Организация воинского учёта. Полезная шпаргалка
Система воинского учёта позволяет компетентным органам контролировать каждого военнообязанного на своевременность исполнения воинского долга, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него. Поговорим с вами о том, с чего начать ведение воинского учёта, как его организовать на предприятии.
Каждая организация, не зависимо от вида деятельности, численности сотрудников, форм собственности и организационно-правовой структуры, должна вести учёт военнообязанных и призывников. Так называемая всеобщая обязанность.
Воинский учёт граждан ведётся по месту их работы согласно законодательству Российской Федерации, Положения и методических рекомендаций по его ведению в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):
- п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учёте» (далее по тексту — Положение о воинском учёте);
- Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;
- для работодателей на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.
В статье рассмотрим, как обеспечить воинский учёт в организации. Опишу пошагово все действия. Моя инструкция будет полезна как начинающим, так и опытным бухгалтерам, а также сотрудникам кадровой службы.
1. Обозначьте ответственных лиц
Вся ответственность за организацию воинского учёта на предприятии возлагается на руководителя. Допускается делегировать эти полномочия на других ответственных лиц. Ими могут быть другие представители высшего руководства.
Сотрудник, несущий ответственность за ведение воинского учёта, назначается приказом или распоряжением руководителя предприятия. Перечень его обязанностей должен быть изложен в трудовом договоре или в должностной инструкции. В крупных организациях допускается создание отдельной службы для ведения воинского учёта (ВУ).
Число ответственных лиц напрямую зависит от количества сотрудников, состоящих на ВУ. Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, количество военнообязанных сотрудников определяется на 31 декабря предшествующего года. Далее по нормативам п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется число ответственных работников. Для большего понимания я составила для вас таблицу, где обозначила данные соотношения.
Освобождённый работник — этот тот, для кого ведение воинского учёта в соответствии с должностной инструкцией является основной обязанностью. Обращаю ваше внимание, что в крупных компаниях воинский учёт могут осуществлять два и более работников, в этом случае их объединяют в отдельное подразделение, именуемое военно-учётный стол (п. 12 Положения о воинском учёте). Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оборудованном металлическими картотечными шкафами.
2. Определите, какие сотрудники подлежат воинскому учёту
К категории граждан, подлежащих воинскому учёту, относят только две группы лиц, это призывники и военнообязанные.
Призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не быть в запасе.
К военнообязанным относятся:
- Все категории военнослужащих и военных, которые были отправлены в запас;
- Лица, которые получили отсрочку или освобождение от службы;
- Лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- Граждане, проходившие службу на военных кафедрах в соответствующих заведениях;
- Женщины с военными полномочиями.
Не относятся к военнообязанным:
- иностранцы и граждане, которые постоянно проживают за пределами нашей страны;
- офицеры запаса ФСБ или СВР;
- женщины, не имеющие военно-учётные специальности, и освобождённые от призыва по ст. 23 закона № 53-ФЗ.
Обратите внимание, что работодателю необходимо вести воинский учёт и на сотрудников, работающих по совместительству — внешних совместителей. На них распространяются все правила. Также обращаю ваше внимание, что отсутствие документов воинского учёта не даёт права отказывать в приёме на работу.
Если выяснилось, что сотрудник не состоит на ВУ, хотя он обязан, работодатель должен в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Эта обязанность появилась с 17.02.2019, в момент вступления в силу ФЗ от 06.02.2019 № 8-ФЗ.
Ещё одна обязанность — направить работника в военкомат для постановки на воинский учёт с направлением Приложение № 4. Форма этого направления утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/19.
3. Подготовьте документы для ведения воинского учёта
Далее приступаем к подготовке нормативной и организационно-правовой документации по воинскому учёту. Обратите внимание, что перечисленные формы являются обязательными для всех организаций. Такие рекомендации предусмотрены п. 39 Методических рекомендаций.
1. Приказ об организации воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, которые находятся в запасе. Оформите его в момент создания предприятия. Приказ необходимо утверждать ежегодно, накануне начала календарного года. Проект приказа нужно будет согласовать с местным военным комиссариатом. В случае, если такого не имеется по месту нахождения предприятия, то с органом местного самоуправления. Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.
2. План работы по ведению воинского учёта, утверждённый руководителем при создании фирмы. Его ежегодно пересматривают, затем повторно подтверждают, но не позднее даты, установленной военным комиссариатом.
Для справки: в воинском учёте многое происходит не по регламенту, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Я вам рекомендую учитывать это в работе.
Вот, например, из года в год план на согласование подавали в декабре. А в 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.
Дату согласования плана на 2021 год рекомендую самостоятельно обговорить со своим военным комиссариатом.
3. Картотека личных карточек граждан призывников и лиц в запасе. Вести карточки нужно по унифицированным формам №Т-2. Для государственных и муниципальных служащих предусмотрена иная форма №Т-2ГС(МС).
4. Специальный журнал проверок на бланке, утверждённом Приложением № 18 Методических рекомендаций. В нём заполняют мероприятия по проведению контроля ведения воинского учёта и бронирования граждан запаса.
5. Карточка учёта организации (КУО форма № 18) сдаётся ежегодно не позднее 31 декабря текущего года. Я вам рекомендую заполнить сразу несколько карточек по форме 18. Требования в регионах разные, где-то карточку нужно будет предоставить только в районную комиссию, а где-то её потребуют ещё и в военном комиссариате.
Убедитесь, что организации присвоили регистрационный номер. Его указывают в правом верхнем углу карточки. Если в номере будет проставлен индекс Б, это означает, что на предприятии надо вести ещё и специальный воинский учёт. Информация о нём доступна только в военном комиссариате.
6. Расписки в получении документов от сотрудников предприятия, относящихся к категориям военнообязанных. Расписку нужно заполнить по унифицированному формуляру, утверждённому Приложением № 14 к Методическим рекомендациям.
Представленный список не является конечным. В разных регионах поступают требования вести и другие дополнительные документы. Отмечу, что ответственные работники проводят методическую работу и объясняют, для чего нужен воинский учёт сотрудников, и в чём его предназначение.
4. Согласуйте документы с военкоматом
Согласование документации — обязательный этап перед началом ведения воинского учёта. Согласовывают, как правило, приказ, план работы и какие-то другие документы, запрошенные военным комиссариатом. Для этого необходимо обратиться в территориальное отделение военного комиссариата по месту регистрации фирмы. Бывает, что в муниципальном образовании нет военкомата, в таком случае документы нужно подать в органы местного самоуправления.
5. Составьте отчётность
Отчитываться в военкомат нужно ежегодно. Есть формы, не предусматривающие конкретной даты по срокам. Срок их подачи зависит от приёма на работу или увольнения, или каких-то других обстоятельств. В таблице представлен список форм и срок их подачи в военкомат.
В следующей таблице я отразила все формы и разбила их по срокам отправки в военкомат для вашего удобства. Можно её сохранить себе и не забывать отчитываться в военкомат.
Ответственность за уклонение и ошибки в ведении воинского учёта
До 2020 года штраф за нарушение правил ведения воинского учёта составлял примерно 100-500 рублей. По этой причине некоторые лица пренебрегали сроками постановки или снятия с учёта.
Но сейчас опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом ужесточена административная ответственность за нарушения ведения воинского учёта ст. 21.1-21.7 КоАП РФ.
За уклонение от медицинского обследования либо неявка в военкомат без уважительной причины грозит гражданам штрафом до 3 000 рублей. Такой же размер санкций применяется за умышленное повреждение или потерю документов воинского учёта.
Также отмечу, что законодатель увеличил срок исковой давности для нарушений в области воинского учёта с двух месяцев до трёх лет. Соответствующие изменения внесены в статью 4.5 КоАП РФ.
Подведем итоги
В статье я рассмотрела, как организовать в компании ведение общего воинского учёта, что нужно знать об отчётности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учёту.
Рекомендую внимательно изучить в Методических рекомендациях Генштаба правила сверки сведений, содержащихся в личных карточках Т-2, с документами воинского учёта сотрудника, а также обратить внимание на перечень основных нюансов, по которым происходит проверка ведения воинского учёта. Работайте без нарушений!
Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более семи лет.
Общий воинский учет: новые обязанности и ответственность работодателей
Все организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет. С мая 2020 года штрафы выросли в 10 раз. А в январе 2022 года вступили в силу новые правила по проведению сверки с военкоматами и была утверждена новая учетная форма. Расскажем, как вести общий воинский учет в 2022 году
Какие законы регулируют воинский учет
Воинский учет граждан ведут по месту их работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):
- п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее по тексту — Положение о воинском учете);
- Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;
- Приказ Минобороны от 22.11.2021 № 700;
- для работодателей — организаций, расположенных на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.
Какие бывают виды воинского учета
- Специальный — на таком учете состоят военнообязанные, кто пребывает в запасе на периоды мобилизации и военного положения, а также те, кто служат в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.
- Общий — на таком учете состоят остальные военнообязанные.
Дальше в статье речь пойдет об общем воинском учете и о том, что нужно знать работодателям.
С чего и как начать воинский учет
Поставьте организацию на воинский учет в территориальном военном комиссариате или органе местного самоуправления:
- Подготовьте приказ об организации ведения воинского учета, в котором пропишите ответственное лицо.
- Согласуйте ответственного в военном комиссариате. Для этого лично придите в районный военный комиссариат вместе с приказом и планом работы по ведению воинского учета на год. Форма плана работ — это приложение № 17 к методическим рекомендациям генерального штаба.
Если организация впервые обращается в военный комиссариат, уточните контактные данные председателя районной комиссии в управе или администрации административного субъекта, где зарегистрировано юрлицо. Для председателя районной комиссии надо будет предоставить карточку по форме 18.
- Совет: заполняйте сразу две или три карточки по форме 18. Требования в регионах разные, поэтому где-то карточка будет предоставляться только в районную комиссию, а где-то еще и в военный комиссариат.
- Обратите внимание: организации присваивают регистрационный номер. Его проставляют в правом верхнем углу карточки по форме 18. Если вы увидите в номере индекс Б, то это означает, что в организации надо вести еще и специальный воинский учет. Всю информацию о нем можно получить только в военном комиссариате.
Теперь подробно рассмотрим каждый этап.
Шаг 1. Выбираем ответственных за ведение воинского учета
Количество ответственных работников определяем, опираясь на нормы численности военнообязанных работников в организации:
- Менее 500 — один ответственный.
Вариант 1. Оформляем совмещение. Работник выполняет обязанности в течение установленной продолжительности рабочего времени и оформлен по правилам ст. 60.2 ТК РФ: с письменного согласия работника и с доплатой за совмещение.
Вариант 2. Оформляем совместительство. Принимаем на работу по трудовому договору по совместительству. Работник выполняет обязанности в свободное от основной работы время. - От 500 до 2 000 — один освобожденный работник.
- От 2 000 до 4 000 — два освобожденных работника.
- Свыше 4 000 — на каждые последующие 3 000 граждан — один освобожденный работник.
Освобожденный работник — тот, для которого ведение воинского учета по должностной инструкции — это основная обязанность. Если в организациях воинский учет осуществляют два и более работников, то их объединяют в отдельное подразделение — военно-учетный стол (п. 12 Положения о воинском учете)
Шаг 2. Издаем приказ об организации ведения воинского учета в компании
Приказ издает руководитель организации. В нем нужно определить, кто будет ответственным за ведение воинского учета и кто будет его исполнять, если нет ответственного (п. 22 методических рекомендаций).
Проект приказа нужно согласовать:
- с военным комиссаром муниципального образования территории, на которой расположена организация или ее структурное подразделение;
- с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет, если вы работаете в местности, где нет военных комиссаров.
Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.
Для работников, ответственных за воинский учет, руководитель обязан выделить специально оборудованные помещения и железные шкафы (п. 21 методических рекомендаций).
- Совет 1: последующие перемещения и увольнение ответственных лиц проводите по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования. Исключение — организации, имеющие мобилизационные органы. Вопрос согласования обязательно поднимается при проверке военными комиссариатами организаций. В дальнейшем такой приказ многие военкоматы рекомендуют утверждать ежегодно.
Важно: при временном убытии ответственного за воинский учет в организации работника руководитель должен издать приказ о назначении на этот участок работы другого работника. Такой сотрудник обязан принять по акту документы для работы по воинскому учету и бронированию граждан.
- Совет 2: утвердите форму акта приема-передачи дел по вопросам организации и ведения воинского учета.
Кто подлежит воинскому учету
Один из самых важных вопросов — как определить, кто из работников подлежит постановке на воинский учет. Работодателю нужно знать, что существует две категории:
- Призывники — граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
- Граждане, пребывающие в запасе, — военнообязанные:
- граждане мужского пола;
- уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
- успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
- успешно завершившие обучение в военной образовательной организации высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
- не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
- не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
- не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
- не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
- уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
- прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- граждане женского пола с военно-учетной специальностью (приложение к Положению о воинском учете).
В конце статьи есть шпаргалка
Не подлежат воинскому учету граждане:
- освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ);
- проходящие военную службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола без военно-учетной специальности;
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
- у которых есть воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.
Документы для ведения воинского учета
Воспользуйтесь чек-листом, чтобы убедиться, правильно ли организован воинский учет в компании:
- Проверьте наличие документов воинского учета у работников. Сведения в них и учетной карточке по форме № 10 (утв. приложением № 22 Приказа Минобороны РФ от 22.11.2021 № 700) должны совпадать.
- Для этих целей подготовьте проект приказа, которым руководитель установит обязанность для работников, подлежащих воинскому учету, приносить ответственному лицу документы для проведения сверок.
Обратите внимание: желательно не забирать у работников документы воинского учета, а проводить сверки в их присутствии. Если вы все же берете на время документы — заполняйте расписки и ведите журнал учета приема таких расписок. Это рекомендуют сами военкоматы
3. Запросите документы:
- у призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
- военнообязанных — военный билет или справку взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета.
Справка взамен военного билета. Выдается по заключению призывной комиссии после достижения 27 лет гражданам, которые без законных оснований уклонились от военной службы. Документ указывает на то, что такой гражданин все же находится в запасе.
Временное удостоверение. Выдается для установления личности военнообязанных, у которых нет необходимых документов для оформления и выдачи им военных билетов. А также для проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, для запроса и получения военных билетов, которые были сданы на хранение в военный комиссариат муниципального образования по прежнему месту их жительства. На удостоверении должны быть подпись военного комиссара и гербовая печать.
- Обратите внимание: отказать в приеме на работу в связи с отсутствием документов воинского учета нельзя.
Организация отдельного делопроизводства
Работодатель обязан организовать служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (п. 39 Методических рекомендаций).
Для этих целей создаются папки. Как правило, их четыре, иногда пять. Ответственный за ведение воинского учета работник на этапе постановки организации на учет в районном военном комиссариате может уточнить названия и количество таких папок для целей отдельного делопроизводства.
Например, это могут быть:
- Папка № 1 «Законодательные и нормативно-правовые акты по воинскому учету ГПЗ».
- Папка № 2 «Документы по военно-учетному подразделению».
- Папка № 3 «Документы по ведению воинского учета».
- Папка № 4 «Переписка с ВК».
Вся переписка с военными комиссариатами регистрируется отдельно и хранится в отдельной папке. В каждой папке рекомендуется хранить опись вложенных документов.
Ведение общего воинского учета
Работу в рамках общего воинского учета можно разделить на три этапа.
1. Учетная работа при приеме документов
Принимая на работу граждан, ответственный за ведение воинского учета должен:
- определить тех, кто подлежит постановке на воинский учет по месту работы, учебы или по месту жительства, месту пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства или месту пребывания;
- принять необходимые меры к постановке их на воинский учет;
- проверить наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них;
- проверить наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении);
- проверить наличие персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче);
- проверить наличие отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении).
Что делать, если выявлены нарушения:
- Ситуация 1: в документах обнаружены неоговоренные исправления, неточности и подделки, неполное количество листов, а также обнаружены случаи неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
- Разъяснить гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ и Положением. Проконтролировать их исполнение. Проинформировать граждан об ответственности за неисполнение — возьмите расписку или попросите расписаться в листе, журнале ознакомления.
- Проинформировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей (пп. «в», «г» п. 30 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
- Ситуация 2: выявлен случай, когда гражданин не состоит на воинском учете, хотя обязан.
Например: работнику 35 лет, а он предъявляет удостоверение гражданина, подлежащего призыву, или в военном билете стоит отметка о снятии с воинского учета по прежнему месту жительства работника, но при этом отсутствует отметка о постановке на воинский учет по новому месту жительства.
- Направить в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об этом (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).
- Вручить этим гражданам направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет (Письмо Минобороны РФ от 01.03.2019 № 315/4/1023).
Обратите внимание: форма направления для вручения работникам, уклоняющимся от воинского учета, не утверждена. Минобороны РФ в Письме от 01.03.2019 № 315/4/1023 рекомендовало использовать форму, утвержденную приложением № 3 Приказа Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ № 197 от 10.09.2007.
- Ситуация 3: на работу устраивается гражданин, который подлежит воинскому учету и у которого нет регистрации по месту жительства и месту пребывания, или гражданин, прибывший на место пребывания на срок более 3 месяцев и у которого нет регистрации по месту пребывания.
- При принятии на работу или увольнении таких работников выдать им сведения для постановки на воинский учет по месту пребывания по форме, утвержденной приложением № 2 Постановления Правительства № 719 (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ; пп. «д» п. 30, п. 50 Постановления Правительства РФ № 719).
- Оповестить работника, что ему нужно лично явиться в военные комиссариаты для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания (пп. «а» п. 32 Постановления Правительства РФ № 719).
- Ситуация 4. Прием на работу гражданина, подлежащего призыву.
Действия: оповестить гражданина о необходимости личной явки в военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания (пп. «а» п. 32 Постановления Правительства РФ № 719).
2. Ведение учетной карточки
Организации и их должностные лица обязаны собирать, вести, обрабатывать и хранить сведения из учетных документов граждан, поставленных на воинский учет. Порядок определен Министерством обороны РФ. С 8 января 2022 года воинский учет призывников и военнообязанных в организациях осуществляется по карточкам гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (форма № 10 приведена в приложении № 22 к Приказу Минобороны от 22.11.2021 № 700).
Заполнить карточку можно чернилами (шариковой ручкой) черного, фиолетового или синего цвета или заполнить в электронном виде и распечатать с применением оргтехники.
Если изначально карточка заполняется в электронном виде с целью ее последующего распечатывания, перед печатью карточки проверьте, чтобы следующие сведения были не заполнены:
- семейное положение;
- адрес места жительства (места пребывания), в том числе фактического;
- номер телефона;
- реквизит «Сверка с документами воинского учета»;
- реквизит «Сверка с военным комиссариатом»;
- пункт 7 раздела II карточки.
После распечатки карточки данные сведения заполните карандашом.
Проверьте, что карточки принятых на работу граждан, поставленных на воинский учет, помещаются в соответствующие разделы картотеки в соответствии с требованиями п. 34 Приказа Минобороны РФ от 22.11.2021 № 700:
- первый раздел — карточки офицеров запаса;
- второй раздел — карточки солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;
- третий раздел — карточки военнообязанных запаса женского пола;
- четвертый раздел — карточки призывников.
Картотека карточек граждан, поставленных на воинский учет, строится в алфавитном порядке.
При наличии в организации на воинском учете свыше 500 граждан карточки военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания и отметки в военных билетах о вручении мобилизационных предписаний, помещаются в пятый раздел картотеки.
У организации должен быть план, чтобы с его помощью согласовывать отчетность и сроки ее представления по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе (приложение № 17 Методических рекомендаций).
План необходимо ежегодно согласовывать с военным комиссариатом не позднее даты, которую устанавливает военный комиссариат. Также ежегодно не позднее 31 декабря текущего года предоставляется карточка на организацию по форме 18.
К сведению: в воинском учете многое происходит не по нормативным актам, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Учитывайте это в работе.
Виды и сроки отчетов (п. 32 Постановления Правительства РФ № 719)
2 недели (приложение № 9 к Методическим рекомендациям Генштаба)
Впервые граждан мужского пола ставят на воинский учет в год достижения ими 17 лет.
Ответственность. Новые штрафы за нарушения ведения воинского учета
Изменения законодательства: в десять раз увеличены размеры административного штрафа за нарушения ведения воинского учета. Срок исковой давности за нарушения увеличен с двух месяцев до трех лет (Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ, ст. 4.5 КоАП РФ).
С 5 мая 2020 года для руководителей или других должностных лиц организации или органа местного самоуправления, ответственных за военно-учетную работу, действуют штрафы:
- Не представили в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет: от 1 000 до 3 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).
- Не оповестили граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, и не обеспечили им возможность своевременной явки по вызову: от 1 000 до 3 000 руб . (ст. 21.2 КоАП РФ)
- Не сообщили в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведения о принятых на работу, учебу либо об уволенных с работы, отчисленных из образовательных организаций гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете: от 1 000 до 5 000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).
Подведем итоги
В статье мы рассмотрели, как организовать в компании ведение общего воинского учета, что нужно знать об отчетности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учету.
Рекомендую внимательно изучить в Приказе Минобороны РФ от 22.11.2021 № 700 правила проведения сверок сведений, содержащихся в карточке гражданина, подлежащего воинскому учету, с документами воинского учета работника, а также показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки их деятельности, по которым проверяется работа по ведению воинского учета. Работайте без нарушений!
Бронирование граждан, пребывающих в запасе в 2022 году
Бронирование граждан позволяет обеспечить бесперебойную работу предприятий в период мобилизации. Расскажем, что представляет собой эта процедура и какую отчетность предполагает.
Для чего необходимо бронирование граждан в запасе
Мобилизация — перевод экономики, органов власти, Вооруженных Сил и организаций на работу в режиме военного времени (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
Процедура требует привлечения военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»):
- прошедших военную службу;
- закончивших обучение в военных образовательных учреждениях;
- освобожденных от службы, но годных к ней в военное время и т. д.
Бронирование — временное освобождение сотрудников от призыва на мобилизацию и мобилизационную подготовку для обеспечения работы предприятия.
Как уволить сотрудника в связи с призывом в армию — узнаете здесь.
Кто бронирует граждан в запасе
Если воинский учет ведут все работодатели, то бронируют работников организации:
- выполняющие госзаказы;
- участвующие в выполнении мобилизационных заданий по кооперации;
- обеспечивающие безопасность РФ и жизнедеятельность населения и др.
Чтобы узнать, обязана ли фирма бронировать сотрудников, необходимо обратиться в территориальную комиссию по бронированию при администрации муниципального образования. Например, в Москве сведения о комиссиях доступны на сайте https://www.mos.ru (вкладка «Территориальные органы власти»).
Такая комиссия предоставит информацию о:
- порядке бронирования граждан запаса;
- документах, необходимых для бронирования;
- перечне должностей и профессий, по которым бронируют работников.
Процедуру бронирования проводит назначенный приказом сотрудник. Специальных требований к ответственному нет: это может быть кадровик, табельщик или ведущий воинский учет работник. Но приказ о назначении ответственного согласовывается с военным комиссаром муниципалитета (п. 22, п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).
Пошаговая процедура бронирования граждан запаса в 2021 году
Порядок бронирования работников сводится к нескольким этапам.
Шаг 1. Запрос сведений в комиссии по бронированию, которая предоставит информацию по процедуре и список подлежащих бронированию должностей.
Шаг 2. Издание приказа о назначении ответственного за бронирование сотрудника и согласование документа с военкоматом.
Шаг 3. Разработка Плана работы по ведению воинского учета и бронированию граждан запаса (п. 39 Рекомендаций от 11.07.2017).
Допускается дополнение существующего Плана по ведению воинского учета мероприятиями по бронированию с учетом рекомендаций, полученных в территориальной комиссии, т. е. отдельный План по бронированию утверждать необязательно.
План и его изменения согласовываются с военкоматом (п. 37 Рекомендаций от 11.07.2017).
Шаг 4. Составление списка забронированных работников.
Перечень оформляется в свободной форме с указанием ФИО, должности или профессии и заверяется подписью руководителя и печатью. Дополнительно список может утверждать военкомат либо территориальная комиссия по бронированию, поэтому рекомендуется обратиться к ним с готовым перечнем и заодно проверить его.
Шаг 5. Оформление отсрочки от призыва.
Подготовка списка бронированных сотрудников еще не означает предоставление им отсрочки от призыва — работодателю необходимо оформить удостоверения об отсрочке и сделать отметки в личных карточках.
Такие удостоверения признаются БСО и выдаются военкоматом после подачи пакета документов, среди которых:
- список работников для бронирования;
- военные билеты;
- личные карточки и др.
Удостоверения об отсрочке хранятся у работодателя, а при объявлении мобилизации или военного времени передаются забронированным сотрудникам согласно утвержденному плану и ведомости на выдачу удостоверений.
Ведение специального воинского учета
Основные моменты спецучета:
- если отсрочка аннулирована (например, по истечении срока, на который она предоставлена, или в связи с признанием работника не годным к службе по состоянию здоровья), работодатель обязан сообщить об этом в 5-дневный срок в военкомат (п. 14 Приложения № 17 к Рекомендациям от 11.07.2017);
- при аннулировании отсрочки отметки в личных карточках аннулируются, а удостоверения сдаются в военкомат для уничтожения;
- сдача отчетности (п. 35 Рекомендаций от 11.07.2017).
Об ответственности за отказ от ведения воинского учета вы узнаете из статьи.
Основные отчеты по воинскому учету:
- руководители;
- специалисты;
- служащие;
- рабочие
- штате организации;
- бронировании граждан;
- числе военнообязанных и призывников
Подробнее об отчетных формах читайте этот материал.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Смотрите готовое решение о том, как работодателю организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе (это бесплатно).
Воинский учёт работников
По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности. В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.
Содержание
- Зачем нужен воинский учёт
- Общий и специальный воинский учёт
- Кто не подлежит воинскому учёту
- Кто подлежит воинскому учёту
- Документы воинского учёта
- Кто ведёт воинский учёт
- Как вести воинский учёт
- Чем грозит нарушение воинского учёта
Зачем нужен воинский учёт
В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.
Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.
Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.
Общий и специальный воинский учёт
Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.
Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.
Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.
В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.
Кто не подлежит воинскому учёту
- Те, кого освободили от воинской обязанности: признали не годным к службе по состоянию здоровья.
- Те, кто постоянно живёт за границей.
- Офицеры ФСБ и Службы внешней разведки.
- Женщины без военно-учётной специальности.
Кто подлежит воинскому учёту
- Призывники — мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
- Те, кто отслужил и уволился в запас.
- Отучившиеся на военных кафедрах и окончившие военные ВУЗы. .
- Те, кто не служил, потому что был освобождён от призыва.
- Женщины с военно-учетной специальностью: связисты, врачи, геодезисты и другие.
Воинский учёт распространяется на всех сотрудников по трудовому договору, включая внешних совместителей.
Документы воинского учёта
На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:
- удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
- военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.
По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.
Кто ведёт воинский учёт
За воинский учёт отвечает руководитель организации. Чтобы передать эту обязанность другому сотруднику, нужно назначить ответственного. Для этого издайте приказ и отправьте копию на согласование военному комиссару. Если на вашей территории нет военкомата, согласуйте приказ в местной администрации.
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как вести воинский учёт
В день приёма на работу проверьте отметку в паспорте и документы воинского учёта. На 13-й странице в паспорте должен стоять штамп, например, такой: «Обязан (а) исполнять воинскую обязанность». Сверьте данные с приписным или военным билетом. Если у человека нет документов, сообщите в военкомат и вручите сотруднику направление для постановки на воинский учёт. Исправления, подозрительные неточности, поддельные документы — тоже повод позвонить военному комиссару.
Перепишите данные из документов воинского учёта в карточку гражданина, подлежащего воинскому учету в организации по форме 10. Не забудьте уточнить у сотрудника сведения об образовании, месте работы, должности, месте жительства или месте пребывания (на срок более трех месяцев), семейном положении, и другие необходимые для заполнения карточки сведения. Карточки надо формировать и вести электронно и на бумаге. Вносить какие-либо изменения в базу данных электронных карт, а также распечатывать их, можно только работнику, который ведёт воинский учёт в организации. Бумажные карточки храните в отдельной картотеке.
3. Расскажите сотруднику о его обязанностях: о необходимости вставать на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания, особенно призывникам.
Время, которое сотрудник провёл в военкомате, оплачивается в размере среднего заработка. В табеле учёта рабочего времени поставьте код «Г» или «23».
4. Каждый год согласовывайте план работы по воинскому учёту с военкоматом и ведите его. Сохраните шаблон из методических рекомендаций.
5. Регулярно отчитывайтесь перед военкоматом:
Если организация только создана, поставьте её на учёт в военкомат. Для этого уточните у военного комиссара формат Карточки учёта организации по форме 18 и подготовьте её. Этот отчёт в дальнейшем надо будет сдавать ежегодно, в сроки, которые подскажут в военкомате.
В течение двух недель отправляйте списки принятых и уволенных сотрудников, подлежащих воинскому учёту.
Сведения о сотрудниках — по запросу военкомата, в течение двух недель.
Списки несовершеннолетних сотрудников для первичной постановки на воинский учёт — срок зависит от возраста.
Если организация ведёт специальный воинский учёт, уточните в военкомате какие дополнительные отчёты надо сдавать. Чаще всего это:
Отчёт о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма 6);
Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) на период мобилизации и на военное время (форма 19).
6. Актуализируйте личные карточки, если сотрудник женился, развёлся, получил диплом, перевёлся на другую должность, сменил место жительства. Сообщите об этом в военкомат в течение 2 недель.
Раз в год сверяйте раздел II личной карточки с документами воинского учёта и данными военкомата.
Например, когда сотрудник достиг предельного возраста (для солдат — 50 лет), военкомат должен снять его с учёта и сделать запись в военном билете. После этого вам нужно поставить отметку в личной карточке: «Снят с воинского учета по возрасту». Если человека признали негодным к службе, напишите: «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».
7. Заведите журнал проверок. Бланк можно купить в специализированном магазине или взять из методических рекомендаций. Журнал заполняет представитель военкомата во время проверки.
Чем грозит нарушение воинского учёта
С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации. Правда, малый бизнес освобождён от плановых проверок. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.
За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.
Суммы штрафов за нарушения воинского учёта прописаны в главе 21 КоАП РФ.
В срок не сообщить в военкомат о принятых и уволенных сотрудниках, которые должны состоять на воинском учёте — от 1000 до 5000 ₽.
Не отправить в военкомат списки несовершеннолетних сотрудников — от 1000 до 3000 ₽.
Не оповестить сотрудника о том, что пришла повестка, и не дать возможность сходить в военкомат — от 1000 до 3000 ₽.
Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.
Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2022 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст. 21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.
Статья актуальна на 07.10.2022
Продолжайте читать
Как отправить сотрудника в декрет: оформление отпуска, выплата пособия, возмещение из ФСС
5 законных способов уволить сотрудника без его желания
7 нарушений прав работников, о которых работодатели не всегда знают
Рассылка для бизнеса
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компании СКБ Контур