Штрафы по 44‑ФЗ в 2020 году: таблица КоАП с последними изменениям
В госзакупках все действия заказчиков и исполнителей строго регламентированы. За нарушение установленных процедур участникам процесса назначаются штрафы и пени по закону о госзакупках (от 05.04.13 № 44-ФЗ) и по КоАП РФ. А отдельные нарушения и вовсе чреваты уголовным преследованием. В настоящей статье мы расскажем о существующих мерах ответственности для обеих сторон госконтракта.
Ответственность поставщиков по 44-ФЗ
При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:
- Ненадлежащее исполнение контракта. За такое нарушение заказчик требует штраф.
- Просрочка исполнения контракта. За это заказчик начисляет пени.
Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом.
Расчет штрафов по 44-ФЗ
Правила расчета штрафов установлены постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Отметим, что размер штрафа зависит от цены, по которой в итоге был заключен контракт, или цены за этап контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.
Цена контракта, руб.
От 50 до 100 млн
От 100 до 500 млн
От 500 млн до 1 млрд
От 5 до 10 млрд
ВНИМАНИЕ
Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком или заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Штрафы для СМП и СОНКО
Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.
Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения
Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.
От 50 до 100 млн
ВАЖНО
Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.
Расчет пени по 44-ФЗ
Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:
Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки
Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.
СПРАВКА
Пени не начисляют за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).
При расчете пени нужно использовать размер ключевой ставки, установленный ЦБ РФ — 1/300. Изменять его нельзя, даже при согласии на то обеих сторон (позиция АС Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).
Получайте уведомления о госзакупках для малого и среднего бизнеса Настроить рассылку
Ответственность заказчиков по 44-ФЗ
В постановлении № 1042 прописаны и меры ответственности для заказчиков. Штрафы установлены в рублях, а их размер зависит от цены контракта:
Цена контракта, руб.
От 3 до 50 млн руб.
От 50 до 100 млн руб.
Пеня для заказчиков рассчитывается в том же порядке, что и для поставщиков.
Административная ответственность по КоАП
В таблице ниже приведем меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.
Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ
30 000 руб. — на должностное лицо
Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ
50 000 руб. — на должностное лицо
Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта)
10 000 руб. — на должностное лицо
Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено
30 000 руб. — должностное лицо
Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований
15 000 руб. — на должностное лицо;
50 000 руб. — на юрлицо
В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ
50 000 руб. — надолжностное лицо; 500 000 руб. — на юрлицо
Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:
- порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
- требования к участникам закупки;
- требования к размеру обеспечения заявок на участие;
- требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта;
- требования о предоставлении документов, не предусмотренных 44-ФЗ.
должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб.
В описании объекта закупки указаны товарные знаки, патенты, промышленные образцы, места происхождения товара или наименование производителя и другие требования, которые ограничивают количество участников
должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 руб.
Документация закупки утверждена с нарушением 44-ФЗ
3 000 руб. — на должностное лицо
Протокол определения победителя закупки составлен с нарушениями
10 000 руб. — на должностное лицо
Победителя закупки определили с нарушением 44-ФЗ
50 000 руб. — на должностное лицо
Протоколы проведения закупки подписаны с нарушением сроков:
Не более чем на 2 рабочих дня
3 000 руб. — на должностное лицо
более чем на два рабочих дня
30 000 руб. — на должностное лицо
Деньги, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок, возвращены с нарушением порядка или срока:
Не более, чем на 3 рабочих дня
5 000 руб. — на должностное лицо;
30 000 руб. — на юрлицо
более, чем на 3 рабочих дня
15 000 руб. — на должностное лицо;
90 000 руб. — на юрлицо
Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов
При заключении контракта нарушены объявленные заказчиком условия определения поставщика или условия исполнения контракта.
1% от НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб. — на должностное лицо;
1% от НМЦК, но не менее 50 000 руб. и не более 300 000 руб. — на юрлицо
Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг.
На должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения
Заказчик нарушил сроки заключения контракта или уклонился от его заключения.
50 000 руб. — на должностное лицо
Заказчик изменил условия контракта (в том числе увеличил цену товаров, работ, услуг), если 44-ФЗ запрещает менять условия.
20 000 руб. — на должностное лицо;
200 000 руб. — на юрлицо
Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг
На должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения
Нарушен порядок расторжения контракта при одностороннем отказа от исполнения контракта
50 000 руб. — на должностное лицо;
200 000 руб. — на юрлицо
Действия или бездействие, из-за которых поставщик не выполнил свои обязательства по контракту, поэтому был причинен существенный вред интересам общества и государства. При этом действия или бездействие не попадают под уголовную ответственность.
5-15% от стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 30 000 руб. или дисквалификация до 2 лет — на должностное лицо и ИП;
От однократной до трехкратной стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 000 руб. — на юрлицо;
Не составлены документы о приемке поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта. Либо заказчик отказался от приемки товара, но не направил мотивированный отказ поставщику.
20 000 руб. — на должностное лицо
Поставленный товар, работы, услуги приняты заказчиком, хотя не соответствуют условиям контракта. При этом поставщик не устранил несоответствие, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема работ и услуг.
20 000-50 000 руб. — на должностное лицо
Нарушение срока и порядка оплаты госконтракта или аванса
30 000 — 50 000 руб. — на должностное лицо
Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАП
дисквалификация от 1 до 2 лет — на должностное лицо
Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП)
В РНП включена заведомо недостоверная информация
50 000 руб. — на должностное лицо
Информация, которую нужно включать в РНП, не отправлена или отправлена в ФАС с опозданием. Информация, документы, которые согласно 44-ФЗ нужно включать в реестр контрактов, не направлены или направлены с опозданием в органы, уполномоченные вести реестр контрактов.
20 000 руб. — на должностное лицо
Закупки у СМП и СОНКО
Если заказчик проведет среди СМП и СОНКО закупок меньше, чем предусмотрено 44-ФЗ
50 000 руб. — на должностное лицо
Невыполнение в срок законного предписания
Предписание, требование ФАС не выполнено в установленный срок
50 000 руб. — на должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или члена комиссии;
500 000 руб. — на юрлицо
Нарушения при предоставлении информации в ФАС
Информация и документы, которые нужно предоставлять в ФАС, не предоставлены или предоставлены несвоевременно. Либо предоставлена заведомо недостоверная информация.
15 000 руб. — на должностное лицо;
100 000 руб. — на юрлицо
Уголовная ответственность поставщиков и заказчиков
Новые нормы уголовного законодательства представлены следующими статьями:
1. Статья 200.4 УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Максимальное наказание:
- штраф от 200 000 до 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период от 6-ти месяцев до 3-х лет;
- принудительные работы сроком до 5-ти лет;
- лишение свободы сроком до 7-ми лет.
2. Статья 200.5 УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Максимальная ответственность лица, подкупившего заказчика:
- штраф 1 000 000 — 2 500 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
- лишение свободы на срок до 8-ми лет (со штрафом до 40-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового).
Наказание представителей заказчика за подкуп поставщика:
- штраф 2 000 000 — 5 000 000 рублей либо в размере дохода за период 2-5 лет (с запретом на должность / деятельность до 7 лет или без такового);
- лишение свободы на 7-12 лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 7-ми лет или без такового).
Кроме того, в сфере закупок уголовная ответственность может грозить не за нарушение положений закона № 44-ФЗ, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки, нецелевое расходование бюджетных средств и иные подобные правонарушения.
Взыскание пеней и штрафов по 44-ФЗ: пошаговая инструкция
Выплата неустойки — это погашение штрафов и пеней, которые начисляются в случае нарушения обязательств по договору и подлежат обязательной уплате. Они могут быть взысканы принудительно или списаны при определенных обстоятельствах. В статье разбираемся, что представляет собой неустойка по государственному контракту 44-ФЗ и как производится удержание неустойки из суммы контракта.
Что такое неустойка по контракту по 44-ФЗ
Штрафные санкции по 44-ФЗ — это законодательно определенная и установленная в госконтракте сумма, которую участники закупки обязаны перечислить на счета друг друга, если сторонами будут не полностью или недобросовестно исполнены существенные условия заключенного договора. При этом виновная сторона должна выплатить штраф, даже если это условие не было прописано в госконтракте. Размер такой выплаты является фиксированным и зависит от стоимости ТРУ (ст. 332 ГК РФ).
Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 регламентирует порядок наложения штрафных санкций и закрепляет их размеры.
Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств по госконтракту в размере 1/300 (минимальный предел) от ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.
Действующим законодательством предусмотрена неустойка по 44 ФЗ (статья 34 44-ФЗ). На основании ч. 4 ст. 34 в контракт необходимо включать условие о возникновении ответственности как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили либо исполнили ненадлежащим образом свои договорные обязательства. В госконтракт можно внести ссылку на правила определения размера санкций (ПП РФ № 1042 от 30.08.2017) или же подробно описать все случаи, по которым возможно наложение штрафа. По рекомендации ФАС организации-заказчику надлежит подробно перечислить такие ситуации в отдельном параграфе госконтракта во избежание уклонения от ответственности со стороны поставщика, нарушившего свои обязательства.
В соответствии с действующим законодательством, оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по госконтракту можно избежать, если у организации существуют неопровержимые свидетельства и доказательства того, что договорные условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ). Во всех остальных случаях компенсация образовавшихся нарушений должна быть осуществлена в обязательном порядке.
Сроки начисления неустойки
Гражданский кодекс разъясняет, с какого дня считается пеня по 44-ФЗ: следующий день после крайнего срока, который установлен договором, — это первый день, с которого начисляем пени (ст. 191, 194 ГК). Это правило распространяется и на те случаи, когда первый день нарушения — праздник или выходной.
Если товар поставлен позже срока, который установлен договором, соответствующие отметки делаем в документах, которые подтверждают факт поставки. Недопоставку фиксируем актом о расхождении по количеству и делаем отметку в других закрывающих документах. Если поставка не производилась, составляем акт о нарушении сроков.
День поставки — последний день, который входит в период просрочки (п. 65 Постановления Пленума ВС №7 от 24.03.2016). Время, которое заказчик потратил на приемку и оформление товара, не добавляется к этому периоду (письмо Минфина №24-03-07/22888 от 24.03.2020).
Расчет неустойки для поставщика
В соответствии с ПП РФ № 1042 от 30.08.2017, действует новый регламент определения штрафных санкций для поставщика. Штрафы для исполнителя за ненадлежащее исполнение контрактных положений устанавливаются в виде фиксированной суммы. А пени за просрочку осуществления поставщиком своих обязательств по договору начисляются за каждый день просрочки, начиная с момента, следующего за днем образования такой просрочки, в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату перечисления пени.
Начисленная неустойка не может быть больше ЦК, а ее фиксированный размер определяется в зависимости от различных ситуаций:
- за ненадлежащее исполнение поставщиком действий, определенных контрактом, ему вменяется штраф фиксированного размера в соответствии с п. 3 Правил (ПП РФ № 1042);
- за недобросовестное выполнение условий поставщиком, с которым заключен контракт, ему назначается фиксированный штраф в размере, установленном п. 4 Правил;
- за недобросовестное выполнение договорных условий поставщиком, который победил в закупке, предложив наивысшую цену, виновное лицо привлекается к материальной ответственности согласно п. 5 Правил;
- за ненадлежащую реализацию своих обязательств по контракту, который не имеет стоимостного выражения, поставщик обязан выплатить штраф в размере, установленном п. 6 Правил.
На основании ст. 313 ГК РФ может быть установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении подрядчиком своих обязательств перечисление неустойки в бюджет по 44-ФЗ может быть возложено на организацию-заказчика (Письмо Минфина РФ № 09-04-08/80112 от 30.12.2016). При возникновении подобной ситуации заказчик имеет право перечислить исполнителю оплату по контракту, удержав величину штрафных санкций, то есть за вычетом уплаченной ранее получателем средств неустойки в бюджетную систему РФ. В платежном поручении ПБС-заказчик должен указать поставщика, за которого он производит оплату штрафов.
Как взыскать неустойку с поставщика
Инструкция, как получить неустойку с компании, которая просрочила исполнение обязательств, состоит из нескольких шагов.
Шаг 1. Рассчитать сумму. Пени начисляйте за каждый день отсрочки поставки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ от цены контракта. В сумму обязательств не входят те, что исполнены. Конкретная формула и правила расчета заложены в контракте. Например:
Иные нарушения условий исполнения госконтракта (кроме задержки поставки) караются штрафами. Размер выплат указан в положениях контракта на основе Правил определения размера штрафа, которые утверждены постановлением правительства №1042 от 30.08.2017.
Шаг 2. Составить претензию, которая содержит:
- наименование заказчика и поставщика;
- реквизиты контракта, его сумму и предмет поставки;
- отсылку к определенному пункту контракта, который содержит дату, являющуюся крайним сроком поставки;
- описание факта нарушения (пример — поставка не произведена);
- информацию о сроке задержки исполнения обязательств;
- отсылку к пункту договора, в котором указана ответственность поставщика в случае задержки поставки;
- размер неустойки на дату составления претензии;
- требование об уплате;
- приложение — расчет.
Шаг 3. Направить претензию, которая содержит требование об уплате. Ст. 314 ГК указывает, что срок уплаты неустойки по 44-ФЗ, если договором или законом не установлено иное, составляет 7 дней со дня предъявления требования. Документ отправьте поставщику в бумажном и электронном виде. При выборе способа доставки предусмотрите возможность получить отметку о вручении корреспонденции.
Вот что делать, если поставщик не оплачивает пени: удержите эту сумму из обеспечения исполнения контракта. Для этого вместе с претензией направьте организации заявление о зачете или уведомление об удержании суммы неустойки. Также возможна оплата контракта за вычетом неустойки, если товар поставлен, а неустойка не выплачена. Для этого используйте тот же алгоритм, что и при удержании из обеспечения.
В законодательстве уточняется, вправе ли заказчик вычесть сумму неустойки из вознаграждения контрагента: да, если все требования закона к этой процедуре соблюдены.
Когда удержание неустойки из обеспечения или суммы, которая причитается поставщику за выполнение условий контракта, невозможно, основания для списания отсутствуют, а поставщик отказывается добровольно погасить задолженность, взыскивайте неустойку в судебном порядке.
Инструкция, как размещать в ЕИС оплату пени, если договор исполнен в 2021 году:
- Загрузить в ЕИС общую информацию о контракте.
- Добавить сведения о платежах.
- В блоке «Исполнение (расторжение) контракта» вписать информацию о неустойке.
- Заполнить раздел о начислении штрафа и пеней.
Расчет неустойки для заказчика
Если заказчик нарушил сроки оплаты по госконтракту на поставку ТРУ, то он обязан выплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (ключевой) от невыплаченной суммы (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ). Начало отсчета просрочки наступает в день, следующий за предельным сроком исполнения договорных условий. Расчет для организации-заказчика производится по следующей формуле:
Как взыскать неустойку с заказчика
Заказчик, как и поставщик, при неисполнении обязательств несет ответственность. Когда заказ выполнен, а товар не оплачен, поставщик обращается к заказчику с требованием об оплате пеней и (или) штрафа. Алгоритм действий в этом случае аналогичен действиям для заказчика.
Шаг 1. Проводим расчет пени за просрочку платежа по договору согласно положениям госконтракта. Пеня начисляется в размере одной трехсотой ставки рефинансирования. Штраф предусмотрен за каждое нарушение. Размер суммы, которая подлежит уплате, определяем в соответствии с условиями договора на основе Правил определения размера штрафа, которые утверждены ПП №1042 от 30.08.2017.
Шаг 2. Составляем претензию, которая содержит:
- наименование заказчика и поставщика;
- реквизиты контракта, его сумму и предмет поставки;
- отсылку к документам, которые подтверждают факт поставки товара в полном объеме в соответствии с условиями договора;
- отсылку к определенному пункту контракта, который содержит срок оплаты;
- информацию о сроке задержки оплаты;
- отсылку к пункту договора, в котором указана ответственность поставщика в случае отсутствия оплаты;
- размер неустойки на дату составления претензии;
- требование об оплате контракта и выплате суммы пеней (сроки оплаты пени по 44-ФЗ — 7 дней со дня предъявления требования);
- приложение — расчет.
Шаг 3. Направляем претензию заказчику. Точный срок, когда направлять требование об уплате пеней по 44-ФЗ, на законодательном уровне не установлен. Обязательно наличие отметки о вручении документа официальному представителю организации.
Если, несмотря на получение претензии, оплата неустойки за нарушение сроков оплаты по договору заказчиком не произведена, составляйте иск и обращайтесь в суд.
Образец требования об уплате неустоек (штрафы и пени):
Когда участники закупок могут не платить пени
Контрактное законодательство (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ) предусматривает основание, по которому производится освобождение от уплаты неустойки по 44-ФЗ: пени и штрафы не начисляются в случае, когда поставщику или заказчику помешали выполнить условия договора обстоятельства непреодолимой силы. К ним не относятся срыв договоренностей между партнерами, неожиданные финансовые проблемы, технические трудности.
Форс-мажор — это чрезвычайная ситуация, которую организация не в силах предотвратить, как и любая другая компания, которая оказалась в сходных условиях (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда №7 от 24.03.2016).
Письмо Минфина №24-06-06/21324 от 19.03.2020 приравняло коронавирус к чрезвычайным, непреодолимым обстоятельствам. Это значит, что организация, которая напрямую пострадала от распространения инфекции или мер, которые направлены на предотвращение ее распространения, вправе обратиться к заказчику с просьбой о списании штрафов и пеней, которые начислены из-за сдвига сроков исполнения договора по независящим от поставщика причинам.
Также списание неустойки предусмотрено на основании положений постановления №783 от 04.07.2018 и внесенных в него изменений (постановление №591 от 25.05.2020). Действие постановления распространено на контракты, которые заключены в 2015, 2016, 2020 годах и исполнены в полном объеме.
- наличие допсоглашений, которые изменяют основные условия договора — срок поставки, сумму и т. п.;
- исполнению контракта помешало распространение коронавирусной инфекции.
В каком объеме списывают неустойку по постановлению №783:
- В случае, когда исполнению договора помешало распространение коронавирусной инфекции или размер пеней и штрафов составляет не более 5% от цены договора, задолженность списывают в полном объеме.
- Если размер пеней и штрафов составляет не более 20% от цены договора, списывают половину задолженности. Обязательное условие: вторая часть долга выплачена поставщиком до 1 января 2021 г.
Можно ли взыскать упущенную выгоду
Обеспечение исполнения контракта — это денежные средства, которые поставщик предоставляет в качестве гарантии реализации возложенных на него обязательств. Зачастую в качестве такого обеспечения предлагается банковская гарантия, выданная банком на величину авансового платежа по контракту. Взыскание неустойки по банковской гарантии 44-ФЗ возможно только по решению суда. Организация-заказчик имеет право установить в договоре условие о том, что банковская гарантия может использоваться как источник средств для покрытия задолженности по штрафным санкциям. Если же в договорной документации такой пункт отсутствует, то банковская гарантия не может быть использована до момента принятия судебного решения.
Если заявка участника торгов, который по всем критериям выполнял условия ЗД и становился победителем закупки, незаконно отклонена, то при положительном решении уполномоченных органов (ФАС, суды) исполнитель может взыскать с заказчика сумму упущенной выгоды. Главное условие для возмещения убытков — наличие официально вынесенного решения, в котором подтверждается факт нарушения прав исполнителя со стороны организации-заказчика и наличие причинно-следственной связи между отказом и понесенными убытками, а также размер непосредственных убытков (Постановление Конституционного Суда РФ № 25-П от 12.10.2015, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.06.2015).
Исполнитель также может потребовать возмещение убытков при уменьшении заказчику ПБС лимитов бюджетных обязательств. Если финансирование по договору снижено, то стороны должны подписать соглашение об изменении сроков выполнения работ и, при необходимости, других существенных обуславливающих параграфов договора. При этом подрядчик имеет право потребовать от организации-заказчика возмещения упущенной выгоды, образовавшейся в связи со сдвигом сроков работ.
Исполнение обязательств по контракту 2022 г.
В соответствии с п 3 ст 425 ГК предполагается, что контракт прекращает свое действие в момент завершения выполнения обязательств, которые в нем прописаны. Но все же не нужно думать, что срок завершения действия контракта равен сроку исполнения обязательств прописанных в нем.
Кроме того, при окончании время действия контракта не происходит аннулирования обязательств. Что представляет собой исполнение контракта по 44 ФЗ смотрите в данной статье.
На законодательном уровне срок действия контракта можно продлить. Для этого необходимо письменное или автоматическое соглашение сторон. Данного рода контракты будут относиться к типам документов, которые обладают неопределенной датой действия. Но, если обратиться к 44 ФЗ, данная процедура невозможна.
1. Срок исполнения обязательств по контракту
Срок исполнения контракта должен быть меньше срока действия контракта, он определяется заказчиком. Существуют некоторые случаи, при которых происходит установление срока исполнения контракта:
При единоразовой поставке. Заказчику необходимо будет установить особое время за которое смогут быть поставлены выбранные товары или произойдет оказание необходимых услуг.
При составлении предварительной заявки заказчика. В данном случае должны быть оговорены сроки, за которые поставщик сможет исполнить обязательства по государственному контракту, после того как будет получена заявка. Но вместе с этим должно происходить обсуждение правил подачи данного рода заявок. Партиями по заранее выбранному графику. При наличии нарушения таких графиков может способствовать наложению на поставщика штрафных санкций.
Оставьте заявку у нас на сайте и наши специалисты с вами свяжутся в самое ближайшее время!
2. Ненадлежащее исполнение обязательств по контракту
Контракт может считаться исполненным, при случаи выполнения между сторонами своих обязательств согласно ст 94 44 ФЗ, в данном случае исполнением обязательств со стороны поставщика будет считаться подписание товарной накладной или же акта приема-передачи.
- уплата неустойки за каждый день просрочки;
- уплаты убытков, которые были понесены.
У нас в штате работают опытные сотрудники, которые всегда готовы помочь!
3. Просрочка исполнения обязательств по контракту 44 ФЗ
- потребовать рассмотрение вопроса по использованию неустойки
- требовать взыскания процентов в размере неустойки.
4. Видео-инструкция исполнение обязательств по контракту 44 ФЗ
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Как не платить штраф в госзакупках
В госзакупках заказчики обязаны привлекать поставщиков к ответственности за нарушение обязательств по контракту.
За неисполнение контракта могут оштрафовать на крупную сумму, а за просрочку — начислить пеню. Но иногда заказчики требуют лишнего. Так было у поставщика мягкого инвентаря — полотенец, покрывал, одеял, постельного белья и другой текстильной продукции. Несмотря на то что компания поставила все товары по контракту, заказчик обратился в суд с иском о взыскании штрафов и пени за просрочку и убытки — всего 93 315,76 Р . Причина — поставщик не сразу привез мягкий инвентарь надлежащего качества и заменил его уже после того, как истек срок поставки товаров.
Поставщику в суде удалось доказать, что заказчик не мог штрафовать его за поставку товара не в срок. В итоге ему удалось сэкономить 71 090,76 Р .
В статье расскажу, какая ответственность грозит за поставку товара ненадлежащего качества в госзакупках и как доказать, что поставщик не обязан платить штраф, если заменил товар.
Матчасть: госзакупки и ответственность по госконтрактам
Органам власти, государственным и муниципальным учреждениям для работы нужны услуги или товары со стороны: текстиль, продукты питания, услуги охраны и т. п. Но они не могут просто так взять и что-то купить или заказать у поставщика, который им больше понравился.
Поставщиков определяют через систему государственных и муниципальных закупок по закону 44-ФЗ . Эту систему придумали, чтобы бюджетные деньги не разворовывались. Поэтому госзакупки строго регулирует государство. Вот как это работает.
Например, больница планирует закупить средства индивидуальной защиты. Она пишет техзадание на закупку: что именно нужно, в каком количестве и когда. Определяет требования к поставщику и условия закупки, например преимущества для субъектов малого предпринимательства, ограничения для иностранных товаров. Затем публикует объявление о торгах на сайте госзакупок. Поставщики подают заявки, предлагают цену. Далее больница подводит итоги торгов и определяет победителя. С ним заказчик заключает контракт.
Выиграть тендер — это полдела. Контракт надо исполнить без нарушений, потому что штрафы в публичных закупках немаленькие. Многие поставщики на этом обжигаются.
В контракте фиксируются все важные требования, как в обычном договоре: что нужно сделать, когда, за сколько и на каких условиях. Контракт необходимо исполнить строго по этим требованиям. Например, если в заявке на тендер были указаны характеристики товара, то именно такой товар и нужно будет привезти.
В обычных сделках между компаниями, предпринимателями или гражданами стороны могут самостоятельно решать, как исполнять или изменять договор и какая ответственность грозит за его нарушение. В публичных закупках все гораздо строже: размеры неустойки определяет государство, а заказчики по закону обязаны привлечь поставщика к ответственности за нарушение условий контракта.
Дело в том, что при внутренней или внешней проверке заказчика контролирующие органы смотрят, как исполнялся контракт. Внутренняя проверка — значит, вышестоящей организацией. Например, закупку товаров для московского лицея будет проверять Департамент образования и науки города Москвы. Внешняя — это, например, проверка органами прокуратуры или органами финансового контроля: федеральным казначейством, местными и региональными органами контроля.
Контролеры проверяют, как заказчик принимал товар, оценивают результат работ. Смотрят, соответствуют ли товары или работы условиям контракта, требовал ли заказчик от контрагентов неустойку за нарушение контракта. Если нет, то контролеры в акте проверки напишут, что заказчик нарушил закон о госзакупках: не привлек поставщика к ответственности.
Ответственного за исполнение контракта работника привлекут к дисциплинарной ответственности или лишат премии, а самой организации выдадут предписание привлечь поставщика к ответственности.
Какая ответственность грозит поставщику. Если поставщик срывает контракт, заказчик вправе:
- Начислить неустойку — штрафы и пени.
- Не вернуть обеспечение. Если поставщик обеспечивал исполнение контракта своими деньгами, заказчик может удержать их полностью или частично. Если банковской гарантией — заказчик потребует у банка возместить неотработанный аванс, неустойку и убытки. Потом исполнителю все равно придется заплатить, только уже банку.
- Внести исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков — черный список. По сути, это запрет на участие в госзакупках: заказчики считают таких исполнителей ненадежными.
- Взыскать убытки с поставщика, если заказчик их понесет из-за нарушения условий контракта.
Исключение в 2020 году
Из-за ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса поставщики и исполнители могут избежать ответственности.
Госорганы признали, что ограничительные меры считаются форс-мажором. Если из-за этих мер срывается контракт, поставщики и исполнители могут списать неустойку. Но есть нюансы — подробнее об этом Т—Ж уже писал.
п. 9 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ — можно ссылаться на пандемию
Списать неустойку могут не только из-за форс-мажора. Если обязательства по контракту будут полностью исполнены в 2020 году, то неустойку тоже спишут. Условия такого списания установило правительство. Например, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек не превышает 5% цены контракта, заказчик спишет штрафы и пени. Причем для заказчика это обязанность, а не право.
Штрафы и пеня
В статье речь пойдет о штрафах и пенях по контракту, поэтому подробно расскажу, в каких именно случаях заказчик может их начислить.
Штрафы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта придется заплатить штраф. Систему штрафов в госзакупках определяет правительство.
Для расчета штрафа обязательства поставщиков и исполнителей делят на две группы:
- Те, которые имеют стоимостное выражение, например обязательство поставить товар за определенную цену.
- Те, которые денежного выражения не имеют, например обязанность представить документы на товар — сертификаты, декларации соответствия, регистрационные удостоверения и т. п.
За нарушение неденежных обязательств размер штрафа за каждое нарушение составит от 1000 Р — если цена контракта не превышает 3 000 000 Р , до 100 000 Р — если цена контракта превышает 100 000 000 Р .
Размер штрафа за нарушение обязательства, которое имеет стоимостное выражение, тоже обычно зависит от цены контракта. Так, если цена контракта до 3 000 000 Р , штраф составит 10% от цены контракта за каждое нарушение. При цене контракта от 3 000 000 Р до 50 000 000 Р штраф составит 5%. А если цена контракта от 50 000 000 Р до 100 000 000 Р — 1%.
Например, детский сад заключил контракт с поставщиком фруктов на 1 000 000 Р : 800 000 Р — стоимость яблок, 200 000 Р — груш. Поставщик привез яблоки, а груши оказались гнилые. Заказчик их не принял. Срок действия контракта истек, а хорошие груши поставщик так и не привез. В этом случае заказчик вправе потребовать у поставщика уплатить штраф — 10% от цены контракта, то есть 100 000 Р .
В некоторых закупках участвуют только субъекты малого предпринимательства. Размеры штрафов для них меньше: 1% от цены контракта, но не более 5000 Р и не менее 1000 Р . То есть если бы поставщик фруктов был мелким бизнесменом, для него штраф составил бы 5000 Р вместо 100 000 Р .
Еще бывают случаи, когда штраф считают не от цены контракта, а от его начальной максимальной цены. Это цена, которую заказчик определяет до закупки, чтобы не купить товар, работы или услуги дороже их рыночной стоимости. Участники закупки могут предложить свои цены, но не выше этой начальной. Такой механизм позволяет бороться с завышением цен в госзакупках.
Штраф считают от начальной максимальной цены контракта, когда торги после снижения до нуля пошли на повышение. По итогам таких торгов победитель не только поставит товар, но еще и заплатит заказчику за это.
Если по итогам торгов на повышение предложенная победителем цена будет ниже начальной максимальной цены контракта, то штраф будут считать в процентах от начальной цены. Если же цена контракта будет выше начальной максимальной цены, то штраф будут считать от итоговой цены контракта.
Например, детский сад объявил электронный аукцион на закупку фруктов на 2 000 000 Р . Это начальная максимальная цена контракта, с которой начинаются торги. В ходе аукциона цена была снижена до нуля, после чего торги пошли на повышение. То есть участники уже предлагали не цену, по которой они готовы поставить фрукты, а цену, которую готовы заплатить за то, чтобы бесплатно поставить фрукты детскому саду.
В ходе торгов на повышение лучшая для заказчика цена составила 150 000 Р . В итоге победитель должен будет заплатить детскому саду 150 000 Р за право заключить контракт и бесплатно привезти фрукты в требуемом количестве и качестве. Если он не поставит фрукты, то должен еще и уплатить штраф — 10% от начальной максимальной цены контракта, то есть 200 000 Р .
Пени. Пеня — это другой вид неустойки. В отличие от штрафа она начисляется не за нарушение контракта, а за просрочку исполнения обязательства — нарушение сроков поставки товара, выполнения работ или оказания услуг. То есть если поставщик не привез груши или привез гнилые, его оштрафуют. А если он привез хорошие груши, но позже срока по контракту — начислят пеню.
Размер пени — 1/300 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки от стоимости неисполненного вовремя обязательства.
Например, поставщик привез груши вовремя, а яблоки с опозданием на 10 дней. Заказчик их принял и потребовал пеню в размере 1/300 ключевой ставки за каждый день просрочки. Такое требование законно. При этом пеня считается от цены контракта, уменьшенной на стоимость исполненного обязательства. Так как груши привезли вовремя, то пеня будет считаться от стоимости яблок — 800 000 Р .
Размер пени за день просрочки составит:
800 000 Р × 1/300 × 5,5% = 146,67 Р
За 10 дней просрочки:
146,67 Р × 10 дней = 1466,7 Р
Если же груши оказались гнилые, то за просрочку поставки хороших груш заказчик тоже насчитает пеню. А если поставщик так и не заменит груши, то и штраф.
Заказчики часто требуют от поставщика уплаты и штрафов, и пени, даже если поставщик в итоге привез товар. Это неправильно. В нашем примере, если поставщик все-таки поставит хорошие груши, пусть и с просрочкой, штраф он платить не должен — только пени.
Именно такую ошибку допустил заказчик контракта на поставку мягкого инвентаря, когда пытался взыскать с поставщика одновременно штрафы и пени за поставку товаров ненадлежащего качества.
Вот как поставщику удалось добиться справедливости и не уплачивать лишние штрафы.