Почему зависает компьютер (так, что порой не реагирует ни на какие кнопки), и как это исправить
Вопрос от пользователя (в общем-то, типовой)
Здравствуйте.
Подскажите, с одной проблемкой. Прикупил компьютер, установил на него сам Windows 10 Pro, всё вроде настроил — но он периодически подвисает: ни на что не реагирует, даже на Ctrl+Alt+Del. Правда, курсор мышки бегает нормально (в некоторых случаях сразу же после зависания появляется синий экран).
Живу далековато от города, и тащить куда-то системный блок не хотелось бы. Может подскажите, как можно самостоятельно проверить хотя бы самые элементарные вещи. Может где-чего я «натупил»?
Сразу хотелось бы сказать, что проблема «зависания» — коварная, и далеко не всегда так просто установить ее причину (особенно, если она не цикличная, и проявляет себя в произвольные моменты времени) .
Иной раз приходиться «ковыряться» и день, и два, и три (перепроверяя поочередно железки), пока удается установить «виновника». Так что обещать заранее найти «причину» (тем более заочно) — та еще затея.
Но как бы там ни было, ниже приведу свои «пару копеек», — с чего следовало бы начать.
Что делать с «зависающим» компьютером\ноутбуком
Почему это может происходить
📌 Совет первый: если на экране появляются какие-то ошибки — попробуйте их записать или сфотографировать. Их код сильно может помочь в диагностике. По поводу синего экрана см. это.
📌 Совет второй: если это возможно — то рекомендую сделать бэкап всех важных данных с диска.
Все причины, из-за которых компьютер/ноутбук может зависать, можно разделить на 2 категории : программные и аппаратные.
- установка «битого» ПО (т.е. программы с поврежденными файлами). Например, такое нередко бывает с играми с торрент-трекеров;
- отсутствие драйверов (установка не подходящих драйверов). Часто такое случается, когда пользователи ставят новую Windows 10/11 на старый ноутбук/ПК, для которого нет драйверов под эти ОС;
- заражение системы вирусами;
- несовместимость ПО между собой (например, такое бывает при установке 2-х антивирусов. );
- запуск ресурсоемкого ПО на «слабом» ПК и др.
Аппаратные (в порядке частоты проявления):
- появление бэдов на жестком диске, проблемы с контроллером и пр. (прим.: очень часто диск приходит в негодность постепенно, и зависания — это лишь следствие этого);
- дефектные/повреждённые плашки ОЗУ (в редких случаях их несовместимость с мат. платой);
- проблема с охлаждением (прим.: из-за этого растет температура, и ЦП, чтобы не сгореть, сбрасывает частоты, а компьютер может зависнуть при этом. );
- нестабильность в работе блока питания;
- неисправность мат. платы, видеокарты, звук. карты, привода и др. железок.
С чего начать
1) Как только случилось зависание — обратите внимание на ошибки. Если какие-то окна появились на экране — рекомендую их сфотографировать.
2) Попробуйте нажать Ctrl+Alt+Del для вызова 📌диспетчера задач. Если удалось его открыть — посмотрите, нет ли программ нагружающих ЦП, память, диск, сеть. Если есть — закройте их! Например, в моем случае (на скрине ниже) виновником был Firefox! 👇
Частые «виновники» : uTorrent (и его аналоги), браузеры (Firefox, Chrome и пр.), редакторы видео, игры.
Диспетчер задач Windows — загрузка ЦП 66%
3) Если компьютер не реагирует ни на какие кнопки — попробуйте его перезагрузить (можно просто-напросто зажать кнопку включения на 5-10 сек., пока ПК/ноутбук не перезагрузится).
4) Обратите внимание! Не происходит ли зависание после запуска определенного ПО, или в какое-то конкретное время, или при выполнении каких-то действий. Если сможете подметить этот факт — это может сильно облегчить поиск причины.
5) Обратите внимание! На температуру корпуса вашего компьютера (это относится к ноутбукам, мини-ПК). Если чувствуется, что он горячее обычного (а кулер сильно шумит) — то причиной зависаний может быть перегрев (например, из-за забившегося пылью радиатора). Об этом подробнее ниже.
6) После перезагрузки устройства (пока оно снова не зависло) — попробуйте открыть 📌журнал событий Windows (сочетание Win+R , и команда eventvwr ). В нем иногда можно найти подробности по возникшей проблеме (и быстрее найти причину).
Просмотр событий — журнал Windows
Диагностика системы на программные сбои и ошибки
1) Для начала неплохо бы попробовать загрузить систему 📌в безопасном режиме и проверить не повториться ли зависание.
Если в безопасном режиме система работает в норм. режиме — рекомендую 📌обновить драйвера, отключить всё лишнее 📌из автозагрузки, почистить систему 📌от мусора.
2) Очень рекомендовал бы записать 📌LiveCD-флешку с WinPE, загрузиться с нее и проверить «поведение» компьютера (тем паче, что флешка такая всё равно будет периодически нужна!).
Эта «чистая» система позволит протестировать ПК (да и многие железки // об этом ниже ). 👇
Какие программы есть на диске «Стрельца. «
3) Если с LiveCD-флешки система работает стабильно и зависаний не происходит (а проверки диска, ОЗУ, температуры ничего не показали //см. диагностику железок ) — очень вероятно, что причиной сбоев явл. ошибки и сбои в текущей установленной версии Windows. Было бы правильно попробовать установить 📌вторую копию Windows без удаления текущей (для проверки).
Разумеется, в «новую» версию Windows необходимо установить драйвера, загруженные с офиц. сайта (какое-то стороннее ПО — по минимуму, только то, что необходимо для проверки ОС).
4) Если зависания происходят после запуска какой-то игры — то стоило бы:
- а) запустить другие игры и посмотреть, как себя ведет устройство;
- б) загрузить эту же игру, но другой версии (📌как и где искать игры);
- в) провести 📌стресс-тест для оценки стабильности работы компьютера.
Диагностика аппаратных неисправностей
1) От компьютера необходимо отключить всё «лишнее»: принтеры, сканеры, джойстики, и т.д. (оставить только минимум: монитор, клавиатура, мышка). Также желательно отключить «лишние» планки ОЗУ (оставить только 1), звук. карту, видеокарту (если есть встроенная) и пр. платы расширений.
2) Для диагностики нам понадобиться 📌LiveCD-флешка/диск (я взял от Сергея Стрельца, рекомендую), с которой необходимо будет загрузиться.
3) После того, как загрузитесь с флешки, откройте меню ПУСК и во вкладке «Диагностика» найдите «AIDA 64» .
В AIDA 64 нас интересует температура основных компонентов — вкладка «Датчики» (в первую очередь см. на ЦП и видеокарту). Попробуйте поделать привычные задачи, при которых система раньше зависала и посмотрите за показаниями.
👉 На температуру ЦП выше 60 градусов — обратите внимание. Более подробно о диапазонах для Intel, Ryzen.
👉 Регулярная чистка корпуса ПК и радиатора от пыли — первый шаг для борьбы с перегревом.
Температуры — Aida 64
4) Для ноутбуков я бы также порекомендовал проверить вкладку «Электропитание» (оценить состояние батареи).
Прим. : ноутбук стоило бы проверить как с подключенным блоком питания, так и при его работе от аккумулятора.
Электропитание — емкость батареи
5) Далее нужно проверить накопитель (проверять нужно все, которые постоянно подключены к ПК). Для этого понадобиться пару утилит: «CrystalDiskInfo» и «Victoria» (они есть также во вкладке «Диагностика» на LiveCD-флешке).
Если с диском все в порядке — в «CrystalDiskInfo» должен стоять статус техсостояния: «Хорошо» . 👇
6) Что касается Victoria — то рекомендую провести быстрое сканирование (вкладка «Test & Repair» ). Более подробно о тесте (и его результатах) — 📌см. отдельную заметку.
Victoria — тестирование диска, как провести
Смарт статус диска (Виктория, 5-я версия)
6) Перед тестированием плашек ОЗУ небольшая ремарка : если у вас несколько плашек — хорошо бы оставить только одну (а остальные на время диагностики отключить).
Для теста плашек можно воспользоваться утилитой MemTest64 — несколько прогонов вполне достаточно для их перепроверки. 📌Тестирование ОЗУ — инструкция
Примечание: обратите внимание, что не каждая память способна работать на выс. частоте XMP-профиля, которые часто выставляется в BIOS по умолчанию. Попробуйте 📌сбросить частоты на минимальные!
Тестирование ОЗУ — в идеале должно быть 0 ошибок!
7) При возникновении зависаний в играх (граф. редакторах) — крайне желательно перепроверить работу видеокарты. Для этого отлично подходит OCCT — 📌см. инструкцию (небольшой стресс-тест быстро покажет, насколько стабильно работает видеокарта. ).
Если у вас на ПК 2 видеокарты (встроенная и дискретная) — попробуйте отключить дискретную на время диагностики.
OCCT — тестирование компьютера, стресс-тест
8) Если все предыдущие тесты не помогли выявить причину — то очень вероятно вам понадобятся доп. комплектующие (и время!). Дальнейший ход проверки я бы предложил следующий:
- подключить системный блок к др. блоку питания (хотя вышеприведенные тесты очень вероятно выявили бы проблему с ним: если температура не растет и ПК резко откл. — проблема налицо. ) ;
- установить другую плашку ОЗУ (желательно иного производителя. Иногда бывает несовместимость. );
- перепроверить на другом системном блоке видеокарту, звук. карту и пр. комплектующие.
Т.е. далее все сводится к тому, чтобы перепроверить каждую «железку» в отдельности и посмотреть «несколько она исправна». Иногда причиной зависаний оказывается какая-нибудь полная ерунда. (на которую нужно потратить день, чтобы найти ее). 👀
Что делать, если компьютер на Windows зависает и гудит?
После выпуска Windows 11 многие пользователи сообщали об ошибке, когда их компьютер зависал во время запуска программы или игры, и внезапно их экран зависал, и они слышали очень громкий шум, исходящий из наушников или динамиков. Эта проблема не нова для Windows 11 и существовала в предыдущих версиях Windows.
Теперь может быть очень трудно точно определить, что вызывает эту проблему. Что касается пользовательских отчетов, то обычно это происходит во время игры в игры с интенсивным использованием графики или при работе с браузерами Chrome, но иногда это может происходить даже во время просмотра фильма или даже когда ваш компьютер не используется. Независимо от того, что вызывает эту проблему, вот несколько исправлений, которые помогут вам устранить эту проблему.
1. Перезагрузите компьютер
Весьма вероятно, что эта ошибка просто произошла из-за какой-либо внутренней ошибки или сбоя какой-либо системной службы. В таких случаях перезагрузка компьютера приведет к перезапуску всех фоновых приложений и процессов и решит эту проблему.
Теперь, если вы столкнулись с этой проблемой, у вас есть два варианта в зависимости от того, можете ли вы получить доступ к своему рабочему столу. Если приложение, которое вы запускали, было заморожено, но вы можете Windows выйти из этого замороженного приложения, нажав клавишу или вкладку, нажав ALT + Tab , вы можете перезагрузить компьютер из меню «Пуск».
Для этого перейдите в меню «Пуск», нажав клавишу Windows на клавиатуре, а затем нажав кнопку питания. Теперь в меню питания выберите «Перезагрузить».
Теперь, если весь экран завис, вам нужно использовать физическую кнопку на вашем кабинете. Как правило, во всех шкафах есть физическая кнопка перезагрузки рядом с кнопкой питания. Нажмите эту кнопку, и ваш компьютер перезагрузится.
2. Загрузите Windows в безопасном режиме
Если ваш компьютер часто зависает и издает жужжание, вы можете попробовать загрузить компьютер в безопасном режиме. Когда ваш компьютер загружается в безопасном режиме, он запускает только основные службы и фоновые приложения. Он также использует только необходимые драйверы. Вы можете загрузить компьютер в безопасном режиме, используя окно «Конфигурация системы».
Сначала откройте окно «Выполнить», нажав Windows + r на клавиатуре. Теперь в окне «Выполнить» введите «msconfig» в командной строке и нажмите Enter .
После того, как откроется окно «Конфигурация системы», перейдите на вкладку «Загрузка», после чего вы увидите параметр «Безопасная загрузка» в разделе «Параметры загрузки». Теперь поставьте галочку перед Безопасной загрузкой. Не забудьте убедиться, что под Безопасной загрузкой выбран минимальный переключатель.
Затем перейдите на вкладку «Услуги». Оттуда установите флажок «Скрыть все службы Microsoft».
Наконец, нажмите «Отключить все». После этого нажмите «ОК» и перезагрузите компьютер. Как только ваш компьютер загрузится, поэкспериментируйте с ним некоторое время и проверьте, нет ли у вас зависания экрана, сопровождаемого жужжанием.
Если у вас по-прежнему возникает та же проблема, попробуйте другие исправления. Но если после загрузки в безопасном режиме у вас не возникло проблем, это означает, что эту проблему вызывает стороннее приложение или служба. В таких случаях удаление неисправного приложения устранит проблему.
3. Переустановите/обновите графический драйвер.
По словам пользователей, которые также сталкивались с этой проблемой, часто проблема решалась переустановкой или обновлением драйверов графического процессора. Это указывает на то, что устаревшие или неисправные графические драйверы могут привести к зависанию компьютера. Чтобы убедиться, что ваши драйверы графического процессора обновлены, вы можете использовать специальное программное обеспечение для драйверов, такое как Nvidia GeForce Experience или AMD Radeon Software.
Здесь у нас установлен графический процессор Nvidia, поэтому для демонстрации шагов мы будем использовать интерфейс GeForce Now. Если у вас установлен графический процессор AMD Radeon, вам необходимо использовать специальное программное обеспечение для графических процессоров AMD. Нет необходимости беспокоиться, так как шаги более или менее одинаковы.
Сначала откройте программное обеспечение графического процессора, выполнив поиск в меню «Пуск», а затем выбрав его в результатах поиска.
Когда откроется окно GeForce Experience, нажмите «ДРАЙВЕРЫ» рядом с «ДОМАШНЕЙ СТРАНИЦЕЙ», расположенной в верхнем левом углу окна.
После этого нажмите «ПРОВЕРИТЬ ОБНОВЛЕНИЯ», расположенную под вашим именем пользователя в правой части окна.
Если обновление недоступно, в левом нижнем углу экрана будет отображаться сообщение «У вас установлена последняя версия драйвера GeForce Game Ready». Это означает, что драйвер не является причиной зависания вашего компьютера.
С другой стороны, если доступно обновление, вам будет предложено загрузить его. Обновите драйвер графического процессора, а затем перезагрузите компьютер, чтобы проверить, решит ли это проблему.
Кроме того, вы также можете использовать приложение «Диспетчер устройств» для обновления или переустановки драйвера графического процессора. Если вы используете встроенную видеокарту или APU, этот метод вам подойдет. Сначала откройте приложение «Диспетчер устройств», выполнив поиск в Windows.
После того, как откроется окно диспетчера устройств, щелкните стрелку перед «Видеоадаптеры», чтобы развернуть меню. Теперь в расширенном меню щелкните правой кнопкой мыши свой графический процессор и выберите «Обновить драйвер».
Затем появится новое окно. Оттуда нажмите «Автоматический поиск драйверов».
После этого Windows будет автоматически искать доступные обновления. Если он есть, он будет загружен и установлен. В противном случае он покажет «Лучшие драйверы для вашего устройства уже установлены».
Вы также можете попробовать удалить, а затем переустановить драйверы видеокарты. Еще раз щелкните правой кнопкой мыши графический процессор в расширенном меню «Адаптеры дисплея» и на этот раз вместо «Обновить драйвер» выберите «Удалить устройство».
Вы получите диалоговое окно под названием «Удалить устройство». Оттуда нажмите «Удалить», и ваш экран может стать черным на несколько секунд. Дайте ему загрузиться, а затем перезагрузите компьютер.
После загрузки компьютера Windows автоматически переустановит графические драйверы, и проблема должна быть устранена.
4. Очистите оперативную память
Если вы очень часто сталкиваетесь с «Проблемой зависания и жужжания», вы можете почистить свои планки оперативной памяти. Иногда возникает ошибка или неисправность в соединении, что также может вызвать эту проблему. Поэтому извлеките планки оперативной памяти из материнской платы и переустановите их правильно и посмотрите, решит ли это вашу проблему. Вы также можете попробовать альтернативные слоты PCIe, если они изначально не работают.
Если проблема все еще не устранена, возможно, вам нужно заменить оперативную память. Плохая память может вызвать многочисленные проблемы на вашем компьютере. Кроме того, убедитесь, что вы не используете пользовательские профили памяти для вашей оперативной памяти. Вы можете проверить это, зайдя в BIOS вашей материнской платы.
5. Проверьте перегрев процессора
Если вы запускаете интенсивные игры или задачи, требующие высокой вычислительной мощности, возможно, эта проблема вызвана перегревом вашего процессора или тепловым троттлингом. Чтобы проверить это, вам придется использовать любые сторонние приложения или зайти в BIOS вашего компьютера.
Теперь, какая идеальная температура для вашего процессора во время работы, полностью зависит от того, какой у вас процессор. Хотя, если ваш процессор переваливает через 85-90 градусов, то он, вероятно, перегревается и очень опасен для вашей системы.
В этом случае есть довольно много вещей, которые вы можете рассмотреть. Вы можете просто перестать запускать эти требовательные игры или приложения, чтобы ваш процессор не подвергался постоянной нагрузке. Если это не вариант для вас, возможно, вам придется обеспечить процессор лучшим охлаждением, используя дополнительный кулер для процессора. Вы также можете использовать лучшую термопасту, чтобы отводить больше тепла и поддерживать низкую температуру процессора.
6. Обновите аудиодрайверы
Как и в случае с драйвером графического процессора, вы можете использовать приложение «Диспетчер устройств» для обновления аудиодрайверов. Для этого сначала откройте приложение «Диспетчер устройств», выполнив поиск в меню «Пуск», а затем выбрав его из результатов поиска.
Когда откроется окно диспетчера устройств, щелкните стрелку перед «Аудиовходы и выходы».
Затем в расширенном меню щелкните правой кнопкой мыши любое аудиоустройство и выберите «Обновить драйвер».
Появится новое окно. Оттуда нажмите «Автоматический поиск драйверов».
Теперь, если доступно обновление, оно будет загружено. Вы также можете проверить наличие обновлений аудиодрайвера в Центре обновления Windows. После завершения обновления вы можете перезагрузить компьютер, и проблема должна быть устранена.
7. Выполните сканирование SFC
Если вы выполните сканирование SFC на своем компьютере, оно покажет вам, есть ли в вашей системе какой-либо сломанный/поврежденный файл, а также удалит его из вашей системы. Для этого сначала откройте окно командной строки в режиме администратора, выполнив поиск в меню «Пуск».
После этого, как только откроется окно командной строки, введите следующую команду в командной строке и нажмите Enter .
Сканирование начнется немедленно и может занять несколько минут.
После завершения сканирования вы увидите результаты в окне командной строки.
Компьютер начинает гудеть и зависает
Проблема такова: после включения, компьютер работает минут 15, после чего начинает гудеть и зависает, при перезагрузке не включается (просто чёрный экран). Начинает включаться только минут через 30, а потом все повторяется. Поискал в инете, пишут, что перегревается или процессор или видеокарта, так что прикрепил к вопросу скрин с температурой (т. к. сам в этом не разбираюсь).
Разобрал БП, вроде все ОК с ним, ничего не вздулось, не подплавилось. Прикрепил фото.
/> /> />
датчики могут врать, это не показатель
гудит — большие обороты вентилятора
большие обороты вентилятора — высокая температура процессора
зависает — перегрев
более ничего вразумительного тут не скажешь без подробностей. модель процессора в студию
Как уже было предложено, проверьте, если ваш БП работает нормально. Еще, не навредить, если почистите систему и поменяете термопласту. Для чистки систему, рекомендую использовать сжатый воздух, так как статика довольно опасна для компонентов ПК.
Еще, советую сделать бэкап (в принципе резервное копие всегда нужно) и после этого сделать диагностический тест жестких дисков. После тестов можете, выложит скрин СМАРТ статуса здесь (перед снятием скриншота растяните окно так, чтобы были видны все строки и все значения в колонках).