Проект не обладает такой характеристикой как цикличность
Перейти к содержимому

Проект не обладает такой характеристикой как цикличность

Управление проектами

Жизненный цикл проекта — набор фаз, через которые проходит проект с момента его инициации до момента закрытия.

Фазы, как правило, являются последовательными, а и их названия и количество определяются потребностями в управлении и контроле организации или организаций, вовлеченных в проект, характером самого проекта и его прикладной областью. Проект может быть разбит на фазы в зависимости от функциональных или частичных целей, промежуточных или поставляемых результатов, определенных контрольных событий внутри общего содержания работ или доступности финансов. Фазы, как правило, ограничены во времени, и имеют начальную и конечную или контрольную точку. Жизненный цикл может документироваться в рамках методологии. Жизненный цикл проекта может определяться или формироваться уникальными аспектами организации, отрасли или используемой технологии. В то время как каждый проект имеет определенное начало и окончание, конкретные результаты и действия, имеющие место в этом промежутке, широко варьируются для каждого проекта. Жизненный цикл обеспечивает базовую структуру для управления проектом, независимо от включенных в него конкретных работ.

Жизненные циклы проекта могут варьироваться в широком диапазоне от предиктивного или управляемого планом подхода с одной стороны и до адаптивного или управляемого изменениями подхода — с другой. В предиктивном жизненном цикле продукт и поставляемые результаты определяются в начале проекта, а любые изменения в содержании тщательно управляются. В адаптивном жизненном цикле продукт разрабатывается в ходе многократных итераций, а детальное содержание определяется для каждой итерации только после начала итерации.

Характеристики жизненного цикла проекта

Проекты различаются по размеру и сложности. Все проекты могут иметь следующую структуру жизненного цикла (см. рис. 2-8):

Жизненный цикл и фазы проекта

Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации принято называть проектным циклом или жизненным циклом проекта. Для каждого проекта, вне зависимости от лежащего в его основе замысла, характерен жизненный цикл определённой продолжительности.

1. Жизненный цикл и фазы проекта

Жизненные циклы проекта понимаются как определенные фазы, через которые проходит тот или иной замысел в процессе своей реализации, а также функционирования. Такое разделение важно не только с теоретической, но также и с практической точки зрения, ведь оно дает возможность лучше контролировать процесс производства.

Определение термина Понятие жизненного цикла проекта подразумевает под собой определенную последовательность этапов по реализации той или иной идеи касательно производственного или управленческого процесса. Роль данного понятия может быть выражена в следующих утверждениях:

— определяет продолжительность проекта, четко обозначая даты его начала и завершения; позволяет детализировать процесс реализации замысла, разбивая его на конкретные фазы;

— дает возможность четко определить количество задействованного персонала, а также необходимые ресурсы;

— облегчает процедуру контроля.

Стадии жизненного цикла проекта

В процессе реализации того или иного замысла касательно производственного процесса или прочих мероприятий на предприятии можно выделить несколько последовательных моментов. Так, принято выделять следующие этапы жизненного цикла проекта:

  1. Инициация — происходит выдвижение идеи, а также подготовка проектных документов. Производится детальное обоснование, а также маркетинговые исследования, которые послужат подспорьем для реализации последующих стадий.
  2. Планирование — определение сроков реализации замысла, разделение данных процессов на конкретные этапы, а также назначение исполнителей и ответственных лиц.
  3. Исполнение — начинается сразу же после того, как были утверждены планы. Подразумевает реализацию в полном объеме всех намеченных действий.
  4. Завершение — анализ полученных данных и контроль на предмет соответствия их запланированным. Данная обязанность в большинстве случаев возлагается на руководство.

Стоит отметить, что данное деление на этапы жизненного цикла проекта весьма условное. Каждая организация вправе самостоятельно детализировать этот процесс и разбивать его на стадии.

Можно выделить четыре основные фазы жизненного цикла проекта, а именно:

  1. исследования, предшествующие инвестированию — это выбор наилучшего варианта проекта, проведение переговоров с заинтересованными лицами, а также эмиссия ценных бумаг, посредством которых будет привлекаться капитал;
  2. непосредственно инвестирование, когда посредством продажи акций или других финансовых инструментов в организацию поступают средства, необходимые для реализации замысла;
  3. эксплуатация проекта — это полномасштабный производственный процесс, который проводится согласно заранее разработанному плану;
  4. послеинвестиционное исследование заключается в оценке эффективности деятельности, а также в определении соответствия полученных результатов предполагаемым.

Особенности жизненного цикла проекта

Жизненные циклы проекта, как уже было сказано выше, могут быть выстроены индивидуально с учетом специфики того или иного предприятия. Тем не менее, все они имеют некоторые общие особенности, а именно:

— Наибольшим количество затрат и персонала, задействованного в реализации проекта, является в середине цикла. Начало и конец данного процесса характеризуются невысокими показателями.

— На первом этапе наблюдается наибольший уровень риска, а также неуверенности и сомнений по поводу успешного исхода деятельности.

— В начале жизненного цикла проекта участники имеют огромные возможности касательно внесения изменений и совершенствования методик достижения целей.

С течением времени это становится сделать все сложнее.

Каскадная модель жизненного цикла проекта

Несмотря на то что жизненные циклы для каждого отдельно взятого проекта или организации могут существенно отличаться, существуют некоторые общепринятые модели, которые могут послужить базовой основой. Одной из самых распространенных является водопадная, которая подразумевает последовательное выполнение каждого запланированного действия и характеризуется следующими особенностями:

составление четкого плана действий по достижению поставленных целей;

по каждому действию определяется определенный перечень задач, а также обязательных к исполнению работ;

внедрение промежуточных (контрольных) этапов, на которых будет проводиться контроль за соблюдением ранее разработанного плана.

Спиральная модель

Жизненные циклы проекта, которые отличаются цикличностью, разрабатываются согласно спиральной модели. На каждом витке определяется эффективность разработки в соответствии с ее стоимостью. Эта модель отличается тем, что при ее разработке одна из ключевых позиций отводится рисковой составляющей, которая чаще всего включает в себя следующие пункты:

— недостаток квалифицированных и опытных кадров;

— возможность выйти за рамки бюджета или же не уложиться в заданные сроки;

— потеря актуальности разработки за время ее реализации;

— необходимость вносить изменения в процессе производства;

— риски, связанные с внешними факторами (перебои с поставками, изменение рыночной ситуации и так далее);

— несоответствие производственной мощности необходимому уровню;

— противоречия в работе различных подразделений.

Инкрементная модель

Жизненные циклы проекта могут быть рассмотрены с точки зрения инкрементной модели. Наиболее актуальным и обоснованным ее использование будет в том случае, когда предполагается сложная и масштабная работа с большим количеством участников. В данном случае объемный проект расчленяется на множество мелких составляющих, которые, реализуясь по частям, впоследствии складываются в масштабный проект. Инкрементная модель не требует единовременного вложения всей необходимой суммы средств. Можно постепенно вносить небольшие суммы, покрывающие каждый из этапов. А поскольку весь проект разбит на небольшие составляющие, то он является достаточно гибким и позволяет в любое время вносить соответствующие изменения. И одним из самых важных моментов является минимизация рисков, которые равномерно распределяются между фазами (инкрементами).

Принципы жизненного цикла проекта

Жизненные циклы проекта характеризуются рядом принципов, а именно:

наличие детального плана, в котором четко прописаны все временные периоды, сроки, участники, а также показатели в цифровом выражении, которые должны быть достигнуты по итогам работы;

должна быть разработана система отчетности, в соответствии с которой по завершении каждой стадии будет проводиться мониторинг соответствия достигнутых результатов заявленным;

наличие системы анализа, в соответствии с которой может быть спрогнозирована будущая ситуация, с целью внесения коррективов;

в организации должна быть налажена система реагирования на непредвиденные ситуации, чтобы работа могла быть направлена в нужное русло на любом из этапов жизненного цикла.

Жизненный цикл и фазы проекта

Жизненный цикл означает, что проекты имеют ограниченный отрезок времени существования, и что существуют предсказуемые изменения в уровне усилий и внимания к жизни проекта. В литературе по управлению проектом существует несколько моделей жизненного цикла. Многие из них применимы к конкретной отрасли промышленности или типу проекта. Например, проект разработки нового программного обеспечения может состоять из 5 фаз: постановка задачи (определение сути работ), проектирование, кодирование (программирование), интеграция/тестирование и эксплуатация.

Жизненный цикл проекта

Рис. 1.3. Жизненный цикл проекта

Жизненный цикл проекта последовательно проходит через четыре стадии: определение, планирование, выполнение и завершение (доставка результатов клиенту) (рис. 1.3). Все начинается с того момента, когда проекту дают добро. Проект разворачивается медленно, постепенно усилия достигают пика и затем сходят "на нет" при сдаче проекта заказчику. На стадии "определения" проект конкретизируется (определяются спецификации); устанавливаются цели проекта; формируются команды; определяются обязанности. На стадии "планирования" уровень усилий возрастает, разрабатываются планы, чтобы определить, что повлечет за собой выполнение проекта, когда его нужно завершить, кому он принесет пользу, какой уровень качества работ необходимо поддерживать и какова будет смета затрат. На стадии "выполнения" производится основная часть проектных работ и физических, и умственных. Создается материальный продукт (например, мост, отчет, вычислительная программа). В целях контроля проверяют, укладывается ли проект в график работ, в смету, соответствует ли он утвержденным спецификациям. Каковы прогнозы по каждому из этих параметров? Какие изменения необходимо внести? На стадии "доставки" обычно выполняют две вещи: доставляют готовый продукт-проект заказчику и переразмещают ресурсы проекта. Доставка проектного продукта может предполагать обучение заказчика и передачу ему необходимой документации. Переразмещение обычно означает высвобождение оборудования (и (или) материалов) на другие проекты и формирование новых заданий для членов проектной группы.

На практике жизненный цикл проекта используется некоторыми проектными группами для определения времени выполнения основных заданий в течение выполнения проекта в целом. Например, группа дизайна может спланировать основные усилия на стадии определения, в то время как группа качества, естественно, сосредоточивает свои основные усилия на последних стадиях жизненного цикла проекта. А так как в большинстве организаций есть целый портфель проектов, выполняющихся одновременно, и каждый из них находится на своей стадии жизненного цикла, то тщательное планирование и управление и на уровне организации, и на уровне проекта является крайне важным.

Жизненный цикл проекта имеет определенные начальную и конечную точки, которые могут быть привязаны к временной шкале. Проект в своем естественном развитии проходит ряд отдельных фаз, показанных на рис. 1.4. Жизненный цикл проекта включает все фазы от момента инициации до момента сдачи проекта заказчику. Переходы от одной фазы к другой редко четко определены, за исключением тех случаев, когда они формально разделяются принятием предложения или получением разрешения на продолжение работы.

Фазы проекта по сравнению со стадиями жизненного цикла более детально описывают процессы, происходящие в проекте. Обычно стадии жизненного цикла проекта соответствует несколько фал. Результатом каждой фазы проекта является создание нового промежуточного продукта (результата); при этом результат одной фазы является основным исходным основанием для следующей.

Движение проекта по фазам жизненного цикла

Рис. 1.4. Движение проекта по фазам жизненного цикла

Скорость потребления ресурсов в проекте меняется, обычно возрастая от одной фазы к другой до тех пор, пока не начнет быстро уменьшаться па завершающей фазе цикла. Персонал, его квалификация, организации и другие ресурсы, задействованные в проекте, меняются на каждой фазе жизненного цикла проекта. Нередко происходит частичное совмещение или одновременное выполнение фаз проекта. Это усложняет планирование проекта и координацию усилий его участников, а также делает более важной роль менеджера проекта. По завершении каждой фазы наступают моменты принятия ключевых решений; проводится анализ состояния всего проекта, на основании чего принимается решение об осуществлении следующей фазы, закрытии проекта или повторном выполнении работ предыдущей фазы.

Неопределенность в отношении времени и стоимости осуществления всего проекта на разных фазах

Рис. 1.5. Неопределенность в отношении времени и стоимости осуществления всего проекта на разных фазах

Оговоренный контрактом результат напрямую связан со временем и денежными средствами для его достижения. Неопределенность каждой из этих величин снижается по мере завершения каждой последующей фазы жизненного цикла проекта. На рис. 1.5 показано снижение неопределенности времени завершения и стоимости проекта к концу каждой фазы.

Для первой из них неопределенность проиллюстрирована самым большим кругом. Область неопределенности уменьшается с каждой последующей фазой, что проиллюстрировано кругами все меньшей площади, и сводится к нулю в момент фактического завершения проекта. Данная общая характеристика проектов требует внедрения методов и систем планирования и управления проектом, позволяющих как можно раньше и точнее прогнозировать время его завершения и стоимость.

Важно отметить, что многие проекты не продвигаются дальше фазы формирования концепции или фазы определения. Практически всегда (это верно почти для всех категорий проектов в различных секторах экономики) количество идей, являющихся исходным материалом для фазы формирования концепции проекта, значительно превышает количество принятых к воплощению в виде проектов. Например, проекты по производству новых продуктов отклоняются, если не удовлетворяют критериям отбора; иногда отклоняются и даже вынужденно уступаются конкурентам и предложения по разработке и созданию новых средств производства. Причины успеха или неудачи проекта часто заложены на ранних его фазах, в то время как результат становится очевиден, когда проект приближается к завершению.

Как правило, именно по завершении фазы формирования концепции проекта (или эквивалентной ей) и принятии решения о выделении значительных денежных средств появляются все основания полагать, что проект пройдет через оставшиеся фазы. Именно в этот момент проект утверждается и заключаются контракты с его исполнителем (или исполнителями) или, например, выделяются денежные средства на разработку продукта. В этот же момент, чаще всего, назначается менеджер проекта с полномочиями сформировать команду проекта. Для этого менеджера проект — основное место работы.

Описания жизненных циклов проектов могут быть как очень общими, так и детально разработанными. Детальные описания фаз жизненного цикла содержат большое количество графиков, форм отчетности, таблиц, диаграмм и других инструментов управления. Такой подробный, детальный подход носит название методологии управления проектами.

Тест. Проектная деятельность. Помогите пожалуйста

планирование – целеполагание – проблематизация – поиск решения – реализация замысла – завершение проекта
целеполагание – проблематизация – поиск решения – планирование – реализация замысла – завершение проекта
проблематизация – целеполагание – поиск решения – планирование — реализация замысла – завершение проекта
ВОПРОС 2
На какой стадии жизненного цикла проекта начинается проектирование будущего результата проекта?

планирование
целеполагание
поиск решения
ВОПРОС 3
Что является результатом реального проекта, а что результатом образовательного проекта?

результатом реального проекта является продукт, а результатом образовательного проекта является образовательный результат, освоение хардовых компетенций группой проекта
результатом реального проекта является продукт, а результатом образовательного проекта является продукт и образовательный результат в области хардовых и софтовых компетенций
результатом реального проекта является завершившееся командообразование, а результатом образовательного проекта является освоение навыка работы в команде проектной группой учащихся
ВОПРОС 4
Целями, которые ставит наставник образовательного проекта как приоритетные, являются…

продуктовые, собственные цели для реализации своего замысла
образовательные – формирование софт и хард-компетенций обучающихся, присвоение проектной технологии обучающимися
продуктовые цели проектной команды
ВОПРОС 5
Выберете утверждение, относящееся к инженерно-практической проблемной задаче:

решение задачи сложное, но ответ можно найти в открытых источниках
решение задачи можно получить, совершив расчеты по известным формулам
решение необходимо выработать путем целенаправленной умственной работы
ВОПРОС 6
Как различаются типы задач?

по типу деятельности
по продолжительности
по типу результата
по сложности
ВОПРОС 7
В чём отличие способов применения V-модели системного инжиниринга при управлении проектом и управлении образовательным проектом?

для образовательного проекта V-модель не нужна, в то время как для реального проекта эта модель описывает стадии от замысла до конечного продукта, а так же определяет деятельность и промежуточные результаты на каждом из этапов
в образовательном проекте V-модель применяется наставником для диагностики точки входа обучающегося в проектный цикл, она позволяет определить зону шага развития обучающегося, а также увидеть способы педагогической работы для присвоения учащимися проектно
как в реальном, так и в образовательном проекте V-модель используется проектной командой для фиксации тактов деятельности, продвижения в проекте от замысла к продукту
ВОПРОС 8
К задачам, возникающим при реализации ученических проектов, относятся…

управленческие
инженерно-практические
социально-экономические
исследовательские
теоретические
инженерно-социальные
инфраструктурные
ВОПРОС 9
В чем состоит отличие проекта от кейса?

проект зачастую имеет дорогостоящее и сложнореализуемое решение
в проекте налаживаются взаимосвязи между школьниками
проект имеет уникальный результат и решает нерешенную ранее проблему
реализуя проект, команда использует инструменты проектной деятельности
ВОПРОС 10
Выберите верное суждение:

любой кейс является проектом для ребенка
любой кейс является проектом для наставника
зачастую кейс является проектом для ребенка
для наставника не имеет значения — сопровождать кейс или проект
ВОПРОС 11
Укажите верные суждения:

проблема всегда субъективна
кейс всегда легко решаем
проект всегда имеет заказчика
кейс всегда имеет решение
ВОПРОС 12
Из перечисленного ниже кейсом (кейсами) является:

сборка удобного стула для мамы по инструкции
сборка типового устройства из конструктора Lego
создание квеста с элементами дополненной реальности по краеведческому музею
космическая программа

1.Какими характеристиками обладает проект:

— ориентирован на определенную целевую аудиторию – есть заказчики

2. Отличия кейса от проекта заключается в том, что кейс:

— решает проблему, которая уже была решена

3. Стадии жизненного цикла проекта располагаются в последовательности

— проблематизация – целеполагание – поиск решения – планирование — реализация замысла – завершение проекта

4. На какой стадии жизненного цикла проекта начинается проектирование будущего результата проекта?

5. Что является результатом реального проекта, а что результатом образовательного проекта?

— результатом реального проекта является продукт, а результатом образовательного проекта является продукт и образовательный результат в области хардовых и софтовых компетенций

6. Целями, которые ставит наставник образовательного проекта как приоритетные, являются…

— образовательные – формирование софт и хард-компетенций обучающихся, присвоение проектной технологии обучающимися

7. Выберете утверждение, относящееся к инженерно-практической проблемной задаче:
— решение необходимо выработать путем целенаправленной умственной работы
8. Как различаются типы задач?
— по типу деятельности
— по типу результата
9. В чём отличие способов применения V-модели системного инжиниринга при управлении проектом и управлении образовательным проектом?
— в образовательном проекте V-модель применяется наставником для диагностики точки входа обучающегося в проектный цикл, она позволяет определить зону шага развития обучающегося, а также увидеть способы педагогической работы для присвоения учащимися проектно
— как в реальном, так и в образовательном проекте V-модель используется проектной командой для фиксации тактов деятельности, продвижения в проекте от замысла к продукту
10. К задачам, возникающим при реализации ученических проектов, относятся…
— инженерно-практические
— исследовательские
— инженерно-социальные
— инфраструктурные
11. В чем состоит отличие проекта от кейса?
— проект имеет уникальный результат и решает нерешенную ранее проблему
12. Выберите верное суждение:
— зачастую кейс является проектом для ребенка
13. Укажите верные суждения:
— проблема всегда субъективна
— проект всегда имеет заказчика
— кейс всегда имеет решение
14. Из перечисленного ниже кейсом (кейсами) является:
— создание квеста с элементами дополненной реальности по краеведческому музею
15. Выберите утверждения, которые относятся к педагогическому проекту:
— имеет внешнюю оболочку «педагогический сценарий», описывающий и реализующий педагогические задачи
— основной результат и цель – освоение учащимися софтовых компетенций, нормы проектной деятельности
— продуктовый результат – итог присвоения учащимися софтовых компетенций и проектной технологии, индикатор присвоенности софтовых компетенций
16. В чём отличие цели от задачи?
— цель – идея конечного результата, а задача – шаг к реализации идеи
— задач может быть много, цель одна (в рамках одной области деятельности)
17. В чём отличие проблемы от задачи?
— преодоление проблемы приводит к изменению мировоззрения и деятельности, а решение задачи – только к изменению деятельности
18. В чём отличие результата проектной деятельности от продукта проекта?
— результат персонален, а продукт отчуждаем
— результат проектной деятельности – это компетенции, а продукт проекта – это материальный артефакт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *