Что нужно сделать ИП сразу после открытия
Когда начинающий предприниматель получает от налоговой подтверждение, что его статус ИП зарегистрирован, расслабляться рано: нужно предусмотреть еще несколько нюансов, чтобы дальше вести бизнес спокойно и без угрозы получить штраф. Рассказываем, что нужно делать сразу после открытия ИП.
Проверить, нужна ли онлайн-касса
Большинство ИП сейчас должны работать с онлайн-кассой: без нее нельзя принимать деньги от физлиц. Неважно, наличные это, перевод или оплата картой, кассу все равно нужно купить или арендовать.
Есть исключения, например когда ИП торгует на рынке или открыл газетный киоск. Без кассы можно обойтись самозанятым ИП или с патентом на некоторые виды деятельности. Также онлайн-касса не нужна, если планируете получать деньги только с расчетных счетов других ИП и компаний
✉️ Уведомить Роспотребнадзор о начале работы
Если ИП решил торговать в розницу, открыть точку общепита или оказывать услуги физическим лицам, о начале работе нужно уведомить Роспотребнадзор. Штраф за нарушение — от 3000 до 5000 Р .
Уведомление можно принести в управление лично, передать через МФЦ или по почте, отправить через портал госуслуг
️ Организовать хранение документов
Документы ИП лучше собрать в одном месте, а все реквизиты добавить в карточку ИП — тогда они будут всегда под рукой.
Для документации по работе, например для договоров с контрагентами, счетов и актов, можно сделать папку в любом облачном сервисе
️ Составить график отчетности
ИП на УСН без работников достаточно вести книгу учета доходов и расходов и раз в год сдавать декларацию.
На ОСН много отчетности, и, возможно, стоит нанять бухгалтера или подключить бухгалтерский сервис
Подключить эквайринг
Чтобы принимать оплату картами, онлайн-кассы недостаточно. ИП нужно заключить с банком договор на эквайринг и дальше платить комиссию с переводов.
Проверьте нюансы:
— может ли терминал принимать оплату с помощью Apple Pay, Google Pay и других систем платежей через смартфоны;
— какой размер комиссии вас ждет;
— когда деньги поступают на ваш счет
Подготовиться к найму сотрудников
Запланировать уплату страховых взносов за себя
Предприниматели должны платить взносы на пенсионное и медицинское страхование не только за работников, но и за себя, даже если у ИП нет дохода. В 2021 году это 40 874 Р . Заплатить их нужно до 31 декабря текущего года.
Исключение — если ИП платит налог на профессиональный доход
Следить за дебиторкой
Дебиторская задолженность — это деньги, которые вам должны. Обычно за выполненные работы или поставленные товары, но есть и другие виды долгов.
Если в ведении бизнеса не следить за ростом дебиторки, можно допустить кассовый разрыв: например, ИП планировал эти деньги потратить на уплату налогов, а контрагенты задержали платеж на несколько месяцев
Все о бизнесе — в нашей рассылке
Что еще почитать начинающему ИП:
Не указывать свой основной личный номер телефона при регистрации ИП — на него польется нереальный поток спама от банков, каждый из которых будет предлагать открыть счет у них
Grigory, банки все равно найдут настоящий номер — проверено.
Андрей, пфффффф, ты номера телефона что, на себя регистрируешь.
ну ты и нууууууууууб
Максим, какой работодатель? мы про бизнес тут говорим.
Пункт номер 1: разобраться, что и как нужно будет платить и делать при открытии бизнеса. Почитать инфу, проконсультироваться с кем-то опытным, скачать разные чек-листы, посмотреть как действуют другие бизнесмены. В целом уточнить правила и законы, чтобы потом не ныть, что счёт "ни за что" заблокировали, или что налоговая "долги взыскивает".
Пункт номер 2: подключить сервис интернет-бухгалтерии или нанять бухгалтера, чтобы был порядок с отчётностью и не было вопросов у налоговой. Ну и для себя важно научиться учитывать денежные потоки, чтобы было понятно, что и куда уходит и сколько реально приносит бизнес.
Что делать после открытия ип
Продолжаем серию статей про открытие бизнеса и разбираемся, что предпринимателю нужно сделать после того, как он подал документы на регистрацию ИП.
- Шаг 1. Дождитесь подтверждения регистрации от ФНС
- Шаг 2. Подайте заявление о переходе на УСН
- Шаг 3. Сообщите в контролирующие органы, что начинаете бизнес
- Шаг 4. Откройте счёт в банке
- Шаг 5. Закажите печать
Шаг 1. Дождитесь подтверждения регистрации от ФНС
Вы подали документы в налоговую, и она рассмотрит их в течение трех дней. Если вы отправляли заявление через нотариуса или по почте, ждать придется дольше.
ФНС проверит документы и пришлёт подтверждение — лист записи ЕГРИП (Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей). Это значит, что вас внесли в реестр предпринимателей. Лист записи можно не хранить, он больше не пригодится. При проверках госорганы или контрагенты могут взять выписку из ЕГРИП, если захотят убедиться, что вы оформили ИП.
Если в ответ на заявление ФНС пришлет отказ, чаще всего это означает, что предприниматель забыл приложить какой-то документ — например, квитанцию об уплате госпошлины. У вас есть три месяца, чтобы донести документ.
Через две недели после регистрации в реестре появится ваш регистрационный номер. Возьмите выписку из ЕГРИП на самого себя, чтобы узнать номер. Он понадобится, когда вы будете нанимать сотрудников, чтобы отчитываться в ПФР.
Шаг 2. Подайте заявление о переходе на УСН
Принесите заявление в налоговую в двух экземплярах. Сотрудник налоговой заберет один экземпляр себе, а во втором поставит отметку и отдаст вам. Этот документ подтверждает, что вы на упрощенной системе налогообложения.
Заявление можно подать вместе с документами на регистрацию или принести в течение 30 дней после нее. Если не успеть за 30 дней, вы перейдете на УСН только со следующего года, а пока останетесь на общей системе налогообложения, где больше налогов и отчетность сложнее.
Шаг 3. Сообщите в контролирующие органы, что начинаете бизнес
Рознице и общепиту нужно уведомить Роспотребнадзор. Удобнее всего это сделать через портал госуслуг.
Если еще не всё готово к старту, советуем не торопиться. Уведомление означает, что бизнес уже работает по всем санитарно-эпидемиологическим правилам. Например, если в вашем магазине еще не доделали ремонт, дождитесь его окончания и обратитесь в ведомство за несколько дней до фактического начала работы.
Когда заключите первый трудовой договор с сотрудником, нужно уведомить Фонд социального страхования. Встаньте на учёт: у вас будет 30 дней, чтобы подать заявление через госуслуги, отделение ФСС или МФЦ (проверьте, указывает ли выбранное вами отделение эту услугу, она доступна не во всех МФЦ). Если опоздать, оштрафуют на 5000—10 000 рублей.
Пенсионный фонд узнает о вашей регистрации от налоговой, его предупреждать не надо.
Шаг 4. Откройте счёт в банке
Это должен быть специальный счёт для бизнеса. При выборе банка сравнивайте общую стоимость обслуживания: абонентскую плату, все комиссии и стоимость платежек. Часто банки предлагают специальные тарифы для начинающих.
Запрещено пользоваться для бизнеса личным счетом, банки всегда прописывают это в договоре. Например, если вы парикмахер и принимаете от клиентов оплату на личную банковскую карту, у банка и налоговой возникнут вопросы, когда платежи станут регулярными и большими.
Шаг 5. Закажите печать
Печать не влияет на юридическую значимость документа. Обязанность иметь печать не прописана ни в одном нормативном документе, регулирующем деятельность ИП. Но советуем печать сделать, это снизит риск подделки документов и исключит вероятность разногласий с контрагентами по поводу заверения договоров.
Бухгалтеры контрагентов часто требуют заверить документы печатью — для них это дополнительная гарантия подлинности. Иногда крупные компании отказывают в сделке ИП без печати. Например, ваш ресторан заключает договор с крупной компанией на выездное обслуживание корпоратива. Обе стороны подпишут договор кейтеринга и поставят печати.
Когда вы сделаете печать, ей нужно пользоваться всегда. Если ИП, у которого есть печать, не заверил ей документ, через суд такую бумагу признают недействительной.
Что делать после регистрации ИП
Регистрироваться в ПФР и ФОМС в 2022 году после постановки на учет не нужно, ваши данные налоговая передаст в эти фонды по межведомственным каналам.
Вы не обязаны регистрироваться в Фонде социального страхования, пока работаете без сотрудников. Но можно зарегистрироваться в ФСС добровольно, чтобы получать выплаты по больничным и декретным. Для этого подайте документы в ФСС.
Принять решение по налоговому режиму можно после регистрации: вы не обязаны сразу выбирать определенный режим налогообложения.
Также не обязательно сразу заказывать печать, но она пригодится в работе:
- для оформления бумажных трудовых книжек
- для оформления заявки при участии в тендере
Печать нужна ИП не часто, и многие предприниматели вполне обходятся без нее. Печать вы можете легко заказать, её стоимость — от 300 рублей, регистрировать печать в ФНС не нужно.
Расчетный счет и касса нужны всем индивидуальным предпринимателям.
2. Выбор системы налогообложения для ИП
Помимо основной системы налогообложения — ОСНО, для предпринимателей в 2022 году предусмотрено ещё 4 спецрежима:
- УСН — упрощенная система налогообложения
- ПСН —патентная система налогообложения
- НПД — налог на профессиональный доход
- ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог
Общая система налогообложения
Общая система налогообложения будет применяться к вам по умолчанию, если вы не выберите другой режим. На ОСНО необходимо вести полноценный налоговый учет, платить НДС, НДФЛ, контролировать документооборот. Этот режим удобен предпринимателям, которые работают с импортом товаров — условия общего режима налогообложения позволяют им получать вычеты по НДС. Также на ОСНО можно получить имущественный вычет при покупке недвижимости. Во всех остальных случаях для предпринимателей более выгодны спецрежимы.
Упрощенная система налогообложения
УСН или «упрощенка» — самый распространенный режим.
Применять «упрощенку» можно в таких случаях:
- Ваша деятельность подходит под разрешенную для применения УСН.
- Ваш годовой доход и сумма ОС не превышают 150 млн. рублей в год.
- В штате – не более 100 сотрудников.
На УСН оплачивается единый налог, а декларацию нужно подавать только раз в год.
На УСН предусмотрено 2 варианта расчета налоговой ставки на выбор:
- «Доходы», ставка 6%
- «Доходы минус расходы», ставка 15%
На «Доходах» легче вести учет, а на «Доходы минус расходы» есть возможность сэкономить на налогах, но прибыль придется официально подтверждать. Особенность второго варианта также в том, что не все затраты можно списать в расходы: их перечень ограничен, прописан в ст. 346 НК РФ.
Чтобы перейти на УСН, разрешение ФНС не требуется. Переход осуществляется в уведомительном порядке, если ваш бизнес не попадает под ограничения к применению «упрощенки». Подать уведомление можно сразу в момент регистрации ИП либо в течение 30 дней с постановки на учет. Если подать заявление позднее, вы сможете применять УСН только с начала следующего года.
Для уведомления ФНС предусмотрена форма № 26.2–1. ФНС автоматически применит к вам «упрощенку» без проверки наличия ограничений. Но если позже выяснится, что вы не имели право работать на УСН, за весь период деятельности налоги пересчитают по ОСНО, и применят штраф за нарушение срока подачи декларации.
Патентная система налогообложения
Патентная система является авансовой: вы заранее оплачиваете право ведения деятельности на определенный период.
Работать на ПСН можно, если:
- В штате не более 15 сотрудников
- Доход не более 60 млн. руб. в год
- Для вашего региона предусмотрено применение патента на выбранный вид деятельности
На ПСН не нужно вести налоговую отчетность. Достаточно вести учет расходов и доходов, чтобы убедиться в соблюдении лимита доходов. Для любой патентной деятельности налоговая ставка единая — 6%, но она рассчитывается не от реальной прибыли, а от дохода, определенного государством. По каждому региону есть отдельный перечень видов деятельности с рассчитанной базовой доходностью: именно от неё высчитывается налог. Такая система позволит сэкономить на налогах, если ваша потенциальная прибыль превышает базовую величину.
Купить патент можно на любой период от 1 до 12 месяцев. Для этого необходимо в течение 10 дней с момента начала работы подать заявление в ФНС. Можно уведомить ФНС о применении ПСН сразу же в момент регистрации ИП.
Налог на профессиональный доход
Этот новый налоговый режим предназначен для физических лиц и предпринимателей — самозанятых граждан. Отчетность на этом режиме не предусмотрена.
Применять НПД можно, если:
- Вы осуществляете подходящие виды деятельности.
- У вас нет сотрудников.
- Доходы за год не более 2,4 млн руб.
Индивидуальные предприниматели на НПД платят налоги:
- 4% при реализации товаров (работ, услуг) физ. лицам.
- 6% при реализации товаров (работ, услуг) юр. лицам и другим ИП.
Единый сельскохозяйственный налог
ЕСХН рассчитан на ограниченный круг налогоплательщиков, занятых только сельским хозяйством.
Что делать после регистрации ИП
Некоторые задачи по оптимизации бизнеса предпринимателю лучше решать во время регистрации или до нее. Например, можно заранее выбрать спецрежим и перейти на него уже в момент постановки на учет или сразу после. Также лучше заранее понять, нужна ли вам касса, и при необходимости установить ее как можно быстрее. Так вы избавите себя от вынужденного простоя в ожидании установки кассового аппарата. Печать и расчетный счет не обязательны для ИП, но если вы планируете нанимать работников, лучше заказать печать, причем до подписания трудового договора: без печати вы не сможете заверить бумажные трудовые книжки. Не забудьте также зарегистрироваться в страховых фондах и начать платить взносы за себя и своих работников.
1. Порядок действий после регистрации
После того, как вы открыли ИП, появится ряд задач и вопросов разной степени важности. Более эффективно решать их по очереди. Логично действовать в такой последовательности:
- . С этого имеет смысл начать, поскольку спецрежим наложит на вас определенные ограничения (по количеству работников, доходу, виду деятельности). Эти ограничения лучше учитывать уже на этапе регистрации, чтобы правильно указать коды видов деятельности, или до найма персонала. Кроме того, на УСН или ЕСХН можно перейти уже в момент постановки на учет. Режим также определяет, нужна ли вам касса. . Если для вашего бизнеса и выбранного спецрежима наличие кассового аппарата обязательно, лучше сделать это сразу после регистрации. . Она необходима для заверения бумажных трудовых книжек, котировочных заявок для участия в торгах и др. Так что лучше заказать ее до заключения трудовых договоров, если они планируются. . Если вы планируете нанимать персонал, оптимально сделать это после приобретения печати, но до регистрации в ФСС. Так вы сможете сразу встать на учет в качестве работодателя, а при желании и в качестве добровольного плательщика взносов за себя. . Зная количество персонала и свой режим налогообложения, вы лучше будете понимать, как правильно платить и учитывать страховые взносы. . Для ИП наличие банковского счета не обязательно, но он может пригодиться для определенных видов расчетов, уплаты налогов и взносов и пр. Организовав остальные составляющие бизнеса, вы можете принять более взвешенное решение. Счет можно открыть в любой момент после регистрации. Обратившись к Тинькофф, ИП быстро и бесплатно получит расчетный счет с выгодными условиями обслуживания.
2. Выбор налогового режима
Кроме общей системы налогообложения (ОСНО) предпринимателям доступны четыре спецрежима налогообложения:
- (упрощенная система налогообложения) (патентная система налогообложения)
- ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог)
- НПД (налог на профессиональный доход)
ЕСХН могут применять только некоторые налогоплательщики, занятые исключительно сельским хозяйством, а НПД — самозанятые предприниматели, поэтому рассмотрим остальные спецрежимы и общую систему.
Общая система налогообложения
По умолчанию вы работаете именно по общей системе, для применения любого другого режима нужно уведомить налоговую. При ОСНО придется вести полноценный налоговый учет и платить все основные налоги — НДС, НДФЛ и т.п.
Вам подойдет общий режим, если:
- Вы планируете работать с импортными товарами и рассчитываете на вычеты по НДС;
- У вас много контрагентов на общем режиме и без вычетов им невыгодно с вами работать;
- Вы планируете покупку недвижимости и хотите получить имущественный вычет.
Упрощенная система налогообложения
УСН считается наиболее универсальным спецрежимом, поскольку его можно применять при многих видах деятельности. Кроме того, сумма уплачиваемого налога напрямую зависит от вашего дохода. Вы можете применять упрощенку, если:
- У вас не более 100 работников,
- Вы не применяете ЕСХН,
- Не торгуете подакцизными товарами,
- Не занимаетесь добычей полезных ископаемых.
Суть упрощенной системы в том, что вместо большинства налогов общей системы (НДС, НДФЛ, налог на прибыль) вы платите единый налог. Декларация по нему подается раз в год, бухгалтерская отчетность не нужна. Есть два варианта объекта налогообложения: «Доходы» (ставка налога 6%) или «Доходы минус расходы» (ставка налога 15%). При уплате налога только с доходов проще вести учет. Если выбираете «Доходы минус расходы» нужно подтверждать документально понесенные расходы, но сумма налога обычно меньше. Учтите, что на УСН признаются не все расходы — их перечень есть в ст. 346.16 НК РФ.
Перейти на УСН можно с момента открытия ИП, для этого надо подать уведомление в момент регистрации или в течение 30 дней после нее. Также вы можете начать применять спецрежим с начала любого года, подав уведомление до конца предыдущего. При получении уведомления налоговая не проверяет, есть ли у вас право работать по упрощенке, но может проверить позже. Если инспекторы сочтут, что вы неправомерно применяли УСН, будьте готовы заплатить налоги по общему режиму, а также пени и штрафы.
Патентная система налогообложения
Суть этого спецрежима заключается в покупке патента — вы авансом оплачиваете его стоимость и начинаете работать. Эту систему можно применять к ограниченному количеству видов деятельности, список в каждом регионе свой. Патент можно оформить на срок от 1 до 12 месяцев. Для этого нужно подать заявление в инспекцию не позднее, чем за 10 рабочих дней до того, как вы начнете работать по патенту. Заявление можно подать и в момент регистрации ИП.
Вы можете применять ПСН, если:
- У вас не более 15 работников (по всем видам деятельности, включая патентный);
- Доход по всем патентам не более 60 млн. руб. в год;
- В вашем регионе для нужного вида деятельности допускается применение патента (в некоторых регионах списки разрешенных видов деятельности шире, чем федеральный).
Налоговую отчетность на этом режиме вести не нужно, но нужно следить, чтобы соблюдался лимит доходов. Налоговая ставка для всех видов деятельности одинаковая — 6%, считается от потенциально возможного годового дохода. Этот показатель устанавливается отдельно каждым регионом.
3. Организация работы кассы
Первое, что нужно сделать после регистрации бизнеса и выбора налогового режима — это понять, обязаны ли вы использовать кассовый аппарат. До 1 июля 2019 многие предприниматели имели право работать без кассы. В данный момент такая обязанность есть почти у всего малого бизнеса.
ИП необходима онлайн-касса, отправляющая фискальные данные в налоговые органы. В таком случае нужно будет заключить договор с оператором фискальных данных. И также кассовый аппарат нужно зарегистрировать в ФНС.
4. Заказ печати
Печать для ИП не обязательна. Заказать ее придется, если вы планируете нанимать персонал: без нее нельзя заверить запись в бумажной трудовой книжке. Можно заказать несколько разных печатей с вашими данными: для договоров, внутренних документов и т.п. Подделать заверенные документы сложнее, поэтому многие бизнесмены используют штампы, хотя закон их напрямую не обязывает.