Акт взаимозачета это что такое
Перейти к содержимому

Акт взаимозачета это что такое

Акт взаимозачёта между организациями

Акт взаимозачета обычно составляют в тех случаях, когда между предприятиями-контрагентами существует взаимная задолженность. Вид задолженности не имеет значения – она может быть финансовой или в форме каких-либо иных материальных ценностей. Однако при составлении акта взаимозачета важнейшее условие заключается в том, чтобы встречные требования носили однородный характер (например, денежные претензии с обеих сторон).

Акт оформляется при взаимном соглашении сторон, по заявлению одной из них.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Чаще всего акт взаимозачета используют представители малого и среднего бизнеса, столкнувшиеся с финансовыми проблемами. Этот вариант предлагает им возможность взаимного «списания» долгов грамотным и законным способом или же заключение сделок путем простого обмена какими-либо равнозначными материальными ценностями. Однако, существует ряд ситуаций, когда составление акта взаимозачета не представляется возможным. В частности:

  • если задолженность наступила в связи с взысканием алиментов;
  • если задолженность образована в связи с внесением средств в уставной капитал;
  • если задолженность случилась вследствие возмещения вреда, причиненного здоровью либо жизни;
  • если задолженность наступила при исполнении обязанностей по пожизненному содержанию;
  • задолженность утрачивает значение, если по ней истек срок исковой давности;
  • иных случаях, в соответствии с законом РФ или предусмотренных письменными договорными отношениями между сторонами.

Как составить Акт взаимозачета

В акте взаимозачёта может фигурировать как две стороны (основной вариант), так и более. Каждой — свой экземпляр!

Унифицированной, строго утвержденной формы акт взаимозачета не имеет, поэтому юридические лица вправе писать его по собственному разработанному шаблону или в свободном виде. Для оформления акта можно взять обычный лист А4 формата, при этом написать его можно от руки или напечатать на компьютере.

Акт составляется в двух экземплярах, по одному для каждой из заинтересованных сторон. В тех случаях, если в процедуре взаимозачета участвует третья сторона – для нее также должен быть создан отдельный экземпляр. Каждая копия акта должна быть в обязательном порядке подписана руководителями организаций (или уполномоченными на подписание подобного рода документов сотрудниками).

Если представители организаций хотят проштамповать документ, то его можно заверить печатью, хотя делать это не обязательно (с 2016 года юридические лица вправе не пользоваться в своей работе печатями и штампами, однако следует учесть тот момент, что многие государственные структуры, в том числе судебные инстанции, по прежнему требуют её наличия).

В Акт взаимозачета в обязательном порядке нужно внести

  • сведения о предприятиях, достигших договоренности по взаимозачету;
  • основания возникновения задолженностей (здесь достаточно указать документы, по которому они возникли);
  • список обязательств;
  • окончательную сумму долга.

К акту в обязательном порядке нужно приложить копии документов, по которым возникли задолженности.

Инструкция по заполнению акта взаимозачета

Акт имеет вполне стандартную структуру с точки зрения делопроизводства.

  • В «шапке» акта пишется название документа с коротким обозначением его сути. Далее вписывается населенный пункт, в котором ведет деятельность компания, выписывающая акт, а также дата его создания.
  • Затем указывается информация о первой компании: вносится ее наименование с указанием организационно-правовой формы (ИП, ООО, ОАО, ЗАО), должность ответственного лица (обычно здесь пишут Директор, Генеральный директор или указывают иного, уполномоченного на подписание подобного рода документов сотрудника) его фамилию, имя, отчество (полностью).
  • Указываем, на основании какого документа он действует (Устав, Доверенность, Положение и т.п.).
  • Далее аналогичная информация вносится о второй стороне: название организации, должность, фамилия, имя, отчество ответственного лица и документ, на основании которого он действует.

Образец акта взаимных требований - взаимозачёта

Вторая часть акта касается подробных сведений о том, на основании каких договоров возникли взаимные задолженности (с указанием ссылки на них – номера и даты составления), а также полные их суммы с обеих сторон (цифрами и прописью).

Фиксируется факт согласия погашения взаимных финансовых (или иных материальных) претензий путем взаимозачета (здесь следует обязательно указать, полный или частичный взаимозачет). Если одна сторона должна второй большую сумму, то в акте следует прописать, в течение какого срока с момента его подписания, оставшийся долг должен быть погашен.

В завершающей части акт должен быть подписан всеми заинтересованными сторонами (здесь указывается должность, фамилия, имя отчество сотрудника подписывающего документ). Акт можно заверить печатями, но это не обязательно.

Договор взаимозачета между организациями — образец

В чем суть взаимозачета (по контрактам на оказание услуг и поставку товаров)?

Взаимозачет — это договоренность сторон гражданских правоотношений о взаимном прекращении тех или иных обязательств в установленном объеме. Например, если исполнитель выполнил для заказчика работы, в то время как заказчик поставил исполнителю товары, то каждая из сторон может освободить себя от оплаты выполненных другой стороной обязательств в обмен на то, что другая сторона, в свою очередь, также не будет платить за выполненные первой обязательства. Юридически такое условие может быть закреплено в договоре взаимозачета на оказание услуг (или поставку товаров).

Важно при этом, чтобы (ст. 410 ГК РФ):

  • обязательства имели признак однородности;
  • срок исполнения обязательств к моменту взаимозачета наступил (исключения — если он не указан, подлежит отдельному указанию либо есть основания не соблюдать данное условие по закону).

Взаимозачет не может быть осуществлен, если (ст. 411 ГК РФ):

  • обязательство какой-либо из сторон связано с возмещением вреда здоровью, пожизненным содержанием, уплатой алиментов;
  • по обязательству какой-либо из сторон истек срок исковой давности;
  • заключение договора взаимозачета прямо запрещено законом или договором.

Взаимозачет может быть юридически закреплен не только в договоре, но и в одностороннем порядке — посредством заявления о взаимозачете, составляемом какой-либо из сторон сделки. Но в этом случае стороне, составившей заявление, нужно быть при необходимости готовой доказать в суде, что:

  • заявление было однозначно получено контрагентом;
  • контрагент не имел возражений на взаимозачет.

Договор взаимозачета между организациями - образец

Составление двухстороннего договора о проведении взаимозачетане имеет таких недостатков, и многие фирмы используют именно его.

Составляем договор о проведении взаимозачета: на что обратить внимание?

При составлении договора, о котором идет речь, сторонам нужно иметь в виду, что:

1. В соглашении следует обязательно отразить сведения:

  • о составе обязательств, которые погашаются в рамках взаимозачета;
  • договорах и иных правоустанавливающих документах (актах, накладных, счетах-фактурах), по которым обязательства возникли;
  • финансовой величине требований.

2. Желательно привести мотивировочные формулировки, аргументирующие его составление.

Например, указать, что договор составляется в целях упрощения и повышения эффективности расчетов сторон.

3. В соглашении желательно указать, что взаимно зачитываемые требования однородны, и привести главный признак их однородности (например, указать, что зачитываются финансовые обязательства в рублях, однотипные товары в штуках, однотипные услуги в конкретных единицах объема).

4. В договоре желательно отразить остаток задолженности какой-либо из сторон, поскольку он, вполне вероятно, образуется по факту взаимозачета.

Будет уместным указание в преамбуле или иной части договора о том, что он составляется на основании положений ст. 410 и 411 ГК РФ.

Как сделать взаимозачет по разным договорам с одним контрагентом?

Возможен сценарий, при котором контрагент фирмы имеет обязательства перед ней (либо она — перед контрагентом) по двум разным договорам. Это не имеет принципиального значения с точки зрения возможности проведения взаимозачета. Главное — последовательно изложить в соглашении порядок взаимного зачета требований сторон со ссылками на разные договоры, корректно отразить финансовую составляющую.

Как сделать взаимозачет между договорами одного контрагента соответствующим требованиям законодательства? Здесь главное — убедиться, что содержание правоотношений по существу не предполагает препятствий для зачета требований с точки зрения норм ст. 410 и 411 ГК РФ.

Так, препятствием к взаимозачету требований по нескольким договорам с контрагентом может быть неоднородность обязательств, отраженных в разных договорах. Например, если один договор составлен в рублях, а другой — в валюте. В этом случае взаимозачет между договорами одного контрагента осуществить будет нельзя. Для взаимного зачета требований по каждому договору фирме нужно составить отдельное соглашение с контрагентом (при условии, разумеется, что он имеет требования к ней в аналогичной валюте).

Взаимозачет и налоговый учет: нюансы

Налоговый учет правоотношений по взаимозачету обязательств характеризуется тем, что:

1. Факт подписания договора о взаимозачете между организациями не изменяет состава налоговой базы по НДС. Не имеет значения и то, если, к примеру, фирмой был получен аванс от контрагента в счет будущих поставок, и он был зачтен по договору о взаимозачете обязательств, в то время как товары или услуги контрагенту не были поставлены.

2. Проведение взаимозачета не меняет состав налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку при методе начисления доходы и расходы по договору с контрагентом будут признаны еще до взаимозачета. При кассовом методе доходы и расходы будут определены по факту проведения взаимозачета.

3. При упрощенке ситуация аналогична той, что наблюдается при кассовом методе учета доходов и расходов плательщиком на ОСН. Доходы и расходы признаются фирмой на УСН только по факту проведения взаимозачета обязательств с контрагентом.

Не ошибиться при отражении взаимозачета в учете вам помогут рекомендации от экспертов КонсультантПлюс:

Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Образец договора взаимозачета между юридическими лицами вы можете скачать на нашем сайте по ссылке ниже.

Образец договора взаимозачета между тремя организациями см. здесь.

Итоги

Если два хозяйствующих субъекта имеют взаимные однородные обязательства (например, по оплате поставленных товаров или услуг в одной валюте), то такие обязательства могут быть аннулированы посредством составления договора о взаимозачете. Такой документ должен соответствовать нормам ст. 410 и 411 ГК РФ.

Узнать больше о порядке проведения взаимозачета коммерческих обязательств вы можете в статьях:

Как списать взаимную задолженность между организациями

Когда у организации по одному контрагенту есть кредиторская и дебиторская задолженности одновременно, их можно закрыть путем выполнения обязательств. Но если такой возможности нет, стороны могут провести зачет взаимной задолженности. Как это сделать — рассказала эксперт Контур.Школы Наталья Никитченко.

Статья подготовлена по материалам вебинара Натальи Никитченко «Как списать взаимную задолженность между организациями».

  • Что такое взаимозачет
  • Виды взаимозачета и порядок их оформления
  • Взаимозачет в бухгалтерском учете
  • Взаимозачет в налоговом учете

Что такое взаимозачет

Взаимозачет — это способ прекратить существующие взаимные обязательства, не выводя деньги из оборота.

Есть случаи, когда провести взаимозачет нельзя по закону. Они перечислены в ст. 411 ГК РФ:

  • требования о возмещении вреда, который причинен жизни или здоровью, о пожизненном содержании или о взыскании алиментов;
  • одна из сторон обратилась к своему контрагенту с претензией, в которой оспаривает существующее обязательство;
  • истек срок исковой давности;
  • договором запрещено проводить зачет (актуально для одностороннего зачета, в ином случае условие можно отменить дополнительным письменным соглашением сторон).

Некоторые законодательные акты на своем уровне тоже могут запрещать зачет. Например, Закон о банках и банковской деятельности не разрешает путем зачета требований кредитной организации оплатить увеличение ее уставного капитала.

Проведите финансовый анализ контрагента, чтобы избежать долгов

Виды взаимозачета и порядок их оформления

Взаимозачеты делятся на виды по количеству участников. Односторонний проводится на основании заявления или уведомления, поданного одной стороной, о том, что зачет проведен и взаимная задолженность погашена.

Двусторонний зачет предполагает, что у организации по одному контрагенту есть и кредиторская, и дебиторская задолженности. Он может быть предусмотрен договором или дополнительным письменным соглашением (актом). Во взаимозачете может быть три стороны и более, если у них сформирована круговая задолженность. Подробнее разберем это далее.

Соответствуйте профстандарту «Бухгалтер»: пройдите обучение, подтвердите профессионализм и получите диплом в Контур.Школе

Односторонний зачет

Зачет требований в одностороннем порядке возможен, если соблюдаются условия:

  • требования встречные (ст. 410 ГК РФ);
  • требования однородные;
  • срок исполнения обязательств наступил, не указан или определен местом востребования (но есть исключения в ст. 410 ГК РФ).

Прежде всего проверьте, выполняются ли перечисленные условия, и убедитесь, что у вас в наличии есть все документы, подтверждающие задолженность. Далее действуйте по алгоритму:

Шаг 1. Составьте уведомление или заявление о зачете. Утвержденной формы нет, но следует включить в них максимум информации о требованиях, по которым вы проводите взаимозачет.

Образец заявления о зачете встречных требований

Шаг 2. Направьте заявление о зачете другой стороне письмом с уведомлением о вручении. Отправляйте по юридическому адресу, который указан в реквизитах контрагента. Впоследствии это поможет доказать, что вы отправили уведомление надлежащим образом.

Шаг 3. Получите доказательства вручения контрагенту заявления о зачете. Если заявление не получено, то зачет считается несостоявшимся (п. 4 информационного письма ВАС РФ № 65 от 29.12.2001).

Контрагент не получил письмо с заявлением на почте

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, когда оно поступило контрагенту, но по обстоятельствам, зависящим от этого лица, не было ему вручено либо адресат не ознакомился с ним (ст. 165.1 ГК РФ). Если почта направит вам информацию о невозможности вручения по причине неявки контрагента, суд будет на вашей стороне, так как вы сделали все, чтобы контрагент получил письмо.

Двусторонний и трехсторонний зачет

Чтобы провести двусторонний и трехсторонний зачет, не обязательно соблюдать все условия для одностороннего зачета. Они проводятся по договоренности между сторонами, которая может быть зафиксирована в договоре или оформлена отдельным письменным соглашением (актом).

При трехстороннем, четырехстороннем и т.д. зачете есть еще одно условие — задолженность должна быть круговой. Наглядно это показано на рисунке.

Трехсторонняя круговая задолженность, по которой можно провести взаимозачет

Чтобы провести взаимозачет, действуйте по алгоритму:

Шаг 1. Составьте акт или соглашение о взаимозачете. Они могут быть составлены в любой форме, но должны соответствовать требованиям к первичным учетным документам по Закону «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ. Подробно укажите все обстоятельства проведения взаимозачета:

  • какие обязательства погашаются;
  • какие возникли;
  • когда должны были быть погашены;
  • сумма взаимозачета;
  • отдельно выделите НДС к каждому встречному обязательству.

Если будет недостаточно информации, это может привести к спорам с контрагентом, налоговой, судебным разбирательствам.

Образец соглашения о взаимозачете между двумя сторонами

Шаг 2. Пропишите порядок действий контрагентов после зачета и укажите, с какой даты соглашение вступает в силу.

Образец заключительной части соглашения

Шаг 3. Составьте по одному экземпляру соглашения для каждой стороны и укажите, что все они имеют одинаковую юридическую силу. Впишите реквизиты сторон и проследите, чтобы соглашение было подписано всеми сторонами.

Взаимозачет в бухгалтерском учете

Он отражается на счетах учета расчетов, по которым возникли взаимные обязательства. Проводки в бухучете нужно сделать на дату получения заявления о зачете или на дату подписания соглашения о зачете.

Пример. ООО «Гамма» имеет перед ООО «Альфа» обязательство по оплате аренды помещения за истекший месяц в сумме 540 000 рублей, в том числе НДС 90 000 рублей. Для компании «Альфа» сдача имущества в аренду — основной вид деятельности (участвует 90-й счет).

«Альфа» должно оплатить «Гамме» поставленные товары на сумму 360 000 рублей, в том числе НДС 60 000 рублей.

Стороны заключили соглашение о зачете встречных однородных требований на сумму 360 000 рублей.

Бухучет в ООО «Альфа»

Дебет Кредит Сумма Содержание
62 90.1 540 000 Отражен доход от сдачи имущества в аренду
90.3 68.НДС 90 000 Начислен НДС
41 (10) 60 300 000 Приняты к учету товары (материалы)
19 60 60 000 НДС, предъявленный поставщиком
60 62 360 000 Отражен зачет взаимных требований

Бухучет в ООО «Гамма»

Дебет Кредит Сумма Содержание
26 (44 и др.) 76 450 000 Арендная плата отражена в расходах по обычному виду деятельности
19 76 90 000 НДС, предъявленный арендодателем
62 90.1 360 000 Отражена реализация товара
90.3 68.НДС 60 000 Начислен НДС
76 62 360 000 Отражен зачет взаимных требований

Трехсторонний зачет отражается в бухучете так же, как двухсторонний: по дебету счета, на котором отражена или должна быть отражена возникшая кредиторская задолженность, и по кредиту счета, на котором отражена или должна быть отражена дебиторская задолженность.

Пример. У «С» есть дебиторская задолженность покупателя «А» в сумме 200 000 рублей и кредиторская задолженность перед поставщиком «Б» в сумме 300 000 рублей. В свою очередь у «Б» есть кредиторская задолженность перед «А» в сумме 250 000 рублей.

Стороны составили соглашение, в соответствии с которым их взаимные обязательства в сумме 250 000 руб. на дату подписания соглашения прекращаются зачетом. В бухгалтерском учете будут следующие проводки:

  • «С» — Д 60(по контрагенту Б) К 62 (по контрагенту А) на сумму 250 000 рублей;
  • «А» — Д 60 (по контрагенту С) К 62 (по контрагенту Б) на сумму 250 000 рублей;
  • «Б» — Д 60 (по контрагенту А) К 62 (по контрагенту С) на сумму 250 000 рублей.

Ведите учет и сдавайте отчетность через интернет в Контур.Бухгалтерии

Взаимозачет в налоговом учете

Организация может пользоваться одним из двух методов учета доходов и расходов: кассовым или начисления. Это влияет на отражение взаимозачета в учете.

Метод начисления. Взаимозачет в расчете налога на прибыль не учитывается, так как и расходы, и доходы при данном методе признаются вне зависимости от факта оплаты (п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ).

Кассовый метод. Признайте доход на дату получения заявления о зачете (соглашения или акта), в том числе при зачете своего обязательства в счет уплаты вам аванса (п. 2 ст. 273 НК РФ). Расходы считайте оплаченными при условии, что требование зачтено не в счет уплаты аванса (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Отдельно остановимся на НДС. Тут многое зависит от обстоятельств взаимозачета:

  1. Погашен долг по отгруженным ранее товарам — на НДС это не влияет, потому что продавец уже начислил налог при отгрузке, и покупатель уже мог заявить его к вычету.
  2. Взаимозачетом погашен долг по авансу за товары, работы, услуги — НДС начисляется и принимается к вычету, как при обычном авансе (ст. 168, 171 НК РФ): на дату взаимозачета продавец начисляет НДС и в течение пяти дней обязан выставить счет-фактуру покупателю.
  3. Стороны расторгли договор, аванс зачли в счет нового договора — на НДС не влияет.
  4. Контрагенты расторгли взаимные договоры и зачли перечисленные друг другу авансы — по аналогии с возвратом авансов продавец на дату зачета может принять к вычету НДС с начисленного аванса, а покупатель должен восстановить НДС, если принял его к вычету (письмо Минфина России от 01.04.2014 №03-07-РЗ/14444).
Разные ставки НДС у контрагентов

Ставка НДС на порядок взаимозачета не влияет. НДС — косвенный налог, продавец предъявляет его дополнительно к цене товара, работ или услуг. Это значит, что при взаимозачете мы учитываем размер задолженности перед контрагентом, включающий НДС.

Пример. «А» должен «Б» 330 000 рублей (в т. ч. 10 % НДС — 30 000 рублей) за детские подгузники. «Б» должна «А» 120 000 рублей (в т. ч. 20 % НДС — 20 000 рублей) за услуги.

После проведенного зачета: «А» должна «Б» 210 000 рублей (330 000 — 120 000), в т. ч. НДС по ставке 10 % — 19 090,91 рубля.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Взаимозачет задолженности. Как правильно оформить и провести в учете

Взаимозачет задолженности — это возможность погашения кредиторской задолженности в счет дебиторской. Для этого требуется соблюдение определенных требований. Расскажем о правилах погашения и порядке документирования зачета взаимных требований.

Определение и условия выполнения зачета

Взаимозачет — это одна из форм прекращения обязательств, когда полностью или частично зачитываются встречные однородные требования организаций и физических лиц. Зачет задолженности может быть по обязательствам, срок которых уже наступил или неопределен.

Для выполнения взаимозачета должны быть выполнены следующие условия:

  • По общему правилу зачитываемые требования должны быть встречными , т. е. по одному обязательстве компания выступает в качестве кредитора, а по другому — должником. Например, в рамках одного договора контрагент делает отгрузку товаров, а по другому — закупает ваши услуги или работы.
  • Требования являются однородными , т. е. стороны соглашения после взаимозачета должны оказаться в том же положении, как если они оба выполнили зачитываемые требования. Однородность требований применительно к бухгалтерскому учету выражается в том, что оба обязательства являются денежными. Например, требование об оплате отгруженных товаров и задолженность по оказанным услугам (выполненным работам).
  • Срок выполнения требований наступил , не указан или определен момент востребования. Также гражданское законодательство предусматривает возможность взаимозачета требования, срок которого еще не наступил. Например, если срок оплаты за поставку наступил, то задолженность (при соблюдении других условий) можно зачесть в счет долга контрагента.
  • Взаимозачет не запрещен законодательно. Ограничения существуют для задолженности о возмещении вреда жизни и здоровью, о взыскании алиментов. Отдельно гражданское законодательство запрещает зачет требований, по которым истек срок исковой давности.

В частности, если контрагент получит от организации о зачете требований, по которому истек срок взыскания, должник не обязан сообщать о пропуске этого срока. В то же время он сможет истребовать задолженность организации в судебном порядке, т. к. взаимозачет в этом случае не будет иметь правового значения.

  • Заключенные договоры не содержат запрета на проведение взаимозачета. При этом гражданское законодательство разрешает снять это ограничение путем подписания дополнительного соглашения между сторонами сделки.

При нарушении перечисленных требований зачет не состоится и не повлечет правовых последствий. Контрагент не будет отражать его в учете, расчеты между сторонами останутся без изменений.

По общему правилу закон разрешает провести взаимозачет по сделкам, где одной из сторон выступает нерезидент. При соблюдении законодательства о валютном регулировании зачет выполняется на тех же условиях, что и между российскими компаниями.

При взаимозачете дополнительно необходимо учитывать, какое законодательство ( российское или иностранное ) регулирует отношения между контрагентами. Если к договору применяется иностранное право, перед выполнением зачета необходимо проверить, не накладывает ли оно каких-либо ограничений.

Документальное оформление взаимозачета

Порядок и правила оформления документов для проведения зачета взаимных требований зависят от вида взаимозачета. Рассмотрим документирование одностороннего и двустороннего взаимозачета. Прекращение взаимных обязательств с большим количеством участников ( например, трехсторонний зачет ) происходит в порядке аналогичном двустороннему взаимозачету.

Как оформить взаимозачет в одностороннем порядке

Для зачета взаимных требований одной стороной необходимо убедиться, что условиями договора не запрещены подобные операции. Если ограничений нет, то потребуется составить уведомление или заявление о зачете . Участие второй стороны договора для оформления не требуется, будет достаточно того, что контрагент получит ваше заявление.

В уведомлении необходимо указать решение вашей компании о зачете и прекращении обязательства полностью или частично. Нужно внимательно следить за формулировками, т. к. простое предложение выполнить взаимозачет не прекратит встречные обязательства.

Дополнительно в отправляемом документе необходимо подробно описать какие обязательства прекращаются .

Например, при зачете денежных обязательств приведите суммы задолженности, укажите документы, которые сформировали эти суммы (договоры, акты, отчеты). Если в уведомлении обязательства будут описаны недостаточно подробно, то в случае судебных разбирательств суд может признать зачет несостоявшимся.

Как оформить двусторонний зачет

Если по условиям договора односторонний зачет требований запрещен, стороны сделки могут согласовать двусторонний взаимозачет. Для этого требуется письменное соглашение о зачете взаимных требований .

В этом документе указывается, какие требования и в каком размере прекращаются, а также — необходимость дополнительных расчетов после подписания акта о зачете.

В качестве альтернативы соглашению, стороны могут закрепить условие о взаимозачете в договоре , например включив в него пункта об автоматическом прекращении встречных обязательств. Чтобы описать порядок взаимозачета в договоре, необходимо оформить отдельный раздел, посвященный зачету, где детально описать условия и правила зачета обязательств.

Отражение взаимозачета в бухгалтерии

Взаимозачет отражается по счетам учета расчетов, на которых ранее были отражены погашаемые обязательства. В частности могут использоваться счета учета с поставщиками, покупателями, прочими кредиторами и дебиторами, а также — учета задолженности по кредитам и займам.

Например, при выполнении взаимозачета между договорами поставки и реализации, когда контрагент одновременно выступает и продавцов и покупателем, необходимо выполнить проводку: Дт 60 Кт 62.

Проводку необходимо выполнять на дату получения заявления о зачете или на дату подписания соглашения между сторонами.

В налоговом учете порядок отражения зачета будет зависеть от применяемого метода учета доходов и обязательств. При методе начисления взаимозачет для расчетов по налогу на прибыль не учитывается, т. к. доходов и расходы признаются для налога независимо от факта оплаты.

При кассовом методе на дату подписания документов о зачете необходимо признать доход. Расходы в этом случае признаются оплаченными и они должны быть признаны для налогообложения (если выполнены остальные условия признания расходов).

Все нужные образцы и формы документов для учета в торговле есть в МоемСкладе .

Учет НДС при взаимозачете

Учет налога на добавленную стоимость при зачете задолженности имеет ряд особенностей.

Если взаимозачетом погашается задолженность за уже отгруженные товары, то на НДС эта операция не повлияет. Покупатель, при наличии оснований, может принять этот налог к вычету. Право принять его к вычету не зависит от наличия и формы оплаты.

Если зачетом был погашен долг по авансу за товары, то НДС необходимо начислить и принимать к вычету так же, как если бы аванс был перечислен денежными средствами. В этой ситуации взаимозачет считается оплатой.

На дату выполнения зачета продавец должен начислить НДС с аванса и в течение стандартного срока выставить авансовый счет-фактуру. Покупатель имеет право принять этот налог к вычету на общих основаниях.

Если стороны сделки расторгли договор и аванс был зачтен в счет нового соглашения, то корректировать НДС с аванса в момент зачета не нужно. Это связано с тем, что фактически аванс не возвращается покупателю и поэтому действует типовой порядок уплаты и принятию к вычету налога.

Алгоритм действий для выполнения взаимозачета

Для проведения зачета взаимных требований применяется следующий порядок действий:

Шаг 1. Оцените выполнение всех условий проведения взаимозачета (характер и однородность требований, наступление срока оплаты задолженности, отсутствие запретов в договоре и в законодательстве ).

Шаг 2. Выберите тип взаимозачета ( односторонний, двусторонний или иной ). Для минимизации рисков споров с контрагентом рекомендуется оформлять двусторонний зачет требований. Это позволит избежать судебных разбирательств и снизить риск отказа контрагента от выполнения зачета.

Шаг 3. Оформите необходимые документы и, при необходимости, направьте их контрагенту. Документацию по этой операции необходимо хранить в общеустановленном порядке.

Шаг 4. Отразите взаимозачет в бухгалтерском и налоговом учете. В качестве дополнения — можете отправить акт сверки взаимных требований. Подписание этого документа подтвердит суммы обязательств.

После выполнения зачета условия договоров необходимо выполнять в соответствии с новыми суммами задолженности. Например, могут измениться ежемесячная величина оплаты, срок или периоды погашения обязательств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *