Как зарегистрировать товарный знак: пошаговый план для бизнеса
С первого раза редко кому удается зарегистрировать товарный знак — это непростой процесс с неочевидными нюансами. Мы собрали инструкцию, которая поможет разобраться в нем: как найти юриста, сколько все стоит, какие документы нужны и в каком порядке платить пошлины.
Это подробная статья: в ней расписаны все этапы. Если сейчас не собираетесь регистрировать товарный знак, сохраните в закладках — пригодится, когда решите масштабировать бизнес и защитить свой бренд.
Что такое товарный знак
Товарный знак — обозначение продукта, услуги или компании. Чаще всего это слово, логотип или все это вместе
Чтобы закон начал защищать товарный знак, его нужно зарегистрировать. В России это можно сделать в федеральной службе — Роспатенте. Если использует чужой товарный знак, это незаконно. А если товарный знак не регистрировать, его законно может использовать кто угодно.
Товарные знаки регистрируют в отношении продуктов и услуг, на которых бизнес будет зарабатывать. Давайте для примера рассмотрим регистрацию логотипа Starbucks в реестре Роспатента.
Это страница из реестра Роспатента. Логотип Starbucks — зарегистрированный товарный знак
Товарный знак Starbucks действует только в отношении определенных товаров — они выделены жирным в перечне товаров и услуг. Это, например, кофе в зернах, часы, печенье — полный список всех товаров на иллюстрации не поместится.
Все, что в этот список не входит, логотип Starbucks не защищает: например, шоколадные батончики. Это значит, что другая компания может выпускать шоколадные батончики с названием Starbucks, но никто ничего не скажет — все законно.
Иногда товарный знак называют торговой маркой. Это одно и то же, но словосочетание «торговая марка» используют в англоговорящих странах, а «товарный знак» — в России. Еще товарный знак путают с названием ООО, но это совсем разные понятия.
Предложение Тинькофф
Бесплатно зарегистрируем ИП
- Без походов в налоговую и пошлин
- Поможем выбрать коды ОКВЭД и систему налогообложения
- Даем до 500 000 ₽ на сервисы партнеров
Зачем нужно регистрировать товарный знак
Регистрация товарного знака нужна всем, кто создает собственный бренд и дорожит репутацией. Обычно это нужно и международной сети кофеен, и сызранской пекарне из двух точек. Например, им может быть важно, чтобы клиенты получали от них продукт, к которому они привыкли, а конкуренты не открыли точку с таким же названием в соседнем городе. Давайте разберем это на примере.
Компания может остановить недобросовестного конкурента и потребовать компенсацию за незаконное использование товарного знака. В этом компании помогут суды и госорганы.
Есть еще несколько ситуаций, в которых пригодится товарный знак.
Защитить домен. Домен может оказаться слишком похожим на товарный знак — тогда сайт могут закрыть или запретить продавать на нем определенные товары и услуги.
Такого не будет, если зарегистрировать свой домен как товарный знак. Другой способ — выбрать домен, который будет таким же, как и товарный знак: например, чтобы название на кириллице легко читалось на латинице. Так, товарный знак Coca-Cola — это и название напитка, и доменное имя сайта.
Продавать на маркетплейсах. Без товарного знака могут не пустить на торговую площадку. А если пустили без него, могут возникнуть проблемы.
Защититься от недобросовестной рекламы. Можно запретить конкурентам использовать ваш товарный знак в рекламе. Если настроил рекламу по названию вашего бренда, можно подать жалобу в техподдержку рекламной площадки.
Продавать франшизы. Продажа франшизы — это продажа права пользоваться товарным знаком. Если начать продавать франшизу без товарного знака, может оказаться, что ваш бренд давно зарегистрировал другой. Тогда этот может обратиться в суд, чтобы потребовать компенсацию.
Контролировать провоз товаров. Можно договориться с таможней, чтобы без вашего разрешения товар под вашим товарным знаком через границу не возили. Для этого нужно внести товарный знак в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. В итоге это поможет защититься от тех, кто подделывает товар и продает его в других странах.
Повысить капитализацию компании. Можно поставить товарные знаки на баланс компании. Тогда уставной капитал будет больше привычных всем 10 000 ₽. Такой уставной капитал увеличит шансы привлечь инвесторов и партнеров. Насколько сильно повысится уставной капитал — зависит от оценки товарного знака.
Не всем нужна регистрация товарного знака. Если вы не собираетесь развивать бренд или масштабировать бизнес, вам это может и не пригодиться. Например, без него обходятся ларьки «Ремонт обуви» или «Овощи и фрукты» — чтобы так называться, товарный знак и не нужен.
Срок действия прав на товарный знак
В России закон охраняет товарный знак в течение 10 лет. Когда срок закончится, товарный знак можно зарегистрировать еще раз — это продлит его действие на следующие 10 лет.
Чтобы товарный знак оставался под охраной, его нужно использовать постоянно. Если товарный знак не используют на протяжении трех лет, его охрану могут прекратить через суд по заявлению заинтересованного лица. Таким способом закон защищает бизнес от «патентных троллей» — так называют тех, кто регистрирует товарные знаки, но ничего под ними не производит, а только зарабатывает на взыскании компенсаций.
Суд постановил прекратить охрану товарного знака Highlander
Ситуация. На «Ламоде» появилась обувь с товарным знаком Highlander. Спустя время объявились владельцы этого знака — ООО «Вексель». Они обратились в суд: потребовали взыскать с «Ламоды» 5 млн рублей и изъять из оборота контрафактную обувь.
Перелом. Сперва суд частично удовлетворил требования «Векселя». С владельцев «Ламоды» взыскали 50 000 ₽ и изъяли из оборота контрафакт. Юристы «Ламоды» это так не оставили и два года ходили по судам. В итоге они доказали, что компания специально зарегистрировала товарный знак на себя только для того, чтобы взыскивать с других компаний компенсации, а в бизнесе его не использовала.
Итоги. Вместо 5 миллионов с нарушителя взыскали всего 50 000 ₽, а охрану товарного знака Highlander потом и вовсе досрочно прекратили.
Как зарегистрировать товарный знак в РФ
Регистрация состоит из нескольких этапов — собрали их на схеме.
Процедура регистрации товарного знака проходит в девять шагов и обычно длится 6—8 месяцев
Когда вы подадите заявку, вашему товарному знаку присвоят приоритет. Это значит, что другой не сможет подать заявку на ваш товарный знак, потому что вы уже его заняли.
Бывают случаи, когда нужно поторопиться с регистрацией. Например, предприниматель нанял команду и собрался продавать одежду на «Ламоде»: уже все готово, а про товарный знак забыли. Смотрит, что нужно для старта на маркетплейсе, а там такое:
Раньше на «Ламоде» было достаточно заявки на товарный знак, а теперь нужна регистрация товарного знака
Ускорить процесс можно, если оплатить пошлину за ускоренную регистрацию — она стоит 94 400 ₽. Эксперты Роспатента вне очереди проверят ваш товарный знак и дадут отчет. С ним регистрация займет 2—3 месяца вместо 6—8.
В большинстве случаев ускоренная регистрация не нужна даже тем, кто сначала думает, что нужна. Если сразу правильно подготовить документы и выбрать перспективное название товарного знака, регистрация и без ускорения иногда может уложиться в 3—4 месяца.
Разберемся, что делать на каждом шаге и сколько денег нужно будет заплатить.
Шаг 1. Найти патентного поверенного
Патентный поверенный по товарным знакам — это юрист, который прошел аттестацию Роспатента и помогает предпринимателям в делах по товарным знакам. Он проверяет варианты обозначений по базам Роспатента, подает заявки на регистрацию, ведет делопроизводство, спорит с Роспатентом и судится за предпринимателей. Если найдете хорошего специалиста, все остальные шаги он сделает за вас.
Патентный поверенный — это отдельная юридическая профессия. Даже штатные юристы компаний обращаются к ним, когда нужно зарегистрировать товарный знак.
Без патентного поверенного можно зарегистрировать товарный знак, только если повезет. При этом полученная регистрация может работать не так, как ожидает предприниматель: многие ошибаются с указанием обозначения и правильным подбором товаров и услуг.
Работа поверенного заключается не просто в том, чтобы заполнить документы и подать заявку в Роспатент. Поверенный — это специальный консультант, который помогает в сложных ситуациях.
Чтобы найти хорошего патентного поверенного, нужно обратить внимание на шесть вещей: специализация, отзывы, портфолио, добросовестность, договор и стоимость.
Специализация. Обычный юрист может не знать всех тонкостей о регистрации товарного знака, поэтому нужен юрист со специализацией в интеллектуальном праве. У патентного поверенного будет свидетельство с четырехзначным номером, которое подтверждает его специализацию. Свидетельство можно проверить в реестре Роспатента.
Отзывы. Хорошо, если патентного поверенного рекомендуют другие предприниматели из вашей сферы. Спросите знакомых, у кого они регистрировали товарные знаки и готовы ли порекомендовать вам этого человека и его компанию.
Портфолио. Обычно это свидетельства на товарные знаки или ссылки на такие свидетельства на сайте Роспатента.
Одни поверенные публикуют портфолио у себя на сайте, а другие — нет. Не пугайтесь, если не найдете портфолио на сайте. В таком случае попросите ссылки на свидетельства на товарные знаки, которые поверенные помог получить.
Спросите у специалиста, сколько он зарегистрировал товарных знаков. Если в портфолио всего лишь несколько десятков, перед вами неопытный юрист. Может быть, ему повезет зарегистрировать еще один, а может быть, и нет. У опытных поверенных количество регистраций исчисляется тысячами.
Чтобы убедиться, что это реальное портфолио поверенного, можно сделать так.
Скопируйте номер товарного знака из свидетельства и вбейте его в реестр товарных знаков.
В открывшемся документе посмотрите на адрес для переписки в самом конце — если он такой же, как и у поверенного, которого вы проверяли, то все в порядке. Это означает, что именно этот специалист переписывался с Роспатентом, когда помогал зарегистрировать товарный знак.
Слева бумажное свидетельство, а справа то же самое, но в реестре Роспатента
Портфолио не может быть конфиденциальным: когда регистрируют товарный знак, он публикуется в открытом реестре на сайте Роспатента. Если юрист не показывает свои работы, значит, ему есть что скрывать.
Добросовестность. Чтобы ее проверить, спросите у юриста, что будет, если он подаст заявку и получит предварительный отказ. Если юрист замнется и не найдет что ответить, то возможны два варианта. Первый — он не знает, что делать. Второй — знает, но расскажет тогда, когда придет отказ, чтобы взять дополнительную плату за ответ на него.
Адекватные поверенные обычно рассказывают обо всех вариантах развития событий на старте.
Другой способ проверить подход к делу — выяснить, насколько глубоко поверенный вникает в вашу задачу. Для этого можно посмотреть, выясняет ли специалист, на чем будет зарабатывать бизнес сейчас и в ближайшие несколько лет.
Если поверенный не знает, какие у вас бизнес-задачи, есть риск зарегистрировать товарный знак, который не будет защищать компанию
Договор. Спросите, что входит в стоимость услуги, и убедитесь, что в договоре есть ее конкретное описание. Иначе может получиться, что вам помогут подать заявку, а на запросы экспертов отвечать не будут. Тогда за них придется платить отдельно.
Хорошо, если в услугу входит и проверка товарного знака, и подача заявки, и полное ведение делопроизводства, и ответ на предварительный отказ. Тогда не надо ни о чем беспокоиться: вам помогут от выбора товарного знака до получения свидетельства.
Стоимость. В 2021 году патентные поверенные могут взять за всю регистрацию товарного знака в среднем 35 000—50 000 ₽. Если юрист просит меньше денег за такую услугу, это повод насторожиться. Может оказаться, что он не отвечает за результат, делает не все, что надо, или у него мало опыта.
Шаг 2. Проверить законность и уникальность товарного знака
Законность. Нельзя назваться «Лучшим магазином за углом» или «Российским магазином»— это нарушает закон. О том, какие названия могут нарушить законы или навредить компании, мы написали отдельную статью. Проверьте по ней ваше название: если оно ничего не нарушает, можно двигаться дальше.
Уникальность. Проверьте уникальность своего товарного знака, чтобы убедиться, что никто не работает с похожим. О том, какие базы названий смотреть, мы написали отдельную статью. Кликните по ссылке справа.
Шаг 3. Выбрать вид товарного знака
Нужно выбрать, какой товарный знак будете регистрировать. Они бывают такими:
Обычно достаточно зарегистрировать название бренда в качестве словесного знака. Это будет защищать вас вне зависимости от цвета, шрифта и графики. Но бывает, что нужно зарегистрировать еще или . Давайте разберем три случая.
Интернет-магазин. Если сайт играет большую роль в бизнесе, сделайте домен и название бренда одинаковыми: чтобы название на кириллице легко считывалось на латинице. А затем зарегистрируйте название бренда. В таком случае и домен, и название бренда никто, кроме вас, не сможет использовать. Например, у интернет-магазина «Ламода» домен lamoda.ru.
Кафе. Если вы открываете сеть кофеен, скорее всего, вы будете ставить логотип на стаканчики. Тогда вам может пригодиться зарегистрировать еще и логотип в качестве изобразительного товарного знака.
Кому важно сэкономить. Можно зарегистрировать комбинированный товарный знак — название и логотип: заплатите за один, а охранять будут и то и другое, вместе и по отдельности. По умолчанию это работает так, но не всегда. Например, есть интересный кейс с «Забиякой».
Это зарегистрированный товарный знак. На нем есть слово «Забияка». По идее его должны охранять, но когда дело дошло до спора, регистрация не помогла
Предприниматель не смог защитить слово в комбинированном товарном знаке
Ситуация. «Сима-ленд» зарегистрировал комбинированный товарный знак: большой попугай и надпись «Забияка» на крыле. Через время в «Детском мире» в продаже появился игрушечный вертолет с надписью «Забияка» на коробке. Партию игрушек привез поставщик, который не получал у «Сима-ленда» разрешения на это.
Конфликт. В «Сима-ленде» сочли, что название «Забияка» принадлежит им, а «Детский мир» нарушает их права. В итоге они подали в суд на «Детский мир».
Судебное решение. В иске отказали, апелляция и кассация решение поддержали. Попугай — это один из элементов товарного знака, который занимает доминирующее положение. А сходство товарных знаков нужно оценивать не по отдельным элементам, а в целом.
Шаг 4. Выбрать класс, товары и услуги МКТУ
Класс МКТУ. МКТУ — международная классификация товаров и услуг. Например, пиво относится к 32 классу, а кафе — к 43.
Выберите, какие классы товаров и услуг займет товарный знак. Это можно сделать только один раз — при подаче заявки. Если компания укажет одни товары, а потом захочет продавать другие под этим же товарным знаком, добавить новые уже не выйдет. В таких случаях регистрируют новый товарный знак или решают проблемы с законом. Вот какими они могут быть.
Чтобы сразу зарегистрировать товарный знак на все нужные классы МКТУ, подумайте, на каких товарах и услугах вы будете зарабатывать в ближайшие 10 лет. Обычно регистрируют три-четыре класса МКТУ, а иногда и пять. Один класс — это редкость. Давайте разберем основные классы для чайно-кофейного бизнеса.
Рекомендуем посмотреть все классы, иначе можно упустить. Иногда нужный вам класс может оказаться в неожиданном месте. Например, в 33 классе «Алкогольные напитки» нет пива — оно относится к 32 классу, а в 11 классе грелка соседствует с ядерным реактором.
Можно указать все классы МКТУ при заявке на товарный знак. Но мы не рекомендуем так делать. Если компания не будет вести бизнес по определенным классам на протяжении трех лет, то ее товарный знак по этим классам аннулируют через суд. Деньги на все классы МКТУ — деньги на ветер.
Товары и услуги. Внутри каждого класса МКТУ есть свои товары и услуги. Нужно выбрать, какие займет ваш товарный знак.
Чтобы товарный знак защищал все ваши товары и услуги, нужно выбирать и собирательные понятия, и все, что в них входит. Именно поэтому список товаров и услуг обычно занимает 5—10 страниц.
Алгоритм поиска нужных классов, товаров и услуг такой.
Сперва посмотрите, что вам нужно, в онлайн-версии МКТУ — по ссылке в начале. Когда зайдете на сайт, поставьте галочку «только Ницца» — так он будет искать только формулировки из официальной редакции МКТУ. Если не поставить эту галочку, сайт будет выдавать все товары и услуги из справочников разных стран — там товаров и услуг больше, чем в МКТУ, и каждая страна может формулировать их . Если этот способ неудобный, посмотрите то же самое на сайте ФИПС — там все лежит в Excel-таблице.
Затем посмотрите формулировки того, что вам нужно, в Лексико-семантическом идентификаторе товаров и услуг — это российское дополнение к МКТУ.
Когда перейдете по ссылке «все версии МКТУ», откроется разводящая страница. На ней вам нужна последняя редакция МКТУ и Лексико-семантический идентификатор товаров и услуг
Шаг 5. Оплатить первые госпошлины
Всего нужно оплатить четыре госпошлины: за регистрацию заявки, экспертизу, регистрацию товарного знака и свидетельство.
Стоимость пошлин зависит от того, как вы будете подавать документы. Если подавать заявку через интернет, госпошлины обойдутся минимум в 23 100 ₽. Если подавать офлайн, то минимум в 33 000 ₽. Минимум — если вы будете подавать заявку только на один класс МКТУ.
Чтобы подать заявку онлайн и сэкономить, вы или ваш патентный поверенный должны использовать квалифицированную электронную подпись.
Порядок оплаты госпошлин такой:
- Сначала нужно заплатить две пошлины: за регистрацию заявки и экспертизу.
- Когда экспертиза закончится и Роспатент примет решение о регистрации, нужно доплатить еще две пошлины: за свидетельство и регистрацию товарного знака.
Если Роспатент откажет в регистрации товарного знака, пошлины не возвращают — экспертиза же прошла.
За что платить | Сколько | За каждый класс МКТУ | Источники |
---|---|---|---|
Регистрация заявки | 3500 ₽ | 1000 ₽ |
Если подадите заявку через интернет, вам дадут скидку 30%. Тогда первые пошлины обойдутся в 10 500 ₽ — это не считая дополнительных классов МКТУ.
Чтобы оплатить госпошлину, перейдите по ссылке справа. В появившемся окне нужно вбить данные и сформировать две квитанции: на оплату регистрации и экспертизы. Затем просто оплатите в любом банке, можно и онлайн.
Так выглядит заполненная квитанция на оплату регистрации заявки
Когда вы оплатите госпошлину, Роспатент будет проверять, действительно ли вы ее оплатили. Если оплата не прошла, вам пришлют уведомление. В таком случае нужно будет оплатить пошлину в течение двух месяцев.
Шаг 6. Заполнить и отправить заявку
Чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно заполнить заявку на регистрацию и отправить ее в Роспатент. Это можно сделать офлайн или через интернет.
Все, кто самостоятельно подают заявку, часто допускают ошибки. Если перепутали ИНН или подобное, это еще можно исправить за месяц в переписке с ведомством. А вот ошибки в выборе обозначения и подборе перечня товаров уже не исправишь — можно получить отказ или бесполезную регистрацию.
Кликните на ссылку справа — там пример того, как заполнять заявку. А вот детали, на которые стоит обратить внимание.
Один товарный знак — одна заявка. Если вы хотите зарегистрировать несколько товарных знаков, заполняйте заявку для каждого и оплачивайте каждый. Вот так делать не нужно:
❌ Роспатент может такое зарегистрировать, но охранять будут не каждый логотип, а вот эту композицию из девяти лого
Изображение и описание товарного знака — в заявке есть такой блок. В нем есть нюансы, которые касаются двух вещей: описания товарного знака и большого квадратного поля, куда нужно вставить товарный знак.
Так выглядит блок с изображением и описанием товарного знака
Рассмотрим нюансы блока на двух примерах — регистрации словесного обозначения и логотипа.
Если вы регистрируете словесное обозначение, обратите внимание вот на что:
- Поле «Заявляемое обозначение». Ваше слово можно написать любым нейтральным шрифтом вроде Times New Roman. Охраняться будет только слово, а не то, как оно написано.
- Поле «Описание заявленного обозначения». Если слово на иностранном языке, напишите перевод и транслитерацию. Если слова нет в русском словаре или это термин, объясните его значение. Если слово ничего не значит, то укажите, каким способом оно образовалось: может быть, это вымышленное слово, или аббревиатура, или вы составили слово из начальных слогов фразы.
Если вы регистрируете логотип, обратите внимание вот на что:
- Поле «Заявляемое обозначение». Опишите словами, что именно изображено на логотипе. Например, если там попугай, расскажите, что за вид, где он сидит, что он делает.
- Поле «Заявляемое обозначение». Если логотип будет отличаться от того, каким вы его хотите зарегистрировать, то его не станут охранять. Например, если вы хотите зарегистрировать оранжевый логотип, то не вставляйте его черно-белым.
Если будете подавать заявку на регистрацию логотипа офлайн, а не через интернет, нужно вклеить изображение. Для этого используйте плотную бумагу размером 8 × 8 см.
Перечень товаров и услуг. В этом блоке нужно указать, в каких классах МКТУ вы хотите зарегистрировать товарный знак. Но в блоке всего девять свободных строчек. Если у вас не влезли все классы МКТУ, то можно продолжить перечисление на отдельном листе и прикрепить его в приложении.
Приложения. Приложите к заявке изображение товарного знака — это обязательно, иначе его не зарегистрируют. Если подаете на бумаге, то распечатайте его на весь лист. Если через интернет, то нужно соблюсти пять условий:
- формат TIF или DOC;
- изображение не сжимать;
- размер — не более 5 Мб;
- разрешение — не меньше 300 dpi;
- изображение должно быть на прозрачном фоне.
Есть три способа подать заявку: через интернет, лично отнести в офис Роспатента или отправить по почте:
- Через интернет можно подать на сайте ФИПС — Федерального института промышленной собственности, это часть Роспатента. Понадобится квалифицированная электронная подпись. Еще можно подавать заявки на портале госуслуг, но обычно этим способом никто не пользуется — дополнительные интеграции могут вызвать лишние ошибки.
- Лично передать документы в офис Роспатента по адресу: г. Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1. С понедельника по четверг Роспатент работает так: 09:30 — 18:15, а в пятницу так: 09:30 — 17:00. Перерывов на обед нет.
- Отправить по почте заказным письмом. Чтобы письмо не потерялось, сохраните идентификатор отправления. Адрес: Роспатент, г. Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Г-59, ГСП-3, 125993.
Когда эксперты посмотрят вашу заявку, они могут отправить вам запрос. Это не означает, что вам отказывают — скорее всего, экспертам не хватает информации. На такой запрос нужно ответить в течение трех месяцев. Если затянуть с этим, заявку признают отозванной и придется все делать заново.
Шаг 7. Пройти экспертизу: что делать при отказе Роспатента
В двух из трех случаев эксперты присылают предварительный отказ. он называется «Уведомление о результатах проверки соответствия». В нем эксперт приводит основания для отказа и поясняет, почему считает, что товарный знак зарегистрировать нельзя.
Отказ можно оспорить и в итоге добиться регистрации. Шанс на правильный ответ только один, длительной переписки тут нет. Если эксперта устроит объяснение, товарный знак зарегистрируют. Если не устроит, придется придумывать новый товарный знак и заново подавать все документы.
Так выглядит обычный отказ
Как поменять мнение эксперта — зависит от ситуации. Чаще всего нужно руководствоваться законами, регламентами самого Роспатента и судебной практикой. Но иногда патентный поверенный может договориться с другой компанией, чтобы она дала согласие на регистрацию вашего знака — тогда противопоставление снимут и основание для отказа отпадет.
Шаг 8. Оплатить следующие госпошлины
Когда Роспатент принял решение о регистрации товарного знака, нужно заплатить пошлины за регистрацию и за свидетельство на товарный знак. Оплатить эти пошлины можно так же, как и первые две: по квитанции в офисе банка или онлайн.
За что платить | Сколько | За каждый класс МКТУ | Источники |
---|---|---|---|
Регистрация товарного знака | 16 000 ₽ | 1000 ₽ |
Если отправить заявку в электронном виде, то эти госпошлины обойдутся в 12 600 ₽, не считая классов дополнительных МКТУ.
Шаг 9. Получить свидетельство
Когда пошлины оплачены, Роспатент регистрирует товарный знак и высылает свидетельство на него. Свидетельство придет по адресу, который вы указали в заявке под графой «Для переписки».
Чек-лист по регистрации товарного знака
- Заложить на регистрацию 6—8 месяцев и 35 000—50 000 ₽.
- Прислать заявку в Роспатент. Как только сделаете это, вашему товарному знаку присвоят приоритет. Это значит, что никто его не сможет занять, пока он на регистрации.
- Обратиться к патентному поверенному, чтобы не переплачивать за пошлины и зарегистрировать товарный знак быстро.
- Пробить товарный знак в базах Linkmark и poiskznakov.ru, чтобы убедиться, что его никто не использует.
- Проверить, что товарный знак не нарушает закон о рекламе и ничьи авторские права, а еще не указывает на государство, ваш продукт и не содержит оценочных суждений.
- Разобраться, какой вид товарного знака выгоднее регистрировать. Обычно хватает словесного — но такого, чтобы совпадал с доменом.
- Подумать, на чем бизнес будет зарабатывать в ближайшие 10 лет. Чтобы товарный знак защищал весь бизнес, а не одну услугу, обычно регистрируют три-четыре класса МКТУ и пять страниц товаров и услуг.
- Запомнить: один товарный знак — одна заявка. Подайте две заявки, если нужно зарегистрировать и логотип, и название.
- Оплатить две госпошлины перед подачей заявки: за регистрацию заявки и экспертизу. А когда ответите на отказ, можно платить за регистрацию товарного знака и за свидетельство на него.
- Ответить на предварительный отказ можно только один раз. Чтобы не делать все заново, ответьте вместе патентным поверенным.
Предложение Тинькофф
Как зарегистрировать товарный знак
Товарный знак или знак обслуживания нужен, чтобы выделить компанию среди других на рынке. Его регистрация нужна для защиты от конкурентов. Если они попытаются использовать или скопировать логотип и фирменный стиль компании — вы сможете подать в суд и получить компенсацию.
Зарегистрировать товарный знак можно самостоятельно, не обращаясь к специалистам. Как это сделать и сколько придется заплатить, читайте в нашей статье.
Из этой статьи вы узнаете:
Что такое товарный знак?
Товарный знак (далее — ТЗ) — это обозначение товара или услуги, которое индивидуализирует их и выделяет на рынке, делает узнаваемыми среди конкурентов.
Среди известных знаков, к примеру, обозначения, которые используют компании Google, Microsoft, McDonalds и пр.
Зарегистрировать ТЗ могут только индивидуальные предприниматели или юридические лица. Перечень видов продукции, которую можно обозначить, содержится в Международной классификации товаров и услуг (далее — МКТУ). Она позволяет установить конкретную группу для регистрации. В документе определены 45 классов. С 1-го по 34-й — это товары, с 35-го по 45-й — услуги.
Один ТЗ можно зарегистрировать для нескольких классов: например, компания может производить одежду, обувь, парфюм, аксессуары и украшения под товарным знаком Louis Vuitton. Другой производитель парфюма, обуви и одежды уже не сможет использовать этот же ТЗ для своей продукции.
Использовать одинаковые ТЗ законно, если продукция относится к разным классам. Так может существовать фармацевтическая или мебельная компания Louis Vuitton.
Что дает регистрация товарного знака
- исключительное право на использование обозначения для товаров или услуг: если кто-то захочет зарегистрировать такой же знак или похожий, он не сможет это сделать без вашего ведома;
- возможность использовать знак охраны ®;
- приоритет при регистрации нового, но идентичного ТЗ;
- возможность зарегистрировать свой ТЗ за рубежом;
- возможность создать и продать франшизу;
- защиту от контрафакта: ТЗ можно внести в реестр объектов интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службы, и тогда товар-подделку смогут арестовать на границе;
- защиту от конкурентов и плагиата: можно привлечь к ответственности за нарушение законодательства об интеллектуальной собственности.
За незаконное использование ТЗ предусмотрена:
- гражданско-правовая ответственность — по ст. 1515 ГК РФ правообладатель может требовать уничтожения всех обозначений, которые были использованы незаконно. Также он вправе потребовать возмещения убытков или компенсации в размере двукратной стоимости товаров, на которых размещен ТЗ, либо в двукратном размере стоимости права использования ТЗ;
- административная ответственность — по ст. 14.10 КоАП РФ предполагает штраф от 5 000 до 10 000 рублей. Если товар производился или сбывался с чужим ТЗ, налагается штраф в двукратном размере цены товара, который стал объектом нарушения. В этом случае заплатить придется не меньше 10 000 рублей;
- уголовная ответственность — по ст. 180 УК РФ предусмотрен штраф от 100 000 до 1 млн рублей, либо до шести лет лишения свободы со штрафом до 500 000 рублей.
Виды товарных знаков
- изобразительные — обозначение товара только с помощью изображения, которое может быть абстрактным или конкретным. Запрещено использовать натуральные изображения продукции. К примеру, делать яблоко знаком компании, которая торгует яблоками;
Пример изобразительного ТЗ компании Apple. Он допустим, потому что компания не продает яблоки
Словесный ТЗ компании «Яндекс»
Пример комбинированного ТЗ
Звуковой ТЗ компании LG
Уникальная форма бутылки Coca-Cola является объемным ТЗ бренда
Цветовой ТЗ «Газпрома»
В ст. 1484 ГК РФ прописано, что товарный знак можно разместить:
- на товарах, которые продают в России, и их упаковках;
- во время выполнения работ и оказания услуг;
- на документах, которые сопровождают введение товара в оборот;
- в предложениях о продаже, выполнении работ, а также в объявлениях и рекламных материалах;
- в интернете при создании сайта или блога, в доменном имени ресурса.
Отличие ТЗ от логотипа, бренда и торговой марки
Есть несколько понятий, которые отождествляются с ТЗ — это логотип, торговая марка и бренд. Чаще всего их употребляют как синонимы, но есть ряд отличий.
Логотип — это специально разработанное начертание полного или стилизованного сокращения названия компании, согласно Большому юридическому словарю. Логотип применяется как эмблема фирмы. К примеру, символы компаний Mercedes, Audi, Toyota и пр.
В российском патентном законодательстве нет термина «логотип». Поэтому его нельзя официально зарегистрировать, а юристы рассматривают рисунок как частный случай ТЗ.
Понятия «торговая марка» в российском законодательстве тоже нет. Есть общий термин — «знак обслуживания», который применим и к ТЗ. Поэтому понятия считаются синонимами. Однако в российском и зарубежном праве есть ряд отличий между торговой маркой и ТЗ.
Отличия торговой марки и торгового знака
В России ТЗ — это та же торговая марка, которая зарегистрирована юридически, что подтверждает ее уникальность. Правообладатель может использовать охранный знак ® возле изображения или словосочетания.
Бренд — это узнаваемый товарный знак, которому доверяют покупатели. Когда на рынке появляется новый продукт, чаще говорят о торговой марке. Но если товары или услуги начинают пользоваться популярностью и теснят конкурентов, они становятся брендом. К примеру, Starbucks — название марки кофе и сети кофеен — признанный международный бренд.
Как зарегистрировать товарный знак
ТЗ защищен только в той стране, где зарегистрирован. В другом государстве его могут использовать без разрешения правообладателя. Поэтому компаниям, работающим на международном рынке, приходится регистрировать ТЗ в каждой стране отдельно по системе Мадридского соглашения о международной регистрации знаков. С 1997 в число участников соглашения входит и Россия.
Здесь регистрацией занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности (далее — ФИПС), он же Роспатент. В приказе Роспатента № 32 от 05.03.2003 описаны особенности составления заявки и процедура рассмотрения документов.
Зарегистрировать ТЗ могут только юридические лица или индивидуальные предприниматели. Физические лица не имеют такого права.
Для регистрации нужно:
- Собрать документы о знаке и о заявителе;
- Оплатить пошлину за регистрацию и формальную экспертизу — ее размер зависит от количества классов товаров и услуг, в которых будет работать ТЗ. Чем больше классов, тем дороже. Рассчитать размер пошлины можно на калькуляторе ФИПС;
- Подать в Роспатент заявку на регистрацию;
- Дождаться результатов формальной экспертизы. В это время Роспатент проверяет знак на охраноспособность и соответствие государственным требованиям;
- Оплатить пошлину за экспертизу по существу;
- Получить результаты экспертизы по существу. Роспатент проверяет ТЗ на уникальность внутри своего класса или классов. Знак сравнивают с уже существующими и с теми, на которые поданы заявки. Приоритет в регистрации отдают тем, кто подал заявку раньше;
- Оплатить еще две пошлины: за регистрацию ТЗ и выдачу свидетельства о регистрации.
Пока идет регистрация ТЗ, можно использовать логотип без знака охраны ®.
Чтобы минимизировать риски и сократить сроки регистрации, заявители обращаются к патентным поверенным — юристам по патентному праву, которые работают в частных фирмах.
Поверенные поверяют охраноспособность и уникальность ТЗ и помогают устранить нарушения до подачи заявки. Кроме того, юристы берутся урегулировать споры с Роспатентом, отвечать на уточняющие запросы и доказать, что знак соответствует требованиям.
В теории, можно зарегистрировать ТЗ и без привлечения экспертов. Для начала его нужно проверить на уникальность через Федеральный институт промышленной собственности, используя реестры ТЗ. Для работы с ними требуются определенные знания. Все заявки пронумерованы, в реестре видны только их номера. А название компании и ТЗ, который она зарегистрировала или хочет зарегистрировать, скрыты в тексте. Если не знать, под какими номерами какой класс товаров идет, придется очень долго искать нужные данные. Заявок — сотни, поэтому, чтобы просмотреть все хотя бы в одном классе, придется потратить время.
Либо можно подать заявку в Роспатент без предварительных проверок. Но в этом случае велик риск получить отказ.
Проверка обозначения для товарного знака
Если вы собираетесь зарегистрировать словесный или комбинированный ТЗ, то еще до обращения к поверенным или в Роспатент проведите свою экспертизу на уникальность — поищите в интернете компании с таким же названием или слоганом. Если вы найдете похожий на ваш ТЗ, вы сможете сэкономить время, скорректировав свой ТЗ до начала регистрации.
Помните, что в регистрации откажут, если существует похожий знак в том же классе товаров или услуг. Если компании из разных отраслей — это не проблема.
Такую проверку стоит провести еще на этапе создания фирменного наименования компании — чтобы выбрать запоминающееся название и провести экспресс-проверку на уникальность, почитайте нашу статью о нейминге.
После этого выясните, разрешено ли использовать ваше обозначение. В качестве ТЗ не зарегистрируют:
- общепринятые обозначения. Например, змея над чашей в медицинской сфере, слова «ботинки» и «туфли» в обувном производстве;
- обозначения, указывающие на свойства товара, его предназначение или ценность. Например, название туалетной бумаги «56 метров», юридической фирмы «Юристы №1»;
- место, время продажи или изготовления продукта — «улица Федорова, 15», «1985 год»;
- ложные или вводящие в заблуждение сведения о производителе или товаре. Например, если назвать сыр российского производства «San Francisco», то покупатель может подумать, что его делают в Америке. Другой случай — слово Natural нельзя использовать для обозначения продуктов из ненатуральных компонентов;
- обозначения, противоречащие законодательству или морали — нецензурные слова, а также жаргонные и сленговые выражения.
Чаще всего бизнесмены ошибаются, когда пытаются зарегистрировать название, которое ассоциируется у потребителя с конкретным понятием.
Пример — попытка сделать ТЗ Black Friday. У большинства это словосочетание ассоциируется с сезонными распродажами, поэтому Роспатент отказался регистрировать знак. Но коллегия Палаты по патентным спорам решила, что словосочетание «является изначально фантазийным», а эксперты не нашли в словарях и справочниках такого термина. В итоге ТЗ зарегистрировали.
Тем не менее, Федеральная антимонопольная служба посчитала действия компании недобросовестной конкуренцией, и регистрацию ТЗ признали недействительной.
— Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов
Сбор документов для заявки на регистрацию товарного знака
Подготовьте обозначение, которое будет выполнять роль ТЗ, а также информацию и документы для регистрации:
- заявление о регистрации ТЗ;
- категории товаров и услуг согласно МКТУ, на которые будет распространяться ТЗ (вписываются в заявление, либо приложение к нему);
- описание знака и оттиск в формате 8×8 или 10×8 в черно-белом варианте, даже если у вас словесный ТЗ;
- квитанцию об уплате пошлины за подачу заявления;
- доверенность — если бумаги подаются представителем юрлица или ИП.
Оплатить патентную пошлину по реквизитам Роспатента можно через банковскую кассу или в личном кабинете интернет-банка. Обязательно сохраните чеки и квитанции — они будут доказательством оплаты.
Регистрация ТЗ не представляет сложностей. Роспатент — регистрирующий орган — принимает документы в электронном виде.Так что заявителю даже не надо приносить бумажные версии.
— Вадим Ковригин, доцент экономического университета
Подача заявки в Роспатент
Заявка на регистрацию ТЗ заполняется в 3 экземплярах. В ней должно быть указано:
- полное название организации-заявителя или ИП;
- код по ОКПО, а также страны;
- приоритет ТЗ — кто первый подал заявление на регистрацию ТЗ, у того и приоритет. Если в очереди на регистрацию окажется два похожих ТЗ, зарегистрируют только тот, на который подали заявление раньше;
- номер заявки (присваивается сотрудником Роспатента при подаче документов);
- изображение обозначения;
- цвета или их сочетания;
- описание — что находится на картинке, какую форму имеет и на каком языке выполнены надписи;
- тип ТЗ: комбинированный, словесный, звуковой и т.д.;
- классы товаров и услуг, для которых его нужно зарегистрировать;
- список документов, которые прилагаются к заявке;
- подпись заявителя.
Подать заявку можно лично в Роспатент — сразу после подачи выдадут уведомление с регистрационным номером заявки и датой поступления.
Можно подать заявку электронно, через сайт ФИПС — потребуется электронно-цифровая подпись. Номер заявки и дата поступления моментально отобразятся в вашем личном кабинете.
Если вы подаете заявку на бумажном носителе по почте или электронно через Госуслуги, то вам направят уведомление на ваш адрес в течение двух недель со дня поступления заявки.
Информацию о заявке опубликуют в открытом реестре ФИПС. По ее номеру любой человек может посмотреть содержание заявки и сведения о ее регистрации.
Открытый реестр ФИПС. Номера — это заявки на регистрацию ТЗ
Приоритет устанавливается по дате подачи заявки, то есть ТЗ при совпадении получит тот, кто раньше подал заявление.
— Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов
Формальная экспертиза
Формальная экспертиза нужна, чтобы проверить заявку на регистрацию ТЗ в Роспатенте. В ст. 1498 ГК РФ обозначены сроки — не дольше месяца со дня подачи заявки.
Эксперты проверяют, можно ли зарегистрировать обозначение: оценивают различительную способность, смысловую нагрузку и прочие характеристики. В качестве ТЗ не зарегистрируют названия организаций, отраслей и их аббревиатуры, сочетания букв без словесных признаков, общепринятый символ или термин.
Если обозначение не может быть зарегистрировано, Роспатент отправит уведомление, на которое нужно ответить в течение 3 месяцев. Если ответа не последует, заявку аннулируют.
Экспертиза по существу
Порядок проведения экспертизы по существу регламентирован ст. 1499 ГК РФ. На этом этапе специалисты используют Реестр товарных знаков, чтобы сравнить потенциальный ТЗ с теми, что уже существуют, а также с обозначениями, на которые другие компании или предприниматели подали заявки.
Если похожих символов не нашли, ТЗ регистрируют. Если Роспатент откажет в регистрации, можно обжаловать решение в Палате по патентным спорам в течение 4 месяцев после вынесения решения.
Если это не помогло, можно подать иск в арбитражный суд в течение полугода. Рассматривать ответ Роспатент будет еще 2 месяца и если сочтет его аргументированным, знак зарегистрируют.
Получение свидетельства
Если экспертизы прошли успешно, Роспатент выдаст свидетельство о регистрации ТЗ — за это нужно оплатить пошлину в размере 2 000 рублей. В течение 2 месяцев после оплаты Роспатент выдает документ. После этого можно использовать значок зарегистрированного ТЗ — ®.
Пример свидетельства о регистрации ТЗ
Свидетельство действует 10 лет. Согласно ст. 1491 ГК РФ, его можно продлевать на тот же срок неограниченное количество раз. Для этого нужно в течение последнего года действия документа направить в Роспатент заявление о продлении срока действия свидетельства об исключительном праве на ТЗ и оплатить пошлину в размере 20 000 рублей за рассмотрение заявления. Если вы не успели подать заявление вовремя, то это можно сделать в течение еще 6 месяцев, но придется подать ходатайство и оплатить дополнительную пошлину за его рассмотрение — 2 500 рублей.
После получения свидетельства о регистрации вы должны начать использовать ТЗ в течение 3 лет. Есть риск, что конкуренты или заинтересованные компании подадут на вас в суд за то, что вы этого не делаете. И тогда придется очень сильно постараться доказать обратное. Отбиваться будете вы, а не конкуренты.
— Марьяна Гарцева, эксперт по брендингу
Если суд установит, что запатентованный ТЗ не используется на протяжении 3 лет, его аннулируют согласно ст. 1486 ГК РФ.
Сроки регистрации товарного знака
Срок приема, регистрации, экспертизы заявки и выдачи свидетельства составляет 18 месяцев и 2 недели. Формальная экспертиза длится не больше месяца, а экспертиза по существу занимает больше года.
В таком случае срок регистрации может быть увеличен, ответ на каждый запрос рассматривается до 2 месяцев дополнительно.
С 14 марта 2018 г. ФИПС была введена новая платная услуга по ускорению регистрации ТЗ. Стоимость такой услуги — от 47 200 рублей до 188 800 рублей, в зависимости от выбранного тарифа и вида ТЗ (словесный, изобразительный или комбинированный). Заявитель может сократить процедуру регистрации до 5 или даже 2 месяцев.
— Анна Коняева, руководитель юридической компании
Крайние сроки регистрации ТЗ Гражданским кодексом не определены: все зависит от того, сколько претензий предъявил Роспатент и как долго заявитель готовит ответы.
Стоимость регистрации товарного знака
За регистрацию ТЗ придется заплатить четыре пошлины. Их размеры, сроки и порядок уплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации и регулируются Положением о патентных и иных пошлинах. Рассчитать точный размер пошлин можно с помощью калькулятора ФИПС:
- формальная экспертиза будет стоить минимум 3 500 рублей. Если регистрировать более 5-ти пунктов МКТУ, за каждый дополнительный придется заплатить 1 000 рублей. К примеру, если регистрируется знак с классами от 10 до 16, то за 15-й и 16-й классы нужно доплатить 2 000 рублей;
- основная экспертиза — от 11 500 рублей за ТЗ с одним классом. Если классов несколько, то за каждый нужно доплатить по 2 500 рублей;
Расчет пошлины для одного класса на калькуляторе ФИПС
Расчет пошлины для двух классов
Если обращаться к частным компаниям, которые оказывают услуги при регистрации ТЗ, можно увидеть такие цены:
Цены на услуги сопровождения регистрации ТЗ
Если зарегистрировать ТЗ только по одному классу, то сумма всех государственных пошлин на экспертизу составит 31 000 рублей. При обращении к патентным поверенным потребуется еще около 11 000 — 12 000 рублей.
Как можно распоряжаться товарным знаком
Продать. Владелец может передать исключительное право на ТЗ, то есть произвести отчуждение по ст. 1488 ГК РФ. Право пользования передается на все товары, где можно применить ТЗ.
Если одна компания хочет выкупить права у другой, стороны договариваются о цене, формируют договор о распоряжении исключительным правом, который нужно зарегистрировать в Роспатенте. И знак переходит в полное распоряжение покупателя. После подписания договора предыдущий владелец не может распоряжаться ТЗ.
Передать лицензию. По лицензионному договору правообладатель сам определяет условия, на которых передает право пользования знаком — срок, перечень товаров и услуг, где знак можно размещать, территории, способы использования ТЗ, порядок выплаты вознаграждения и пр., об этом сказано в ст. 1489 ГК РФ.
По лицензионному договору обладатель исключительного права на ТЗ (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право использовать знак в определенных пределах. Лицензиар может указать территории, где это можно сделать. А еще — категорию товаров, на которых ТЗ можно применить.
Правообладатель устанавливает и требованиям к качеству продукции. Он может контролировать соблюдение этого условия. Ведь за качество товара лицензиат и лицензиар несут солидарную ответственность. Если лицензиат нарушает условия, договор может быть расторгнут досрочно.
— Анна Коняева, руководитель юридической компании
Создать франшизу. По договору франчайзинга другой организации передается не только сам ТЗ, но и разрешение использовать коммерческое обозначение компании, корпоративный стиль, оборудование, секреты производства и др., согласно ст. 1027 ГК РФ. Требования к качеству правообладатель и здесь может контролировать.
Заложить. ТЗ может стать залогом при получении кредита как реальное имущество. Интеллектуальную собственность точно также можно потерять, если нарушить условия договора — например, не вернуть займ.
Передать по наследству и подарить. Стоит помнить, что владельцем ТЗ может стать только предприниматель или компания, поэтому подарить и передать по наследству частному лицу знак нельзя.
Отказ в регистрации товарного знака
Причины отказа в регистрации ТЗ
Самые распространенные причины для отказа в регистрации — отсутствие различительной способности ТЗ, сходство с другими знаками, а также введение в заблуждение относительно товара либо его изготовителя.
— Оксана Груздева, юрист патентно-адвокатского бюро
Что нужно запомнить о регистрации товарного знака
- ТЗ индивидуализирует товар, выделяет среди других таких же на рынке. Он приравнен к интеллектуальной собственности;
- Регистрировать его нужно для того, чтобы этим же обозначением не могли воспользоваться конкуренты;
- ТЗ должен быть уникальным, но только в рамках своего класса товаров и услуг. Если продукция двух компаний находится в разных классах, они могут зарегистрировать одинаковые обозначения;
- Зарегистрировать ТЗ могут только индивидуальные предприниматели или юридические лица;
- Нельзя использовать символ ® рядом с незарегистрированным ТЗ;
- Если вашим ТЗ воспользуются конкуренты, можно подать в суд и получить компенсацию. Если вы (даже ненамеренно) используете чужой ТЗ, на вас могут подать иск — придется платить компенсацию и уничтожать все контрафактные материалы;
- Подать заявку на регистрацию ТЗ в Роспатент можно самостоятельно — в электронном виде или бумажном варианте, а также по доверенности через представителя;
- ТЗ пройдет две экспертизы: формальную и по существу;
- Срок регистрации ТЗ — 18,5 месяцев, без учета запросов на уточнение информации, ответов на них и других споров;
- Стоимость получения ТЗ состоит из пошлин за свидетельство и регистрацию, минимум:
- за регистрацию заявки и формальную экспертизу — от 3 500 рублей;
- за проведение экспертизы обозначения ТЗ (экспертиза по существу) — от 11 500 рублей;
- за регистрацию ТЗ — от 16 000 рублей;
- за выдачу свидетельства — 2 000 рублей.
Итого: 33 000 рублей для одного класса товаров, не выше 5-й позиции по МКТУ;
- Для расчета пошлин используйте калькулятор пошлин ФИПС;
- Чтобы минимизировать риск получить отказ в регистрации и сэкономить время, можно обратиться к патентным поверенным — стоимость их услуг начинается от 11 000 рублей;
- ТЗ можно заложить, подарить, передать по наследству, уступить на него права по лицензии или франшизе другим компаниям или предпринимателям;
- Если не использовать зарегистрированный ТЗ в течение 3 лет, его аннулируют;
- Полезную информацию о товарном знаке можно найти на сайте Роспатента в разделе FAQ.
© 1995–2022, ПАО БАНК «СИАБ». Базовая лицензия №3245 от 10.12.2019.
196 084, г. Санкт-Петербург, Черниговская ул.,
д.8, лит. А, пом. 1-Н
Как зарегистрировать товарный знак
Клиенты и покупатели узнают ваши товары по особым критериям: по названию, этикетке, логотипу, фирменной мелодии или слогану. Каждый предприниматель хочет, чтобы его бренд не путали с другими. Для этого регистрируют товарные знаки.
Что такое товарный знак
Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров или услуг.
Если у бизнеса есть логотип, это здорово. Если бизнес регистрирует логотип как товарный знак — конкуренты не смогут взять себе такой же. С помощью регистрации товарного знака предприниматели закрепляют за собой право единоличного пользования бренд-символикой.
Товарный знак, торговая марка, бренд, логотип — в чем разница
Бренд — это то, как ваш продукт знают потребители. Логотип, название, джинглы, слоганы, упаковки, всё это помогает людям идентифицировать ваш товар на полке или в каталоге. Чем больше информации о бренде в головах потребителя, тем теснее связь и выше шансы на сделку.
Логотип — это изображение бренда. Визуальное обозначение может отличаться от названия. Не нужно писать «Эппл», если нарисовано надкусанное яблоко. По зеленой галочке вы узнаете «Сбер», а по трем полоскам — «Адидас».
Товарный знак — это зарегистрированные элементы брендинга в России. Что угодно, по чему покупатели вас узнают, регистрируют с помощью товарного знака. Нет регистрации — нет товарного знака, а значит кто угодно может использовать такую же айдентику. Символ товарного знака — ®.
Торговая марка — то же, что и товарный знак, только за рубежом. Символ торговой марки — ™.
Виды товарных знаков
В качестве товарного знака можно зарегистрировать практически что угодно: домены, принты, логотипы, слоганы, названия групп и фильмов, джинглы, цвета, упаковку, этикетки, хештеги, аккаунты в соцсетях, персональный бренд, 3D модель, корпоративного персонажа и даже фирменный аромат.
Главный критерий — насколько знак справляется с задачей индивидуализаций товаров и услуг. То есть, «P&G» может зарегистрировать мелодию из рекламы «Мистер Проппер», но строку из песни «А я иду такая вся в Дольче Габбана» зарегистрировать не получится, потому что это не элемент брендинга компании.
Виды товарных знаков:
- Полное сопровождение
- Экономия от 10 000 руб на пошлинах
- Эксперты с опытом работы в Роспатенте
- Изобразительный — только текст;
- Комбинированный — текст и картинка;
- Изобразительный — только картинка;
- Объемный — форма объекта, например, упаковка;
- Звуковые — джинглы, заставки
- Вкусовые — описание вкуса товара;
- Обонятельные — запахи, ароматы, арома-подписи;
- Световые — характеристики световых сигналов бренда;
- Цветовые — фирменный цвет;
- Изменяющиеся — товарный знак, который изменяется как GIF изображение;
- Голографические — голограммы;
- Осязательные — написанные шрифтом для слепых (шрифтом Брайля);
- Позиционные — показывают, в каком именно месте на упаковке расположен логотип или другая айдентика.
Нужно ли регистрировать товарный знак: что это дает
Регистрация товарного знака фирмы дает двустороннюю безопасность владельцу бренда. С одной стороны она гарантирует, что никто из конкурентов не сможет воспользоваться элементами фирменного стиля и названием. С другой — что он сам не нарушает чужие права.
Ежегодно подается более 90 000 заявок на регистрацию товарных знаков, из них только треть без проблем получает свидетельство о государственной регистрации. Остальные признаются похожими на уже зарегистрированные бренды. Значит, если продолжить пользоваться такой айдентикой, можно получить штраф до 5 миллионов рублей, даже не подозревая, что нарушаете чьи-то права.
Известные торговые сети и маркетплейсы не берут на витрину товары, у которых нет зарегистрированного знака. В любой момент может появиться конкурент или патентный тролль, который зарегистрирует название на себя, и предъявить площадке миллионный иск.
Патентный тролль (сквоттер) — человек, который профессионально занимается незаконным использованием товарных знаков. Сквоттеры регистрируют чужие бренды, чтобы предъявлять собственнику и его партнерам исковые требования.
Без зарегистрированной интеллектуальной собственности с компанией не станут работать инвесторы, она не сможет продавать франшизу. Зарегистрированный бренд можно поставить на баланс компании как нематериальный актив, а если кто-то воспользуется названием, заплатит до 5 миллионов рублей компенсации.
Самое главное, что дает регистрация — свободу ведения бизнеса. Предприниматель может спокойно вкладывать деньги в продвижение и раскрутку своего бренда и не бояться, что завтра кто-то предъявит на него права.
Пример из юридической практики
ООО «Сервопривод Белимо Руссия» получили исключительную лицензию: только они могут использовать товарный знак «BELIMO» на территории РФ. В каждой стране у бренда есть свои представители. В каждой стране в зависимости от курса валют и других вводных стоимость продукции в реализации может меняться.
Компания ООО «О2 Системс» нашла представителя «BELIMO» в Финляндии, у которого цены ниже, чем в российской рознице. Они начали закупать продукцию у финнов и продавать контрафактно на территории РФ. Официальный поставщик нес убытки.
В суде удалось доказать, что правообладателем товарного знака на территории РФ является «Сервопривод Белимо Руссия». Только эта компания может продавать товары под брендом «BELIMO» и нести перед потребителями ответственность за качество.
«О2 Системс» не закупают продукцию у официального поставщика. Они не могут нести ответственность перед покупателями. У них нет прав на товарный знак. Поэтому в суде им запретили реализовывать продукцию под брендом «BELIMO». Компания выплатила 200 000 руб. компенсации.
Кто может зарегистрировать товарный знак
Товарный знак в России могут зарегистрировать юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, если они являются иностранными гражданами и владеют обозначениями зарегистрированными в других странах.
Форма собственности юридического лица значения не имеет. Главное, что вы ведете активную деятельность и пользуетесь обозначением. Если товарный знак не используют — через 3 года его можно аннулировать.
Юридические лица
Если владелец юрлицо, знак принадлежит ему. Удобно, если несколько учредителей — ничего делить не надо. Бренд — нематериальный актив и как другое имущество, его стоимость распределяется по долям. Дополнительно можно зарегистрировать товарный знак на несколько юрлиц или ИП, в таком случае будет коллективный знак.
ИП и самозанятые
Если владелец ИП на любом режиме, знак принадлежит только ему. Одному человеку. Если ИП закроется — охрана товарного знака прекратится. Чтобы сохранить правовую охрану, нужно заранее передать бренд другому ИП или юрлицу. Есть возможность оформить коллективный знак с другими организациями или предпринимателями.
На рассмотрении находится законопроект, чтобы самозанятые, не оформленные как ИП, тоже могли регистрировать товарные знаки. Но пока закон не принят.
Физические лица
В России ведение бизнеса физлицами не предполагается, поэтому и бренда у них быть не может. В некоторых странах есть возможность регистрации товарного знака на физлицо, поэтому иностранные граждане, которые владеют брендами, могут получить ТЗ и в России.
Где регистрируется товарный знак
Регистрацией товарных знаков занимается государственный орган «Роспатент».
Компания, которая защитила свой бренд, получает свидетельство и попадает в открытую базу ФИПС (Федерального института промышленной собственности). Это подтверждает, что конкуренты не смогут использовать такую же или похожую символику для привлечения клиентов.
Товарные знаки регистрируют в определенных классах МКТУ. Это гарантирует, что конкуренты даже из других городов и регионов не смогут использовать такие же или похожие элементы брендинга. Если компания работает в другой сфере — защита не работает.
Это значит, что два зоомагазина не могут иметь название «Белочка», но кондитерская фабрика спокойно зарегистрирует это же название для конфет.
Что нужно для регистрации товарного знака
Чтобы зарегистрировать товарный знак, должны быть 2 обязательных составляющих: официально зарегистрированный бизнес и уникальный для вашей сферы деятельности бренд.
Проверить бренд на уникальность
С каждым годом зарегистрированных товарных знаков становится все больше, а значит, шансы придумать уникальный бренд снижаются. Перед тем, как оплатить госпошлину и подать заявку в Роспатент, нужно проверить обозначение на уникальность. Если Роспатент найдет похожие бренды после подачи — заявку отклонят, а госпошлину не вернут.
Словесные и комбинированные товарные знаки сперва проверяют по открытым реестрам товарных знаков. Проверка точная, но не дает 100% гарантии. Право приоритета на товарный знак появляется в момент подачи заявки, а в базы бренд попадает после выдачи свидетельства. Если похожее название подали на регистрацию вчера, а сегодня вы проверяете открытые источники, его там не будет.
Чтобы повысить шансы на регистрацию, можно заказать в Роспатенте проверку по поданным, но еще не опубликованным заявкам. Таким же способом проверяют изобразительные, звуковые и другие обозначения. Свою заявку лучше подавать в день, когда пришли результаты проверки, чтобы другие не успели перехватить право приоритета.
Инструкция: как зарегистрировать товарный знак
Представьте, вы открыли кафе «Витязь», быстро стали популярны и вдруг обнаруживаете, что на краю города открылось точно такое же кафе, с таким же названием и дизайном. Или вы шьёте женскую одежду, раскрутили свой Инстаграм, и вдруг друзья присылают профиль, очень похожий на ваш. В обоих случаях конкуренты хотят нажиться на вашем имени. Чтобы этого не случилось, зарегистрируйте название своего бизнеса и логотип в качестве товарного знака. Рассказываем, как это сделать и сколько будет стоить.
- Автор: Марина Сенинг
- Редактор: Ирина Ситникова
- Иллюстратор: Ivan Might
Зарегистрируйте свой товарный знак, если что-то производите или у вас успешный бизнес с уникальным стилем. Это касается любых компаний и ИП. О том, что можно и что нельзя регистрировать как товарный знак — в нашей статье.
Шаг 1. Проверьте свой товарный знак на уникальность
Стоимость: от 4 130 ₽ до 49 440 ₽ за один класс МКТУ
Время: от 1 до 15 дней
Если товарный знак с вашим названием уже есть, это ещё не значит, что вам нельзя его использовать. Проверьте, к каким классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) он относится — это указано в свидетельстве на товарный знак. Если кто-то зарегистрировал товарный знак «Коробейники» для строительных материалов, а у вас продукты питания или канцелярия, вы можете его использовать. Главное, чтобы один товарный знак не использовали для одних и тех же товаров и видов бизнеса (ст. 1481 ГК РФ).
Компания «Массандра», которая выпускает вина, подала в суд на торговый дом «Массандра» за нарушение исключительных прав на товарный знак № 270653 — название компании. В описании товарного знака производителя вина сказано, что его используют для любого алкоголя, кроме пива. В выписке ЕГРЮЛ торгового дома сказано, что он сдаёт в аренду помещения. Суд отклонил иск, потому что компании занимаются разным бизнесом.
Бывает, товары и услуги нужно проверять сразу по нескольким классам МКТУ. Дело в том, что некоторые однотипные товары находятся в разных классах, например, «соковыжималки электрические» — 7 класс, а «соковыжималки бытовые неэлектрические» — 21 класс классификации. Прежде чем проверять свой товарный знак, определитесь с классами.
Есть три способа проверить товарный знак: с патентным поверенным, через ФИПС или самостоятельно.
Способ 1. С патентным поверенным. Патентного поверенного можно найти и проверить через сайт Роспатента. Специалист поможет правильно подготовить документы и проверит ваш товарный знак — насколько он уникальный и не нарушает ли закон. Если название вашего товарного знака всё же совпадает с уже зарегистрированным, патентный поверенный поможет вам его изменить.
Мы узнали цены и сроки в нескольких юридических фирмах. Нам обещали проверить товарный знак в срок от 1 до 15 дней и просили за это от 7200 ₽. Цена зависит от того, в скольких классах МКТУ вы хотите проверить товарный знак.
Способ 2. Через ФИПС. Федеральный институт промышленной собственности ведёт официальные базы данных интеллектуальной собственности, в том числе товарных знаков. Проверка товарного знака в ФИПС за один класс МКТУ будет стоить:
Срок проверки | Словесный товарный знак | Изобразительный товарный знак | Комбинированный (название + изображение) |
---|---|---|---|
За 20 дней | 4 130 ₽ | 8 260 ₽ | 12 390 ₽ |
За 10 дней | 8 260 ₽ | 16 520 ₽ | 24 780 ₽ |
За 5 дней | 12 390 ₽ | 24 780 ₽ | 37 170 ₽ |
За 3 дня | 24 780 ₽ | 49 560 ₽ | 74 340 ₽ |
За 1 день | 49 560 ₽ | 99 120 ₽ | 148 680 ₽ |
Способ 3. Самостоятельно. Сайты юридических фирм предлагают сделать проверку товарного знака бесплатно и мгновенно — стоит лишь вбить название в строку поиска. Но так вы проверите только уже зарегистрированные товарные знаки, а учитывать нужно и заявки.
Базы заявок на товарные знаки платные — от 500 ₽.
Когда убедитесь, что ваш товарный знак свободен, есть два варианта:
1. Сначала заплатить госпошлину, а потом заполнить заявление на регистрацию товарного знака.
2. Сначала заполнить заявление, а потом заплатить госпошлину.
Мы идём по первому варианту.
Шаг 2. Заплатите госпошлину за проверку документов
Стоимость: от 10 500 ₽.
Если подадите заявку через интернет, пошлина обойдётся вам на 30% дешевле (п. 7 Положения о патентных и иных пошлинах).
Время: 1 день
За что | Фиксированная сумма | При подаче электронной заявки | За каждый дополнительный класс МКТУ | Пункт положения о пошлинах |
---|---|---|---|---|
Приём заявки | 3500 ₽ | 2 450 ₽ | 1000 ₽, если в заявлении больше пяти классов МКТУ | 2.1 |
Экспертиза | 11 500 ₽ | 8 050₽ | 2500 ₽, если в заявлении больше одного класса МКТУ | 2.4 |
Вы можете получить квитанцию в банке или сформировать на сайте Роспатента.
В поле «Вид объекта» укажите «Заявка на товарный знак» или «Экспертиза заявки на товарный знак». В поле «Номер объекта» укажите краткое описание товарного знака и название компании, а если вы уже подали заявление — номер заявки, который вам присвоили:
Нажмите «Отправить». В окне браузера появится заполненная заявка — её можно распечатать и идти в банк:
Шаг 3. Подготовьте документы
Стоимость: до 30 000 ₽
Время: 1 — 3 дня
Вам нужно подать в Роспатент:
1. Заявку на регистрацию товарного знака.
2. Согласие на обработку персональных данных.
3. Копию нотариально заверенной доверенности, если заявку подаёт ваш помощник или поверенный (ст. 185.1 ГК РФ).
Документы можно подать в бумажном виде или по интернету: через Госуслуги или сайт ФИПС.
В заявке укажите:
1. Адрес для переписки. Укажите свой почтовый адрес или адрес своего представителя — на него Роспатент отправит результаты проверки документов. Не забудьте указать электронную почту и телефон.
2. Информацию о заявителе:
1. Фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя или полное название юридического лица.
2. Адрес, по которому зарегистрирован индивидуальный предприниматель или компания.
3. ОГРНИП, ИНН и КПП для индивидуального предпринимателя или ОГРН, ИНН и КПП для компании.
4. Код страны по стандарту ВОИС ST.3, для России — RU.
3. Информацию о представителе. Если подаёте документы через представителя, укажите:
- фамилию, имя и отчество представителя;
- адрес;
- телефон, электронный адрес и факс.
Отметьте, кто ваш представитель. Если вас представляет патентный поверенный, укажите его регистрационный номер:
4. Изображение и описание товарного знака. В квадрат под кодом 540 вставьте изображение или название, которое хотите зарегистрировать в качестве товарного знака. Оно должно быть точно таким, каким вы хотите его зарегистрировать и использовать. Если изображение цветное, нельзя добавлять чёрно-белый рисунок. Он должен быть в том цвете, в каком вы хотите его зарегистрировать.
Можно вставить картинку на компьютере или вклеить в квадрат фотографию, типографский оттиск. Если вклеиваете изображение, оно должно быть на плотной бумаге размером 8×8 сантиметров.
В описании укажите:
- вид товарного знака — словесный, изобразительный или комбинированный;
- если название редко используют в русском языке или это термин — его объяснение;
- если название на иностранном языке — его транслитерацию и перевод, если он есть;
- если название не имеет значения — способ его образования (аббревиатура, вымышленное слово, начальные слоги слов);
- если изображение абстрактное — его смысловое значение;
- смысловое значение всех элементов изображения.
Если товарный знак цветной — в поле 591 перечислите его цвета:
Изображение и описание словесного товарного знака
Описание к комбинированному товарному знаку телеканала «Россия 1»: Девушка.ру
Изображение и описание словесного товарного знака
Описание к комбинированному товарному знаку телеканала «Россия 1»: Девушка.ру
5. Перечень товаров и услуг. В заявке укажите номер класса МКТУ и название товаров и услуг, которые ему соответствуют:
6. Приоритет товарного знака по дате. Здесь поставьте галочку рядом с пунктом под кодом 320. Остальные пункты касаются международной регистрации, выставок и случая, когда вы из одной заявки выделяете другую. Мы напишем об этом отдельную статью.
Следующий пункт пропустите — он про тот же случай, когда вы из одной заявки выделяете другую. Переходите сразу к госпошлинам.
7. Оплату госпошлины. Поставьте галочки в п. 2.1 (за приём заявки) и 2.4 (за экспертизу). Укажите плательщика.
8. Перечень документов. Поставьте галочки рядом с документами, которые вы прикладываете к заявке:
9. Приложения. Приложений может быть два:
1. Изображение товарного знака — это обязательное приложение. Оно должно быть точно таким же, как в заявке. Если подаёте документы на бумаге, распечатайте его на весь лист. Если подаёте документы через интернет, изображение должно быть:
- в формате TIF или DOC.;
- без сжатия, не более 5 Мб;
- с разрешением не менее 300 dpi;
- на непрозрачном фоне.
Получается, что изображение товарного знака вы подаете в двух экземплярах: одно — в заявке, второе — в приложении к этой заявке.
2. Продолжение перечня товаров и услуг. Если вы регистрируете товарный знак для нескольких классов МКТУ и в заявке не хватило места, чтобы все их перечислить, продолжите в приложении.
Если подаёте документы на бумаге, подпишите приложение от руки, если отправляете по интернету — поставьте электронную подпись.
Шаг 4. Подайте документы в Роспатент
Стоимость: 0 ₽
Время: 1 день
Есть пять способов подать документы:
1. Отправить через Госуслуги.
2. Отправить через сайт ФИПС.
3. Отнести в офис Роспатента: Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1.
4. Отправить по почте: Роспатент, Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, Г-59, ГСП-3, 125993.
5. Отправить по факсу: +7 495 531-63-18.
Если подаёте документы через интернет, поставьте на них электронную подпись.
Шаг 5. Дождитесь ответ Роспатента
Стоимость: 0 ₽
Время: до 13,5 месяцев
Сколько ждать, максимум | Что будут проверять | Как узнать результат |
---|---|---|
Две недели | Что вы заплатили госпошлину | Если вы не оплатили госпошлину, вам пришлют уведомление об этом. Оплатить госпошлину нужно в течение двух месяцев со дня отправки уведомления |
+ Месяц с момента окончания предыдущего этапа | Правильность оформления документов: Роспатент может запросить дополнительные материалы. Их нужно прислать в течение трёх месяцев. Если этого не сделать, вашу заявку признают отозванной — вам придётся собирать и подавать документы заново | Вам пришлют одно из четырёх решений: — о принятии заявки, — об отказе в принятии заявки, — о признании заявки отозванной, — об удовлетворении заявления о признании заявки отозванной |
+ 12 месяцев с момента окончания предыдущего этапа | Сам товарный знак: проведут экспертизу вашего товарного знака | Вам пришлют решение о регистрации товарного знака |
Если вы передумали до того, как Роспатент зарегистрировал ваш товарный знак, вы можете отозвать заявку. Для этого подайте заявление.
Шаг 6. Заплатите госпошлину за регистрацию товарного знака
Стоимость: от 12 600 ₽
Если подадите заявку через интернет, пошлина обойдётся вам на 30% дешевле (п. 7 Положения о патентных и иных пошлинах).
Время: 1 день
За что | Фиксированная сумма | При подаче электронной заявки | За каждый дополнительный класс МКТУ | Пункт положения о госпошлинах |
---|---|---|---|---|
Регистрация товарного знака | 16 000 ₽ | 11 200 ₽ | 1000 ₽, если в заявлении больше пяти классов МКТУ | 2.11 |
Свидетельство на товарный знак | 2000 ₽ | 1 400 ₽ | — | 2.14 |
Как заполнить квитанцию
Вы можете получить квитанцию в банке или сформировать на сайте Роспантента.
В поле «Вид объекта» напишите «Регистрация товарного знака» или «Свидетельство на товарный знак». В поле «Номер объекта» напишите номер заявки:
Шаг 7. Получите свидетельство на товарный знак — его пришлют по почте
Стоимость: 0 ₽
Время: от 15 минут до 6 дней
Вам отправят свидетельство заказным письмом — оно идёт до 6 дней в зависимости от расстояния. Если не хотите ждать, можете получить свидетельство лично в Роспатенте за 15 минут. Не забудьте взять с собой паспорт (п. 6 Приказа Роспатента от 24.07. 2018 № 128).
На регистрацию товарного знака уйдёт минимум 30 000 ₽ и максимум 13 месяцев
Чек-лист
Чтобы зарегистрировать товарный знак:
1. Проверьте его на уникальность.
2. Оплатите госпошлины за проверку товарного знака.
3. Заполните заявку и отправьте её в Роспатент.
4. Дождитесь ответа.
5. Оплатите госпошлину за регистрацию товарного знака.
6. Получите свидетельство о регистрации товарного знака.
На регистрацию товарного знака уйдет максимум 13 месяцев. Обычно всё происходит быстрее — за 7-8 месяцев.