Что относится к банковской тайне
Перейти к содержимому

Что относится к банковской тайне

Что относится к банковской тайне?

Банковская тайна — это информация об операциях, счетах и вкладах

Банковской тайне (БТ) посвящены:

  • ст. 26 закона о банковской деятельности от 02.12.1990 № 395-1;
  • ст. 857 ГК РФ;
  • федеральные законы, в которых отражена специфика законного представления относящихся к БТ сведений.

Все служащие кредитных организаций обязаны держать в тайне (ст. 26 закона 395-1):

  • информацию об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов;
  • иные сведения, установленные этой кредитной компанией (если это не противоречит федеральному закону).

Законом 395-1 определен открытый список попадающей в разряд БТ информации, а в ст. 857 ГК РФ перечень подобного рода сведений ограничивается тремя группами, включающими:

  • расшифровку операций по счету;
  • данные о банковском счете и вкладе;
  • сведения о клиенте.

О характере и особенностях составляющих БТ сведений расскажем в следующем разделе.

Когда и на основании чего информация переходит в разряд конфиденциальной, см. в материалах:

Какие сведения включает в себя банковская тайна?

Среди особенностей относимой к БТ информации можно назвать следующие:

  • сведения должны быть получены банком в процессе осуществления им банковского обслуживания своих клиентов;
  • обязанность по сохранности и неразглашении БТ возлагается на банк как одно из установленных законом условий договора банковского счета (п.1 ст.432 ГК РФ);
  • объем подпадающих под режим БТ сведений определяется не только федеральными законами и ГК РФ, но и самим банком.

В разряд БТ могут попасть такие данные:

  • о счете или вкладе (реквизиты, тип, сумма на счете и др.);
  • о клиенте (банковские реквизиты юрлица, паспортные данные физлиц);
  • об условиях кредитных договоров (условия получения и погашения кредита, проценты и иные нюансы);
  • о собственности и уровне доходов клиентов;
  • иные сведения (гражданство и дата рождения физлица, его IP-адрес и др.).

О документе, содержащем сведения о доходе физлиц, расскажет материал «Справка о заработной плате — образец и бланк в 2017 году».

Иные сведения о клиенте: что к ним относится и нуждаются ли они в охране

Банки вправе запрашивать у своих клиентов информацию по внутреннему банковскому перечню. В их состав могут попасть:

  • сведения о присутствии или отсутствии юрлица по месту регистрации;
  • данные о лицах, действующих от имени юрлица без доверенности;
  • номера контактных телефонов, электронных адресов, адреса сайта;
  • цель установления деловых отношений с банком (осуществление операций в рублях или валюте, размещение денег в депозиты, кредитование, операции с ценными бумагами и др.);
  • цель финансово-хозяйственной деятельности клиента;
  • финансовое положение клиента;
  • деловая репутация клиента;
  • состав высшего органа управления;
  • информация о коллегиальном органе управления клиента;
  • сведения о величине уставного капитала (в том числе оплаченного);
  • данные о бенефициарных владельцах;
  • сведения о наличии лицензий.

Часть данных о клиенте изначально находится в открытом доступе. Например, размер уставного капитала или список лиц, действующих от имени юрлица без доверенности — эта информация размещена на сайте ФНС (сведения из ЕГРЮЛ). Такая информация не может составлять БТ.

Тайна банковского счета и банковского вклада в России

Банковский вклад — это переданная банку денежная сумма с целью получения владельцем дополнительного дохода. Банковский вклад является для россиян доступным инвестиционным инструментом.

Узнайте подробности о видах инвестиций, их характеристике и нюансах учета в материалах:

  • «Инвестиции в нефинансовые активы — это. »;
  • «Инвестиции в основной капитал — счет бухгалтерского учета».

С помощью такого вклада можно решить сразу несколько задач:

  • приумножить сбережения;
  • защитить их от инфляции;
  • обеспечить сохранность денежных средств от посягательств на них третьих лиц;
  • избежать ненужных трат и сэкономить часть средств (благодаря их временной недоступности по условиям вклада).

Размещая свои деньги в банке, клиент рассчитывает на сохранение без утечек данных о вкладе. Их разглашение фактически означает для кредитного учреждения потерю клиента, а возможно и иные негативные последствия (лишение лицензии, вероятность уголовного наказания).

Доступ к информации о вкладе может происходить только:

  • по требованию вкладчика;
  • в силу закона.

Такие условия определены в Гражданском кодексе — подробнее в следующем разделе.

Кому доступны составляющие банковскую тайну сведения и нюансы ее представления?

Посвященная БТ ст. 857 ГК РФ определяет, что:

  • тайна банковского счета и банковского вклада, а также неразглашение информации об операциях по счету и сведений о клиенте гарантируется банком;
  • составляющие банковскую тайну сведения могут быть сообщены:
    • самим владельцам счета (клиентам);
    • бюро кредитных историй;
    • по запросам государственных органов (в случаях, установленных в ст. 26 закона о банках).

    В размещенной ниже таблице перечислены:

    • основные получатели секретных банковских сведений;
    • особенности получения ими данной информации;
    • ссылки на соответствующие кодексы и законы.

    Государственный орган — получатель сведений

    Нормативный акт — основание

    Условия предоставления информации

    Закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем от 07.08.2001 № 115-ФЗ

    • Самостоятельно кредитным учреждением: если совершаемая клиентом операция вызывает подозрение у банка или относится к подлежащим обязательному контролю операциям (ст. 6–7 закона 115-ФЗ).
    • По запросу Росфинмониторинга (подп. 5 п. 1 ст. 7 закона 115-ФЗ)

    Гражданский кодекс РФ

    • уведомлять налоговиков об открытии и закрытии счетов фирм и ИП (п. 1 ст. 86 НК РФ);
    • сообщить об остатке денежных средств по счетам, операции по которым приостановлены (п. 5 ст. 76 ГК РФ);
    • предоставить информацию об операциях по счетам по запросам налоговых органов (п. 2 ст. 86 НК РФ)

    Закон о банках 395-1 (абз. 3 ст. 26)

    ОВД запрашивает у банков справки по операциям и счетам юрлиц и ИП в процессе выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений

    Закон о судебных приставах от 21.07.1997 № 118-ФЗ (п. 2 ст. 12, п. 2 ст. 14)

    С письменного разрешения старшего пристава банк обязан представить справки и объяснения в объеме, необходимом для выполнения своих функций

    Таможенный кодекс ТС (ст. 136)

    С целью проведения таможенного контроля запрашиваются справки об операциях отдельных лиц

    Органы предварительного следствия

    Закон 395-1 (абз. 2 ст. 26)

    • Банковская тайна раскрывается с согласия руководителя следственного органа только по находящимся в производстве делам.
    • Оригиналы банковских документов изымаются по решению суда (п. 3 ст. 183, подп. 7 п. 2 ст. 29 УПК РФ)

    Закон «О счетной палате РФ» от 11.01.1995 № 4-ФЗ (ст. 13)

    Счетная палата при проведении проверок запрашивает у банков документальное подтверждение операций и состояние счетов проверяемых объектов

    Является ли разглашение банковской тайны уголовно наказуемым деянием?

    Разглашение сведений, составляющих БТ, — это ситуация, способная для кредитной организации повлечь негативные последствия в виде:

    • финансовых потерь;
    • высокой вероятности наступления предусмотренной законом ответственности;
    • репутационных рисков.

    Среди основных причин нарушения БТ можно назвать:

    • злонамеренные действия ответственных лиц (продажу информации третьим лицам сотрудниками банков и т. д.);
    • умышленный взлом электронных банковских баз данных;
    • недостатки в работе банковских систем безопасности информации;
    • иные способы (инсайд, интернет-парсинг и др.).

    Вне зависимости от причины утечки секретной банковской информации может наступить ответственность:

    • гражданско-правовая (п. 3 ст. 857 ГК РФ);
    • административная (п. 2 ст. 15.26, ст. 13.14 КоАП РФ);
    • уголовная (ч. 2, 3, 4 ст. 83 УК РФ).

    Таким образом, при разглашении составляющих банковскую тайну сведений помимо ухудшения репутации банка его сотрудники могут попасть в том числе и под уголовную ответственность.

    Как обеспечить сохранность банковской информации?

    Перечисленных в предыдущем разделе наказаний можно избежать с помощью проводимых банком спецмероприятий — они должны быть направлены на обеспечение безопасности всех видов ресурсов банка:

    • информационных;
    • финансовых;
    • материальных;
    • кадровых.

    Среди них можно назвать следующие:

    • охранные (охрана помещений, спецхранилищ и др.);
    • контрольные (входной контроль за доступом в помещения банка, кадровый отбор профессионально подготовленных и надежных банковских сотрудников);
    • защитные (создание безупречной системы информационной защиты);
    • иные спецмероприятия.

    О мероприятиях специального назначения расскажут материалы нашего сайта:

      ;.

    Защита банковской информации достигается путем:

    • построения эффективной архитектуры банковских сетей (формирования изолированных операционных сетей и сетей с доступом в интернет);
    • применения специализированного программного обеспечения и технических средств защиты (антивирусных программ, эшелонированной мультивендорной защиты интернет-шлюзов и почтовых систем);
    • организации надежной связи с подразделениями (посредством выделенных каналов связи и шифрования данных);
    • применения мощных средств аутентификации и контроля (например, с помощью 2-факторной аутентификации);
    • использования иных способов защиты.

    Важнейшими элементами безопасности банковской информации является также:

    • выстраивание алгоритмов контроля и событий в системе работы с информацией и ее защиты;
    • организация своевременного обнаружения нарушений и выявления возможных каналов утечки информации.

    Защита банковской информации требует многоуровневого комплексного подхода и существенных материальных вложений.

    Итоги

    Сохранность банковской информации гарантируется законом. Среди основных сведений, не допустимых к разглашению, можно назвать информацию об операциях, счетах и вкладах клиентов, а также иных предоставленных банку их личных данных.

    Разглашение или утечка банковских сведений наносит удар по репутации банка, а допустившие утечку сотрудники могут быть наказаны по УК РФ.

    Что относится к банковской тайне

    Установлены особенности исполнения кредитными организациями запросов иностранных компетентных органов о клиентах, их операциях и о связанных с ними лицах (ФЗ от 04.06.2018 N 127-ФЗ).

    Статья 26. Банковская тайна

    (в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

    Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые являются вкладчиками в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О страховании вкладов в банках Российской Федерации»), выдаются кредитной организацией организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховании вкладов в банках Российской Федерации».

    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 03.08.2018 N 322-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Часть третья утратила силу. — Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховании вкладов в банках Российской Федерации», а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

    (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 322-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией в срок, установленный статьей 9 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», на основании судебного решения должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном статьей 9 указанного Федерального закона, при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

    (часть пятая введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.04.2022 N 77-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Справки по операциям, счетам и вкладам физических и юридических лиц выдаются кредитной организацией руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), руководителям Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц — также руководителям государственных корпораций, публично-правовых компаний при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, в случае проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов, ограничений, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, в отношении:

    (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 307-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, если федеральным конституционным законом или федеральным законом не установлен иной порядок проверки указанных сведений;

    2) граждан, претендующих на замещение должности судьи;

    3) граждан, претендующих на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей;

    (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 469-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4) граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы, должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должностей муниципальной службы;

    4.1) граждан, претендующих на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации;

    (п. 4.1 введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

    4.2) граждан, претендующих на замещение должностей уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее — финансовый уполномоченный) и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

    (п. 4.2 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 471-ФЗ)

    5) граждан, претендующих на замещение должностей руководителя (единоличного исполнительного органа), заместителей руководителя, членов правления (коллегиального исполнительного органа), исполнение обязанностей по которым осуществляется на постоянной основе, в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

    5.1) граждан, претендующих на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;

    (п. 5.1 введен Федеральным законом от 29.12.2012 N 280-ФЗ)

    6) граждан, претендующих на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

    7) лиц, замещающих должности, указанные в пунктах 1 — 6 настоящей части;

    8) супруг (супругов) и несовершеннолетних детей граждан и лиц, указанных в пунктах 1 — 7 настоящей части.

    Справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией Генеральному прокурору Российской Федерации, заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, военным и другим специализированным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации, по их запросам, направленным в установленном порядке при проведении в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» проверки законности получения денежных средств, поступивших на счета лица, замещавшего (занимавшего) должность, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, на счета его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в банках и (или) иных кредитных организациях.

    (часть седьмая введена Федеральным законом от 06.03.2022 N 44-ФЗ)

    Часть седьмая утратила силу. — Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — консульским учреждениям иностранных государств.

    Информация об операциях, о счетах и вкладах юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц представляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

    (часть в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 394-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Информация об операциях и о счетах некоммерческих организаций, за исключением некоммерческих организаций, указанных в пункте 4 статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», представляется кредитными организациями федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, по запросам, направленным руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

    (часть введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 323-ФЗ)

    Руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе разглашать сведения об операциях, о счетах и вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные ими в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные этими аудиторскими организациями при оказании аудиторских услуг и (или) предоставленные аудиторским организациям Банком России в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», за исключением:

    1) сведений, составляющих банковскую тайну, полученных от Банка России с предварительного согласия в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

    2) иных случаев, предусмотренных федеральными законами.

    (часть в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 263-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

    (часть в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 394-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Часть тринадцатая утратила силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    (часть введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 323-ФЗ)

    Об обязанности кредитных организаций предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну, в антимонопольный орган и арбитражному управляющему см. Федеральные законы от 26.07.2006 N 135-ФЗ и от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

    За разглашение банковской тайны Банк России, руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), руководители государственных корпораций, публично-правовых компаний, руководители Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, и агенты валютного контроля, а также должностные лица и работники указанных органов и организаций несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

    (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 307-ФЗ, от 02.12.2019 N 394-ФЗ, от 02.07.2021 N 323-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Операторы платежных систем не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях и о счетах участников платежных систем и их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Информация об операциях юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц представляется кредитными организациями в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным с бюро кредитных историй договором в соответствии с Федеральным законом «О кредитных историях».

    (в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 189-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), руководители государственных корпораций, публично-правовых компаний, руководители Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях, о счетах и вкладах физических и юридических лиц, полученную в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции и настоящим Федеральным законом в Банке России, кредитных организациях, а также в представительствах иностранных банков. Информация об операциях, о счетах и вкладах физических и юридических лиц, полученная в соответствии с частью шестой настоящей статьи при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов, ограничений, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, может быть использована только в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

    (часть в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 307-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов и предусмотренные Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», представляются кредитными организациями в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, налоговые органы и таможенные органы как агентам валютного контроля в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены указанным Федеральным законом.

    Органы валютного контроля и агенты валютного контроля не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Части двадцатая — двадцать первая утратили силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Операционные центры, платежные клиринговые центры не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях и о счетах участников платежных систем и их клиентов, полученную при оказании операционных услуг, клиринговых услуг участникам платежной системы, за исключением передачи информации в рамках платежной системы, а также случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Положения настоящей статьи распространяются на сведения об операциях клиентов кредитных организаций, осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами).

    Положения настоящей статьи распространяются также на сведения об остатках электронных денежных средств клиентов кредитных организаций и сведения о переводах электронных денежных средств кредитными организациями по распоряжению их клиентов.

    Документы и сведения, которые содержат банковскую тайну юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предоставляются кредитными организациями таможенным органам Российской Федерации в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

    Таможенные органы Российской Федерации и их должностные лица не вправе разглашать сведения, которые содержат банковскую тайну, полученные ими от кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. За разглашение банковской тайны таможенные органы Российской Федерации и их должностные лица несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

    Информация об открытии или о закрытии счетов, вкладов (депозитов), об изменении реквизитов счетов, вкладов (депозитов) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц, о предоставлении права или прекращении права организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронном виде сообщается кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    (часть введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

    Сведения о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц предоставляются кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    (часть введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

    Кредитные организации, являющиеся участниками банковской группы, участниками банковского холдинга и иных объединений с участием кредитных организаций, в целях составления отчетности банковской группы, банковского холдинга и иных объединений с участием кредитных организаций, в том числе для определения рисков, принимаемых на консолидированной основе, разработки и поддержания в актуальном состоянии планов восстановления финансовой устойчивости, представляют соответственно в головную кредитную организацию банковской группы, головную организацию (управляющую компанию) банковского холдинга и иного объединения с участием кредитных организаций сведения о своих операциях и об операциях своих клиентов и корреспондентов.

    (часть в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Указанные в части двадцать девятой настоящей статьи сведения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, предоставляются головным кредитным организациям банковских групп, головным организациям (управляющим компаниям) банковских холдингов, расположенным на территориях иностранных государств, при условии обеспечения этими иностранными государствами уровня защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации не меньшего, чем уровень защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации, предусмотренный законодательством Российской Федерации.

    (часть введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

    Банк России вправе предоставлять сведения о конкретных сделках и операциях кредитных организаций, о сделках и об операциях их клиентов и корреспондентов, полученные из отчетов кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, центральным банкам и (или) иным органам надзора иностранных государств, в функции которых входит банковский надзор, а также сведения, содержащиеся в представленных в Банк России планах восстановления финансовой устойчивости кредитных организаций — участников банковских групп (банковских холдингов) и иных объединений с участием кредитных организаций, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, центральным банкам и (или) иным органам иностранных государств, в функции которых входит урегулирование несостоятельности организаций, являющихся головными организациями банковской группы (банковского холдинга) и иного объединения с участием кредитных организаций.

    (часть в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Указанные в части тридцать первой настоящей статьи сведения предоставляются при условии обеспечения центральными банками и (или) иными органами надзора иностранных государств, в функции которых входит банковский надзор, и (или) иными органами иностранных государств, в функции которых входит урегулирование несостоятельности организаций, уровня защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации не меньшего, чем уровень защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации, предусмотренный законодательством Российской Федерации, и непредоставления ими указанных сведений третьим лицам, в том числе правоохранительным органам, без предварительного согласия в письменной форме Банка России, за исключением случаев предоставления указанной информации судам по уголовным делам.

    (часть введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

    Документы и сведения об операциях, о счетах и вкладах, а также сведения о конкретных сделках физических лиц, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц представляются кредитными организациями в Банк России при осуществлении Банком России функций, определенных федеральными законами, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    (часть введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

    Банк России не вправе раскрывать и предоставлять третьим лицам полученные при осуществлении функций, определенных федеральными законами, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, сведения об операциях, о счетах и вкладах, а также сведения о конкретных сделках физических лиц, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    (часть введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

    Кредитная организация, представляющая документы и сведения, предусмотренные частью тридцать третьей настоящей статьи, а также служащие такой кредитной организации не вправе информировать об этом клиентов этой кредитной организации или иных лиц.

    (часть введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Справки по номинальным, залоговым счетам и счетам эскроу могут быть предоставлены третьим лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.

    (часть введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

    Информация об операциях по отдельным счетам юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц, входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу, открытым в порядке и в целях, которые установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», предоставляется кредитными организациями в соответствии с указанным Федеральным законом государственному заказчику государственного оборонного заказа, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, уполномоченному банку, в который переводится сопровождаемая сделка, в случаях и в объеме, которые предусмотрены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

    (часть введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 159-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 263-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Сведения о счетах, вкладах и об остатках денежных средств на счетах, во вкладах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о счетах, вкладах и об остатках денежных средств на счетах, во вкладах супругов и несовершеннолетних детей кандидатов в депутаты или на иные выборные должности представляются кредитными организациями в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении предусмотренной законодательством Российской Федерации о выборах проверки достоверности сведений, представленных кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в избирательные комиссии.

    (часть введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 231-ФЗ)

    Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации не вправе разглашать третьим лицам сведения, содержащие банковскую тайну, полученные ими от кредитных организаций при проведении предусмотренной законодательством Российской Федерации о выборах проверки достоверности сведений о счетах, вкладах, представленных кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в избирательные комиссии, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах.

    (часть введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 231-ФЗ)

    За разглашение банковской тайны Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и их должностные лица несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

    (часть введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 231-ФЗ)

    Информация о случаях и (или) попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента (в том числе сведения об операциях, о счетах и вкладах, в отношении которых были зафиксированы случаи и (или) попытки осуществления переводов денежных средств без согласия клиента) представляется в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О национальной платежной системе», кредитными организациями, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры в Банк России. Банк России вправе предоставлять получаемую в соответствии с настоящей частью информацию кредитным организациям, операторам платежных систем, операторам услуг платежной инфраструктуры в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О национальной платежной системе».

    (часть введена Федеральным законом от 27.06.2018 N 167-ФЗ)

    Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» не вправе разглашать третьим лицам сведения, содержащие банковскую тайну, полученные им при осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

    (часть введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 84-ФЗ)

    За разглашение банковской тайны общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» и его работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

    (часть введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 84-ФЗ)

    Финансовый уполномоченный не вправе разглашать третьим лицам сведения, содержащие банковскую тайну, полученные в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

    (часть введена Федеральным законом от 04.06.2018 N 133-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 471-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    За разглашение банковской тайны финансовый уполномоченный несет ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

    (часть введена Федеральным законом от 04.06.2018 N 133-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 471-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Банк России, государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» предоставляют следственным органам имеющиеся в их распоряжении сведения, составляющие банковскую тайну, включая сведения о конкретных операциях и сделках, а также о клиентах, при направлении Банком России, государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» в следственные органы заявлений и материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    (часть введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 263-ФЗ)

    Банк России при получении от центрального банка и (или) иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, в соответствии со статьей 51.2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» сведений, составляющих банковскую тайну, не вправе разглашать их третьим лицам, за исключением случаев, если указанные сведения запрашивались в целях контроля за соблюдением требований Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Разглашение полученных сведений в указанных целях осуществляется с учетом установленных законодательством иностранного государства требований к раскрытию информации и представлению документов.

    (часть введена Федеральным законом от 06.02.2019 N 5-ФЗ)

    Банк России при получении от иностранного регулятора финансового рынка в соответствии со статьей 51.3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» сведений, составляющих банковскую тайну, не вправе разглашать их третьим лицам, за исключением случаев, если указанные сведения запрашивались в целях контроля за соблюдением требований Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Разглашение полученных сведений в указанных целях осуществляется с учетом установленных законодательством иностранного государства требований к раскрытию информации и представлению документов.

    (часть введена Федеральным законом от 06.02.2019 N 5-ФЗ)

    Справки по операциям, счетам и вкладам физических и юридических лиц выдаются кредитной организацией Генеральному прокурору Российской Федерации, заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, военным и другим специализированным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации, по их запросам в случае осуществления в соответствии с частями 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» контроля за соответствием расходов лица, замещающего (занимающего) или замещавшего (занимавшего) одну из должностей, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 2 указанного Федерального закона, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга).

    Банковская тайна: что это такое

    Трескова Клавдия Анатольевна

    При сотрудничестве с банком каждый клиент рассчитывает, что сведения об операциях и сделках, которые он проводит по счетам, а также его личные данные будут надежно защищены. Большинство банков стремится сохранить сведения, которые относятся к банковской тайне. Такие взаимоотношения основаны не только на стремлении компании угодить клиентам, но и регламентированы законами.

    1. Суть понятия
    2. Какую информацию не разглашают банки
    3. Разграничение понятий
    4. Когда допускается раскрытие тайны
    5. Как обеспечивают защиту
    6. Какие последствия разглашения или утечки
    7. Гражданская
    8. По трудовому законодательству
    9. Административная
    10. Уголовно наказуемая
    11. Европейские банки с самой высокой защитой данных

    Сохранность банковской тайны прямая обязанность всех учреждений, которым она доступна. Компании и сотрудники, которые пренебрегают законодательством, допускают разглашение или утечку информации несут ответственность. Кроме того, это негативно сказывается на репутации банка.

    Что же это такое банковская тайна, какая информация к ней относится, кому могут быть переданы сведения без разрешения клиента и что грозит нарушителю конфиденциальности данных, разобрался Бробанк.

    Суть понятия

    Банковская тайна — это юридический принцип, согласно которому по законодательству страны сотрудники банков не вправе разглашать определенные данные. В частности информацию об операциях по счетам обслуживаемых клиентов, количестве счетов и даже личные сведения лицах. Разглашение этих данных может нарушить право на конфиденциальность частной жизни.

    В некоторых странах понятие банковской тайны подразумевает и то, что сведения невозможно передавать даже властям. Такой запрет существует в Люксембурге, Швейцарии, Сингапуре, в некоторых оффшорных зонах. Но этим могут воспользоваться и мошенники, не опасаясь того, что их данные станут известны правительству. Однако в большинстве случаев информация о преступной деятельности становится известна банковским организациям заранее на этапе проверки.

    В России по законодательству банковские учреждения гарантируют сохранность сведений клиента. Сотрудники банка могут предоставить информацию только лично владельцам счетов или их законным представителям. Кроме этого, доступ к определенным данным могут получить:

    • судебные органы; ; ;
    • счетная палата;
    • федеральная налоговая служба;
    • следственные органы;
    • таможни; ;
    • пенсионный фонд;
    • служба судебных исполнителей; .

    Список учреждений, которым доступ к данным клиента разрешен, периодически меняется. Важно понимать, что все эти службы получают доступ к счетам клиента не просто так, а на законных основаниях. Например, в рамках рассматриваемого дела о поступлениях на счета, к части сведений в отношении кредита, вклада или движения по счету в исполнительном производстве.

    • 857 ГК РФ.
    • 26 ФЗ №395-1 «О банках и банковской деятельности».
    • частями 2, 3 и 4 ст. 183 УК РФ.

    Государственные органы обращаются за предоставлением данных через официальные запросы, приказы или распоряжения.

    Какую информацию не разглашают банки

    1. Личные сведения клиентов — паспортные, контактные, реквизиты юридических лиц.
    2. Данные о банковских счетах пользователей. Тип открытых счетов, дату оформления, хранимую сумму денег, приходно-расходные операции, наличие валютных счетов, остатка и прихода/расхода средств по ним.
    3. Сведения о вкладах физических лиц — суммы во вкладе, сроке действия, процентной ставке.
    4. Операции и сделки, которые совершены в пользу клиента.
    5. Данные о коммерческих проектах клиентов или коммерческой тайне ставшей известной банку из предъявленной документации.
    6. Заявки на кредиты одобренные и отклоненные. Причины отказа в займе и другие аналитические данные об оценке финансового состояния клиента.
    7. Отчетные сведения банков, исключая те, которые публикуются на сайте.
    8. Сведения о доходах и расходах клиентов.
    9. Методы шифрования данных в банке.
    10. Способы защиты информации и любые другие дополнительные сведения, которые регламентированы внутри компании.

    К банковской тайне относятся личные сведения клиентов - паспортные, контактные, реквизиты юридических лиц

    За разглашение банковской тайны по Уголовному Кодексу РФ предусмотрено наказание.

    • удостоверение личности — паспорт или заменяющий его документ;
    • сведения о лицах, которые действуют от имени юр. лица без доверенности;
    • контактные данные;
    • подтверждение финансового состояния;
    • данные о величине уставного капитала;
    • оригиналы лицензий для осуществления лицензируемой деятельности;
    • данные о присутствии или отсутствии юр. лица по месту регистрации.

    Некоторые данные не входят в банковскую тайну, так как находятся в открытом доступе. Например, величина уставного капитала или количество лиц, у которых нет доверенности, но которые действуют от имени юр. лица. Эти данные размещают на сайте ФНС. Но если информация находится в открытом доступе представители банка к ней и отсылают, но сами их не предоставляют.

    Разграничение понятий

    Для разграничения понятий банковской тайны и коммерческой составлена таблица:

    Описание Банковская Коммерческая
    Содержание и объем информации, относящейся к тайне Установлены законом Принимает руководство компании
    Перечень лиц, кому доступна информация, отнесенная к тайне Клиент и его законные представители Учредители финансовой компании и наделенные полномочиями сотрудники
    Сохранность информации обязаны обеспечивать Все сотрудники кредитных организаций Специалисты, которые получают доступ к данным

    Термин банковской тайны шире, чем коммерческой. Но по решению руководства и внутреннему регламенту в коммерческую банковскую тайну часто включают и данные, которые не относятся к банковской.

    Когда допускается раскрытие тайны

    Беспрепятственно получать сведения, содержащие банковскую тайну, могут сами владельцы счетов, доверенные лица и БКИ, к части, которая прописана в законе. Госорганам потребуется оформить официальный запрос на предоставление данных и указать законное основание, подтверждающее право на такую информацию.

    1. По запросу судей, органов власти, МВД, прокуратуры, ФСБ.
    2. По письменному требованию органов исполнительной службы, налогового органа, Федеральной комиссии по ценным бумагам.

    Сведения, содержащие банковскую тайну, могут совершенно законно получать сами владельцы счетов, доверенные лица и БКИ, полномочия каждого из них прописаны в законе

    • внутри отчетной или прочей документации аудиторским компаниям, Банку России или иному уполномоченному проверяющему органу;
    • без запроса госоргана, например уведомление ФНС об открытии счетов, о которых банки обязаны отчитываться по законодательству;
    • в рамках отчетности Комитету по финансовому мониторингу при обнаружении определенных признаков, прописанных в законе о легализации.

    Банковские сотрудники не могут отказать в предоставлении информации в этих ситуациях.

    Как обеспечивают защиту

    Сохранной банковской тайны обеспечивает законодательство РФ. Гарантами соблюдения принципа защиты личных данных выступают Банк России, финансовые учреждения. А также агентство по страхованию вкладов, БКИ и другие компании, кому стала доступна информация на законных основаниях.

    1. Ограничивать число лиц, наделенных доступом к личным данным клиентов и другой информации, которая включена в банковскую тайну.
    2. Устанавливать отдельное делопроизводство для тех документов, которые содержат банковскую тайну.
    3. Применять технические средства и специальное программное обеспечение для защиты от несанкционированного просмотра баз данных и документов, содержащих банковскую тайну.
    4. Использовать двухфакторную аутентификацию и действенные способы контроля.
    5. Организовывать надежные связи между подразделениями с помощью шифрования данных.

    Сотрудники банковских учреждений в обязательном порядке подписывают документ о неразглашении любых сведений, полученных от клиентов при решении рабочих вопросов.

    Также сотрудники Центрального Банка и других государственных служб не вправе передавать другим лицам данные, которые они получили в ходе пересылки запросов и требований.

    Иногда в коммерческую банковскую тайну включают и данные, которые не относятся к банковской тайне

    Какие последствия разглашения или утечки

    Нарушением банковской тайны считают разглашение информации, которая входит в банковскую тайну, должностным лицом умышленно или случайно. При этом если разглашение личных сведений нанесло клиенту финансовых или репутационный вред, законодательство позволяет пострадавшему лицу подать в суд.

    Так оно сможет защитить свои интересы и получить компенсацию. За разглашение личных сведений клиентов законы РФ предусматривают разного рода ответственность: гражданскую, административную или уголовную.

    Гражданская

    • банки и небанковские кредитные организации;
    • Центробанк РФ;
    • БКИ;
    • АСВ;
    • Росфинмониторинг;
    • аудиторские учреждения.

    Ответственность несут и все сотрудники перечисленных учреждений. Эти службы и их работников привлекут при нарушении к гражданской ответственности. От них потребуют возмещения ущерба по статье 857 ГК РФ. Также клиент может запросить компенсацию морального ущерба по ст.151 и 152 ГК РФ.

    Но законодательство РФ допущена несостыковка в привлечении к ответственности БКИ за передачу информации, которую им передают банки. Бюро несет только административную ответственность, но не компенсирует ущерб.

    По трудовому законодательству

    Сотрудники банковских учреждений привлекаются к ответственности по ТК РФ. Но в любом случае гарантировать защиту сведений первоначально должен банк. Начальство обязано организовать рабочий процесс так, чтобы не происходили утечки. Но и нарушитель не останется безнаказанным.

    По ст.37 ТК РФ привлекут участников коллективных договоров или лиц, которые связаны с договорами. По ст.238 ТК РФ работник должен компенсировать прямые убытки банку, но требовать возмещение денег за упущенную выгоду руководство не вправе. За разглашение банковской, коммерческой или гостайны, сотрудник несет полную материальную ответственность по ч. 7 ст.243 ТК РФ.

    Административная

    Ответственным за нелегальное использование тайных данных может стать кредитное учреждение. Или любое физлицо, которое в ходе работы получило такую информацию.

    Клиенты, пострадавшие от нарушения банковской тайны, могут получить материальную компенсацию нанесенного вреда

    1. По ст. 13.14 Кодекса об админправонарушениях за раскрытие важных банковских данных. Установлен штраф в сумме от 500 до 1000 рублей для физлиц и от 4 до 5 тысяч руб. для уполномоченных сотрудников.
    2. По статье 13.11 Кодекса об админправонарушениях за неправильное хранение и использование данных, которые защищены федеральным законодательством. Предусмотрен штраф в 500-1000 рублей для физлиц и 5-10 тыс. рублей для уполномоченных сотрудников.

    Наказание наступит для всех, кому стали известны данные, причисленные к тайным, которые были раскрыты.

    Нарушением банковской тайны считают разглашение информации, ведь сотрудники банков подписывают документы, в которых указаны правила и принципы банковской тайны и ответственность за ее нарушение

    Уголовно наказуемая

    1. По ч.1 ст.183 УК РФ за сбор важных данных через кражу документации, подкуп или угрозы предусматривают крупный штраф. Он достигает 0,5 млн руб. либо доход за год. Также устанавливают исправительно-принудительные работы на 1-2 года или тюремное заключение на тот же период.
    2. По ч.2 ст.183 УК РФ за нелегальное использование тайных сведений осужденному присудят штраф до 1 млн руб. либо доход за 2 года. Кроме того запрещено занимать некоторые рабочие места и осуществлять определенную деятельность в течение 3-х лет. Осужденному могут присудить исправительно-принудительные работы на 2-3 года или тюремное заключение на тот же срок.
    3. По ч.3 ст.183 УК РФ за крупные убытки предусмотрен штраф до 1,5 млн руб. либо заработок за 3 года. Осужденного лишают права назначения на ряд должностей. А также запрещают заниматься некоторыми видами работ до 3 лет. Кроме того предусмотрены принудительные работы до 5 лет либо тюремное заключение на тот же срок.
    4. За тяжкие последствия по ч.2 и 3 ст. 183 УК РФ осужденным назначают принудительные работы до 5 лет или тюремное заключение до 7 лет.

    По ст. 169 УК РФ ущерб в крупном размере считают сумму от 1,5 млн руб., а особо крупный размер — 6 млн руб.

    Меру ответственности за нарушение банковской тайны избирают в суде

    Европейские банки с самой высокой защитой данных

    1. Австрия. Уровень защиты банковской тайны в австрийских учреждениях очень высок. Даже к новым клиентам сотрудники относятся особенно щепетильно. Объясняется это тем, что если правительство обнаружит в списке обслуживаемых лиц мошенника, у банка сильно испортится репутация. Поэтому все клиенты австрийских банков предварительно проходят тщательную проверку. Более лояльно учреждения относятся к тем клиентам, у которых есть ВНЖ в Австрии. Но даже юридические компании, которые зарегистрированы в РФ, могут открыть счета в австрийских банках. Сейчас добиться раскрытия банковской тайны в этой стране практически невозможно, поэтому такие случаи происходят крайне редко.
    2. Швейцария. Банковская тайна — один из важнейших аспектов для Швейцарии. Многие состоятельные граждане и компании открывают счета в швейцарских банках, так как им гарантируют полную конфиденциальность данных. Но проверка потенциальных клиентов при открытии счетов очень глубокая. Более лояльно относятся к клиентам с ВНЖ в Швейцарии. Допускается раскрытие сведений только по самым подозрительным операциям по счетам.

    В других европейских странах уровень безопасности банковских данных не так высок. Чтобы получить информацию из банков Швейцарии и Австрии, нужно предоставить решение суда о наличии преступления. После этого подают запрос в банковское учреждение. Сотрудники банка рассматривают этот запрос и принимают положительное или отрицательное решение по поводу раскрытия данных, хранимых в банке этих стран.

    Какие сведения составляют банковскую тайну

    Банковская тайна (БТ) представляет собой данные о клиентах, запрещенные к разглашению и передаче третьим лицам. Законом установлена ответственность за разглашение подобной информации. Банковское учреждение в соответствии с существующим законодательством должно гарантировать клиентам сохранение в секрете всех данных, относящихся с БТ.

    Вопрос: Обязаны ли банки представлять сведения, составляющие банковскую тайну, органам прокуратуры по запросу?
    Посмотреть ответ

    Нормативная база

    Понятие банковской тайны регламентируется 26 статьей ФЗ от 28.06.2014 № 189-ФЗ. В частности, закон устанавливает следующие нормы:

    • Понятие БТ и ее составляющих.
    • Ряд структур, которые могут получить доступ к БТ.
    • Ряд структур, которые обязаны соблюдать БТ.
    • Ответственность за обнародование тайных сведений.

    В ФЗ также указан перечень информации, которая может передаваться установленному перечню структур.

    Сведения, относящиеся к банковской тайне

    ВАЖНО! Претензия о возмещении убытков, причиненных разглашением банковской тайны от КонсультантПлюс доступна по ссылке

    Перечень данных, которые включены в понятие БТ, дан в статье 26 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1. Рассмотрим подробнее, что именно относится к банковской тайне:

    • Личная информация о клиенте финансового учреждения: паспортные данные, информация о прописке или месте жительства, номер телефона, реквизиты ЮЛ, данные о руководстве ЮЛ.
    • Данные о финансовых аспектах: вид и номер счета, время открытия, вносимые суммы.
    • Информация о проводимых финансовых операциях: валюта, в которой открыт вклад, вносимые и списываемые суммы средств, выписки, первичная документация, оформляемая при проведении операций.
    • Сведения о корреспондентах финансового учреждения: даты осуществленных сделок, их порядок и условия, суммы средств.
    • Информация о иной деятельности в рамках банковского учреждения, относящейся к управлению финансовыми потоками, внутренним процессам, значимость которых заключается в соблюдении конфиденциальности.

    ВНИМАНИЕ! Все сведения, относящиеся к БТ, не могут передаваться третьим лицам или разглашаться посредством СМИ.

    Что не может являться банковской тайной?

    К БТ не могут относится следующие сведения:

    • Учредительные документы, а также Устав ЮЛ.
    • Бумаги, на основании которых лицо занимается предпринимательской деятельностью (к примеру, свидетельство о регистрации ИП, лицензия на осуществление конкретной работы).
    • Отчетность о финансовой деятельности ЮЛ.
    • Информация, нужная для контроля над расчетом и уплатой налогов и прочих обязательных платежей.
    • Документация, подтверждающая платежеспособность.
    • Данные о структуре учреждения: число сотрудников и их состав, зарплата, условия труда, наличие вакансий.
    • Бумаги, подтверждающие уплату налоговых отчислений и прочих платежей в бюджет страны.
    • Данные о правонарушениях: загрязнении природы, проблемы с антимонопольным законом, игнорирование необходимости обеспечить безопасные условия труда, продажа вредных для здоровья человека товаров.
    • Информация о предпринимательской деятельности должностных лиц банковского учреждения, их участии в акционерных сообществах, товарищеских союзах.

    ВНИМАНИЕ! Важно помнить, что некоторые данные, относящиеся к банковской тайне, могут быть раскрыты по истребованию уполномоченных структур.

    Кто обязан соблюдать банковскую тайну?

    Банковскую тайну обязаны соблюдать не только банки, но и некоторые другие учреждения:

    • Кредитные структуры.
    • Организации, занимающиеся аудитом.
    • Платежные системы.
    • Банковские агенты по платежам.
    • Операционные центры.
    • Страховые компании.

    Всем этим учреждениям приходится работать непосредственно с личными данными клиентов (включая производимые финансовые операции), чем обусловлен запрет на разглашение.

    Кто имеет доступ к банковской тайне?

    Рассмотрим структуры, которые имеют доступ к сведениям, относящимся к БТ:

    • Судебные органы всех юрисдикций.
    • Налоговые и таможенные структуры.
    • Орган контроля валюты.
    • Счетная палата страны.
    • Фонд социального страхования.
    • Пенсионный фонд.
    • Приставы, работающие на основании исполнительных документов.
    • Полиция при расследовании дела, в раскрытии которого может помочь банковская тайна.
    • Нотариусы.
    • Консульские структуры других стран.
    • Орган по предотвращению отмывания средств, добытых преступных путем.
    • Структуры по предотвращению финансирования террористических группировок.
    • Официальное бюро кредитных историй.
    • Определенные должностные лица.

    Управляющие компании клиента банка могут получить только часть информации, содержащей БТ. Исключение – организации, расположенные в иностранных государствах. Они не имеют полномочий на истребование данных.

    Представители данного перечня могут запрашивать следующие сведения:

    • Справки о наличии у ЮЛ, ФЛ или ИП расчетных счетов и вкладов.
    • Производимые финансовые операции.
    • Остаток на р/с.
    • Документацию о проведенных операциях с валютой или счетами (к примеру, их закрытие).
    • Информацию, касающуюся операций с электронными деньгами.
    • Информацию, касающуюся корпоративных платежных систем и операций с ними.

    Запрос информации, относящейся к БТ, должен быть обусловлен конкретной необходимостью.

    Ответственность за разглашение банковской тайны

    Ответственность за разглашение секретных сведений могут нести только те лица, которые обязаны соблюдать банковскую тайну. Предусматривают следующие формы ответственности:

    • Гражданская. Предполагает возмещение банком убытков клиента. Для привлечения финансового учреждения к данной форме ответственности нужно доказать, что разглашение БТ повлекло за собой убытки или упущенную выгоду. Потребуется обосновать причинно-следственную связь между двумя событиями. Данное правило оговорено пунктом 2 статьи 15 ГК РФ. Сначала клиент подает в банковское учреждение требование о возмещении убытков. Если на претензию поступил отказ, подается иск в суд. Данный порядок должен быть обязательно соблюден: сначала подается претензия в банк, и только потом иск в суд. На судебных слушаниях нужно будет подтвердить, что клиент принимал попытки досудебного урегулирования дела, но банк отказал.
    • Административная. Для привлечения работника банковского учреждения к данной форме ответственности нужно подать соответствующее заявление в полицию или прокуратуру. Данный порядок установлен пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
    • Уголовная. Лицо привлекается к уголовной ответственности в ограниченном количестве случаев. К ним относится получение информации, относящейся к БТ, преступным путем (подкуп, угрозы). Также к уголовной ответственности можно привлечь и в том случае, если вследствие разглашения информации возник крупный ущерб или тяжкие последствия, раскрытие БТ было сделано из корыстных побуждений. Данные правила оговорены в статье 183 УК РФ. Для начала уголовного дела нужно составить соответствующее заявление и подать его в полицию. Порядок установлен пунктом 3 частью 1 статьи 140 УПК РФ.

    Форма ответственности зависит от тяжести последствий разглашения банковской тайны. Как правило, это именно возмещение ущерба. Сложность привлечения к подобного рода ответственности заключается в том, что сложно доказать объем реального ущерба. Однако если все документы, подтверждающие нанесенный вред, присутствуют, можно смело идти в банк, а затем в судебный орган за получением своей законной компенсации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *