Proteus как добавить библиотеку
Перейти к содержимому

Proteus как добавить библиотеку

Proteus arduino. установка дополнительных библиотек ARDUINO ESP8266 NodeMCU.

Сегодня поговорим о том, как установить в Протеус дополнительные библиотеки. Утановим все возможные платы Ардуино и плату NodeMCU. Начнём с библиотеки Ардуино. Как я увидел не многим понравилось работать напрямую с контроллером, подключаясь к портам. Для вас это видео. Оказывается в Протеусе можно работать и с платами Ардуино, надо только установить дополнительные библиотеки. Вот этим сейчас и займёмся.

Если у вас недавно установлен Протеус, то он ещё не успел обрасти дополнительными библиотеками, и пусть у вас самая последняя версия, в ней всё равно нет плат Ардуино. Давайте посмотрим. У меня самая свежая на текущий момент версия Протеуса. Посмотрим, есть ли в ней платы Ардуино.

В библиотеке компонентов набираем Ардуино и смотрим что же по этому слову есть в Протеусе. Список прямо скажем небольшой и всё только разъёмы, плат Ардуино нет, но мы сейчас это исправим. Закрываем библиотеку и выключаем Протеус, так как после добавления библиотек, всё равно придётся его перезагружать, так как изменения не вступят в силу без перезагрузки.
Файлы с библиотеками, используемые в этом видео можно найти на моём сайте, ссылка на архивы будет в описании к видео. У меня есть много разных библиотек, и я буду выкладывать их по мере надобности в соответствующих уроках.

Для начала, вам надо найти куда у вас установлен Протеус, а там перейти в папку DATA. В этой папке находим другую папку под названием LIBRARY, вот там и находятся все компоненты которые мы видим в Протеусе И именно сюда мы добавим файлы отвечающие за вывод плат Ардуино.

Надеюсь, что вы уже скачали архив с библиотеками. Открываем его. Там всего 3 файла, один из них просто текстовая информация, она нам не нужна. Выделяем 2 файла и копируем в библиотеку программы Протеус. Вот и всё. Мы добавили платы Ардуино. Теперь надо зайти и посмотреть как их достать и как они будут выглядеть на схеме.
Открываем Протеус и идём в библиотеку. Снова набираем Ардуино. Теперь у нас есть возможность выбрать одну из 6 плат. Это две платы Ардуино Мега, Ардуино мини и Ардуино нано, про мини и уно.

Добавим в список Ардуино Нано и установим её на схему. Теперь откроем Arduino IDE и загрузим обычный скетч мигания светодиодами. Можно было бы конечно загрузить и что-нибудь посложнее, но для проверки нам и этого будет достаточно. Менять в нём ничего не будем. Зная, что этот пример мигает встроенным светодиодом, который расположен на 13 выводе можно будет собрать схему для проверки. Кстати, на Ардуино в Протеусе нет встроенного светодиода, и если вы захотите помигать, то вам придётся собрать небольшую схему. Чем мы сейчас и займёмся. Но для начала надо добавить путь к HEX файлу. Это ничем не отличается от предыдущих примеров, просто щёлкаем на плате и выбираем редактировать. Дальше указываем путь к файлу и закрываем свойства платы.

Теперь соберём саму схему. Нам понадобится светодиод и резистор. Устанавливаем их на плате. Не забываем про землю. Напомню, что земля очень важна в примерах Протеуса, так как все измерения производятся относительно земли. Сейчас это может и не так важно, но старайтесь чтобы земля всегда была на схеме. Меняем значение резистора, например на 390 ом. А так вообще значение может быть в пределах от 100 ом до 1-2 килоом. Включаем симуляцию и видим, что наш светодиод весело замигал. Значит всё у нас получилось и теперь можно собирать схемы не используя голый контроллер, а работать более привычным способом.

Теперь вернёмся снова к скетчу и поменяем вывод с 13 на 4. Тестировать плату, так тестировать. А то вдруг, что-то пойдёт не так. Снова компилируем код и экспортируем HEX файл. В протеусе тоже изменим схему соединения. Удалим линию связи с 13 выводом и протянем новую, до 4 вывода Ардуино. Включаем симуляцию и видим, что светодиод мигает.
Проверим работу ещё одной платы. Например Ардуино УНО. Так же заходим в библиотеку компонентов, пишем Ардуино и выбираем Ардуино УНО. Закрываем окно и устанавливаем плату на схему. Скетч я менять не стал и поэтому у нас там прописано, что мигать будем четвёртым выходом Ардуино. Поэтому поворачиваем плату так чтобы было удобно подключить светодиод к плате. Открываем редактирование свойств платы и прописываем путь к HEX файлу примера blink.

Подключаем токоограничивающий резистор к четвёртому выходу Ардуино и запускаем симуляцию. Светодиод начал моргать точно так же как и в предыдущем примере с платой Ардуино НАНО.

Мы убедились, что все платы работают и их можно использовать для работы. Теперь вам не обязательно собирать готовую схему, а достаточно просто нарисовать схему и попробовать как она будет работать. Это очень простой пример, но есть гораздо более сложные, на сборку которых может потребоваться не один день, а в Протеусе можно собрать и протестировать за считанные минуты.

Думаю на этом можно закончить с библиотекой Ардуино и перейти к установке ESP 8266 NodeMCU.
Сначала проверим не установлена ли у вас эта библиотека. Хотя чего я обманываю, конечно не установлена. Сейчас мы это исправим. Как обычно для этого надо скачать второй архив и скопировать файлы в библиотеку Протеуса.

Но здесь будет чуть больше файлов и папок. И самое главное перед копирование я бы вам посоветовал скопировать всю папку Library и сохранить в другом месте, так как файлы которые вы будете копировать предложат заменить существующие и если что пойдёт не так вы всегда сможете вернуть родную библиотеку на место. Я правда не слышал, что возможны проблемы, но кто его знает.

Вам надо будет скопировать 4 файла. Два из папки DEVICE и 2 из FOOTPRINT.
Чтобы у вас появилась 3-д модель платы вам надо будет скопировать 3-д модель из одноимённой папки и положить этот файл в папку mcad которая находится тоже в data. Думаю, что с этим у вас проблем не должно быть.

Перезагружаем Протеус и входим в библиотеку компонентов. Сначала пробуем ввести esp и в папке микроконтроллер видим NodeMCU версии 3 LOLIN. А теперь самое печальное. Видите, справа в окне показана надпись, что эта модель не предназначена для симуляции. Это говорит о том, что вы можете разместить её на схеме, подключить любые детали необходимые для схемы, но не сможете проверить её работоспособность. Тогда для чего это нужно. А нужно это для того чтобы можно было бы собрать схему, развести дорожки и сделать печатную плату, самому или отправив файлы кому-то ещё, например китайцам.

В окне PCB Preview видно что эта модель может выводиться на печатную плату. А ещё эту плату можно найти по ключевому слову node, так что не важно что вы введёте, результат будет один. Плата nodeMCU.

А теперь сравним две установленные сегодня библиотеки. Везде как говорится есть плюсы и минусы.
В Ардуино библиотеке – есть возможность симуляции и тестирования схемы, но нет готового макета для вывода на печатную плату и если вы захотите просто так создать печатную плату, то получите ошибку.

А в библиотеке NODEMCU есть возможность создать печатную плату, но нет возможности для эмуляции и тестирования рабочей схемы.
Так выпьем же за то, чтобы наши возможности совпадали с нашими желаниями.

Добавим NodeMCU на схему и соберём проект мигания светодиодом.
К 4 выводу платы я подключил резистор, к которому подключил анод светодиода. Катод я подключил к земле и к контакту GND на плате. Это было сделано потому, что это не встроенная в Протеус библиотека, а сторонняя, в которой питание не подключено по умолчанию. А ещё я вывел два коннектора которые подключил к земле и vcc платы. К ним можно подключить внешнее питание от 5 до 12 вольт.

Переходим во вкладку создания печатной платы. Целью этого видео не являлось показать как создавать печатные платы, для этого будет отдельный, большой урок, поэтому просто переходим в режим 3-д и посмотрим как может выглядеть выглядеть ваша плата и проведёнными дорожками, с надписями на верхнем слое и с элементами и без них. Просто покрутим плату и рассмотрим её со всех сторон.

Давайте подведём итог этого видео. Я рассказал как можно добавить сторонние библиотеки компонентов в Протеус, а где их взять я думаю понятно. В интернете полно готовых библиотек и найти их не составит труда. После установки надо обязательно перезагружать протеус иначе вы не увидите только что установленные компоненты. Заходя в новые, да и не только в новые, но и в установленные по умолчанию элементы надо всегда смотреть доступны или они для симуляции и есть ли у них 3-д модель и возможность создать с ними печатную плату.
Если вы хотите сделать плату с Ардуино из готового проекта, вы можете на плате разместить коннекторы с двух сторон по ширине как ваша плата. Исключить Ардуино из проекта PCB, а к контактам подвести проводники. Единственным минусов этой схемы будет только то что вы не увидите 3-д модель с Ардуиной, а только контакты под посадочные места платы.

Ну думаю, что для этого урок достаточно информации. Что делать дальше вы и так знаете, кому понравилось видео, тем обязательно поставить лайк, кому не понравилось написать в комментариях почему. И всем до новых встреч на канале.

Куда подевались LIBRARY в Proteus 8.9?

Куда подевались 15 Гб .
Все привет, у меня такая проблема на диске "С" куда то подевались 15Гб. Сначала было вот так .

Куда подевались планеты?
При компьютерном моделировании процесса формирования звёздной системы (типа — солнечной).

Куда подевались агенты?
Не уверен — сюда это или в Админство. У сотрудника пуст список агентов, поэтому по нажатию кнопки.

Сообщение от gogaze

— не думаю, что это поможет. Там у чувака все компоненты на месте, он только догружает единичные, редкие, т.е. те, которых нету. Еще варианты?

Добавлено через 6 минут
А где там библиотеки должны вообще лежать? Я забыл. Напишите, пожалуйста, путь и пару библиотек для примера.

Добавлено через 5 часов 3 минуты
Вообще, я так посмотрел вроде есть там эти библиотеки. Только Протеус, почему-то, не хочет запускать окно "Pick Device", для выбора устройства. Выдает сообщение: "No Libraries Found." В настройках есть путь к библиотекам. Вот как это исправить и сделать по-нормальному?

Proteus no libraries found

Proteus no libraries found — ошибка, при которой в windows 10 Proteus не может прочитать библиотеки компонентов. С этой проблемой иногда сталкиваются владельцы Proteus 8 Professional, независимо от того покупали они ее или нет. Ни для кого не секрет что на просторах интернета можно найти и взломанную версию. Так как не все любят платить. При этом библиотеки на месте и все пути к ним верные.

Выглядит эта проблема вот так:

Proteus no libraries found

Proteus no libraries found

И появляется она когда мы пытаемся добавить на нашу схему новый электронный компонент. На форумах пишут что помогает запуск от имени администратора, но не всегда. Так что яндекс мне не сильно помог. Мне это решение не помогло, возможно это связано с кривой выдачей прав в операционной системе. Не знаю, да и не разбирался.

Proteus no libraries found — как решить проблему? Как же начать пользоваться протеусом и моделировать работу электрических схем?

Proteus no libraries found — решение

На самом деле данная проблема решается в пару кликов.

Для этого необходимо найти папку с установленной программой. Обычно это путь «C:\Program Files (x86)\Labcenter Electronics\», но это если вы не меняли его при установке Proteus. Мой путь отличается, так как эта софтина не любит длинные пути, а кириллицу вообще не переваривает.

Далее открываем свойства папки «Proteus 8 Professional».

Proteus no libraries found

В появившемся окне идем на вкладку «Безопасность».

Proteus no libraries found

Выбираем строку «Пользователь (ВАШ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ\Пользователи)» и кликаем на кнопку «Изменить»

Proteus no libraries found

Затем снова выбираем строчку «Пользователь (ВАШ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ\Пользователи)» и выставляем галочки во всех активных чекбоксах столбика «Разрешить».

Отмечаем разрешения для папки

И затем жмем на кнопку «Применить». Windows 10 покажет окошко применения разрешений. Операция обычно длится не долго и зависит не столько от мощности процессора, сколько от скорости вашего жесткого диска.

После того как окно исчезнет запускаем протеус и радуемся.

Надеюсь моя статья вам помогла. Если ничего не получилось то пишите в комментариях, будем разбираться.

FAQ (ЧаВО) по PROTEUS для начинающих и не только. ЧАСТЬ III. PROTEUS для фанатов. 8 часть

Пять этапов или пять составляющих окон создания модели функции Make Device. Как и у В.И. Ленина «Три источника и три составляющие части марксизма», так и любая модель ISIS имеет правда не три, а пять составляющих этапов при создании. Мы очень часто будем проходить через них, поэтому настала пора знакомиться. Итак, я закончил тем, что нарисовал (именно нарисовал) графическую модель операционного усилителя в проекте, но если я даже захочу использовать ее для простой прорисовки схемы, то не смогу, она все еще состоит из отдельных элементов. Для того, чтобы поиметь хоть какую-то пользу мне необходимо скомпоновать ее в единое целое и поместить в библиотеку, чтобы в нужный момент доставать оттуда. Чтобы создать модель служит функция Make Deviceв верхнем меню или в контекстном правой кнопкой мыши. Но прежде чем давить на нее необходимо выделить те графические компоненты, из которых будет создаваться модель. При выделении будьте внимательны: охвачено должно быть все, в том числе и маркерORIGIN. В режиме Selection mode обводим удерживая левую лапку мыши всю графику с небольшим запасом. Выделенные элементы примут красный цвет (Рис. 17). Далее щелкаем по правой кнопке мышки и выбираем опцию Make Device. После чего открывается первое из окон создания модели Device Property(Свойства устройства, ну в данном случае правильнее перевести компонента) (Рис. 18 ) В этом окне обязательными для заполнения являются две строки – Device Name (наименование компонента) иReference Prefix (Префикс под которым устройство будет заносится в список цепей). Я тут слегка погорячился ранее, заявив, что оригинальные библиотеки Протеуса защищены от записи, не учел «родной специфики», где используются взломанные программы. Поэтому, чтобы не испортить оригинал давайте назовем наш девайс не просто 741, а 741R, по аналогии с ГОСТами России. Ну и префикс ему прилепим не стандартный для ISIS – U, а тоже в соответствии с нашими стандартами – DA. После чего считаем первое окно заполненным и переходим ко второму, нажав кнопкуNext. Второе окно Packaging(Рис. 19 ) содержит информацию о назначенных нашему устройству корпусах. Конечно, можно бы назначить корпус и сейчас, но это никогда не поздно сделать, тем более что на этом примере я хочу показать назначение нестандартного корпуса и оставлю на потом. А пока идем в следующее окно. Окно Component Properties & Definition (Рис. 20) скоро станет для нас одним из самых популярных, потому что именно в нем мы будем назначать характерные для того или иного компонента свойства, но на данном этапе оставим его пустым и перейдем к следующему. Четвертое окно Device Data Sheet & Help File (Рис. 21) пожалуй самое бесполезное для нас на ближайшее время, если конечно кто-то не собрался создавать модели на коммерческой основе с последующим распространением в качестве стандартных. Ну и наконец мы перешли к финальному окну создания модели, которое потребует от нас тоже некоторых завершающих «телодвижений». Во-первых в строке Device Category через раскрывающееся меню я выбрал для устройства категорию Operational Amplifiers (операционные усилители). Чуть ниже аналогичным способом Суб-категорию Single (одиночный). Ну и в качестве Device Manufacturer(производитель), воспользовавшись кнопкой New ввел нового производителя:ExUSSR, хотя и покривил душой (что-то не помню, чтоб в СССР производились именно 741, а не их «содранные» аналоги). Все эти сведения нужны Протеусу для того, чтобы поместить наш созданный девайс в определенный раздел библиотеки для быстрого поиска его в дальнейшем. Обращаю Ваше внимание, что все вновь созданные компоненты по умолчанию Протеус будет помещать в библиотеку USERDVC и впоследствии мы его там найдем и удалим, как лишний и бесполезный мусор. Ну вот собственно и вся процедура создания модели для данного этапа. После нажатия кнопки ОК на последней пятой вкладке мы помещаем наше творение в библиотеки ISIS. Рисунки 17, 18, 19. Рисунки 20, 21, 22.

Последний раз редактировалось Halex07; 07.08.2010 в 09:45.

4.3. Управление библиотеками Протеуса, или из простых «читателей» в «библиотекари».
Прошу обратить особое внимание! Не зря я назвал этот раздел FAQ для «продвинутых». Со следующей информацией в этом параграфе надо обрашаться осторожно, чтобы потом не клясть себя за кривые руки, а меня за то, что не предупреждал. Если вы повредите «родные» библиотеки программы, потом придется ее переустанавливать.
Итак, мы создали модель 741R, пусть пока и бесполезную в работе, но необходимую, чтобы понять изложенный ниже материал. Если теперь войти в библиотеку компонентов и в окне поиска по ключевому слову набрать 741R – то вот нам и наша модель (Рис. 23).
Как видим, мы получили то, что хотели – не симулируемую модель, для которой отсутствует корпус, и находится эта модель в библиотеке USRDVC, куда Протеус по умолчанию помещает все пользовательские модели. Теперь мы можем использовать ее в своих проектах в новом начертании, но работать она в симуляторе не будет и при попытке запустить симуляцию с ее участием, мы получим в логе сообщение об ошибке:
No model specified for DA1
Simulation FAILED due to partition analysis error(s)

Так что единственная польза от нашей модели в том, что можно использовать ее для рисования принципиальных схем. Давайте рассмотрим теперь какие физические изменения внес Протеус при создании нашей модели, а для этого воспользуемся менеджером библиотек. Заходим в меню Libraryи выбираемLibrary Manager…
При первом открытии появится предупреждение ISIS о том, как размеры окна менеджера библиотек могут быть изменены и сохранены. Если кого-нибудь раздражают лишние советы – сразу поставьте галку Don’t display this massage again. Для тех, кто не дружит с английским поясню, что окно менеджера не содержит привычных кнопок развернуть/свернуть в верхнем правом углу. Поэтому, для изменения размеров необходимо растягивать его мышью за края. Чтобы сохранить измененные размеры надо, щелкнув правой кнопкой мыши в верхней полосе окна (в той, где находится заголовок) выбрать опциюSave Window Size. Итак, подтвердив кнопкой ОК, что мы ознакомились с сообщением попадаем в окно менеджера (Рис. 24).
В левом окне менеджера по умолчанию открывается первая по алфавиту (а в данном случае начинающаяся с цифры) библиотека 74ALS, а в правом наша библиотека USRDVC с сиротливо расположившимся в нем 741R. Между двумя окнами расположены кнопки редактирования выбранных библиотек с большим черным треугольником-стрелкой показывающей направление проводимых операций. Дополнительно Source(источник) и Dest’n (приемник) обозначены над окнами. Обратите внимание, что оригинальная 74ALS обозначена как Read Only – только для чтения, о чем я и говорил раньше. Кроме того, внизу соответствующих окон отображается информация о количестве компонентов в библиотеке и наличии свободного места в ней. Например, в пользовательской USRDVC пока наш единственный ОУ и 999 свободных мест. Если выбрать элемент кликнуть мышкой по элементу в левой или правой библиотеке, то в зависимости от того, где вы щелкнули мышкой – направление и соответственно Source/Dest’n меняются местами. За этим тоже надо следить. Теперь познакомимся с назначением кнопок. Кнопки редактирования между панелями:
Order– порядок развертывания раскрывающегося списка библиотек при клике по треугольничку с направлением вниз. По умолчанию принят алфавитный от 0 до 9 и от A до Z. Нажатие этой кнопки вызывает окно, позволяющее изменить порядок перемещать одну выбранную библиотеку в списке, либо после нажатия Allизменить порядок на обратный – Reverceили отсортировать по алфавиту – Sort.
Select Allи Unselect All– позволяют соответственно выделить или снять выделение со всех элементов в окне выбранной библиотеки.
Copy Items, Move Items – соответственно копируют, перемещают выделенные элементы в направлении стрелки (из Source в Dest’n).
Delete Items – удаляет выделенные элементы. Будьте осторожны с этой опцией. Обратный процесс невозможен.
Rename Item– переименовывает выделенный элемент.
Information– очень полезная кнопка, выводит информацию о выбранном элементе. Для примера на Рис. 25 показано выведенное окно для родного, Протеусного ОУ 741.
Теперь перейдем к рассмотрению кнопок управления библиотеками в нижней части:
Dump Library – позволяет скопировать в буфер обмена или сохранить в текстовый файл информацию о выделенных элементах библиотеки. Если хотите сохранить информацию о всех элементах предварительно воспользуйтесь кнопкой Select All.
Delete Library – удаляет выбранную библиотеку полностью. Также будьте внимательны с этой кнопкой, хотя в данном случае перед удалением Протеус вас предупредит, и вы можете отказаться от удаления.
ADI Library, Pack Library, Backup Library – первая предлагает добавить информацию из файла .ADI, вторая создает для выбранной библиотеки файл .TMP, а третья — .BAK. Откровенно замечу, я и сам не знаю, для чего они нужны. Могу только предположить, что для «унутреннего потребления» сотрудниками Лабцентра, т.к. утилит, которые потом откроют эти файлы я не знаю.
File Atribute – устанавливает или снимает при повторном применении атрибут Read Only (только для чтения) для выбранной библиотеки.
Create Library – ну вот и та опция, позволяющая создать собственную библиотеку, из-за которой и вклинен весь этот материал. После нажатия на эту кнопку открывается папка Library с предложением задать имя новой библиотеки. Зададим, например, произвольное имя My_Lib, после нажатия сохранить Протеус предложит еще одно окно с предложением задать количество элементов в этой библиотеке – по умолчанию 100, но вы можете изменить его по своему «вкусу». И уже после окончательного подтверждения будет создана новая библиотека.
Но естественный вопрос – а для чего она нужна? Ведь есть же для сохранения USRDVC. Да, есть и у каждого пользователя Протеуса. Создав свою библиотеку с оригинальным именем, вы получаете возможность сохранять вновь создаваемые элементы в ней (Рис.26), ну или копировать/перемещать в нее элементы из USRDVC. Это позволяет передавать и переносить файлы библиотек на другой компьютер не боясь при этом затереть файлы USRDVC на нем. Ведь у другого пользователя там могут храниться свои элементы. Физически это выглядит так:
При создании библиотеки My_Lib в папке Library Протеуса создаются два файла: My_Lib.LIB – непосредственно библиотека и индексный файл My_Lib.IDX. Вот они и подлежат переносу в соответствующую папку другой копии Протеуса. Кроме того, чуть позже при создании моделей мы будем создавать и файлы в папке MODELS, содержащие их описания для симулятора. Они также копируются в соответствующую папку другого компьютера для переноса моделей. Вот так возможна передача разработанных моделей другому пользователю.
Ну и в заключении данного материала хочу предостеречь наиболее рьяных пользователей от чрезмерной эйфории. Казалось бы ну вот, теперь возьмем и начнем таскать библиотеки из копии в копию программы. Да, но только собственноручно созданные, а не «родные» Протеуса. Не забудьте, что большинство оригинальных библиотек программы обладают глубоко эшелонированной защитой. И простым копированием тут не обойдешься. Хотя с некоторыми моделями этот вариант и проходит. Так, автору этих строк в недалеком прошлом удалось перенести модель часиков DS1307 из демо-версии 7.3 в более раннюю, где она безнадежно глючила и тем самым благополучно закончить отладку незавершенного проекта. Но это частный случай, так что эксперименты – на свой страх и риск. И не забывайте делать резервные копии, а то…
PS Чуть не забыл. Все, что здесь изложено касательно компонентов применимо и к библиотекам символов. Для то чтобы попасть в другие библиотеки надо вызвать менеджер библиотек находясь в режимах 2D GraphicSimbol Mode(в левом меню), Terminals Mode или Device Pins Mode.
Рисунки 23, 24, 25, 26.

Последний раз редактировалось Halex07; 10.12.2009 в 06:48. Причина: дополнение

4.4. Netlist Compiler – список цепей. Основа для ARES и других приложений.
Настала пора рассмотреть – каким образом ISIS хранит информацию о нарисованной схеме и передает ее в ARES или другие сторонние приложения. Если кто-то считает, что в графическом – так как нарисовано, то глубоко заблуждается. Как и все другие CAD-ы Протеус для обмена информацией о схеме создает текстовый список цепей. К сожалению, единого общепризнанного стандарта на такие списки не существует (у P-CAD свой, OrCAD — тоже, даже у столь популярного Eagle свой формат), и поэтому специалисты Лабцентра разработали свой собственный. Информация о разработанной схеме помещается в файл с расширением .SDFSchematic Description Format(формат описания схемы) c помощью встроенного в ISIS компилятора цепей, ну или соединений в другой транскрипции перевода. Формат достаточно компактный и после небольшого навыка легко «расшифровываемый», что весьма пригодится нам в дальнейшем. Для начала «соберем» небольшую схемку (я использовал типичный мультивибратор на таймере 555 Рис. 27).
Все примеры будут во вложении к данной теме – это примерEx1. Размещенный по умолчанию терминал питания принимает значение +5V по отношению к земле. Все элементы схемы, которые я применил здесь имеют PCB (т.е. корпуса) за исключением светодиода. Для того чтобы назначить корпус ему воспользуемся следующим способом.
Двойным кликом по светодиоду или через правую кнопку мыши (Edit Properties) входим в окно Edit Component. В строке PCB Package (шестая сверху для «любителей» русифицированных версий) пока у нас стоит значение (Not Specified) т.е. не назначено. Справа от этой строчки щелкаем по маленькой кнопке со знаком вопроса и попадаем в библиотеку корпусов ARES (Рис. 28 ). Там мы ведем себя абсолютно так же, как и в библиотеках ISIS – вводим ключевое слово LED для поиска. Подходящий корпус только один – его и назначаем нашему светодиоду. Обратите внимание, что данное назначение действует только в пределах данного проекта. Если вы начнете новый проект в ISIS и добавите тот же LED-YELLOWиз библиотеки, он опять будет иметь значение (Not Specified).
Я старался использовать все элементы с PCB, поскольку в этом и следующем параграфах нам так или иначе придется пересечься с разводкой платы в ARES для понимания материала. Итак, все компоненты у нас с PCB, хотя для списка цепей это и не требуется, давайте скомпилируем его. В верхнем меню выбираем Tools => Netlist Compiler и попадаем в окно выбора опций компиляции (Рис. 29 ).
Пока оставляем все переключатели в нем как есть, чтобы сформировался стандартный SDF Протеуса нажимаем OK, после чего открывается окно просмотра скомпилированного SDF файла (Рис. 30). Из этого окна мы можем скопировать текст в буфер обмена — кнопка Clipboard, сохранить в стандартный ASCII текстовый файл – кнопкаSave As, либо просто наплевать на все и закрыть окно Close. Вот именно такой файл каждый раз формируется автоматически, когда мы передаем информацию о «нарисованной» нами схеме в ARES для создания печатной платы.
Рассмотрим структуру этого файла. Я приведу его полностью, а не так, как на рисунке ниже. В начале файла следует чисто описательная информация, заканчивающаяся датой создания Createdи датой последней модификации Modified. Все, что выше берется из окна, вызываемого через меню [B]Design => Edit Design Properties[/B], если вы его конечно заполнили, как например я в данном случае. Иначе здесь кроме дат, вставляемых автоматом, информации не будет. Далее следует несколько разделов, начинающихся со знака звездочки — *. Разделы *PROPERTIES (свойства) и *MODELDEFS(назначения для моделей) пока пусты. Они получают информацию из одноименных текстовых скриптов, размещенных в проекте. Позже, при создании MDF-моделей мы познакомимся с ними поближе.
*PARTLIST – список составляющих. В этом списке перечислены все компоненты, входящие в нашу схему с указанием их свойств. Каждая строка начинается с позиционного обозначения компонента, далее через запятые следует информация об его номиналах, корпусе, применяемой модели и т.п. Думаю, что не обязательно быть сотрудником спецслужб, чтобы без особого труда «расшифровать» эту информацию. Достаточно заглянуть в свойства любого из этих компонентов, чтобы обнаружить ее там.
*NETLIST,7 – ну вот это и есть собственно список цепей или соединений. В данном случае цифра 7после запятой указывает на количество узлов (цепей) в списке.Каждая цепь начинается со знака решетки — #. Далее следует номер узла этой цепи в списке и количество подходящих к узлу проводов (подключенных выводов элементов). Ну и далее сам список подключенных выводов. Давайте для примера разберем первую цепь #00001,3. Число 3указывает, что к узлу подключены три вывода компонентов, которые перечислены ниже. Это:
U2,IP,7 – расшифровывается как – микросхема U2 – таймер555, вывод микросхемы номер 7, тип вывода IP (Input – про типы мы уже проходили при создании графической модели);
R2,PS,1R2 –резистор, вывод 1 (в данном случае у модели резистора выводы обозначены просто как 1 и 2, впрочем как и у большинства моделей двухвыводных компонентов: резисторов, кондесаторов, катушек и т.п.), тип вывода PS(пассивный).

Код:
ISIS SCHEMATIC DESCRIPTION FORMAT 6.1 ===================================== Design: Ex1 учебный проект Doc. no.: №1 Revision: первая Author: Halex Created: 13/12/09 Modified: 13/12/09 *PROPERTIES,0 *MODELDEFS,0 *PARTLIST,7 C1,TANTALUM4U735V,4u7,EID=9,PACKAGE=ELEC-RAD20 C2,POLYLAYER100N,100n,EID=4,PACKAGE=CAP30,PINSWAP="1,2",VMAX=12V D1,LED-YELLOW,LED-YELLOW,BV=4V,EID=7,IMAX=10mA,PACKAGE=LED,ROFF=100k,RS=3,TLITMIN=0.1m,VF=2V R1,MINRES200R,200R,CODE=M200R,EID=6,PACKAGE=RES40,PRIMTYPE=RESISTOR R2,MINRES120K,120k,CODE=M120K,EID=3,PACKAGE=RES40,PRIMTYPE=RESISTOR R3,MINRES1K,1k,CODE=M1k,EID=2,PACKAGE=RES40,PRIMTYPE=RESISTOR U2,NE555,NE555,EID=1,ITFMOD=555ITF,PACKAGE=DIL08,TTOL=10u *NETLIST,7 #00001,3 U2,IP,7 R2,PS,1 R3,PS,2 #00002,2 U2,OP,3 R1,PS,1 #00004,4 U2,IP,2 U2,IP,6 C1,PS,+ R2,PS,2 #00005,2 U2,IP,5 C2,PS,1 #00006,2 R1,PS,2 D1,PS,A GND,5,CLASS=POWER GND,PR U2,PP,1 C2,PS,2 D1,PS,K C1,PS,- VCC/VDD,5,CLASS=POWER VCC,PT VCC/VDD,PR U2,IP,4 U2,PP,8 R3,PS,1 *GATES,0

Как видите весьма простой и доходчивый способ записи списка. И при небольшом навыке его можно запросто читать, как букварь. Я же в данный момент хочу заострить ваше внимание на двух последних узлах, которые начинаются отнюдь не с решетки и имеют в своем описании типа CLASS=POWER. Это и есть наши цепи питания GND и VCC/VDD. В данном случае это терминалы питания, присвоенные проекту по умолчанию, и описанные в разделе меню Design => Configure Power Rails.
Следующий за ними раздел *GATESмы рассмотрим позднее, а пока сосредоточим свое внимание на шинах питания. Я в том же проекте (Рис. 27) присвою нашему верхнему терминалу питания лэйбл +15V. На Рис. 31 представлены два аналоговых графика для разных значений. Посмотрите внимательно на амплитуды сигналов таймера.
Это называется как в известной комедии — «легким движением руки». Но и это еще не все. Сформируем опять Netlist с помощью компилятора. Ниже приведено только окончание нового листа.

Код:
#00006,2 R1,PS,2 D1,PS,A +15V,4,CLASS=POWER +15V,PR U2,IP,4 U2,PP,8 R3,PS,1 GND,5,CLASS=POWER GND,PR U2,PP,1 C2,PS,2 D1,PS,K C1,PS,- *GATES,0

Обратите внимание у нас напрочь исчез узел VCC/VDD, зато появился аналогичный +15V. Наиболее сообразительные уже догадались, что именно он и будет передан через SDF в ARES для обработки. Для тех? кто еще не понял к чему я веду – усложняем задачу (пример Ex2). В нем я вернул таймеру питание VCC/VDD, подключил светодиод через транзисторный ключ и запитал его от терминала +15V(Рис. 32). Кроме того, я ввел в схему три единичных терминала из библиотеки Connectors ISIS, имеющих свои PCB и подключил их к соответствующим питающим терминалам: GND, VCC/VDD (без обозначения) и +15V. Они мне потребуются в ARES.
Снова сформировал список цепей и получил в конце его следующее:

Код:
+15V,3,CLASS=POWER +15V,PR J2,PS,1 R1,PS,1 GND,6,CLASS=POWER GND,PR J3,PS,1 U2,PP,1 C2,PS,2 C1,PS,- Q1,PS,3 VCC/VDD,6,CLASS=POWER VCC,PT VCC/VDD,PR J1,PS,1 U2,IP,4 U2,PP,8 R3,PS,1

Обратите внимание, что узлов питания вSDF стало три! И три отдельных цепи питания будут переданы в ARES для обработки. Соответственно они будут и разведены как три отдельные цепи на плате. Так можно продолжать и далее до бесконечности. Просто хочу отметить, что я не «рисую» цепи питания, а просто нахально добавляю их в схему с нужным мне вольтажом. Но я оставлю дальнейшие рассуждения на следующий параграф, а здесь необходимо закончить сNetlist, чтобы больше к нему не возвращаться.
Вернемся к рисунку 29 параметров Netlist Compiler… До сих пор мы там ничего не трогали, чтобы формировался стандартный SDF, но давайте посмотрим – что там еще можно изменить и для чего.
В левой части окна расположены четыре переключателя.
Output – вывод. По умолчанию стоит Viewer (просмотрщик), поэтому и открывается окно. Если поставить в File(s) будет сразу формироваться файл без окна просмотра.
Mode– режим. По умолчанию стоит Phisical(физический), т.е. информация в списке содержит как имя вывода компонента, так и его номер. Этот режим считается обязательным для ARES и в большинстве случаев передачи в сторонние программы. Если поставить Logical, то информация о номере вывода формироваться не будет.
Scope – область видимости. По умолчанию Whole Design– весь проект. Но иногда надо сформировать список только для текущего листа многолистового проекта, тогда выбирается опция Current Sheet.
Depth – глубина захвата. По умолчанию и наиболее подходящая в большинстве случаев Flatten (сглаженный). В этом случае объекты содержащие дочерние листы будут заменены в списках их содержанием. Если выбрать This Level, то информация о содержании дочерних листов в списках соединений не появится.
В правой части окна расположен переключатель режима компилятора. По умолчанию формируется стандартный для Протеуса формат SDF-файла. Однако, разработчики Лабцентра позаботились о том, чтобы информацию можно было передавать и в сторонние программы. Вопрос о том, насколько совместимыми окажутся форматы компилируемых файлов я оставлю для самостоятельного исследования наиболее дотошным пользователям, а здесь только перечислю режимы, которые заложены в переключателе Format.
EEDESIGNER– создается файл формата EE Designer III. Информация о корпусах как в Boardmaker. При компиляции используется Phisical режим.
MULTIWIRE/EAG – создается файл формата Multiwire, также используется для передачи в небезизвестный Eagle. Поклонники «клювастого» могут поэкспериментировать. При компиляции используется Phisical режим.
SPICE – формат говорит сам за себя. Также может быть использован для передачи списка в PSpice. При необходимости выходной файл формата .LXB переименовывается в .LIB. При компиляции используется Logical режим. Для передачи в более старые версии Spice под DOS используется формат SPICE AGE, расположенный чуть ниже в списке форматов.
TANGO – формат используется для передачи например в Protel. При компиляции используется Phisical режим.
Ну и остальной ряд форматов для передачи в одноименные программы, о некоторых из которых я и сам ничего толком не могу сказать. Это Vutrax, Futurenet, RACAL и т.д. Я надеюсь, что те, кому понадобятся такие форматы, самостоятельно разберется, прочитав HELP. Я же на этом заканчиваю рассмотрение компилятора списка цепей и плавно перехожу в Configure Power Rails, как продолжение данной темы с развитием примеров приложенных к этой теме.
Рисунки 27, 28, 29
Рисунки 30, 31, 32

Netlist.rar (57.0 Кб, 622 просмотров)

Последний раз редактировалось Halex07; 07.08.2010 в 10:09. Причина: правка ошибок

4.5. Configure Power Rails или питания «видимо не видимо».
Итак, чуть выше мы разобрали, что терминалов питания можно навешать сколько угодно всяких и разных. И задумываться про это особенно не стоит. В первой части FAQ я уже упоминал про окно Configure Power Rails(конфигурация шин питания), которое вызывается через верхнее меню Design, а заодно и разберемся со всеми видами электропитания в ISIS раз и навсегда. Как я уже отмечал, при создании нового проекта Протеус по умолчанию вводит три шины питания: VCC/VDD=+5V, GND=0V и VEE=-5V. Это при условии, что стоит флажок в соответствующем окне внизу (Рис. 33).
При этом первые две шины не надо даже именовать. Достаточно поставить в схеме терминал питания POWER из левого меню или терминал землиGND и присоединить к ним соответствующие выводы компонентов в проекте, и они автоматически присоединяются к соответствующим шинам питания. Это для тех компонентов у которых выводы питания есть. А как быть с теми, у которых они скрыты? Почему-то наши пытливые умы упорно желают пририсовать видимые провода к этим выводам. Кроме как чисто физического удовлетворения от вождения мышью по ковру, по моему личному мнению здесь никакой пользы нет. Но специально для Вас – любой каприз. Давайте сначала обозначимся к чему можно «прорисовать» провода, а к чему нет. Все очень просто — воспользуемся опцией меню Template => Set Design Defaults…и поставим в ней галочку Show Hidden Pins?(показать скрытые выводы). Я это уже описывал в начале FAQ, но приходится повторяться. Теперь, с установленной галкой можно зайти в библиотеку компонентов ISIS и пошариться там. У всех компонентов, которые имеют скрытые выводы питания они проявятся серым цветом в окне предпросмотра (Рис 34).
Таким образом, можно сразу определить – можно сделать их видимыми и активными или нет. А точнее сказать видимыми мы уже их сделали, но вот если поместить такие компоненты в проект, то подвести провода к этим серым выводам мы все-таки не можем, они к ним «не припаиваются». Этому горю легко помочь, вот только как бы эта услуга не оказалась «медвежьей».
Для начала три не очень «лирических» замечания.
Замечание первое.Это замечание касается микроконтроллеров AVR. Заходим в HELP по этим микроконтроллерам, заглядываем в раздел General Model Limitations (основные ограничения модели) и видим там фразу: Power supply voltage changing is not supported.Для англоязычной публики вопрос отпал сразу, для остальных — корявый машинный перевод: «Изменение напряжения источника питания не поддержано».
Замечание второе.Это замечание касается многоэлементных логических микросхем, столь популярных у начинающих: типа двухвходовых И, инверторов и т.п. Можете сразу пробежаться в библиотеках с включенным флажком Show Hidden Pins и убедиться, что у них нет ни видимых ни невидимых ног питания (как у удава в мультике). Это дело поправимое, но об этом чуть позже и совсем не тем способом, который Вы ожидали лицезреть.
Замечание третье.Пожалуй, самое серьезное. Все, что я писал красным цветом в предупреждении к материалу о менеджере библиотек остается в силе и здесь. Сейчас мы начнем библиотеки «шерстить и в хвост и в гриву», поэтому позаботьтесь заранее о защите от записи оригинальных, если не хотите все испортить. Особенно это касается владельцев нелицензионных копий программы. О том, как поставить защиту писалось в материале двумя постами выше. Кто позабыл – бегом туда. За Ваши «кривые ручки» я ответственности не несу. Связано это с тем, что нам придется мэйкать (Make Device) модели под их оригинальными именами и желательно, чтобы дубли не заменили «родные» модели.
Ну а теперь перейдем конкретно к «оживлению» выводов питания. Берем навскидку любую подхоящую для этих целей модель. Мне приглянулся счетчик 74HC161. Тут я отстреливаю сразу двух ушастых, поскольку это схематичная MDF модель, а именно из-за них и придется сохранять дубли с тем же именем. Обвешал я его тестовыми примочками из библиотеки ISIS Debugging Tools, прилепил тактовый генератор, и получилось то, что вы видите на Рис. 35 и в прилагаемом примере Ex1_Pow. Т.е. пока модель работает.
Затем, рядом я поставил точно такую же микросхему и применил к ней опцию Decompose: или через верхнее меню (кнопка с молотком), или через правую кнопку мыши. У разобранной на запчасти модели для верхней и нижней ног питания я зашел в свойства и поставил флажки — как на (Рис. 36). Если кому-то хочется, чтобы подсвечивалось еще и имя – можете включить и третий флажок, не возбраняется.
После этого с помощью левой кнопки мыши выделил область, обязательно(. ) захватив текстовый скрипт (Рис.37), и применил к ней функцию Make Device так, как мы делали при создании графической модели.
А теперь самый ответственный момент – все пять окон мы проходим, ничего не изменяя. Даже название в первом окне необходимо оставить то же. В последнем окне перед нажатием ОК необходимо убедиться, что наша модель будет сохраняться в USRDVC, ну или созданной Вами личной библиотеке. Вот собственно и вся процедура. Теперь у Вас в библиотеке ISIS будет две модели – одна в родной библиотеке 74HC, а другая в USRDVC– вот она то и окажется с активированными выводами питания (Рис. 38 ). Кстати, в селектор после Make… она сразу подставится автоматом. Ее я применил в примере Ex2_Power. Для тестирования приложен аналоговый график, чтобы увидеть уровни сигнала по напряжению.
На Рис. 39 два графика для двух микросхем из Ex2при разных уровнях питания и разных частотах тактовой Clock. На графиках видно, что уровни по напряжению разные, что и требовалось доказать этим примером. Теперь объясню, почему потребовалось не изменять имя модели. Дело в том, что для большинства схематичных моделей часть свойств прописана в текстовых скриптах, находящихся в MDF-файлах, а там четко прописано имя модели. Вспомните предыдущий материал – скрипт *PROPERTIES– речь о нем. Если при создании модели мы изменим хотя бы букву в имени, то скрипт работать не будет, и мы получим ошибку при симуляции. Позже, при создании собственных MDF, мы к этому еще вернемся.
Теперь давайте заглянем в Configure Power Rails в тех проектах, где мы добавляли свое питание с помощью терминалов прямо на схеме, например в последнем Ex2_Power. Да ведь наши +3V сами там прописались в раскрывающемся списке. Вопрос – а зачем тогда нужно это окно? Ну, во-первых, если Вы делаете простой проект с одиночным питанием, то можно заранее изменить значение вольтажа например, для VCC/VDD на нужное и потом «не париться» с указанием вольтажа у терминалов питания, а просто ставить без наименования их в схему. Во-вторых, когда терминалов наставлена туча, да еще на нескольких листах то проще менять питание здесь, чем метаться по всем листам, разыскивая нужные терминалы. Ведь можно для терминалов в схеме назначить не конкретное напряжение, а буквенную аббревиатуру, например: HV(я сократил фразу Higth Voltage), а в окне Configure Power Rails для HVприсвоить конкретное значение, допустим +300V. Теперь, для того чтобы изменить значение на +330Vдостаточно войти в окно и Configure Power Rails заменить значение. Все терминалы, с именем HV соответственно тоже поменяют значение напряжения.
Ну и в заключение данного материала хочется отметить, что на все, что здесь говорилось о визуализации можно «наплевать и забыть» в хорошем смысле этой фразы. Кроме морального удовлетворения от «изнасилования» моделей я не вижу в этом никакой пользы. Ну, увидели мы выводы питания на схеме – а «оно нам надо»? Обратимся к примеру Ex3_Power. В нем я вернул оригинальную модель счетчика, а на выходQ0 прилепил инвертор 4049. Счетчику я вообще все сместил и землю и плюс питания, а инвертору только плюс питания. Заметьте, инвертору, у которого нет видимых ног питания.
Теперь переходим к самой процедуре на примере инвертера. Входим в его свойства Edit Properties и нажимаем справа кнопку Hidden Pins. В открывшемся окне вводим для Pin VDD текст так, как на Рис. 40 и давим ОК. Затем заходим в окно Configure Power Rails и в нем проделываем операции в соответствии с цифрами на Рис. 41
Аналогичным образом я поступил и со счетчиком, только у него еще и для GND назначил Power_3V. После таких процедур внизу у моделей подсвечиваются внесенные изменения для питания, а на графиках видно, что изменения функционируют в полном объеме (Рис. 42). При этом я не трогал сами модели и добился нужного результата. Ну вот теперь, кажется, разжевал все до мелочей – глотайте. Все, о чем здесь говорилось, касается источников питания постоянного тока. О питании переменного тока поговорим ниже.
Рисунки 33, 34, 35.
Рисунки 36, 37, 38.
Рисунки 39, 40, 41.
Рисунок 42.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *