ABC-анализ в Эксель: теория и рабочий пример
Здравствуйте. Сегодня учимся делать АБЦ анализ в Excel. Начнем с определений. АВС-анализ – это способ классификации ресурсов по степени их влияния на процессы, в которые они вовлечены. Например, товарного ассортимента на коммерческую деятельность. Т.е. определить, какие товары приносят максимальную прибыль, а какие – лишь отнимают операционное время ваших работников.
В основе abc-анализа лежит метод ABC и закон Парето: 20% усилий дают 80% результата. Наша задача – разбить перечень ресурсов на 3 категории:
- А – суммарная доля в общем результате – 80%
- B – суммарная доля – еще 15%
- C – оставшиеся 5%
Давайте сделаем АБС анализ ассортимента по объему продаж за год. Действуем по алгоритму:
- Выгружаем из базы данных продажи за год в разрезе товаров:
Сортируем список по убыванию суммарных продаж
В новом столбце считаем долю каждого товара в суммарных продажах. В каждой строке делим соответствующие продажи на суммарные: =B2/СУММ($B$2:$B$23)
В следующем столбце считаем нарастающую долю. То есть процент данного товара плюс проценты всех предыдущих. В последней строке должно получиться 100%
В последнем столбце определяем категорию с помощью функции ЕСЛИ: =ЕСЛИ(D2
Для удобства, я сделал заливку фона для каждой категории с помощью условного форматирования.
Теперь нам хорошо видно, что первые 13 товаров делают 80% всех продаж. Однако, этих данных мало, чтобы провести реальный анализ и принять определенные решения касаемо того или иного продукта. Поэтому, дальше я расскажу, как сделать абс-анализ в Excel информативным и полезным.
АВС-анализ товарного ассортимента
Правильная последовательность выполнения ABC-анализа обычно такая:
- Выбрать несколько показателей, по которым будем оценивать процесс. Для ассортимента товаров, пусть это будет выручка, прибыль и количество чеков для каждого товара
- Сегментировать процесс, если это необходимо. Например, по географии сбыта, т.к. в разных странах могут отличаться стереотипы, модели поведения при покупке. Очевидно, нельзя иметь одинаковый ассортимент в Европе и Китае, т.к. потребительский спрос там разный. Анализ проводите для каждого сегмента отдельно.
- Выгрузить из базы данных численную информацию по товарам и выбранным показателям за длительный период. Обычно, 1-2 года. В нашем случае, получим объемы продаж в единой валюте, прибыль от этих продаж и количество чеков.
Важно: полученные данные должны быть достоверными, «чистыми» и сведёнными до вида «товар –значение». Например, выручка нужна для каждой единицы номенклатуры в виде: «Наименование товара – сумма продаж за год». Если у вас более детальные данные, можно воспользоваться Сводными таблицами для приведения информации в нужный вид.
Теперь, сопоставляя собранную информацию, можно делать выводы. Например:
- Samsung Galaxy J2 Prime – при большой выручке, товар не принес значительной прибыли, было не так много чеков. Данная позиция, возможно, слишком дорогая для данного рынка сбыта и ее приходится распродавать без запаса маржи
- Xiaomi Redmi Note 5 – при небольшом количестве чеков, принес хорошую выручку и значительную прибыль. Товар оптимален с точки зрения экономики предприятия
- Xiaomi Redmi 6 – при средней выручке, приносит прибыль и активно покупается. Дешевая модель с высокой рентабельностью, которая распродается массово. Стоит внимательно относиться к запасам данного продукта
И так далее. Подход с несколькими показателями позволяет лучше понимать процессы и принимать решения на основе этого. Подобный анализ рекомендую проводить регулярно для получения наилучшего эффекта. При этом, рассудительность и способность мыслить логически – важнее, чем непосредственно результаты расчётов.
Проведенный нами АВС анализ товарного ассортимента – пример того, как правильная манипуляция показателями раскрывает суть процессов, а Microsoft Excel – выступает удобным инструментом для этого.
Кроме того, аналитики часто выполняют XYZ-анализ, или комбинированный ABC-XYZ для более глубокого понимания процессов.
Кстати, все данные, приведенные в таблицах с примерами – вымышленные, не имеют ничего общего с реальностью, получены с помощью генератора случайных чисел и не отражают объективной реальности для перечисленных продуктов!
А у меня на этом всё. Если хотите что-то спросить, уточнить или добавить – пишите комментарии!
Как правильно сделать abc анализ в excel
Кто хоть раз пытался сделать ABC-анализ в MS Excel знает, что в принципе делается это легко, но все-таки приходится помучиться, ввести формулы, воспользоваться условным форматированием в общем потерять какую-то часть своего времени. В данной статье я расскажу, как можно очень сильно сократить время на выполнение этой рутинной операции.
Инструкция
Для этого нам понадобиться надстройка ЁXCEL.
Когда надстройка установлена переходим в рабочую книгу, в которой у нас содержатся данные для ABC-Анализа. Сортируем по убыванию данные по полю числовых данных. Выделяем столбец с числовыми значениями, без итога (если таковой имеется) и заголовка, в главном меню переходим во вкладку ЁXCEL, нажимаем кнопку "Таблицы", в выпавшем списке выбираем команду "ABC-Анализ":
В открывшемся диалоговом окне производим настройку и нажимаем "ОК":