Учет и выкуп предмета лизинга в 1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0
Одним из способов поступления объекта основных средств в организацию является его получение по договору финансовой аренды (договору лизинга). По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору (лизингополучателю) это имущество за плату во временное владение и пользование (ст. 665 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)).
Предмет лизинга, переданный лизингополучателю, может учитываться на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. Размер, способ и периодичность лизинговых платежей определяется договором лизинга.
В данной статье мы на конкретном примере подробно рассмотрим, какие операции должен выполнить лизингополучатель по учету и дальнейшему выкупу предмета лизинга в программе 1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0, если предмет лизинга учитывается на его балансе.
Рассмотрим пример.
Организация «Рассвет» применяет общий режим налогообложения – метод начисления и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». В декабре 2015 года организация «Рассвет» получила от организации «Лизингодатель» по договору лизинга оборудование. В соответствии с договором, после выплаты всех лизинговых платежей и выкупной стоимости право собственности на оборудование переходит к лизингополучателю. Общая сумма договора составляет 318 600 рублей, в том числе НДС 18% (48 600 рублей), причем сумма лизинговых платежей составляет 283 200 рублей, в том числе НДС 18% (43 200 рублей), а выкупная стоимость 35 400 рублей, в том числе НДС 18% (5 400 рублей). Срок договора лизинга составляет 1 год. Расходы лизингодателя на приобретение данного оборудования составляют 180 000 рублей без учета НДС. Предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя. Лизинговые платежи уплачиваются равномерно в течение срока договора лизинга, начиная со следующего месяца после ввода оборудования в эксплуатацию.
В этом же месяце оборудование было принято к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств (Станок 1) и введено в эксплуатацию в подразделении Цех. Оборудование используется для производства продукции. Так как предполагается использовать оборудование и после окончания срока договора лизинга, срок полезного использования в бухгалтерском учете установлен в соответствии с Общероссийским Классификатором Основных Фондов (ОКОФ) и составляет 90 месяцев. Для целей налогообложения прибыли срок полезного использования всегда устанавливается в соответствии с ОКОФ и поэтому также составляет 90 месяцев. Начисление амортизации производится линейным способом. Используется специальный коэффициент равный 3.
Если предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, то он принимает его к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств по стоимости, равной общей стоимости договора лизинга без учета НДС (270 000 рублей). Стоимость полученного в лизинг оборудования отражается по дебету счета 08.04 «Приобретение объектов основных средств» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с прочими поставщиками и подрядчиками».
Поступление объекта основных средств по договору лизинга оформляется в программе с помощью документа Поступление в лизинг.
В «шапке» документа указывается контрагент-лизингодатель и договор с ним. В качестве счета расчетов используется счет 76.07.1 «Арендные обязательства». В табличной части выбирается поступающее в лизинг оборудование (элемент справочника Номенклатура с видом Оборудование (объекты основных средств)), указывается его стоимость (общая стоимость договора лизинга) – 270 000 рублей и ставка НДС. Счет учета 08.04.1 и счет НДС 76.07.9 «НДС по арендным обязательствам» устанавливаются автоматически.
При проведении документ в бухгалтерском и налоговом учете создает проводку по формированию первоначальной стоимости объекта основных средств (Дт 08.04.1 – Кт 76.07.1) и выделяет по дебету счета 76.07.9 общую сумму НДС, подлежащую уплате по договору лизинга. Эту сумму НДС лизингополучатель вправе принимать к вычету по мере получения счетов-фактур от лизингодателя (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Пример заполнения документа Поступление в лизинг и результат его проведения приведены на Рис. 1.
Рисунок 1.
Для принятия к учету объекта основных средств используется документ Принятие к учету ОС с видом операции Оборудование.
На закладке Внеоборотный актив указывается вид операции Оборудование и выбирается способ поступления — По договору лизинга. Указывается контрагент-лизингодатель, договор с ним, оборудование и счет учета внеоборотного актива.
На закладке Основные средства выбирается (создается) объект основных средств (инвентарный объект).
Так как полученное в лизинг имущество должно отражаться на счете учета объектов ОС и на счете учета амортизации обособленно (на отдельных аналитических счетах), на закладке Бухгалтерский учет автоматически устанавливаются счета учета 01.03 «Арендованное имущество» и 02.03 «Амортизация арендованного имущества». Порядок учета – Начисление амортизации. Амортизация, в нашем случае, начисляется линейным способом и относится к расходам основного производства (счет 20.01). Срок полезного использования в бухгалтерском учете установлен в соответствии с ОКОФ — 90 месяцев.
На закладке Налоговый учет срок полезного использования устанавливается также, в соответствии с ОКОФ, и равняется 90 месяцев. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ, налогоплательщик, у которого объект основных средств учитывается в соответствии с условиями договора лизинга, вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3. В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. В нашем примере, первоначальная стоимость оборудования составляет 180 000 рублей. Способ отражения расходов по лизинговым платежам, в нашем случае, это счет 20.01 с аналитикой Цех, Продукция и статьей расходов Лизинговые платежи (вид расходов для НУ — Прочие расходы).
Пример заполнения документа Принятие к учету ОС показан на Рис. 2.
Рисунок 2.
При проведении документ списывает в бухгалтерском учете сформированную первоначальную стоимость основного средства с кредита счета 08.04.1 в дебет счета 01.03 «Арендованное имущество». Первоначальная стоимость в бухгалтерском учете составляет 270 000 рублей, а в целях налогообложения – 180 000 рублей. Поэтому, регистрируются временные разницы в сумме 90 000 рублей соответственно по дебету счета 01.03 и по кредиту счета 08.04.1. Разницу между первоначальной стоимостью в бухгалтерском учете и первоначальной стоимостью в налоговом учете документ учитывает, как налоговую сумму по дебету счета 01.К «Корректировка стоимости арендованного имущества», и регистрирует соответствующие отрицательные разницы.
Результат проведения документа Принятие к учету ОС представлен на Рис. 3.
Рисунок 3.
В соответствии с графиком лизинговых платежей, первый лизинговый платеж организация «Рассвет» производит в январе 2016 года.
Для начисления лизингового платежа в программе используется документ Поступление (акты, накладные) с видом операции Услуги лизинга.
В «шапке» документа выбирается контрагент–лизингодатель и договор с ним. В качестве счета расчетов используется счет 76.07.2 «Задолженность по лизинговым платежам».
В табличной части выбирается соответствующая номенклатура-услуга, ее стоимость, ставка НДС, счет учета 76.07.1 «Арендные обязательства» (задолженность по договору лизинга) и счет учета НДС — 19.04 «НДС по приобретенным услугам».
Выставленный лизингодателем счет-фактура регистрируется в «подвале» документа.
При проведении документ начислит по кредиту счета 76.07.2 «Задолженность по лизинговым платежам» сумму лизингового платежа (23 600 рублей). Причем, на сумму лизингового платежа без НДС (20 000 рублей) будет произведен зачет задолженности по договору лизинга по дебету счета 76.07.1 «Арендные обязательства», а по дебету счета 19.04 будет выделена сумма НДС (3 600 рублей). Далее, за счет задолженности по счету 76.07.1 на сумму НДС будет проведен зачет по кредиту счета 76.07.9 «НДС по арендным обязательствам».
Пример заполнения документа Поступление и результат его проведения представлены на Рис. 4.
Рисунок 4.
Естественно, надо перечислить сумму лизингового платежа лизингодателю. Для выполнения этой операции можно воспользоваться документом Списание с расчетного счета с видом операции Оплата поставщику. Операция совершенно стандартная, поэтому в этой статье я ее показывать не буду.
С января 2016 года начнется начисление амортизации в бухгалтерском и налоговом учете.
При линейном способе начисления амортизации, месячная сумма амортизационных отчислений в бухгалтерском учете рассчитывается по следующей формуле:
Ам бу = СТп бу/ СПИ бу = 270 000 руб. / 90 мес. = 3 000 руб.
Сумму амортизации для целей налогообложения можно рассчитать по следующей формуле:
Ам ну = СТп ну / СПИ ну * К = 180 000 руб. / 90 мес. * 3 = 6 000 рублей
Так как в бухгалтерском учете сумма амортизации меньше, чем в налоговом учете, при начислении амортизации признается отрицательная временная разница в размере -3 000 рублей.
Проводка регламентной операции Амортизация и износ основных средств представлена на Рис. 5.
Рисунок 5.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, в случае, если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, его лизинговые платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
Начисленный лизинговый платеж за месяц составляет 20 000 рублей без учета НДС. Следовательно, организация «Рассвет» может признать в целях налогообложения прибыли еще 14 000 рублей прочих расходов (20 000 руб. – 6 000 руб.).
Эту операцию в программе выполняет регламентная операция Признание в НУ лизинговых платежей. Она формирует проводку по дебету затратного счета (счет затрат и его аналитика назначаются в документе Принятии к учету ОС в реквизите Способ отражения расходов по лизинговым платежам). В качестве счета кредита используется счет 01.К «Корректировка стоимости арендованного имущества». Так как данные расходы признаются только в налоговом учете, формируется соответствующие временные разницы со знаком минус.
Проводка регламентной операции Признание в НУ лизинговых платежей представлена на Рис. 6.
Рисунок 6.
В результате начисления амортизации, признано -3 000 рублей временных разниц. При признании расходов по лизинговому платежу признано еще -14 000 рублей временных разниц. Таким образом, за месяц по данной операции признается 17 000 рублей налогооблагаемых временных разниц (расходы в целях налогообложения на 17 000 рублей больше, чем расходы в бухгалтерском учете). Налогооблагаемые временные разницы приводят к начислению отложенного налогового обязательства.
ОНО = НВР * СТнп = 17 000 руб. * 20% = 3 400 руб.
Следовательно, при закрытии месяца, ежемесячно в течении срока договора лизинга, по виду актива Основные средства будет начисляться отложенное налоговое обязательство в сумме 3 400 рублей.
Проводка регламентной операции Расчет налога на прибыль представлена на Рис. 7.
Рисунок 7.
За год (срок договора лизинга) в бухгалтерском учете будет начислено амортизации 36 000 рублей, а в целях налогообложения прибыли – 72 000 рублей. Соответственно, остаточная стоимость основного средства на начало 2017 года в бухгалтерском учете составляет 234 000 рублей, в налоговом учете – 108 000 рублей (Рис. 8).
Рисунок 8.
В тоже время, в целях налогообложения прибыли признано 168 000 рублей прочих расходов (разница между лизинговым платежом и суммой амортизации). Расходы начислялись по кредиту счета 01.К (Рис. 9). Таким образом, в налоговом учете расходы по договору лизинга за минусом выкупной стоимости признаны полностью (72 000 руб. + 168 000 руб. = 240 000 руб.).
Рисунок 9.
Как мы уже отмечали в условиях нашего примера, в соответствии с договором лизинга, после выплаты всех лизинговых платежей и выплаты выкупной цены право собственности на оборудование переходит к организации «Рассвет». Лизинговые платежи все выплачены, осталось только перечислить лизингодателю выкупную цену.
Для отражения операции перечисления лизингодателю выкупного платежа воспользуемся документом Списание с расчетного счета с видом операции Оплата поставщику. В качестве счета расчетов, для наглядности, можно выбрать счет 60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Документ Списание с расчетного счета и результат его проведения показаны на Рис. 10.
Рисунок 10.
На дату перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю на счетах учета ОС и амортизации производятся внутренние записи, связанные с переносом данных с аналитических счетов учета лизингового имущества на аналитические счета учета собственных основных средств.
В бухгалтерском учете первоначальная стоимость основного средства и его срок полезного использования, естественно, не изменяются.
В целях налогообложения прибыли, первоначальная стоимость выкупленного объекта ОС определяется в размере его выкупной цены без учета НДС, предусмотренной договором лизинга (п. 1 ст. 257 НК РФ), а срок полезного использования определяется с учетом предыдущего срока его эксплуатации по договору лизинга (п. 7 ст 258 НК РФ).
НДС, предъявленный лизингодателем с выкупной цены, принимается к вычету на основании выставленного лизингодателем счета-фактуры, при условии, что предмет лизинга принят к учету и предназначен для использования в облагаемых НДС операциях. В данной ситуации в момент выкупа предмет лизинга фактически не отгружается и не транспортируется, поэтому к дате отгрузки приравнивается дата перехода права собственности.
Для отражения в учете всех вышеперечисленных операций в программе используется специальный документ Выкуп предмета лизинга.
В «шапке» документа указывается контрагент-лизингодатель и договор лизинга. В качестве счета расчетов мы оставим счет 60.01.
Табличная часть на закладке Предметы лизинга заполняется, при выборе договора лизинга, автоматически. В ней указывается предмет лизинга, выкупная стоимость, ставка НДС и счет учета НДС.
На закладке Бухгалтерский учет указывается счет задолженности по договору лизинга и счета учета собственных основных средств.
На закладке Налоговый учет указывается порядок включения выкупной стоимости в состав расходов — Начисление амортизации, устанавливается флажок
Начислять амортизацию, указывается срок полезного использования (остаточный минус один месяц) и специальный коэффициент.
В «подвале» документа регистрируется полученный от лизингодателя счет-фактура.
Пример заполнения документа Выкуп предмета лизинга показан на Рис. 11.
Рисунок 11.
При проведении документ произведет зачет аванса (проводка № 1), на выкупную стоимость без НДС по дебету счета 76.07.1 «Арендные обязательства» закроет задолженность перед лизингодателем (проводка № 2), по дебету счета 19.01 выделит предъявленный НДС (проводка № 3) и окончательно закроет задолженность по счету 76.07.1 за счет счета 76.07.9 «НДС по арендным обязательствам» (проводка № 4).
Затем документ начислит амортизацию по бухгалтерскому и налоговому учету (проводка № 5). Но так как в целях налогообложения прибыли уже все расходы по договору лизинга без учета выкупной стоимости признаны (240 000 руб.), то документ сразу же сторнирует сумму амортизации в налоговом учете и отразит соответствующие временные разницы (проводка № 6).
Далее документ займется переносом бухгалтерских данных об объекте лизинга на счета учета собственных основных средств и формированием первоначальной стоимости для налогового учета. Проводки получились весьма сложными.
Во-первых, переносятся данные со счета 01.03 на счет 01.01 (проводка № 7). В результате счет 01.03 закрыт, а счет 01.01 содержит нужную первоначальную стоимость объекта ОС по бухгалтерскому учету.
Во-вторых, переносятся данные о начисленной амортизации по бухгалтерскому учету со счета 02.03 на счет 02.01 (проводка № 8) с отражением необходимой временной разницы. В результате счет 02.01 сформирован, а по счету 02.03 числится налоговая амортизация в сумме 72 000 рублей и соответствующая ей отрицательная временная разница.
В-третьих, счет 02.03 окончательно закрывается на кредит счета 01.01 (проводка №9). Налоговая стоимость уменьшается на 72 000 рублей (180 000-72 000=108 000), а сумма временных разниц, наоборот, на эту сумму увеличивается (90 000+72 000=162 000).
В-четвертых, счет 01.К закрывается на дебет счета 01.01 (проводка № 10). Налоговая стоимость уменьшается еще на 78 000 рублей (108 000-78 000=30 000), а сумма временных разниц на эту сумму увеличивается (162 000+78 000=240 000).
Первоначальная стоимость выкупленного объекта ОС сформирована: БУ — 270 000 рублей, НУ — 30 000 рублей и ВР — 240 000 рублей.
Проводки документа Выкуп предмета лизинга показаны на Рис. 12.
Рисунок 12.
Кроме бухгалтерских и налоговых проводок документ сделает много полезных записей в регистрах сведений по учету основных средств.
Во-первых, в регистр Первоначальные сведения ОС НУ пропишет новую первоначальную стоимость 30 000 рублей.
Во-вторых, в регистр Параметры амортизации ОС НУ пропишет новый срок полезного использования 77 месяцев.
В-третьих, в регистре Счета бухгалтерского учета ОС пропишет счета учета для собственных ОС.
В-четвертых, в регистре Специальный коэффициент установит новый коэффициент.
В-пятых, зарегистрирует событие Выкуп предмета лизинга в регистре События ОС.
Движения документа в регистрах сведений показаны на Рис. 11.
Рисунок 13.
Дополнительно проверим результат нашей работы.
На дату перечисления выкупной цены кредиторская задолженность перед лизингодателем, признанная на момент передачи имущества в лизинг, полностью погашается (Рис. 14).
Рисунок 14.
Предмет лизинга списан со счетов учета арендованного имущества на счет учета собственных основных средств. Первоначальная стоимость в бухгалтерском учете и в целях налогообложения прибыли соответствует действительности (Рис. 15).
Рисунок 15.
Сумма начисленной амортизации по бухгалтерскому учету перенесена со счета учета амортизации арендованного имущества на счет учета амортизации собственных основных средств (Рис. 16).
Рисунок 16.
Как мы видим, все требуемые от него действия документ Выкуп предмета лизинга выполнил корректно.
Мы обратили внимание, что в нашем примере в месяце выкупа амортизация по предмету лизинга начислялась только в бухгалтерском учете. При этом были зарегистрированы вычитаемые временные разницы в сумме 3 000 рублей (расходы в бухгалтерском учете больше). Вычитаемые временные разницы приводят к погашению отложенного налогового обязательства.
Пог ОНО = ВВР * СТнп = 3 000 руб. * 20% = 600 руб.
Следовательно, при закрытии месяца выкупа объекта лизинга, отложенное налоговое обязательство по виду актива Основные средства, начисленное за срок договора лизинга, погасится на 600 рублей.
Проводка регламентной операции Расчет налога на прибыль показана на Рис. 17.
Рисунок 17.
Если мы посмотрим оборотно-сальдовую ведомость по счету 77 за январь месяц, то увидим, что остается еще непогашенным отложенное налоговое обязательство в сумме 40 200 рублей (Рис. 18). Это отложенное налоговое обязательство должно погасится при амортизации основного средства в течение оставшегося срока полезного использования или при выбытии основного средства. Этот вывод можно проверить путем простых расчетов. В первоначальной стоимости содержится 240 000 рублей временных разниц, в начисленной амортизации — 39 000 рублей. Следовательно, в остаточной стоимости основного средства присутствуют 201 000 рублей временных разниц (240 000-39 000).
Пог ОНО = ВВР * СТнп = 201 000 руб. * 20% = 40 200 руб.
С временными разницами тоже все корректно.
Рисунок 18.
Со следующего месяца амортизация будет начисляться и в бухгалтерском и в налоговом учете. В бухгалтерском учете ничего не изменится. Сумма амортизационных отчислений, как и в течение договора лизинга, будет составлять 3 000 рублей. А вот в целях налогообложения прибыли сумма амортизации будет совсем другой, так как в налоговом учете новая первоначальная стоимость, новый срок полезного использования и не используется специальный коэффициент.
Ам ну = СТп ну / СПИ ну = 30 000 руб. / 77 мес. = 389.61 руб.
Так как в налоговом учете сумма амортизации меньше, чем в бухгалтерском учете, при начислении амортизации признается временная разница в размере 2 610.39 рублей.
Проводка регламентной операции Амортизация и износ основных средств представлена на Рис. 19.
Рисунок 19.
Как мы уже говорили, вычитаемые временные разницы приводят к погашению отложенного налогового обязательства.
Пог ОНО = ВВР * СТнп = 2 610.39 руб. * 20% = 522.08 руб.
Поэтому, при закрытии месяца, отложенное налоговое обязательство, начисленное за срок договора лизинга, погасится еще на 522.08 рублей. И так будет происходить ежемесячно в течение оставшегося срока полезного использования.
Проводка регламентной операции Расчет налога на прибыль показана на Рис. 20.
Рисунок 20.
Преподаватель Отдела обучения 1С:Франчайзи «Ю-Софт»
Если Вы не являетесь нашим клиентом — Вы можете получить платную консультацию или заключить с нашей компанией договор ИТС. Для этого свяжитесь с нами по тел. 8 (495) 134-12-23 или оставьте заявку.
Учет лизинга в 1С 8.3: пошаговая инструкция
Под лизингом подразумевается одна из форм кредитования. Это аренда основных фондов на длительный срок с приобретением в будущем. Организация получает возможность арендовать транспортные средства, производственное оборудование, сооружения и другие объекты недвижимости с последующим выкупом. Учет лизинга в 1С 8.3 происходит поэтапно. Ниже описаны пошаговые действия этой процедуры.
Договор лизинга – соглашение, в котором лизингодатель обязуется приобрести и передать имущество лизингополучателю во временное владение и использование. Покупаемое по лизинговому договору имущество может учитываться двумя способами:
- на балансе лизингополучателя;
- на балансе лизингодателя.
В договоре лизинга обозначают, у кого на балансе отражается имущество. Если в соглашении указано «на балансе лизингодателя», то покупаемое имущество фиксируют на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». В ситуации, когда в договоре указан способ «на балансе лизингополучателя», то применяют счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Чтобы выполнить в программе 1С 8.3 учет лизинга на балансе лизингополучателя, следует придерживаться описанной ниже инструкции.
Как покупать в лизинг и поставить на учет?
В программе 1С 8.3 можно выполнить учет лизинговых операций на балансе лизингополучателя. Для этого в «ОС и НМА-Поступление ОС» необходимо отыскать «Поступление в лизинг». Но перед стартом работы важно удостовериться, что функциональные возможности по лизингу активированы в информационной базе. Чтобы это сделать, войдите в «Главное меню», откройте «Настройки–Функциональность», а после перейдите во вкладку «ОС и НМА». Рядом с «Лизинг» должна стоять галочка.
В документе смотрите на счет учета – 76.07.1. В таблице отобразите данные о приобретаемом оборудовании. Введите счет учета 08.04.1* – «Приобретение компонентов ОС».
После нужно провести его и сверить бухгалтерские проводки.
Следующий этап – в меню раздела откройте «Принятие к учету ОС». Для этого нужно создать новый документ и ввести требуемые реквизиты в верхние поля формы:
- вид операции;
- номер/дата – введите дату, а номер подставится автоматически;
- МОЛ – определите и обозначьте материально ответственное лицо;
- местонахождение – в этом поле отразите, где оборудование будет использоваться;
- событие ОС – исходя из задачи укажите, что будет поставлено на учет и эксплуатироваться.
После можно переходить к заполнению нижних вкладок. Первая вкладка – «Внеоборотный актив». Здесь нужно отобразить следующую информацию:
- «Способ поступления» – укажите «По договору лизинга»;
- «Контрагент» – наименование лизингодателя;
- «Договор» – введите реквизиты договора лизинга;
- «Оборудование» – предмет лизинговой операции;
- «Склад» – где будет находиться имущество;
- «Счет» – выбрать из перечня подходящий вариант.
Во вкладке «Основные средства» следует создать новое ОС в справочнике, кликнув на кнопку «+». Должна открыться форма для создания в справочнике ОС.
В появившейся форме заполните поля:
- «Группа учета ОС» – выберите необходимое название из списка, к примеру «Транспортные средства»;
- «Наименование» – укажите название ОС;
- «Входит в группу» – ОС.
После заполнения нажмите «Записать и закрыть». Когда в справочнике появилось основное средство, можно продолжать заполнение, выбрав новое ОС. Инвентарный номер присваивается автоматически.
Далее откройте вкладку «Бухгалтерский учет» и заполните следующие поля:
- «Счет учета» – 01.03 Арендованное имущество;
- «Порядок учета» – выберите из перечня «Начисление амортизации»;
- «Способ начисления амортизации» – выберите «Линейный»;
- «Счет начисления амортизации» – укажите 02.03 «Амортизация арендованного имущества»;
- В поле «Отображение расходов» обозначьте, по дебету какого бухучета будет отображаться износ;
- В сроке полезного использования введите, сколько планируете амортизировать оборудование. Этот показатель указывается в месяцах.
На вкладке «Налоговый учет» введите в поля следующие данные:
- В порядке включения стоимости в состав расходов укажите «Начисление амортизации».
- В первоначальной стоимости введите сумму расходов (без учета НДС) лизингодателя на покупку имущества. Данные по этим расходам указаны в лизинговом договоре.
- В способе отражения расходов поставьте «Амортизация».
- В сроке напечатайте количество месяцев амортизации имущества.
На лизинговые услуги лизингодатель может каждый месяц выставлять счет-фактуру. Чтобы отражать эти услуги, зайдите в меню «Покупки» и найдите «Поступление (акты, накладные)», кликните по нему. В результате этих действий должно открыться окно для создания акта.
Выберите «Услуги лизинга» при создании поступления.
В открывшемся акте для отражения лизинговых услуг укажите:
- номер и дату полученного от лизингодателя акта;
- реквизиты лизингового договора;
- названия организаций лизингополучателя и лизингодателя.
Поле «Номенклатура» предназначено для указания «Лизинговый платеж», «Сумма» – для обозначения суммы из акта лизингодателя (счета-фактуры). Укажите дату и номер счета-фактуры и кликните «Зарегистрироваться».
Обратите внимание, что 76.07.2 – счет для расчетов с контрагентом, а 60.02 – счет для расчета по авансам.
Когда данные введены, нажмите «Провести». Теперь в бухучете и налоговом учете находятся записи по расходам на услуги лизинга. Чтобы посмотреть проводки по расходам, нажмите ДтКт и проверьте получившиеся проводки.
В бухгалтерском учете платежи по лизингу принадлежат к дебету 76.07.1 Арендные обязательства, а не принадлежат к расходам. Стоимость поступившего в лизинг оборудования учитывается по кредиту этого счета. Счет 76.07.1 закроется после проведения всех платежей по лизинговому договору.
Амортизация в лизинге
Оборудование, купленное в лизинг, не является собственностью организации-лизингополучателя, однако его все равно необходимо ставить на учет и амортизировать. Амортизацию можно начислить автоматом, воспользовавшись помощником «Закрытие месяца». Она также начисляется в меню ОС и НМА документом «Амортизация и износ ОС».
В завершение следует отметить, что по лизинговым операциям есть разница между бухгалтерским и налоговым учетом. В последнем учете расходы по лизинговым операциям учитываются за минусом налоговой амортизации. Если в 1С 8.3 правильно составлена Учетная политика предприятия, то программа автоматически выполнит расчеты по амортизации и подсчитает расходы на лизинг, а дополнительно отобразит разницу между бухгалтерским и налоговым учетом.
Чтобы избежать ошибок при постановке на учет приобретенного в лизинг оборудования, недвижимости или транспорта, эту задачу необходимо делегировать компетентным специалистам по бухучету.
Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку
Выкуп объекта лизинга в 1С:Предприятие 8.3 (на примере конфигурации Управление холдингом 8, редакция 3.0)
Как правило, инструменты лизинга или инструменты финансовой аренды используются организациями в своей производственно-хозяйственной деятельности. Они необходимы для снижения налоговой нагрузки, применения налоговых льгот в части долгосрочной аренды спецтехники, различного оборудования, автотранспорта, другого имущества с последующей передачей в собственность предприятия.
В заключаемых договорах на аренду содержатся сроки и стоимость услуг, графики платежей. В договоре может быть указан возврат имущества арендодателю в конце срока аренды или выкуп, в том числе и досрочно. Выкупная цена лизинга (ВЦ) обычно выделена отдельной строкой. Оплата может проводиться как в составе арендных платежей, так и в конце действия договора.
В данной статье рассматриваются варианты учета операций по выкупу лизингового имущества, которое было взято в аренду, и в дальнейшем будет принято к учету как основное средство в программе 1С Управление холдингом 8. В таком случает организация становится лизингополучателем. При этом предмет лизинга – арендуемое имущество, может числиться на балансе у арендодателя (лизингодателя – ЛД), либо на балансе у арендатора (лизингополучателя – ЛП). То есть возможны два варианта учета. Кроме того, при наличии выкупной цены лизинга, каждый вариант будет иметь свои особенности ее отражения.
1. Варианты учета арендуемого имущества
Первый вариант – арендуемое имущество учтено у ЛД. В таком случае у самой организации оно будет учтено на забалансовом счете (001), амортизация при этом не будет рассчитываться и начисляться.
Второй вариант учета арендуемого имущества – у ЛП на балансовых счетах 01.03, 02.03.
Учет расчетов с ЛД
Расчеты с контрагентами, как правило, ведутся на субсчетах 76.07 счета «Расчеты по аренде» (рубли), 76.27 (валюта), 76.37 (условные единицы).
Вариант учета выкупа, учитываемого на балансе ЛД
При выкупе актива, учитываемого на счете 001, сначала стоимость списывается с этого счета, а затем принимается к учету либо по ВЦ, либо по первоначальной стоимости. Срок полезного использования (СПИ) можно ввести за весь период, когда актив был в аренде, либо указать только остаточный.
Этот вариант в программе Управление холдингом 8 выполняется с помощью «Операции, введенные вручную». При этом формируются проводки:
Прием к учету арендованного имущества
В приведенном примере показаны бухгалтерские записи для варианта, когда организация принимает к учету арендованное имущество стоимостью 600 000 руб. с выкупной стоимостью 200 000 руб.
Если нужно принять к учету актив только по ВЦ, то проводка Дебет 01.01 Кредит 02.01 не формируется.
Принятие к учету актива и формирование задолженности лизингодателю в системе может быть оформлено в системе либо двумя документами: «Поступление (акт, накладная)», «Принятие к учету ОС», либо одним документом: «Поступление основных средств».
Поступление основных средств в 1С Управление холдингом 8
Бухгалтерские записи по документу «Поступление основных средств» содержат информацию о принятии к учету имущества и формированию задолженности поставщику.
2. Вариант учета выкупа лизингового имущества, учитываемого на балансе лизингополучателя
Учет выкупа лизингового имущества предполагает, что в конце срока аренды право собственности перейдет к арендатору, а ВЦ объекта, по сути, является неоплаченной суммой.
При принятии актива к учету ВЦ также не увеличивает первоначальную стоимость, а в налоговом учете может быть списана сразу или через амортизацию, или не включена в расходы. В связи с этим налоговый учет (НУ) выкупаемого объекта может быть отличен от бухгалтерского учета (БУ), что будет влиять на образование временных разниц (ВР).
Учета операций по выкупу арендованного имущества в системе осуществляется с использованием Документа «Выкуп предметов лизинга». Расположен он в разделе программы «ОС и НМА».
Выкуп предметов лизинга в 1С 8.3
Здесь указываются дата, контрагент-лизингодатель, договор лизинга и событие, на основании которого создается документ.
Документ содержит 4 закладки:
По кнопке «Заполнить» формируется табличная часть документа на первой закладке: указаны данные основных средств, которые были получены в лизинг по выбранному в шапке документа Договору контрагента.
В поле «Выкупная стоимость» по умолчанию указана стоимость, которая имеется на счете арендных обязательств. Если договором не предусмотрена выкупная цена лизинга, сумму нужно удалить.
На закладке Бухгалтерский учет будут заполнены и могут быть изменены:
— счет учета арендных обязательств;
— счета учета собственных основных средств, амортизации.
Если ВЦ была указана, то на закладке «Налоговый учет» требуется указать порядок ее учета для НУ.
Доступны варианты учета:
— Начисление амортизации – для этой опции указывается срок полезного использования для НУ;
— Включение в расходы при принятии к учету – указывается способ отражения расходов.
— Стоимость не включается в расходы.
Поле «Срок полезного использования (в месяцах)» рассчитывается автоматически на основании оставшегося срока объекта. Значение можно изменить.
В поле «Специальный коэффициент» указывается повышающий или понижающий коэффициент, для расчета АО.
В зависимости от введенной выкупной цены лизинга и порядка ее учета формируются бухгалтерские записи.
Если была указана выкупная стоимость лизингового имущества, создаются записи на счетах учета обязательств и НДС.
Если выкупная цена лизинга не была указана, то проводки по расчетам с арендодателем не создадутся.
Проводки по перемещению имущества в состав собственных ОС формируются с учетом стоимости основного средства, суммы накопленного износа в БУ и НУ и зависят от того, есть или нет ВЦ и какая опция выбрана для отражения в НУ.
Если ВЦ указана и выбрана опция «Стоимость не включается в расходы»:
Проводки по начислению АО за текущий месяц:
Настройка 1С Управление холдингом 8 в части использования документа «Выкуп предметов лизинга» устанавливается в разделе «Функциональность программы». Для использования возможностей в части операций лизинга нужно активировать поле «Лизинг – Учет поступивших предметов лизинга на балансе лизингополучателя».
ФСБУ 25/2018: как лизингополучателю в «1С:Бухгалтерии 8» отразить выкуп
Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год лизинговые операции необходимо учитывать в соответствии с Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" (утв. приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н, далее — ФСБУ 25/2018). По желанию организация может применять новый стандарт досрочно.
Согласно ФСБУ 25/2018, лизингополучатель должен признавать полученное в лизинг имущество как право пользования активом (ППА) и погашать его стоимость через амортизацию. Одновременно с активом следует признавать обязательство по аренде, которое первоначально определяется как сумма будущих лизинговых платежей за весь срок договора лизинга. Такой порядок применяется вне зависимости от наличия в договорах финансовой аренды (лизинга) условий, в соответствии с которыми предмет аренды (лизинга) учитывается на балансе арендодателя или арендатора (п.п. 2, 10, 14, 17 ФСБУ 25/2018).
По общему правилу будущие лизинговые платежи оцениваются по приведенной стоимости, то есть путем дисконтирования их номинальных величин. Разница между приведенной и номинальной стоимостью лизинговых платежей учитывается как проценты по аренде. После признания обязательство по аренде увеличивается на величину начисляемых процентов и уменьшается на величину фактически уплаченных лизинговых платежей (п.п. 15, 18, 19 ФСБУ 25/2018).
Лизингополучатель, который вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (БУ), включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может не применять дисконтирование.
Таким субъектам (например, малым предприятиям, не подпадающим под обязательный аудит) можно оценивать обязательство по аренде как сумму номинальных величин будущих лизинговых платежей (п. 14 ФСБУ 25/2018).
Учет лизинговых операций у лизингополучателя поддерживается в "1С:Бухгалтерии 8" (базовой, ПРОФ и КОРП) начиная с версии 3.0.93. Автоматический расчет приведенной стоимости (дисконтирование) и заполнение графика платежей доступны только в "1С:Бухгалтерии 8 КОРП".
Для обобщения информации о расчетах по договорам лизинга в программе используется счет учета 76.07 "Расчеты по аренде". К счету 76.07 открыты субсчета:
76.07.1 "Арендные обязательства";
76.07.2 "Задолженность по арендным платежам". Для этого субсчета поддерживается также и налоговый учет (НУ);
76.07.5 "Проценты по аренде". Этот субсчет задействуется для учета процентных расходов в "1С:Бухгалтерии 8 КОРП";
76.07.9 "НДС по арендным обязательствам".
Для обобщения информации о предмете лизинга в программе используются счета:
01.03 "Арендованное имущество";
01.К "Корректировка стоимости арендованного имущества". Этот счет предназначен для учета неамортизируемой части стоимости арендованного имущества (предмета лизинга);
02.03 "Амортизация арендованного имущества".
Выкуп предмета лизинга
По истечении срока аренды предмет лизинга может перейти в собственность лизингополучателя, если такое условие предусмотрено в договоре лизинга или установлено дополнительным соглашением сторон (ст. 624 ГК РФ).
Если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, то выкупная цена предмета лизинга включается в общую сумму договора лизинга (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", п. 7 ФСБУ 25/2018). Соответственно, выкупная стоимость также учитывается в расходах через амортизацию ППА в течение срока лизинга.
По общему правилу срок полезного использования (СПИ) права пользования активом не должен превышать срок аренды (лизинга). Но если к лизингодателю предполагается переход права собственности на предмет лизинга, то амортизацию следует начислять в течение срока полезного использования предмета лизинга (п. 17 ФСБУ 25/2018).
По истечении срока лизинга и уплаты всей суммы лизинговых платежей в соответствии с графиком платежей, указанным в договоре, арендные обязательства полностью погашаются, и к лизингодателю переходит право собственности на предмет лизинга. Лизинговое имущество следует включить в состав собственных основных средств (ОС), а ППА списать с учета. Для этого фактическую стоимость ППА следует перенести на стоимость собственного основного средства, а начисленную амортизацию по ППА — на амортизацию по собственному ОС.
В налоговом учете (НУ) лизингополучателя выкупная стоимость лизингового имущества, выделенная в договоре лизинга, в расходах не учитывается. При переходе права собственности на предмет лизинга выкупная цена (без учета НДС) включается в первоначальную стоимость собственного основного средства. Если первоначальная стоимость превысит 100 тыс. руб., то выкупленное имущество принимается к учету в составе собственного амортизируемого основного средства, стоимость которого погашается посредством начисления амортизации. Если же выкупленное имущество не удовлетворяет критериям амортизируемого имущества, то его стоимость списывается в материальные расходы (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257, п. 5 ст. 270 НК РФ).
Для отражения перехода права собственности на предмет лизинга в "1С:Бухгалтерии 8" предназначен специальный документ Выкуп предметов лизинга (раздел ОС и НМА).
Досрочный выкуп предмета лизинга
Лизингодатель и лизингополучатель могут договориться, подписав соответствующее соглашение, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя до истечения срока договора лизинга при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены (п. 1 ст. 624 ГК РФ, п. 1. ст. 19 Закона о лизинге).
На практике досрочный выкуп предмета лизинга означает изменение первоначальных условий договора финансовой аренды, в результате чего может пересматриваться не только график уплаты лизинговых платежей, но и их размер. Соответственно, меняется величина обязательства по аренде. Изменение величины обязательства по аренде относится на стоимость права пользования активом. Уменьшение обязательства по аренде сверх балансовой стоимости ППА включается в доходы текущего периода (п. 21 ФСБУ 25/2018).
О том, как арендатору при применении ФСБУ 25/2018 учитывать изменения условий аренды в "1С:Бухгалтерии 8" редакции 3.0, см. в статье «ФСБУ 25/2018: как арендатору отразить изменение условий аренды в "1С:Бухгалтерии 8"».
Рассмотрим, как в "1С:Бухгалтерии 8" отражается досрочный выкуп предмета лизинга.
Пример
Поступление в лизинг
Предположим, лизингодатель предоставляет лизингополучателю автомобиль с прицепом 30.01.2021. Именно на эту дату (на дату предоставления предмета лизинга) следует создать документ Поступление в лизинг (раздел ОС и НМА). Заполненный документ представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Поступление в лизинг
По условиям Примера у лизингополучателя не было никаких дополнительных затрат, связанных с предметом лизинга. Кроме того, лизингополучатель применяет линейный метод начисления амортизации, устанавливаемый в программе по умолчанию. В этом случае отдельный документ Принятие к учету ОС не потребуется, поэтому переключатель Принятие к учету следует установить в положение Этим документом.
Исходя из условий Примера, переключатель Налоговый учет имущества ведет следует установить в положение Лизингодатель.
Также известно, что лизингополучатель определяет первоначальную дисконтированную стоимость обязательств прямым путем с применением фактической ставки дисконтирования.
Что это означает?
Согласно рекомендации БМЦ от 11.09.2015 № Р-65 "Ставка дисконтирования", первоначальной дисконтированной стоимостью обязательств лизингополучателя считается цена приобретения лизингодателем предмета лизинга у поставщика за вычетом авансовых платежей.
Поскольку первоначальная дисконтированная стоимость обязательства может быть определена прямым путем, организация применяет фактическую ставку дисконтирования. Фактическая ставка дисконтирования — это процентная ставка, применение которой приводит подлежащие уплате в будущем денежные суммы к первоначальной дисконтированной стоимости обязательства, определенной прямым путем.
Иными словами, определение первоначальной дисконтированной стоимости обязательства прямым путем означает ее определение непосредственно на основе условий и обстоятельств заключения соответствующей сделки без применения процедуры дисконтирования.
В этом случае в "1С:Бухгалтерии 8 КОРП" в поле Оценка в БУ следует выбрать значение Равна расходам лизингодателя.
Расчет фактической ставки и процентных расходов выполняется на основании графика платежей. Для заполнения графика платежей по гиперссылке График платежей следует перейти в одноименную форму, где указать суммы и даты платежей в соответствии с договором лизинга (можно воспользоваться кнопкой Заполнить для автоматического заполнения). Сумма, рассчитанная в поле Всего (7 344 тыс. руб.) табличной части документа, должна соответствовать итоговой сумме графика платежей, указанной в строке Всего платежей.
Счета учета в документе Поступление в лизинг устанавливаются по умолчанию.
По кнопке Печать доступна Справка-расчет начисления процентных расходов, которая иллюстрирует порядок расчета фактической ставки дисконтирования и общую сумму процентных расходов (рис. 2). Все суммы в справке указываются без учета НДС.
Рис. 2. Справка-расчет начисления процентных расходов
Проанализируем показатели, указанные в графах 1-6 первой табличной части Справки-расчета начисления процентных расходов:
графа 1 — общая сумма платежей по договору (6 120 тыс. руб.);
графа 2 — авансовый платеж, осуществленный на дату предоставления предмета лизинга (500 тыс. руб.);
графа 3 — номинальная стоимость обязательства по аренде (6 120 тыс. руб. — 500 тыс. руб. = 5 620 тыс. руб.);
графа 4 — фактическая стоимость предмета лизинга, которая соответствует цене приобретения лизингодателем предмета лизинга у поставщика (5 000 тыс. руб.);
графа 5 — дисконтированная (приведенная) стоимость обязательств лизингополучателя, рассчитанная как цена приобретения лизингодателем предмета лизинга у поставщика за вычетом авансовых платежей (4 500 тыс. руб.);
графа 6 — фактическая ставка дисконтирования (59,2553 % годовых), которая рассчитывается по математической формуле определения текущей приведенной стоимости совокупности денежных потоков на основании данных о номинальной и дисконтированной стоимости обязательства по аренде с учетом графика платежей.
Величина начисляемых процентов определяется как произведение обязательства по аренде на начало периода, за который начисляются проценты, и процентной ставки. Проценты начисляются на дату лизингового платежа и на конец месяца (п. 19 ФСБУ 25/2018). Результаты расчета процентных расходов отражаются во второй табличной части Справки-расчета начисления процентных расходов. По условиям Примера общая сумма процентов по договору лизинга составляет 1 120 тыс. руб.
При проведении документа Поступление в лизинг формируются бухгалтерские проводки, а также записи в регистры подсистемы учета ОС. Бухгалтерские проводки представлены в таблице 1.
Таблица 1. Проводки при поступлении предмета лизинга
В конце января 2021 года при выполнении регламентной операции Начисление процентных расходов, входящей в обработку Закрытие месяца (данная регламентная операция доступна только в "1С:Бухгалтерии 8 КОРП"), в бухгалтерском учете формируется проводка:
Дебет 91.02 Кредит 76.07.5
— на сумму процентных расходов, которая составляет 6 тыс. руб. согласно Справке-расчету начисления процентных расходов (см. рис. 2).
Регулярные лизинговые операции
С февраля 2021 года лизингополучатель отражает в учете ежемесячные лизинговые платежи с помощью документа Услуги лизинга (раздел Покупки — документ Поступление (акты, накладные, УПД) с видом операции Услуги лизинга), рис. 3.
Рис. 3. Услуги лизинга
Проводки, сформированные при проведении документа Услуги лизинга, приведены в таблице 2.
Таблица 2. Проводки при отражении ежемесячных лизинговых платежей
В конце февраля при выполнении ежемесячных регламентных операций Амортизация и износ основных средств, Признание в НУ арендных платежей и Начисление процентных расходов в бухгалтерском и налоговом учете отражается признание расходов. Проводки приведены в таблице 3.
Таблица 3. Проводки при выполнении регламентных операций
Расчет расходов по лизинговым операциям в бухгалтерском и налоговом учете можно проанализировать с помощью справок-расчетов:
Признание расходов по ОС, поступившим в аренду;
Начисление процентных расходов.
С марта по июль 2021 года лизингополучатель ежемесячно отражает операции по начислению лизинговых платежей.
При выполнении обработки Закрытие месяца выполняются регламентные операции Амортизация и износ основных средств, Признание в НУ арендных платежей и Начисление процентных расходов.
Полную картину расчетов по лизингу на конец июля можно получить, сформировав Оборотно-сальдовую ведомость по счету 76.07 "Расчеты по аренде" (рис. 4):
Рис. 4. ОСВ по счету 76.07
номинальная сумма остатка арендных обязательств с учетом НДС составляет 3 744 тыс. руб. (600 тыс. руб. х 6 мес. + 144 тыс. руб.). Это кредитовое сальдо счета 76.07.1;
задолженность по лизинговым платежам отсутствует. Об этом свидетельствует нулевое кредитовое сальдо счета 76.07.2;
остаток суммы процентов, подлежащих включению в расходы до конца срока действия договора, отражается по дебету счета 76.07.5 и составляет 281 тыс. руб.;
сумма НДС от остатка арендных обязательств (624 тыс. руб.) отдельно учитывается по дебету счета 76.07.9;
приведенная (дисконтированная) сумма остатка арендных обязательств составляет 2 839 тыс. руб. Это свернутое кредитовое сальдо счета 76.07.
Помимо этого, на счете 60.02 "Расчеты по авансам выданным" учитывается аванс, выплаченный лизингодателю в июле 2021 года в сумме 600 тыс. руб. (в т. ч. НДС 20 %).
Данный аванс зачитывается в августе 2021 года при начислении лизингового платежа.
Изменение условий договора лизинга
По условиям Примера в августе 2021 года стороны договорились о досрочном выкупе предмета лизинга в ноябре 2021 года, в связи с чем общая сумма договора с учетом НДС уменьшается на 60 тыс. руб. Значит, номинальная сумма остатка арендных обязательств с учетом НДС теперь составляет 3 684 тыс. руб. (3 744 тыс. руб. — 60 тыс. руб.).
Изменение условий лизинга в программе отражается одноименным документом (раздел ОС и НМА). На рисунке 5 представлен заполненный документ.
Рис. 5. Изменение условия лизинга
При изменении условий лизинга в "1С:Бухгалтерии 8" (в базовой версии и версии ПРОФ) следует указать новый остаток арендных обязательств и новый срок окончания договора.
Исходя из этих показателей, в бухгалтерском учете пересчитывается стоимость ППА и сумма ежемесячной амортизации.
В "1С:Бухгалтерии 8 КОРП" дополнительно потребуется скорректировать график платежей и ставку дисконтирования (при необходимости).
По условиям Примера в поле Оценка в БУ следует выбрать значение Рассчитывается по ставке и указать фактическую ставку дисконтирования (59,2553 %), значение которой было автоматически определено в программе при проведении документа Поступление в лизинг. Также необходимо внести изменения в график платежей, поскольку меняются суммовые показатели и срок окончания договора лизинга.
Предположим, по дополнительному соглашению к договору лизинга организация должна внести остаток лизинговых платежей и выкупную стоимость предмета лизинга 25.11.2021.
Теперь итоговая сумма в новом графике платежей составляет 3 684 тыс. руб., и она равна сумме документа Изменение условий лизинга, указанной в поле Всего. Если эти суммы не будут равны, программа укажет на ошибку и не проведет документ.
Изменение графика платежей влечет перерасчет приведенной стоимости обязательства, а также сумму процентных расходов за оставшийся срок договора. Порядок такого перерасчета приведен в Справке-расчете начисления процентных расходов, которая доступна из документа Изменение условий лизинга по кнопке Печать (рис. 6).
Рис. 6. Справка-расчет начисления процентных расходов после изменений условий лизинга
Проанализируем показатели, указанные в графах 1-5 первой табличной части Справки-расчета (все суммы указываются без учета НДС):
графа 1 — сумма оставшихся лизинговых платежей и выкупной стоимости предмета лизинга при досрочном выкупе (3 070 тыс. руб.);
графа 2 — авансовый платеж, осуществленный на дату изменения условий лизинга (500 тыс. руб.);
графа 3 — номинальная стоимость остатка обязательств по аренде за вычетом авансового платежа (3 070 тыс. руб. — 500 тыс. руб. = 2 570 тыс. руб.);
графа 4 — ставка дисконтирования (59,2553 % годовых);
графа 5 — приведенная стоимость остатка обязательств по аренде за вычетом авансового платежа (2 323 тыс. руб.).
Сумма процентов, подлежащих включению в расходы до конца срока действия договора, теперь составляет 247 тыс. руб. Результаты расчета процентных расходов отражаются во второй табличной части Справки-расчета.
Таким образом, в результате изменения условий лизинга:
приведенная стоимость остатка обязательств по аренде уменьшается на 16 тыс. руб. (2 839 тыс. руб. — 500 тыс. руб. — 2 323 тыс. руб.);
фактическая стоимость ППА также уменьшается на 16 тыс. руб. и теперь составляет 4 984 тыс. руб. (5 000 тыс. руб. — 16 тыс. руб.) (п. 21 ФСБУ 25/2018);
проценты по аренде уменьшаются на 34 тыс. руб. (281 тыс. руб. — 247 тыс. руб.).
При проведении документа Изменение условий лизинга формируются проводки (таблица 4).
Таблица 4. Проводки при изменении условий лизинга
С августа по октябрь 2021 года лизингополучатель продолжает начислять лизинговые платежи в сумме 600 тыс. руб. в месяц (в т. ч. НДС 20 %). Также выполняются регламентные операции Признание в НУ арендных платежей (на сумму 500 тыс. руб.) и Начисление процентных расходов (в суммах согласно Справке-расчету).
Регламентная операция Амортизация и износ основных средств в августе не выполняется, поскольку амортизация ППА за август уже начислена при изменении условий лизинга. С сентября 2021 года при выполнении регламентной операции Амортизация и износ основных средств амортизация ППА начисляется исходя из новых параметров:
4 984 тыс. руб. — фактическая стоимость ППА;
1 458 тыс. руб. — накопленная амортизация ((5 000 тыс. руб. / 24 мес.) х 7 мес.);
3 525 тыс. руб. — остаточная стоимость ППА с учетом округления до тысяч руб. (4 984 тыс. руб. — 1 458 тыс. руб.);
17 месяцев — оставшийся срок полезного использования (24 мес. — 7 мес.);
207 тыс. руб. — сумма амортизации (3 525 тыс. руб. / 17 мес.).
Расчет суммы амортизации можно проанализировать с помощью Справки-расчета амортизации.
Выкуп предмета лизинга
В ноябре 2021 года согласно графику платежей лизингополучатель выплачивает в адрес лизингодателя последний лизинговый платеж (1 140 тыс. руб., в т. ч. НДС 20 %), а также выкупную стоимость предмета лизинга (144 тыс. руб., в т. ч. НДС 20 %).
Лизинговый платеж за ноябрь 2021 года начисляется на оставшуюся сумму платежей по договору без учета выкупной стоимости (1 740 тыс. руб., в т. ч. НДС 20 %). В этом платеже учитывается авансовый платеж на сумму 600 тыс. руб. (в т. ч. НДС 20 %), выплаченный в октябре.
Таким образом, на конец ноября 2021 года до выполнения регламентных операций в учете лизингополучателя:
на счете 60.02 в качестве аванса, выданного лизингодателю, учтена сумма выкупной стоимости предмета лизинга (144 тыс. руб., в т. ч. НДС 20 %);
задолженность по лизинговым платежам, учтенная на счете 76.07.1, соответствует сумме выкупной стоимости и составляет 144 тыс. руб. (в т. ч. НДС 20 %);
в БУ фактическая стоимость ППА составляет 4 984 тыс. руб.;
в БУ начисленная амортизация по ППА составляет 1 873 тыс. руб. ((5 000 тыс. руб. / 24 мес.) х 7 мес. + (3 525 тыс. руб. / 17 мес.) х 2 мес.);
в БУ остаточная стоимость ППА составляет 3 111 тыс. руб. (4 984 тыс. руб. — 1 873 тыс. руб.);
в НУ признанные расходы по лизинговым платежам составили 4 550 тыс. руб. (500 тыс. руб. х 9 мес. — корректировка 50 тыс. руб.);
остаток лизинговых платежей, сумма которых будет включена в расходы НУ, составляет 1 570 тыс. руб. (6 120 тыс. руб. — 4 450 тыс. руб.).
Для отражения перехода права собственности на предмет лизинга необходимо создать документ Выкуп предметов лизинга (раздел ОС и НМА).
В шапке документа следует указать лизингодателя, договор с лизингодателем, событие, происходящее с предметом лизинга (например, Переход права собственности).
На закладке Предметы лизинга следует указать предмет лизинга и его выкупную стоимость (рис. 7).
Рис. 7. Выкуп предмета лизинга
На закладке Бухгалтерский учет автоматически проставляются счета:
для арендных обязательств — счет 76.07.1;
учета собственных ОС — счет 01.01;
учета амортизации собственных ОС — счет 02.01.
Закладка Налоговый учет заполняется следующим образом:
в поле Порядок включения выкупной стоимости в состав расходов установить значение Начисление амортизации, т. к. выкупная цена превышает 100 тыс. руб.;
оставить установленный по умолчанию флаг Начислять амортизацию;
в поле Срок полезного использования (в месяцах) указать срок для определения нормы амортизации собственного ОС. Срок полезного использования можно уменьшить на количество месяцев эксплуатации данного имущества в качестве арендованного основного средства (п. 7 ст. 258 НК РФ). По данным учета СПИ составляет 14 мес. (24 мес. — 10 мес.);
в поле Специальный коэффициент — оставить установленный по умолчанию коэффициент 1,00.
В отношении выкупленного имущества лизингополучатель вправе применить амортизационную премию (п. 9 ст. 258 НК РФ, письмо Минфина России от 18.05.2012 № 03-03-06/1/253), но такое условие в Примере не предусмотрено, поэтому закладка Амортизационная премия не заполняется.
При проведении документа Выкуп предметов лизинга формируются бухгалтерские проводки, а также записи в регистры подсистемы учета ОС. Бухгалтерские проводки представлены в таблице 5.
Таблица 5. Проводки при выкупе предмета лизинга
При выполнении ежемесячных регламентных операций в ноябре 2021 года амортизация по автомобилю с прицепом в бухгалтерском учете не начисляется, также не признаются в налоговых расходах лизинговые платежи, поскольку указанные операции уже были учтены при проведении документа Выкуп предметов лизинга.
При выполнении операции Начисление процентных расходов в бухгалтерском учете отражаются расходы по процентам за последний месяц финансовой аренды (см. рис. 7):
Дебет 91.02 Кредит 76.07.5
— на сумму 34 тыс. руб.
Таким образом, по истечении договора лизинга на 30.11.2021 после проведения документа Выкуп предметов лизинга и выполнения регламентных операций обязательство по аренде полностью погашается, поэтому сальдо на всех субсчетах счета 76.07 обнуляется. Для автомобиля с прицепом, переведенного в состав собственных ОС, устанавливаются параметры амортизации:
в БУ первоначальная стоимость объекта не меняется и составляет 4 984 тыс. руб.;
в БУ начисленная амортизация — 2 080 тыс. руб.;
в БУ остаточная стоимость с учетом округления до тысяч — 2 903 тыс. руб. (4 984 тыс. руб. — 2 080 тыс. руб.);
в БУ оставшийся СПИ составляет 14 мес.;
в НУ стоимость объекта равна выкупной стоимости и составляет 120 тыс. руб.;
в НУ срок полезного использования составляет 14 мес.
Учет собственного ОС после его выкупа
С декабря 2021 года при выполнении регламентной операции Амортизация и износ основных средств по автомобилю с прицепом, переведенному в состав собственных ОС, в бухгалтерском и налоговом учете начисляется амортизация. Проводки приведены в таблице 6.
Таблица 6. Проводки при амортизации собственного ОС
В январе 2023 года автомобиль с прицепом будет полностью самортизирован в БУ и НУ.
От редакции. В 1С:Лектории 01.04.2021 состоялась онлайн-лекция "ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды": поддержка в "1С:Бухгалтерии"" с участием эксперта 1С.