайт с помощью конструктора очень легко. Можно собрать страницу из готовых блоков всего за пару часов. Это особенно хорошо, когда нужно срочно и недорого сделать лендинг. Потребуется только регистрация на платформе.
Сегодня существует много онлайн-платформ, позволяющих быстро и легко делать сайты без использования языков программирования, например, Tilda, WordPress, Bitrix, Wix и другие.
Что должен уметь и знать специалист по созданию сайтов
- языки программирования
- основы верстки
- обладать навыками дизайнера (знать основы композиции, цвета, типографику, уметь рисовать)
- уметь работать в графических редакторах (Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, Figma и других)
- знать основы юзабилити (делать удобными условия нахождения на сайте для пользователей)
- хорошо ориентироваться в разных типах сайтов и понимать их особенности
- понимать задачи, которые должен решать сайт для клиента
- уметь адаптировать сайт под различные устройства (компьютеры, планшеты, мобильные телефоны)
- уметь разбираться в хостингах (серверах для хранения файлов сайта)
- знать основные CMS (системы по управлению сайтами)
Все просто. Можно научиться создавать проекты на готовых шаблонах или в конструкторах. Такой способ подойдёт даже новичку, не обладающему всеми перечисленными знаниями.
Для работы можно использовать любую из популярных платформ, например Tilda или WordPress. Они позволяют создавать с нуля красивые функциональные сайты без навыков программирования.
Сколько зарабатывает специалист по созданию сайтов
Зарплата этого специалиста зависит от количества работы, которую он готов выполнять. Средняя стоимость одностраничного лендинга составляет от 5 000 рублей. Многостраничный сайт, например, интернет-магазин стоит от 15 000 рублей и выше.
Легко подсчитать, что если специалист сделает за месяц 2-3 лендинга и небольшой интернет-магазин, то легко сможет зарабатывать от 30 000 рублей. И это не предел. Стоимость проекта увеличивается, если клиенту понадобится настройка дополнительных сервисов или платежных систем.
С опытом, когда специалист приобретает уверенность в своих силах и находит постоянных клиентов, его профессия начинает приносить доход в среднем от 100 000 рублей. Чем больше у создателя сайтов дополнительных навыков и желания работать, тем выше чек на его услуги.
Как правило, молодые разработчики, начинают свою карьеру с простых лендингов-визиток. Затем они получают дополнительные навыки, обучаются смежным профессиям, например, ceo или копирайтингу. За счет оказания комплексных услуг, зарплата таких web-мастеров значительно увеличивается.
Как стать специалистом по созданию сайтов
Начать карьеру специалиста по созданию сайтов необходимо с правильного обучения. Правильного — означает полученного в лицензированном учебном заведении от преподавателей-практиков с экспертными знаниями в профессии.
В нашей академии Profreework разработаны полные учебные курсы по работе с такими популярными платформами как Tilda и WordPress.
Обе эти площадки в настоящее время хорошо востребованы у заказчиков по причине удобства и широкой функциональности. Поэтому спрос на специалистов по работе с Tilda и WordPress очень высокий.
Обучающие курсы “PRO Tilda” и “Специалист по работе с WordPress” рассчитаны на тех, кто не обладает навыками программирования и знанием кода. Пройдя обучение на этих курсах, вы с нуля научитесь создавать работающие, полноценные сайты.
Кроме этого, мы научим вас строить работу с заказчиком от начала и до передачи готового проекта. Студенты академии всегда могут получить профессиональную помощь и поддержку от кураторов и преподавателей.
Выбирайте курс и записывайтесь на обучение. Мы сделаем вас специалистами по созданию сайтов и научим зарабатывать в интернете.
Когда и зачем нужно проектирование сайта: основные этапы
Изучаем такой процесс, как проектирование сайта. Разбираем каждую стадию – от разработки базовых концепций до первичного тестирования ресурса.
Что представляет собой этап проектирования сайта?
Речь идет о проектировании в прямом смысле слова. Это совокупность процедур, которые выполняются командой проекта до того, как начинается непосредственное создание сайта, написание кода, наполнение его контентом и продвижение в поисковиках вместе с социальными сетями.
В список задач по планированию входят наработки идей, сбор команд, распределение обязанностей, анализ целевой аудитории, подготовка инструментов, выбор фреймворков и т.п.
Зачем нужен этап проектирования?
Старая поговорка гласит: «Если вы не планируете ничего, вы планируете провал». Создавать сайт без плана – это как строить здание без готового проекта. Итог будет непредсказуем. Элементы интерфейса будут в неподходящих местах, функции будут работать с ошибками, на многих устройствах страницы будут выглядеть некорректно, а общие идеи дизайна противоречить друг другу.
Это приведет к нарушению коммуникации между пользователями, для которых создавался сайт, и его создателями. Цели, преследуемые разработчиками и владельцами ресурса, обернуться в статус недостижимых, ведь некачественный сайт может легко перечеркнуть все планы. Планирование (или проектирование сайта) позволяет выстроить четкий и понятный путь, по которому будет идти вся команда, стоящая за разработкой сайта.
Безусловно, даже при наличии продуманного плана по пути могут возникать сложности, заставляющие сменить маршрут или отступить от реализации некоторых идей, но таких отступлений и смен направления будет гораздо меньше.
Особенности этого этапа разработки
На этапе проектирования можно грамотно оценить временные затраты и рассчитать бюджет с запасом (почти нереально, но постараться можно). Подобный фундамент помогает решить и другие проблемы:
- сократить общее время разработки (за счет исключения ненужного общения и обсуждения во время работы);
- избежать горящих дедлайнов и срывов сроков сдачи заказа;
- избежать реализации второстепенных задач в то время, как есть первостепенные и более значимые;
- сохранить дополнительное время на отладку, тестирование и проверку созданного ресурса;
- сэкономить деньги, которые могут уйти на «переработку» элементов интерфейса, функций и прочих аспектов;
- сократить шансы на провал или реализацию проекта, далекого от того, что изначально задумывался его авторами.
Анализируем требования заказчика
Если это не персональный проект, то начать стоит с грамотного общения с клиентом.
В вебстудии и к разработчикам-одиночкам обращаются люди, не до конца понимающие собственные цели. Люди приходят с абстрактными идеями, которые непросто преобразовать в реальный проект.
Поэтому придется долго и муторно общаться с заказчиком, выясняя все детали. Но важнее всего выяснить у него две вещи:
- Зачем он вообще нуждается в сайте? Если для заработка, то какие цели он ставит перед ресурсом (будет это продажа товаров или встроенная реклама, например)?
- Как сайт будет выглядеть (под этим может подразумеваться формат подачи информации) и работать?
Прочие аспекты можно рассмотреть по ходу дела, опираясь на этапы, прописанные в этой статье.
Ставим цели и задачи
Представим, что сайт делается не для заказчика, а для себя. Готовьтесь отвечать на вопросы.
Зачем нужен этот сайт? Может, чтобы увеличить популярность бренда или создать некий переходный «мост» между потенциальными клиентами и собственным брендом? Или сайт нужен, чтобы продавать на нем товары онлайн? Или же это будет ресурс техподдержки для существующих клиентов компании?
Важно ответить на этот вопрос до начала разработки, так как от этого зависит буквально все: бюджет, необходимая квалификация нанимаемых специалистов, сроки, количество этапов разработки и т.п.
Например, для крупного интернет-магазина потребуется аренда мощного сервера, способного выдержать сложные системы в духе «Битрикс», саму CMS придется приобретать отдельно, нанимать сотрудников, умеющих с ней работать и т.п.
А одностраничные лендинги, напротив, требуют минимума усилий и могут быть созданы компактной командой из одного вебмастера и верстальщика. Тогда можно сократить расходы и запланировать меньшее количество шагов, предусмотрев все сроки.
Изучаем целевую аудиторию
Общая ошибка для огромного количества предпринимателей, разработчиков, бизнесменов и вебмастеров – некорректные ориентиры. Они фокусируются исключительно на своих предпочтениях. Дизайн, функциональность и решаемые задачи остаются тесно связанными с интересами тех же людей, что делают ресурс.
Должно быть наоборот – во главе угла необходимо ставить интересы, предпочтения и взгляды потенциальных посетителей сайта. Важно проводить опросы, изучать клиентов, выстраивать их «портреты» и узнавать, как они пользуются подобными сервисами.
При наличии четко определенной целевой аудитории проще разрабатывать ресурс, который по итогу принесет больше денег. Не придется тратить время на переработку и улучшения после первичного релиза.
В Комьюнити уже рассказывалось ранее, как определить целевую аудиторию и использовать эти данные при продвижении своего продукта.
Смотрим на решения конкурентов
Хорошим источником для вдохновения могут послужить конкуренты, работающие в той же сфере бизнеса. Анализ сайтов-конкурентов дает возможность не только разыскать решения для заимствования, но и заметить недочеты, которые можно «закрыть» с помощью собственного решения.
Нужно сесть с блокнотом, открыть сайт оппонента и записать полученные данные в два столбца: первый будет со списком вещей, которые у конкурентов получаются хорошо, второй – со списком вещей, которые у конкурентов могли бы быть и получше. Недочеты оппонентов могут стать фундаментом для успеха вашего ресурса. Наличие в нем недостающих функций и более продвинутых решений позволит завоевать новую аудиторию, которую уже упустил конкурент.
Можно анализировать не только видимую часть конкурентных продуктов, но и взять в расчет их целевую аудиторию. Узнать об их интересах, о том, чем они недовольны в существующих продуктах и как это можно улучшить. Еще один плацдарм для создания и развития успешного сайта.
Оцениваем/расписываем бюджет
Важно правильно планировать бюджет. Бюджет должен принимать четкое значение, включающее в себя верхние и нижние границы.
В бюджет должны войти затраты на:
- дизайнера, создающего систему шрифтов, палитру, общую стилистику и настроение будущего ресурса;
- программиста, который будет писать логику для вашего сайта/приложения;
- веб-хостинг, т.е. площадку для разработки и размещения будущего ресурса;
- программное обеспечение, плагины и расширения для CMS, необходимые в ходе разработки.
Прежде чем тратить деньги в первой попавшейся веб-студии, надо изучить рынок, посмотреть, кто предлагает наиболее выгодные условия. При этом нужно экономить грамотно, не просто выбирая самые дешевые предложения на рынке, ведь это может стать чревато еще большими затратами впоследствии.
Используйте этот этап проектирования сайта не как способ сэкономить, а как способ минимизировать количество «неприятных финансовых сюрпризов» по ходу создания ресурса.
Распределяем роли
Работая над сайтом в команде, нужно четко распределить обязанности каждого сотрудника.
- Акционеры. Пусть занимаются вложениями, финансированием проекта и не лезут в разработку.
- Маркетологи. Займутся продвижением продукта и разработают рекламную стратегию.
- Разработчики. Реализуют идеи предпринимателей, написав соответствующий код.
- Копирайтеры. Заполнят сайт контентом (для привлечения публики и повышения позиций ресурса в поисковой выдаче).
- Верстальщики. Создадут структуру, каркас сайта и воплотят в жизнь идеи дизайнеров.
- Дизайнеры. Создадут образ проекта, организуют визуальные компоненты.
Во-первых, такой подход позволяет сразу выдать корректный список задач каждому сотруднику компании. Во-вторых, членам команды не придется вмешиваться в работу друг друга. Каждый будет заниматься своим делом и не будет срывать дедлайны.
Нужна логика на каждом этапе работы. Чтобы не было мешанины, а каждый работник не превратился в фуллстек-разработчика-дизайнера-маркетолога-системного администратора и далее по списку.
Собираем контент, необходимый для ресурса (инвентарь)
Под контентом для сайта подразумевается не только информационный материал (если мы делаем блог или новостной ресурс), но и разного рода техническая информация вкупе с политикой конфиденциальности и т.п.
Всю эту информацию нужно подготовить заранее, чтобы не тратить время на создание разделов и контента в них.
Также стратегия наполнения сайта подразумевает под собой планирование презентации контента в заранее продуманном виде. Это звучит абстрактно и сложновато, но на деле следует лишь решить, в каком виде будет подаваться информация на ресурсе. Будет ли это что-то вроде маленького авторского блога, магазин с короткими описаниями товаров, полноценный ресурс с галереей, информационными разделами и т.п.
Было бы неплохо на этом этапе выработать некую стилистику подачи данных в соотвествии с предпочтениями целевой аудитории и направленностью проекта.
Создаем базовую структуру
Наполнение сайта подразумевает не только добавление тех вещей, которые кажутся важными вам и вашим пользователям. Есть регламенты. Например, различные юридические аспекты, политики конфиденциальности и прочее. Лучше заранее продумать их появление на страницах.
Также сами страницы, разделы и подразделы лучше придумать заранее, чтобы не мучить разработчиков и верстальщиков по ходу развития проекта.
Можно создать интеллект-карту с корректной визуализацией получившейся структуры. Допустим, мы делаем сайт, посвященный электрогитарам и музыке в целом. Примерная схема контента может выглядеть так:
- Меню с основными секциями сайта, где расположен ключевой контент, за которым приходят посетители.
- Секция с инструкциями. Здесь могут быть статьи по теме настройки или выбора инструмента (с ссылками на покупку соответствующих товаров, если мы занимаемся торговлей и имеем онлайн-магазин).
- Секция с обзорами. Сюда можно поместить материалы аналогичного характера.
- Утилитарные разделы. Здесь расположены пользовательские соглашения и политика конфиденциальности.
- Секция с описаниями. Тут хранится информация о бренде, контакты и т.п.
Прописываем стратегию SEO
Сложно переоценить важность оптимизации сайта для поисковиков. Это ваша аудитория и, соответственно, ваша прибыль. Для работы нужен SEO-специалист, обладающий подходящими навыками.
- Нужно выяснить, по каким запросам пользователи переходят на сайты конкурентов.
- Создать корректное семантическое ядро.
- Написать контент, подогнав его под требования SEO (под ключевые запросы).
- Проработать тактику оптимизации ресурса (улучшить верстку, внедрить микроразметку, повысить скорость загрузки страниц, добавить обратные ссылки и т.п.).
Адаптация каждого аспекта под требования SEO-специалиста позволит вытащить проект на верхние позиции в поисковой выдачи и удерживать его там без лишних затрат по времени. Лучше задуматься об этом сразу и добавлять на ресурс материалы, соответствующие требованиям SEO, чтобы потом не тратить деньги и время на переоптимизацию.
Выбираем CMS (языки, фреймворки)
Многие заказчики, будучи далекими от кода предпринимателями, не могут точно сказать, какие программные инструменты хотели бы использовать на своих проектах. Из-за этого по ходу работы могут возникнуть дополнительные технические сложности.
Определившись с инструментарием, будет проще подобрать в команду подходящих специалистов. К примеру, можно будет грамотно составить вакансии для найма программистов и дизайнеров. Для создания более простых сайтов или при отсутствии хорошего специалиста по созданию бэкенда, можно использовать готовые CMS в духе WordPress, чтобы ускорить развертку сайта и заметно сократить штат программистов (и затраты на них).
Готовим инструментарий и ресурсы (чтобы все было под рукой)
Возможно, в ходе работы понадобится программное обеспечение или оборудование, которое требует дополнительных вложений. Да, такие моменты стоит заранее прописывать в бюджет. В противном случае в ходе работы может не оказаться под рукой необходимых инструментов.
Если вы наняли команду разработчиков, то предоставьте им компьютер, рабочую среду надлежащего качества и так далее.
А еще на каждом этапе разработки нужно снабжать сотрудников необходимым контентом. Чтобы программистам не приходилось начинать работу над анимацией до того, как будет готов общий стиль.
Разрабатываем Call To Action-элементы
Один из важнейших элементов любого веб-ресурса или приложения – CTA-элемент. Это кнопка, форма регистрации, форма для ввода телефона или что-то в таком духе. Любая деталь, даже самая небольшая и очевидная, влияющая на доходность ресурса.
Call To Action дословно переводится как «призыв к действию». Под действием, к которому мы призываем пользователей, подразумевается регистрация (то есть передача данных или пополнение базы номеров, которую позже можно задействовать для своей пользы) или прямая покупка (если мы продаем что-то, то это и есть цель создания ресурса, тут с выбором CTA проблем не возникнет).
Элемент может быть представлен в любом виде. Главное, чтобы он привлекал аудиторию и приносил деньги. Лучше продумать эффективность таких аспектов сайта заранее, чтобы потом не тратить время на первичное A/B-тестирование и переработку дизайна.
Сделать «набросок» (разработка прототипа)
До этого все идеи мы презентовали с помощью интеллект-карт, схем и списков задач. Пришло время сделать что-то более полезное. Речь идет о прототипе.
Под этим термином в проектировании сайтов подразумевается полноценный работающий проект в минимальном масштабе. Это каркас, которым можно пользоваться. Он демонстрирует примерный пользовательский опыт и дает возможность уже на этой стадии многие аспекты готовящегося проекта переосмыслить.
Прототип дает возможность начать тестировать сайт на настоящих людях, получив от них полезную обратную связь.
Начать разработку логики и доработку дизайна
Хороший веб-дизайн станет решающим фактором при оценке качестве получившегося продукта. Сайт должен быть красивым и удобным для использования. Для этого желательно иметь в штате грамотных UI- и UX-дизайнеров.
Базовые принципы дизайна включают в себя:
- Систему навигации по ресурсу, удобную, предсказуемую и понятную для пользователей любого уровня.
- Шрифты, которые можно комфортно читать на любом экране и при любом внешнем освещении. Везде должен быть ощутимый контраст, чтобы даже люди с плохим зрением могли справиться с чтением без включения специальных режимов отображения информации.
- Верстка должна соответствовать современным стандартам и быть адаптивной, то есть автоматически подстраиваться под любое разрешение, диагональ и соотношение сторон экрана.
- Функциональность не должна влиять на скорость загрузки. Старайтесь оптимизировать код и контент, чтобы избежать задержек при открытии страниц.
- Нужно оценивать структуру ресурса в перспективе. Чтобы при увеличении количества информации на нем не возникли какие-то сложности (в производительности, в визуальном представлении и т.п.).
Проводим тестирование
Мы уже почти закончили проектирование веб-сайта. Получившееся детище можно расценивать как полноценный продукт. Но не стоит спешить с релизом. Вы же наверняка правильно расставили приоритеты и не сорвали сроки. Значит, у вас еще есть время и на тестирование (хотя на это тоже нужно выделять время на ранних этапах планирования).
К тестированию привлекают настоящих людей, способных оценить качество продукта, выявить затаившиеся ошибки и предложить более удачные решения для тех или иных функций. Люди будут открывать сайт на разных устройствах и в разных браузерах. Их уникальный опыт позволит узнать о ресурсе больше, чем тестирование исключительно среди команды, работающей над сайтом.
Главное, чтобы созданный продукт функционировал без ошибок и одинаково хорошо выглядел на всех существующих устройствах. Для этого стоит сконцентрироваться на длительном и скрупулезном тестировании, а после этого исправлять недочеты.
На этом проектирование окончено.
Подбираем инструменты для проектирования (бонус)
Есть несколько приложений, которые помогут вам на разных стадиях проектирования сайта.
- MindNode/Xmind – удобные утилиты для macOS и Windows, помогающие создавать интерактивные интеллект-карты. С помощью них можно в цифровом формате сделать насыщенную и многогранную схему, включающую в себя все необходимые аспекты ресурса.
- Trello/Asana – приложения, необходимые для делегирования задач разным частям команды. Каждый сотрудник будет видеть свой спектр работ, сможет автоматически отчитаться о нем начальству, «завершив» задачу в программе.
- Notion/Evernote – программы для хранения контента, создания набросков статей, обмена большим количеством данных и т.п. На их основе можно сделать целую мини-википедию для своего проекта, чтобы хранить все, что так или иначе связано с вашим ресурсом.
- Slack/Telegram – тут все должно быть понятно. Это средства общения, удобно организованные для взаимодействия разных команд.
- Flinto/Figma – у вашего дизайнера 100% будет подходящий ему инструмент для работы, но Flinto или Figma поможет вам работать с ним в коллаборации или же сделать собственные наброски интерфейса.
- SlickPlan – комбайн для проектирования сайта. В нем можно создать карту ресурса (расположение элементов и взаимосвязь между отдельными страницами), распределить контент (видео, тексты, картинки), сделать прототип интерфейса и базовый дизайн.
Выводы
На этом все. По началу такой план может показаться избыточным, но это именно то, что вам нужно, чтобы держать разработку под контролем и ничего не упускать из виду. Не тратьте время на пустые эксперименты, уделите время проектированию сайта, и тогда его релиз пройдет гораздо более гладко.