Как составить задачу в excel
Перейти к содержимому

Как составить задачу в excel

Как в офисе.

Решение прикладных задач в Excel

Разделы: Информатика

Цель урока:

  • Познакомить с основными технологическими приемами при решении задач оптимизации;
  • Приобрести навыки работы с надстройками Excel;
  • Научить использовать инструменты Excel Поиск решения и Подбор параметра.

Задача учителя: Показать приемы использования функций Excel Поиск решения и Подбор параметра.

Методика проведения урока

Excel позволяет не только производить расчеты, но и решать сложные задачи из различных сфер деятельности, такие как решение уравнений, задачи прогнозирования и оптимизации и другие. Решение задач такого вида может быть осуществлено с помощью инструмента Поиск решения.

Формулировка таких задач может представлять собой систему уравнений с несколькими неизвестными и набор ограничений на решения. Поэтому решение задачи надо начинать с построения соответствующей модели.

Для того чтобы надстройка Поиск решения загружалась сразу при запуске Excel:

  • Выберите команду Кнопка Office, Параметры Excel;
  • В диалоговом окне слева выберите команду Надстройки, а справа выделите команду Поиск решения и нажмите ОК.

Для того чтобы команда Подбор параметра находилась на панели быстрого доступа необходимо:

  • Выберите команду Кнопка Office, Параметры Excel;
  • Слева в диалоговом окне выберите команду Настройки, справа — все команды и ОК;
  • В окне команд выберите команду Подбор параметра и нажмите Добавить.

Познакомимся с этими командами на примере.

Задача. Предположим, что мы решили производить 2 вида полок А и В. На изготовление модели А требуется 3 м 3 досок, на изготовление модели В — 4 м 3 досок. За неделю можно получить не более 1800 м 3 досок. На изготовление модели А требуется — 15 минут, модели В — 30 минут. Рабочая неделя для 4 сотрудников составляет 160 часов. Сколько полок А и В надо изготовить, чтобы получить максимальную прибыль, если полка А стоит 3500 рублей, полка В — 4800 рублей.

Технология работы:

  • Запустите табличный процессор Excel.
  • Заполните таблицу в соответствии с образцом:
  • Щелкните правой кнопкой мыши по ячейке В2 и переименуйте ее в x, так как сначала у нас количество полок вида А равно x. Аналогично переименуйте ячейку В3 в y.
  • Целевая функция, определяющая нашу прибыль, выглядит следующим образом: ПРИБЫЛЬ=3500*x+4800*y.
  • Затраты по материалам равны 3*x+4*y. Затраты по времени равны 0,25*x+0,5*y.

Введем эти данные в нашу таблицу и получим:

Выделим ячейку В5 и выберем меню Данные, после чего активизируем команду Поиск решения. Заполним ячейки этого окна следующим образом:

и нажмем Выполнить. Если все сделано правильно, то решение будет таким, как указано ниже:

Из решения видно, что оптимальный план выпуска полок составляет 520 штук вида А и 60 штук вида В. Полученная максимальная прибыль составит 2108000 рублей.

Покажем применение еще одной команды для решения этой задачи. Пусть мы хотим получать максимальную прибыль в размере 2500000 рублей. Используем функцию Подбор параметра для определения новых значений. Выберем эту команду и заполним ячейки окна следующим образом:

и нажмем ОК. Получим следующее решение:

В данном случае изменяли количество полок вида В. Заметим, что необходимо увеличить затраты по времени и затраты по материалам, т.е. надо получать не менее 2127 м 3 досок в неделю.

Можно выбрать в качестве Изменяя значения ячейки количество полок вида А.

Тогда при решении получим следующие значения:

В данном случае также необходимо будет увеличить затраты на материалы — потребуется 2136 м 3 досок и затраты по времени.

Анализ данного примера показывает, что с помощью Excel можно решать различные экономические задачи. Можно найти все оптимальные решения и выбрать наиболее подходящее с точки зрения дополнительных критериев.

Т. о. рассматривается важная задача, как формирование умений и навыков при решении практических задач в экономике.

Литература:

1. Макарова, Н. В. Информатика. Задачник по моделированию. — 9 класс. — СПб.: Питер, 2001.

2. Чернов, А. А., Чернов, А. Ф. Информатика. Сборник элективных курсов. — 9 класс. — Волгоград: Учитель, 2007.

5 основ Excel (обучение): как написать формулу, как посчитать сумму, сложение с условием, счет строк и пр.

Многие кто не пользуются Excel — даже не представляют, какие возможности дает эта программа! ☝

Подумать только: складывать в автоматическом режиме значения из одних формул в другие, искать нужные строки в тексте, создавать собственные условия и т.д. — в общем-то, по сути мини-язык программирования для решения "узких" задач (признаться честно, я сам долгое время Excel не рассматривал за программу, и почти его не использовал) .

В этой статье хочу показать несколько примеров, как можно быстро решать повседневные офисные задачи: что-то сложить, вычесть, посчитать сумму (в том числе и с условием) , подставить значения из одной таблицы в другую и т.д.

То есть эта статья будет что-то мини гайда по обучению самому нужному для работы (точнее, чтобы начать пользоваться Excel и почувствовать всю мощь этого продукта!) .

Возможно, что прочти подобную статью лет 17-20 назад, я бы сам намного быстрее начал пользоваться Excel (и сэкономил бы кучу своего времени для решения "простых" задач. 👌

Обучение основам Excel: ячейки и числа

Примечание : все скриншоты ниже представлены из программы Excel 2016 (как одной из самой новой на сегодняшний день).

Многие начинающие пользователи, после запуска Excel — задают один странный вопрос: "ну и где тут таблица?". Между тем, все клеточки, что вы видите после запуска программы — это и есть одна большая таблица!

Теперь к главному : в любой клетке может быть текст, какое-нибудь число, или формула. Например, ниже на скриншоте показан один показательный пример:

  • слева : в ячейке (A1) написано простое число "6". Обратите внимание, когда вы выбираете эту ячейку, то в строке формулы (Fx) показывается просто число "6".
  • справа : в ячейке (C1) с виду тоже простое число "6", но если выбрать эту ячейку, то вы увидите формулу "=3+3" — это и есть важная фишка в Excel!

Просто число (слева) и посчитанная формула (справа)

👉 Суть в том, что Excel может считать как калькулятор, если выбрать какую нибудь ячейку, а потом написать формулу, например "=3+5+8" (без кавычек). Результат вам писать не нужно — Excel посчитает его сам и отобразит в ячейке (как в ячейке C1 в примере выше)!

Но писать в формулы и складывать можно не просто числа, но и числа, уже посчитанные в других ячейках. На скриншоте ниже в ячейке A1 и B1 числа 5 и 6 соответственно. В ячейке D1 я хочу получить их сумму — можно написать формулу двумя способами:

  • первый: "=5+6" (не совсем удобно, представьте, что в ячейке A1 — у нас число тоже считается по какой-нибудь другой формуле и оно меняется. Не будете же вы подставлять вместо 5 каждый раз заново число?!);
  • второй: "=A1+B1" — а вот это идеальный вариант, просто складываем значение ячеек A1 и B1 (несмотря даже какие числа в них!).

Сложение ячеек, в которых уже есть числа

Распространение формулы на другие ячейки

В примере выше мы сложили два числа в столбце A и B в первой строке. Но строк то у нас 6, и чаще всего в реальных задачах сложить числа нужно в каждой строке! Чтобы это сделать, можно:

  1. в строке 2 написать формулу "=A2+B2" , в строке 3 — "=A3+B3" и т.д. (это долго и утомительно, этот вариант никогда не используют) ;
  2. выбрать ячейку D1 (в которой уже есть формула) , затем подвести указатель мышки к правому уголку ячейки, чтобы появился черный крестик (см. скрин ниже) . Затем зажать левую кнопку и растянуть формулу на весь столбец. Удобно и быстро! ( Примечание : так же можно использовать для формул комбинации Ctrl+C и Ctrl+V (скопировать и вставить соответственно)) .

Кстати, обратите внимание на то, что Excel сам подставил формулы в каждую строку. То есть, если сейчас вы выберите ячейку, скажем, D2 — то увидите формулу "=A2+B2" (т.е. Excel автоматически подставляет формулы и сразу же выдает результат) .

Как задать константу (ячейку, которая не будет меняться при копировании формулы)

Довольно часто требуется в формулах (когда вы их копируете), чтобы какой-нибудь значение не менялось. Скажем простая задача: перевести цены в долларах в рубли. Стоимость рубля задается в одной ячейке, в моем примере ниже — это G2.

Далее в ячейке E2 пишется формула "=D2*G2" и получаем результат. Только вот если растянуть формулу, как мы это делали до этого, в других строках результата мы не увидим, т.к. Excel в строку 3 поставит формулу "D3*G3", в 4-ю строку: "D4*G4" и т.д. Надо же, чтобы G2 везде оставалась G2.

Чтобы это сделать — просто измените ячейку E2 — формула будет иметь вид "=D2*$G$2". Т.е. значок доллара $ — позволяет задавать ячейку, которая не будет меняться, когда вы будете копировать формулу (т.е. получаем константу, пример ниже) .

Константа / в формуле ячейка не изменяется

Как посчитать сумму (формулы СУММ и СУММЕСЛИМН)

Можно, конечно, составлять формулы в ручном режиме, печатая "=A1+B1+C1" и т.п. Но в Excel есть более быстрые и удобные инструменты.

Один из самых простых способов сложить все выделенные ячейки — это использовать опцию автосуммы (Excel сам напишет формулу и вставить ее в ячейку) .

Что нужно сделать, чтобы посчитать сумму определенных ячеек:

  1. сначала выделяем ячейки (см. скрин ниже 👇) ;
  2. далее открываем раздел "Формулы" ;
  3. следующий шаг жмем кнопку "Автосумма" . Под выделенными вами ячейками появиться результат из сложения;
  4. если выделить ячейку с результатом (в моем случае — это ячейка E8) — то вы увидите формулу "=СУММ(E2:E7)" .
  5. таким образом, написав формулу "=СУММ(xx)" , где вместо xx поставить (или выделить) любые ячейки, можно считать самые разнообразные диапазоны ячеек, столбцов, строк.

Автосумма выделенных ячеек

Как посчитать сумму с каким-нибудь условием

Довольно часто при работе требуется не просто сумма всего столбца, а сумма определенных строк (т.е. выборочно). Предположим простую задачу: нужно получить сумму прибыли от какого-нибудь рабочего (утрировано, конечно, но пример более чем реальный) .

Я в своей таблицы буду использовать всего 7 строк (для наглядности) , реальная же таблица может быть намного больше. Предположим, нам нужно посчитать всю прибыль, которую сделал "Саша". Как будет выглядеть формула:

  1. " =СУММЕСЛИМН( F2:F7 ; A2:A7 ;"Саша") " — ( прим .: обратите внимание на кавычки для условия — они должны быть как на скрине ниже, а не как у меня сейчас написано на блоге) . Так же обратите внимание, что Excel при вбивании начала формулы (к примеру "СУММ. "), сам подсказывает и подставляет возможные варианты — а формул в Excel’e сотни!;
  2. F2:F7 — это диапазон, по которому будут складываться (суммироваться) числа из ячеек;
  3. A2:A7 — это столбик, по которому будет проверяться наше условие;
  4. "Саша" — это условие, те строки, в которых в столбце A будет "Саша" будут сложены (обратите внимание на показательный скриншот ниже) .

Сумма с условием

Примечание : условий может быть несколько и проверять их можно по разным столбцам.

Как посчитать количество строк (с одним, двумя и более условием)

Довольно типичная задача: посчитать не сумму в ячейках, а количество строк, удовлетворяющих какомe-либо условию.

Ну, например, сколько раз имя "Саша" встречается в таблице ниже (см. скриншот). Очевидно, что 2 раза (но это потому, что таблица слишком маленькая и взята в качестве наглядного примера). А как это посчитать формулой?

"=СЧЁТЕСЛИ( A2:A7 ; A2 )" — где:

  • A2:A7 — диапазон, в котором будут проверяться и считаться строки;
  • A2 — задается условие (обратите внимание, что можно было написать условие вида "Саша", а можно просто указать ячейку).

Результат показан в правой части на скрине ниже.

Количество строк с одним условием

Теперь представьте более расширенную задачу: нужно посчитать строки, где встречается имя "Саша", и где в столбце "B" будет стоять цифра "6". Забегая вперед, скажу, что такая строка всего лишь одна (скрин с примером ниже) .

Формула будет иметь вид:

=СЧЁТЕСЛИМН( A2:A7 ; A2 ; B2:B7 ;"6") — (прим.: обратите внимание на кавычки — они должны быть как на скрине ниже, а не как у меня) , где:

A2:A7 ; A2 — первый диапазон и условие для поиска (аналогично примеру выше);

B2:B7 ;"6" — второй диапазон и условие для поиска (обратите внимание, что условие можно задавать по разному: либо указывать ячейку, либо просто написано в кавычках текст/число).

Счет строк с двумя и более условиями

Как посчитать процент от суммы

Тоже довольно распространенный вопрос, с которым часто сталкиваюсь. Вообще, насколько я себе представляю, возникает он чаще всего — из-за того, что люди путаются и не знают, что от чего ищут процент (да и вообще, плохо понимают тему процентов (хотя я и сам не большой математик, и все таки. ☝) ).

👉 В помощь!

Как посчитать проценты: от числа, от суммы чисел и др. [в уме, на калькуляторе и с помощью Excel] — заметка для начинающих

Самый простой способ, в котором просто невозможно запутаться — это использовать правило "квадрата", или пропорции.

Вся суть приведена на скрине ниже: если у вас есть общая сумма, допустим в моем примере это число 3060 — ячейка F8 (т.е. это 100% прибыль, и какую то ее часть сделал "Саша", нужно найти какую. ).

По пропорции формула будет выглядеть так: =F10*G8/F8 (т.е. крест на крест: сначала перемножаем два известных числа по диагонали, а затем делим на оставшееся третье число).

В принципе, используя это правило, запутаться в процентах практически невозможно 👌.

Пример решения задач с процентами

PS

Собственно, на этом я завершаю данную статью. Не побоюсь сказать, что освоив все, что написано выше (а приведено здесь всего лишь "пяток" формул) — Вы дальше сможете самостоятельно обучаться Excel, листать справку, смотреть, экспериментировать, и анализировать. 👌

Скажу даже больше, все что я описал выше, покроет многие задачи, и позволит решать всё самое распространенное, над которым часто ломаешь голову (если не знаешь возможности Excel) , и даже не догадывается как быстро это можно сделать. ✔

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *