Ведомственная принадлежность предприятия и учреждения: определение, примеры
Ведомственная принадлежность государственного учреждения определяется довольно просто. Важно понимать, к какой сфере принадлежит организация, чтобы ее можно было легко отнести к комитету или министерству, которое управляет ею от имени государства. Яркий пример: школа относится к сфере образования, так как находится в ведении компетентного министерства Российской Федерации.
У госструктур особых сложностей с определением этого параметра нет, так как каждый так или иначе подчиняется различным министерствам, входящим в состав правительства РФ. Но с частным предпринимательством не все так просто, поскольку они могут быть подчинены сразу нескольким государственным структурам.
Важность исследования вопроса
Вопрос о ведомственной принадлежности некоторых предприятий к той или иной государственной структуре очень важен, поскольку законодательство на данный момент не дает конкретного ответа на этот вопрос. Большинство существующих промышленных предприятий и фабрик были созданы во времена Советского Союза, поэтому их собственность была установлена в соответствии с действующим законодательством. Особых сложностей не возникло, так как законодательством определена процедура смены этой принадлежности для некоторых организаций.
После распада СССР об этой теме в какой-то момент забыли, так как правительство страны было вынуждено решать более важные насущные вопросы. Однако уже в начале 2010-х, когда по всей стране начались реорганизации и изменения, затронувшие исполнительную власть, им пришлось вернуться к этому и начать разбираться в ситуации и накопившихся проблемах. Поскольку на данный момент необходимо определить аффилированность подавляющего числа организаций с профильными министерствами, этот вопрос активно изучается Правительством РФ.
Современное состояние вопроса
Законодательство РФ по состоянию на 2017 год не дает четкого определения, как именно следует определять ведомственную принадлежность тех или иных организаций. Юристы, готовящие документацию по этому поводу, часто ссылаются на статью 114 Конституции РФ, а также на статью 14 Закона «О Правительстве Российской Федерации», поскольку именно благодаря этим двум документам осуществляется управление федеральной собственностью это проверено.
Читая эти законодательные документы, можно сделать вывод, что только избранный федеральный орган осуществляет процедуру управления государственным предприятием. Именно этот орган должен определить соответствующую принадлежность и юрисдикцию конкретной фирмы и взять ее под общий контроль.
Как определить принадлежность?
Существующая юридическая практика предполагает, что по наличию специального реестра юридических лиц можно определить ведомственную принадлежность объектов, организаций и различных субъектов. В этом документе должны быть указаны все соответствующие лица, которые подчиняются тому или иному органу исполнительной власти. При этом в рамках этого органа должно быть утверждено положение, в котором также будут указаны данные организации. Проблема в том, что в большинстве случаев журналы просто не существуют.
Если бизнес утратил свою аффилированность с государственным учреждением из-за прошлых реорганизаций, могут возникнуть некоторые трудности с его юридическим определением. В частности, необходимо будет найти преемника ранее существовавшего органа, который получит свои права и полномочия по управлению организациями. Если его удалось найти, компания должна начать заносить данные о себе в список подведомственных организаций.
А как на практике?
В теоретической части все кажется достаточно прозрачным и понятным, но на практике ситуация с определением ведомственной принадлежности часто складывается совершенно иначе. Правопреемника подавляемого федерального органа зачастую просто невозможно установить. Причины этого могут быть самыми разными, очень часто речь идет о том, что реорганизация проводилась достаточно сложно и в ходе ее реализации полномочия и сферы контроля вновь образованных органов принадлежат исполнительной власти, разве они не образовались сразу.
Другой причиной невозможности установления правопреемника может быть также незаинтересованность вышестоящих властей. Как правило, отраслевым министерствам не нужна головная боль новой структуры, требующей пристального контроля. Это часто является причиной того, что некоторые муниципальные учреждения могут подчиняться одновременно нескольким органам исполнительной власти или ни одному из них.
Территориальная принадлежность
Чаще всего возникает вопрос о ведомственной принадлежности территории тому или иному федеральному органу. На первый взгляд это кажется довольно простой мерой, но на самом деле для ее определения необходимо использовать большое количество кадастровых документов. В то же время юридические лица часто вынуждены тратить много времени на обнаружение этой информации.
Если вы планируете купить землю в тихом и густом лесу, вам также необходимо открыть для себя ее собственность. В этом случае будет намного проще получить кадастровые карты, поскольку они также публикуются на открытых для общественности интернет-порталах. Однако для его регистрации вам все равно необходимо обратиться в соответствующий региональный офис.
Что может помочь определить принадлежность?
Юридический адрес — один из основных инструментов, по которому можно понять, к какому органу исполнительной власти принадлежит то или иное учреждение. В любом случае вы наверняка сможете определить региональную принадлежность, а это уже полдела. В целом можно использовать абсолютно всю открытую информацию об организации, это не запрещено законом и может помочь решить проблему в кратчайшие сроки.
Информация об учредителях также может помочь вам определить эту принадлежность, их профессиональная деятельность в любом случае должна быть связана с определенной сферой, контролируемой сверху. Однако эта информация не всегда находится в открытом доступе, и ее бывает сложно получить.
Образовательные учреждения
Ведомственную принадлежность образовательного учреждения определить достаточно просто, каждое из них находится в подчинении регионального управления Минобразования. Последний, в свою очередь, напрямую контролируется самим министерством, а контроль осуществляется на высшем уровне. В данном случае речь идет как о муниципальных, так и о частных образовательных организациях.
Последние обязаны постоянно предоставлять в надзорный орган отчетную документацию о своей деятельности, при ее отсутствии никто не допустит дидактическую деятельность. Именно поэтому многие бизнесмены не спешат открывать учебное заведение, опасаясь сильного давления со стороны куратора.
Собственность и принадлежность: ИП
При рассмотрении ведомственной принадлежности довольно важную роль играет форма собственности. Особенно часто это проявляется при ведении различных судебных процессов, одним из основных отличий которых является то, что один предприниматель несет ответственность всем своим имуществом, а юридическое лицо — своим уставным капиталом, который может оказаться относительно небольшим.
Как правило, индивидуальные предприниматели подчиняются налоговой инспекции, но это касается только налоговых вопросов. Если речь шла о производстве какого-либо товара или услуги, сначала они должны были сообщить государству о качестве своей продукции, последнее должно было поставить отметку о ее соответствии общепринятому стандарту. Теперь этого больше не происходит.
Собственность и принадлежность: ООО
Ведомственную принадлежность ООО также определить довольно сложно. Одна из причин — отсутствие четкого определения этого термина. Некоторые интерпретируют его как правительственное учреждение, которое должно участвовать в обслуживании учреждения и контролировать его надлежащее функционирование. В этом смысле мы говорим о высшей организации, что не совсем верно.
Понятие членства больше характерно для бюджетных и государственных организаций, так как они контролируются комитетами и министерствами. Именно с помощью ведомств государство регулирует, контролирует и координирует деятельность подконтрольных учреждений и организаций.
Что делать, если не получается определить принадлежность?
Ведомственная принадлежность, виды которой являются предметом разногласий среди теоретиков права, бывает довольно сложно определить. Если вы не можете сделать это самостоятельно, вам придется разослать запросы во все органы исполнительной власти, которые, по вашей гипотезе, могут быть надзорным органом интересующего вас учреждения.
Полученные ответы должны быть написаны и иметь печать министерства, только в этом случае они будут действительными. Обратите внимание, что ответ на письменный запрос может поступить в течение 2-4 недель с момента отправки, такое долгое время обработки связано с большим объемом корреспонденции, полученной этими организациями.
А если и это не помогло?
Если еще не удалось установить юрисдикцию, а также юридический адрес не помог вам в этом, вы должны направить свой запрос в вышестоящий орган — Федеральное агентство, которое занимается управлением федеральной собственностью. К вашему письму вы должны приложить все официальные ответы, которые вы получили от всех министерств, в которые вы ранее обращались.
В свою очередь, агентство должно перенаправить ваше письмо в правительство РФ и приложить запрос, согласно которому унитарное предприятие должно будет обзавестись собственным контролирующим органом. Это будет осуществляться на основании постановления правительства РФ, принятого в 1998 году, согласно которому именно федеральные органы должны осуществлять контроль над существующей федеральной собственностью.
В случае, если вы не получили своевременного ответа на собственный запрос, вы можете обратиться в надзорный орган, в который вы его отправили, и уточнить судьбу. Если письмо не получено, причину можно уточнить в почтовом отделении, куда оно было отправлено. Обратите внимание: лучше отправлять письмо с объявленной ценностью, это увеличивает шансы на то, что оно дойдет до адресата.
Заключение
Точной формулировки того, что означает ведомственная принадлежность, сегодня не существует. По мнению юристов, это сильно усложняет работу ряда ведомств, отвечающих за мониторинг бюджетных и частных организаций. Их долгосрочную трудовую деятельность часто срывают из-за разного толкования терминологии разными деятелями юридической сферы.
Следует отметить, что надзорный орган и орган, в ведомственном подчинении которого находится структура, могут не совпадать. Это явление возникает из-за разделения управления на административное и функциональное. Например, сотрудники школ, вузов и институтов могут быть административно подчинены администрации района, а функционально — Министерству образования. Однако такое деление не характерно для госучреждений, оно больше характерно для частных организаций.
Ведомственная принадлежность предприятия и учреждения: определение, примеры
Ведомственная принадлежность государственного учреждения определяется достаточно просто. Важно понять, к какой сфере относится организация, тогда ее можно будет легко отнести к комитету или министерству, которое от лица государства управляет ею. Яркий пример – школа относится к сфере образования, поскольку находится в ведении соответствующего министерства Российской Федерации.
С государственными структурами особой сложности в определении данного параметра не возникает, поскольку все они так или иначе подчиняются различным министерствам, входящим в состав правительства РФ. А вот с частным предпринимательством не все так просто, поскольку они могут подчиняться сразу нескольким государственным структурам.
Важность исследования вопроса
Вопрос ведомственной принадлежности тех или иных предприятий к той или иной государственной структуре является очень важным, поскольку законодательство на текущий момент не дает конкретного ответа на данный вопрос. Большая часть существующих промышленных заводов и фабрик были созданы еще во времена Советского Союза, и тогда их принадлежность формировалась согласно действующему на тот момент законодательству. Особых сложностей не возникало, поскольку законодательство формировало порядок изменения подобной принадлежности для тех или иных организаций.
После распада СССР данная тема на какой-то момент времени была забыта, поскольку правительство страны было вынуждено решать более важные насущные вопросы. Однако уже в начале 2010-х годов, когда по всей стране начались реорганизации и изменения, которые затронули исполнительную власть, пришлось к ней вернуться и начать разбираться в ситуации и накопившихся проблемах. Поскольку на текущий момент имеется потребность в определении принадлежности подавляющего числа организаций к соответствующим министерствам, вопрос активно начал прорабатываться правительством РФ.
Современное состояние вопроса
Законодательство Российской Федерации по состоянию на 2017 год не дает четкого определения того, как именно следует определять ведомственную принадлежность тех или иных организаций. Юристы, которые занимаются подготовкой документации по данной тематике, чаще всего ссылаются на 114-ю статью Конституции РФ, а также на 14-ю статью закона «О Правительстве Российской Федерации», поскольку именно благодаря этим двум документам осуществляется управление и контроль за федеральным имуществом.
При прочтении данных законодательных документов можно сделать вывод о том, что только выбранный федеральный орган осуществляет порядок управления государственным предприятием. Именно этот орган должен определить соответствующую принадлежность и подведомственность отдельно взятого предприятия и взять его на общий контроль.
Как определить принадлежность?
Текущая юридическая практика предполагает, что определить ведомственную принадлежность объектов, организаций и различных субъектов можно по наличию специального реестра юридических лиц. В этом документе должны быть указаны все соответствующие лица, которые находятся в подчинении у того или иного органа исполнительной власти. Одномоментно с этим внутри данного органа должно быть утверждено положение, в котором также будут указаны данные организации. Проблема заключается в том, что реестров в большинстве случаев просто не существует.
Если предприятие утратило свою принадлежность к органу власти из-за прошедших реорганизаций, то могут возникнуть определенные сложности с его правовым определением. В частности, необходимо будет найти правопреемника ранее существовавшего органа, который получит его права и полномочия на управление организациями. Если его удалось найти, тогда предприятие должно инициировать внесение данных о себе в перечень организаций, которые ему подчиняются.
А как на практике?
В теоретической части все выглядит достаточно прозрачно и понятно, однако на практике ситуация с определением ведомственной принадлежности зачастую складывается совсем по-другому. Правопреемника упраздненного федерального органа зачастую просто не получается установить. Причины этого могут быть самые разные, чаще всего речь идет о том, что реорганизация проводилась достаточно сложным путем и во время ее проведения не были сразу же сформированы полномочия и сферы контроля новообразованных органов, которые относятся к исполнительной власти.
Еще одной причиной невозможности установить правопреемника может стать даже незаинтересованность вышестоящих органов. Как правило, отраслевым министерствам вовсе не нужна головная боль в виде нового субъекта, нуждающегося в тщательном контроле. Зачастую именно поэтому некоторые муниципальные учреждения могут подчиняться сразу же нескольким органам исполнительной власти или вообще ни одному из них.
Территориальная принадлежность
Чаще всего встает вопрос о ведомственной принадлежности территории к тому или иному федеральному органу. На первый взгляд это кажется достаточно простым мероприятием, однако на деле необходимо использовать большое количество кадастровых документов для того, чтобы определить это. При этом юридические лица зачастую вынуждены тратить большое количество времени на то, чтобы выяснить данную информацию.
Если вы планируете приобрести земельный участок в тихом и глухом лесу, вам также придется выяснять его принадлежность. В данном случае кадастровые карты будет достать намного проще, поскольку они публикуются даже на интернет-порталах, которые открыты для всеобщего пользования. Однако для его регистрации все же придется обратиться в соответствующее региональное представительство.
Что может помочь определить принадлежность?
Юридический адрес – одно из главных средств, которое может помочь понять, к какому органу исполнительной власти относится то или иное учреждение. Во всяком случае определить региональную принадлежность вы точно сможете, а это уже половина дела. Вообще, можно использовать абсолютно всю открытую информацию об организации, это не возбраняется законом и может помочь решить вопрос в кратчайшие сроки.
Сведения об учредителях также могут помочь вам определить данную принадлежность, их профессиональная деятельность в любом случае должна быть связана с определенной отраслью, которая контролируется свыше. Однако такая информация далеко не всегда находится в открытом доступе, и достать ее бывает сложно.
Образовательные учреждения
Ведомственную принадлежность образовательного учреждения определить достаточно просто, каждое из них находится в подчинении у регионального представительства Минобразования. Последнее, в свою очередь, контролируется непосредственно самим министерством, причем контроль осуществляется на самом высоком уровне. При этом речь идет как о муниципальных, так и о частных учебных организациях.
Последние обязаны постоянно представлять отчетную документацию о своей деятельности в контролирующую организацию, в случае ее отсутствия никто не разрешит осуществлять преподавательскую деятельность. Именно поэтому многие бизнесмены не торопятся открывать образовательное учреждение, опасаясь сильного давления со стороны надзорного органа.
Собственность и принадлежность: ИП
При рассмотрении ведомственной принадлежности форма собственности играет достаточно важную роль. Особенно часто это проявляется при ведении различных судебных процессов, одно из главных отличий заключается в том, что индивидуальный предприниматель отвечает всем своим имуществом, а юридическое лицо – уставным капиталом, который может оказаться сравнительно небольшим.
Как правило, индивидуальные предприниматели подчиняются налоговой инспекции, но это касается лишь вопросов налогообложения. В том случае, если речь идет о производстве каких-либо товаров или услуг, ранее им приходилось отчитываться о качестве своего продукта перед государством, последнее должно было поставить отметку о его соответствии общепринятому стандарту. Сейчас этого уже не происходит.
Собственность и принадлежность: ООО
Ведомственную принадлежность ООО определить также достаточно сложно. Одна из причин этого – отсутствие закрепленного определения данного термина. Одни трактуют его как госструктуру, которая должна заниматься обслуживанием учреждения и контролировать его корректную работу. В данном смысле речь идет о вышестоящей организации, что тоже не совсем верно.
Понятие принадлежности более свойственно бюджетным и государственным организациям, поскольку именно они контролируются комитетами и министерствами. Именно с помощью ведомств государство регулирует, контролирует и координирует деятельность подконтрольных учреждений и организаций.
Что делать, если не получается определить принадлежность?
Ведомственная принадлежность, виды которой являются предметом споров юристов-теоретиков, может быть определить достаточно сложно. Если вы не можете самостоятельно сделать этого, понадобится направить запросы во все органы исполнительной власти, которые по вашему предположению могут являться контролирующим органом интересующего вас учреждения.
Ответы, поступившие вам, обязательно должны быть письменными и обладать печатью министерства, только в этом случае они будут являться действительными. Обратите внимание на то, что ответ на письменный запрос может прийти через 2-4 недели после отправки, столь длительный срок обработки связан с большим количеством корреспонденции, поступающей в данные организации.
А если и это не помогло?
Если подведомственность все же установить не удалось и вам в этом не помог даже юридический адрес, необходимо переадресовать свой запрос в вышестоящую инстанцию – Федеральное агентство, которое занимается управлением федеральным имуществом. В свое письмо необходимо вложить все официальные ответы, полученные вами от всех министерств, в которые вы ранее обращались.
В свою очередь, агентство должно перенаправить ваше письмо в правительство РФ и приложить к нему собственный запрос, согласно которому унитарное предприятие должно будет обрести собственный контролирующий орган. Это будет осуществлено на основании постановления правительства РФ, которое было принято еще в 1998 году, согласно ему именно федеральные органы должны осуществлять контроль за существующим федеральным имуществом.
В том случае, если вы не получили своевременного ответа на собственный запрос, вы можете связаться с надзорным органом, в который вы его направили, и уточнить его судьбу. В том случае, если письмо не было получено, вы можете уточнить причину этого в том почтовом отделении, в котором его отправили. Обратите внимание: лучше всего отправлять письмо с объявленной ценностью, это увеличивает шансы на то, что оно дойдет до адресата.
Заключение
Точной формулировки того, что значит ведомственная принадлежность, на сегодняшний день не существует. По мнению юристов, это существенно затрудняет работу целого ряда ведомств, несущих ответственность за контроль бюджетных и частных организаций. Их длительная трудовая деятельность зачастую сводится на нет из-за разной трактовки терминологии разными деятелями юридической сферы.
Обратите внимание на то, что контролирующий орган и орган, в чьем ведомственном подчинении находится структура, могут не совпадать. Такое явление возникает из-за деления руководства на административное и функциональное. Например, работники школ, университетов и институтов административно могут подчиняться районной администрации, а функционально – Министерству образования. Впрочем, для государственных учреждений такое деление не свойственно, оно больше характерно для частных организаций.
Определение ведомственной (отраслевой) принадлежности
Подавляющее число промышленных предприятий России было создано до 1990 г. Их ведомственная (отраслевая) принадлежность устанавливалась в соответствии с действовавшим в то время законодательством и структурой органов государственной власти. На основании того же законодательства был установлен и порядок изменения подведомственности предприятий.
На какое-то время вопрос о порядке определения ведомственной принадлежности государственных организаций был предан забвению, но на сегодняшний день в связи с многочисленными реорганизациями структуры федеральных органов исполнительной власти он стоит весьма остро.
Значимость этого вопроса определена тем, что законодательство жестко обусловливает многочисленные права и обязанности отраслевых федеральных органов исполнительной власти по отношению к унитарным предприятиям принадлежностью указанных организаций к системе соответствующего органа.
Законодательство последних лет, к сожалению, не дает четкого ответа на вопрос о порядке определения подведомственности федеральных организаций. Вместе с тем из положения ст. 114 Конституции РФ Российская газета, N 237, 25.12.1993. и ст. 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712., согласно которому Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральным имуществом, следует, что указанный федеральный орган (и никакой другой без его поручения) определяет и порядок управления федеральными государственными унитарными предприятиями, в том числе их отраслевую принадлежность, подведомственность соответствующему федеральному органу исполнительной власти.
Исходя из практики, оптимальным вариантом определения ведомственной принадлежности организаций можно считать утверждение перечня юридических лиц, подведомственных тому или иному федеральному органу исполнительной власти, одновременно с утверждением положения об этом органе в качестве приложения к нему. Однако такие перечни часто отсутствуют.
При утрате унитарным предприятием ведомственной принадлежности в результате реорганизаций федеральных органов исполнительной власти или в силу иных причин целесообразно в первую очередь установить правопреемника прежнего отраслевого органа, к которому перешли полномочия последнего в соответствующей части. В случае если правопреемник может быть установлен, необходимо принять меры к внесению такого предприятия в перечень подведомственных ему организаций.
Однако на практике правопреемник упраздненного или реорганизованного федерального органа исполнительной власти часто не может быть установлен со всей определенностью по разным причинам: сложная реорганизация без конкретизации сфер регулирования вновь образованных органов исполнительной власти, незаинтересованность отраслевого министерства в «лишнем» объекте управления и т.д.
В таких случаях вероятно необходимо запросить все органы исполнительной власти, в отношении которых, исходя из решений о реорганизации, можно предположить принадлежность полномочий отраслевого органа, и получить официальный письменный ответ. Если в результате этих действий подведомственность все же не удастся установить, например в случае отрицательного ответа всех запрошенных органов исполнительной власти, следует направить запрос с приложением указанных официальных ответов в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое обратится в Правительство Российской Федерации с просьбой об определении подведомственности унитарного предприятия. Ведь согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 г. N 696 Собрание законодательства РФ, N 28, 13.07.1998, ст. 3354. на федеральные органы исполнительной власти возложена обязанность представлять в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом перечни организаций, находящихся в их ведении, по состоянию на 1 января текущего года.
Ведомственная принадлежность предприятия и учреждения: определение, примеры
Ведомственная принадлежность государственного учреждения определяется достаточно просто. Важно понять, к какой сфере относится организация, тогда ее можно будет легко отнести к комитету или министерству, которое от лица государства управляет ею. Яркий пример – школа относится к сфере образования, поскольку находится в ведении соответствующего министерства Российской Федерации.
С государственными структурами особой сложности в определении данного параметра не возникает, поскольку все они так или иначе подчиняются различным министерствам, входящим в состав правительства РФ. А вот с частным предпринимательством не все так просто, поскольку они могут подчиняться сразу нескольким государственным структурам.
Важность исследования вопроса
Вопрос ведомственной принадлежности тех или иных предприятий к той или иной государственной структуре является очень важным, поскольку законодательство на текущий момент не дает конкретного ответа на данный вопрос. Большая часть существующих промышленных заводов и фабрик были созданы еще во времена Советского Союза, и тогда их принадлежность формировалась согласно действующему на тот момент законодательству. Особых сложностей не возникало, поскольку законодательство формировало порядок изменения подобной принадлежности для тех или иных организаций.
После распада СССР данная тема на какой-то момент времени была забыта, поскольку правительство страны было вынуждено решать более важные насущные вопросы. Однако уже в начале 2010-х годов, когда по всей стране начались реорганизации и изменения, которые затронули исполнительную власть, пришлось к ней вернуться и начать разбираться в ситуации и накопившихся проблемах. Поскольку на текущий момент имеется потребность в определении принадлежности подавляющего числа организаций к соответствующим министерствам, вопрос активно начал прорабатываться правительством РФ.
Современное состояние вопроса
Законодательство Российской Федерации по состоянию на 2017 год не дает четкого определения того, как именно следует определять ведомственную принадлежность тех или иных организаций. Юристы, которые занимаются подготовкой документации по данной тематике, чаще всего ссылаются на 114-ю статью Конституции РФ, а также на 14-ю статью закона «О Правительстве Российской Федерации», поскольку именно благодаря этим двум документам осуществляется управление и контроль за федеральным имуществом.
При прочтении данных законодательных документов можно сделать вывод о том, что только выбранный федеральный орган осуществляет порядок управления государственным предприятием. Именно этот орган должен определить соответствующую принадлежность и подведомственность отдельно взятого предприятия и взять его на общий контроль.
Как определить принадлежность?
Текущая юридическая практика предполагает, что определить ведомственную принадлежность объектов, организаций и различных субъектов можно по наличию специального реестра юридических лиц. В этом документе должны быть указаны все соответствующие лица, которые находятся в подчинении у того или иного органа исполнительной власти. Одномоментно с этим внутри данного органа должно быть утверждено положение, в котором также будут указаны данные организации. Проблема заключается в том, что реестров в большинстве случаев просто не существует.
Если предприятие утратило свою принадлежность к органу власти из-за прошедших реорганизаций, то могут возникнуть определенные сложности с его правовым определением. В частности, необходимо будет найти правопреемника ранее существовавшего органа, который получит его права и полномочия на управление организациями. Если его удалось найти, тогда предприятие должно инициировать внесение данных о себе в перечень организаций, которые ему подчиняются.
А как на практике?
В теоретической части все выглядит достаточно прозрачно и понятно, однако на практике ситуация с определением ведомственной принадлежности зачастую складывается совсем по-другому. Правопреемника упраздненного федерального органа зачастую просто не получается установить. Причины этого могут быть самые разные, чаще всего речь идет о том, что реорганизация проводилась достаточно сложным путем и во время ее проведения не были сразу же сформированы полномочия и сферы контроля новообразованных органов, которые относятся к исполнительной власти.
Еще одной причиной невозможности установить правопреемника может стать даже незаинтересованность вышестоящих органов. Как правило, отраслевым министерствам вовсе не нужна головная боль в виде нового субъекта, нуждающегося в тщательном контроле. Зачастую именно поэтому некоторые муниципальные учреждения могут подчиняться сразу же нескольким органам исполнительной власти или вообще ни одному из них.
Территориальная принадлежность
Чаще всего встает вопрос о ведомственной принадлежности территории к тому или иному федеральному органу. На первый взгляд это кажется достаточно простым мероприятием, однако на деле необходимо использовать большое количество кадастровых документов для того, чтобы определить это. При этом юридические лица зачастую вынуждены тратить большое количество времени на то, чтобы выяснить данную информацию.
Если вы планируете приобрести земельный участок в тихом и глухом лесу, вам также придется выяснять его принадлежность. В данном случае кадастровые карты будет достать намного проще, поскольку они публикуются даже на интернет-порталах, которые открыты для всеобщего пользования. Однако для его регистрации все же придется обратиться в соответствующее региональное представительство.
Что может помочь определить принадлежность?
Юридический адрес – одно из главных средств, которое может помочь понять, к какому органу исполнительной власти относится то или иное учреждение. Во всяком случае определить региональную принадлежность вы точно сможете, а это уже половина дела. Вообще, можно использовать абсолютно всю открытую информацию об организации, это не возбраняется законом и может помочь решить вопрос в кратчайшие сроки.
Сведения об учредителях также могут помочь вам определить данную принадлежность, их профессиональная деятельность в любом случае должна быть связана с определенной отраслью, которая контролируется свыше. Однако такая информация далеко не всегда находится в открытом доступе, и достать ее бывает сложно.
Образовательные учреждения
Ведомственную принадлежность образовательного учреждения определить достаточно просто, каждое из них находится в подчинении у регионального представительства Минобразования. Последнее, в свою очередь, контролируется непосредственно самим министерством, причем контроль осуществляется на самом высоком уровне. При этом речь идет как о муниципальных, так и о частных учебных организациях.
Последние обязаны постоянно представлять отчетную документацию о своей деятельности в контролирующую организацию, в случае ее отсутствия никто не разрешит осуществлять преподавательскую деятельность. Именно поэтому многие бизнесмены не торопятся открывать образовательное учреждение, опасаясь сильного давления со стороны надзорного органа.
Собственность и принадлежность: ИП
При рассмотрении ведомственной принадлежности форма собственности играет достаточно важную роль. Особенно часто это проявляется при ведении различных судебных процессов, одно из главных отличий заключается в том, что индивидуальный предприниматель отвечает всем своим имуществом, а юридическое лицо – уставным капиталом, который может оказаться сравнительно небольшим.
Как правило, индивидуальные предприниматели подчиняются налоговой инспекции, но это касается лишь вопросов налогообложения. В том случае, если речь идет о производстве каких-либо товаров или услуг, ранее им приходилось отчитываться о качестве своего продукта перед государством, последнее должно было поставить отметку о его соответствии общепринятому стандарту. Сейчас этого уже не происходит.
Собственность и принадлежность: ООО
Ведомственную принадлежность ООО определить также достаточно сложно. Одна из причин этого – отсутствие закрепленного определения данного термина. Одни трактуют его как госструктуру, которая должна заниматься обслуживанием учреждения и контролировать его корректную работу. В данном смысле речь идет о вышестоящей организации, что тоже не совсем верно.
Понятие принадлежности более свойственно бюджетным и государственным организациям, поскольку именно они контролируются комитетами и министерствами. Именно с помощью ведомств государство регулирует, контролирует и координирует деятельность подконтрольных учреждений и организаций.
Что делать, если не получается определить принадлежность
Ведомственная принадлежность, виды которой являются предметом споров юристов-теоретиков, может быть определить достаточно сложно. Если вы не можете самостоятельно сделать этого, понадобится направить запросы во все органы исполнительной власти, которые по вашему предположению могут являться контролирующим органом интересующего вас учреждения.
Ответы, поступившие вам, обязательно должны быть письменными и обладать печатью министерства, только в этом случае они будут являться действительными. Обратите внимание на то, что ответ на письменный запрос может прийти через 2-4 недели после отправки, столь длительный срок обработки связан с большим количеством корреспонденции, поступающей в данные организации.
А если и это не помогло
Если подведомственность все же установить не удалось и вам в этом не помог даже юридический адрес, необходимо переадресовать свой запрос в вышестоящую инстанцию – Федеральное агентство, которое занимается управлением федеральным имуществом. В свое письмо необходимо вложить все официальные ответы, полученные вами от всех министерств, в которые вы ранее обращались.
В свою очередь, агентство должно перенаправить ваше письмо в правительство РФ и приложить к нему собственный запрос, согласно которому унитарное предприятие должно будет обрести собственный контролирующий орган. Это будет осуществлено на основании постановления правительства РФ, которое было принято еще в 1998 году, согласно ему именно федеральные органы должны осуществлять контроль за существующим федеральным имуществом.
В том случае, если вы не получили своевременного ответа на собственный запрос, вы можете связаться с надзорным органом, в который вы его направили, и уточнить его судьбу. В том случае, если письмо не было получено, вы можете уточнить причину этого в том почтовом отделении, в котором его отправили. Обратите внимание: лучше всего отправлять письмо с объявленной ценностью, это увеличивает шансы на то, что оно дойдет до адресата.
Заключение
Точной формулировки того, что значит ведомственная принадлежность, на сегодняшний день не существует. По мнению юристов, это существенно затрудняет работу целого ряда ведомств, несущих ответственность за контроль бюджетных и частных организаций. Их длительная трудовая деятельность зачастую сводится на нет из-за разной трактовки терминологии разными деятелями юридической сферы.
Обратите внимание на то, что контролирующий орган и орган, в чьем ведомственном подчинении находится структура, могут не совпадать. Такое явление возникает из-за деления руководства на административное и функциональное. Например, работники школ, университетов и институтов административно могут подчиняться районной администрации, а функционально – Министерству образования. Впрочем, для государственных учреждений такое деление не свойственно, оно больше характерно для частных организаций.