Рт 1 кто изобрел
Разработка первой твердотопливной баллистической ракеты РТ-1 начата в ОКБ-1 Сергея Королева в августе 1959 года. Ведущим конструктором ракеты был заместитель Королева Игорь Садовский.
В это время ОКБ-1 вело большой объем работ по различным направлениям. Завершались испытания МБР Р-7, завершалась разработка МБР Р-7А и Р- 9А, напряженной была космическая программа, реализуемая ОКБ, – пилотируемый полет, групповой полет, выход человека в открытый космос, полет к Луне, полет к Марсу, создание космической связи, разработка первых аппаратов космической разведки… И все же, Королев приступил к созданию первой баллистической ракеты большой дальности, оснащенной твердотопливными двигателями. В перспективности разработки он был уверен. Позже соратники Королева не раз приводили мне его высказывание: «Космические ракеты должны быть на кислороде, а боевые – твердотопливными».
«Разработка твердотопливных ракет в США началась примерно с 1947 г. Однако в середине 50-х годов первые баллистические ракеты США так же, как и у нас в стране, начали разрабатывать с использованием жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) в связи с общим более низким уровнем развития РДТТ После проведения обширного комплекса теоретических и экспериментальных исследований жидкостные баллистические ракеты в США начали вытесняться твердотопливными, и в настоящее время они полностью заменили ракеты с ЖРД, занимая теперь монопольное положение в этом классе вооружения США. Интенсивные исследования и опытно-конструкторские работы по созданию и использованию твердотопливной техники как средства вооружения начались в нашей стране с 1958 г. Идея создания твердотопливных ракетных комплексов принадлежала академику С. П. Королеву, им же были сделаны первые практические шаги по созданию их».(Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе/ Под ред. Л.Н.Лаврова – М.: Машиностроение, 1993. С.З).
По мнению зарубежных специалистов, первые комплексы с жидкостными ракетами имели ряд недостатков: относительно невысокую боеготовность, низкий уровень защищенности пусковых шахт, сложную систему эксплуатации и боевого управления, трудности транспортировки в заправленном состоянии, токсичность топливных компонентов… Эти недостатки снижали боевую эффективность ракетных комплексов. Поэтому и в СССР, и в США были сделаны выводы о целесообразности развертывания работ по созданию твердотопливных ракет.
По сравнению с жидкостными, твердотопливные ракеты имели преимущества. Они позволяли создавать мобильные железнодорожные и грунтовые комплексы, обладающие высокой степенью боеготовности. К концу 1950-х годов в США были развернуты работы по созданию шахтных пусковых установок твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования «Минитмен» и стратегических твердотопливных ракет «Поларис» для подводных лодок.
В ОКБ Сергея Королева была создана инициативная группа специалистов, которой была поставлена задача изучения перспектив создания твердотопливных ракет средней и межконтинентальной дальности полета с использованием разработанных баллиститных топлив.
К июлю 1958 года в ОКБ была сформирована программа, которая предусматривала опытно-конструкторскую разработку твердотопливной ракеты, имеющей дальность 2 000 км, и проведение исследований по выявлению возможности создания твердотопливной МБР. Для подтверждения выводов исследований необходимо было создать экспериментальную твердотопливную ракету.
20 ноября 1959 года вышло постановление правительства о разработке ракеты, обладающей дальностью полета 2500 км, с использованием твердотопливных зарядов из баллиститных порохов при массе полезной нагрузки около 0,8 т. Эта ракета под индексом 8К95 стала родоначальницей серии «РТ» (ракеты твердотопливные).
На начальном этапе работ был создан Совет главных конструкторов, который принимал наиболее важные технические решения и обеспечивал необходимое взаимодействие всех организаций различных министерств и ведомств многих отраслей промышленности. По мнению специалистов, решающее значение имели авторитет Королева и его стремление к достижению цели.
Вспоминает Борис Черток:
«Твердотопливная РТ-1 была трехступенчатой, рассчитанной на дальность порядка 2500 км. Этот проект разрабатывался под руководством Игоря Садовского, которого Королев в августе 1959 года назначил своим заместителем по ракетам на твердом топливе. В нашей стране это был первый реальный проект баллистической ракеты дальнего действия на порохах, изготовлявшихся по новой технологии. Эта работа, с некоторых пор очень активно поддерживаемая Королевым, была показательна как еще одно свидетельство его загадочной для многих интуиции». (Черток Б. Е.. Ракеты и люди. Фили – Подлипки – Тюра- там. – М.: Машиностроение. 1996. С. 341).
Твердотопливный двигатель ОПРД-1 для ракеты РТ-1 был разработан в НИИ- 125 под руководством ученого и конструктора Бориса Жукова. «Каждая ступень ракеты состояла из четырех односопловых РДТТ, связанных в единый блок и работавших на баллиститном твердом топливе. Сопловые блоки РДТТ устанавливались неподвижно. Заряды твердого топлива представляли собой цилиндрические одноканальные пороховые шашки с бронировкой по внутренним и внешним поверхностям. Управление полетом ракеты обеспечивалось поворотными автономными рулевыми РДТТ на первой и третьей ступенях и аэродинамическими рулями, расположенными на второй ступени». (Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения/ Под. ред. Е.Б.Волкова. – М.: РВСН, 1996. С. 161).
БОРИС ЖУКОВ родился в 1912 году. С 1937 года, после окончания МХТИ имени Д.И.Менделеева, работал в Московском НИИ-6 (ныне – Федеральный центр химии и технологий). Разработал дибутилфталатный порох и пороха для артиллерийских выстрелов, которые широко применялись в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году, в период эвакуации пороховых заводов, разработал специальный пироксилиновый порох и заряд для реактивных снарядов «Катюш». В 1951 году назначен директором НИИ-125 (позже – Люберецкое НПО «Союз», ныне – Федеральный центр двойных технологий «Союз»). В 1959 году в НИИ-125 под руководством Жукова создан первый двигатель на баллиститном порохе ОПРД-1 для баллистической ракеты Королева РТ-1. Участвовал в создании первой отечественной твердотопливной МБР РТ-2. Разработал смесевые топлива и заряды для ракет «Темп-С», «Пионер», «Пионер УТТХ», межконтинентальных баллистических ракет «Темп-2С», «Тополь», «Курьер», а также заряды пороховых аккумуляторов давления (малогабаритный твердотопливный ракетный двигатель, с помощью которого осуществляется минометный старт ракеты) МБР Р-36М, МР-УР-100.
РТ-1 в полете
В институте, которым Жуков руководил 38 лет, разработаны единственная в мире непрерывная технология получения нитроэфиров, изготовления баллиститных пороховых масс и формования зарядов шнековым способом, изготовлены первые в мире крупногабаритные заряды, первые ракетные корпуса из композиционных материалов, первые плазменные твердые топлива, синтезирован окислитель аммоний динитронид (АДН), позволивший создать ракетные топлива, не имеющие аналогов в мире.
Ныне дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, академик РАН, академик Российской академии ракетно- артиллерийских наук, Российской инженерной академии, Международной академии наук, Международной академии информатизации Борис Жуков является советником генерального директора ФЦДТ «Союз».
Вот что рассказал мне Борис Жуков:
«6 сороковые годы никто не знал, как сделать заряд большого диаметра. Не было опыта, конструкционных материалов для ракет, не были разработаны технологии, не знали как делать отсечку топлива. Некоторые конструкторы пришли к выводу о необходимости дальнейшего развития ракетной техники на базе жидких топлив.
Однако мы верили в твердое топливо и его нераскрытые возможности. Во- первых, на единицу своего объема порох выделяет такое количество энергии, которое не выделяет ни одно вещество. Во-вторых, порох и ракетное твердое топливо – это еще и конструкционный материал. Ему можно придать любую форму, необходимую конструктору. Наконец, в третьих, твердое ракетное топливо – это теплозащитный материал.
Занимаясь порохами, мы создали двигатель для ракеты, которая могла преодолеть расстояние не 10 километров (дальность стрельбы «Катюш»), а 1 000 километров. В снаряде «Катюши» на 1 килограмм пороха приходилось более 2 килограммов конструкционных материалов. Мы шутили: такой снаряд может носить лишь сам себя. Но усовершенствовать конструкцию оказалось непросто. Необходимо было понять все законы горения, использовать все свойства пороха.
ОПРД-1 – опытный пороховой реактивный двигатель. Большой вклад в его создание внес профессор Юрий Александрович Победоносцев. Нам удалось создать заряд диаметром шашки один метр. Это – очень крупный пороховой заряд. Энергия его горения велика – большие температура и давление… В составе пороха – нитроцеллюлоза и нитроглицерин. Создателем пороха был профессор Александр Семенович Бакаев.
Нашу разработку поддержал Сергей Павлович Королев. В его КБ была создана первая твердотопливная баллистическая ракета дальнего действия РТ- 1. На всех трех ее ступенях Королев установил двигатели ОПРД-1 на баллиститном порохе. Впервые была использована отсечка топлива. Во время испытаний на полигоне Капустин Яр ракета показала дальность стрельбы 2 500 километров. А ведь летала она на порохе той же энергетической системы, что и эрэсы «Катюш». В РТ-1 на один килограмм пороха уже приходилось всего 150-200 граммов конструкционных материалов. Уже нельзя было сказать, что двигатель нес сам себя. Он мог доставить полезную нагрузку на огромное по тем временам расстояние».
4 апреля 1961 года было принято постановление правительства о разработке серии ракет РТ-1, РТ-2, РТ-15 и РТ-25 на твердом топливе. По замыслу Сергея Королева, использование принципа унификации маршевых двигателей трехступенчатой РТ-2 в различной комплектации позволило бы с минимальными затратами времени и средств создать несколько ракет различной дальности полета на твердом смесевом топливе. Предполагалось, что РТ-2 должна иметь дальность 10 000 и более километров, РТ-15 с использованием второй и третьей ступеней РТ-2 – 2 000 – 2 500 км, РТ-25 с использованием первой и третьей ступеней РТ-2 – 4 000 – 4 500 км. При этом ракеты РТ-2 и РТ-25 планировались для шахтных комплексов, РТ-15 – для подвижных грунтовых комплексов и подводных лодок.
Разработка РТ-2 была начата в ОКБ- 1 под руководством Сергея Королева. Разработка РТ-15 для грунтовых комплексов начата в ЦКБ-7 под руководством Петра Тюрина. Разработка РТ-15 для подводных лодок начата в СКБ-385 под руководством Виктора Макеева. Разработка РТ-25 начата в СКБ-172 под руководством Михаила Цирульникова.
Стендовая отработка двигателей РТ- 1 была успешно проведена в 1961 году. В марте 1962 года состоялся первый испытательный пуск твердотопливной РТ-1 на полигоне Капустин Яр на промежуточную дальность с наземного стартового комплекса. 28 апреля 1962 года – первый пуск на максимальную дальность. Летные испытания завершились в июне 1963 года.
В июне 1963 года разработка ракеты РТ-1 была прекращена в связи с началом разработки ракет на смесевом твердом топливе.
В 1963 году была создана модифицированная экспериментальная ракета 8К95-63 (РТ-1-63) для решения различных задач в реальных условиях. Летные испытания этой ракеты представляли собой первый этап отработки третьей ступени ракеты РТ-2 с моноблочным двигателем на твердом смесевом топливе, разработанным в Пермском СКБ- 172 под руководством Михаила Цирульникова. Испытания были завершены в 1965 году.
Рт 1 кто изобрел
РТ-1 (индекс 8К95) — первая попытка СССР разработать твердотопливную МБР, проходила испытания с 1962 по 1963 год, но не развертывалась ввиду отрицательных результатов испытаний (две трети пусков закончились неудачно).
Головной разработчик — ОКБ-1. Разработано два варианта ракет РТ-1 и РТ-1-63. Пять пусков было проведено, из которых только два можно признать успешными (18 марта 1963 успешные испытания РТ-1 и осенью 1965 года успешный пуск РТ-1-63)
Разработка твердотопливной ракеты с дальностью действия 2500 километров началась в 1959 году, согласно Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 20 ноября 1959 года № 1291-570.
«Оружие победы»: 90 лет назад в СССР была запущена первая реактивная ракета
В 1806 году английский изобретатель Уильям Конгрив продемонстрировал восхитившую военных новинку — пороховые ракеты, которые абсолютно не зависели от массивных пушек того времени и потому могли быть перевезены на любой повозке или небольшом судне.
Гиперзвуковой перехват: на что способна новая российская противоракета
Уже во время первого испытания, при обстреле Булони, за полчаса было выпущено больше 200 ракет на расстояние более двух километров, что превосходило возможности артиллерии того времени и по скорострельности, и по средней эффективной дистанции.
Ракеты Конгрива были очень быстро приняты на вооружение в Великобритании, а затем и в большинстве стран Европы.
Но во второй половине XIX века, по мере развития казнозарядных пушек с нарезным стволом, ракеты Конгрива стали проигрывать им, так как не могли обеспечить сравнимую дальность и мощность выстрела.
О боевых ракетах забыли до Первой мировой войны. Но в 1915 году русский офицер-артиллерист Иван Граве предложил Артиллерийскому комитету, который отвечал за инновации в области вооружения армии, проект создания ракет на бездымном порохе, которые могли бы запускаться со специальных переносных станков.
Проект Граве фактически описывал прообраз реактивного миномёта Второй мировой. Но комитет отклонил идею изобретателя, поскольку учёные сочли, что война закончится раньше, чем удастся завершить разработку нового оружия.
Новое топливо
Вернуться к идее реактивных снарядов у Граве получилось уже в советскую эпоху. Он поступил на службу в Красную армию и в 1926 году получил патент на изобретение боевой ракеты. Однако новая власть не доверяла царскому офицеру, так что задачи по разработке реактивных технологий были переданы Николаю Тихомирову, пользовавшемуся поддержкой советского руководства.
Тихомиров ещё в 1919 году обратился к Ленину с предложением начать разработку нового оружия. Записку рассмотрели в штабе РККА, затем в отделе военных изобретений ВСНХ, всего на обсуждение идеи учёного ушло около года. «Лаборатория для разработки изобретений Н.И. Тихомирова» начала действовать 1 марта 1921 года.
- Изобретатель Николай Тихомиров
- © Wikimedia Commons
Но финансирование проекта было весьма скудным: чтобы оплатить покупку реактивов и оборудования участники исследований вынуждены были продавать собственное имущество. Несмотря на это, в скором времени начались первые испытания.
Вначале Тихомиров работал с пироксилиновыми шашками на летучем растворителе, созданными Граве, но качество топлива не дало удовлетворительных результатов и лаборатория приступила к разработке топлива на нелетучем растворителе.
Уже весной 1924 года Тихомиров доложил комиссии артиллерийских опытов, что ему «…удалось получить удовлетворительный состав реактивного пороха… Можно уже получать пороха, горящие с различной скоростью». В этом же году сотрудник лаборатории артиллерист В.А. Артемьев произвёл успешный запуск 21 ракеты на полигоне в Ленинграде. В следующем году вся лаборатория перебралась в город на Неве.
Газодинамическая лаборатория
К марту 1928 года были достигнуты первые практические результаты. Вот как описывал их Артемьев, лично отвечавший за эксперимент: «Это была первая ракета на бездымном порохе. Нет данных, которые удостоверяли бы изготовление в иностранных армиях ракетных снарядов (мин) на бездымном порохе ранее, чем в нашей стране, и приоритет принадлежит Советскому Союзу. Созданием этой пороховой ракеты на бездымном порохе был заложен фундамент для конструктивного оформления ракетных снарядов к «Катюше», оказавшей существенную помощь нашей Советской армии во время Великой Отечественной войны».
В это же время в лабораторию Тихомирова был принят будущий автор идеи «Катюши» Георгий Лангемак, а сама лаборатория, показавшая хорошие практические результаты, была переформирована в новый исследовательский центр — Газодинамическую лабораторию (ГДЛ), которой было суждено стать предтечей советских ракетных технологий.
- Музей «Газодинамическая лаборатория»
- © encspb.ru
1929 год стал эпохой настоящего прорыва. Во-первых, Тихомиров подал заявку на патент под названием «Способ изготовления прессованного бездымного пороха на твёрдых растворителях». Это означало, что ГДЛ убедилась в надёжности применяемой технологии. Во-вторых, в мае этого года в состав ГДЛ вошёл молодой изобретатель Валентин Глушко, впоследствии прославившийся как создатель жидкостных двигателей для первых советских космических ракет. Глушко было поручено возглавить подразделение лаборатории, разрабатывающее ракеты на жидком топливе.
Боевое крещение
Так в ГДЛ объединились оба ракетных направления: твердотопливное и жидкостное. И в том и в другом сотрудники лаборатории достигли немалых успехов, но сферы применения ракет оказались различны. В апреле 1930 года Тихомиров умирает, а через несколько месяцев после смерти изобретателя был получен патент на твёрдое ракетное топливо — его выдали уже Народному комиссариату военно-морских сил РККА. ГДЛ возглавил Борис Петропавловский, который вместе с Лангемаком сформулировал идею лёгких и мобильных реактивных систем на основе миномётов, которые должны были заменить малоподвижную артиллерию.
Уже осенью 1930 года в ГДЛ закончили проект и подготовили чертежи 82-мм и 132-мм ракетных орудий и реактивных снарядов. В следующем году ГДЛ создаёт модели снарядов и пусковых устройств, а также начинает испытание по боевому применению снарядов РС-82 и PC-182 на самолётах И-4 и Р-5.
- Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13Н
В 1932 году с целью централизации усилий по разработке ракетных технологий ГДЛ передали Артиллерийскому НИИ артиллерийского управления РККА, тогда же ГДЛ начала разработку ручного ракетного противотанкового ружья.
В то же время в США шла разработка знаменитой базуки, основанной на аналогичных принципах. К сожалению, разработки советских изобретателей в этом направлении оказались малоэффективными, и работы по этому проекту были свёрнуты. В результате Красная армия вступила во Вторую мировую войну, не имея столь эффективного противотанкового оружия и пользуясь либо поставками по ленд-лизу американских базук, либо трофейными немецкими фаустпатронами.
С 1931 года ракетными технологиями также занималась «Группа изучения реактивного движения» при Осоавиахиме во главе с Фридрихом Цандером и Сергеем Королёвым. Распылять средства по нескольким направлениям было сочтено нецелесообразным, и осенью 1933 года ГДЛ и ГИРД объединились в первый в мире Реактивный институт.
Так направление развития ракетной техники получило максимально возможный в СССР исследовательский статус, что демонстрировало понимание важности этой задачи на самом высоком уровне руководства страны и армии.
От ракет Конгрива до «Катюш»
Результаты концентрации усилий не замедлили проявиться. К 1936 году работы по жидкостным ракетным двигателями завершились созданием ОРМ-65. К этому двигателю была создана крылатая ракета «212», которая совершила первый полёт 29 января 1939 года. Конструкторами ракеты и двигателя были Королёв и Глушко. Это была первая советская управляемая ракета современного типа. Именно с модели «212» начался путь человека в космос.
Изрядные успехи были достигнуты и в сфере твердотопливных реактивных снарядов. В 1937 году Советская армия приняла на вооружение доработанные снаряды РС-82 и РС-132, используемые в авиации. Уже в 1939 году эти снаряды нашли боевое применение в сражении на Халхин-Голе, где истребители-ракетоносцы сбили два японских самолёта.
- Сбитый японский самолёт во время боёв на Халхин-Голе
С началом Великой Отечественной войны выяснилось, что реактивные снаряды плохо пригодны для маневренного воздушного боя, зато чрезвычайно эффективны при массовом применении, что доказали ещё ракеты Конгрива в начале XIX века.
К сожалению, политика террора 1937—1938 годов коснулась и учёных-ракетчиков. Был арестован Лангемак, которого вскоре расстреляли, Глушко и Королёв также оказались в заключении и до 1944 года работали в тюремных шарашках.
В 1939 году в Реактивном институте начались работы по созданию наземных мобильных реактивных миномётов. На базе уже созданных авиационных снарядов были разработаны модели Р-8 и Р-13 — именно ими вооружили знаменитые «Катюши» моделей БМ-8 и БМ-13, боевое применение которых доказало высокую эффективность ракетных технологий и сыграло важную роль в победе над фашистской Германией.
«Реактивные снаряды можно с полным правом назвать оружием победы. Уже первое применение «Катюш» на станции Орша доказало, что это оружие не только имеет значительный поражающий эффект, но и оказывает на противника подавляющее воздействие, когда у солдат, находящихся под обстрелом, возникает одно желание — бросить оружие и бежать. Создание боевых машин реактивной артиллерии стало серьёзной помощью советским войскам и предметом самого пристального внимания со стороны вермахта, реактивные системы которого были менее мощными и менее мобильными», — заявил в беседе с RT военный историк, директор музея войск ПВО в посёлке Заря Балашихинского района Юрий Кнутов.
Так скромный и незаметный эксперимент 3 марта 1928 года стал началом стремительного развития реактивной техники.
Как в СССР пытались создать первую надежную твердотопливную ракету
Конструирование этой ракеты началось в соответствии с постановлением Совмина СССР №1291-970 от 20 ноября 1959 г. «О создании изделия РТ-1 и выполнении работ по теме РТ-2». Этим документом назначили разработчиков: ОКБ-1 ГКОТ (главный конструктор Сергей Королев), КБ-11 Министерства среднего машиностроения и НИИ-125 ГКОТ.
Проекту присвоили секретный индекс 8К95.
Это была первая в СССР попытка создать надежную твердотопливную ракету, дальность полета которой определили в 2500 километров. Главные ее характеристики должны были соответствовать следующим параметрам. Вес — до 35 500 килограммов, длина — до 18,3 метра, масса заряда (боеголовка) — до 800 килограммов.
В качестве топлива для всех ступеней было предложено твердое вещество «Нейлон-Б» (нитроглицериновый порох РСТ-4В). Его разработал НИИ-125.
К 1961 году были готовы двигатели всех трех ступеней ракеты и проведены их стендовые испытания. А в 1962 году начались уже пробные летно-конструкторские испытания. Они проводились на полигоне Капустин Яр. Целью пробного пуска выбрали полигон Сары-Шаган вблизи озера Балхаш в Казахстане. Он состоялся 28 апреля.
В дальнейшем произвели еще серию пусков. Общее количество их составило 9.
Поскольку все работы были засекречены, то на сегодняшний день нет точных данных по ходу испытаний ракеты. Например, есть разночтения по дате ее первого успешного пуска. Одни исследователи доказывают, что он произошел как раз 28 апреля 1962 года, другие указывают дату 18 марта 1963 года. Большинство авторов склоняются именно к ней. В любом случае, из девяти пусков только пять были успешными. При таком раскладе назвать ракету надежной было невозможно.
Последний старт РТ-1 состоялся 1 июня 1963 года. По другим данным «крайним» запуском ракеты (правда уже в модификации РТ-1-63) следует считать сентябрь 1965 года.
Статистика пусков стала приговором для этого изделия, и дальнейшие работы были прекращены.
А первая серийная советская твердотопливная ракета (РТ-2) прошла успешные испытания и была принята на вооружение в 1968 году. Само собой опыт разработки РТ-1 очень пригодился, и ее вполне можно считать «этапным» изделием.