Виды цен
В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.
1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен.
Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).
К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки. Отличие закупочной цены от других видов цен заключается в том, что в ее состав не включается НДС (налог на добавленную стоимость) и акцизы. НДС не включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов.
В международной торговле сделки, за редким исключением, представляют собой оптовые операции и совершаются они по оптовым ценам.
Биржевая цена также считается оптовой.
Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.
Отпускная цена на предприятиях общественного питания – особая форма розничной цены.
Цены на услуги населению – также особый вид розничной цены.
В сфере обращения действуют накидки (оптово-сбытовая, розничная).
Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой предприятия- поставщика представляет снабженческо-сбытовую надбавку (накидку).
Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, между оптовой и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).
2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.
Свободные цены (рыночные цены) – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.
К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса – та, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения – рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.
Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления, или цены, в отношении которых органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их условия.
Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированными, рекомендуемыми, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными). В России с 1995 г. введены в действие гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую на государственные нужды (в федеральный и региональные фонды) в тех случаях, когда свободные рыночные цены оказываются ниже уровня гарантированных. Условием эффективного применения гарантированных цен являются их обеспеченность своевременным и достаточным бюджетным финансированием.
В числе регулируемых цен выделяют:
- • предельные цены – это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг;
- • фиксированные цены – это цены, устанавливаемые на определенном уровне.
- 3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте. Необходимо отметить, что цена является существенным условием договора поставки, таким образом, договор, в котором не установлена цена или способ ее определения, считается ничтожным.
Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Обычно в договоре делается оговорка: "цена твердая, изменению не подлежит". Твердые цены применяются в сделках:
- • с немедленной поставкой;
- • с поставкой в течение короткого срока;
- • предусматривающих длительные сроки поставки. При длительных сроках поставки указанная в договоре оговорка "цена твердая, изменению не подлежит" должна присутствовать обязательно.
Подвижная цена – такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится). В таком случае должна измениться цена, зафиксированная в договоре, о чем делается соответствующая оговорка. Эта оговорка называется "оговорка о повышении и понижении цены".
Обычно в договоре оговаривается, что при отклонении рыночной цены от контрактной в размере 2–5% пересмотр зафиксированной цены не производится. При установлении подвижной цены в договоре указывается источник информации, по которому можно судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены обычно устанавливаются на промышленные сырьевые товары, продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным договорам.
Скользящая цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции (например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т.д.).
Скользящие цены устанавливаются обычно на товары с длительным сроком изготовления, например сложное промышленное оборудование, суда.
При подписании договора в этом случае фиксируется так называемая исходная, базисная цена, т.е. цена, применяемая в качестве базы для расчета, оговаривается ее структура, а именно: переменные расходы (расходы на сырье и материалы, зарплату), доля постоянных расходов (накладные расходы, амортизация), прибыль, а также приводится метод расчета скользящей цены, которым стороны будут пользоваться.
Следует отметить, что эти виды цен широко используются в международной торговле.
В условиях оживленной конъюнктуры рынка при установлении скользящей цены в интересах покупателя (импортера) в договор (контракт) могут быть внесены некоторые ограничительные условия. Например, установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится, определен процент возможного изменения цены (например, не свыше 10% от общей суммы затрат). Этот предел называется лимитом скольжения.
В договоре или контракте может быть предусмотрено, что скольжение распространяется не на всю сумму издержек производства, а лишь на определенные их элементы (например, на металл при постройке судна) с указанием их величины в процентах от общей стоимости заказа.
В договоре, контракте скольжение цены может быть предусмотрено не на весь срок действия договора (контракта), а на более короткий период (например, на первые шесть месяцев от даты заключения договора), так как в течение этого периода поставщик может закупить все необходимые материалы для выполнения заказа.
На практике иногда применяют смешанный способ фиксации цены, когда часть цены фиксируется твердо при заключении договора, другая часть – в виде скользящей цены.
Пример
Компаниями заключен контракт на поставку продукции, при этом срок производства/посгавки составляет 1 год. Стороны установили, что цена договора скользящая и стороны будут учитывать изменение стоимости трудовых и материальных ресурсов в случае, если изменение каждой составляющей будет более 5%.
На момент заключения договора цена изделия составляла 3600000 руб., при этом доля затрат на материалы была рассчитана на уровне 45%, а затрат на рабочую силу – 30% цены.
Рост затрат на материалы, необходимые для выполнения договора, за год составил 12%, а рост заработной платы – 4,7%.
Для определения фактической цены сделки необходимо вычислить только рост материальных затрат, необходимых для выполнения договора поставки, так как рост заработной платы не превышает установленный в договоре уровень 5%.
На момент заключения договора затраты на материалы составляли 1620000 руб. (3600000 руб. х 0,45). Прирост затрат на материалы, который должен быть учтен при определении фактической цены, – 194400 руб. (1620000 руб. х 0,12). Таким образом, фактическая цена сделки на момент исполнения договора составит 3794400 руб. И в целом цена сделки выросла на 5,4%.
4. По способу получения информации об уровне цены различают публикуемые и расчетные цены. На эти виды цен ориентируются поставщики продукции и покупатели при определении уровня цены в договоре или контракте.
Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.
Справочные цены – это цены, публикуемые в различных печатных изданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты.
Справочные цены могут быть, во-первых, номинальными, т.е. не связанными с реальными коммерческими операциями. Номинальные цены применяются в качестве базы при заключении сделок. Начисление скидок, надбавок производится с номинальной цены. Номинальную цену часто называют базовой или базисной ценой, так как она применяется в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия, В качестве базисной цены понимают цену товара определенного качества, спецификации, в заранее установленном географическом пункте (так называемом базисном пункте). Эти цены, как правило, завышены по сравнению с ценами реальных сделок. В ходе переговоров покупатель пытается добиться снижения первоначально назначенной продавцом цены, используя различные доводы и аргументы, тактические и психологические приемы. Поэтому размер скидок со справочных цен в процессе переговоров достигает 15–30% и даже 50%.
Номинальной называют биржевую котировальную цену за товар, по которому в день котировки не было заключено сделок.
Во-вторых, справочные цены могут быть ценами, отражающими прошлые сделки, операции, совершенные за истекший период (месяц, неделю).
Базовые цены широко применяются в кредитной практике. Так, при исчислении процентной ставки за пользование кредитом на пополнение оборотных средств используются базовые цены. Базовыми ценами считают цены, действовавшие на 1-е число месяца, в котором получен кредит, что должно быть оговорено в соглашении.
Цены фактических сделок – это цены, по которым фактически совершается сделка купли-продажи товара, услуги. Они также являются справочными. Однако эти цены регулярно не публикуются, а появляются в печати эпизодически.
Цены предложения крутых фирм также есть справочные цены, так как первоначальные цены в результате уторговывания обычно снижаются.
Прейскурантные цены – это цены на товары и услуги, зафиксированные в специальных справочниках-прейскурантах, как правило, без указания срока действия. В прейскурантах могут быть представлены базисные цены на отдельные категории товаров, отражено качество товара, способы транспортировки, скидки и условия их предоставления, условия оплаты, налоги и другие условия, от которых зависит размер фактической цены.
Прейскурантные цены – это вид справочной цены. Прейскуранты и каталоги обычно предоставляются фирмами- поставщиками в ответ на запросы покупателей.
В целом справочные цены играют роль отправной точки, с которой начинается уторговывание цен при заключении сделок.
Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после выполнения заказа.
На уровень расчетной цены определенное влияние оказывает то обстоятельство, что специальные машины и оборудование чаще всего выпускают фирмы, фактически господствующие в данной сравнительно узкой области. Производимое ими оборудование связано с запатентованными изобретениями, усовершенствованной технологией, наличием высококвалифицированного персонала. Сведения о ценах на специальное оборудование встречаются в печати эпизодически, и их практически невозможно использовать для сравнения при выборе уровня цены.
Цены предыдущих сделок используются в случае относительной стабильности цен на машины и оборудование. Они практикуются при размещении заказов и наличии устойчивых связей между контрагентами.
5. Вид цены довольно часто определяется видом рынка, на котором она образуется. В зависимости от вида рынка различают: цены товарных аукционов, биржевые котировки, цены торгов.
Цены товарных аукционов. Аукцион – это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров в заранее установленное время в определенном месте. Они проводятся чаще всего один или несколько раз в год, чаще всего в традиционной для каждого аукциона форме. Общие условия продажи определяются продавцом. Цены аукционов – это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением. Особенностью аукциона является наличие в большинстве случаев многих покупателей и одного или нескольких продавцов. На аукционах, в отличие, например, от бирж, продаются реальные товары со строго индивидуальными свойствами. Аукционная цена может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также в значительной степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион.
При аукционной продаже, в отличие от обычной, отсутствует ответственность продавца за качество проданного товара.
Цены аукционов используются на продукцию лесного, сельского хозяйства, рыболовства, в торговле пушно-меховым товаром, чаем, драгоценными камнями, предметами старины и искусства.
Биржевые котировки представляют собой цены специально организованного и, в отличие от аукционов, постоянно действующего оптового рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. Биржа играет роль посредника в процессе продвижения товаров и способствует формированию оптовых рыночных цен посредством биржевых торгов.
На биржах заключаются сделки купли-продажи крупных партий товаров, которые соответствуют установленным образцам и стандартам, цены на которые устанавливаются в зависимости от реального спроса и предложения.
Товарным биржам присуща регулярность торговли, ее приуроченность к строго определенному месту, условиям и срокам поставки, ведение торговли на основе встречных предложений покупателей и продавцов, осуществление договоров (контрактов) на поставку, заключение сделок с поставкой товаров как со склада, так и в будущем (фьючерсные контракты).
На товарных биржах продают сельскохозяйственное непродовольственное и лесное сырье (хлопок, джут, шелк, шерсть, пиломатериалы, фанеру), цветные и драгоценные металлы, нефть и нефтепродукты, зерновые, масличные, сахар, какао-бобы, живой скот и т.д.
Во внешней торговле зарубежных стран в современный период на биржах распространяется более чем 50 видов сырьевых товаров, на которые приходится около 15–20% всего экспорта развитых стран.
Поскольку биржевые котировки являются ценами реальных контрактов, они служат ориентиром для установления цен по товарам, реализуемым по обычным договорам, контрактам.
Биржевые цены чутко реагируют на изменение конъюнктуры, подвержены влиянию спекуляции и других случайных факторов. Являясь разновидностью оптовой (отпускной) цены предприятия, цена биржевого товара (или биржевых сделок) формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния до места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.
Хотя объем сделок на бирже не так уж и велик в мировой торговле соответствующими товарами, влияние биржи на цены мирового рынка и конкретных сделок исключительно велико.
Уровни цен аукционов и биржевые котировки публикуются в специальных бюллетенях, выпускаемых биржевыми и аукционными комитетами в ежемесячных и ежегодных изданиях международных экономических организаций (ООН, МВФ и т.д.).
Цены торгов – это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям, предполагающем привлечение к определенному сроку на принципах конкуренции предложений от нескольких производителей с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для ее организаторов.
Другими словами, цены торгов опосредствуют особую форму торговли, при которой несколько конкурентов предлагают заказчику свои проекты по выполнению определенных работ, из которых он впоследствии выбирает самый эффективный.
Отличительной чертой такой формы торговли является наличие нескольких продавцов (оферентов) и одного покупателя (заказчика), который из этих предложений выбирает наиболее выгодное, в том числе и по цене предложения.
Система внутренних торгов в России развита слабо. Что касается международных торгов, то они проводятся по технически сложной и капиталоемкой продукции машиностроения, обладающего ярко выраженными индивидуальными характеристиками (энергетическое, металлургическое, подъемно-транспортное, дорожно-строительное машиностроение, самолеты, суда и т.д.). В настоящее время цены торгов охватывают около 1/3 всех экспортных цен на машины и оборудование. Помимо этого на торгах оценивается строительство промышленных предприятий, мостов, железных и автомобильных дорог, трубопроводов, портовых и коммунальных сооружений, электростанций, а также лицензии и различные инженерно-консультационные услуги.
Поскольку на торгах складывается высокий уровень конкуренции среди продавцов, постольку цены в этих условиях на сопоставимые виды товаров и услуг, как правило, ниже, чем цены аналогичной продукции, реализуемой по обычным коммерческим контрактам.
Результаты торгов, в том числе и цены, публикуются редко, хотя о месте и сроках их проведения регулярно даются объявления в официальных (обычно правительственных) органах печати, специальных бюллетенях, экономических журналах, а также рассылаются в торговые представительства и посольства других государств (через представителей торговых палат) для распространения среди деловых кругов.
6. С учетом фактора времени различают: постоянные, сезонные, ступенчатые цены.
Постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен.
Сезонная цена – цена, срок действия которой определен периодом времени. Сезонными могут быть закупочные и розничные цены на сельскохозяйственную продукцию, цены и расценки, используемые для определения расчетной стоимости нового строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения различных объектов, которые включаются в смету расходов на производство работ.
Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
7. Внутрифирменные цены.
Трансфертные цены – это цены, применяемые внутри фирмы, т.е. они применяются при реализации продукции между подразделениями предприятия, фирмы, а также разных фирм, но входящих в одну ассоциацию. Трансфертные цены являются разновидностью оптовой цены.
Трансфертные цены получили широкое распространение в хозяйственном обороте в капиталистических странах, в том числе при обмене товарами и услугами в рамках международных монополий, а также в рамках транснациональных компаний. Развитие производственной кооперации явилось объективной основой расширения сферы применения трансфертных цен.
Как правило, данные о трансфертных ценах ограничены, они составляют коммерческую тайну, а их уровень и соотношения значительно отличаются от цен при поставках продукции в качестве запчастей. Последние, по имеющимся оценкам, в 3–4 раза выше.
Трансфертная цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы), в том числе управленческие.
Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить свою конкурентоспособность.
8. По условиям поставки и продажи различают следующие виды цен: цена-нетто – цена на месте купли-продажи; цена- брутто (фактурная цена) [1] , определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида "франко" и условия страховки).
Дифференциация цен в зависимости от того, кто: продавец или покупатель берет на себя транспортные расходы, различаются по виду "франко". Термин "франко" показывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы. Например, франко-склад продавца означает, что все расходы по доставке несет покупатель, а франко-склад потребителя – все расходы оплачиваются продавцом [2] .
В российской практике применяется два основных вида цен по типу франко: цена франко-станция (пристань) отправления и цена франко-станция (пристань) назначения.
Цена франко-станция (пристань) отправления включает расходы по доставке продукции от предприятия-изготовителя до станции (пристани) отправления и погрузке продукции на транспортные средства.
Цена франко-станция (пристань) назначения помимо вышеназванных расходов дополнительно включает расходы на перевозку продукции до станции назначения.
Если на продукцию имеются прейскуранты, то вид цены франко и порядок ее применения оговаривается в общих указаниях соответствующего прейскуранта.
Транспортный фактор учитывается во внешнеторговых ценах. Порядок обязанностей продавцов и покупателей в части распределения между ними транспортных и других сопутствующих расходов изложен в документе, который известен как Инкотермс – сборник "Международных правил толкования торговых терминов", издаваемых Международной торговой палатой. С 1 января 2011 г. в силу вступила новая, восьмая по счету, редакция Инкотермс – Инкотермс-2010.
Типовые условия поставки продукции различны по законодательству разных стран. Часто участники договора купли-продажи не знакомы с этими различиями в торговой практике своих партнеров по сделке. Это может служить причиной возникновения недопонимания, споров, служебных разбирательств. Для решения этой проблемы, которая возникла еще в первой половине XX в., Международная торговая палата в 1936 г. опубликовала перечень международных правил, известных как Инкотермс – International Commershial Terms.
Затем вышли редакции 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 гг. и, наконец, 2010 г.
Инкотермс является основным международным документом, содержащим толкование базисных условий поставки товаров. В подзаголовке правил Инкотермс-2010 в явно выраженной форме указывается, что эти правила могут быть использованы как в международных договорах купли-продажи товаров, так и со внутринациональных договорах.
Одним из двух главных условий внешнеторгового контракта, входящих в группу обязательных условий, наряду с условиями платежа, являются базисные условия поставки "Инкотермс". Последние в первую очередь определяют, кто из участников сделки несет транспортные расходы, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю.
Поскольку транспортные расходы продавца (расходы по доставке товара) автоматически входят в цену товара, составляя до 40–50% цены, то от способа их распределения зависит "наполняемость" внешнеторговой цены.
Транспортные расходы продавца могут включать: расходы по подготовке экспортного товара к отгрузке (упаковка и маркировка, контрольный отбор проб, проверка количества и качества), оплату погрузки товара на транспортные средства внутреннего перевозчика (железная дорога, автомобильный, авиационный, водный транспорт), оплату перевозки товара от пункта отправления (склад готовой продукции завода-изготовителя) до внутренних промежуточных пунктов погрузки (терминал магистрального товара в порту (транспорта)), оплату расходов по погрузке (перегрузке) товара на транспортные средства покупателя, оплату перевозки товара международным транспортом, страхование товара, хранение товара в порту, перегрузку или перетарку товара в пункте назначения, разгрузку в пункте назначения, оплату расходов по экспортной или импортной таможенной очистке груза (таможенные сборы, налоги, пошлины и иные платежи, связанные с перемещением товара через границу) и др. Таким образом, базис поставки определяет "границу" транспортных расходов продавца, за которой эти расходы начинает нести покупатель.
В "Инкотермс-2010" содержится трактовка 11 базисных условий поставки, расположенных последовательно друг за другом по принципу возрастания расходов и ответственности продавца по доставке товара, т.е. от его наименьших расходов и обязанностей (условие поставки Ex Works – с завода) до расходов и обязанностей наибольших, максимальных (условие DDP – поставка с оплатой пошлины, т.е. поставка полностью оплачена).
Термины сгруппированы в четыре группы (Е, F, С, D) – базисные категории. Определение базисных условий поставки решают следующие вопросы, существенные для выполнения доставки и распределения ответственности между сторонами (табл. 1.1):
- • порядок действий продавца и покупателя при перевозке товара и выполнении таможенных формальностей;
- • момент передачи ответственности за возможные повреждения груза с продавца на покупателя;
- • распределение транспортных расходов по доставке товара между продавцом и покупателем.
Группа Е – отгрузка – включает условия EXW (EXW – Ex Works. named place) – с завода (с фабрики, предприятия, со склада). Согласно данному условию поставки, продавец передает товар покупателю у себя на предприятии (на складе). Обязательства продавца по поставке товара выполнены в случае, если товар, полностью готовый к отгрузке, находится на складе поставщика. Все остальные расходы осуществляются за счет покупателя: подача транспортного средства и погрузка в транспортное средство, перевозка, осуществление экспортных и импортных таможенных процедур. С момента уведомления о готовности груза к отгрузке покупатель принимает на себя все риски, связанные с товаром.
Цены которые устанавливают органы управления это цены
Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен, состоит из элементов, в качестве которых рассматриваются как конкретные цены, так и определенные их группы.
В системе цен каждая отдельная цена и каждая группа цен находится во взаимосвязи со всеми другими ценами. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как это повлечет за собой изменения в целом ряде цен. Это обусловлено единым процессом формирования затрат на производство, взаимосвязью и взаимозависимостью всех элементов рыночного механизма хозяйствования и всех субъектов, действующих на рынке.
В зависимости от признака, положенного в основу классификации, можно рассматривать различные классификации цен.
По характеру обслуживаемого оборота:
— оптовые цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям или сбытовым организациям, обычно крупными партиями (оптом);
— закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий или у фермеров; по характеру сделок их также можно отнести к оптовым ценам;
— розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению;
— сметная стоимость — цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения);
— цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (грузовые транспортные тарифы) и розничной (пассажирские тарифы).
По степени регулирования:
— свободные цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения в соответствии с конъюнктурой рынка;
— фиксированные цены или тарифы, устанавливаемые на определенном уровне;
— регулируемые цены — цены, в отношении которых соответствующие государственные органы управления устанавливают какиелибо ограничения. Как правило, регулируемые цены устанавливаются государством на продукты, товары и тарифы социального назначения, допускаются изменения цен в некоторых пределах. Регулирование цен может также осуществляться с помощью установления предельного уровня рентабельности или предельных коэффициентов изменения цен;
— гарантированные цены. Их поддержание обеспечивается государственным финансированием. В России с 1995 г. введены в действие гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд (в федеральный и региональный фонды), в тех случаях, когда свободные рыночные цены оказываются ниже уровня гарантированных;
— рекомендуемые цены устанавливаются на важнейшие виды продукции; такая практика имеет место в некоторых западных странах. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендуемые;
— залоговые цены выполняют функции минимальных гарантированных цен. Например, они защищают фермеров в США в условиях, когда рыночные фермерские цены падают ниже их уровня, гарантируя минимальный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на рынке.
По времени действия:
— твердые ( или постоянные) цены, которые не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту, обычно в договоре делается оговорка: «цена твердая, изменению не подлежит»;
— текущие цены, по которым осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние рынка;
— скользящие цены устанавливаются на изделия, требующие длительного срока изготовления. В договоре устанавливаются исходная цена И порядок внесения поправок в случае изменения ценообразующнх факторов (издержек производства) за период, необходимый для их изготовления. Эти виды цен широко используются в международной торговле. Возможен вариант, когда установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится; этот предел называется лимитом скольжения. Например, цена может быть пересмотрена не более чем на 20% от общей суммы затрат. Скольжение также может распространяться не на всю сумму затрат, а на определенные виды затрат, указанные в договоре;
— сезонные цены действуют в течение определен ного периода времени;
— ступенчатые цены представляют собой ряд последовательно снижающихся (повышающихся) цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
По формам продаж:
— контрактные ( или договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон;
— биржевые котировки — уровни цен товаров, реализуемых через биржу; биржа способствует формированию оптовых рыночных цен на массовые качественно однородные стандартизированные товары;
— цены ярмарок и выставок (часто льготные);
— аукционные цены отражают ход продаж на аукционе; могут быть открытые аукционные торги и тендерные;
— трансфертные цены применяются при реализации продукции между подразделениями одной фирмы или разных фирм, входящих в одну ассоциацию.
По степени обоснованности:
— базисные цены применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия; они представляют собой фиксированные в соглашениях или прейскурантах цены товаров с определенными качественными параметрами;
— справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; они используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию пли при анализе уровней и соотношений цен;
— прейскурантные цены представляют собой вид справочной цены и публикуются в прейскурантах фирм-продавцов;
— расчетные цены применяются в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам;
— фактическая цена сделки учитывает применение различных надбавок и скидок к базисной цене.
По условиям поставки и продажи, в том числе по способу отражения транспортных расходов:
— цена-нетто — цена на месте купли-продажи;
— цена-брутто (фактурная цена) определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида «франко» и условий страховки).
Цены зависят от вида «франко» определяющего, кто несет основные транспортные расходы по доставке груза: покупатель или продавец.
Термин «франко» показывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы. Например, «франко-вагон отправления» означает, что продавец берет на себе все транспортные расходы по доставке товара к железнодорожной станции и погрузке в вагон, а покупатель оплачивает перевозку по железной дороге и дальнейшие транспортные расходы; единая цена формируется для всех покупателей независимо от места их расположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок.
Что такое цена – виды, функции, ценообразование и отличие от стоимости
Любая коммерческая деятельность предполагает продажу товаров или услуг, а значит, ее неотъемлемой частью является установление цены на каждый произведённый продукт. Однако здесь важно различать понятие цены и стоимости. Для большинства потребителей это синонимы, и даже предприниматели порой не видят принципиальной разницы между данными терминами. В сегодняшней статье мы разберем, что такое цена и чем именно она отличается от стоимости, какие их виды существуют, что влияет на ценообразование и как в целом устанавливают цены на товары.
Понятия цены и стоимости
История отмечает, что с началом торговых отношений люди стали определять стоимость и назначать цены на товары и услуги. Поначалу практиковался бартер, в качестве товарного эквивалента одного продукта выступал другой товар. Например, за корову продавец просил 3 мешка зерна, которые и являлись ценой коровы. С появлением денег цену начали устанавливать в денежных единицах. При этом стоимость товара либо определялась «на глаз», либо подсчитывалась. Разберем эти понятия более подробно.
Что такое цена
Существуют разные исторически сложившиеся походы к определению цены. Вот основные из них.
- К. Маркс, Д. Рикардо, А. Смит и другие выходцы из классической школы считали, что у цены две природы:
- цена как денежное выражение общественно необходимого (объективного) труда, затраченного на производство продукта (основной факт) и овеществленного в этом товаре;
- цена как стоимостное выражение субъективной оценки товара потребителем.
На основании этого можно сделать следующий вывод.
Цена – это конкретная сумма денег, которую продавец желает получить, а покупатель готов заплатить за единицу товара или услуги, т. е. выраженная в деньгах стоимость.
При формировании цены имеют значения такие факторы:
- субъективная ценность товара; на продукт; ;
- влияние государства.
Что касается влияния цены на рынок, то она выступает в качестве:
- показателя соотношения спроса и предложения (закон стоимости), в т. ч. уровня и структуры;
- финансового измерителя сделки или посредника обмена товара на денежные единицы;
- фактора, который влияет на территориальное размещение производства и его объем;
- весомой составляющей рыночной конъюнктуры;
- фактора налогообложения;
- инструмента формирования прибыли;
- фактора, определяющего уровень жизни и фактических доходов населения;
- рычага рыночной конкурентной борьбы.
Глядя на конкретную современную организацию, можно утверждать, что от цены зависит размер прибыли, конкурентоспособность и финансовая устойчивость компании.
Что такое стоимость
Стоимость – это ценность продукта или величина затрат на производство товара / его закупку, а также хранение, транспортировку, реализацию и другие сопутствующие расходы, которые несет продавец, без учета выручки от продажи. Стоимость определяется общественно необходимым рабочим временем.
Говоря проще, стоимостью называется себестоимость плюс доход продавца.
Если посмотреть на стоимость в коротком отрезке времени, может показаться, что она практически не меняется. Однако в долгосрочной перспективе величина затрат на производство непостоянная. На стоимость влияет количество посредников между производителем и покупателем, изменение суммы оплаты аренды помещений, тарифов на коммунальные услуги, зарплаты персоналу, а также инфляция и ряд других факторов.
Цели ценообразования и установления цены
Ценообразование – это процесс назначения цены на конкретный продукт с учетом ряда факторов. При этом основная задача – установить такие цены на товары и услуги, которые позволят продать максимальное количество единиц при условии минимальных потерь маржинальности, а затем вовремя реагировать на динамику в рамках развития рынка.
Кроме этого, выделяют и другие важные цели образования цены:
- Соответствие рынку. Например, если в одном магазине пакет муки стоит 40 рублей, а в другом – 60 рублей, то первый определенно закроет больше продаж.
- Приумножение дохода. Получить максимальную прибыль стремится каждый предприниматель, для этого нужно продавать товар как можно дороже. Когда идет речь о резком подорожании какой-то продукции, оно происходит одновременно у всех реализаторов.
- Компенсация издержек. Должна быть установлена такая цена, при которой выручка от продажи покроет затраты на производство и реализацию товара для всех посредников в цепочке от производителя к покупателю.
- Увеличение объема продаж. Чтобы больше и быстрее продавать, придется пересмотреть цену в сторону снижения. Отличный работающий вариант – запустить временные акции, которые привлекут клиентов.
- Рациональная демонстрация товара потребителю. Например, если продукция или услуга будет слишком дешевой, человек может усомниться в ее качестве, а откровенно дорогой продукт окажется не по карману для большей части аудитории.
К второстепенным задачам ценообразования можно отнести:
- увеличение доли и позиций предприятия на рынке;
- повышение качества продукта;
- повышение конкурентоспособности товара;
- поиск новых потребителей.
Правильное ценообразование – залог работоспособности предприятия и получения желаемой прибыли.
Чем отличается цена от стоимости
В быту термины «цена» и «стоимость» используются как синонимы. В экономике же есть принципиальная разница между этими понятиями.
Сумма всех издержек, которые понесла фирма в процессе производства и продажи продукта, или психологическая важность продукта для потребителя.
Сумма, которую человек и компания платит за товар или услугу. Как правило, совокупность стоимости продукта (прямых затрат) и прибыли от его реализации.
Выражается не только в денежных единицах, но и в физических (материалы, время, трудовые ресурсы и т. д.).
Выражается исключительно в денежных единицах.
Одинакова для всех клиентов.
Может изменяться от клиента к клиенту с учетом политики компании.
Устанавливается с оглядкой на потребителя.
Всегда меньше цены, кроме случаев-исключений.
Обычно больше стоимости, но может быть и ниже нее (например, в случаях продажи б/у товара, его морального устаревания или реализации с целью сокращения убытков).
Важно! Невозможно назначить цену без привязки к стоимости товара или услуги.
Чтобы было понятнее, рассмотрим разницу между ценой и стоимостью на простом примере. Предположим, вы купили рулон обоев за 1 000 руб. – это цена, которую назначил магазин. Однако стоимость в этом товаре совсем иная. Она состоит из издержек на производство рулона обоев (400 руб.), его упаковку (50 руб.), транспортировку в магазин (50 руб.), реализацию (50 руб.). Все эти затраты составляют стоимость или себестоимость, которая равна 550 руб.
Виды стоимости
В зависимости от подходов к изучению стоимости, выделяют следующие ее виды.
- Трудовая стоимость – основывается на затратах рабочей силы, средств труда и времени работников на создание продукта, на ее основе строится прибавочная стоимость.
- Меновая стоимость – регулирует отношения при обмене товарами и выступает в форме цены.
- Потребительная стоимость – в ее основе лежит полезность товара или услуги для потребителя.
- Субъективная стоимость – базируется на субъективной оценке редкости, полезности, важности товара для конкретного потребителя.
- Стоимость на основе издержек – включает все финансовые затраты на выпуск и продажу продукции.
Виды цен
Цены классифицируют в зависимости от множества социальных и экономических критериев, особенностей товаров, условий их продажи и т. д. Разберем одну из наиболее масштабных и полных классификаций.
Цены по характеру оборота:
- розничные – для рядового потребителя;
- оптовые – для крупных клиентов, преимущественно для других фирм;
- тарифы – на проезд, почтовые услуги, международную телефонную связь и т. д.
Цены по типу взаимодействия с контрагентами:
- отпускные – по которым компания продает товар;
- закупочные – по которым предприятие закупает продукцию у частных и юридических лиц.
Цены по территориальному признаку:
- внутренние – по которым осуществляется купля-продажа внутри государства;
- внешнеторговые (мировые) – для осуществления экспорта и импорта.
Цены по уровню государственного вмешательства:
- свободные – устанавливаются продавцом с учетом спроса и предложения на рынке;
- регулируемые – отчасти контролируются государством, здесь различают разные степени жесткости контроля:
- предельные цены;
- пороговые цены;
- рекомендуемые цены.
Цены по типу установления и фиксации:
- твердые – прописываются в договорах и не меняются в течение всего срока действия контрактов;
- подвижные – тоже фиксируются в договорах, но дополнительно указывается процент, на который может изменяться конечная сумма;
- скользящие – могут корректироваться в любой момент, устанавливаются на продовольственные и сырьевые позиции, которые поставляются в рамках долгосрочных соглашений.
Цены по источнику информации об их уровне:
- расчетные – средние цены на продукт по итогам операционного дня (нужны для расчета маржи);
- публикуемые – публикуются на ценниках, в прайс-листах, каталогах и других справочниках.
Цены по категории клиентов:
- открытые – те, по которым товары может приобрести любой желающий;
- специальные – для конкретных групп аудитории (постоянные клиенты, дистрибьюторы, дилеры и т. д.).
Цены по виду рынка:
- аукционные – прямо соответствуют спросу и предложению на аукционах;
- биржевые котировки – служат ориентиром для последующего установления розничных и оптовых цен;
- тендерные – определяются в ходе сбора предложений от разных участников тендера.
Цены по временному фактору:
- постоянные – не имеют конечного срока действия;
- сезонные – определяемые сезоном или временем года;
- ступенчатые – понижающиеся или повышающиеся через заранее установленные промежутки времени (обычно понижаются);
- акционные – актуальны лишь в период действия акции.
Цены по условиям поставки и реализации:
- нетто – устанавливаются на месте продажи (сумма, которую платит покупатель);
- брутто – назначаются согласно всевозможным условиям купли-продажи;
- франко – транспортные расходы на доставку груза покупателю.
Цены по принадлежности в рамках связки «спрос – предложение»:
- цена спроса – максимальная сумма, по которой клиент может заказать услугу или купить товар;
- цена предложения – минимальная сумма, за которую продавец готов продать продукт.
Несмотря на различие видов цен, все они прямо или косвенно связаны друг с другом. Изменение цены одного вида обязательно влечет за собой изменение цен других видов.
Функции цены
Цена является одним из наиболее легко контролируемых маркетинговых элементов предприятия. Откорректировать ее можно мгновенно, а изменения не повлекут каких-либо затрат.
Цена выполняет целый ряд функций в маркетинге, рассмотрим основные из них.
- Перераспределительная. Благодаря ценам государственный национальный доход перераспределяется между разными отраслями, регионами, слоями населения.
- Стимулирующая. Изменение цены дает возможность влиять на предложение и спрос.
- Учетная. С помощью цен можно учесть все издержки, а также ВВП, объем производства и реализации.
- Балансирующая. Цены стоят в основе глобальных рыночных механизмов, с их помощью на рынке удается достичь равновесия между спросом и предложением.
- Сигнальная. Посредством цены продавец сообщает, на какой сегментцелевой аудитории ориентирован конкретный продукт.
- Сравнительная. Цена является одним из ключевых факторов при сравнении товаров-конкурентов. Для этого ее используют и потребители, и продавцы.
- Конкурентная. Путем изменения цены компании могут преодолевать конкуренцию, увеличивать объемы продаж и занимаемую долю рынка.
- Ориентирующая. С помощью цены человек осознает потребность в выборе конкретного продукта в рамках личного интереса.
- Измеряющая. Цена измеряется в количестве денег, которое покупатель должен заплатить за товар.
- Оптимизирующая производство. Предприниматель имеет возможность расширить наиболее востребованные и выгодные в конкретный момент сферы производства.
Из чего состоит цена
Цена любого продукта складывается из двух основных элементов:
- себестоимость;
- наценка.
Это одинаково актуально и для производителей, и для ритейлеров.
Если рассмотреть структуру цены более развернуто, можно выделить следующие ее элементы:
- себестоимость;
- прибыль производителя;
- акциз (для подакцизных товаров);
- налог НДС;
- надбавка оптовика;
- торговая наценка.
Нужно учитывать, что НДС может быть включен в цену на любом этапе купли-продажи товара в зависимости от нюансов системы налогообложения контрагентов.
Разберем две основные составляющие цены более подробно.
Себестоимость
Себестоимость – это все затраты предприятия на изготовление или закупку продукта.
Издержки могут быть:
- прямые – расходы на производство товара (сырье, зарплата производственных сотрудников) или закупку продукции;
- косвенные – прямо не относящиеся к производству или закупке товара, делятся на:
- условно-постоянные – постоянные издержки, сумма которых не зависит от объема производства / продаж;
- частично-переменные – изменяющиеся пропорционально объему производства / продаж.
Стоимость товара рассчитывают по нескольким формулам.
- Формула полной себестоимости – с ее помощью можно оценить будущие издержки на единицу товара.
Полная себестоимость = Издержки на производство или закупку + Издержки на реализацию
- Формула себестоимости реализованной продукции – позволяет рассчитать актуальную стоимость реализации, поэтому широко применяется в ритейле.
Себестоимость реализованной продукции = Полная себестоимость + Себестоимость нереализованных товаров в отчетном периоде
У разных компаний в стоимость товара входят разные затраты. Вот самые распространенные из них:
- расходы на производство или закупку;
- амортизация;
- зарплата основных сотрудников;
- зарплата администрации;
- страховые отчисления;
- коммунальные платежи;
- расходы на логистику;
- затраты на реализацию.
Наценка
Некоторые отождествляют наценку и прибыль, но это в корне неверно. Наценка также включает издержки, которые несет компания в ходе реализации товара.
В торговой сфере различают два вида наценки:
- базовая – добавляется к стоимости единицы товара розничным продавцом или дистрибьютором;
- дополнительная – добавляется к цене в случае, если покупатель выдвигает дополнительные требования (например, расширенная гарантия, увеличенная комплектация, дополнительные услуги).
В рознице наценка может включать:
- НДС;
- расходы на доставку;
- затраты на реализацию;
- прибыль.
Наценку рассчитывают двумя способами:
- Суммирование расходов на поставку, реализацию товара и предполагаемой прибыли. Способ простой, но не позволяет учитывать рыночные изменения, а значит, и рассчитать прибыль от реализации партии продукции. Сравнить свою наценку со средними по рынку можно путем определения доли наценки в цене товара.
Доля наценки в цене = ((Цена – Себестоимость) / Себестоимость) × 100%
- Метод безубыточности. С его помощь можно найти минимальную наценку, которая позволит компании окупить затраты и избежать убытков.
Факторы ценообразования
Особенность цены в том, что она легко меняется под воздействием различных обстоятельств – как внутренних, так и внешних. Рассмотрим, какие факторы могут повлиять на политику ценообразования.
- Себестоимость. Чем больше затраты на выпуск продукции (стоимость) или ее закупочная цена, тем выше отпускная цена товара.
- Клиенты. Колебание спроса может значительно влиять на цены товаров. Как правило, невостребованные продукты дешевеют, а популярные дорожают.
- Конкуренция. В условиях высокой конкуренции у компаний два пути: снизить стоимость до уровня ниже среднерыночной, чтобы привлечь потребителей и увеличить объем продаж, или повысить цену, чтобы получать не меньше прибыли, чем конкуренты.
- География. Чем на большее расстояние приходится транспортировать товар, тем выше будет его конечная цена из-за необходимости компенсировать расходы на услуги перевозчиков.
- Доходы населения. От платежеспособности потребителей напрямую зависит спрос на товары и успех торговых компаний в целом.
- Государство. Льготы на отдельные виды деятельности, изменение требований к качеству изделий и налогообложения – все это сказывается на стоимости окончательной цене товаров.
- Сезонность. Цены на товары и услуги могут колебаться в зависимости от их востребованности в определенный период.
- Имидж компании. Знаменитые бренды чаще всего устанавливают более высокие цены на свои товары, чем менее известные конкуренты.
Пошаговый алгоритм ценообразования
Ценообразование представляет собой комплекс мер по установлению компанией оптимальной цены на реализуемые товары. Этот процесс последовательный и делится на несколько этапов.
- Постановка цели и выбор метода ценообразования. Прежде всего компании нужно определиться, чего она хочет достичь. Например, увеличить объемы продаж, занять определенную долю рынка или повысить репутацию бренда.
- Анализ спроса и предложения. Будет ли востребован продукт и насколько – на этот вопрос предстоит ответить на данном этапе. Дело в том, что при низком спросе высокие цены товара могут отпугнуть потребителей. Также имеет значение реакция покупателей на изменение цены и объема предложения.
- Расчет и снижение стоимости. Назначение оптимальной цены невозможно без учета всех затрат на изготовление продукта. Если в ходе расчета стоимости окажется, что издержки слишком велики, необходимо подумать, как снизить ее до уровня, который позволит установить конкурентную рыночную цену.
- Анализ конкурентов и конкурентоспособности продукта. На этом этапе предстоит изучить компании, которые являются прямыми конкурентами: проанализировать ассортимент, цены, качество и стоимость продуктов, их характеристики, условия работы с клиентами и другие факторы. Результатом такого исследования должен стать «ценник безразличия».
Стратегии и методы установления цен
Многие путают методы ценообразования со стратегиями. Чтобы было понятно и не возникало вопросов, в этой статье приводим и методы, и стратегии.
Рассмотрим методы установления цен.
Метод полных издержек
Цена = Себестоимость × (1 + Рентабельность / 100)
Цена = Себестоимость × Процент желаемой прибыли
В основе метода лежит повышение цены на процент, который составляет торговую наценку.
По точке безубыточности
Цена = Себестоимость + Другие затраты
Метод рассчитан на компенсацию затрат и не предполагает роста прибыли, поэтому используется крайне редко.
Цена = Себестоимость + Сумма процентов по кредитам
Метод позволяет рассчитать цену продукта, которая покроет производственные издержки и позволит получить достаточный доход для закрытия инвестиций.
Рассчитывается на основании стоимости и иных показателей компании.
Пересмотр базовой цены происходит редко.
Стоимость устанавливается по итогам анализа цен конкурентов.
Перед использованием этого метода необходимо рассчитать стоимость продукта. Нередки случаи, когда компании прибегают к различным уловкам ради снижения стоимости и цены товара.
Мы перечислили классические методы ценообразования, но есть и альтернативные:
- поиск нестандартных путей решения обычных задач;
- использование конкурентных преимуществ;
- допродажи;
- назначение исходного ценника;
- поиск удачного маркера для каждой товарной линейки;
- постепенное увеличение ценника на 3-5%;
- развертывание рядов;
- отказ от невыгодных клиентов.
Психологические методики назначения цены:
- «волшебные» ценники, например, 4999 руб. вместо 5000 руб.;
- комплексные решения: несколько товаров или услуг с обязательной скидкой «за опт»;
- сравнение нескольких товаров с акцентом на преимущества одного из них;
- «горячие» продажи по принципу краткосрочных акций, например, только сегодня телевизор дешевле на 3000 рублей;
- подарки – даже незначительная бесплатная опция способна привлечь и порадовать клиента, хотя ее стоимость изначально заложена в цену.
Что касается стратегий ценообразования, то чаще всего применяются следующие.
- Стратегия высокий цен. Предполагает установление цены, значительно превышающей стоимость, однако высокое качество или известный бренд побуждают покупателей платить больше.
- Стратегия средних цен. Назначается цена на уровне среднерыночной.
- Стратегия низких цен. Цены на все товары существенно занижаются, по сравнению с конкурентами.
- Стратегия следования за лидером. Устанавливаются цены, приближенные к стоимости товаров одного из лидеров продаж.
Грамотно выбранная стратегия установления цен позволяет компании не просто повысить прибыль и уровень продаж, но также увеличить занимаемую долю рынка.
Часто задаваемые вопросы
Кроме стоимости сырья и трудовых ресурсов, на формирование цены оказывают влияние спрос и предложение. Но есть и другие теории ценообразования:
- классическая теория – главный фактор ценообразования – общественный труд на всех стадиях производства товара;
- теория предельной полезности – во главе угла стоит предельная полезность товара, но посчитать ее в количественном выражении очень трудно.
При установлении рыночной цены товара ориентируются на покупателей и конкурентов. В первом случае необходимо оценить потребителя с экономической точки зрения и добавить желаемую наценку. Во втором случае придется либо следовать общим рыночным тенденциям, либо выделять много внутренних ресурсов для участия в «ценовой борьбе» с лидерами отрасли.
Итоговая цена товара зависит от того, сколько промежуточных этапов проходит продукт после выпуска и перед тем, как его приобретет конечный потребитель. Чем больше посредников и технических этапов, тем больше стоимость и выше цена.
Пример формирования цены:
- Оптовая цена.
- Оптовая цена без НДС.
- Оптовая цена с НДС – цена закупки оптовика.
- Цена продажи оптовика (посредника) – цена закупки розничного магазина.
- Розничная цена товара.
Отечественные товары без маркировки, которые продает непосредственно производитель, проходят самый короткий путь и имеют только одну наценку.
Существует очень много видов цен, которые классифицируют по разным признакам. Но все виды взаимосвязаны: изменение одного из них всегда влечет за собой изменение других разновидностей.
В сфере оценки эти слова трактуются несколько иначе. Так, цена – это результат достижения компромисса между платежеспособностью покупателя объекта купли-продажи (товара / услуги) и ценовыми ожиданиями продавца. Стоимость – это обоснованная с научной точки зрения расчетная величина обменной ценности объекта оценки на момент ее вычисления. Таким образом, стоимость, в отличие от цены, в оценочной деятельности не является рыночным показателем.
Трудовая стоимость представляет собой количество часов, которое было затрачено работником не только непосредственно на труд, но и на остальные действия, необходимые для организации процесса абстрактного труда. Таким образом, труд является базовым элементом, который лежит в основе трудовой стоимости.
Заключение
Цена и стоимость – два понятия, которые являются неотъемлемой частью рыночной экономики и маркетинга. При этом, несмотря на сходство в бытовой интерпретации, эти термины радикально отличаются. Гибкие и непостоянные цены компенсирует относительно стабильная стоимость, которая и выступает основой цены.
Что будет, если государство ограничит цены?
Цены быстро растут, и все кругом говорят, что их нужно ограничивать. Но в нашей истории уже было регулирование цен, и, кажется, было не очень.
Всегда ли регулирование цен кончается плохо? Или есть исключения?
После 24 февраля все чаще звучат предложения начать регулировать цены на товары массового спроса. Депутаты даже подготовили поправки об этом.
В перечень товаров, подлежащих государственному регулированию, могут войти продукты питания, детские товары, стройматериалы, сельхозудобрения, сельхозтехника и запчасти к ней, бытовая химия, зоотовары, лекарства и медикаменты.
Профильные чиновники эту идею не поддерживают. Пока торговые сети добровольно ограничивают наценку только на ряд социально значимых товаров, в том числе на сахар. Тем не менее идея ограничить цены остается популярной. Расскажу, к чему это может привести.
Я заработала 100 000 рублей на Tinkoff Black
Почему цена важна для рыночной экономики
Цена в рыночной экономике — результат равновесия, компромисс между желанием продавца продать, основанным на его затратах при производстве, и желанием покупателя купить, основанным на его понимании стоимости товара.
Также цена — это информация. Она рассказывает потребителям о качестве товара, его свойствах, том, насколько он востребован. Безусловно, есть исключения, но, как правило, чем качественнее товар, тем он дороже.
Еще цена дает сигнал производителям. Ее рост означает, что товар востребован и его стоит производить. И что товар важен для покупателя: он готов его покупать по более высокой цене.
Кроме того, цена — это информация для государства и его регулирующих органов. Например, если рынок сильно монополизирован, то цены отражают не качество товара, а уровень рыночной власти компаний. Есть общее правило: чем больше компаний-продавцов на рынке, тем ниже будут цены при прочих равных.
Рынок всегда стремится к экономии ресурсов, а информация тоже ресурс, причем весьма дорогой. Чем меньше информации нужно потребителю или производителю для принятия решений, тем лучше. А цена товара на рынке одновременно дает информацию производителю, продавцу, покупателю и органам власти. Именно поэтому цена играет такую важную роль в рыночной экономике.
Что происходит, когда государство начинает регулировать цены
Если на рынке нарушается равновесие — например, товара стало меньше или вырос спрос, — начинает расти цена.
Государство может повлиять на ситуацию рыночным способом — увеличить предложение товара на рынке, пустив на него больше продавцов, местных или из-за рубежа. Либо административным способом — начать регулировать цены, то есть делать их ниже рыночных.
Вот что тогда произойдет:
- Поставщиков на рынке станет меньше. Цена стала слишком низкой, и производить или продавать этот товар теперь невыгодно. Конечно, это коснется не всех поставщиков, а только наиболее слабых с точки зрения эффективности.
- Покупателей станет больше. Их число точно возрастет, ведь после снижения цены товар стал доступен большему числу потребителей.
В итоге товара на рынке станет меньше, а вот спрос на него вырастет. Это первый и самый очевидный результат ограничения цен — несоответствие между желающими продать, которых мало, и желающими купить, которых теперь больше, чем нужно. Так на рынке возникает дефицит товара.
Конечно, дефицит возникнет не завтра и не послезавтра после ограничения цен. Но обязательно возникнет в будущем. Никакого волшебства в экономике нет, и если бы продавцам было выгодно продавать товар дешевле, то они обязательно бы это делали. Значит, ограничение цен сделает выпуск товаров для кого-то менее выгодным, а для кого-то — вовсе убыточным.
В условиях дефицита те, кому не хватило товара, будут пытаться все равно его получить. Это можно сделать, только если договориться с продавцом, что товар идет именно тебе, а не кому-то другому. Чтобы продавец захотел так поступить, ему нужен некий дополнительный бонус от клиента. Так появляется черный рынок, где товар фактически стоит дороже.
Как регулирование цен работало в СССР
Многие сторонники регулирования цен сейчас пытаются апеллировать к опыту СССР. Советский Союз был одним из редких примеров стран, которые отвергали рынок и определяли цены директивно. На продукты питания, например, цены устанавливались низкие, чтобы люди могли их купить. А на предметы роскоши, такие как хрусталь, автомобили или бытовая аппаратура, — высокие.
В Советском Союзе для этого был создан Государственный комитет цен — Госкомцен. Он определял, что и по каким ценам продавать. Но поскольку стоимость приходилось устанавливать одновременно на сотни тысяч наименований товаров, то ни о каком научном расчете речи не шло. Чаще всего цены устанавливали по аналогии с уже существующими товарами или исходя из затрат на их изготовление.
Вот к чему это приводило.
Дефицит и перепроизводство. Стремление назначать цены директивно приводило к огромным перекосам. Дешевый хлеб в магазинах было выгодно покупать, чтобы кормить скот. Качественная одежда и обувь в магазинах исчезала в мгновение ока, а то, что оставалось на полках, носить было невозможно.
Автомобили на черном рынке стоили дороже, чем их отпускная цена, которая и так была очень высокой для большинства советских граждан. А квартиры, за исключением кооперативных, вообще не продавались. Поэтому существовал сложный неофициальный рынок обмена жилья, где формировалась своя система неофициальных цен, — государство их никак не регулировало.
Черный рынок. Мы привыкли, что в России действует рынок покупателя: продавцов много, и они конкурируют между собой. В СССР все было наоборот. Из-за того, что желающих купить было намного больше, чем желающих продать, формировался рынок продавца.
Покупатели шли на различные ухищрения, чтобы получить товар: использовали связи и давали взятки. Многие наверняка помнят эпизод из фильма «Ирония судьбы», где Женя и Надя рассказывают друг другу, сколько они заплатили сверху за мебельный гарнитур.
Территориальное неравенство. Во многих городах купить, например, колбасу было невозможно. Жители Калуги или Переславля-Залесского были вынуждены ездить за продуктами в Москву. В этом случае к цене купленного товара нужно было прибавлять цену автобусного или железнодорожного билета, а также потерянное время.
Дополнительные издержки. Регулируемые цены и дефицит приводили к тому, что потребители в СССР несли огромные дополнительные затраты. Сюда входили и взятки продавцам, и затраты на поездку за товаром в другой город, и время на очереди и длительный поиск товара в разных магазинах. Об этом ходили многочисленные анекдоты. Например, про Бермудский треугольник в Москве: «ГУМ — ЦУМ — „Детский мир“».
К чему привело регулирование цен в Венесуэле
Главное в наличии товарного дефицита не то, какая экономика в стране — плановая или рыночная. Все упирается именно в желание регулировать цены. Показателен опыт формально рыночной страны — Венесуэлы.
В 2014 году в результате падения цен на нефть — основной экспортный продукт Венесуэлы — в стране возникла резкая нехватка валюты. Это привело к дефициту бюджета и росту цен на импортные товары, которых в стране было довольно много.
Чтобы исправить ситуацию, правительство Мадуро вынудило центральный банк «включить печатный станок» и увеличить объем денег в стране. Это очень быстро привело к гиперинфляции. Например, в 2018 году инфляция потребительских цен, по данным Международного валютного фонда, составила 65 000%. Сейчас она находится на уровне 500%.
Чтобы решить ситуацию с дороговизной, власти установили «справедливые цены», на что рынок очень быстро отреагировал исчезновением товаров из магазинов. После этого пришлось вводить продуктовые карточки.
Получается, хотя цены начали регулировать для борьбы с экономическим кризисом, в результате он только усилился.
Чем можно заменить регулирование цен
Регулирование цен — это инструмент управления рынком. Поэтому важно понимать, какую именно проблему это решает. Вариантов может быть много.
Поддержка людей с низким доходом. В этом случае целесообразно ввести для таких людей продовольственные карточки, которые позволят ежемесячно покупать продукты питания на определенную сумму.
Рост цен из-за нехватки товаров на рынке. Если цены растут из-за недостатка предложения, нужно создавать новые стимулы — или для местных производителей, или для импортеров. Например, снижение импортных пошлин, налоговые льготы или субсидии.
Монополии. Если цены растут из-за того, что монополист устанавливает слишком высокие цены на свои услуги, надо понять, почему это происходит. Например, цены в городе растут из-за высоких тарифов на железнодорожные перевозки, которым нет альтернативы. Значит, цены упадут, если подвести к городу автомобильную дорогу.
Или, скажем, сильный рост цен на коммунальные услуги — за исключением естественных монополий — означает, что в городе или области слабая конкуренция. Тогда надо посмотреть, что ей мешает. Возможно, есть какие-то административные барьеры, которые не дают новым компаниям появиться на рынке.
Ажиотажный спрос. Бывает, что потребители сметают товар с прилавков, и продавцы вынуждены повышать цены, чтобы не остаться без товаров. В этом случае ограничение цен как временная мера вполне возможно. Правда, сочетать его надо с разъяснительной работой и повышением доверия к правительственным органам. А доверие можно завоевать только открытостью и честностью, да и то не сразу.
Какое еще бывает регулирование цен
Государства, в том числе Россия, и сейчас используют разные виды регулирования цен. И это в основном дает положительный эффект. Вот только несколько примеров.
Антимонопольное законодательство. Оно существует в большинстве стран мира и устанавливает различные ограничения на деятельность монополий, в том числе ценовые.
Регулирование цен может помочь, только если на рынке есть крупные компании, обладающие рыночной властью, и потеснить их невозможно.
Минимальный уровень оплаты труда — МРОТ. Это регулирование цен на рынке труда. Правда, здесь другой случай — когда цена ограничивается не сверху, а снизу.
Цель этого ограничения проста и понятна — добиться того, чтобы люди получали за свою работу немного больше прожиточного минимума. То есть чтобы всем, кто работает, хватало хотя бы на самую экономную жизнь.
Но МРОТ касается очень небольшого количества работников. Большинство все-таки получает зарплату, которая существенно превышает прожиточный минимум.
Так что в отдельных случаях регулирование цен может применяться. Проблемы начнутся, когда государство станет регулировать цены на массовые товары. Но до этого, к счастью, пока далеко.