Учет затрат на производство
Учет затрат на производство ведут, чтобы понимать, какие товары, работы и услуги выгодно производить, где можно сэкономить, из чего формируется себестоимость. Разберемся, что к ним относится, как вести учет и в чем могут возникнуть сложности.
Что входит в состав затрат на производство
Затраты на производство относятся к расходам по обычным видам деятельности. Их учет регулирует ПБУ 10/99. Чтобы посчитать общую сумму затрат на производство, надо сгруппировать все расходы по следующим элементам.
Покупка сырья и материалов для производства, упаковки, обеспечения технологического процесса. Покупка материалов для хознужд, инструментов, инвентаря, спецодежы. Расходы на полуфабрикаты и комплектующие, коммунальные ресурсы и пр.
Во всех случаях не нужно учитывать внутренние обороты между счетами учета затрат на производство и обороты, связанные с передачей готовой продукции и товаров для собственных нужд.
Отдельно в управленческих целях организуют учет расходов по статьям затрат. Их организация уже устанавливает сама, учитывая особенности своей деятельности. Например, у строительных и добывающих организаций в учете очень много тонкостей, которые раскрыты в отраслевых инструкциях.
Прямые и косвенные расходы
Все затраты на производство делятся на прямые и косвенные. От типа зависит, как они включаются в себестоимость продукции.
Прямые затраты — участвуют в производстве определенного товара (работы, услуги) и относятся именно на нее. Например, сырье, материалы, зарплата персонала и страховые взносы с нее.
Косвенные затраты — участвуют в производстве всей продукции компании, поэтому нельзя их отнести на определенный вид. Это затраты на управление и обслуживание, например, коммунальные ресурсы, зарплата бухгалтерии, аренда, амортизация.
Так как они относятся сразу ко всему, надо их распределять. Для этого компании выбирают базу и закрепляют в учетной политике. Это может быть объем выпуска, численность персонала, выручка, оплата труда, объем использованного сырья и пр.
Пример. Организация выпускает продукцию А и Б. Общие затраты на электричество составили 100 000 рублей. В учетной политике прописано, что косвенные расходы распределяются пропорционально доле сырья, использованного на каждый вид изделий. За месяц на продукт А ушло 2 тонны сырья, на продукт Б — 4 тонны.
Тогда затраты на электричество в себестоимости товаров учтут так:
- по продукту А — 40 000 рублей (100 000 руб. × 2 т. / 5 т.);
- по продукту Б — 60 000 рублей (100 000 руб. × 3 т. / 5 т.)
Организации сами определяют точный список прямых и косвенных затрат. В бухучете их надо отражать в момент возникновения, а признавать на основе первичных документов.
На каких счетах вести учет затрат на производство
В плане счетов для них предусмотрен специальный раздел III «Затраты на производство» (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). В него попадают счета с 20 по 29:
- 20 — на нем обобщается информация о затратах на производство продукции, создание которой было целью создания организации.
- 21 — на нем хранится информация о наличии и движении полуфабрикатов собственного изготовления, если организация ведет их учет обособленно.
- 23 — сюда попадают затраты на производства, которые обеспечивают организацию коммунальными ресурсами, транспортным обслуживанием, ремонтом, различными деталями и пр.
- 25 — тут хранится информация о затратах на обслуживание основных и вспомогательных производств.
- 26 — это расходы на нужды управления, которые прямо не связаны с процессом создания продукции.
- 28 — потери и брак, расходы по его исправлению и т.п.
- 29 — затраты обслуживающих производств.
Если прибавить к этим счетам 44 «Расходы на продажу», то получится комплекс счетов для учета затрат на производство и реализацию.
Упрощенный учет затрат на производство
Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» дает некоторым организациям право вести бухучет в упрощенном порядке. Это могут делать субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации и Сколковцы.
Вот что дает компаниям упрощенный учет:
- упрощенный план счетов и возможность отказаться от счетов 23, 25, 26, 28 и 29. Тогда все затраты на производство будут учитываться на счете 20;
- кассовый метод, при котором на счете 20 находятся только оплаченные материалы, услуги, выданные зарплаты, начисленная амортизация и пр.
- возможность списывать стоимость МПЗ в состав расходов по мере приобретения;
- право формировать первоначальную стоимость ОС по цене поставщика и затрат на монтаж;
- начислять годовую сумму амортизации ОС единовременно на 31 декабря или в течение года за периоды, которые организация определяет сама.
Типовые проводки по учету затрат на производство
На счете 20 обобщается вся информация о производстве продукции, для которого была создана организация. Вот стандартные проводки по основному производству:
Проводка | Суть операции |
---|---|
Дт 20 Кт 10 | Списываем материалы на нужды основного производства |
Дт 20 Кт 02 | Отражаем амортизацию основного средства |
Дт 20 Кт 70 (69) | Отражаем начисленную зарплату работников и взносы с нее |
Дт 20 Кт 68 | Показываем начисленные налоги и сборы |
Дт 20 Кт 23 | Списываем себестоимость работ по обслуживанию производства |
Дт 20 Кт 60,76 | Списываем стоимость работ и услуг сторонних компаний |
Дт 20 Кт 25,26 | Списываем косвенные расходы на управление производством и его обслуживание |
Дт 20 Кт 28 | Учитываем потери от брака как расходы |
Получается, что в Дт 20 объединяются расходы всех подразделений, которые формируют себестоимость продукции. Так ведут сводный учет затрат на производство. Затем со счета 20 суммы списываются на счета 43, 40, 90 и др.
Как калькулировать себестоимость
Есть три основных метода учета затрат и расчета себестоимости.
Позаказный метод. Его применяют при единичном и мелкосерийном производстве, работе по договорам подряда или оказания услуг, производстве технически сложных изделий или продукции с длительным циклом.
Учет затрат ведут по конкретному заказу или группе однородных. Для каждого заказа заводят карточку. Прямые затраты на их выполнение отражают по дебету счета 20. Для аналитического учета по каждому заказу открывают отдельные субсчета.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы накапливаются на счетах 25 и 26, а после выполнения заказа в конце месяца списываются на основное производство. Они распределяются пропорционально базе (пример был выше).
Попроцессный метод. Применяют, когда готовую продукцию создают из переработанного исходного сырья (добывающая и текстильная промышленность, производство пластмассы, цемента и пр).
Тут учет затрат ведут по каждому процессу. Для этого открывают калькуляции и ведут по всему выпуску продукции или по каждому подразделению. Заполняют их на основе первичных документов.
Прямые затраты показывают по дебету 20. Счета 25 и 26 списываются в него в конце месяца.
Попередельный метод. Его часто применяют для производства, в котором есть группы постоянно повторяющихся технологических операций: нефтепереработка, химическая и пищевая промышленность и пр.
Учет ведут по стадиям производственных процессов (переделам). Объектом калькулирования себестоимости может быть как готовая продукция, так и полуфабрикаты, изготовленные на каждом переделе.
Учет прямых затрат ведут на счете 20. А счета 25 и 26 списывают в дебет 20 в конце месяца.
Попробуйте вести учет производства в Контур.Бухгалтерии. Сервис помогает оформить выпуск и продажу готовой продукции. При закрытии месяца Бухгалтерия корректирует себестоимость, а еще умеет автоматически создавать проводки и изменять счета, когда продукция продана, списана или передана на хранение. Все возможности сервиса можно бесплатно попробовать — дарим 14 дней новым пользователям.
Что включает в себя себестоимость продукции, из чего она складывается и от чего зависит: определение термина в экономике
Для предпринимателей важно знать определение понятия себестоимость (с/с) продукции в экономике, что это, что она включает в себя и что характеризует, так как это один из самых важных показателей на производстве. Этим термином оперируют не только бухгалтера, но и руководители компаний, выстраивая всю политику ценообразования. Без осознания того, в какую сумму обходится изготовление партии или единичного изделия, невозможно оценить эффективность предприятия в целом, а также принять взвешенные решения в сфере управления ресурсами (материальными, человеческими и даже информационными). Поэтому в этой статье мы проведем краткий ликбез по данной теме и расскажем в целом о понятии, а также о его составляющих, подвидах и задачах.
Что понимается под себестоимостью продукции, и что она характеризует
При любом производственном процессе появляются расходы – энергетические, трудовые, земельные, финансовые, транспортные и пр. Говоря простым языком, все они и определяют начальную цену продукта.
С/с товара, работ или услуг – это все затраты предприятия, выраженные в денежном эквиваленте, направленные на изготовление партий, деятельность завода (фирмы) и реализацию.
Данный показатель объединяет и производственную, и хозяйственную, и коммерческую деятельность компании. Два основных параметра, которые напрямую зависят него, – это розничная/оптовая цена изделия, а также рентабельность всего бизнеса.
Издержки бывают разных видов, этим и определяется и способ расчета с/с. Себестоимость товара включает в себя затраты на:
- обслуживание цеха, производственных и бытовых помещений, офисов;
- весь цикл производства – это закупка и проведение проб сырья, его транспортировка, разработка технологий изготовления (чертежи и пр.), поддержание в должном состоянии станков и оснащение инструментами;
- электрическую энергию, воду, газ и другие коммунальные ресурсы, которые требуются не только для выпуска, но и для комфортной работы сотрудников;
- заработную плату штатных и нештатных единиц, причем для расчета важно, где задействованы сотрудники – в административной или цеховой работе;
- маркировку – при большом объеме маркируемых изделий закупка RFID-меток не сильно повлияет на общий рост цен, как и расходы на мобильную автоматизацию;
- хранение – обслуживание складских помещений, аренда склада;
В зависимости от того, из чего складывается себестоимость при конкретном расчете, зависит вид данного показателя. Наиболее часто используют понятие полных издержек, то есть берется во внимание все возможные затраченные финансовые ресурсы на производство и реализацию. Но если нужно выделить какой-либо отдельный компонент понятия, то приведенный выше список может быть включен при калькуляции не полностью.
С/с может быть определена не только у товаров, но и у услуг. Однако для последних точный расчет будет более сложным, поскольку тяжело адекватно дать финансовый эквивалент труду. Можно ориентироваться только на конкурентов и ситуацию на рынке. С материальными вещами все намного проще – есть конкретная цена сырья, стоимость электроэнергии и киловатты потребления, накладные и сметы.
Как определяется себестоимость производства продукции
Есть несколько методов расчета с конкретными формулами. Подробнее о них мы поговорим позже. Сейчас хочется сказать о базовых принципах вычислений, которые может использовать каждый бизнесмен. Это будет актуально для тех, кто ведет упрощенную систему бухгалтерии.
Чтобы определить полную с/с, нужно сложить все затраты на производство и реализацию (и прямые, и косвенные) за временной промежуток (предположим, месяц), а затем поделить полученное значение на количество товаров в штуках. Самое сложное – правильно учесть все выплаты, особенно трудно включать нематериальные, например, амортизацию зданий или недвижимости, станков, инструментов и пр. Но это тема для отдельной статьи. В рамках данной мы приведем пример простого подсчета.
Мастерская изготавливает табуреты. Вот что входит в понятие себестоимость его продукции – прямые и косвенные затраты.
К первым относятся все траты, величина которых зависит от количества произведенных стульев:
- Сырье, заготовки (дерево), вспомогательные материалы (клей, гвозди, лак для покрытия).
- Услуги транспортной компании для перевозки партии к покупателю.
- Заработная плата столяров и пр.
К косвенным причисляются все те, что будут выплачиваться вне зависимости от изготовления, каждый расчетный период:
- Инструменты.
- Аренда помещения и коммунальные платежи.
- Заработная плата менеджера и директора.
- Реклама и пр.
Если фирма делает только табуреты, то можно не делить издержки на две группы, а просто сложить их все (за месяц) и поделить на количество сделанных предметов. Но если в мастерской изготавливается несколько мебельных изделий, например, еще и столы, то в смету на табуретки входят прямые расходы + процент от косвенных (их придется разделить соответственно объему на весь производимый ассортимент).
Какие затраты включает производственная себестоимость продукции?
Что определяет состав производственной себестоимости и какая статья не входит в нее?
Себестоимость продукции можно формировать двумя способами:
- ограничивая этот процесс сбором только тех затрат, которые непосредственно относятся к производству;
- включая в нее кроме производственных затраты на содержание организации в целом.
Себестоимость, полученная первым способом, называется производственной или неполной, а вторым — полной. Таким образом, собирая производственную себестоимость, в нее не включают затраты, не имеющие непосредственного отношения к процессу создания продукции. То есть в себестоимость, определяемую как производственная, не входит статья «общехозяйственные расходы».
Какие затраты формируют полную себестоимость готовой продукции? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Изучите материал и расчетный пример, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Подробнее об общехозяйственных расходах читайте в статье «Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)».
Производственная себестоимость состоит из двух видов расходов:
- прямые затраты на производство, которые могут быть определенно увязаны с созданием конкретного вида продукции;
- накладные производственные расходы, которые невозможно или нерационально напрямую соотносить с каким-либо конкретным видом продукции, но при этом они обеспечивают работу самого производства.
Формирование прямых производственных затрат
Прямые затраты на производство определяются двумя вещами:
- плановой калькуляцией конкретной продукции, описывающей то количество материальных и трудовых затрат, которое организация считает необходимым для создания определенного объема этой продукции (калькуляционной единицы);
- технологическими особенностями производства и техническими возможностями, имеющимися в организации.
Плановая калькуляция позволяет применительно к одной калькуляционной единице продукции установить перечни нужных для ее производства видов и количества конкретных:
- основных (сырья, комплектующих) и вспомогательных материалов;
- технологических операций и времени на их осуществление.
От технологических особенностей производства и его технических возможностей (технической оснащенности) будет зависеть, в каких расходах (прямых или накладных) будут учтены те или иные операции. Например, если на одном и том же станке можно выполнять разные виды обработки, используя его для создания разных видов продукции, и эти процессы сменяют друг друга достаточно часто, то амортизацию этого станка нет смысла делить по объектам калькулирования напрямую. Лучше учесть ее в накладных расходах, которые будут распределены на объекты калькулирования расчетным путем.
Прямые затраты применительно к выделенным калькуляционным единицам собирают на предназначенных для этого Планом счетов бухучета, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, счетах:
- 20 — по основному производству;
- 23 — по вспомогательному производству;
- 29 — по обслуживающему производству.
На каждом из этих счетов затраты делят по аналитике, ориентируясь на созданный для этого перечень статей прямых затрат. Как правило, перечень делают единым для всех счетов учета прямых затрат, т. к. он будет состоять из довольно ограниченного числа статей:
- основные материалы (сырье и комплектующие);
- полуфабрикаты собственного производства;
- вспомогательные материалы;
- возвратные отходы;
- зарплата рабочих;
- страховые взносы на зарплату рабочих.
При возможности организации привязки к калькуляционным единицам в этот список могут также входить:
- амортизация оборудования;
- затраты на энергоресурсы;
- услуги сторонних организаций.
Что входит в состав постоянных затрат и как они относятся на себестоимость готовой продукции, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Сбор и учет накладных расходов производственного характера
Накладные производственные расходы собирают в отношении каждого из счетов, учитывающих прямые расходы, применительно к каждому подразделению производства, связанного с созданием продукции. План счетов бухучета предназначает для учета этих расходов счет 25.
Расходы, собираемые на счете 25, также разбивают по аналитике, ориентируясь на специально для этой цели разработанный справочник статей затрат общепроизводственных расходов. В отличие от справочника прямых затрат перечень статей накладных производственных расходов оказывается более широким и, как правило, многоуровневым, разбиваясь на группы статей, статьи и элементы затрат. Например, возможно выделение таких групп и статей в них:
- Организация работы подразделения:
- оплата труда руководителей цеха;
- оплата труда прочего цехового персонала;
- страховые взносы, начисляемые на оплату труда;
- материальные затраты;
- амортизация;
- аренда имущества;
- страхование;
- информационное обеспечение;
- командировочные расходы.
- содержание и эксплуатация недвижимости;
- содержание и эксплуатация производственных машин и оборудования;
- содержание и эксплуатация транспортных средств;
- содержание и эксплуатация прочих основных средств;
- расходы на энергоресурсы;
- транспортное обслуживание.
- капитальный ремонт основных средств;
- текущий ремонт основных средств.
- лицензирование деятельности, сертификация продукции;
- затраты на испытания, опыты, исследования;
- гарантийное обслуживание;
- обучение персонала.
- оценка условий труда;
- расходы на спецсредства;
- расходы на спецобработку.
Каждая статья, в свою очередь, разбивается на элементы с необходимой степенью детализации, например, по видам:
- выплат, входящих в оплату труда;
- использованных материалов;
- амортизируемого имущества.
Проверьте правильно ли вы учитываете затраты на производственную себестоимость с помощью Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Услуги, отражаемые в справочнике, целесообразно делить на оказанные собственными подразделениями и сторонними организациями.
Ежемесячно счет 25 закрывают, распределяя собранные на нем суммы по счетам сбора прямых затрат и по калькуляционным единицам, в отношении которых сформированы эти прямые затраты. Для такого распределения необходимо выбрать базу. Ей может стать либо какой-то из видов прямых затрат, либо их общая величина. Если имеет место внутреннее оказание услуг собственными подразделениями (например, есть своя котельная или водозабор), то также нужно утвердить последовательность закрытия затрат по подразделениям.
О том, как распределяют накладные расходы при позаказном способе калькулирования, читайте в материале «Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости».
Итоги
Производственная себестоимость продукции — это себестоимость, формируемая на уровне включения в нее тех затрат, которые непосредственно связаны с производством. Такие затраты делятся на две группы: прямые, которые можно определенно связать с конкретной калькуляционной единицей, и накладные, относящиеся к подразделению, обеспечивающему работу производства, собирающего прямые затраты. Для каждой группы затрат разрабатывают свои справочники, детализируя их в необходимой степени.
Классификация затрат и их виды
Цель любого предприятия (будь то корпорация, или ИП) – получение максимальной прибыли, подвержена влиянию таких показателей, как затраты фирмы и себестоимость.
Формирование затрат – сложный и объемный элемент в системе бизнес-процессов любого предприятия, который продиктован самой экономикой.
Чтобы лучше разобраться в организации учета затрат в ЕРП, рассмотрим основные понятия и разделение затрат.
Рис.1 Схема факта образования расхода
Затраты — это стоимость использованных компанией ресурсов в рамках их выпуска и сбыта за какой-либо промежуток времени. Факт целевых затрат образуется и существует только при их использовании. Например, если сырье и материалы не списаны в производство – это запасы:
- запасы сырья и материалов;
- незавершенное производство;
- запасы готовой продукции и т.п.
Их денежная оценка не включается в структуру затрат.
Расходы – это траты, полностью перенесшие свою стоимость на реализованную номенклатуру за анализируемый временной интервал. Факт расходов образуется, когда продукция, товары покинули предприятие – реализованы клиенту.
Разницу между ними можно выразить через критерии:
- Затраты – ресурсы обращаются, применяются;
- Расходы – ресурсы покидают предприятие.
Издержки, кроме совокупности перечисленных расходов, могут охватывать и специфические затраты, такие как:
- Затраты на ремонт по гарантии;
- Потери от брака;
- Хищения и недостачи.
Некоторые источники считают понятия «затраты» и «издержки» идентичными, но на самом деле «издержки» – более широкое понятие.
Еще одним ключевым понятием по теме является «себестоимость».
Себестоимость – выражение всех затрат на единицу выпускаемой номенклатуры в денежном выражении. Показатель включает все траты, задействованные при выпуске номенклатуры, и прочие траты на выпуск и сбыт изделий.
Рис.2 Таблица понятий
Для оформления издержек в 1С вносятся документы, фиксирующие траты – на изготовление изделия, транспортно-заготовительные и прочие, из которых в дальнейшем будет формироваться оценка номенклатурного элемента и определится продажная стоимость.
Способы классификации издержек в управленческом учете зависят от того, какая задача решается:
- расчет себестоимости;
- определение финансового результата предприятия;
- управленческие решения;
- контроль производственной деятельности.
Классификация затрат по направлениям
По направлениям деятельности принято выделять следующие виды затрат:
- Затраты для определения себестоимости и финансовых результатов;
- Расходы на принятие управленческих решений, планирование и прогнозирование;
- Затраты для контроля и регулирования.
Затраты для определения себестоимости и финансовых результатов
По данной классификации затраты разделяют на:
- Прямые и косвенные;
- Основные и накладные;
- Включаемые в себестоимость продукции и не включаемые.
Другими словами, эту классификацию определяют:
- Исходя из экономической производной:
Основные – задействованные при изготовлении и выпуске номенклатурного элемента. Пример – любые расходы, понесенные в ходе производственного процесса как материальные, так и трудовые, и прочие.
Накладные – возникающие в ходе вспомогательного процесса производства в связи с его управлением. Это могут быть любые расходы обслуживающих, вспомогательных производств, расходы аппарата управления и прочие примеры.
Прямые – относятся на производимую продукция, продаваемый товар или оказываемую услугу. Это траты, относимые на конкретный продукт.
Рис.3 Классификационная схема
Деление расходов по видам, определяет их распределение по счетам БУ.
Связав вместе эти схемы, можно увидеть параллель:
- основные расходы – прямые;
- накладные – косвенные.
Но отдельные примеры основных расходов (исходя из первой классификации) могут оказаться и косвенными (по второй). Например, амортизация оборудования при выпуске нескольких видов продукции.
По примеру классификации включения в себестоимость можно выделить включаемые расходы:
- Материальные затраты;
- Расходы на заработную плату и отчисления;
- Амортизация и другие.
Не учитываются в себестоимости такие расходы:
- Штрафы и пеня;
- Плата за землю;
- Налог с владельцев транспортных средств;
- И другие виды налогов и платежей.
Для принятия управленческих решений
Данное разделение можно представить в виде следующей классификации:
- Затраты на выпуск продукции и периодические;
- Постоянные и переменные;
- Нормативные и фактические;
- Операционные и административные;
- Релевантные и нерелевантные;
- Альтернативные и безальтернативные.
И таких классификаций очень много.
В зависимости от ресурса и периода:
Затраты на выпуск, изготовление номенклатуры – состав себестоимости создаваемого продукта, «запасоемкие траты».
Периодические расходы – траты, определяемые временным интервалом и не зависящие от количество произведенной номенклатуры. Это такие статьи, как:
- Коммерческие, орграсходы;
- Расходы общего характера, включающие траты на управление процессом в целом.
Второй вид трат по рассматриваемой классификации не включается напрямую в себестоимость, а относится к тому временному промежутку, когда они осуществлены.
Рис.4 Схема примера затрат
В зависимости от реакции на перемены в объемах производства затраты делятся на:
Постоянные – остаются неизменные на протяжении всего времени. На них не влияет изменение количества выпуска продукции.
Переменные – зависят от колебаний количественных производственных показателей и подразделяются на: связанные с производством и непроизводственные.
Рис.5 Схема примера затрат
По отношению к учету и контролю различают:
Нормативные – определенные по нормативам на единицу номенклатуры.
Фактические – расходы, которые понесены при производстве номенклатуры.
По делению следующей классификации – к «Операционным» относят:
- материалы и комплектующие;
- машины и механизмы;
- зарплата рабочих, связанных с процессом производства;
- транспортные расходы;
- комиссионное вознаграждение;
- аренда;
- коммунальные платежи;
- реклама и другие.
Т.е. это расходы, которые задействованы в операционной деятельности предприятия.
А к «Дополнительным административным затратам» относят:
- кредиты и займы;
- налоги;
- прочие непредвиденные расходы.
По другому примеру классификации затраты:
- нерелевантные – не зависят от принятия управленческого решения;
- релевантные – зависят от принятия управленческих решений.
Альтернативные затраты – зависящие от выбора или принятия какого-то решения в пользу другого или отказ от какого-то возможного варианта задачи, в пользу альтернативного решения. В результате может появиться упущенная выгода.
Как видите, классифицировать затраты можно по разным параметрам.
Профессионально настроим бюджетирование
С учетом особенностей ваших бизнес-процессов, наладим эффективный контроль и планирование затрат
Консультация по управленческому учету
Бесплатная консультация по автоматизации управленческого учета для эффективного сокращения затрат
Затраты для контроля и регулирования
Еще одна классификация затрат по признаку контроля и регулирования:
- Контролируемые – которые можно контролировать или влиять на них.
- Неконтролируемые – на которые нельзя повлиять и не подлежат контролю.
Рассмотрим, как детализировать и как вести учет затрат в программе 1С:ERP.
Концепция отражения затрат в 1С:ERP
НСИ учета затрат в ЕРП
Правильная настройка нормативно-справочной информации позволяет корректно фиксировать и «собирать» себестоимость выпускаемой продукции. Рассмотрим справочники, касающиеся отражения затрат.
Справочник «Статьи калькуляции». В нем отражен список элементов, в разрезе которых собирается себестоимость. Он позволяет детализировать затраты. Информация в справочнике заполняется на первоначальном этапе настройки программы, в дальнейшем может дополняться, но рекомендуется выполнить его заполнение в начале работы с программой ЕРП. Справочник доступен в разделе «Производство».
Рис.6 Раздел «Производство»
Список статей формируется с помощью кнопки «Создать».
Рис.7 Создание новой статьи калькуляции
При создании нового вида статьи калькуляции, «Тип затрат» ограничен перечисленными на «скрине» наименованиями.
Рис.8 Выбор типа затрат
Следующий справочник – «Статьи расходов» (СР), доступный в разделе «Финансовый результат и контроллинг».
Рис.9 Переход к справочнику «Статьи расходов»
В справочнике имеются предопределенные статьи – отмеченные желтым кружком. Пользователь может дополнять справочник своими статьями затрат, при этом объединяя их в группы.
Рис.10 Создание новой статьи расходов
При создании нового элемента и описании его характеристики, один из важных параметров – «Тип расходов», задающий классификацию расходов по выделенным признакам.
Рис.11 Выбор-классификация для созданной статьи из списка
В зависимости от выбранного типа расходов задается их отражение в регламентированном учете. Пример ниже – «Тип расходов-Расходы на продажу», задает следующие варианты отражения в регламентированном учете:
Рис.12 Заполнение настройки регл.учета
Для следующей настройки список дополнен строкой «Отразить на производственные затраты».
Рис.13 Заполнение настройки регл.учета
Каждый вариант распределения изменяет поля и порядок заполнения карточки. Например, дополнительно указывается статья калькуляции.
Рис.14 Выбор статьи калькуляции
Задается правило, чтобы распределить расходы.
Рис.15 Закрепление настроек правил
Пользователь имеет возможность создать свое правило распределения расходов, щелкнув правой кнопкой мышки в справочнике и выбрав команду «Создать». Для каждого «элемента-правила» задается метод распределения и база распределения, определяющая соразмерно чему распределять:
- стоимости, количеству или весу материалов;
- сумме оплаты труда фактический или по нормативу;
- количеству, объему или весу продукции и другим показателям.
Рис.16 Настройки правил
Для элемента определяется характер и задается тип аналитики расходов.
Рис.17 Пример создания «СР»
Для аналитики «Подразделение» по гиперссылке «Настроить правила распределения по организациям и подразделениям» пользователь создает и задает настройку распределения статьи затрат.
Рис.18 Создание новой настройки
При описании статьи расходов, затраты которой относятся на себестоимость товаров, дополнительно задается правило распределения – см. список на скрине.
Рис.19 Пример настройки статьи расходов
При списании на финансовые результаты произведенных трат, в 1С ЕРП задается правило распределения – см. список вариантов на скрине.
Рис.20 Пример заполнения
При отнесении затрат к расходам будущих периодов, для каждого элемента также задается правило распределения.
Рис.21 Пример заполнения, при отнесении к РБП
На вкладке «Регламентированный учет и МФУ» задаются настройки учета для «элемента-статьи», в т.ч. задается счет учета отнесения настраиваемых «элементов-статей» справочника.
Рис.22 Настройки регл.учета статей затрат
На закладке «Ограничения использования» видно, в каких документах задействован данный справочник. Т.е. при заполнении перечисленных документов, указывается, на какую статью затрат относить те или иные расходы.
При установленной галочке-ограничении, пользователь может конкретизировать (ограничить) список документов, в которых можно использоваться данную статью затрат.
Рис.23 Закладка «Ограничение использования»
Таким образом в создаваемых элементах справочника оговариваются настройки их отражения в регламентированном учете и указывается порядок распределения каждого из видов затрат в 1С:ERP.
Процесс отражения затрат
Рассмотрим, как собираются затраты, где они указываются и задействованы в 1С:ЕРП на примере ООО «Зимний сад».
Перейдите в раздел «Производство» — «Ресурсная спецификация».
Рис.24 Переход к ресурсным спецификациям
Ресурсная спецификация создается на каждый выпускаемый продукт – изделие.
Рис.25 Справочник «Ресурсные спецификации»
На закладке «Материалы и работы» отражаются прямые затраты сырья и материалов, с указанием статей калькуляции. В нашем примере ООО «Зимний сад» занимается производством и реализацией мебели. На изготовление изделия «Тумбочка» под обувь в спецификации отражена используемая номенклатура материалов, которая относится на статью калькуляции «Материалы основные».
Рис.26 Закрепление статей калькуляции в документе
На закладке «Трудозатраты» отражаются виды работ также с указанием статьи калькуляции – в нашем примере «Зарплата».
Рис.27 Закрепление статей калькуляции в документе
При оформлении выпуска продукции в документе, который отражает затраты на производство, выделена графа «Статья калькуляции». В нашем примере по ООО «Зимний сад» сформирован документ «Производство без заказа», отражающий изготовление изделий «Тумбочки под обувь».
Рис.28 Элементы справочника при заполнении
На вкладке «Трудозатраты» также видна статья калькуляции по ОТ работников, участвующим при изготовлении данного изделия – «Зарплата», с указанием в поле «Вид работ», в нашем примере – «Столярные работы, 3 разряд».
Рис.29 Статьи калькуляции
В следующем примере отражены затраты на электроэнергию по ООО «Зимний сад», по вспомогательному производству, контрагент «Мосэнерго». На закладке «Расходы и прочие активы» документа «Приобретение услуг и прочих активов» в графе «Статья расходов/активов» указывается аналитика затрат, рассмотренного выше справочника.
Рис.30 Пример статей при заполнении пользователем
Как видим, любые произведенные затраты относятся на заданные пользователем статьи калькуляции или распределяются по указанным статьям расходам.
Рассмотрим примеры отчетов по анализу себестоимости и расходов в 1С:ЕРП.
Отчеты по анализу себестоимости продукции в 1С:ERP
Перейдите в раздел «Производство» — «Отчеты по производству».
Рис.31 Переход к отчетам по производству
В разделе имеется блок отчетности «Анализ себестоимости».
Рис.32 Отчеты по анализу себестоимости
Отчет дает возможность пользователю проанализировать себестоимость по видам продукции с детализацией статей калькуляции и статей затрат за заданный промежуток времени в общем и отдельно по изделиям.
Рис.33 Отчет-анализ по ООО «Зимний сад
Для анализа затрат предусмотрена группа «форм-отчетов» подраздела «Внутрицеховой учет».
Рис.34 Производственные отчеты
На примере отчета «Движение постатейных расходов организации» видно, что расходы в отчете группируются по подразделениям с выделением пользователем заданных в документе статей затрат. Из отчета видно, какие статьи не распределены на партии производства. Например, не распределены остались поступившие расходы по электроэнергии организации ООО «Зимний сад», отнесенные на вспомогательное производство, в сумме 75356,94 руб. Т.е. по данной сумме не произведена операция закрытия месяца и не прошло их распределение.
Рис.35 Постатейные расходы организаций в ЕРП
Отчет «Движение ТМЦ и затрат в производстве по организациям» дает пользователю информацию о затратах, сгруппированную по разделам:
- «Движение постатейных расходов»;
- «Движение затрат по партиям производства»;
- «Группировка затрат по партиям производства» и другие.
Рис.36 Отчет анализ затрат ООО «Зимний сад»
Кроме специализированных отчетов 1С:ERP умеет анализировать и прочие расходы, сформировав «форму-отчет» «Доходы и расходы», в группе «Отчеты по финансовому результату», раздела «Финансовый результат и контроллинг».
Рис.37 Переход к отчету для анализа расходов
Отчет формирует информацию, детализируя постатейно прочие расходы как в общем, так и по направлениям деятельности, и по месяцам заданного периода.
Рис.38 Анализ расходов ООО «Зимний сад»
Отчеты в 1С:ERP позволяют пользователю видеть общую картину затрат и расходов по предприятию, с разбиением по статьям-элементам, определяемым в ходе настройки программы. Потому, прежде чем приступить к работе, необходимо продумать их структуру и выполнить правильную настройку НСИ.
Система линейных уравнений в 1С:ERP
В программе 1С:ЕРП реализован способ расчета себестоимости партий с помощью системы линейных уравнений. Он заключается в том, что себестоимость рассчитывается в разрезе аналитики учета:
- Организаций;
- Складов;
- Номенклатуры;
- Подразделений и т.д.
В результате такого расчета себестоимость одного изделия (номенклатуры) отличается от ее себестоимости на другом складе или подразделении. Также номенклатура, имеющая разные характеристики (например, цвет), может иметь различную себестоимость.
Для дополнительной настройки «обособленного учета» расчета себестоимости, перейдите в раздел «НСИ и администрирование» — «Финансовый результат и контроллинг».
Рис.39 Переход к подразделу «Финансовый учет и контроллинг»
Здесь можно включить обособленный учет по:
- назначениям;
- сделкам;
- подразделениям или менеджерам.
Рис.40 Настройка обособленного учета себестоимости
Для расчета себестоимости по каждой аналитике программа задает линейное уравнение для корректного расчета себестоимости и остатков в разрезе детализаций.
Способы планирования затрат (планы производства, бюджеты себестоимости)
При планировании затрат на производство во внимание берутся фактические показатели предприятия за определенный период. Само же планирование заключается в определении состава затрат и их оценке.
Рис.41 Этапы планирования затрат
Функциональная опция планирования в 1С:ERP включена в разделе «НСИ и администрирование» — «Бюджетирование и планирование». В подразделе «Планирование» установлена галочка использования в ЕРП «Планов производства».
Рис.42 Раздел «Бюджетирование и планирование»
Данная опция позволяет пользователю работать с таким документом, как «План производства», в разделе «Бюджетирование и планирование».
Рис.43 Планы производства
При создании плана пользователь задает сценарии планирования и определяет вид плана, его периодичность.
Рис.44 Создание нового плана производства
При создании сценария планирования задаются основные настройки, структура планов и дополнительные настройки.
Рис.45 Сценарий товарного планирования
Виды плана пользователь создает и настраивает для каждого сценария, задавая различную настройку и детализацию планирования.
Рис.46 Закрепление в настройке «Вида плана»
Рис.47 Создание нового вида планаЕсли у пользователя возникает вопрос, как определить бюджет себестоимости продукции, то можно:
1 вариант – рассчитать исходя из плановой калькуляции.
2 вариант – рассчитать себестоимость в подсистеме «Бюджетирования».
В первом случае будут задействованы подразделы из раздела «Производство»:
- «Ресурсные спецификации»;
- «Плановые калькуляции»;
- «Нормативы производственных ресурсов».
Рис.48 Справочники, задействованные при планировании расходов
Второй вариант подразумевает составление бюджета, для чего в разделе «Бюджетирование и планирование» — «Настройки и справочники по бюджетированию и планированию» создается новый бюджета.
Рис.49 Справочник «Виды бюджетов»
При создании нового вида бюджета следует обратить внимание на галочку «Использовать для ввода плана». Если галочка установлена, то в дальнейшем пользователь создает «Экземпляр бюджета», которым фиксирует в системе плановые данные. В противном случае – формируется бюджетный отчет.
Рис.50 Создание вида бюджета
После настройки бюджет вводится или нажатием команды «Экземпляр бюджета», или в справочнике «Виды бюджета», или в разделе «Бюджетирование и планирование» — «Создать» — «Экземпляр бюджета».
Рис.51 Как создать «Экземпляр бюджета»
Как видите, программа 1С:ERP позволяет комплексно подходить к учету затрат. Правильная настройка 1С ЕРП на проекте внедрения – основание эффективного управления и залог снижения затрат и повышения дохода организации. Современные реалии устанавливают достаточно серьезные требования к вопросу затрат, особенно для крупных предприятий. Разобравшись в вопросе их учета, возможностях их анализа и планирования, предприятие опередит своих конкурентов.