Что признается публичной офертой
ГК РФ Статья 437. Приглашение делать оферты. Публичная оферта
1. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
2. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Оферта для бизнеса: инструкция по применению
Моментальные сделки и платежи без лишних согласований, сокращение документооборота и, конечно, удобство для покупателя – все это оферта. Рассказываем, как избежать ошибок и предусмотреть все риски при составлении документа.
Чем оферта отличается от договора?
С юридической точки зрения, оферта – это предложение, которое поступает от продавца к покупателю. Оно может быть сформулировано устно при личной встрече или по телефону: «Готовы продать полтонны картофеля по 20 р./кг. Оплата наличными».
Оферту можно добавить в рекламу: «Кредиты под 12% годовых на срок от 1 года», на продающий сайт или в электронное письмо: «Консультации по вопросам гражданского права – 1000 рублей в час, принимаю оплату через электронный кошелек».
Преимущество оферты – скорость заключения сделки. Клиент заранее видит все условия, соглашается с ними и производит оплату товара или услуги. То есть, продавец и покупатель не тратят время на согласование и подписание договора, не занимаются пересылкой бумажных документов.
Чтобы предложение для покупателей стало офертой, то есть конкретным шагом к сделке, в тексте нужно сформулировать обязательные условия. Юристы называют их существенными.
Если говорить проще, оферта является законной, если дает ответ на следующие вопросы:
Кто и что предлагает?
В какие сроки и каким образом?
Во сколько это обойдется?
Как оплатить покупку?
Иногда на сайтах или в рекламных рассылках встречаются фразы: «Заключаем договор оферты» или «продаем по договору-оферте». Это неверная формулировка, так как договор – это соглашение сторон, а оферта – призыв к заключению этого соглашения. То есть, термины разные, а потому смешивать их нельзя.
Оферта бывает простой или публичной: все зависит от того, кому адресовано предложение заключить договор. Если конкретному адресату (не важно, речь о господине Петрове или компании «Васильки»), то речь идет о простой оферте, если мы не определяем круг заинтересованных лиц, то есть приглашаем к сделке всех желающих, оферта считается публичной.
Как правильно составить текст оферты?
Есть существенные условия, без которых оферту не признает клиент, суд или Роспотребнадзор. Это могут быть:
сведения о продавце;
условия покупки: цена, способ оплаты;
информация о том, как обменять, вернуть товар;
условия акцепта (принятия оферты).
Список не окончательный, так как содержание оферты во многом зависит от предмета сделки. Юристы рекомендуют ориентироваться на Гражданский кодекс, закон о защите прав потребителей, а также правила реализации некоторых видов товаров. Владельцам интернет-магазинов помогут правила дистанционной торговли.
К примеру, если речь идет об оказании услуг, то существенные условия для составления оферты определяются 37-ой главой ГК («Подряд»). При сделках, связанных с продажей товаров, руководствоваться нужно главой 30, посвященной договорам купли-продажи.
Что будет, если составитель оферты проигнорирует существенные условия? Допустим, фотоателье разместило рекламу: «Реставрация фотографии всего за 100 р.». Если при составлении оферты предприниматель не пропишет в тексте информацию согласно п.1 ст. 732 ГК РФ, клиент может потребовать возврата денег и возмещения убытков на основании того, что работа была сделана плохо. И суд встанет на его сторону, так как исполнитель в оферте не оговорил качество исходных материалов, критерии выполнения работ и пр. То есть, хорошо или плохо отреставрирована фотография определяет клиент, основываясь на своих ожиданиях и представлениях.
Рассмотрим основные пункты любой оферты подробнее.
1. Кто продает?
В оферте нужно указать основную информацию о компании или предпринимателе, включая название, ФИО руководителя, реквизиты, контактные данные. Сведения можно поместить на видное место или прописать в нижней части рекламного листа, сайта или баннера мелким шрифтом.
2. Кому продает?
Обязательно укажите в оферте, кто может приобрести продукт: физические лица, ИП, юридические компании. К примеру, если вы организуете, курсы повышения квалификации для оценщиков, пропишите, что приглашаете на занятия специалистов с высшим или профильным образованием, имеющих опыт работы в данной сфере, а также необходимую разрешительную документацию.
Формулируя ограничения, не забывайте о статье 5.62 КоАП («Дискриминация»): не включайте в оферту требования определенного пола, расы, национальности и пр. Исключение можно сделать только в том случае, когда покупатели определенной группы физически не смогут воспользоваться предложением. Например, мужчины не смогут прийти на осмотр гинеколога, а покупатели из Москвы не получат горячий бизнес-ланч из кафе во Владивостоке.
3. Акцепт
Напомним, что оферта – это всего лишь приглашение заключить договор. Чтобы предложение оформилось в официальный документ, клиент должен согласиться со всеми условиями (акцептовать).
Акцептом можно «назначить» оплату покупки, завершение регистрации личного кабинета или любое другое действие. Обратите внимание, что в сфере B2B в оферту добавляют описание процедуры верификации другой стороны, чтобы исключить случаи, когда предложение акцептует неуполномоченное лицо.
Проще говоря, чтобы договор заключал соответствующий менеджер, а не водитель, работающий в той же компании. Обычно для верификации просят указать реквизиты организации, выслать подписанное согласие или заявление и пр.
4. Изменение оферты
Оферту можно менять в любой момент и по любым причинам: например, поднимать или снижать цены, добавлять или убирать бесплатную доставку. Главное, сообщить клиентам, когда именно нововведения начнут действовать:
«ИП Петров оставляет за собой право вносить изменения в оферту и договор. Новые документы вступают в силу через 3 дня с момента опубликования на сайте таком-то».
Важно! Новые правила не затронут уже существующих клиентов. Пересогласование заключенных ранее договоренностей возможно, если подобная процедура была прописана в документе с самого начала:
«ООО «Авось» может менять текст оферты и договора без предварительного согласования с клиентами. Заинтересованные лица будут оповещены по SMS за 10 дней до вступления в силу новой редакции. В случае согласия с изменениями, клиент должен отправить ответное SMS с согласием до истечения 10-дневного срока. В противном случае все прежние договоренности будут считаться расторгнутыми».
Вместо SMS можно выбрать любой другой формат действия: звонок, электронное письмо, сообщение в онлайн-чате. Главное, чтобы подобный шаг позволил идентифицировать клиента и зафиксировать время и дату оповещения.
5. Предмет сделки
Оферта рассказывает клиенту, что он получит после акцепта (оплаты, регистрации, подачи заявки и пр.). Если стулья – то «5 деревянных стульев из коллекции «Стиль», если знания – то «консультация юрисконсульта 1 категории по вопросу авторского права продолжительностью 1 час».
Приведем основные требования к описанию товаров и услуг в оферте:
Товар: количество, вес, размер, внешний вид, правила хранения, состав, изготовитель, сведения о прежних владельцах, проведенных ремонтах, сроках годности и гарантиях, способ применения и пр.
Услуги: кто будет оказывать – квалификация, должность работника; что из себя представляет услуга – пример консультации, макет сайта, фрагмент видеоурока; сроки – урок длительностью 1 час, готовый макет сайта в течение 3 дней с момента согласования технического задания и пр.
Не обязательно прописывать условия в самой оферте: вы можете сослаться на действующий каталог товаров, программу обучения, либо страницу с подробной информацией.
6. Цена
Если клиент понимает, во сколько ему обойдется товар или услуга с учетом стоимости доставки, скидок, бонусов, процентов и любых других условий, то оферта сформулирована правильно. Если при оплате покупатель несет дополнительные расходы, сообщите об этом заранее: «Стоимость услуги не включает банковскую комиссию или вознаграждение платежных систем».
Нередко предприниматели добавляют на сайт (в рекламу или условия акции) строчку: «Информация об акции не является публичной офертой.», чтобы обезопасить себя от различных рисков, связанных с ценой товара. Однако юридическая сила этих слов не всегда действует, так как сайт при наличии существенных условий (описание продукта, стоимость, условия доставки и возврата) сам по себе является офертой. Поэтому если по ошибке цена на телевизор окажется 1 рубль, то покупатель вправе получить технику именно за указанную цену, в том числе через суд.
Цену и другие условия, можно вынести на отдельную страницу для удобства пользователя или сослаться на действующие расценки в каталоге.
7. Способ оплаты
В идеале в оферте должны быть прописаны все способы оплаты, которые предлагает компания. Исключение – временные акции, по которым возможны ограничения:
«Получите третий товар в корзине бесплатно при оплате через электронный кошелек Такой-то».
8. Доставка заказа
Из оферты покупатель узнает, где и как он сможет получить товар: дома, в почтовом отделении, в пункте выдачи и пр. Если существуют какие-то условия, продавец обязан прописать их максимально подробно:
«Товар доставляет курьер по указанному при регистрации адресу. Для получения товара предъявите курьеру паспорт. Если в качестве получателя выступает другое лицо, клиент должен сообщить об этом компании заранее».
Если функции доставки возложены на стороннюю компанию, пропишите этот момент в оферте. Тогда в случае утери или порчи товара при транспортировке отвечать перед судом или Роспотребнадзором будет перевозчик:
«Доставку выполняет компания ООО «Такая-то». Перевозчик несет ответственность за соблюдение срока доставки и сохранность товара».
9. Урегулирование вопросов, проблем, претензий
В оферте нужно прописать (или оставить ссылку на страницу с подробной информацией), как клиент сможет:
вернуть бракованный товар;
обменять один товар на другой;
отказаться от покупки и вернуть деньги;
воспользоваться гарантией от магазина и пр.
Например, можно прописать обязательное досудебное урегулирование – в этом случае, клиент не сможет напрямую пожаловаться в суд, а сначала сообщит продавцу о своих претензиях:
«Все споры обязательно решаются в досудебном порядке. Для этого покупатель направляет претензию на электронную почту компании. Компания обязуется в течение 20 дней изучить проблему и сформулировать ответ. Если клиент не согласен с решением, он вправе подать иск в суд».
Юристы рекомендуют прописать в оферте все, что может пойти не так: от срыва сроков доставки и неработающего сайта до проблем со связью:
«Если клиент не выходит на связь в течение 20 минут с начала урока, урок считается проведенным. Деньги за урок не возвращаются».
10. Что еще можно включить в оферту?
Название. Будет полезно, если на сайте продается сразу несколько продуктов или услуг.
Акты. Если продавец – ИП или розничная компания, то в оферту можно включить следующую фразу: «Качество услуг подтверждается оплатой. Подписание актов не требуется».
Персональные данные. Если вы собираете, храните, обрабатываете персональную информацию, либо передаете ее третьим лицам (например, службе доставки), об этом нужно сообщить в оферте.
Закрывающие документы. Если сотрудничество предполагает формирование, сверку, согласование или подписание документов, включите в оферту строчку следующего вида: «Документы направляются по указанному при регистрации электронному адресу. Переписка по электронной почте имеет юридическую силу, в т.ч. для суда. Данный способ обмена документами и информаций считается надлежащим».
Кому подойдет оферта?
По закону оферты могут работать все: и предприниматели, и юридические лица, и даже самозанятые. Ограничений нет. Однако удобнее всего использовать оферту для реализации типовых товаров или услуг, не требующих персонального подхода и долгих согласований.
Проще говоря, если условия сделки едины для всех покупателей, то смело готовьте оферту. Если нужно каждый случай сотрудничества разбирать отдельно, воспользуйтесь индивидуальными договорами.
К примеру, репетитор для школьников предлагает два формата занятий:
Записанные видеоуроки, к которым прилагаются упражнения для закрепления и контрольные тесты. Программа одна для всех, поэтому для таких продаж лучше выбрать оферту.
Персональные занятия, продолжительность, количество и содержание которых зависит от знаний конкретного ученика. Например, одному школьнику нужно наверстать пропущенные за время болезни уроки, другому – подготовиться к ЕГЭ. В этом случае репетитор заключает индивидуальные договоры.
Преимущества оферты
Подводя итог, перечислим главные преимущества оферты:
Мгновенные сделки: чтобы продать товар, не нужно заключать договоры. Достаточно один раз подготовить оферту, чтобы получить сотни акцептов.
Юридическая защита. Оферта – это легитимный документ, который защитит от претензий покупателя перед лицом суда или Роспотребнадзора. Конечно, если вы учли рекомендации и правильно составили текст.
Быстрая оплата. По обычному договору оплата приходит только после согласования и подписания документов. В случае с офертой клиент сразу оплачивает товар или услугу, тем самым подтверждая согласие со всеми условиями оферты.
Простой язык и оформление. Оферта, в отличие от традиционных договоров, пишется доступным для клиента языком. Главное конкретно изложить все условия, вопросы, риски и гарантии. Отдельные пункты можно выносить на специальные страницы для удобного восприятия.
Нужна ли оферта интернет-магазину и как правильно ее составить: инструкция, правила, ответы на вопросы
В широком смысле слова, оферта – это предложение заключить договор на условиях, которые определены заранее, адресованное одному или нескольким лицам. В России регулировка любых вопросов, связанных с офертой, осуществляется статьями Гражданского кодекса с 435 по 449. Обязательное условие при оформлении оферты – указание существенных условий договора, который предполагается заключить. Когда адресат принимает оферту, предложенный договор между сторонами считается заключенным на тех условиях, которые в ней указаны. Примечательно, что оферта может быть не только письменной, но и устной.
Существует ряд признаков, которыми должно обладать предложение, чтобы его можно было назвать офертой:
- Оно должно четко выражать волю одной стороны договора.
- Информация, представленная в нем, должна быть определенной и не допускать двусмысленности.
- Указанные в предложении данные должны быть максимально полными, то есть никакие условия заключения сделки не должны умалчиваться.
- В предложении должно быть ярко выражено стремление оферента заключить договор с адресатом оферты.
- Оферта должна быть направлена одному человеку, группе лиц или представлена вниманию всех, кто захочет на нее откликнуться.
Виды оферт
По такому критерию, как намерения при заключении договора, оферта может быть:
- Твердой, или безотзывной. Ограничения для такой оферты накладываются на предлагающую сторону (которую также называют оферентом). До того, как истечет предельный период принятия твердой оферты или будет получен ответ от адресата, предлагающая сторона не имеет права ни на модификацию ее условий, ни на ее отзыв. При этом если предметом договора является покупка какого-либо конкретного товара, то оферту на одну единицу такого товара можно выдать только одному потенциальному покупателю.
- Нетвердой, или свободной. Такая оферта не предполагает, что продавец берет на себя какие-либо прямые обязанности. Он лишь предлагает, к примеру, приобрести товар, но только при условии окончательного принятия оферты и без обязательств. Такой вариант документа можно предлагать нескольким адресатам на один и тот же товар, дабы ускорить процесс его реализации.
В зависимости от того, какая сторона выступает в роли инициатора сделки, оферта подразделяется и на следующие виды:
- Инициативная. Такое предложение оферент направляет в том случае, если у него нет причин скрывать свое намерение заключить сделку с адресатом. Отличным примером подобной оферты может выступать коммерческое предложение о подписке на определенное издание, отправленное вместе с прикрепленным счетом.
- Пассивная. В этом случае в заключении сделки заинтересован, в первую очередь, покупатель. О пассивной оферте говорят, например, когда покупатель обращается к продавцу товара, в приобретении которого он заинтересован. Тогда офертой будет ответ продавца на подобное обращение. Понятие пассивности оферента в таких ситуациях достаточно относительно, поскольку подобная оферта нередко используется лишь для того, чтобы не оказывать на потенциального покупателя психологического давления.
В зависимости от того, насколько широк круг лиц, которые могут отозваться на предложение оферты, последняя также делится на:
- Обычную, о которой мы, преимущественно, вели речь выше.
- Публичную. Такая оферта содержит все необходимые существенные условия договора, а также отражает стремление оферента заключить предложенный договор на указанных в документе условиях с любым адресатом, который посчитает нужным это сделать. Именно такая оферта активно используется в современных интернет-магазинах. Публичной офертой можно назвать описание характеристик каждого товара, указание его стоимости, информацию о доставке покупок, способах оплаты продукции. К публичной оферте можно даже отнести рекламу товара или услуги в СМИ, но только при условии, что в ней указаны достаточные данные, которые нужны для заключения договора.
Образец публичной оферты интернет-магазина
Оферта для интернет-магазина
Для интернет-магазина публичную оферту можно назвать своеобразным списком норм и правил, в соответствии с которыми он осуществляет свою коммерческую деятельность во всемирной паутине. Оферта необходима виртуальному магазину по следующим причинам:
- В том случае, если в ходе работы интернет-магазина возникнут какие-либо спорные ситуации, конфликты, проблемы и тому подобное, именно публичная оферта станет главным документом, который продавец и покупатель смогут использовать для защиты своих интересов. Оферта имеет полноценную юридическую силу и содержит в себе перечень всех условий заключенной сделки, поэтому она может быть использована даже при решении проблемы в судебном порядке.
- Современные пользователи – это достаточно хорошо разбирающиеся в вопросах соблюдения своих прав люди. Поэтому подавляющее их большинство отдаст предпочтение тому магазину, руководство которого не поленилось понятно, доступно и четко разъяснить все правила своей работы. Подробное и грамотное изложение всех условий сотрудничества покупателя и продавца необходимо для формирования хорошего имиджа и завоевания доверия клиентов.
- Несмотря на то, что в любом интернет-магазине установлены свои собственные правила, деятельность каждого из них должна подчиняться также общему своду законов. Последнее контролируется многочисленными государственными органами. Четкое и доступное описание механизмов функционирования интернет-магазина поможет избежать неприятных ситуаций во взаимоотношениях с органами государственной власти.
Какая оферта нужна интернет-магазину
Поскольку посещать виртуальный ресурс может неограниченное количество пользователей, и чем большая их часть решит приобрести какие-либо товары или услуги – тем лучше, то именно публичная оферта для интернет-магазина является необходимостью. Как мы уже отмечали ранее, для признания предложения офертой, оно должно содержать исчерпывающий перечень существенных условий договора. Для виртуального магазина к таким условиям можно отнести:
- Непосредственно предмет договора: определенный товар, который хочет приобрести покупатель, и количество приобретаемых единиц этого товара.
- Стоимость товара, который заинтересовал покупателя.
- Условия оплаты и доставки покупок.
Актуальные правила дистанционной торговли предполагают, что в случае заказа доставки товар передается по тому адресу, который указал покупатель. При этом лицом, способным получить купленную продукцию может быть как сам покупатель, так и любой другой человек с документом, подтверждающим предоплату товара или оформление его доставки. Другими словами, в общем случае для передачи доставленного товара необходимо потребовать либо документ, который подтвердит личность заказчика, либо документ, который подтвердит покупку/оформление доставки.
Публичная оферта в интернет-магазине также означает, что продавец накладывает на себя обязательства заключить договор с любым покупателем, который захотел приобрести имеющийся в наличии товар.
Публичная оферта на сайте интернет-магазина
Где разместить оферту в интернет-магазине
Оферта интернет-магазина обычно располагается в специальном разделе сайта, который носит название «Правовая информация». Обычно этот раздел размещают в футере сайта – особом блоке в его нижней части, куда помещается достаточно важная, однако не первостепенная по интересности для пользователей информация.
При этом не стоит выдавать пользователю сообщения в духе «При оформлении заказа вы соглашаетесь с правилами оферты нашего магазина» сразу на этапе оформления покупки. Оферта – это, как правило, достаточно большой объем не слишком интересной информации, необходимость досконально изучать который может отпугнуть пользователя. Важно также, чтобы в ней прописывались достаточно лояльные условия гарантийных обязательств магазина, правил возврата продукции, дабы у покупателей не возникало ощущения, что их права принижаются.
Может ли интернет-магазин обойтись без оферты?
Законодательство не обязывает интернет-магазины предоставлять пользователям публичную оферту. Не является публичной офертой интернет-магазин, на котором размещено соответствующее объявление. В нем необходимо указать, что вся информация на сайте имеет исключительно информационный характер и не может быть определена как публичная оферта ни при каких обстоятельствах. Теоретически это возможно.
На практике же это означает, что продавец может когда угодно изменить стоимость товаров, не контролировать их наличие на складе и даже не гарантировать своевременную доставку после предоплаты. Нет оферты – нет договора, имеющего юридическую силу. Соответственно, и никакой ответственности продавца перед покупателем, как и покупателя перед продавцом, тоже нет.
Однако стоит помнить, что оферта на сайте интернет-магазина – это важный залог доверия пользователей. Конечно, далеко не каждый из покупателей прочтет ее от и до, но само наличие юридически правомерного договора повышает имидж виртуального ресурса, дает покупателям уверенность в том, что их не обманут, что им вовремя предоставят качественную продукцию по указанной на сайте цене. Естественно, большинство пользователей предпочтут делать покупки в таком магазине, а не в том, который отрекся от каких-либо обязательств.
Что такое акцепт оферты договора
В том случае, если лицо или группа лиц, которым была адресована оферта, ознакомились с ее условиями и решили принять предложение, они должны совершить акцепт. В широком смысле слова под акцептом понимается ответ о принятии оферты, или согласие на оплату. Российские законы требуют, чтобы акцепт был безоговорочным. Если адресат оферты решит принять предложение на каких-либо других условиях, то его встречное предложение будет считаться уже новой офертой.
Когда и при каких условиях наступает акцепт в интернет-магазине
В соответствии с актуальными Правилами дистанционной торговли, в интернет-магазине договор между продавцом и покупателем может считаться заключенным после того, как покупатель получил от продавца чек с подтверждением оплаты, либо после того, как продавец получил от покупателя сообщение о намерении купить товар.
Как составить оферту для интернет-магазина
Договор оферты на сайте интернет-магазина должен включать в себя ряд составляющих:
Что такое оферта
Оферта — удобная вещь для бизнеса. Она помогает продавать без бумажного договора, подходит для продавцов товаров и услуг, но не всегда. Расскажем о ее плюсах и нюансах, которые помогут избежать неприятностей.
- Что такое оферта
- Почему оферта — не договор
- Что значит принять оферту
- Кто может работать по оферте
- Как вести документооборот при оферте
- Плюсы и минусы оферты
- Чем отличается публичная оферта от непубличной
Веб‑сервис для малого бизнеса
3 месяца работы в Контур.Бухгалтерии с отправкой отчетности для новых ООО!
Что такое оферта
Оферта — это «оффер», простыми словами, предложение заключить сделку или совершить покупку, и обычно довольно подробное предложение. Читатель такого документа должен однозначно понять, что и по какой цене ему предлагают. Например:
- текст в подвале интернет-магазина с правилами заказов, оплаты, доставки и возврата;
- инструкция на сайте разработчика по активации и использованию бухгалтерского сервиса;
- плакат у стойки ногтевого сервиса в торговом центре со списком услуг и цен;
- меловая доска с меню у входа в кафе;
- фотографии одежды с описанием и ценами на маркетплейсе;
- электронное письмо клиенту с коммерческим предложением.
Почему оферта — не договор
Любой продавец должен заключить договор с клиентом: так клиент будет знать, за что платит, права потребителей будут соблюдены, а Роспотребнадзор спокоен. Договор помогает условиться о деталях, что бы вы ни продавали — мыло ручной работы, занятия по скайпу или услуги по уборке квартир.
Но есть разные способы зафиксировать договоренности, для этого можно и не встречаться с клиентом. Достаточно написать на сайте все условия сотрудничества с вами — это и есть оферта.
Строго говоря, оферта — это не договор, а предложение его заключить. Например, в магазине мармелада вы видите ценник на пачке желейных червячков — 200 рублей. Это офеpта. Если клиент принимает ее условия и платит за сладости, он заключает договор с магазином. Для более сложных сделок, вроде услуг или продажи техники, и предложение будет более комплексным.
Облачная бухгалтерия от Контура для бизнеса
Простой учет, авторасчет налогов и зарплаты, отправка отчетности онлайн, ЭДО, бесплатные обновления и техподдержка.
Чтобы офеpта правильно работала и была реальным документом, в ней должны быть существенные условия — то есть, все, что важно для сделки. Такой документ понятен клиенту, отражает все ключевые нюансы сотрудничества и не вызовет возражений у суда или Роспотребнадздора.
Раз офеpта — не договор, то не нужно смешивать понятия и писать на сайте: «Работаем по договору оферты». Это может запутать клиента: он оплатит заказ и будет ждать от вас договор на подпись. Лучше сразу писать: «Работаем по офеpте (со ссылкой на документ). Оплачивая заказ, вы принимаете наши условия».
Что значит принять оферту
Для принятия офеpты не нужно подписывать бумажный документ и ставить печать — достаточно любого действия, которое покажет, что клиент согласен с условиями. Чаще всего в качестве такого действия продавцы используют оплату или регистрацию на сайте. На юридическом языке это называется «акцепт» — ответ лица о принятии предложения, аналог подписи на договоре. Действие, которое считается акцептом, пишут в самой оферте.
На сайте магазина электроники может быть оферта с такими формулировками: «Оплата товара клиентом подтверждает согласие с условиями магазина. Договор купли-продажи считается заключенным в момент оплаты в торговом зале или после получения оплаты при покупке на сайте».
У онлайн-курсов подготовки к ЕГЭ на сайте может быть оферта с такими фразами: «Регистрация на сайте sdam-ege.com означает согласие с условиями оферты. Договор считается заключенным после регистрации на сайте».
Вот примеры акцепта:
- клиент оплатил наушники через сайт — состоялся договор купли-продажи;
- пользователь скачал приложение — лицензионный договор;
- девушка написала в директ: «Мне нужен такой же торт утром 20 числа» — договор купли-продажи;
- молодой человек записался в барбершоп на сайте — договор на услуги.
Акцепт должен строго «стыковаться» с офертой. Если клиент пишет в службу доставки, что ему нужна пицца по особому рецепту, а еще скидка в честь дня рождения, это не акцепт, и договор не заключен. Если же клиент соглашается, но уточняет детали или просит исправить опечатки, договор состоялся.
Контур.Бухгалтерия — 14 дней бесплатно!
Простая и понятная онлайн-бухгалтерия для малого бизнеса со всеми инструментами. Уровни доступа для разных сотрудников.
Другой способ принять офеpту — сразу начать исполнять договор на ее условиях. На юридическом языке это называется «конклюдентное действие». Например, покупатель на рынке сам кладет выбранный арбуз на весы и протягивает деньги. Или клиент через сайт присылает копирайтеру материал для будущего лендинга. А вот бездействие или молчание акцептом не являются и ни к чему не обязывают стороны.
После акцепта продавец и клиент должны выполнить договоренности именно на тех условиях, которые приняты в момент акцепта. При этом оферта может меняться, как любой договор. Но новые условия действуют только для новых покупателей. Поэтому отменять или менять оферту можно только до акцепта, иначе клиент с полным правом будет требовать предложенное.
Например, магазин продает ноутбук за 53 000 рублей. Антон оформил заказ 10 июля, получил подтверждение и ждет доставки 13 числа. 12 июля магазин поднял цену ноутбука до 57 000 рублей, но Антону не придется доплачивать. Правда если бы магазин снизил стоимость ноутбука до 50 000 рублей, Антона бы это тоже не коснулось — он свой договор уже заключил и цену зафиксировал.
Оплата в качестве акцепта — это очень удобно: так вы легко увидите, в какой день покупатель оплачивал покупку и под какими условиями «подписывался».
Кто может работать по оферте
По офеpте в сети нельзя предлагать товары и услуги, которые запрещено продавать в интернете: табак, алкоголь, медицинское оборудование, охотничьи ружья. А в остальном закон разрешает применять оферту абсолютно каждому при продаже товаров, услуг или работ (ст. 435 ГК РФ).
Но оферта не бывает одинаково удобной для всех. Она хороша для товаров и услуг, которые продаются массово, на одних и тех же условиях для разных клиентов. Например, электроника, подписка на ТВ, доставка корма для домашних животных. Если же условия продажи приходится уточнять, то оферта становится неудобной — в этой ситуации лучше готовить отдельный договор для каждого клиента.
Скажем, у курсов подготовки к ЕГЭ три типа услуг: онлайн-уроки в записи, живые занятия в мини-группах и уроки с репетитором. Уроки в записи продаются на одинаковых условиях: ученик оплачивает курс, смотрит уроки и решает домашние задания, — для продажи таких курсов оферта подходит.
Занятия в мини-группах и у репетитора отличаются: в одной группе ученикам нужно дольше повторять тригонометрию и формулы сокращенного умножения, в другой — уже изучать логарифмы и статистику, а репетитор и вовсе разрабатывает индивидуальный план занятий. Значит каждой группе и ученикам репетитора понадобится свой договор, который школа разрабатывает индивидуально.
Онлайн‑бухгалтерия без авралов и рутины
Ведите учет в удобной онлайн-бухгалтерии: учет, расчет зарплаты и пособий, отправка отчетности в ФНС, ПФР и ФСС, Росстат.
Как вести документооборот при оферте
Если товары и услуги рекламируются или продаются через сайт, оферту лучше выложить в виде отдельного файла. Тогда любой посетитель поймет правила сотрудничества. Это полезно при спорах с покупателями и проверках Роспотребнадзора.
Оферта ничего не меняет в налоговом учете компании. Вы по-прежнему платите налог согласно своей системе налогообложения, вне зависимости от того, пришли деньги по оферте или договору. Отчеты для налоговой тоже ничем не отличаются.
В бухгалтерском учете может измениться набор первичных документов. Некоторые компании продают товары и услуги не обычным гражданам, а юрлицам и предпринимателям. При работе по договору стороны подписывают накладную, которая подтверждает передачу товаров, или акт, который подтверждает услуги (работы).
При работе с офертой в этом случае главное — подтвердить, на основании чего вы получили деньги. Если клиент совершил действие-акцепт и заплатил, у вас есть обоснование получения денег, и это можно предъявить налоговой. В этом случае можно работать и без актов с накладными. Для этого пропишите в оферте: «Поставщик услуг и покупатель не подписывают акты. Качество услуг подтверждается оплатой». Конечно, если клиент будет недоволен товаром или услугой, его придется заменить или вернуть деньги — от этого текст оферты вас не избавит.
Можно прописать другую фразу: «Исполнитель выставляет акт после оказания услуги. У заказчика есть пять дней, чтобы оценить качество услуги, подписать акт, вернуть один экземпляр акта исполнителю и при необходимости выставить письменную претензию. Если в течение этого срока заказчик не выставил претензию и не подписал акт, перечисленные в нем услуги считаются выполненными и принятыми заказчиком».
В этом случае вы выставляете акты покупателям и у вас есть первичный документ, но вы можете не ждать подписанных экземпляров. Если клиент молчит — значит все хорошо. Для подстраховки стоит отправлять акты Почтой России и сохранять номер отправления.
Плюсы и минусы оферты
Оферта позволяет быстрее проводить сделки, экономит деньги, помогает вывести все условия сотрудничества в одно доступное место. Но подходит она только самым типовым массовым продажам, а еще ее нужно тщательно продумать вместе с юристом, чтобы избавиться в будущем от скандальных или недобросовестных клиентов. Расскажем подробнее.
Скорость сделки
Оферта помогает получить деньги быстро: ее не нужно подписывать, как договор, отправлять к клиенту курьера или распечатанный договор, только после этого клиент перечислит оплату, а затем исполнитель еще будет ждать акт или накладную. При работе по офеpте покупатель просто перечисляет деньги за товар или услугу.
Легко платить налоги, зарплату и отчитываться
Контур.Бухгалтерия напомнит об уплате налогов, проведет расчет, заполнит и проверит декларацию для отправки онлайн.
Экономия на документообороте
При работе по бумажному договору нужно отправлять к клиентам курьера или пересылать документы почтой, а это расходы. Кроме того, расходы на документооборот придется нести еще до получения оплат по договору: клиент сначала получает документы, подписывает их и только потом платит.
Например, Саша продает курсы по скетчам и акварели. 30 клиентов заказали курсы. Саша распечатала и подписала 30 договоров, курьер развез их по клиентам в том же городе (300 рублей за поездку), а в другие города Саша отправила заказные письма с уведомлением о вручении (100-200 рублей за письмо). На документооборот пришлось потратить 7 000 рублей, и только после этих трат стали поступать оплаты по договорам. 25 клиентов оплатили курсы, а пятеро передумали в процессе. С офертой все проще и дешевле: клиенты выбирают курс, оплачивают через сайт — Саша получает деньги.
Защита компании
В оферте можно зафиксировать все права и обязанности, прописать важные условия, которые помогут вам работать с комфортом и избегать рискованных ситуаций. Например, спортзал пишет в оферте (и дублирует на стойке администратора), что каждое четвертое воскресенье месяца — санитарный день.
Другой пример: компания продает готовое питание для похудения. Компоненты блюд могут вызывать аллергию или нарушения пищеварения. Поэтому в оферте пишут: «Состав каждого блюда есть на сайте. Когда покупатель оформляет заказ, он подтверждает, что прочел и понял состав блюда. Обязанность покупателя — посоветоваться с врачом по поводу продуктов, которые ему не стоит есть, и не заказывать блюд, опасных для его здоровья». Если у клиента из-за салата со спаржей начнется изжога, компании не придется компенсировать лечение.
Но чтобы оферта эффективно защищала компанию, ее текст должен быть понятным, однозначным и конкретным. Продумайте заранее все процессы работы с клиентами, проработайте опасные места. Подготовьте список возможных проблем и их решений для юриста, который поможет вам составить оферту.
Гибкие условия
Оферту можно менять «на ходу», и это удобно. Если вы обнаружили новые риски или появились условия, которые стоит оговорить, в оферту просто добавляют текст, и все следующие заказы идут уже по новой оферте.
Например, онлайн-школа проверяет домашние задания учеников. В оферте написано, что куратор делает это в течение трех дней, но иногда кураторы задерживаются, а студенты жалуются в чатах. Тогда руководство добавляет в оферту фразу: «Обычно кураторы проверяют задания в течение трех своих рабочих дней (график куратора — в вашем личном кабинете). В редких случаях куратор может задержать проверку до пяти рабочих дней». Теперь школа предупредила студентов о возможных задержках.
Учет, зарплата, налоги и взносы, отчетность
Контур.Бухгалтерия рассчитает суммы, выберет проводки, заполнит и проверит отчеты для отправки через интернет.
Необходимость подробной проработки
С другой стороны, оферта требует серьезной работы. Владелец бизнеса и юрист должны учесть все опасные места, риски и пути их решения. Это может сделать документ слишком объемным, и читать такую оферту клиентам будет сложно. Важно соблюсти баланс между лаконичностью и подробным описанием существенных условий.
Не универсальный документ
Оферта вместо договора подходит не каждому бизнесу. Если в компании приходится искать подходы к разным клиентам и предлагать разные условия — оферта не подойдет.
Например, покупатель получает нестандартную услугу. Все клиенты фитнес-центра приезжают заниматься лечебной гимнастикой к тренеру по расписанию, а дважды в неделю тренер ездит домой к клиенту после травмы. Для такого случая лучше подписать договор с индивидуальными условиями, указать в нем время занятий, порядок отмены встречи, программу, стоимость.
Чем отличается публичная оферта от непубличной
Предложить товары или услуги можно всем желающим или конкретным лицам.
Публичная оферта — предложение для любого человека: товары на витрине с ценниками, описание услуг в группе — примеры публичной оферты. Подходит для розницы, общепита, услуг.
При работе по публичной оферте покупателю нельзя отказать. Продать кофе или джинсы обязаны любому, подстричь бороду или сделать маникюр обязаны любому, кто обратится за товаром или услугой. А за отказ в обслуживании можно получить штраф до полумиллиона из-за дискриминации по здоровью или возрасту (ст. 14.8 КоАП РФ). Но можно написать о скидках для определенных групп клиентов: студентов, пенсионеров. Или включить пункт об особенностях обслуживания: «Стрижка делается на чистые волосы».
Непубличная оферта — предложение конкретному покупателю. Принять его может только адресат. Если менеджер предлагает клиенту в WhatsApp бухгалтерский сервис со скидкой 30% — это непубличная оферта. Другим лицам он не обязан продавать свой товар с такой же скидкой.
Иногда на рекламе пишут «не является публичной офертой». Это делают, чтобы рекламное предложение не воспринималось слишком буквально и чтобы у покупателей не было оснований требовать именно такой товар, как на картинке или в видеоролике именно на указанных условиях. Но с юридической точки зрения это слабая защита.
Реклама действительно может стать публичной офертой, если в ней указаны существенные условия: корректное описание товара и цена. Если клиент потребует на основании рекламы продать ему этот товар по указанной цене, ему нельзя отказать. Суды становятся на сторону таких клиентов, а продавцов не спасает фраза «не является публичной офертой». Поэтому в рекламе лучше избегать конкретики.
Итак, оферта — это очень удобная вещь для предпринимателей в рознице, услугах и общепите. Помогает сберечь время и деньги, упрощает документооборот. Но к ее составлению нужно отнестись очень внимательно.
Контур.Бухгалтерия — веб‑сервис для бизнеса!
Считайте налоги в удобном сервисе: учет, зарплата, отчетность онлайн, полезные инструменты для директора и бухгалтера.