Как работает служба безопасности при приеме на работу
Проверка службой безопасности — это распространенная процедура при приеме на работу. Особенно тщательно проверяют кандидатов в государственные структуры. Но отказать из-за результатов могут не всегда.
Что проверяет служба безопасности
Служба безопасности давно стала обыденным делом. Ее полномочия обычно расписываются в локальных актах фирмы, например, в соответствующем Положении. В состав работников такого отдела нередко входят бывшие сотрудники правоохранительных органов, которые сохранили «связи» и охотно их используют в текущей деятельности. Например, проверка при устройстве на работу — обязательное условие для соискателей в банках или госструктурах. При заполнении анкеты кандидаты соглашаются на проверку указанных данных.
Если содержать самостоятельную структуру нецелесообразно, то прибегают к услугам сторонних компаний, специализирующихся в этой сфере.
Вне зависимости от того, каким вариантом пользуется фирма, вот, что проверяет служба безопасности при трудоустройстве на работу:
- данные о месте жительства;
- достоверность сведений об опыте (стаже);
- подлинность документов, в том числе об образовании;
- отсутствие судимости;
- не работают ли родственники или близкие друзья в конкурирующих организациях;
- информацию о дисквалификации.
Первые три пункта относятся почти ко всем соискателям, а про судимость — частный случай. И если выявится наличие проблем с законом у педагога, то это основание для отказа в трудоустройстве. А если речь идет о грузчике, то закон не содержит обязательное требование об отсутствии судимости у претендента. Следовательно, если грузчик узнал, что при устройстве на работу его проверила служба безопасности, и ему отказали из-за того, что во время проверки обнаружена судимости, то это нарушает его права, как потенциального работника. Он вправе обратиться в суд.
Но вся сложность правоприменительной практики в подобных случаях заключается в необходимости доказать причину отказа. В ТК РФ сказано, что по требованию соискателя потенциальный работодатель обязан письменно изложить причины. Но, понятное дело, никакой разумный работодатель на укажет в письменной форме дискриминирующий аргумент.
Как проверяют
В организациях прохождение службы безопасности осуществляется разными способами. Часто применяют собеседование, в ходе которого проверяющий уточняет детали опыта прежней работы или данные о полученном образовании. Зачем? Чтобы убедиться в подлинности предоставленных сведений и документов, посмотреть на реакцию. В ходе собеседования составляется и психологический портрет. Скандалист или чрезмерно нервный человек не отвечает заявленным критериям работодателя. Чтобы иметь представления о человеке, изучают и его «жизнь в социальных сетях».
Другой способ проверки при приеме на работу — документальный, то есть удостоверяют подлинность сведений, содержащихся в документах. При проверке онлайн служба безопасности берет сведения из открытых источников: сайты судов и судебных приставов, данные ЕГРИП и ЕГРЮЛ.
Но следует иметь в виду, что статья 64 Трудового кодекса Российской Федерации содержит прямой запрет на необоснованный отказ в трудоустройстве. Оцениваться должны деловые качества соискателя, а не его убеждения, имущественное или социальное положение. Эта статья является сдерживающим фактором для сотрудников службы безопасности, которые проверяют все, что угодно, и каким угодно способом. Но в случае выявления негативных характеристик они чаще всего указывают на истинную причину отказа. Ограничения и преимущества должны быть прямо установлены законом. Приведем некоторые примеры:
- возрастные ограничения (для судей);
- образовательный ценз (для врачей, адвокатов);
- отсутствие дисквалификации (для руководителей).
Проверка при устройстве в госструктуры
Когда речь идет не о коммерческой компании, а о государственной должности, то служба безопасности руководствуется 144-ФЗ. Таких кандидатов проверяют гораздо тщательнее, часто привлекают ФСБ. Вот, что проверяет ФСБ при устройстве на госслужбу:
- подлинность трудовой книжки, дипломов и других документов;
- подлинность биографии;
- истинные причины увольнения с предыдущих мест работы;
- биографию родственников и близких друзей;
- недвижимость и бизнес в собственности;
- вероятность конфликта интересов;
- состояние здоровья;
- банковские счета.
Факт, что проверяет служба безопасности при приеме на работу, крайне важен для госструктур. Чтобы пройти проверку, указывайте информацию о себе максимально подробно и точно. Поводом для отказа становится незначительное расхождение, например, не упомянутый ржавый гараж дальнего родственника. Приготовьтесь, что вопросы задают даже о случайных однофамильцах.
Сколько длится проверка
То, сколько времени проверяет анкету служба безопасности, зависит от организации, в которую устраиваетесь. Чем она крупнее, тем тщательнее рассматривают кандидатов, и ответа ждать дольше. Самые кропотливые проверки в организациях с госучастием и в госструктурах. В среднем ждут одну-две недели. Иногда ожидание растягивается до двух месяцев и даже полугода, если речь о закрытом предприятии из «оборонки».
Как проверить самого себя
Не все организации считают целесообразным держать специалиста в штате или проверяют кандидатов только на топовые должности. При необходимости обращаются в специализированную организацию. Самый простой способ, как проверить себя в службе безопасности, — сделать тоже самое. Но услуга платная.
Можете попытаться проделать то, что делает служба безопасности, но высока вероятность, что некоторую информацию вы не сможете получить бесплатно или без посторонней помощи. Сделайте запросы в:
- пенсионный фонд;
- налоговую инспекцию;
- полицию;
- Бюро кредитных историй (раз в год они дают выписку бесплатно);
- бывшие места работы;
- ВУЗы, где обучались.
Запросите выписки из ЕГРИП и ЕГРЮЛ, по возможности из Росреестра. Обязательно «прогуглите» себя по полному имени, проанализируйте результаты. Если ведете соцсети, взгляните на них глазами постороннего человека: как выглядит аккаунт, о чем пишете, какие записи лайкаете и репостите, на кого подписаны.
Служба безопасности и ее роль в обеспечении комплексной защиты предприятия
Понятие безопасности многогранно. В условиях конкурентной борьбы и криминализации рынка наряду с традиционными задачами охраны объектов у службы безопасности (СБ) появились новые задачи детективного характера, в том числе противодействие экономическому шпионажу, выявление ненадежных деловых партнеров и многое другое. В статье в структурированной форме представлены задачи и функции СБ, дано представление о методах и средствах ее деятельности, описаны виды организации подразделений охраны, нормативно-правовые аспекты охранной деятельности.
Виды охраны. Правовые основы охранной деятельности
Система защиты представляет собой совокупность сил и средств для обеспечения требуемого уровня безопасности объекта. В ней можно выделить следующие структурные компоненты (рис. 1):
• комплекс организационных мероприятий;
• инженерно-технические средства защиты;
• действия сотрудников СБ.
Рис. 1. Обобщенная структура системы защиты
Организационная поддержка функционирования системы защиты включает в себя комплекс мер по управлению службой безопасности, а также регламентирующие эти меры организационно-распорядительные документы. Инженерно-технические средства защиты предназначены для выполнения следующих задач:
• обеспечение санкционированного доступа;
• обнаружение проникновения нарушителя на объект;
• создание препятствий нарушителю при движении к цели акции;
• контроль проноса запрещенных предметов и т.п.
Задача обеспечения безопасности объекта возлагается на специально создаваемое структурное подразделение – СБ. Формы организации этой структурной единицы могут быть разными в зависимости от формы собственности объекта, его важности, количества сотрудников, а также прочих факторов. Охрана объекта может осуществляться:
• войсковой охраной (подразделением внутренних войск МВД России);
• отрядом ведомственной охраны;
• подразделением вневедомственной охраны МВД России, а также военизированным или сторожевым подразделением при органах внутренних дел;
• частным охранным предприятием.
Рассмотрим правовую базу каждого из видов охраны (табл. 1).
Таблица 1. Правовая база охранной деятельности
- Закон «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1.
- Закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ.
- Закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ «Об организации ведомственной охраны» от 12 июля 2000 года № 514.
- Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года № 2487-1.
- Постановление Правительства РФ «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 года № 587.
- «Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» от 14 августа 1992 года № 589.
- Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ.
- Закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ.
- «Положение о ведомственной охране Министерства (ведомства)».
Внутренние войска
Охрана важных государственных объектов осуществляется внутренними войсками МВД России. Федеральный закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ определяет правовые основы деятельности частей и подразделений внутренних войск по охране таких объектов. Порядок выполнения военнослужащими внутренних войск служебно-боевых задач, организации и несения караульной службы определен в «Уставе гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации».
Ведомственная охрана
Организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны определяет Федеральный закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ. В нем определены основные требования к работникам ведомственной охраны, их права и обязанности, порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью. Защита объектов иных форм собственности осуществляется в соответствии с заключенными договорами. На основании указанного закона федеральные органы исполнительной власти, министерства и ведомства, имеющие право на создание ведомственной охраны, разрабатывают «Положения о ведомственной охране» подведомственных им объектов. Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, определен Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2000 года «Об организации ведомственной охраны».
Основными задачами ведомственной охраны являются:
• защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;
• обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
• предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Структура и полномочия органов ведомственной охраны, нормы численности работников, а также порядок организации их деятельности определяются «Положением о ведомственной охране».
Вневедомственная охрана
В соответствии с «Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ» (Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 года) при органах внутренних дел создаются подразделения вневедомственной охраны. Основными задачами вневедомственной охраны являются:
• охрана имущества собственников на договорной основе;
• участие в инспектировании ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций;
• организация и проведение испытаний средств охранной сигнализации, выдача сертификатов;
• технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию объектов средствами охранной сигнализации.
Кроме того, при органах внутренних дел существуют военизированные и сторожевые подразделения, осуществляющие на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности. До принятия закона о вневедомственной охране на них распространяется действие Федерального закона «О ведомственной охране».
Частные охранные предприятия
В соответствии с Федеральным законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года № 2487-1 частным охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
• защита жизни и здоровья граждан;
• охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке:
• проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
• консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
• обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Охранная деятельность таких предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (приложение 1 к Постановлению Правительства «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 года с последующими изменениями).
Широко применяется и смешанный вид охраны, например объект может охраняться ведомственной охраной и внутренними войсками, внутренними войсками и собственной службой безопасности.
Дальнейшее описание ведется применительно к СБ, которая может быть организована на базе ведомственной охраны, частного охранного предприятия а также вневедомственной охраны.
Служба безопасности: задачи и функции
В соответствии с законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года: «Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз внутреннего и внешнего характера». Угроза безопасности – потенциальная возможность действия, способного причинить ущерб интересам объекта. СБ является структурным подразделением предприятия, предназначенным для обеспечения защиты предприятия от прогнозируемых угроз.
Рассматривая безопасность как комплексное понятие, можно выделить следующие его составляющие:
• безопасность внешней деятельности;
Задачи СБ по обеспечению безопасности показаны на рис. 2. В свою очередь, выполнение каждой задачи обеспечивается следующими функциями.
Рис. 2. Задачи СБ по обеспечению безопасности
Составляющие
Задачи СБ
по обеспечению безопасности
и сотрудников предприятия
Функциями СБ по обеспечению физической безопасности являются:
• обнаружение проникновения нарушителя на охраняемую территорию;
• охрана имущества предприятия;
• защита персонала предприятия от преступных посягательств;
• обеспечение пропускного режима, разграничение доступа на объект;
• организация инженерно-технической защиты охраняемых зданий, помещений.
Безопасность внешней деятельности обеспечивается комплексом мер по выявлению и локализации угроз, затрагивающих коммерческие интересы предприятия.
В том числе, сюда входит:
• изучение криминальных аспектов рынка;
• противодействие экономическому шпионажу;
• выявление ненадежных деловых партнеров, сбор информации о лицах, заключающих контракты с предприятием;
• борьба с недобросовестной конкуренцией;
• выявление фактов незаконного использования товарных знаков и т.п.
Мероприятия по обеспечению информационной безопасности направлены на предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта и включают в себя:
• организацию конфиденциального делопроизводства;
• ограничение круга лиц, работающих с конфиденциальными документами;
• организацию ведения конфиденциальных переговоров;
• расследование обстоятельств разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну и т.д.;
• мероприятия по противодействию техническим способам несанкционированного съема информации;
• мероприятия по защите информации, циркулирующей в компьютерах, вычислительных сетях.
Психологическая безопасность достигается комплексом мер по выявлению неблагонадежных сотрудников предприятия, в том числе:
• выявление неблагонадежных сотрудников и их групп путем проведения оперативно-розыскных мероприятий (в рамках полномочий СБ);
• выявление неблагонадежных сотрудников и их групп путем психологического тестирования;
• профилактические мероприятия по формированию правосознательного поведения сотрудников.
Служба безопасности: структура, методы и средства деятельности
Структура и состав СБ определяются реальными потребностями предприятия и зависят от многих факторов: важности (потенциальной опасности) объекта, формы собственности, рода деятельности, количества сотрудников, места расположения и т.п. Типовая структура СБ приведена в табл. 2.
Таблица 2. Типовая структура СБ
2. Группа сопровождения
3. Тревожная группа
4. Группа инженерно-технической защиты
5. Группа режима
и мат. ценностей
2. Контрразведывательная группа
Отдел физической охраны и режима
Охрана и режим – традиционные виды охранной деятельности. Основная задача отдела – обнаружение несанкционированного доступа на территорию объекта, а также осуществление контрольно-пропускного режима. Основными методами деятельности являются:
• патрулирование (периодический обход территории);
• выставление постов (пост – это участок местности, порученный часовому для охраны и обороны);
• контрольно-пропускные функции (операторы КПП);
• сопровождение (охрана физических лиц).
К техническим средствам относятся все приспособления, повышающие эффективность охранной деятельности, в том числе:
• технические средства охраны (датчики охранной сигнализации, периметровые системы охраны, средства теленаблюдения, средства тревожно-вызывной сигнализации и т.д.);
• средства управления доступом (турникеты, кодонаборные устройства, тамбур-шлюзы, металлодетекторы и т.п.);
• инженерные средства защиты (периметровые заграждения, физические барьеры, решетки, строительные конструкции зданий, сооружений и т.п.);
• оружие, средства индивидуальной защиты и т.д.
Отдел безопасности внешней деятельности
Задача отдела – сбор и анализ разведывательной информации. К методам деятельности относятся:
• замаскированный опрос сотрудников;
• негласное наведение справок;
• скрытое наблюдение и т.д.
К техническими средствам сбора информации относятся:
• средства негласного съема информации;
• средства скрытого видеонаблюдения;
• средства компьютерного шпионажа и т.п.
Наличие этого отдела в структуре СБ зависит, прежде всего, от степени вовлеченности предприятия в конкурентную борьбу, прогнозирования угроз его экономической безопасности.
Отдел защиты информации
Задача отдела – предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта. Все меры по защите информации можно разделить на две группы:
Организационно защита охраняемых сведений обеспечивается комплексом мероприятий по работе с бумажными носителями информации и персоналом, в том числе:
• ведением конфиденциального делопроизводства;
• ограничением круга доступа лиц, допущенных к работе с документами;
• установлением определенного порядка ведения телефонных переговоров, применения радио- и телеграфной связи на предприятии;
• воспитательно-профилактической работой с сотрудниками предприятия;
• совершенствованием внутриобъектового и пропускного режима.
К техническим мероприятиям по предотвращению утечки информации можно отнести:
• периодические испытания выделенных помещений на наличие средств негласного съема информации;
• реализацию набора механизмов по защите компьютерной информации от несанкционированного доступа.
Отдел психологической безопасности
Задача отдела – выявление неблагонадежных сотрудников. К основным методам работы относятся:
• профилактическая работа с персоналом (вывешивание стендов, бюллетеней, разъяснительная работа);
• личная беседа с сотрудником, опрос;
В качестве материально-технического обеспечения технологий оценки персонала применяется аппаратура для психофизиологических исследований с использованием полиграфа.
Нормативное обеспечение деятельности
Все нормативные документы по охране объектов можно разделить на три вида:
• документы федерального уровня;
• документы ведомственного уровня;
• документы локального уровня.
Во-первых, это федеральные нормативно-правовые акты (законы, постановления Правительства), являющиеся правовой базой создания СБ (см. табл. 1).
Во-вторых, существуют документы ведомственного уровня, такие как упомянутое выше «Положение о ведомственной охране Министерства». Они регулируют вопросы организации охранной деятельности в отрасли.
В-третьих, в качестве «бумажного обеспечения» деятельности СБ на объекте должен быть разработан комплект организационно-распорядительных документов локального уровня (табл. 3). Их состав и содержание не регламентированы, а определяются исходя из практических потребностей.
Таблица 3. Комплект организационно-распорядительных документов локального уровня, регламентирующих деятельность СБ
№ | Название | Содержание |
1 | Положение о СБ предприятия (Устав СБ) | См. в тексте |
2 | Комплект положений о подразделениях СБ | Определяет задачи и функции подразделения, его место в составе СБ, внутреннюю организацию. На основе положения составляется штатное расписание подразделения |
3 | Комплект должностных инструкций персонала СБ | Определяет права и обязанности персонала СБ, а также вопросы его ответственности |
4 | Инструкция по организации охраны предприятия | Определяет предметы защиты, способы охраны (посты, рубежи защиты, порядок патрулирования территории) и т.д. |
5 | Инструкция по защите информации | Определяет основные организационно-технические мероприятия по защите информации на объекте |
6 | Инструкция об организации пропускного режима | Регламентирует порядок пропуска сотрудников и транспортных средств через КПП, виды пропусков, порядок их оформления и хранения |
7 | Инструкция об организации внутриобъектового режима | Определяет правила внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной безопасности на территории объекта |
8 | Инструкция по организации эксплуатации технических средств и систем охраны | Регламентирует порядок проведения техобслуживания и ремонта технических средств, ведения учетной документации, вопросы хранения, консервации и списания |
9 | Инструкция о действиях в нештатных ситуациях | Определяет порядок действий персонала СБ при нападении нарушителей, а также в других чрезвычайных ситуациях (пожар, авария, стихийные бедствия и пр.) |
Основным нормативным документом, регулирующим деятельность СБ, является Положение о службе безопасности (Устав). В нем должны быть отражены следующие вопросы:
• нормативно-правовое обеспечение деятельности СБ;
• задачи и функции;
• кадровые ресурсы, сотрудники СБ, их права и обязанности;
• взаимодействие с правоохранительными органами;
• порядок применения физической силы, огнестрельного оружия, специальных средств;
• контроль деятельности СБ.
В заключение коснемся вопросов контроля за обеспечением безопасности на объекте. Контроль – одна из функций управления, необходимая для оценки качества работы. Применительно к СБ качество работы оценивается числом отраженных угроз к общему числу реализованных угроз за определенный интервал времени. Конкретно это выражается через:
• число пресеченных попыток проникновения на охраняемую территорию;
• число пресеченных попыток нарушений пропускного режима;
• число пресеченных попыток хищения конфиденциальной информации,
• число своевременно выявленных и локализованных угроз безопасности внешней деятельности предприятия.
Отметим, что в полном объеме описанная структура СБ реализуется, как правило, на крупных или ведущих активную коммерческую деятельность объектах. На средних и малых объектах она корректируется с учетом реальных потребностей предприятия.
Проверка СБ при приеме на работу. На что смотрят?
Довольно часто на форумах граждане жалуются, что непреодолимой преградой на их пути к трудоустройству в солидной компании стала служба безопасности (СБ). Именно после их проверки перспективный кандидат получил отказ в приеме на работу. Что же проверяют таинственные «безопасники» и какие факторы могут сыграть негативную роль в карьерной судьбе соискателя?
Сразу надо отметить, что СБ есть не в каждой компании. Как правило, специальными отделами проверок обладают только крупные участники рынка. Также большой риск нарваться на службу безопасности есть в определенных отраслях. Чаще всего, речь идет о банковской сфере, финансах, госслужбе, добыче сырья, автомобильном бизнесе, транспорте, закупках и т.д.
В основном с проверками сталкиваются те граждане, что будут работать с деньгами. Это могут быть бухгалтер, кассир, завхоз, инкассатор, экспедитор, курьер. А вот, к примеру, программисты, SMM-менеджеры, копирайтеры, дизайнеры интересуют представителей СБ гораздо меньше.
Обязательные проверки проходят все лица, претендующие на руководящие должности. Нанимая топ-менеджера, компания должна быть уверена в его безупречном прошлом.
Проблемы с законом
Отношения соискателя с законом являются одним из важных элементов проверки. Информацию об этом могут собирать, как крупные компании, так и небольшие фирмы. Для некоторых направлений деятельности проверка криминального прошлого соискателя является обязательной, поскольку существует запрет на работу таких лиц в отдельных сферах.
Службы безопасности, порой по неофициальным каналам, но получают достаточно подробные сведения о гражданине. Поэтому, если соискатель решил утаить некоторые детали своей биографии, то это обязательно всплывет. При этом кандидат может получить отказ не из-за факта нарушений в прошлом, а за попытку обмануть работодателя.
В некоторых случаях службы проверяют не только самого кандидата, но и его ближайших родственников.
Сбор сведений с предыдущих мест работы
Как и банковские менеджеры, которые перед тем, как выдать кредит, обзванивают контактных лиц заемщика, чтобы больше узнать о нем, так и представители службы безопасности часто связываются с бывшими работодателями кандидата.
В ходе телефонных бесед они пытаются выяснить, почему гражданин уволился, как он исполнял свои обязанности, есть ли жалобы на него. Таким образом, если работник уходил из прошлой компании со скандалом, то велика вероятность, что положительной характеристики ему не предоставят.
Кредитная история
До 2014 году заглядывать в кредитную историю граждан могли только организации, имеющие дело с кредитами, займами. Но затем такое право появилось у любых компаний, которые подключились к базам бюро историй.
Конечно, чтобы проверить кредитную историю гражданина, компания должна получить его письменное согласие. Но, как показывает практика, редкий соискатель откажет потенциальному работодателю в этом, опасаясь лишиться шанса на трудоустройство.
Кредитная история – это кладезь полезной информации. Если гражданин часто берет займы онлайн или микрозаймы на карту, но не возвращает их, то о дисциплине такого кандидата может сложиться негативное впечатление. Как соискатель будет вовремя сдавать отчетность, готовить планы, соблюдать дедлайны, если он вовремя долги не может выплатить?!
К тому же следом за должником всегда будут ходить коллекторы, представители отделов взыскания. Они будут звонить на работу должнику, отвлекать его коллег. В таком режиме продуктивно работать очень сложно.
Если человеку предстоит работать с деньгами и при этом у него есть накопленные долги на большую сумму, то решение по приему на работу будет однозначно отрицательным.
Базы ФССП и реестр о банкротстве
Для проверок кандидата по базе судебных приставов или реестру банкротов согласия гражданина не нужно. Это может сделать любой, поскольку сервисы находятся в открытом доступе.
По базе ФССП можно узнать, если у гражданина долги, по которым вынесены судебные решения. Для работодателя такая информация может быть очень важной, поскольку в случае неуплаты долга рано или поздно приставы направят в компанию запрос на удержание половины зарплаты работника. В этом случае мотивация сотрудника на эффективное выполнение своих обязанностей может сильно упасть. Для компании это невыгодно.
Что касается Единого федерального реестра сведений о банкротстве, то здесь в некоторых случаях проверка просто обязательна. Это касается лиц, которые претендуют на руководящие должности.
Подлинность документов
При приеме на работу соискатели должны предоставить пакет документов, среди которых есть паспорт, трудовая книжка, СНИЛС, документы об образовании, медицинские книжки и т.д.
Служба безопасности должна с помощью различных баз данных убедиться в подлинности и действительности документов. В обратном случае гражданина ждет неминуемый отказ и возможные проблемы с правоохранительными органами за попытку устроиться на работу с фальшивыми справками.
Проверка по социальным сетям
Важным элементом проверки выступают социальные сети. По ним можно быстро узнать, чем увлекается человек, как проводит свободное время, о чем думает и мечтает.
Негативным фактором будут призывы в социальных сетях к противоправным действиям, увлечение алкоголем, демонстрирование вредных привычек, любовь к азартным играм.
Если гражданин состоит в группах, которые пропагандируют невыплаты по кредитам, обман кредиторов и коллекторов, сомнительный заработок, то это также может негативно сказаться на шансах гражданина устроиться на работу.
Детектор лжи
Проверка кандидата на детекторе лжи сегодня не считается экзотикой, хотя и применяется лишь в небольшом количестве компаний. Такая проверка осуществляется только с письменного согласия кандидата.
Точность таких проверок не подтверждена, однако, если компания сильно заинтересована в кандидате и желает по максимуму его проверить, то подобные эксперименты возможны.
Как работает служба безопасности отеля
Если при мысли о службе безопасности отеля ты представляешь эдаких людей в чёрном, которые патрулируют холл и коридоры — это далековато от реальности. Безопасники тем эффективнее, чем незаметнее. Сегодня поговорим о том, какую роль эта служба играет в отеле и чем может тебе помочь.
50,7 тыс.
6 минут чтения
Кто и за что отвечает в отеле
Если останавливаешься в маленьком и уютном B&B (Bed and Breakfast), приветливая хозяйка и принимает оплату, и заселяет в комнату, и подаёт завтрак на следующее утро. Но классические отели устроены иначе: здесь функционирует целая структура, в которой каждый выполняет определённые обязанности и контролирует свою зону ответственности.
Позиции персонала могут различаться в зависимости от типа отеля, но в целом их можно разделить на следующие группы:
Фронт-офис — персонал, который контактирует с гостями:
- служба приёма и размещения: дежурный администратор, портье, кассир, телефонный оператор;
- обслуживание гостей: консьержи, швейцары, носильщики, официанты и бармены, аниматоры, сотрудники службы безопасности, лифтёры, курьеры, водители;
- хозяйственная служба: горничные, уборщики общественных помещений, няни, сотрудники прачечной и бюро забытых вещей.
Бэк-офис — персонал, который с гостями не пересекается:
- коммерческая служба;
- инженерно-техническая служба;
- отдел закупок;
- служба питания;
- администрация;
- кадровая служба.
Сотрудники отеля распределяются между фронт-офисом (те, кто общается с гостями) и бэк-офиса (те, кто с гостями не встречается и не контактирует).
Для чего нужна служба безопасности
Несмотря на то, что служба безопасности может находиться в контакте с гостями, её работа должна быть максимально незаметной, чтобы не вызывать беспокойства гостей и не мешать их отдыху. Например, в работе безопасникам могут помогать некоторые горничные, которые докладывают о подозрительных гостях: мало багажа, не ночевал в номере, принёс что-то подозрительное.
У службы безопасности есть своё помещение, которое не должно бросаться в глаза, а также комната с документацией и гардеробная. Сотрудники службы не сменяются в те же часы, что остальной персонал, так как они должны находиться в отеле в наиболее опасные часы — с 18:00 до 2:00.
Основные задачи службы безопасности
- Обеспечить охрану и безопасность постояльцев и их имущества.
- Защитить имущество отеля от краж, вандализма и пр.
- Обеспечить защиту отеля от нападений, террористических актов, саботажа и пр.
- Поддерживать порядок и обеспечивать контроль за надлежащим поведением.
- Обеспечить постояльцам покой и конфиденциальность во время пребывания.
- Незамедлительно реагировать на случаи, требующие вмешательства персонала, врачей, полиции.
- Гарантировать добросовестность и честность персонала.
- Гарантировать предоставление спецуслуг по обеспечению повышенной безопасности высокопоставленных лиц.
Если из сейфа в номере пропали деньги, валюта, ценные бумаги или драгоценностей, администрация также несёт отвественность.
Чаще всего служба безопасности сталкивается с преступлениями или нарушениями порядка, и главная задача — их предотвратить или разобраться без привлечения правоохранительных органов (когда есть такая возможность), потому что расследование — это уже дело полиции. Представители службы не имеют права допрашивать, обыскивать и проводить другие действия, которые помогают изобличить преступника. Зато они могут наладить связь с местным отделением полиции и заранее узнавать о нежелательных гостях и возможных беспорядках.
Б ольшая часть преступлений связана с кражами, причём пропадают не только личные вещи постояльцев, но и имущество отеля: халаты, полотенца, пепельницы. Гостей, которые любят увозить с собой «трофеи» или портят имущество отеля, заносят в чёрный список. Туда же попадают так называемые профессиональные жалобщики — аферисты, которые специально провоцируют персонал на конфликт, чтобы потом предъявить отелю обвинение и получить компенсацию.
Что по закону
П.37 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»: «Потребитель несёт ответственность и возмещает ущерб в случае утраты или повреждения по его вине имущества гостиницы в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами».
Что касается вещей постояльцев, то нужно знать следующее: отель несёт ответственность за личные вещи, за исключением денег, валюты, ценных бумаг и драгоценностей. Однако если что-то из перечисленного пропало из закрытого сейфа в отеле, тогда администрация отвечает и за эту пропажу.
Что по закону
ГК РФ Статья 925. «Хранение в гостинице» (п.2): «Гостиница отвечает за утрату денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей постояльца при условии, если они были приняты гостиницей на хранение либо были помещены постояльцем в предоставленный ему гостиницей индивидуальный сейф независимо от того, находится этот сейф в его номере или в ином помещении гостиницы. Гостиница освобождается от ответственности за несохранность содержимого такого сейфа, если докажет, что по условиям хранения доступ кого-либо к сейфу без ведома постояльца был невозможен либо стал
Как работает служба безопасности
Специалисты службы разрабатывают проект системы безопасности, который отдают на утверждение генеральному директору и другим топ-менеджерам. Проект затрагивает разные вопросы: функции службы, правила поведения сотрудников в критических ситуациях (при пожаре или угрозе взрыва), взаимодействие работников службы с другими подразделениями и так далее.
Служба безопасности отвечает за камеры, которые висят в общественных и некоторых служебных помещениях, замки с ключами, сейфы в номерах и радиосвязь сотрудников.
При поступлении на работу специалисты службы безопасности проходят обучение. Их знакомят с отелем, его подразделениями и персоналом, типичными ситуациями.
Ежедневные обязанности работников службы безопасности — патрулировать помещения, контролировать главный и служебный входы, беседовать с гостями и сотрудниками в различных ситуациях, следить за ключами и видеокамерами, обеспечивать порядок и сохранность имущества отеля и постояльцев.
Сотрудники службы отвечают и за безопасность постояльцев, и за порядок в отеле, и за сотрудников отеля.
Патрулирование помогает избежать пожаров, обнаружить незапертые двери и вовремя вывести из отеля посторонних. Контроль главного входа нужен, чтобы задержать злоумышленников и обычных хулиганов, а также предупредить последствия неадекватного поведения гостей отеля. В последней ситуации служба безопасности должна заботиться не только о порядке, но и о репутации отеля.
Отдельная задача службы безопасности — научить других сотрудников правильно действовать в случае террористической угрозы. Чаще всего это сообщения о взрывном устройстве. Сотрудник, который отвечает на звонок террориста, должен как можно дольше беседовать со злоумышленником. За это время можно будет определить, откуда звонят, и зафиксировать общую информацию о звонящем: его акцент, манеру речи, психологическое состояние. Каждый сотрудник отеля должен знать, кого оповещать о террористическом звонке.
Служба безопасности предоставляет отчёт генеральному директору и другому руководству обо всех происшествиях за определённый период. Для этого работники службы ведут учёт всех инцидентов, жалоб и результатов исследований разных вопросов.
К кому обращаться в случае форс-мажора
По рядовым вопросам тебе поможет администратор или сотрудник ресепшн. Расскажет, как устроен отель, в какие часы проходит завтрак, обед и ужин, выдаст карту города и подскажет, где поблизости можно перекусить или купить продукты. По поводу ближайшей остановки общественного транспорта и обменного пункта тоже можно спросить на ресепшене.
Администратор на ресепшн поможет разобраться с большинством вопросов.
Некоторые вещи и услуги в отеле должны предоставлять бесплатно (п.27 Постановления «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации») :
- вызов скорой помощи;
- аптечку;
- корреспонденцию, адресованную гостю;
- побудку к определённому часу;
- комплект посуды и столовых приборов;
- кипяток;
- иголку и нитку.
Если вдруг (тьфу-тьфу-тьфу) пропало что-то из личных вещей — сразу расскажи об этом администратору, иначе сотрудники отеля не будут нести ответственность за сохранность вещей. На этом этапе обычно подключается специалист службы безопасности: он может задать вопросы, чтобы восстановить картину произошедшего, расспросить обслуживающий персонал, поднять записи камер наблюдения и вызвать полицию.
Обрати внимание
ГК РФ Статья 925. «Хранение в гостинице» (п.4): «Сделанное гостиницей объявление о том, что она не принимает на себя ответственности за несохранность вещей постояльцев, не освобождает ее от ответственности».
Если кто-то из гостей ведёт себя подозрительно (пытался открыть дверь соседнего номера, хотя ты помнишь, что там живет другой человек), также можно рассказать об этом администратору.
Чтобы точно знать права и обязанности отеля и постояльцев, нужно внимательно изучать нормативные акты. В России деятельность гостиничного бизнеса регулируется «Федеральным законом об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Постановлением правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» и статьёй 925 второй части «Гражданского кодекса». Надеемся, что в поездках всё это тебе не пригодится, но предупрежден, значит, вооружен!