Принцип начисления в бухгалтерском учете заключается в том что
Перейти к содержимому

Принцип начисления в бухгалтерском учете заключается в том что

Принципы подготовки финансовой отчетности по МСФО

Принципы учета информации определяют те правила, в соответствии с которыми должна отражаться информация в системе финансового учета.

Элементы финансовой отчетности представляют собой основные части финансовой отчетности — классы статей, которые обладают одинаковыми экономическими характеристиками и группируются соответствующим образом в системе финансового учета и в финансовой отчетности.

Требования к качеству информации можно классифицировать следующим образом:

  1. полезность;
  2. уместность (своевременность, существенность, ценность (для составления прогнозов, для оценки результатов));
  3. достоверность, надежность (правдивость, преобладание содержания над формой, возможность проверки, нейтральность);
  4. понятность;
  5. сопоставимость и стабильность.

Уместность информации — это ее способность влиять на экономические решения пользователей, помогая им оценивать полученные результаты и прогнозировать будущие события. Информация считается уместной, если она своевременна, существенна и представляет ценность для составления прогнозов и оценки результатов.

Своевременность информации означает, что вся значимая информация своевременно, без задержки на выяснение несущественных деталей включена в финансовую отчетность и такая финансовая отчетность представлена вовремя. Существенность информации имеет принципиальное значение для обеспечения уместности.

Существенной считается информация, отсутствие или неправильная оценка которой приводит к иным решениям пользователей. Существенность может описываться как количественными, так и качественными показателями. Ценность информации для пользователей финансовой отчетности обусловлена возможностью ее использования для оценки результатов деятельности и прогнозирования тенденций будущего развития предприятия.

Достоверность информации выражается в отсутствии существенных ошибок или пристрастных оценок и правдиво отражающей хозяйственную деятельность. Для этого информация должна обладать правдивостью, преобладанием экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и нейтральностью.

Правдивость информации означает, что финансовая отчетность правдиво отражает экономическую реальность. Преобладание экономического содержания над юридической формой предусматривает отражение информации с точки зрения экономической сущности операции, а не ее юридической формы, которая может предполагать другую трактовку.

Возможность проверки предполагает, что оценка информации, содержащейся в финансовой отчетности, проведенная различными экспертами, должна привести к одинаковым результатам. Нейтральность информации означает, что она не содержит пристрастных оценок, т.е. беспристрастна по отношению к разным группам пользователей и не нацелена на получение заранее заданного результата.

Информация должна быть понятна различным группам пользователей, обладать однозначностью, четкостью и отсутствием излишней детализации. Это не означает, что сложная информация не должна раскрываться в финансовой отчетности, однако предполагается определенный уровень знаний у пользователей финансовой отчетности.

Сопоставимость информации предполагает возможность сравнения финансовой отчетности во времени (за несколько периодов) и в пространстве (с отчетностью других предприятий). Сопоставимость отчетности во времени достигается стабильностью применяемых методов учета, однако это не означает, что предприятие обязано постоянно использовать одни и те же методы. В случае изменения условий функционирования методы могут быть изменены (иначе информация не будет обладать характеристикой надежности), однако при изменении методов необходимо отражать в отчетности причины и результаты таких изменений.

Все качественные характеристики информации определяют ее полезность для пользователей финансовой отчетности. Их взаимным сочетанием определяется профессионализм бухгалтера, поскольку возникают ситуации, когда эти характеристики противоречат друг другу. На информацию иногда накладывается ограничение по соотношению затрат и выгод, означающее, что выгоды от определенной информации должны быть больше, чем затраты на ее получение.

Принципы отражения информации в системе финансового учета могут быть сгруппированы следующим образом:

  1. принцип двойной записи;
  2. принцип единицы учета;
  3. принцип периодичности;
  4. принцип продолжающейся деятельности;
  5. принцип денежной оценки;
  6. принцип начислений (принцип регистрации дохода, принцип соответствия);
  7. принцип осмотрительности.

Проводки в учете могут быть как простые (один дебет и один кредит), так и сложные (несколько дебетов и несколько кредитов), однако общая сумма по дебету должна быть равна общей сумме по кредиту. Данный способ представляет собой специфику ведения финансового учета.

Принцип единицы учета означает, что для целей учета предприятие отделено от своих владельцев (собственников) и от других предприятий. Его также называют принципом хозяйственной или экономической единицы. Отделение предприятия от собственников и от других предприятий позволяет корректно учитывать результаты его деятельности.

Для индивидуальных частных предприятий использование этого принципа означает отделение операций собственника от операций предприятия.

Пример. Изъятие собственником денежных средств из кассы не является расходом предприятия, а представляет собой изъятие владельца. Для корпораций отделенность собственников от деятельности предприятия является очевидной: акционеры, финансируя деятельность, не имеют возможности управлять ею. Такая ситуация ведет к тому, что акционеры несут наибольшие риски и больше чем другие пользователи заинтересованы в информации, отражаемой в финансовой отчетности.

Принцип периодичности вызывает регулярное составление отчетности. Хозяйственная деятельность предприятия является непрерывным процессом, и для того, чтобы оценить ее результаты, необходимо искусственно зафиксировать момент времени (отчетную дату), когда будет зафиксировано финансовое состояние предприятия. За период между двумя отчетными датами (отчетный период) можно определить изменение финансового состояния, получив результат деятельности предприятия за отчетный период. Основным отчетным периодом считается год; отчетной датой может являться любой календарный день года.

Принцип продолжающейся деятельности заключается в том, что финансовая отчетность составляется исходя из предположения, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, т.е. у него нет ни намерения, ни необходимости прекращать свою деятельность. На основе этого принципа вырабатываются определенные правила оценки статей отчетности, использование первоначальной стоимости.

Принцип денежной оценки состоит в том, что вся информация в финансовой отчетности оценивается в денежном выражении. В международной практике используются различные оценки. Можно выделить следующие варианты таких оценок:

  1. первоначальная стоимость — сумма денежных средств, затраченная на приобретение актива;
  2. стоимость замещения или текущая стоимость — сумма денежных средств, которая должна быть уплачена в настоящий момент для приобретения (замещения) данного актива;
  3. рыночная стоимость или стоимость реализации — сумма денежных средств, которая может быть получена от реализации актива в настоящий момент;
  4. чистая стоимость реализации — сумма денежных средств, которая может быть реально получена от продажи актива в настоящий момент за вычетом расходов на реализацию;
  5. приведенная стоимость — текущая стоимость будущих потоков денежных средств;
  6. справедливая стоимость — стоимость, по которой активы могут быть обменены между двумя независимыми сторонами.

    Принцип регистрации дохода подразумевает, что доход отражается в том отчетном периоде, когда он заработан, т.е. предприятие завершило все действия, необходимые для его получения, и реализован, т.е. получен или явно может быть получен, а не когда получены денежные средства. Исключение составляют методы поэтапного выполнения контракта и продажи в рассрочку.

Некоторые затраты относятся на отчетный период, т.е. являются расходами периода, поскольку они возникли в данном периоде (периодические затраты), хотя их нельзя связать напрямую с доходом данного периода. Некоторые затраты распределяются во времени, т.е. относятся на расходы разных отчетных периодов частями, поскольку приводят к доходам, получаемым в разные отчетные периоды (например, распределение первоначальной стоимости основных средств во времени путем амортизации).

  1. если затраты приводят к текущим выгодам, они отражаются как расходы отчетного периода;
  2. если затраты приводят к будущим выгодам, они отражаются как активы и списываются на расходы в будущих отчетных периодах;
  3. если затраты не приводят ни к каким выгодам, они отражаются как убытки отчетного периода.

Пример. Правило оценки запасов осуществляется по наименьшей из возможных величин — себестоимости или рыночной цене. Если рыночная стоимость меньше, это означает возможный потенциальный убыток, поэтому стоимость запасов должна быть снижена до рыночной цены и признан убыток в отчете о прибылях и убытках.

Этот принцип действует только для ситуации неопределенности и не означает создания скрытых резервов или искажения информации.

В чем суть и особенности метода начисления в бухгалтерском учете

Признание доходов и расходов в ходе хозяйственной деятельности организации в момент совершения действий (передача прав собственности, образование задолженности), подтвержденное документально актами, накладными, бухгалтерскими справками, известно как метод начисления. В отличие от кассового метода, когда доходы и расходы признаются при поступлении/выбытии денежных средств на расчетный счет или в кассу, при методе начисления доходы и расходы признаются вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств.

В бухгалтерском учете признание доходов отражено в пункте 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», расходы формируются согласно пункту 6 ПБУ 10/99 «Расходы организации». Метод начисления соответствует основным принципам бухгалтерского учета (п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации») и применяется по умолчанию. Исключение сделано для представителей малого предпринимательства. Согласно пункту 12 ПБУ 9/99 и пункту 18 ПБУ 10/99 для таких компаний момент доходов и расходов в бухгалтерском учете установлен по мере поступления денежных средств или их фактического списания.

К компаниям, применяющим УСН, часто возникают вопросы налоговиков. Связаны они с расхождениями между бухгалерским балансом и налоговой декларацией по УСН. Расхождения вызваны разными способами учета доходов и расходов: в налоговом учете — кассом методом, а в бухгалтерском — методом начисления.

Как ответить на требование ФНС, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе К+ и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Налог на прибыль: метод начисления в налоговом учете

При использовании для налога на прибыль метода начисления налоговый учет максимально приближен к бухгалтерскому. Метод начисления для целей налогообложения прибыли обязаны соблюдать все хозяйственные субъекты, не попадающие под определение «малое предприятие» и имеющие выручку более 1 млн руб. в квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ). Организации, ведущие налоговый учет методом начисления, имеют наиболее точное отражение своего финансового состояния, платежеспособности, наличия оборотных активов и задолженности перед бюджетом, работниками и контрагентами.

Малые предприятия вправе выбрать кассовый метод при отражении налога на прибыль. Положительной стороной для них является возникновение обязательств перед бюджетом только в случае получения реальной денежной оплаты или дохода. Нет необходимости исчислять и уплачивать налоги, не имея фактического подтверждения оплаты. Для предприятий с небольшим оборотом это существенный плюс.

О нюансах применения кассового метода при исчислении налога на прибыль, читайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Преимущества использования метода начисления

Используемые способы бухгалтерского и налогового учетов отражаются в учетной политике предприятия. Кассовому методу вправе отдавать предпочтение субъекты малого предпринимательства. Но им следует помнить, что ведение бухгалтерского учета по кассовому методу не является обязанностью, они вправе выбрать метод начисления.

Учет хозяйственной деятельности при использовании метода начисления считается более совершенным. Он максимально соответствует требованиям МСФО, дает возможность получить точную информацию по состоянию организации на конкретный момент со всеми ее обязательствами и активами. При кассовом методе не соблюдается допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности (п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»), наблюдается частичное искажение отчетности.

ИТОГИ

Метод начисления предполагает учет доходов и расходов по факту их начисления. Фактическое поступление или расходование денежных средств при таком способе учета не важно. Кроме того, при методе начисления действует принцип равномерного признания доходов и расходов. Поэтому расходы списываются, как правило, не ранее отражения соответствующих доходов. Расходы, которые относятся к нескольким отчетным (налоговым) периодам или не могут быть соотнесены с конкретными доходами, нужно распределять между несколькими отчетными (налоговыми) периодами.

Новости

Финансовая отчетность составляется по методу начисления. Согласно этому методу, результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены). Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся.

По критериям МСФО это приводит к искажению финансовых результатов. В соответствии с международными стандартами необходимо начислять затраты даже при отсутствии первичных документов, например счетов, в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Например, при условии, что счет за оказываемые услуги будет выставлен за период с октября по март включительно только в апреле, половина суммы счета должна быть учтена в отчетности за год, оканчивающийся 31 декабря, основываясь на сумме договора или на сумме аналогичных счетов за прошедшие периоды, показаниях индикаторов-счетчиков расхода того или иного ресурса (электроэнергии, тепловой энергии, пара, воды и пр.)

Финансовая отчетность, составленная по методу начисления, информирует пользователей не только о прошлых операциях, связанных с выплатой и получением денежных средств, но также и об обязательствах заплатить деньги в будущем, а также о ресурсах, эквивалентных денежным средствам, которые будут получены в будущем. Таким образом, они обеспечивают информацией об операциях и событиях, произошедших в прошлом. Эта информация чрезвычайно важна для пользователей при принятии экономических решений.

В соответствии с МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» компания должна составлять финансовую отчетность согласно методу начисления. Исключением из этого правила является только представление информации о движении денежных средств.

Почему не используется кассовый метод?

Большинство компаний при ведении бухгалтерского учета используют метод начислений, при котором расходы и доходы признаются сразу после того, как они произошли, не принимая во внимание время поступления денежных средств или оплаты расходов. С другой стороны некоторые малые предприятия и индивидуальные предприниматели используют кассовый метод учета. При кассовом методе доход записывается только когда деньги поступили, а расходы признаются только после совершения платежа. При кассовом методе определение прибыли основано на информации о получении оплаты и выплаты расходов, а факты признания прибыли и расходов не принимаются во внимание. Поэтому, кассовый принцип учета не соответствует Международным стандартам финансовой отчетности.

Кассовый метод достаточно отражает информацию о том, когда денежные средства получены и когда потрачены. Для многих руководителей эта информация является важной и конкретной. Имеет ли смысл что-то изобретать, проектировать, производить, искать рынки сбыта, продавать, если в итоге вы не собираетесь получить за это деньги? В Америке часто говорят «Деньги — это единственный результат» или «Деньги являются смазкой для экономики». Если это справедливо, то каковы достоинства метода начисления?

В качестве основы современная экономика больше использует кредиты, чем наличные деньги. И именно метод начисления, а не кассовый метод, может показать все аспекты такого явления, как кредит. Инвесторы, кредиторы, и другие люди, принимающие решения, хотят иметь своевременно подробную информацию о будущих денежных потоках компании. Принцип начисления предоставляет такую информацию в Отчете о движении денежных средств, как только эти суммы могут быть определены с достаточной степенью точности. Дебиторская и кредиторская задолженности дают представление о будущих поступлениях и выплатах денежных средств. Другими словами, метод начисления помогает прогнозировать будущее движение денежных средств, отражая хозяйственные операции в то время, когда они происходят, а не когда деньги получены или выплачены.

Кассовый метод и метод начислений

При обработке информации о доходах и расходах, перед бухгалтером встает вопрос: «В каком месяце нужно списывать расходы?» С точки зрения теории бухгалтерского учета, существуют два метода признания: кассовый метод и метод начислений (раньше в России он назывался «по отгрузке»).

Согласно кассовому методу, доходы и расходы признаются, когда происходит движение связанных с ними потоков денежных средств. Кассовый метод удобно использовать, когда предприятие небольшое и результаты его деятельности сильно зависят от входящих и исходящих потоков денежных средств. В России он может использоваться при расчете ряда налогов. Но использование кассового метода не дает никакой информации о тех будущих входящих и исходящих потоках ресурсов, которые ожидают предприятие в будущем. Например, при использовании кассового метода из баланса пользователь не узнает о том, какие выплаты предприятие должно сделать своим поставщикам в ближайшем времени или какие ожидаются поступления от покупателей, получивших товары на условиях пост-оплаты.

По этому, стандарты большинства стран (в том числе и России, и МСФО) предусматривают использование метода начислений:

МСФО 1(25-26)

Согласно МСФО 1, финансовая отчетность, за исключением информации о движении денежных средств, должна составляться согласно методу начисления:

· операции и события признаются, регистрируются и представляются в отчетности тех периодов, к которым они относятся (а не по мере поступления денежных средств или их эквивалентов);

· расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основе сопоставления между понесенными расходами и заработанными доходами (концепция соотнесения).

Метод начислений определяет, как доходы и расходы распределяются по периодам. Важно, что правила признания доходов и расходов также базируются на предположении о постоянстве деятельности компании (т.е. предполагается, что предприятие будет существовать бесконечно долго, если нет обратных тому свидетельств).

Например, компания осуществила продажу в этом периоде, но получила деньги в следующем периоде. Так как продажа осуществилась в этом периоде, то доходы признаются в этом периоде. Далее, так как мы предположили, что компания будет существовать в будущем, следовательно, мы будем ожидать получение денег в будущем и для отражения этого факта мы будем использовать счет «Расчеты с заказчиками».

Финансовые отчеты, подготовленные на основе метода начислений, дают пользователю информацию не только о прошлых операциях, но также и об обязательствах по выплате денежных средств в будущем, и ресурсах в виде денежных средств, которые будут получены.

Правило признания расходов называется «принципом соответствия». Согласно этому правилу признание затрат может быть выполнено одним из трех способов:

· расходы ставятся в соответствие полученным доходам (например, себестоимость товаров списывается в момент их реализации)

· расходы признаются в периоде, в котором они совершены (например, расходы на электричество признаются в месяце, когда это электричество было потреблено)

· расходы, не приносящие выгоды в будущем, списываются в том периоде, когда это обнаружилось (например, при закрытии части производства необходимо немедленно списать все затраты, связанные с этим производством)

В большинстве случаев доходы признаются, когда товары проданы или услуги оказаны.

Предположим, что компания продает товары покупателям в кредит за 1000 рублей 10 июня 1997 года. Доход признается в этом периоде, так как товары были уже проданы, хотя деньги не были еще получены.

Согласно принципу соответствия расходы, возникшие в течение отчетного периода, должны быть поставлены в соответствие доходам, полученным в течение этого периода. Соответствие может быть достигнуто путем привязки к определенному проданному товару. Если расходы не могут быть сопоставлены с определенным продуктом, то они могут быть привязаны к отчетному периоду, в котором они возникли.

Например, зарплата признается как расход в течение периода, когда рабочие предоставили свои услуги (свой труд), даже если деньги будут выплачены позднее. Поэтому зарплаты, начисленные рабочим за работу в июне, признаются как затраты июня, хотя выплачены они будут в июле.

Часть расходов может быть отнесена на стоимость товара. Тогда эти расходы будут списаны в периоде, когда товар будет продан, так как согласно методу начислений себестоимость реализованных товаров признается в периоде, когда товары проданы.

Другой тип расходов — расходы текущего периода, которые напрямую не привязаны к определенным товарам. Эти расходы признаются в том периоде, когда были получены экономические выгоды от этих понесенных расходов. Например, затраты по кредитам являются расходами, ассоциированными к деньгам, занятым на время отчетного периода. Эти расходы должны признаваться в каждом периоде во время займа, независимо от того, были ли проценты выплачены.

Предположим, что 1 октября 2000 г. компания получила кредит в размере 4000 рублей по ставке 20% годовых сроком на 1 год. В 2000 г. нельзя признавать всю сумму начисленных процентов 800 рублей, а только расходы по процентам за три месяца в размере 200 рублей. При этом остальная часть будет признана в 2001 г.

При покупке основное средство признается как актив, а его стоимость распределяется на несколько периодов путем начисления амортизации, так как компания будет получать выгоду в течение всей жизни основного средства. Отметим, что эти проводки не имеют отношения к реальным деньгам, уплаченным при покупке. При записи амортизации сумма износа дебетуется на счета расходов для того, чтобы отразить, какая часть стоимости основного средства была использована в течение периода.

Предположим, что компания приобрела компьютер за 20000 рублей 1 января 1997 г. Срок полезного использования компьютера составляет 5 лет. Следовательно, 4000 рублей — это расходы на амортизацию в конце каждого года.

Начисления

Начисления – это полученные доходы или понесенные расходы, которые влияют на чистую прибыль компании в отчете о прибылях и убытках , хотя денежные средства, связанные со сделкой, еще не переходили из рук в руки. Начисления также влияют на баланс , поскольку они связаны с неденежными активами и обязательствами . Счета начисления включают, среди прочего, кредиторскую задолженность , дебиторскую задолженность , начисленные налоговые обязательства и начисленные проценты, полученные или подлежащие выплате.

Ключевые моменты

  • Начисления необходимы для любых полученных доходов или понесенных расходов, на которые денежные средства еще не были обменены.
  • Начисления улучшают качество информации в финансовой отчетности, добавляя полезную информацию о краткосрочных кредитах, предоставленных клиентам, и предстоящих обязательствах перед кредиторами.
  • Начисления и отсрочки являются основой учета по методу начисления.
  • Начисления создаются путем корректировки записей журнала в конце каждого отчетного периода.

Что такое начисления

Начисления и отсрочки погашения являются основой учета по методу начисления , который является предпочтительным методом в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета (GAAP).1  Используя метод начисления, бухгалтер вносит поправки на выручку, которая была получена, но еще не учтена в главной бухгалтерской книге, и на расходы, которые были понесены, но еще не учтены. Начисления производятся путем корректировки записей в журнале в конце каждого отчетного периода, поэтому представленные финансовые отчеты могут включать эти суммы.

Использование счетов начисления значительно улучшает качество информации в финансовой отчетности. До использования начислений бухгалтеры учитывали только кассовые операции. К сожалению, операции с наличными не дают информации о других важных направлениях деятельности, например о доходах от кредитов, предоставленных клиентам, или о будущих обязательствах компании. Регистрируя начисления, компания может измерить, что она должна в краткосрочной перспективе, а также какую денежную выручку она ожидает получить. Это также позволяет компании регистрировать активы, не имеющие денежной стоимости, например гудвил .

В бухгалтерском учете с двойной записью зачет начисленных расходов представляет собой счет начисленных обязательств, который отображается в балансе. Зачет начисленной выручки представляет собой счет начисленных активов, который также отображается в балансе. Таким образом, корректировочная запись в журнале для начисления повлияет как на баланс, так и на отчет о прибылях и убытках.

Примеры начислений

Давайте посмотрим на пример начисления выручки для электроэнергетической компании. Коммунальная компания вырабатывала электроэнергию, которую потребители получали в декабре. Однако коммунальная компания не выставляет счета потребителям электроэнергии до следующего месяца, когда будут сняты показания счетчиков. Чтобы в финансовых отчетах коммунального предприятия отображался правильный годовой доход, компании необходимо заполнить корректирующую запись в журнале, чтобы отразить доход, полученный в декабре.

Это будет дополнительно отражено в счете дебиторской задолженности по состоянию на 31 декабря, поскольку коммунальная компания выполнила свои обязательства перед своими потребителями по получению выручки на тот момент. Корректирующая запись в журнале за декабрь будет включать дебет дебиторской задолженности и кредит счета доходов. В следующем месяце, когда будут получены денежные средства, компания зарегистрирует кредит для уменьшения дебиторской задолженности и дебет для увеличения денежных средств.

Пример начисления расходов включает бонусы сотрудников, которые были заработаны в 2019 году, но не будут выплачены до 2020 года. Финансовая отчетность за 2019 год должна отражать бонусные расходы, заработанные сотрудниками в 2019 году, а также бонусные обязательства, которые компания планирует выплатить. . Таким образом, перед выпуском финансовой отчетности за 2019 год в корректирующей журнальной записи это начисление регистрируется с дебетованием счета расходов и кредитованием счета обязательств. После того, как платеж будет произведен в новом году, счет обязательств будет уменьшен за счет дебета, а счет наличных средств будет уменьшен за счет кредита.

Еще одно начисление расходов происходит по процентам. Например, компания с облигацией будет накапливать процентные расходы в своей ежемесячной финансовой отчетности, хотя проценты по облигациям обычно выплачиваются раз в полгода. Расходы по процентам, зарегистрированные в корректировочной журнальной записи, будут суммой, начисленной на дату финансового отчета. Соответствующее обязательство по выплате процентов будет отражено в балансе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *