Водитель-экспедитор или водитель автомобиля? И как определять оклад?
Подскажите, пожалуйста, такая ситуация. У нас водители-экспедиторы перевозят сжиженный газ. Прошла аттестация рабочих мест и говорят, т.к. им полагается доп. отпуск (причем, насколько я понимаю, не только доп. отпуск, но и выдача средств индивидуальной защиты подходит под ст. 57 ТК про то, что если льготы и компенсации — то называть по справочнику — или это не так??), то нужно назвать по справочнику — водитель автомобиля (должности водитель-экспедитор в справочнике нет). Возник другой вопрос: т.к. они перевозят газ, то вроде как они все-таки экспедиторы тоже. Плюс с ними заключены договоры о мат. ответственности. Достаточно ли для договора о мат. ответственности того, что обязанности перевозить газ указаны у них в договоре, или нужно обязательно чтобы «экспедитор» в названии должности фигурировало? Как тогда их назвать?? И может быть еще какие-то есть «подводные камни», из-за который нельзя «экспедитор» убирать из названия должности, подскажите, пожалуйста!
И еще вопрос: можем ли мы назначить им просто оклад и написать в табеле 8 часов, не ссылаясь ни на какие тарифно-квалификационные справочники, не назначая им часовую тарифную ставку и т.п.? Понятно, что они ездят не «с 9 до 18», ну вот мы так хотим им оплачивать, закрепить в трудовом договоре. Вроде в ТК нигде не написано, что работодатели обязаны назначать оклады в соответствии со справочниками?
Спасибо.
По сути, экспедитор сопровождает доставки груза от места производства/сбыта к месту потребления..Если водитель только ведет автомобиль, то экспедитор еще бумажной волокитой и сопровождением занимается..
Если водитель является по факту и экспедитором, думаю можно прописать это везде, потому как он выполняет не только ф-ции вождения автомобиля..И ЗП у него побольше, чем у просто водителя как раз за счет того, что ф-ции дополнительные имеются..
А наш уважаемый квалиф. справочник должностей — вещь древняя и существенно отстает от развития..
Я сталкивалась с такой же проблемой по должностям мерчендайзера, супервайзера.
Может быть, водителя принять по внутреннему совместительству как экспедитора? В данном случае, мы не можем оформить совместительство (так как работа по совместительству выполняется в свободное время от основной работы), но можем оформить расширение зоны обслуживания или увелиение объема работы (статья 151 ТК РФ, статьи 60-61 ТК РФ) документально, то есть прописать в трудовом договоре и издать приказ по ОД, а так же назначить доплату (размер доплаты устанавливается по соглашению сторон). Таким образом, официально водитель будет работать водителем, но так же выполнять обязанности экспедитора, хотя слово «экспедитор» нигде не будет фигурировать. Может быть, коллеги еще какой вариант подскажут?
Спасибо за мнения.
И все-таки хотелось бы уточнить, достаточно ли для того, чтобы заключить договор о мат. ответственности и вообще чтобы они выполняли функции экспедитора, прописать «Перевозка сжиженного газа» или более подробные функции экспедитора ИЛИ обязательно чтобы в наименовании должности фигурировало «экспедитор»?
Чем водитель отличается от водителя экспедитора
19 января 2016 10:13
Анна_Сергеевна
Хотим водителей сделать водителями-экспедиторами
не можете. должность должна называться "водитель автомобиля" и никак иначе.
обязанности при этом можете дополнить экспедиторскими, если работники не против — допсоглашения к ТД, изменения в ДИ.
15 февраля 2016 08:50
Анна_Сергеевна
Почему? Можно подробнее пожалуйста.
можно.
Водители осуществляют доставку продукции в магазины. Согласно производственной инструкции в обязанности водителя входит экспедирование грузов.
Можно ли с водителем заключить договор о полной материальной ответственности? Нужно ли изменить его должность на должность водителя-экспедитора?
1. В соответствии с частью первой ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. На основании части второй ст. 244 ТК РФ постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 утвержден Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (далее — Перечень). Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться только с теми работниками и на выполнение тех видов работ, которые предусмотрены в Перечне (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19.10.2006 N 1746-6-1).
Согласно абзацу четвертому раздела I Перечня письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться, в частности, с работниками таких должностей, как заведующие, другие руководители складов, кладовых (пунктов, отделений), ломбардов, камер хранения, других организаций и подразделений по заготовке, транспортировке, хранению, учету и выдаче материальных ценностей, их заместители; заведующие хозяйством, коменданты зданий и иных сооружений, кладовщики, кастелянши; старшие медицинские сестры организаций здравоохранения; агенты по заготовке и (или) снабжению, экспедиторы по перевозке и другие работники, осуществляющие получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей. Такая формулировка четвертого абзаца означает, что договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться с сотрудниками, чьи должности не поименованы в Перечне, при условии, что такие сотрудники осуществляют получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей. Исходя из самого названия и структуры Перечня следует, что основанием для заключения с работником договора о полной индивидуальной материальной ответственности в равной степени могут являться либо занятие должности, либо выполнение работы, поименованных в Перечне.
Следовательно, если в должностные обязанности водителя входят виды работ, указанные в Перечне (в частности, прием, хранение, учет, выдача и транспортировка материальных ценностей), то работодатель вправе заключить с ним договор о полной материальной ответственности, несмотря на отсутствие занимаемой им должности в Перечне.
Однако в соответствии со ст. 60 ТК РФ работодатель не может требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Таким образом, если работа, связанная с приемом, хранением, учетом, выдачей и транспортировкой материальных ценностей, не была изначально предусмотрена трудовым договором водителя, возложение на него соответствующих обязанностей будет возможно только после изменения определенных сторонами условий трудового договора. При этом следует помнить, что дополнение должностных обязанностей работника является изменением его трудовой функции, поэтому внести данные изменения в трудовой договор возможно только по письменному соглашению сторон трудового договора (ст. 72 ТК РФ), внесение таких изменений по инициативе работодателя не допускается.
2. Что касается наименования должности, отметим, что в силу части второй ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указывается трудовая функция: работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой работнику работы. Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Такое же правило установлено в отношении заполнения трудовых книжек. В п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69, указано, что записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации. В случае если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным соответствующими квалификационными справочниками.
При этом выполнение работы по управлению автомобилем связано с наличием ограничений. В частности, работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (часть первая ст. 329 ТК РФ). Режим рабочего времени и времени отдыха таких работников устанавливается с учетом установленных нормативными актами особенностей (часть вторая ст. 329 ТК РФ). Так, для водителей автомобилей приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 установлены максимальная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность перерывов в работе и другие особенности. Работа, непосредственно связанная с движением транспортных средств, требует пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение, а также обязательный предварительный медицинский осмотр (ст. 328 ТК РФ).
Таким образом, наименования должностей, специальностей и профессий работников транспорта, указанные в штатном расписании, в трудовых договорах и трудовых книжках должны соответствовать наименованиям, указанным в квалификационных справочниках.
Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102, такая профессия, как водитель-экспедитор, не предусмотрена. Справочник предусматривает профессию "водитель автомобиля". Причем такое название профессии применяется к водителям как легковых, так и грузовых автомобилей.
В соответствии с пунктами 5 и 19 Общих положений единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30, справочник содержит описание основных, наиболее часто встречающихся работ по профессиям рабочих. Конкретное содержание, объем и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте устанавливаются в организациях технологическими картами, рабочими инструкциями или другими документами. Наименование профессии должно устанавливаться в строгом соответствии с ЕТКС с учетом фактически выполняемой работы в конкретном производстве. В тех случаях, когда рабочий выполняет работы разных профессий, наименование профессии ему устанавливается по основной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых им работ.
Таким образом, трудовая функция лица, управляющего автомобилем, может быть дополнена обязанностью при необходимости выполнять экспедиторские работы (апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 04.09.2012 по делу N 33-17499). При этом, несмотря на дополнение трудовой функции лица, управляющего автомобилем, обязанностью осуществлять экспедиторские работы, его должность должна именоваться "водитель автомобиля".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия
Ответ прошел контроль качества
18 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Услуги экспедирования грузов. Кто такой экспедитор. Разбираемся в понятиях
На самом деле это очень актуальный вопрос. Услуги экспедирования на газели и другом малотоннажном транспорте представляет особый интерес ракурсе такого распространенного мнения, что если водитель «подписал» бумагу — значит он «экспедитор», в противном случае — он ни за что не отвечает, и ему глубоко наплевать и на груз и на заказчика. Это ошибочное мнение. Предлагаю основательно разобраться в понятиях.
Согласно единому квалификационному справочнику, экспедитор обязан принимать грузы со складов и мест хранения, в полном соответствии с товарно-сопроводительной документацией, packing list, согласно заявленной номенклатуры. При этом он проверяет целостность упаковки, контролирует погрузо-разгрузочные работы, размещение груза. Также экспедитор сопровождает груз в пути, обеспечивая его сохранность. По окончании транспортировки, экспедитор сдает груз грузополучателю вместе со всей товарно-сопроводительной документацией, при необходимости участвует в составлении коммерческих актов. Должностная инструкция экспедитора — скачать pdf.
Для грамотного выполнения своих обязанностей, экспедитор должен знать:
1. Порядок приема и сдачи грузов.
2. Организацию погрузо-разгрузочных работ.
3. Условия перевозки и хранения товарно-материальных ценностей.
4. Формы документов и правила их оформления.
5. Правила и нормы охраны труда.
6. Правила перевозки грузов.
7. Устав автомобильного транспорта.
8. Главы 40 «Перевозка» и 41 «Транспортная экспедиции» ГК РФ.
В современных реалиях, услуги экспедирования, в основном, либо совмещается с должностью водителя, при этом ему вменяются также обязанности по грамотному управлению ТС, поддержанию его в надлежащем техническом состоянии и многие другие функции водителя, либо с должностью логиста. В последнем случае логист-экспедитор выбирает маршрут, перевозчика, погран-переход, места таможенной очистки, занимается документальным оформлением — полностью организовывает транспортный процесс, осуществляет его контроль на каждом этапе. На таком уровне деятельность осуществляют крупные игроки, международные транспортно-логистические компании.
Тематикой данного сайта www.20-66-744.ru являются малотоннажные перевозки по Екатеринбургу и области, соответственно, услуги экспедирования будут рассмотрены в рамках грузоперевозок на газели, трех- и пятитонниках.
В случае, когда индивидуальный предприниматель, либо другое юридическое лицо, выполняет по транспортному заказу услуги по доставке грузов, экспедирование должно быть прописано в соответствующих документах при заключении гражданских отношений.
Следует учесть, что, если раньше существовала отдельная должность «Экспедитор», который непосредственно садился в кабину к водителю, и полностью отвечал за груз, то в современных реалиях, фактически, эти функции переложены на плечи перевозчика. Так в главе 34 Устава Автомобильного Транспорта прописано, что он («Перевозчик») несет материальную ответственность с момента принятия груза к перевозке до момента его сдачи грузополучателю, уполномоченному лицу, если не докажет, что утрата или порча груза произошли в следствии обстоятельств, которые он не мог предотвратить. Также перевозчик обязан возместить ущерб на сумму стоимости утраченного груза или на сумму, на которую его стоимость понизилась. Перевозчик обязан участвовать в составлении коммерческих актов, иными словами, он оказывает услуги экспедирования.
В Уставе Автомобильного Транспорта также прописано (статья 11, п. 8), что Грузоотправитель осуществляет погрузку транспортного средства и крепление груза в кузове (Приложение к Постановлению № 272, «Об утверждении правил перевозки грузов автомобильным транспортом», п. 4). Перевозчик при этом осуществляет контроль погрузки (статья 11, п. 11). По окончании, грузоотправитель оформляет транспортные документы, расписываясь в которых, Перевозчик принимает груз к перевозке и подтверждает, что согласен с правильностью произведенной погрузкой и отсутствием претензий к качеству проведенных грузоотправителем работ. С момента подписания документов, перевозчик несет полную материальную ответственность перед грузовладельцем.
Согласно определению нормативных документов, «Перевозчик» — это юридическое лицо, по договору перевозки, принявшее на себя обязанность доставить вверенный ему груз в пункт назначения и вручить его грузополучателю. Это может быть как крупная компания, так и мелкий предприниматель. Заковырка в том, что чем предприниматель «мельче» — тем больше он совмещает в себе роли водителя и экспедитора. На уровне индивидуального предпринимателя, осуществляющего транспортные услуги на газели, экспедитор и водитель является одним и тем же лицом, неразрывно выполняющем обе функции .
Кроме того, в правилах дорожного движения (п. 2.1.1), написано, что водитель должен предоставить инспектору документы на перевозимый груз, в которых, при правильном оформлении, помимо веса, количества мест, названия, реквизитов ставится подпись водителя в принятии груза к перевозке. И водитель обязан ее подписать, в противном случае, грузоотправитель должен выгрузить груз из автомобиля, что фактически означает начало наступления ответственности перевозчика за неподачу транспортного средства к погрузке!
В этом есть определенная логика, так как водитель, обязан при погрузке проконтролировать, что груз не перекрывает зеркала, не выступает свыше положенного за габаритные точки автомобиля, и не создает опасности при транспортировке. В конце-концов, при ДТП (к примеру, падение груза из кузова автомобиля), вся ответственность будет лежать на водителе, но никак не на менеджере, который заключил договор на перевозку данного груза!
Также, с момента подписания ТТН, транспортно-экспедиционная компания (индивидуальный предприниматель) несет полную материальную ответственность за груз, если в договоре не прописано иное. В случае, если транспортная компания имеет определенный штат водителей, работающих на основании трудовых договоров, материальная ответственность взыскивается с них на общих условиях, согласно ст 138 ТК РФ. Напомню, что согласно данной статьи, при наступлении материальной ответственности, с водителя можно удержать сумму не превышающую размер его месячной зарплаты, и то не более 20% от суммы удержания. Суммы свыше среднемесячной зарплаты удерживаются работодателем только через суд.
Таким образом, организационная структура транспортной компании выглядит как на рис. 1.
Структура ТЭК, рис. 1.
В результате анализа, приходим к выводу, что фактически, в современных реалиях на практике многие функции экспедитора выполняются непосредственно водителем, который должен иметь соответствующие знания, опыт и профессионализм. Можно утверждать, что водитель является одновременно и водителем, и экспедитором. Услуги экспедирования со стороны организации фактически сводится к организации перевозки как таковой, когда заказчик передает необходимые данные и права ТЭК, а она уже в свою очередь берет на свои плечи организацию всего транспортного процесса в целом: прорабатывает маршрут движения, определяет тип и размер ТС, посты таможенной очистки товара и т.д. Но в любом случае, экспедирование — это такая услуга, которая оказывается глобально. Менеджер вместе с логистом продумывают маршрут и схему доставки, осуществляют организационную деятельность. Водитель, он же «Ноги», в крупных компаниях занимается помимо управления автомобилем еще документальным оформлением, контролем на месте. Также он осуществляет прием, сдачу груза, следит за его сохранностью.
Услуги экспедирования в секторе частных перевозок, конечно, не имеют такого глобального масштаба, тем не менее, являются их неотъемлемой частью. Многие осуществляют сборную доставку грузов, или получает их в транспортных компаниях. Иные развозят продукты по торговым точкам. В любом случае водитель является экспедитором, хочет он того или нет. Фактически, транспортных услуг без экспедирования не существует, и грамотный перевозчик всегда совмещает в себе специальности и водителя и экспедитора.
как назвать должность? , Публикация №447681
Приветствуем Вас на форуме кадровиков-профессионалов и новичков в кадровом деле! Наш форум — для приятного профессионального общения, сотрудничества и взаимопомощи. Будьте вежливы))) Создавая новую тему, пожалуйста, формулируйте ее точно, полно и ясно.
Не оставляйте в сообщениях активных ссылок на другие ресурсы.
Участники, которые на форуме активно и грамотно отвечают на вопросы коллег, получают подписку на журнал «Кадровик-практик» в подарок
Главные темы месяца
Цитата |
---|
Гость пишет: водитель-экспедитор это одна должность? или водитель и отдельно совмещение экспедитор на 0,5 ставки? |
Цитата |
---|
mariya1982 пишет: Есть такая должность-водитель-экспедитор. |
Цитата |
---|
isaev.my пишет: Водитель-экспедитор это одна должность. Просто водитель — другая. Первый в отличие от второго не только ездит по маршруту, но развозит по точкам товар согласно накладных и собирает выручку. Т.е полная мат.ответственность в отличие от просо водителя. |
Спасибо. Просто в справочнике нет водителя-экспедитора, а руководитель спрашивает, где написано, что такая должность есть. Что на это ответить?
Цитата |
---|
Гостья пишет: А я не нашла в ОПДТРе должности водитель-экспедитор. Как всё таки правильно, водитель + совмещение экспедитор или водитель-экспедитор. |
Ох, как. А если своими словами, то водитель-экспедитор можно писать, т.к. льгот у них никаких?
Простите, я новичок.
Цитата |
---|
Гостья пишет: т.к. льгот у них никаких |
Цитата |
---|
Гость пишет: Спасибо. Просто в справочнике нет водителя-экспедитора, |
В России столько трудовых кодексов, сколько отделов кадров.
Цитата |
---|
isaev.my пишет: Вы прикалываетесь, что ли? |
Цитата |
---|
isaev.my пишет: А! Это они прикалываются! Обрадуйте их — у них всё было по-правильному! Ничего переделывать не надо! А как у них должности в ШР, ДИ, ТД, приказах и ТК записаны? Если везде было написано водитель-экспедитор и бухгалтер-кассир, то о каких ДС речь может идти? Ну у Вас и приколисты! |
Спасибо. Я тоже так думала. Но они говорят, «А вдруг у нас было всё неправильно? Давайте всё исправим». Вот я и зашла сюда, узнать.
Отписаться от сообщений с форума
Мнение администрации форума может не совпадать с мнением участников форума. Администрация форума не несет ответственности за сообщения, размещаемые участниками форума. Вместе с тем, убедительная просьба к участникам — при общении не нарушать действующее законодательство: при цитировании чьих-либо произведений не нарушать права авторов, не распространять недостоверную порочащую кого-либо информацию, не разглашать чьи-либо персональные данные и т.д. Если Вы заметили сообщение, которое, возможно нарушает закон или правила форума, пожалуйста, напишите нам >>