Оприходование материалов и запчастей после демонтажа
Ликвидация основного средства – стандартная процедура на предприятии, которая проводится ввиду физического износа, когда технические характеристики имущества перестают отвечать необходимым требованиям. Министерство финансов дает методические указания на правила проведения ликвидации. Они утверждены приказом №91н от 13 октября 2003 года.
Рассмотрим поэтапно процедуру ликвидации:
- Определить, в каком состоянии находится объект ОС;
- Зафиксировать обнаруженные отклонения и степень износа в актах;
- Запросить и получить разрешение списать основное средство;
- Провести списание ОС в бухучете;
- Осуществить демонтаж основного средства и разборку на детали, запасные части;
- Произвести утилизацию объекта ОС.
Руководитель принимает и оформляет решение по созданию специальной ликвидационной комиссии. Члены комиссии и решают что делать дальше с износившимся основным средством.
Ликвидационная комиссия:
- оценивает техническое состояние ОС;
- принимает решение о целесообразности его дальнейшего использования на предприятии.
Если комиссия решила, что объект пора ликвидировать, то составляется заключение о нецелесообразности применения объекта на производстве в будущем.
Затем руководитель организации издает приказ о том, что эксплуатация основного средства должна быть прекращена, а сам объект должен быть ликвидирован. На основании этого приказа необходимо списать объект по его первоначальной стоимости, а также снять с учета и накопленную амортизацию.
Документы при списании объекта ОС
Какие документы оформляются при списании объекта ОС:
- приказ о создании ликвидационной комиссии;
- приказ о списании основного средства;
- акт о списании основного средства в 2 экземплярах;
- инвентарная карточка;
- накладная М-11;
- Акт М-35.
Как оприходовать запчасти и материалы
Ликвидация может осуществляться разными методами, один из которых – демонтаж. Демонтировать объект можно самостоятельно силами специалистов организации, а можно привлечь подрядчиков.
Бухучет при списании ОС
После того, как демонтаж проведен, важно правильно отразить в учете все доходы и расходы. Прочих доходов у нас не будет, ставим ноль. В прочих расходах нужно отразить остаточную стоимость основного средства и расходы, понесенные на проведение ликвидации. После проведения демонтажа в бухучете необходимо правильно отразить как доходы, так и понесенные расходы.
Хозяйственный способ – ликвидируем своими силами. Отражение в учете
Расходы в этом случае будут отражаться так:
Дебет 91-2 кредит 70 (кредит 68/69/10)
В случае, если в организации имеется спецотдел и основное средство будут демонтировать сотрудники этого отдела, то затраты с 10-го, 70-го, 69-го счетов сначала нужно аккумулировать на 23 счета. После этого всю сумму списываем на 91(2) счет.
Демонтаж силами подрядчиков. Отражение в учете
Если объект демонтируют подрядчики, нужно сделать следующие проводки:
Дебет 91(2) кредит 60 – отражаем сумму расходов;
Дебет 19 кредит 60 – эту проводку делаем в том случае, если подрядчик использует основной режим налогообложения и выставляет НДС.
Каждое предприятие само решает, что делать с оставшимися после демонтажа материалами и запасными частями – утилизировать их или где-то применить.
Оценка стоимости оставшихся материалов и запчастей для учета
Если оставшиеся после демонтажа материалы и запчасти пригодны для дальнейшего использования, то принимать их к учету нужно по рыночной цене. При этом цена должна быть подтверждена справкой.
В справке указывается среднерыночная стоимость аналогичных материалов и запасных частей. Подготовить такой документ может эксперт специализированной организации или же профильный сотрудник предприятия. Если анализ проводит сотрудник, то он должен проанализировать цены на рынке на подобные материалы и сделать заключение, в котором необходимо дать обоснование предлагаемой цене.
Отражение в учете материалов и запчастей после демонтажа
Все, что осталось после демонтажа, можно использовать в деятельности организации, а можно продать.
Отражаем поступление материалов и запчастей
Чтобы отразить поступившие материалы в результате демонтажа основного средства, нужно сделать такую проводку:
Дебет 10 кредит 91-1
Если оставили материалы себе
Если все же принято решение использовать запчасти материалы далее в своем же производстве, то делаем такую проводку:
Дебет 20/25/25 кредит 10
Если реализовали материалы
Если материалы будут проданы, то возникнет выручка и прочие расходы в той сумме, за которую они были реализованы. Как отражаем в учете:
Дебет 62 кредит 91-1
Дебет 91-2 кредит 10.
Налоги на оприходованные материалы
Все доходы и расходы, возникающие при демонтаже основного средства, должны быть учтены при расчете налога на прибыль организаций.
Как ведем налоговый учет в случае списания ОС:
- Внереализационные доходы: запчасти, материалы, иное имущество, которое получено при демонтаже ОС;
- Внереализационные расходы: все расходы на ликвидацию объекта ОС, недоначисленная амортизация;
- Метод начисления: на дату составления акта ликвидации;
- Кассовый метод: на дату принятия имущества к учету.
Таким образом, все затраты, понесенные предприятием на ликвидацию основного средства, в учете нужно отнести на внереализационные доходы (статья 265 налогового кодекса). Аналогично списываем оставшуюся стоимость основного средства, который выводится из эксплуатации.
Учет реализации металлолома в 1С: Бухгалтерии 8 ред. 3.0
Нередко в деятельности организации возникает ситуация, когда в результате разборки автомобилей, агрегатов и прочего оборудования остается металлолом. Если организация понимает, что для своих внутренних целей использовать данный металлолом она не сможет, она принимает решение сдать его специализированной организации. Как отразить такие операции в программе 1С: Бухгалтерия 8.3 и какими документами оформить, разберем сегодня в статье.
Если такие операции в вашем учете нечастые, то можно справиться с помощью нашей статьи, вводя ручные проводки в типовой программе 1С: Бухгалтерия предприятия 8 ред. 3.0. Но если у вас организация планирует заниматься большим объемом операций с металлолом, то советуем сразу приобрести программу 1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0 версии КОРП. В этой конфигурации учет покупки и реализации металлолома автоматизирован полностью, вам не придется прибегать к ручным проводкам. Более того, она очень схожа с обычной версией, поэтому трудности в работе с ней сведены к минимуму.
Вернемся к программе 1С: Бухгалтерия предприятия 8 ред. 3.0. Приведем условный пример: организация, занимающаяся эксплуатацией жилого фонда (управляющая компания), демонтировала старое металлическое ограждение для дальнейшей постройки нового.
В этом случае металлолом образовался от разбора металлического ограждения, которое числилось в учете как основное средство.
В бухгалтерском учете оприходование материальных ценностей, оставшихся после ликвидации (демонтажа) основного средства отражается документом «Оприходование товаров», который находится в разделе «Склад».
Основанием для составления данного документа служит акт комиссии об оприходовании металлолома (образец).
После проведения документа программа сформирует проводку:
Дт 10.06 Кт 91.01 — принятие к учету металлолома от разбора ограждения
В налоговом учете рыночная стоимость полученного лома отражается во внереализационных доходах в том периоде, когда лом был оприходован – т.е. на дату составления акта.
Затем руководитель издает приказ о списании имущества, в котором обязательно указывает, что лом, который остался после списания материальных ценностей, нужно сдать в пункт приема металла.
Организация заключит с организацией-покупателем договор купли-продажи металлолома, образовавшегося в результате списания демонтированного металлического ограждения.
Сдача лома в специализированный пункт приема металла оформляется накладной на отпуск материалов на сторону (либо форма М-15, либо форма, разработанная организацией самостоятельно и утвержденная в учетной политике). Также пункт приема металлолома выпишет вам приемосдаточный акт.
В программе операция реализации лома на сторону оформляется документом «Реализация товаров» в разделе «Продажи»:
Операция по реализации лома, образовавшегося в результате хозяйственной деятельности организации, НДС не облагается. В случае реализации на территории РФ металлолома обязанность по исчислению НДС возложена на налоговых агентов, которыми признаются покупатели этих товаров (п. 8 ст. 161 НК РФ).
Но здесь не обошлось без исключений. Так, п.3.1 ст.166 НК РФ не освобождает от НДС в случае:
1. если имеет место реализация товаров физическим лицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями;
2. если в договоре и/или первичном документе неправомерно проставлена отметка «Без налога (НДС)»;
3. если утрачено право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика или на применение специальных налоговых режимов.
Если ни под один из этих случаев ваша организация не попадает, то при реализации лома вам не нужно выставлять счет-фактуру, а в декларации по НДС реализацию лома отразите в разделе 9 (или в разделе 8 при выставлении корректировочных документов), согласно Письму Федеральной налоговой службы от 19 апреля 2018 г. N СД-4-3/7484@ «О порядке заполнения налоговой декларации по НДС налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 НК РФ».
Рассмотрим на примере, как отразить организации-продавцу НДС в программе 1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0
Как уже было сказано выше, «Наша организация» заключила с ООО «Чермет» договор купли-продажи металлолома, образовавшегося в результате списания демонтированного ограждения. В рамках этого договора «Наша организация» получила частичную предварительную оплату в размере 100 000 рублей (без НДС) и произвела отгрузку металлолома на сумму 375 000 рублей (без НДС).
Получение предварительной оплаты отразим документом «Поступление на расчетный счет» в разделе «Банк и Касса»:
После проведения документа программа сформирует проводки на сумму поступившей предоплаты без НДС:
При получении оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок металлолома организация должна выставить счет-фактуру без НДС и сделать в ней запись (либо проставить штамп) «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст.168 НК РФ).
Но так как в документе «Поступление на расчетный счет» отсутствует сумма НДС, то обычным способом «Создать на основании» — «Счет-фактура выданный» сформировать не получится. В этом случае счет-фактура на сумму полученной предоплаты формируется вручную по гиперссылке «Счета-фактуры выданные» из раздела «Продажи»:
По кнопке «Создать» выбрать «Счет-фактура на аванс»:
И заполнить открывшийся документ вручную. Обратите внимание, программа автоматически проставляет «Код вида операции» 01 – замените его на код 33.
После проведения документа будет внесена запись в регистр сведений «Журнал учета счетов-фактур» и информация в регистр «НДС Продажи» для формирования записей книги продаж за 2 квартал 2020 года.
Теперь необходимо перейти в режим ручной корректировки движений документа и проставить галочку «Ручная корректировка», после чего исправить показатель графы «Событие» со значения «Получен аванс» на значение «Налог исчисляет покупатель»:
При отгрузке металлолома необходимо создать документ «Реализация» с видом операции «Товары (накладная)»:
После проведения документа, программа сформирует проводки:
Также будет внесена запись в регистр накопления «НДС Продажи»:
Теперь нужно будет перейти в режим ручной корректировки движений документа и в регистре «НДС Продажи» исправить показатель графы «Событие» со значения «Реализация» на значение «Налог исчисляет покупатель»:
После этого нажать «Записать и закрыть» — Вы вернетесь обратно в документ «Реализация». В нем внизу необходимо нажать на кнопку «Выписать счет-фактуру»:
Счет-фактура сформируется автоматически на основании данных документа «Реализация». Появится гиперссылка на счет-фактуру, перейдя по которой можно увидеть корректность заполнения документа:
Единственное, что останется сделать – изменить код вида операции с автоматически установленного программой 01 на 34:
После проведения документа будет внесена запись в регистр сведений «Журнал учета счетов-фактур» и в регистр накопления «НДС Продажи»:
Так как исчисление НДС за продавца производит покупатель, то счет-фактура на сумму предварительной оплаты, зарегистрированный в книге продаж, после отгрузки металлолома в счет этой предоплаты в книге покупок не регистрируется.
Таким образом, в книге продаж за 2 квартал 2020 года отразятся:
• сумма поступившей предоплаты металлолома в размере 100 000,00 руб. (без НДС) по счету-фактуре №1 от 18.05.2020 с кодом вида операции 33;
• стоимость отгруженного металлолома в размере 375 000,00 руб. (без НДС) по счету-фактуре №2 от 20.05.2020 с кодом вида операции 34.
Учет годных узлов и деталей, оставшихся при демонтаже основного средства
Российская организация будет применять ФСБУ 6/2020 «Основные средства» с 2022 года. В 2021 году один из производственных станков будет демонтирован, из него будут выделены узлы и детали, пригодные в будущем для ремонта других станков. Оставшийся металлолом будет передан организации, занимающейся демонтажем, в качестве оплаты услуг по демонтажу (разборке). Как организации оценить стоимость полученных при демонтаже годных узлов и деталей? Как оценить стоимость оставшегося металлолома? Как приходовать детали и узлы, а также металлолом?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете стоимость полученных в результате демонтажа станка как узлов и деталей, так и металлолома оценивается как наименьшая из следующих величин:
а) стоимость, по которой учитываются аналогичные запасы, приобретенные (созданные) организацией в рамках обычного операционного цикла (без НДС);
б) сумма балансовой стоимости списываемого объекта основных средств и затрат, понесенных в связи с демонтажем и разборкой станка, извлечением материальных ценностей и приведением их в состояние, необходимое для потребления (продажи, использования) в качестве запасов.
Подробности и бухгалтерские проводки смотрите ниже.
В налоговом учете для оценки полученных материально-производственных запасов используются рыночные цены.
Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет
В 2021 году организация должна руководствоваться ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания), и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета (далее — Инструкция).
Согласно п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и п. 75 Методических указаний стоимость объекта основных средств (ОС), который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. При этом выбытие объекта ОС имеет место, в частности, в случаях прекращения его использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции и иных случаях. Выбытие объекта ОС признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету (п. 76 Методических указаний).
Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость ликвидируемого объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации.
В соответствии с п. 79 Методических указаний и п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания.
Как указано в п. 31 ПБУ 6/01, доходы от списания объектов ОС с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов.
В соответствии с п. 13 ПБУ 10/99 «Расходы организации» остаточная стоимость и иные расходы, связанные со списанием ликвидируемого объекта основных средств (расходы по транспортировке, демонтажу, погрузке, упаковке и т.п.) отражаются в составе прочих расходов организации. А стоимость полученных при демонтаже основного средства деталей, узлов и агрегатов, пригодных для дальнейшего использования, является прочим доходом организации (п. 5 и п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Остаточная стоимость ликвидируемого основного средства и иные расходы, связанные с его ликвидацией, отражаются по дебету счета 91, субсчет «Прочие расходы». По кредиту счета 91, субсчет «Прочие доходы» показываются доходы от поступления материалов, полученных в результате ликвидации.
Обратившись к п. 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (далее — ПБУ 9/99), найдем прямое указание на то, что не признаются доходами организации в том числе суммы НДС и иных аналогичных обязательных платежей. Таким образом, материально-производственные запасы (МПЗ), полученные при выбытии объектов ОС, принимаются к учету по дебету соответствующих субсчетов к счету 10 «Материалы» с одновременным отражением в составе прочих доходов по кредиту счета 91, субсчет «Прочие доходы» по рыночной стоимости, но за вычетом НДС, который в случае реализации МПЗ будет начислен к уплате в бюджет.
Порядок формирования в бухгалтерском учете информации о запасах организаций устанавливается ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденным приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н (далее — ФСБУ 5/2019).
Если имущество, полученное в результате ликвидации основных средств, отвечает критериям, перечисленным в п. 3 ФСБУ 5/2019 (как это происходит в рассматриваемом случае), то оно принимается к учету в качестве запасов.
Материалы (в т.ч. узлы, детали и металлолом), как один из видов запасов, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, если иное не установлено ФСБУ 5/2019 (п. 9 ФСБУ 5/2019). Однако в анализируемой ситуации установлены особенности.
В случае если в качестве запасов признаются материальные ценности, остающиеся от выбытия (в том числе частичного) внеоборотных активов или извлекаемые в процессе текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции внеоборотных активов, затратами, включаемыми в фактическую себестоимость запасов, считается наименьшая из следующих величин (п. 16 ФСБУ 5/2019):
а) стоимость, по которой учитываются аналогичные запасы, приобретенные (созданные) организацией в рамках обычного операционного цикла;
б) сумма балансовой стоимости списываемых активов и затрат, понесенных в связи с демонтажем и разборкой объектов, извлечением материальных ценностей и приведением их в состояние, необходимое для потребления (продажи, использования) в качестве запасов.
Анализируя нормы ФСБУ 5/2019, можно предположить, что если у Организации нет аналогичных запасов, по которым можно было бы оценить полученные в результате демонтажа станка материальные ценности, то учитывать такие МПЗ следует исходя из суммы балансовой (остаточной) стоимости списываемого станка и затрат, понесенных в связи с демонтажем и разборкой объекта ОС.
Если же у Организации имеется возможность оценить стоимость полученных в результате демонтажа узлов, деталей и металлолома, то можно предложить следующую последовательность действий:
1) оценить полученные узлы и детали исходя из рыночной стоимости аналогичных запчастей, а металлолом исходя из обычной продажной цены металлолома. Подсчитать общую сумму рыночной стоимости запасов. Уменьшить получившуюся стоимость на величину НДС;
2) определить общую сумму расходов на демонтаж (без НДС), добавить к ней остаточную стоимость списанного станка;
3) сравнить суммы из пунктов 1 и 2;
4) если рыночная стоимость полученных в результате разборки объекта ОС запасов будет ниже общей величины затрат, то оприходовать узлы, детали и металлолом по рыночной стоимости (без НДС);
5) если же общая величина затрат, связанных с ликвидацией станка, окажется ниже суммы рыночных стоимостей полученных МПЗ, то рекомендуем подсчитать соответствующий понижающий коэффициент, умножить рыночную стоимость каждого узла, детали и металлолома на этот коэффициент и оприходовать запасы по получившейся оценке.
К сожалению, нам не удалось обнаружить официальных разъяснений по аналогичным ситуациям. Поэтому изложенная выше позиция является исключительно нашим экспертным мнением.
Стоимость материалов, оставшихся от выбытия (в том числе частичного) внеоборотных активов, которые будут использованы в деятельности организации, списывается на расходы по мере отпуска этих запасов в производство (или при ином выбытии) одним из следующих способов (п. 36 ФСБУ 5/2019):
а) по себестоимости каждой единицы;
б) по средней себестоимости;
в) по себестоимости первых по времени поступления единиц (способ ФИФО).
Выбор применяемого метода должен быть отражен в учетной политике Организации для целей бухгалтерского учета.
По счетам бухгалтерского учета организации могут быть оформлены следующие записи:
Дебет Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств», Кредит 01
— списана первоначальная стоимость демонтированного станка;
Дебет 02, Кредит 01, субсчет «Выбытие ОС»
— списана начисленная амортизация станка;
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы», Кредит 01, субсчет «Выбытие ОС»
— списана остаточная стоимость станка;
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы», Кредит 23 (60)
— отражены расходы по разборке и демонтажу станка;
Дебет 10, Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— оприходованы узлы и детали, годные для дальнейшего использования;
Дебет 10, субсчет «Металлолом», Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— оприходован металлолом.
В случае дальнейшего использования в производстве узлов и деталей (например, для ремонта оборудования) оформляется следующая бухгалтерская проводка:
Дебет 20 (23), Кредит 10
— списана стоимость узлов и деталей.
Передача металлолома подрядчику отражается как обычная реализация с последующим погашением взаимных задолженностей путем зачета взаимных требований.
Налог на прибыль
Стоимость материалов или иного имущества, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, учитывается в целях налогообложения в составе внереализационных доходов на основании п. 13 ст. 250 НК РФ.
Поскольку иное главой 25 НК РФ не предусмотрено, то в соответствии с пп. 5 и 6 ст. 274 НК РФ указанные внереализационные доходы учитываются исходя из рыночных цен, определяемых в порядке, аналогичном установленному ст. 105.3 НК РФ, на момент совершения внереализационных операций без включения в них НДС. На это же указывает и Минфин России, например, в письмах от 30.05.2016 N 03-03-06/1/30913, от 10.08.2012 N 03-03-06/1/400.
В соответствии с п. 13 ст. 250 НК РФ доходы налогоплательщика в виде стоимости МПЗ, полученных при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации ОС, признаются внереализационными доходами независимо от их использования или неиспользования в производстве (реализации или для управления организацией) (письма Минфина России от 14.11.2008 N 03-03-06/1/631, от 19.05.2008 N 03-03-06/2/58, от 15.06.2007 N 03-03-06/1/380).
Напомним, что внереализационные доходы в данном случае признаются на дату составления акта ликвидации объекта ОС, оформленного в соответствии с требованиями к бухгалтерскому учету (подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ).
В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, включаются в состав внереализационных расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль в том отчетном периоде, в котором произошла ликвидация единовременно на дату подписания ликвидационной комиссией соответствующего акта о выполнении работ по ликвидации основного средства (письма Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592, от 17.01.2006 N 03-03-04/1/27, от 08.04.2005 N 03-03-01-04/2/61).
При выбытии материалов и иного имущества, полученных в результате списания (ремонта) ОС, в расходы можно включить их стоимость (письма Минфина России от 30.09.2010 N 03-03-06/1/621, от 19.04.2010 N 03-03-06/1/275), то есть по мере отпуска в производство (с учетом ст. 318-319 НК РФ) или по мере реализации (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, письма Минфина России от 20.06.2018 N 03-03-06/1/42057, от 10.08.2012 N 03-03-06/1/400). В соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в соответствии с п. 13 ст. 250 НК РФ.
К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет при ликвидации (списании) основного средства;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет списания основных средств при их ликвидации (демонтаже);
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет доходов в виде стоимости полученных материалов при списании (ликвидации) или ремонте основных средств;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет материалов, полученных в результате ликвидации основных средств c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
— Энциклопедия решений. Доходы в виде стоимости материалов или иного имущества при списании (ликвидации) или ремонте ОС (в целях налогообложения прибыли).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил
Ответ прошел контроль качества
Вопрос:
В обществе после ликвидации (реконструкции) основных средств остаются материалы, пригодные к дальнейшему использованию. Как по ФСБУ 5/2019 определить стоимость таких материалов (в составе нескольких позиций), учитывая, что остаточная стоимость основного средства не равна нулю (например, при разборке автомобиля остается двигатель и иные более мелкие и незначительные запасные части; остаточная балансовая стоимость автомобиля на момент ликвидации равна 100 руб.)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На данный момент разъяснений и рекомендаций по учету данных материальных ценностей в соответствии с ФСБУ 5/2019 «Запасы» нами не обнаружено. По нашему мнению, организация может самостоятельно разработать собственный порядок оценки таких запасов. При этом в отношении стоимости, по которой они оприходованы на баланс, должны соблюдаться требования, указанные в п. 16 ФСБУ 5/2019.
Обоснование позиции:
Оценка материалов
В соответствии с п. 16 ФСБУ 5/2019 «Запасы» в случае если в качестве запасов признаются материальные ценности, остающиеся от выбытия (в том числе частичного) внеоборотных активов или извлекаемые в процессе текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции внеоборотных активов, затратами, включаемыми в фактическую себестоимость запасов, считается наименьшая из следующих величин:
а) стоимость, по которой учитываются аналогичные запасы, приобретенные (созданные) организацией в рамках обычного операционного цикла;
б) сумма балансовой стоимости списываемых активов и затрат, понесенных в связи с демонтажем и разборкой объектов, извлечением материальных ценностей и приведением их в состояние, необходимое для потребления (продажи, использования) в качестве запасов.
Напомним, что ранее, в период действия ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», фактическая себестоимость таких запасов определялась исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 9 ПБУ 5/01) и признавалась прочим доходом организации (п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).
В связи с вступлением в силу ФСБУ 5/2019 данный подход напрямую не применим, поскольку новый стандарт в рамках сближения с МСФО базируется на принципах, отличных от ранее применявшихся правил учета МПЗ. Смотрите также Обзор Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.).
Обратимся к международному стандарту финансовой отчетности МСФО (IAS) 2 «Запасы», на основании которого и был подготовлен ФСБУ 5/2019: согласно п. 9 МСФО (IAS) 2 запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин: по себестоимости или по чистой возможной цене продажи. Пункт 10 МСФО (IAS) 2 содержит указание, что себестоимость запасов должна включать все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы обеспечить текущее местонахождение и состояние запасов. Хотя МСФО (IAS) 2 не рассматривает ситуацию возникновения запасов в результате ликвидации ОС, его цель не завысить стоимость активов организации. Именно поэтому данные материальные ценности принимаются к учету по наименьшей из величин. Балансовая стоимость (то есть остаточная) формирует фактическую себестоимость на момент признания (часть стоимости запчастей уже была отнесена на расходы путем начисления амортизации), что совпадает с указанием п. 9 МСФО (IAS) 2.
Затраты, понесенные в связи с демонтажем и разборкой объектов, извлечением материальных ценностей и приведением их в состояние, необходимое для потребления (продажи, использования) в качестве запасов, также включаются в стоимость запасов, что соответствует п. 10 МСФО (IAS) 2.
Таким образом, для определения стоимости в соответствии с подп. б) п. 16 ФСБУ 5/2019 организации остается только определить пропорцию, или долю балансовой стоимости каждой конкретной запчасти (то есть по сути обоснованным способом «разделить» 100 рублей). По нашему мнению, данный вопрос не входит в компетенцию сотрудников бухгалтерии, поскольку является техническим. Соответственно, доли комплектующих запасных частей должны определять технические специалисты, входящие в состав специальной комиссии (смотрите п. 77 «Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н ) или иные эксперты. С учетом установленной доли исчисляются первоначальная стоимость и начисленная амортизация, приходящиеся на каждую часть имущества. Схожая методика нашла отражение в письмах Минфина России от 27.08.2008 N 03-03-06/1/479, от 19.08.2011 N 03-03-06/1/503, от 03.08.2012 N 03-03-06/1/378. Затраты на извлечение данных материальных ценностей при невозможности прямого отнесения на себестоимость частей также могут быть разделены в соответствии с установленной пропорцией.
Пример: Первоначальная стоимость автомобиля 1500 руб., накопленная амортизация 1400 руб. Автомобиль по приказу руководителя разбирается на запасные части: двигатель, автомобильное стекло и пр. Комиссия установила, что стоимость двигателя составляет 40%, стоимость стекла 5% в стоимости автомобиля.
Таким образом, первоначальная стоимость двигателя 600 руб. (1500 х 40%), амортизация 560 руб. (1400 х 40%), балансовая (остаточная) стоимость составит 40 руб. (600 — 560). Аналогично балансовая (остаточная) стоимость стекла составит 5 руб.
Порядок определения долей частей при ликвидации или реконструкции имущества следует закрепить в учетной политике (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика»).
Чистая возможная цена продажи, указанная в п. 9 МСФО (IAS) 2, больше соответствует понятию рыночной цены, упоминаемой в ПБУ 5/01, однако определение, данное в подп. а) п. 16 ФСБУ 5/2019 «в случае отсутствия у организации аналогичных запасов, приобретенных (созданных) в рамках обычного операционного цикла», дает возможность применять как раз рыночную цену для определения себестоимости. К примеру, организация разбирает автомобиль, и его двигатель используется для ремонта других автомобилей организации. В случае отсутствия этой запчасти организации в целях ремонта пришлось бы заплатить рыночную цену за ее приобретение, соответственно, именно эта цена и должна сравниваться с балансовой (остаточной) стоимостью и понесенными затратами на извлечение двигателя из ликвидируемого (реконструируемого) автомобиля.
Таким образом, организации необходимо определить две величины и принять запасы к учету по наименьшей стоимости:
доля запчасти в балансовой (остаточной) стоимости (то есть в 100 рублях) + расходы на ее демонтаж, извлечение;
цена аналогичных запасов у самой организации или рыночная.
Разъяснений, как применять на практике данную норму, нет. По нашему мнению, организация может самостоятельно разработать собственный порядок оценки таких запасов. При этом к их стоимости, по которой они оприходованы на баланс, должны соблюдаться требования, указанные в п. 16 ФСБУ 5/2019.
При этом если ОС полностью самортизировано, как представляется, также возможны варианты.
1. В случае, если балансовая (остаточная) стоимость объекта ОС равна нулю и организация не несет затрат по извлечению запчастей, можно предположить, что данные запчасти не принимаются к учету (так как не определена сумма затрат, понесенных в связи с приобретением или созданием запасов, или приравненная к ней величина (подп. б) п. 5 ФСБУ 5/2019)). В таком случае необходимо обеспечить надлежащий контроль наличия и движения данного имущества на забалансовых счетах в соответствии с п. 6 ФСБУ 5/2019.
2. Вместе с тем возможен и другой подход: если балансовая стоимость ОС равна нулю и отсутствуют расходы на демонтаж, то извлеченные запасы оцениваются по справедливой стоимости. Отметим, что этот вариант более отвечает требованиям МСФО, поскольку при признании актив необходимо оценить (оценить потенциал создания экономических выгод) (п. 5.19 Концептуальных основ МСФО, смотрите также Энциклопедию решений. Активы для целей бухгалтерского учета). Так, как уже сказано выше, МСФО (IAS) 2 «Запасы» предусмотрен один вариант оценки запасов, независимо от источника их получения: запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин: по себестоимости или по чистой возможной цене продажи (п. 9 МСФО (IAS) 2 «Запасы», которому соответствует общая норма п. 28 ФСБУ 5/2019). Смотрите Вопрос: Как на практике применять п. 16 ФСБУ 5/2019 «Запасы»? Что делать, если нет аналогичных запасов, а извлекаемые запасы получены при демонтаже полностью самортизированного ОС, при этом нет расходов на демонтаж? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.)
3. Еще один, на наш взгляд, способ оценки МПЗ в ситуации, когда выбывает полностью самортизированный внеоборотный актив, то есть его остаточная стоимость равна нулю, сводится к тому, что остающиеся после разбора материальные ценности можно учитывать по мере выполнения работ и признания расходов на демонтаж и разборку объектов. Но в данном случае также не стоит забывать, что в фактической себестоимости таких материалов учитывается наименьшая из величин, а именно, стоимость аналогичных запасов или сумма затрат на демонтаж и разбор внеоборотного актива. Это означает, что необходимо сравнить эти величины и наименьшую из них принять за фактическую себестоимость полученных материалов. Также считаем, если остаточная стоимость выбывающего внеоборотного актива равна нулю и при этом у организации нет запасов, аналогичных материалам, полученным в результате разборки основного средства, то в фактическую себестоимость таких материалов включаются только затраты, понесенные в связи с демонтажем и разборкой, извлечением материальных ценностей и приведением их в состояние, необходимое для потребления. Смотрите Энциклопедию решений. Учет материалов, полученных в результате ликвидации основных средств.
Отражение на счетах учета получаемых в результате демонтажа МПЗ
1. Традиционным является применение порядка, когда материальные ценности отражаются в качестве дохода по дебету счета 10 в корреспонденции со счетом 91, субсчет «Прочие доходы» (пп. 8, 9 ПБУ 9/99 «Доходы организации»; смотрите Энциклопедию решений. Бухгалтерский учет материалов, полученных в результате ликвидации основных средств c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019, Энциклопедию решений. Учет доходов в виде стоимости полученных материалов при списании (ликвидации) или ремонте основных средств). В итоге получится одинаковый результат: списанная стоимость ОС (его части) составит расход в том же размере.
2. Другой подход представлен в п. 3 рекомендации БМЦ*(1) Р-63/2015-КпР. Материальные ценности от ликвидации ОС приходуются одновременно со списанием ОС на наиболее позднюю из двух дат — дату принятия решения об изменении модели получения будущих экономических выгод от использования либо дату прекращения эксплуатации. При этом ценности приходуются за счет остаточной стоимости основного средства. Остаток стоимости ОС в случае ликвидации объекта списывается на расходы текущего периода как расход от выбытия ОС. Это означает, что запасы, полученные в результате ликвидации (реконструкции) ОС, не формируют доход организации: «Непосредственно в момент извлечения запасов от ликвидации основных средств поступления новых активов в организацию не происходит, и экономических выгод организация не получает, так как основное средство уже признавалось активом организации, и в прошлом организация несла затраты на его получение и последующую эксплуатацию. Если же рассматривать выгоды от продажи извлеченных ценностей, то такие выгоды могут быть признаны доходом только в момент их продажи при соблюдении условий, установленных п. 12 ПБУ 9/99, но не в момент их извлечения».
При следовании такому подходу в бухгалтерском учете могут быть оформлены следующие записи:
Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
— списана первоначальная стоимость запчасти в установленной пропорции;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»
— списана начисленная амортизация по данной запчасти в установленной пропорции;
Дебет 10 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»
— отражена стоимость запчасти по балансовой (остаточной) стоимости;
Дебет 10 Кредит 23 (60)
— отражены затраты по демонтажу запчасти.
Отметим, что данная корреспонденция не предусмотрена Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н), однако в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные настоящей Инструкцией. А согласно п. 14 ПБУ 6/01 изменение первоначальной стоимости ОС допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств, что позволяет использовать уменьшение стоимости объекта путем выделения материальных ценностей на другие счета учета. Смотрите также: Иллюстративные примеры рекомендации БМЦ Р-63/2015-КпР.
Если сформированная себестоимость выше цены аналогичных запасов (у организации или рыночной), по нашему мнению, организации необходимо следовать указаниям п. 30 ФСБУ 5/2019 путем создания резерва под обесценение.
Отметим, что в настоящий момент нами не обнаружены какие-либо рекомендации по вопросу оценки МПЗ от регулирующих органов. Например, по п. 16 ФСБУ 5/2019 в БМЦ поступили претензии от ПАО «ГМК «Норильский никель» и ПАО «КамАЗ»:
компонентый учет, оценка предполагаемой величины затрат на демонтаж и починку — сложный новый бизнес-процесс;
для большинства организаций стоимость таких запасов несущественна. Порядок оценки, предусмотренный ФСБУ, является сложным, трудоемким, приводит к образованию разниц с налоговым учетом. Предлагается дать рекомендацию, что в случае несущественности организация может применять альтернативные способы оценки для таких запасов, руководствуясь требованием рациональности (http://bmcenter.ru/Files/FSBU_Zapasi_voprosi).
Таким образом, до выхода каких-либо уточнений по данному вопросу организации следует самостоятельно определить порядок учета данных операций. Выбранный подход должен быть закреплен в учетной политике.
Отметим, что в соответствии с ч. 8 ст. 21 Закона N 402-ФЗ рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе. При этом такие рекомендации в области бухгалтерского учета не должны создавать препятствий к осуществлению экономическим субъектом его деятельности (ч. 10 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет при ликвидации (списании) основного средства;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет списания основных средств при их ликвидации (демонтаже);
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет поступления материалов с 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
— Вопрос: Отражение в бухгалтерском и налоговом учете перемещения камер видеонаблюдения, являющихся узлами комплексной системы видеонаблюдения (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2021 г.);
— Налоговый учет операций, связанных с частичной ликвидацией ОС (Л.Е. Тимофеева, журнал «Налог на прибыль: учет доходов и расходов», N 3, март 2019 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Андреева Людмила
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации «Содружество» Мельникова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Бухгалтерский методологический центр (Фонд НРБУ БМЦ) является субъектом негосударственного регулирования бухгалтерского учета в пределах компетенций, установленных статьей 24 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
Как оприходовать металлолом от списания основных средств?
На предприятии, имеющем некие объекты основных средств, может возникнуть необходимость в их ликвидации. Такие действия, как правило, сопровождаются образованием отходов, часть из которых надлежит соответствующим образом учесть, поскольку в дальнейшем они могут стать объектами реализации. К этой категории относится, в частности, металлолом.
Ликвидировать основные средства компания может по основаниям, указанным в п. 40 ФСБУ 6/2020 «Основные средства».
Важно! С 2022 года ПБУ 6/01 утратил силу. Его заменил новый ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Как применять новый стандарт, узнайте из Готового решения от экспертов КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Списывать такие ОС следует с участием специальной комиссии, состав которой утверждает руководитель предприятия.
Члены комиссии выбираются из состава работников предприятия, но обязательно ее членом должен являться главбух по той причине, что именно на нем замыкаются все вопросы учета ОС.
Этот орган в дальнейшем оценивает стоимость объекта основных средств и решает, следует ли его списывать по причине отсутствия реальной выгоды от его использования. Процедура проста: члены комиссии проводят осмотр объекта, определяют, по каким причинам он не может использоваться в дальнейшем и получится ли использовать образовавшиеся в результате разбора детали.
По результатам работы комиссии пишется заключение. Шаблона для такого документа не предусмотрено, поэтому его можно создать самостоятельно. Под заключением комиссии ставятся подписи всех ее членов. В дальнейшем содержащиеся в нем выводы ложатся в основу приказа руководителя о ликвидации объекта ОС.
Наконец, после подписания заключения и издания соответствующего приказа по предприятию пишется акт на списание этого объекта. В нем должна присутствовать информация следующего характера:
- когда объект оприходован и внесен в регистры бухучета;
- когда он изготовлен или построен;
- когда он введен в эксплуатацию на предприятии;
- сколько времени отведено для его полезного использования;
- начальная его стоимость;
- размер начисленной к моменту списания амортизации;
- сколько было переоценок и их размеры;
- количество ремонтов, каково состояние деталей объекта к моменту списания.
Как правило, организации используют для списания шаблоны в виде унифицированных форм, определенных Госкомстатом РФ в постановлении от 21.01.2003 № 7. Этим распорядительным документом утверждены три вида актов:
- ОС-4 — для всех ОС, кроме автотранспорта;
- ОС-4а — для автотранспорта;
- ОС-4б — для ОС, составляющих группу, кроме автотранспорта.
Допускается составление акта по своим разработкам, поскольку с 2013 года отменена обязательность применения некоторых форм первичных документов, в числе которых есть и этот акт.
Утверждать его должен руководитель предприятия.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Акт на списание обязательно должен быть подписан всеми без исключения членами комиссии. Если будет отсутствовать хоть одна подпись, появляется риск получить доначисление налога на прибыль. Причина — налоговики считают такой документ недействительным, и списание, соответственно, становится неправомерным.
Оприходование металлолома от списания основных средств, бухгалтерский учет (проводки)
После оформления акта на списание бухгалтерия должна отметить, что объект ОС выбыл из числа используемых. Это делается с помощью инвентарных карточек форм ОС-6, ОС-6а и ОС-6б.
Если говорить о бухучете, то стоимость ликвидированного ОС надлежит списать с 01-го счета, тем самым отражая случившийся факт. Начисление амортизации прекращается со следующего месяца.
При образовании металлолома в результате работ по ликвидации соответствующий его объем следует оприходовать. Для отражения в учетных регистрах используется рыночная цена металлолома.
В дальнейшем руководство компании принимает решение по реализации таких материалов или их применении в производстве.
Эксперты КонсультантПлюс рекомендуют приходовать металлолом от списания основного средства в качестве долгосрочного актива к продаже (ДАП). Обоснование такой позиции экспертов смотрите в К+, получив пробный демо-доступ. Это бесплатно.
В бухучете оприходование металлолома при списании ОС следует отражать так:
Дт 10 Кт 01 — приходуем материалы, образовавшиеся при ликвидации объекта ОС (в данном случае металлолом).
Результат от реализации металлолома надлежит записывать в прочие доходы. Себестоимость металлолома, в свою очередь, записываем в прочие расходы. В результате проводки будут выглядеть так:
Дт 62 Кт 91-1 — отражаем выручку от продажи металлолома;
Дт 91-2 Кт 10 — списываем себестоимость металлолома.
Запись Дт 91 Кт 08 следует применять, когда ликвидация коснулась объекта незавершенного строительства. Дело в том, что объект незавершенки отнесен к капитальным вложениям, а не к ОС.
Все бухгалтерские записи делаются на основании первичных документов. Образцы оформления пакета бумаг при списании ОС доступны в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Налоговый учет при ликвидации ОС, использование и реализация металлолома
По нормам п. 13 ст. 250 НК РФ при подсчете налога на прибыль во внереализационные доходы следует включать стоимость образовавшихся при ликвидации материалов. Исключить из этого списка следует лишь те, которые обозначены в п. 18 ст. 251 НК РФ.
Момент признания дохода жестко привязан к способу, который применяется для расчетов доходов и расходов.
Так, при методе начисления момент признания доходов придется на день, когда составлен акт ликвидации амортизируемого объекта. А при кассовом методе — на день, когда этот объект оприходован.
Если компания решила использовать образовавшийся при ликвидации металлолом в своем производстве или продать его, стоимость этого материала вносится в материальные или реализационные расходы.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Согласно ст. 252 НК РФ уместность расходов надлежит обосновать и подтвердить документально. Если не предпринять таких усилий, у налоговых инспекторов появится основание исключить эти затраты из базы по налогу на прибыль, и, соответственно, доначислить сумму этого налога.
Итоги
Приходуя металлолом, образовавшийся при ликвидации ОС, следует правильно оформить списание объекта, непременно с участием комиссии от предприятия, а также внести необходимые записи в бухгалтерский и налоговый учет.