Очередное возвращение к вопросу о понятиях «цена» и «стоимость»
В русском языке не очень много таких многогранных, многосторонних, многообразных и широчайших понятий как понятия цены и стоимости.
Основные наиболее распространённые понятия цены и стоимости можно почерпнуть из старых и современных толковых словарей русского языка, а также из монографий, учебников, учебных пособий, нормативной правовой и финансово-экономической документации, из тысяч статей по вопросам цен, ценообразования и оценки стоимости.
Не собираюсь заниматься обзором обширной информации на эту тему. Ограничусь указанием ссылок на 4 типичные публикации из тысяч существующих [ 1 , 2, 3, 4 ].
Отмечу только два момента:
— первые ответы на вопрос о том, что такое «цена» появились тысячелетия назад, когда возникла возможность обменивать образовавшиеся лишние «рога» у одних людей на излишки «копыт» — у других, и наоборот;
— практически во всех современных источниках информации на затрагиваемую тему указывается, что цена – это денежное или иное выражение стоимости предмета-объекта купли-продажи (при этом в публикациях по вопросам оценки стоимости объектов оценки утверждается, что стоимость таких объектов является их наиболее вероятной ценой).
Придумать и изложить более качественные определения понятий цены и стоимости товаров и не товаров у человечества за всю историю его существования не хватило пороху. Здесь, видимо, действует ещё не известный науке закон сохранения (сбережения) и экономии энергии умственных усилий человека, в конечном итоге тормозящий процесс повышения уровня благосостояния людей планеты.
Нельзя однозначно понять, происходящее с определениями этих понятий имеет случайный или же не случайный характер? Почему в практической жизни понятие цены часто приравнивают к понятиям стоимости и ценности, а понятие стоимости, в частности, доходоприносящих активов, – к понятиям их общей экономической ценности, рыночной капитализации и среднерыночной договорной цены? Общеизвестно, что раз что-то делается, значит, на это есть какие-то причины. Рассуждения о возможных причинах неправомерной подмены рассматриваемых понятий другими не синонимичными понятиями, соответствующего ценового и стоимостного подлога, оставлены вне рамок данной статьи.
Ниже приведены предлагаемые мной уточнённые определения понятий цены и стоимости предметов (объектов) купли-продажи и залога, а также других активов (например, акционерных компаний) в случаях их разделения, слияний и поглощений.
Цена представляет собой договорное, рыночное значение денежного или иного (например, натурально-вещественного, ценностно-бумажного, т.е. деривативного, либо криптовалютного) эквивалента объекта завершённой торговой сделки, в результате которой сменился собственник (владелец) этого объекта.
Другими словами: цена – это оплаченная договорная (рыночная) оценка величины обменной (меновой) экономической ценности объекта оценки после заключения торговой сделки по его купле-продаже, передаче в залог либо обмену на других условиях.
Ключевые слова для понятия цены: договорная, рыночная, так как цена является результатом достижения компромисса между ценовым ожиданием продавца объекта купли-продажи (цена предложения) и платёжеспособностью его покупателя (цена спроса).
Для того, чтобы торговая сделка состоялась, продавец и покупатель в процессе рыночного торга, как правило, должны пойти на взаимные уступки, т.е. согласовать окончательный ценовой результат завершающейся сделки.
Кстати, твёрдые (неуторговываемые) цены, например, на товары массового потребления, продукты питания и товары длительного пользования в магазинах розничной торговли, а также на лекарства в аптеках, если они находят своего покупателя, по своей сути также могут рассматриваться как цены договорные.
Возникает закономерный вопрос, чем понятие цены оцениваемого объекта отличается от понятия его стоимости?
Стоимость – это расчётное, научно обоснованное нормализованное (нормальное, нормативное, нормированное, номинальное) значение денежного или иного эквивалента оцениваемого объекта (предмета, актива) на дату определения величины этого показателя.
Иными словами: стоимость – это расчётная научно обоснованная, нормализованная величина обменной (меновой) экономической ценности объекта оценки на дату её определения.
С позиций здравого смысла, показатель нормы стоимости объекта оценки целесообразно определять незадолго до начала процедуры рыночного торга при определении окончательной цены купли-продажи этого объекта.
В свою очередь, ключевые слова для понятия стоимости: расчётная, научно обоснованная, нормализованная. Отсюда следует, что показатель стоимости имущества, предмета, объекта, актива, в отличие от их цены или капитализации, ни при каких обстоятельствах не может считаться и быть рыночным показателем, как это повсеместно указывается в современной нормативно-правовой и научно-методической документации по вопросам оценочной деятельности, а также в существующих федеральных и международных стандартах оценки.
Нельзя не заметить, что по своей физической сути, стоимость объекта оценки представляет собой расчётную норму справедливой достоверной рыночной цены этого объекта, а сама цена является фактическим окончательным значением этого договорного показателя.
По разным причинам договорная цена объектов купли-продажи может быть ниже, равной или выше расчётной нормы справедливой достоверной рыночной цены, т.е. стоимости этих объектов. В отдельных случаях разница в величине показателей цены и стоимости конкретного товара может быть в разы. Так же в разы бывают различия в величинах первоначально объявляемой продавцом по собственному усмотрению цены своего товара и компромиссной цены его приобретения покупателем, особенно на рынках стран Востока и Юга земного шара.
В интересах государства, общества, всего народа страны было бы такое положение вещей, при котором факты договорных цен, особенно по дорогостоящим, экономически значимым объектам рыночного торга, максимально приближались бы или были равны расчётным нормам справедливых рыночных цен, т.е. показателям научно обоснованной стоимости таких объектов.
Для того, чтобы стоимость (норма справедливой достоверной рыночной цены) объекта купли-продажи могла быть признанной научно обоснованной, как минимум, должны быть соблюдены следующие условия:
— профессиональная обязанность оценщика величины этого показателя состоит в том, чтобы оценивалась именно стоимость рассматриваемого объекта оценки, а не его фактическая общая экономическая ценность, фактическая рыночная капитализация или фактическая среднерыночная цена, как это сплошь и рядом делалось раньше и делается в настоящее время;
— выбранные для оценки стоимости объектов оценки методологические подходы и конкретные методы выполнения оценочной работы должны полностью соответствовать поставленной перед оценщиком оценочной задаче (в частности, для определения стоимости предприятий недопустимо применение метода дисконтирования денежных потоков и методов сравнительного – рыночного подхода к решению подобных оценочных задач);
— исходные данные, используемые для расчёта искомой стоимости объекта оценки выбранными методами должны быть уместными и достоверными, подтверждёнными результатами очередного проведенного аудита;
— уровни квалификации оценщика и эксперта качества (достоверности) полученного результата оценки стоимости экономически важных объектов оценки должны соответствовать особенностям и сложности решаемых оценочных задач.
Пытаясь разобраться с понятием «стоимость», невольно понимаешь сложность формулирования корректного определения этого понятия из-за его объективной многоликости.
С одной стороны, стоимость – это расчётная норма величины денежного или иного эквивалента оцениваемого объекта, расчётная норма денежной или иной величины его
обменной экономической ценности, а с другой стороны, — это расчётная, научно обоснованная норма величины его справедливой достоверной рыночной цены на дату её определения.
Предлагаемая автором формула для определения стоимости экономически значимых средних, крупных, крупнейших предприятий и их всевозможных хозяйственных объединений при использовании доходного подхода к решению подобного рода оценочных задач представлена в публикации [ 5 ].
По доходонеприносящим товарам показатели их стоимости определяют, как правило, методами затратного подхода: обычно по себестоимости изготовления с прибавлением к ней нормы прибыли изготовителя.
Цены предложения таких товаров рассчитывают путём добавления к их стоимости затрат, связанных с доставкой этих товаров к оптовым базам, местам купли-продажи и размещением на соответствующих рынках, в мелких торговых точках или в крупных магазинах торговых сетей.
Стоимость доходоприносящих товаров (в частности, предприятий) теоретически и практически обоснованно и целесообразно определять одновременно наиболее подходящими для каждого конкретного случая методами затратного и доходного методологических подходов. Итоговым результатом такой оценочной работы всегда следует считать больший по величине результат из двух полученных разными методами. При существовании договорных цен на подобные товары этот принцип объективен, оправдан и сомнений не вызывает.
Для разных людей понятие «справедливая стоимость», по мнению автора этой публикации, является не однозначным, не чётким, поэтому в нормативно-правовой и нормативной финансово-экономической документации, в учебной литературе употребления этого понятия и его термина следует избегать.
Словосочетание «рыночная стоимость», в силу его антинаучности и неправомерности, также должно навсегда исчезнуть из всех видов документации и публикаций по вопросам оценочной деятельности. Рекомендации использовать при определении стоимости предприятий методы сравнительного (рыночного) подхода бесспорно лженаучны, принципиально ошибочны, и им не должно быть места в документах, учебниках и учебных пособиях на темы оценки
Разработчикам и доработчикам Федеральных и Международных стандартов оценки (ФСО и МСО), Международных стандартов финансовой отчётности (МСФО) и Международных стандартов аудита (МСА), авторам соответствующих образовательных стандартов, учебников и учебных пособий, следует принять приведенные выше соображения по понятиям справедливой и рыночной стоимости к сведению, и ввести в эти стандарты и учебную литературу соответствующую правку.
В завершение статьи отмечу, что понятие цены по отношению к товарам является достаточно чётким, а при использовании его в эмоциональном, «поэтическом» и метафоричном смысле оно относится к понятиям абсолютно не чётким (цена интуиции, цена правды, цена счастья, цена семейной жизни, цена войны, цена человека, цена глобализации, цена офшоризации, и т.д. и т.п.).
При употреблении слова «цена» в переносном значении, это слово имеет синонимы: последствие (последствия) и результат (результаты).
Библиографические ссылки
1. Что такое цена – полный обзор понятия, основные определения, функции и виды цен. Электронный адрес в интернете: http://hiterbober.ru/business-terms/chto-takoe-cena-opredelenie-funkcii-vidy.html
2. Андреев Антон, Репина Н.А. Анализ понятия «цена» в экономических учебниках. Электронный адрес в интернете: http://www.terminomika.ru/data/library/colleagues/andreev.html
3. Ревуцкий Л.Д. Рыночная стоимость и рыночная цена предприятия и других бизнес-объектов. — М.: ж. «Вопросы оценки», № 1, 2004, с. 38 — 43.
4. Ревуцкий Л.Д. Система ключевых ценностных, стоимостных и ценовых показателей предприятий. Электронный адрес в интернете: http s ://www.audit-it.ru/articles/appraisal/a108/894204.html
5. Ревуцкий Л.Д. Уточненная формула для определения экономически справедливой стоимости предприятий. Электронный адрес в интернете: https://www.audit-it.ru/articles/appraisal/a108/207590.html
Ключевые слова: объект, купля-продажа, обмен, оценка, цена, стоимость, денежный или иной эквивалент, норма стоимости, норма справедливой достоверной цены, чёткое и нечёткое понятие.
В статье предложены уточнённые определения понятий цены и стоимости объектов купли-продажи и обмена.
Обосновывается недопустимость использования во всех видах ценовой и оценочной документации, в соответствующих образовательных стандартах и учебной литературе понятий и терминов справедливой стоимости и рыночной стоимости таких объектов, неправомерность подмены понятия их среднерыночной цены понятием несуществующей рыночной стоимости при рекомендациях применять методы сравнительного (рыночного) подхода к решению оценочных задач.
Отмечается противозаконность оценочного подлога, при котором искомый показатель стоимости объекта оценки мотивированно, как правило, в корыстных целях, подменяется показателями его общей экономической ценности или рыночной капитализации либо среднерыночной цены.
Материал предназначен для теоретиков и практиков ценовой и оценочной деятельности, разработчикам стандартов и другой документации, а также авторам учебной литературы по этим вопросам.
4 декабря 2017 г.
Леопольд Давидович, независимый ценовед и оценковед узкой специализации
В тех случаях, когда договорная цена товара не равна его расчётной стоимости, она не может считаться общественно (социально) справедливой и достоверной.
Небрежностью, хаосом в понятийно-терминологическом аппарате оценочной и ценовой деятельности людей умело пользуются мошенники, нанося заметный ущерб экономике страны. Иногда хаос в определении понятий и терминологии для некоторых видов деятельности насаждается преднамеренно.
Слово и понятие «ценовед» – производное от слова и понятия «ценоведение».
Стоимость обмена может быть охарактеризована как
Виды стоимости недвижимости подразделяются на две группы стоимость обмена (объективная) и стоимость использования (субъективная). [c.231]
К стоимости обмена относятся [c.231]
Стоимость обмена носит объективный характер и служит проведению операций с недвижимостью на рынке покупке, продаже, передаче в залог, в том числе и под проценты, сдаче в аренду и другим функциям. [c.447]
К стоимости обмена относят [c.447]
Первые две группы принципов связаны с определением стоимости использования, третья группа базируется на стоимости обмена. В основе определения стоимости использования лежат принцип полезности — чем больше конкретный объект недвижимости удовлетворяет потребности собственника, тем выше его стоимость. При этом оценочная стоимость объекта не должна быть выше минимальной цены аналогичного объекта и не может превышать затраты на создание нового объекта (см. табл.51) [c.449]
Определение стоимости обмена базируется на таких принципах, как [c.450]
У Товарообменная сделка фиксирует обязательство контрагентов двух стран по обмену товаров установленной стоимости одной страны на другие товары соответствующей стоимости из другой страны. В тех случаях, когда не фиксируется стоимость обмена, то указывается их количество. Тогда обмен фиксированного количества товара одной страны производится против фиксированного в сделке количества товара, поступающего из другой страны в обмен. [c.174]
При золотом стандарте цена зависит от стоимости товара, поскольку стоимость обмена денег на золото остается относительно постоянной. При бумажно-денежной и банкнотной системах цены на товары выражаются в знаках стоимости, не обладающих собственной стоимостью, поэтому они не могут точно отражать ценность товаров. Отсюда вытекают различия в ценах одного и того же товара, что затрудняет принятие товаропроизводителем правильных рациональных решений о производстве товаров. [c.11]
Цены отражают стоимость обмена товаров и услуг. К товарам и услугам можно отнести некоторые факторы производства и незавершенное производство, товары, приобретенные в спекулятивных целях и для потребления. В целом цены на них могут быть классифицированы либо как цены покупки (т.е. цены факторов производства или незавершенного производства, приобретенных для дальнейшего использования в производстве или перепродажи), либо как цены продажи (т.е. цены товаров и услуг, проданных как продукт предприятия). [c.258]
На ранних стадиях формирования международных рыночных отношений такое несоответствие иногда возникало вследствие несоответствия реальной стоимости денег (выраженной в золотом эквиваленте) и курсовой стоимости обмена. [c.151]
Соглашения с длительными сроками поставки (см. «Сделки на безвалютной основе, товарообменные и компенсационные» [С 29]) заключаются на безвалютной основе на фирменном уровне. Такие соглашения могут подписываться в форме общих протоколов, включающих списки взаимопоставляемых товаров, технологий, услуг. На основе общих протоколов заключаются отдельные контракты. Глобальные соглашения дают партнерам определенные преимущества. Во-первых, экспортеры получают возможность стабильного и, как правило, расширяющегося сбыта своей продукции на конкретном рынке. Во-вторых, вместо обязательства встречной закупки по каждой сделке в глобальном соглашении определяются категории товаров для обмена, их общий объем или меновое соотношение по стоимости. [c.355]
По мнению Ю. В. Яковца, новые пропорции не отражали бы действительных соотношений стоимостей товаров . Рассмотрим подробнее, какие пропорции отражает та и другая ситуация. Если принять межотраслевые пропорции обмена по средним условиям месторождений, то они действительно отражали бы только пропорции затрат труда без учета ограниченности природных ресурсов. Это нанесло бы человечеству непоправимый ущерб независимо от форм собственности на эти ресурсы. Такой постановкой цены мы в итоге исключили бы всякую возможность экономической оценки природных ресурсов, необходимую для рационального их использования. [c.34]
Таким образом, база цен по худшим месторождениям изменяет со временем пропорции обмена в нужном направлении. Но в мире почти всегда изменение пропорций обмена происходит путем удорожания некоторого вида товаров, но никогда — удешевлением по отношению к нему всех остальных товаров. Так и в нашем случае изменение пропорций обмена происходит в результате удорожания некоторых товаров, в которых используется данное сырье. Тот же объем товаров в прежних денежных единицах становится дороже на величину ложной социальной стоимости. Потребительская корзина в итоге дорожает, что в нормальном государстве ведет к увеличению зарплат, стипендий, пенсий именно на эту величину. Круг замыкается, ложная социальная стоимость сыграла свою положительную роль и вылилась в общее снижение стоимости денег, но уже при иных пропорциях обмена. [c.38]
Рента — категория производства и обмена, производства и реализации, поэтому решить вопрос о наличии или отсутствии дифференциальной ренты при социализме изолированно от товарно-денежных отношений и соответствующих стоимостных категорий нельзя. Без категорий стоимости и цены нет категории ренты. [c.94]
Очевидно, что в нашем случае потребительная стоимость — поставка на объекты конкретных средств производства требуемых партий (объемов) материалов, комплектов буровых станков и т.п. Обоснованные на базе производства потребительной стоимости производственные отношения предусматривают, что оплата должна осуществляться не за частично выполненную услугу и тем более не за работу транспортных средств по вывозке грузов, а за выполненную в полном объеме услугу. Это значит, например, что наряд на доставку бурового станка, поданный одновременно снабженцам и транспортникам, будет оплачен заказчиком только после того, как весь комплект бурового станка будет доставлен на место монтажа. Соответственно и стимулирование в этих подразделениях должно осуществляться за выполнение конкретных заказываемых услуг. Показатели, которые характеризуют абстрактный труд (товарооборот, грузооборот), из условий и показателей премирования выводятся. Эти показатели выполняют роль исходных данных для расчетов производственных мощностей, численности персонала в подсистемах производственно-технического и транспортного обслуживания, т.е. они не должны принимать участие в отношениях обмена между подсистемами объединения и распределения продуктов народного потребления. [c.103]
Сущность валютного курса как стоимостной категории. Валютный курс — цена денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных единицах (СДР, ЭКЮ, замененных евро с 1999 г.). Внешне валютный курс представляется участникам обмена как коэффициент пересчета одной валюты в другую, определяемый соотношением спроса и предложения на валютном рынке. Однако стоимостной основой валютного курса является покупательная способность валют, выражающая средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. Эта экономическая (стоимостная) категория присуща товарному производству и выражает производственные отношения между товаропроизводителями и мировым рынком. Поскольку стоимость является всеобъемлющим выражением экономических условий товарного производства, то сравнимость национальных денежных единиц разных стран основана на стоимостном отношении, которое складывается в процессе производства и обмена. Производители и покупатели товаров и услуг с помощью валютного курса сравнивают национальные цены с ценами других стран. В результате сопоставления выявляется степень выгодности развития какого-либо производства в данной стране или инвестиций за рубежом. Как бы ни искажалось действие закона стоимости, валютный курс в конечном счете подчиняется его действию, выражает взаимосвязь национальной и мировой экономики, где проявляется реальное курсовое соотношение валют. [c.46]
Зависимость валютного курса от темпа инфляции особенно велика у стран с большим объемом международного обмена товарами, услугами и капиталами. Это объясняется тем, что наиболее тесная связь между динамикой валютного курса и относительным темпом инфляции проявляется при расчете курса на базе экспортных цен. Цены мирового рынка представляют собой денежное выражение интернациональной стоимости. Что касается импортных цен, то они менее приемлемы для расчета относительного паритета покупательной способности валют, так как сами во многом зависят от динамики валютного курса. Индекс оптовых цен приемлем для такого расчета лишь для развитых стран, где структура оптовой внутренней торговли и экспорта в известной [c.47]
Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. На валютном рынке формируются спрос и предложение валют и их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных финансовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, кредитов. Через ценовой механизм и сигналы динамики валютного курса на рынке экономические агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии валютных операций. [c.180]
Наряду с транснациональными системами обмена информацией существуют частные каналы связи, создаваемые некоторыми учреждениями или группами учреждений. Они заключают соглашение по обработке потоков платежных документов и накоплению финансовой информации с какими-либо пользующимися их доверием учреждениями. Однако при формировании частных сетей обмена банковской информацией пользователи применяют общепринятые в мировом сообществе нормы. Подобное взаимодействие вычислительной техники на национальном и международном уровнях упрощает процедуры обмена информацией и снижает ее стоимость. [c.418]
Эволюция обмена товара предполагает развитие форм стоимости (табл. 1.1). [c.9]
Образцы банкнот и монет утверждаются Б Р. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть меньше одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение суммы субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону. [c.44]
Увеличение уставного капитала может происходить в результате обмена конвертируемых облигаций на акции, возврата акций, находящихся у дочерних обществ, а также из резервного фонда. Увеличение уставного капитала производится и в результате переоценки основных фондов путем дополнительного выпуска акций либо при помощи увеличения номинальной стоимости выпущенных акций. [c.249]
Акционерное общество по решению общего собрания акционеров может увеличить или уменьшить свой уставный капитал. Увеличение достигается путем выпуска дополнительных акций, обмена облигаций на акции, увеличения номинальной стоимости ранее выпущенных акций. Увеличение уставного капитала возможно только после полной его оплаты. Не допускается увеличение уставного капитала общества для покрытия понесенных им убытков. [c.190]
В современной российской экономике значительное место занимают так называемые товарообменные (бартерные) операции. Их появление вызвано отсутствием платежных средств у предприятий — контрагентов. Бартерная сделка — это безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформленный единым договором (контрактом). Оценка товаров производится для обеспечения эквивалентности обмена, а также для определения таможенной стоимости при экспортно-импортных операциях. Ус- [c.344]
При безвозмездном получении материальных запасов в порядке дарения фактическая себестоимость определяется по их рыночной стоимости на дату принятия на учет организацией-получателем. При приобретении материалов в обмен на другое имущество (кроме денежных средств) их фактическая себестоимость определяется исходя из стоимости обмениваемого имущества по балансу организации на момент обмена. [c.282]
Состояние и динамика обмена денежных знаков на 1 апреля 1998 г. (млн руб. в новой нарицательной стоимости)1 [c.481]
Сами по себе деньги не имеют большой ценности. Деньгами может быть названо все, что способно выступать в роли платы за товары и услуги. Деньги играют роль средства обращения (обмена), меры стоимости, средства накопления и выступают единым стоимостным измерителем. [c.16]
Денежная оценка, как правило, совпадает со справедливой стоимостью актива, переданного, организацией, скорректированной на сумму денежных средств, если таковые были переданы или получены в процессе обмена. [c.115]
В случае непризнания прибылей или убытков, возникающих в результате обмена основных средств, на их величину корректируется учетная стоимость полученных средств. [c.124]
При выбытии, осуществляемом путем продажи или обмена на актив другого типа (порядок учета обмена аналогичных активов см. в п.20), остаточная стоимость актива сопоставляется с выручкой от продажи. [c.126]
Если выручка от продажи или обмена превышает остаточную стоимость, имеет место прибыль от выбытия, отражаемая в разделе Прочие доходы отчета о прибылях и убытках. [c.126]
В третьей главе проводится системное описание основных понятий (затраты, цена, стоимость обмена, стоимость использования, рыночная стоимость и других) и принципов оценки недвижимости (принцип наилучшего и наиболее эффективного использования, вклада, остаточной продуктивности земли). Особую актуальность представляет систематизация факторов, влияющих на стоимость недвижимости. В главе приведен поэтапный алгоритм оценки объекта недвижимости с использованием доходного, рыночного и затратных подходов. В конце главы рассмотрено применение программной системы электронных таблиц Mi rosoft Ex el для расчета финансовых функций, используемых при оценке недвижимости. [c.6]
Для лучшего усвоения последующего материала напомним основные необходимые термины. Первоначальная стоимость — это стоимость приобретения актива, включая цену закупки, расходы по транспортировке, установке, монтажу и т.п. Остаточная (текущая) стоимость представляет собой несамортизированную часть стоимости актива и равна первоначальной стоимости за минусом накопленного износа. Ликвидационная стоимость — это оценочная стоимость металлолома, отходов или стоимость обмена материального актива на момент его выбытия. Согласно правилам учета в западных странах амортизируется первоначальная стоимость за минусом ликвидационной стоимости, а не вся первоначальная стоимость, как принято в российском бухгалтерском учете. [c.372]
Цены отражают стоимость обмена товаров и услуг в экономике. Они колеблются по разным причинам, включая изменения предложения денег, изменения вхусов потребителей и технологии использования приобретенных товаров. [c.256]
Мы, например, не хотели понимать, что стоимость производства подразделяется не только на капитал и труд, но и на стоимость1 производства и обмена. Тот же американский бизнесмен отмечал на круглом столе , что чем больше будут ненавидеть посредников и спекулянтов, тем беднее будет страна. Технология никогда не будет производительной, пока не будет обмена. Там, где стоимость обмена высока, там народ беден . [c.64]
С появлением электронных денег кредитная природа денег не меняется. Электронные деньги отвечают основным признакам кредитных денег, а именно — исполняют функцию средства платежа, обладают гарантиро-ванностью, являются неразменными деньгами. В то же время с появлением электронных денег изменяется их формально-функциональная характеристика. С одной стороны, появление электронных денег символизирует начало процесса окончательной дематериализации денег, т. е. фактического перехода от нотационной идеи денег (в форме записей по счетам), которую олицетворяют депозитные деньги, к электронной идее денег (в форме сохраняемой в электронном виде стоимости). С другой стороны, такие функции, как единица масштаба цен и средство сохранения стоимости, утрачивают с появлением электронных денег свое прежнее значение. Функция денег как средства обмена (средства платежа) все более становится доминирующей. В связи с этим уместно вспомнить высказывание К. Викселя Из трех главных функций (мерила стоимости, средства сохранения стоимости и средства обмена) только последняя является в надлежащем смысле характеристикой денег мерилом стоимости может выступать любой товар. Аналогично функция средства сохранения стоимости не является особенно показательной для денег с точки зрения их обладателей. Именно стоимость обмена желают сохранить в деньгах . [c.67]
Сегодня эти утверждения кажутся почти тривиальными, но в свое время игнорирование предположений такого рода доставило много хлопот КМарксу и послужило основой трагических ошибок в его теории. Согласно Марксу, стоимость каждого товара определяется трудом, «общественно необходимым» для его производства, или рабочим временем, «которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда» (Маркс, 1867, с 47). С помощью этих понятий формулируется закон стоимости в процессе обмена товары обмениваются по их стоимости (по заключенному в них общественно необходимому рабочему времени). [c.9]
Глубина радикальных перемен, связанных с замещением труда знаниями, состоит в том, что в условиях, когда знания вовлекаются в практическую переработку ресурсов, именно знания, а не труд начинают выступать в качестве источника стоимости. Трудовая теория стоимости заменяется теорией стоимости, создаваемой знаниями (knowledge-value). Как подчеркивает основоположник этой теории Т. Сакайя . мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знаниями 2]. Как следствие, экономика превращается в систему, функционирующую на основе обмена знаниями и их взаимной оценки. [c.49]
Сумма (лимит) кредита — часть ссудного капитала, который предоставлен в товарной или денежной форме заемщику. Сумма фирменного кредита фиксируется в коммерческом контракте. Сумма банковского кредита (кредитная линия) определяется кредитным соглашением или путем обмена телексами (при краткосрочной ссуде). Кредит может предоставляться в виде одной или нескольких траншей (долей), которые различаются по своим условиям. В соответствии со сложившейся практикой кредит покрывает обычно до 85% стоимости экспортируемых машин и оборудования. Остальная часть обеспечивается авансовыми, наличными платежеми, гарантиями импортера экспортеру. [c.285]
Монополизация про- 5. Бумажно-денежная форма обмена изводства. На рынке Постепенно с переходом от полноценных господствует товар. 1о- денег к знакам стоимости и развитием бе.1-варом становятся не наличных расчетов деньги утрачивают товар-тол ько продукты труда, ную форму и присущую ей природу — нали-но и совесть, честь. чие стоимости и потребительной стой-мости. [c.10]
Денежный капитал, с одной стороны, обеспечивает производство товаров, а с другой — создает условия для реализации товарного капитала, включающего прирост. Товарный капитал, созданный на предприятии, получает общественное призвание не в сфере обмена на рынке путем приравнения товара к деньгам, а непосредственно в самом производстве. Заключенный в товаре общественно необходимый труд определяется через соизмерение товаров друг с другом до момента их реализации. Отсюда следует, что функция меры стоимости кредитных денег находит выражение прежде всего непосредственно в производстве до рынка. Цена товара формируется в процессе производства (а не на рынке) с помощью приравнивания товаров. На рынке цена товаров подвергается некоторой модификации в результате действия закона стоимости. [c.16]
Существенное расширение состава субъектов анализа связано также с формированием рынка услуг и появлением целого ряда нетрадиционных для нашей экономики финансово-кредитных институтов (инжениринговых, консалтинговых, лизинговых и факторинговых и др.). Как известно, услуги обладают всеми признаками товара, имеют общественную потребительную стоимость и потребляются посредством обмена. Таким образом, объектом анализа могут служить все этапы жизненного цикла сферы услуг, а при предоставлении отдельных из них, например консалтинговых, — основным средством их создания. [c.399]
Среди находок микенской Греции (XV—XIV вв. до н. э.) исследователями обнаружены деньги — большие куски меди около тридцати килограммов, имитирующие высушенную бычью шкуру. Наряду с ними найдены мелкие деньги — в виде небольших каменных кружков с цифрами. Имелась и валюта — золотые бычьи головы, которые обнаружены в других регионах Эгейского моря. Но данные деньги , как и таланты, упоминаемые Гомером, не служили монетами, а считались мерой стоимости, зафиксированной весом. Греки хранили их как сокровища на своих полях или в храмах задолго до того, как эти деньги стали использоваться в качестве средства обмена. [c.14]
Что такое цена – виды, функции, ценообразование и отличие от стоимости
Любая коммерческая деятельность предполагает продажу товаров или услуг, а значит, ее неотъемлемой частью является установление цены на каждый произведённый продукт. Однако здесь важно различать понятие цены и стоимости. Для большинства потребителей это синонимы, и даже предприниматели порой не видят принципиальной разницы между данными терминами. В сегодняшней статье мы разберем, что такое цена и чем именно она отличается от стоимости, какие их виды существуют, что влияет на ценообразование и как в целом устанавливают цены на товары.
Понятия цены и стоимости
История отмечает, что с началом торговых отношений люди стали определять стоимость и назначать цены на товары и услуги. Поначалу практиковался бартер, в качестве товарного эквивалента одного продукта выступал другой товар. Например, за корову продавец просил 3 мешка зерна, которые и являлись ценой коровы. С появлением денег цену начали устанавливать в денежных единицах. При этом стоимость товара либо определялась «на глаз», либо подсчитывалась. Разберем эти понятия более подробно.
Что такое цена
Существуют разные исторически сложившиеся походы к определению цены. Вот основные из них.
- К. Маркс, Д. Рикардо, А. Смит и другие выходцы из классической школы считали, что у цены две природы:
- цена как денежное выражение общественно необходимого (объективного) труда, затраченного на производство продукта (основной факт) и овеществленного в этом товаре;
- цена как стоимостное выражение субъективной оценки товара потребителем.
На основании этого можно сделать следующий вывод.
Цена – это конкретная сумма денег, которую продавец желает получить, а покупатель готов заплатить за единицу товара или услуги, т. е. выраженная в деньгах стоимость.
При формировании цены имеют значения такие факторы:
- субъективная ценность товара; на продукт; ;
- влияние государства.
Что касается влияния цены на рынок, то она выступает в качестве:
- показателя соотношения спроса и предложения (закон стоимости), в т. ч. уровня и структуры;
- финансового измерителя сделки или посредника обмена товара на денежные единицы;
- фактора, который влияет на территориальное размещение производства и его объем;
- весомой составляющей рыночной конъюнктуры;
- фактора налогообложения;
- инструмента формирования прибыли;
- фактора, определяющего уровень жизни и фактических доходов населения;
- рычага рыночной конкурентной борьбы.
Глядя на конкретную современную организацию, можно утверждать, что от цены зависит размер прибыли, конкурентоспособность и финансовая устойчивость компании.
Что такое стоимость
Стоимость – это ценность продукта или величина затрат на производство товара / его закупку, а также хранение, транспортировку, реализацию и другие сопутствующие расходы, которые несет продавец, без учета выручки от продажи. Стоимость определяется общественно необходимым рабочим временем.
Говоря проще, стоимостью называется себестоимость плюс доход продавца.
Если посмотреть на стоимость в коротком отрезке времени, может показаться, что она практически не меняется. Однако в долгосрочной перспективе величина затрат на производство непостоянная. На стоимость влияет количество посредников между производителем и покупателем, изменение суммы оплаты аренды помещений, тарифов на коммунальные услуги, зарплаты персоналу, а также инфляция и ряд других факторов.
Цели ценообразования и установления цены
Ценообразование – это процесс назначения цены на конкретный продукт с учетом ряда факторов. При этом основная задача – установить такие цены на товары и услуги, которые позволят продать максимальное количество единиц при условии минимальных потерь маржинальности, а затем вовремя реагировать на динамику в рамках развития рынка.
Кроме этого, выделяют и другие важные цели образования цены:
- Соответствие рынку. Например, если в одном магазине пакет муки стоит 40 рублей, а в другом – 60 рублей, то первый определенно закроет больше продаж.
- Приумножение дохода. Получить максимальную прибыль стремится каждый предприниматель, для этого нужно продавать товар как можно дороже. Когда идет речь о резком подорожании какой-то продукции, оно происходит одновременно у всех реализаторов.
- Компенсация издержек. Должна быть установлена такая цена, при которой выручка от продажи покроет затраты на производство и реализацию товара для всех посредников в цепочке от производителя к покупателю.
- Увеличение объема продаж. Чтобы больше и быстрее продавать, придется пересмотреть цену в сторону снижения. Отличный работающий вариант – запустить временные акции, которые привлекут клиентов.
- Рациональная демонстрация товара потребителю. Например, если продукция или услуга будет слишком дешевой, человек может усомниться в ее качестве, а откровенно дорогой продукт окажется не по карману для большей части аудитории.
К второстепенным задачам ценообразования можно отнести:
- увеличение доли и позиций предприятия на рынке;
- повышение качества продукта;
- повышение конкурентоспособности товара;
- поиск новых потребителей.
Правильное ценообразование – залог работоспособности предприятия и получения желаемой прибыли.
Чем отличается цена от стоимости
В быту термины «цена» и «стоимость» используются как синонимы. В экономике же есть принципиальная разница между этими понятиями.
Сумма всех издержек, которые понесла фирма в процессе производства и продажи продукта, или психологическая важность продукта для потребителя.
Сумма, которую человек и компания платит за товар или услугу. Как правило, совокупность стоимости продукта (прямых затрат) и прибыли от его реализации.
Выражается не только в денежных единицах, но и в физических (материалы, время, трудовые ресурсы и т. д.).
Выражается исключительно в денежных единицах.
Одинакова для всех клиентов.
Может изменяться от клиента к клиенту с учетом политики компании.
Устанавливается с оглядкой на потребителя.
Всегда меньше цены, кроме случаев-исключений.
Обычно больше стоимости, но может быть и ниже нее (например, в случаях продажи б/у товара, его морального устаревания или реализации с целью сокращения убытков).
Важно! Невозможно назначить цену без привязки к стоимости товара или услуги.
Чтобы было понятнее, рассмотрим разницу между ценой и стоимостью на простом примере. Предположим, вы купили рулон обоев за 1 000 руб. – это цена, которую назначил магазин. Однако стоимость в этом товаре совсем иная. Она состоит из издержек на производство рулона обоев (400 руб.), его упаковку (50 руб.), транспортировку в магазин (50 руб.), реализацию (50 руб.). Все эти затраты составляют стоимость или себестоимость, которая равна 550 руб.
Виды стоимости
В зависимости от подходов к изучению стоимости, выделяют следующие ее виды.
- Трудовая стоимость – основывается на затратах рабочей силы, средств труда и времени работников на создание продукта, на ее основе строится прибавочная стоимость.
- Меновая стоимость – регулирует отношения при обмене товарами и выступает в форме цены.
- Потребительная стоимость – в ее основе лежит полезность товара или услуги для потребителя.
- Субъективная стоимость – базируется на субъективной оценке редкости, полезности, важности товара для конкретного потребителя.
- Стоимость на основе издержек – включает все финансовые затраты на выпуск и продажу продукции.
Виды цен
Цены классифицируют в зависимости от множества социальных и экономических критериев, особенностей товаров, условий их продажи и т. д. Разберем одну из наиболее масштабных и полных классификаций.
Цены по характеру оборота:
- розничные – для рядового потребителя;
- оптовые – для крупных клиентов, преимущественно для других фирм;
- тарифы – на проезд, почтовые услуги, международную телефонную связь и т. д.
Цены по типу взаимодействия с контрагентами:
- отпускные – по которым компания продает товар;
- закупочные – по которым предприятие закупает продукцию у частных и юридических лиц.
Цены по территориальному признаку:
- внутренние – по которым осуществляется купля-продажа внутри государства;
- внешнеторговые (мировые) – для осуществления экспорта и импорта.
Цены по уровню государственного вмешательства:
- свободные – устанавливаются продавцом с учетом спроса и предложения на рынке;
- регулируемые – отчасти контролируются государством, здесь различают разные степени жесткости контроля:
- предельные цены;
- пороговые цены;
- рекомендуемые цены.
Цены по типу установления и фиксации:
- твердые – прописываются в договорах и не меняются в течение всего срока действия контрактов;
- подвижные – тоже фиксируются в договорах, но дополнительно указывается процент, на который может изменяться конечная сумма;
- скользящие – могут корректироваться в любой момент, устанавливаются на продовольственные и сырьевые позиции, которые поставляются в рамках долгосрочных соглашений.
Цены по источнику информации об их уровне:
- расчетные – средние цены на продукт по итогам операционного дня (нужны для расчета маржи);
- публикуемые – публикуются на ценниках, в прайс-листах, каталогах и других справочниках.
Цены по категории клиентов:
- открытые – те, по которым товары может приобрести любой желающий;
- специальные – для конкретных групп аудитории (постоянные клиенты, дистрибьюторы, дилеры и т. д.).
Цены по виду рынка:
- аукционные – прямо соответствуют спросу и предложению на аукционах;
- биржевые котировки – служат ориентиром для последующего установления розничных и оптовых цен;
- тендерные – определяются в ходе сбора предложений от разных участников тендера.
Цены по временному фактору:
- постоянные – не имеют конечного срока действия;
- сезонные – определяемые сезоном или временем года;
- ступенчатые – понижающиеся или повышающиеся через заранее установленные промежутки времени (обычно понижаются);
- акционные – актуальны лишь в период действия акции.
Цены по условиям поставки и реализации:
- нетто – устанавливаются на месте продажи (сумма, которую платит покупатель);
- брутто – назначаются согласно всевозможным условиям купли-продажи;
- франко – транспортные расходы на доставку груза покупателю.
Цены по принадлежности в рамках связки «спрос – предложение»:
- цена спроса – максимальная сумма, по которой клиент может заказать услугу или купить товар;
- цена предложения – минимальная сумма, за которую продавец готов продать продукт.
Несмотря на различие видов цен, все они прямо или косвенно связаны друг с другом. Изменение цены одного вида обязательно влечет за собой изменение цен других видов.
Функции цены
Цена является одним из наиболее легко контролируемых маркетинговых элементов предприятия. Откорректировать ее можно мгновенно, а изменения не повлекут каких-либо затрат.
Цена выполняет целый ряд функций в маркетинге, рассмотрим основные из них.
- Перераспределительная. Благодаря ценам государственный национальный доход перераспределяется между разными отраслями, регионами, слоями населения.
- Стимулирующая. Изменение цены дает возможность влиять на предложение и спрос.
- Учетная. С помощью цен можно учесть все издержки, а также ВВП, объем производства и реализации.
- Балансирующая. Цены стоят в основе глобальных рыночных механизмов, с их помощью на рынке удается достичь равновесия между спросом и предложением.
- Сигнальная. Посредством цены продавец сообщает, на какой сегментцелевой аудитории ориентирован конкретный продукт.
- Сравнительная. Цена является одним из ключевых факторов при сравнении товаров-конкурентов. Для этого ее используют и потребители, и продавцы.
- Конкурентная. Путем изменения цены компании могут преодолевать конкуренцию, увеличивать объемы продаж и занимаемую долю рынка.
- Ориентирующая. С помощью цены человек осознает потребность в выборе конкретного продукта в рамках личного интереса.
- Измеряющая. Цена измеряется в количестве денег, которое покупатель должен заплатить за товар.
- Оптимизирующая производство. Предприниматель имеет возможность расширить наиболее востребованные и выгодные в конкретный момент сферы производства.
Из чего состоит цена
Цена любого продукта складывается из двух основных элементов:
- себестоимость;
- наценка.
Это одинаково актуально и для производителей, и для ритейлеров.
Если рассмотреть структуру цены более развернуто, можно выделить следующие ее элементы:
- себестоимость;
- прибыль производителя;
- акциз (для подакцизных товаров);
- налог НДС;
- надбавка оптовика;
- торговая наценка.
Нужно учитывать, что НДС может быть включен в цену на любом этапе купли-продажи товара в зависимости от нюансов системы налогообложения контрагентов.
Разберем две основные составляющие цены более подробно.
Себестоимость
Себестоимость – это все затраты предприятия на изготовление или закупку продукта.
Издержки могут быть:
- прямые – расходы на производство товара (сырье, зарплата производственных сотрудников) или закупку продукции;
- косвенные – прямо не относящиеся к производству или закупке товара, делятся на:
- условно-постоянные – постоянные издержки, сумма которых не зависит от объема производства / продаж;
- частично-переменные – изменяющиеся пропорционально объему производства / продаж.
Стоимость товара рассчитывают по нескольким формулам.
- Формула полной себестоимости – с ее помощью можно оценить будущие издержки на единицу товара.
Полная себестоимость = Издержки на производство или закупку + Издержки на реализацию
- Формула себестоимости реализованной продукции – позволяет рассчитать актуальную стоимость реализации, поэтому широко применяется в ритейле.
Себестоимость реализованной продукции = Полная себестоимость + Себестоимость нереализованных товаров в отчетном периоде
У разных компаний в стоимость товара входят разные затраты. Вот самые распространенные из них:
- расходы на производство или закупку;
- амортизация;
- зарплата основных сотрудников;
- зарплата администрации;
- страховые отчисления;
- коммунальные платежи;
- расходы на логистику;
- затраты на реализацию.
Наценка
Некоторые отождествляют наценку и прибыль, но это в корне неверно. Наценка также включает издержки, которые несет компания в ходе реализации товара.
В торговой сфере различают два вида наценки:
- базовая – добавляется к стоимости единицы товара розничным продавцом или дистрибьютором;
- дополнительная – добавляется к цене в случае, если покупатель выдвигает дополнительные требования (например, расширенная гарантия, увеличенная комплектация, дополнительные услуги).
В рознице наценка может включать:
- НДС;
- расходы на доставку;
- затраты на реализацию;
- прибыль.
Наценку рассчитывают двумя способами:
- Суммирование расходов на поставку, реализацию товара и предполагаемой прибыли. Способ простой, но не позволяет учитывать рыночные изменения, а значит, и рассчитать прибыль от реализации партии продукции. Сравнить свою наценку со средними по рынку можно путем определения доли наценки в цене товара.
Доля наценки в цене = ((Цена – Себестоимость) / Себестоимость) × 100%
- Метод безубыточности. С его помощь можно найти минимальную наценку, которая позволит компании окупить затраты и избежать убытков.
Факторы ценообразования
Особенность цены в том, что она легко меняется под воздействием различных обстоятельств – как внутренних, так и внешних. Рассмотрим, какие факторы могут повлиять на политику ценообразования.
- Себестоимость. Чем больше затраты на выпуск продукции (стоимость) или ее закупочная цена, тем выше отпускная цена товара.
- Клиенты. Колебание спроса может значительно влиять на цены товаров. Как правило, невостребованные продукты дешевеют, а популярные дорожают.
- Конкуренция. В условиях высокой конкуренции у компаний два пути: снизить стоимость до уровня ниже среднерыночной, чтобы привлечь потребителей и увеличить объем продаж, или повысить цену, чтобы получать не меньше прибыли, чем конкуренты.
- География. Чем на большее расстояние приходится транспортировать товар, тем выше будет его конечная цена из-за необходимости компенсировать расходы на услуги перевозчиков.
- Доходы населения. От платежеспособности потребителей напрямую зависит спрос на товары и успех торговых компаний в целом.
- Государство. Льготы на отдельные виды деятельности, изменение требований к качеству изделий и налогообложения – все это сказывается на стоимости окончательной цене товаров.
- Сезонность. Цены на товары и услуги могут колебаться в зависимости от их востребованности в определенный период.
- Имидж компании. Знаменитые бренды чаще всего устанавливают более высокие цены на свои товары, чем менее известные конкуренты.
Пошаговый алгоритм ценообразования
Ценообразование представляет собой комплекс мер по установлению компанией оптимальной цены на реализуемые товары. Этот процесс последовательный и делится на несколько этапов.
- Постановка цели и выбор метода ценообразования. Прежде всего компании нужно определиться, чего она хочет достичь. Например, увеличить объемы продаж, занять определенную долю рынка или повысить репутацию бренда.
- Анализ спроса и предложения. Будет ли востребован продукт и насколько – на этот вопрос предстоит ответить на данном этапе. Дело в том, что при низком спросе высокие цены товара могут отпугнуть потребителей. Также имеет значение реакция покупателей на изменение цены и объема предложения.
- Расчет и снижение стоимости. Назначение оптимальной цены невозможно без учета всех затрат на изготовление продукта. Если в ходе расчета стоимости окажется, что издержки слишком велики, необходимо подумать, как снизить ее до уровня, который позволит установить конкурентную рыночную цену.
- Анализ конкурентов и конкурентоспособности продукта. На этом этапе предстоит изучить компании, которые являются прямыми конкурентами: проанализировать ассортимент, цены, качество и стоимость продуктов, их характеристики, условия работы с клиентами и другие факторы. Результатом такого исследования должен стать «ценник безразличия».
Стратегии и методы установления цен
Многие путают методы ценообразования со стратегиями. Чтобы было понятно и не возникало вопросов, в этой статье приводим и методы, и стратегии.
Рассмотрим методы установления цен.
Метод полных издержек
Цена = Себестоимость × (1 + Рентабельность / 100)
Цена = Себестоимость × Процент желаемой прибыли
В основе метода лежит повышение цены на процент, который составляет торговую наценку.
По точке безубыточности
Цена = Себестоимость + Другие затраты
Метод рассчитан на компенсацию затрат и не предполагает роста прибыли, поэтому используется крайне редко.
Цена = Себестоимость + Сумма процентов по кредитам
Метод позволяет рассчитать цену продукта, которая покроет производственные издержки и позволит получить достаточный доход для закрытия инвестиций.
Рассчитывается на основании стоимости и иных показателей компании.
Пересмотр базовой цены происходит редко.
Стоимость устанавливается по итогам анализа цен конкурентов.
Перед использованием этого метода необходимо рассчитать стоимость продукта. Нередки случаи, когда компании прибегают к различным уловкам ради снижения стоимости и цены товара.
Мы перечислили классические методы ценообразования, но есть и альтернативные:
- поиск нестандартных путей решения обычных задач;
- использование конкурентных преимуществ;
- допродажи;
- назначение исходного ценника;
- поиск удачного маркера для каждой товарной линейки;
- постепенное увеличение ценника на 3-5%;
- развертывание рядов;
- отказ от невыгодных клиентов.
Психологические методики назначения цены:
- «волшебные» ценники, например, 4999 руб. вместо 5000 руб.;
- комплексные решения: несколько товаров или услуг с обязательной скидкой «за опт»;
- сравнение нескольких товаров с акцентом на преимущества одного из них;
- «горячие» продажи по принципу краткосрочных акций, например, только сегодня телевизор дешевле на 3000 рублей;
- подарки – даже незначительная бесплатная опция способна привлечь и порадовать клиента, хотя ее стоимость изначально заложена в цену.
Что касается стратегий ценообразования, то чаще всего применяются следующие.
- Стратегия высокий цен. Предполагает установление цены, значительно превышающей стоимость, однако высокое качество или известный бренд побуждают покупателей платить больше.
- Стратегия средних цен. Назначается цена на уровне среднерыночной.
- Стратегия низких цен. Цены на все товары существенно занижаются, по сравнению с конкурентами.
- Стратегия следования за лидером. Устанавливаются цены, приближенные к стоимости товаров одного из лидеров продаж.
Грамотно выбранная стратегия установления цен позволяет компании не просто повысить прибыль и уровень продаж, но также увеличить занимаемую долю рынка.
Часто задаваемые вопросы
Кроме стоимости сырья и трудовых ресурсов, на формирование цены оказывают влияние спрос и предложение. Но есть и другие теории ценообразования:
- классическая теория – главный фактор ценообразования – общественный труд на всех стадиях производства товара;
- теория предельной полезности – во главе угла стоит предельная полезность товара, но посчитать ее в количественном выражении очень трудно.
При установлении рыночной цены товара ориентируются на покупателей и конкурентов. В первом случае необходимо оценить потребителя с экономической точки зрения и добавить желаемую наценку. Во втором случае придется либо следовать общим рыночным тенденциям, либо выделять много внутренних ресурсов для участия в «ценовой борьбе» с лидерами отрасли.
Итоговая цена товара зависит от того, сколько промежуточных этапов проходит продукт после выпуска и перед тем, как его приобретет конечный потребитель. Чем больше посредников и технических этапов, тем больше стоимость и выше цена.
Пример формирования цены:
- Оптовая цена.
- Оптовая цена без НДС.
- Оптовая цена с НДС – цена закупки оптовика.
- Цена продажи оптовика (посредника) – цена закупки розничного магазина.
- Розничная цена товара.
Отечественные товары без маркировки, которые продает непосредственно производитель, проходят самый короткий путь и имеют только одну наценку.
Существует очень много видов цен, которые классифицируют по разным признакам. Но все виды взаимосвязаны: изменение одного из них всегда влечет за собой изменение других разновидностей.
В сфере оценки эти слова трактуются несколько иначе. Так, цена – это результат достижения компромисса между платежеспособностью покупателя объекта купли-продажи (товара / услуги) и ценовыми ожиданиями продавца. Стоимость – это обоснованная с научной точки зрения расчетная величина обменной ценности объекта оценки на момент ее вычисления. Таким образом, стоимость, в отличие от цены, в оценочной деятельности не является рыночным показателем.
Трудовая стоимость представляет собой количество часов, которое было затрачено работником не только непосредственно на труд, но и на остальные действия, необходимые для организации процесса абстрактного труда. Таким образом, труд является базовым элементом, который лежит в основе трудовой стоимости.
Заключение
Цена и стоимость – два понятия, которые являются неотъемлемой частью рыночной экономики и маркетинга. При этом, несмотря на сходство в бытовой интерпретации, эти термины радикально отличаются. Гибкие и непостоянные цены компенсирует относительно стабильная стоимость, которая и выступает основой цены.
Виды стоимости. Стоимость. Стоимость относится к числу фундаментальных экономических категорий и не имеет единственного или даже хотя бы общепринятого определения
Стоимость. Стоимость относится к числу фундаментальных экономических категорий и не имеет единственного или даже хотя бы общепринятого определения.
Стоимость ассоциируется, во-первых, с полезностью — способностью вещей содействовать благосостоянию или приносить удовлетворение — и выступает как мера ее полезности. По выражению К. Менгера, стоимость — того, насколько важны для нас отдельные товары (или наборы товаров), когда мы осознали, что без владения этими товарами не возможно удовлетворить наши потребности”.
Во-вторых, в той мере, в какой своей полезностью вещи обязаны умственным и физическим усилиям человека, стоимость отражает объем и качество таких усилий. Другими словами, существующая сегодня стоимость вещи в общем рассматривается как мера затрат, которые необходимо понести для создания точно такой же или другой, но столь же полезной вещи.
В-третьих, стоимость связывается также с относительной редкостью вещей: для того чтобы можно было говорить о стоимости вещи, эта вещь не должна быть общедоступной, т. е. потребность в таких вещах должна превышать их наличие (предложение).
В-четвертых, вещи, обладающие полезностью и относительно редкие, обычно являются предметами обмена на другие вещи или деньги. Очевидно, что вещи обладают различной способностью обмениваться на другие вещи. При этом стоимость, рассматриваемая как категория обмена, характеризует привлекательность вещи как предмета обмена и, следовательно, ее способность обмениваться на другие вещи или деньги.
В-пятых, существенно, что в оценке недвижимости стоимость выражается в деньгах, а не в единицах каких-либо других вещей и понимается тем самым как денежная стоимость. Изменение денежной стоимости вещи может означать, с одной стороны, что изменились какие-либо свойства самой вещи и (или) отношение людей к ней, а с другой стороны, что претерпела изменение ценность денег как единицы измерения стоимости. Возможно также, что произошло и то и другое одновременно.
Стоимость в пользовании. Стоимость вещи с точки зрения Ю человека, использующего или собирающегося использовать эту вещь определенным образом для удовлетворения собственных потребностей, называют стоимостью в пользовании. Стоимость вещи в пользовании для конкретного человека определяется его индивидуальными вкусами, взглядами, пристрастиями, симпатиями и антипатиями. Разные люди по-разному оценивают полезность одной и той же вещи, имеют разные Планы и ожидания относительно ее будущего использования. Существует множество других обстоятельств, в силу которых Стоимости в пользовании одной и той же вещи для разных людей могут существенно различаться.
Стоимость в обмене. Стоимость, рассматриваемую в связи отчуждением вещи и проявляющуюся в форме цены при Обмене этой вещи на другие вещи или деньги, называют стоимостью в обмене или меновой стоимостью. Поскольку в оценке недвижимости стоимость выражается в деньгах, в дальнейшем мы будем говорить об обмене вещи на деньги, т. е. о продаже.
Отличие стоимости в обмене от стоимости в пользовании заключается в том, что стоимость в пользовании есть характеристика вещи с точки зрения ее конкретного обладателя (реального или потенциального) и ее величина полностью определяется предпочтениями одного лица. Стоимость в обмене, напротив, объективируется только при продаже вещи и тем самым основывается на суждениях, по крайней мере, двух сторон, участвующих в сделке. Более того, стоимость в обмене обычно рассматривается не просто в рамках некоторой конкретной сделки между конкретными лицами, но как обобщенная характеристика привлекательности вещи как предмета обмена с позиций неопределенного числа ее потенциальных обладателей, в совокупности называемых рынком. Поэтому термины “стоимость в обмене” и стоимость” часто используются как синонимы.
Даже если вещь имеет самую высокую стоимость в пользовании для некоторого конкретного лица, это само по себе не означает, что стоимость этой вещи в обмене будет столь же вы сока: стоимость в обмене зависит от того, насколько высоко оценивается полезность вещи рынком. По образному выражению А. Маршалла, “не следует полагать, что собственник передаваемых благ, когда он их передает, всегда может выручить всю денежную стоимость, которую они для него составляют. Например, хорошо сшитый костюм может вполне стоить цены, назначенной дорогим портным, так как заказчик считает его для себя необходимым и не в силах заставить портного сшить его за меньшую цену, но сам заказчик не сможет продать его и за полцены”
Стоимость и цена. Термин “цена” часто используют как си л стоимости в обмене, хотя это разные понятия. В дальнейшем будем понимать цену как определенную денежную сумму, передаваемую покупателем продавцу в обмен на вещь в реальной или предполагаемой сделке. Цена, которую покупатель готов уплатить за вещь, определяется его собственными представлениями о ее полезности. С другой стороны, продавец, определяя цену, которую он готов получить за вещь, руководствуется с собственными соображениями о полезности вещи, с которой он расстается. Тем самым цена в любой реальной или предполагаемой сделке, безусловно, определенным образом связана со стоимостями вещи в пользовании для конкретных покупателя и продавца.
Однако в каждой конкретной сделке цена определяется суждениями двух конкретных людей,в то время как стоимость в обмене — это оценка вещи рынком. Поэтому, несмотря на возможные количественные совпадения, цена и стоимость в обмене не тождественны: при одной и той же стоимости вещь может быть продана по самым различным ценам.
Экономическая теория, однако, утверждает, что независимо от того, как различаются и как изменяются со временем цены одной и той же вещи, существует общий закон, объясняющий эти различия и изменения, и этот закон — стоимость вещи, В Связи с этим конкретные изменения цен в конечном счете, связаны с изменениями стоимости вещей, а в более общей форме — соотношением спроса и предложения.
Точно так же температура воздуха, устанавливающаяся в каждый конкретный день, теоретически может оказаться СКОЛЬ угодно высокой или низкой, но никто не станет отрицать наличия общей закономерности, описывающей как диапазон возможных значений температуры, так и ее изменения СО временем. Эта закономерность определяется географическим положением местности, скоростью и направлением господствующих ветров и другими фундаментальными факторами.
Стоимость и затраты. Понятия “стоимость” и “затраты” также не совпадают. для того чтобы убедиться в этом, достаточно признать, что затраты на строительство роскошного особняка в престижном жилом районе и в отдаленном пригороде при прочих равных условиях одинаковы, разница же в стоимости — огромна.
Стоимость, безусловно, связана с затратами, однако не с теми затратами, которые в действительности были когда-то и кем-то произведены в связи с созданием вещи, а с теми, которые должны были быть произведены сейчас для того, чтобы была создана точно такая же или другая, но столь же полезная вещь. Это представление о стоимости подробно рассматривается при характеристике затратного подхода в оценке.
Рыночная стоимость. Она относится к числу конкретных определений в рамках категории стоимости в обмене и широко используется в качестве законодательно установленного стандарта не только в оценке недвижимости, но и в других сферах оценки.
Согласно распространенному определению рыночная стоимость — это цена, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы продать его, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его приобретать, согласен был бы его приобрести.
Более полно уяснить глубокий смысл этого краткого определения можно в сопоставлении с определениями рыночной стоимости, принятыми в других странах. Так, в стандартах профессиональной оценочной деятельности” США рыночная стоимость определяется как наиболее вероятная цена, за которую имущество могло бы быть продано на конкурентном и открытом рынке при соблюдении всех условий справедливой сделки, когда и покупатель, и продавец действуют благоразумно и со знанием дела и в предположении, что цена не подвержена каким-либо чрезмерным воздействиям. В этом определении подразумевается, что продажа имущества совершалась бы, а права на него переходили бы от продавца к покупателю на определенную дату в условиях, когда:
1) покупатель и продавец имеют типичную мотивацию;
2) обе стороны в сделке хорошо информированы либо пользуются квалифицированными консультациями и действуют таким образом, чтобы в наибольшей степени удовлетворить собственные интересы;
З) имущество предлагается к продаже на открытом рынке в течение разумно необходимого времени,
4) покупка оплачивается долларами США или эквивалентными им финансовыми инструментами,
5) цена представляет собой нормальную компенсацию за продаваемое имущество, на размер которой не влияют какие-либо специальные финансовые условия или уступки, оказываемые кем бы то ни было, имеющим отношение к сделке
Тем самым рыночная стоимость определяется как результат своего рода “мысленного эксперимента”, проводимого оценщиком, — справедливой гипотетической сделки, осуществляемой при соблюдении ряда условий
· открытость рынка, на котором совершается сделка;
· типичная мотивация сторон;
· разумная информированность сторон;
· достаточное время, в течение которого недвижимость предлагается на рынке для продажи;
· использование типичных средств платежа;
· отсутствие необычных финансовых условий сделки.
Под открытостью рынка понимается отсутствие каких- либо серьезных препятствий финансового, правового, технологического или иного характера, которые затрудняли бы или делали невозможным появление на рынке новых покупателей и продавцов и их уход с рынка.
Степень конкурентности рынка определяется числом продавцов и покупателей, степенью стандартизированности (однородности) товара, контроля над ценами со стороны отдельных продавцов и покупателей, открытости рынка, наличием неценовой конкуренции. Диаметрально противоположными моделями рынка являются рынок чистой конкуренции и рынок чистой монополии.
Никакие реальные рынки, в том числе и рынки недвижимости, не являются в полной мере чисто конкурентными или чисто монопольными. Поэтому, определяя рыночную стоимость, необходимо лишь допускать, что гипотетическая продажа оцениваемого объекта происходила бы при той степени конкуренции, которая является нормальной для соответствующего рынка.
Требование типичной мотивации продавца и покупателя в сделке купли-продажи означает, что стороны в первую очередь должны руководствоваться стремлением в наилучшей степени удовлетворить собственные экономические интересы.
Одно из проявлений нетипичной мотивации — так называемое состояние крайней необходимости, в котором может находиться продавец или покупатель. для продавца такая ситуация возможна, например, когда необходимо срочно продать не движимость для получения денег на какие-либо неотложные нужды. Покупатель, не имеющий крыши над головой и лишенный возможности ждать, может согласиться на явно несправедливые условия, чтобы как можно скорее приобрести жилье. Сделки на крайне невыгодных условиях, совершение которых было обусловлено стечением особых обстоятельств, чем воспользовалась одна из сторон, не только не должны рассматриваться в качестве ценовых индикаторов рыночной стоимости, но и могут быть признаны судом недействительными по российскому праву.
Степень информированности сторон о свойствах продаваемого имущества, а также о характере и состоянии рынка существенным образом влияет на оценку продавцом и покупателем полезности имущества Поэтому и продавец, и покупатель должны обладать информацией, нормально необходимой для того, чтобы каждый из них мог с достаточной степенью достоверности оценить размер собственных экономических выгод
Возможна, к примеру, ситуация, когда в центре большого города офисные помещения в среднем стоят вдвое дороже жилых Продавец квартиры, которая может быть без особых затрат переоборудована в офис, может не подозревать о таком способе ее использования и назначить цену продажи, ориентируясь на цены сделок с жилыми помещениями, т е недооценить продаваемое имущество Именно поэтому необходимым элементом любой оценки является определение наилучшего и наиболее эффективного использования оцениваемого объекта
Время, в течение которого недвижимость предлагается на рынке для продажи, должно быть достаточным для того, что бы продавец мог найти покупателя Рынки недвижимости, за исключением, быть может, обширных рынков стандартизированных квартир, имеют свою специфику, определяющуюся уникальностью каждого объекта. Как правило, продажа недвижимости требует достаточно продолжительного времени для того, чтобы продавец мог найти покупателя, а покупатель — продавца Кроме того, покупатель должен удостовериться в юридической “чистоте” продаваемого объекта, провести консультации со специалистами, осмотреть объект и т д
Следовательно, при продаже недвижимости должно быть обеспечено достаточное время для того, чтобы сделка могла со стояться на нормальных условиях. Слишком сделка, вероятнее всего, свидетельствовала бы о нетипичной мотивации или недостаточной информированности одной или обеих сторон
В качестве средства платежа должны использоваться деньги или их общепринятый эквивалент. В противном случае бывает трудно или вовсе невозможно соотнести действительную ценность компенсации, полученной продавцом, с определенной денежной суммой, так как применение различных подходов, методик и переводных курсов может внести значительные искажения в денежную оценку сделки.
Ни одна из сторон и никто другой, имеющий отношение к сделке, не должен предоставлять никаких необычных финансовых условий или уступок. Такие уступки могут предоставляться, например, в сделках между родственниками или любыми другими сторонами, которые помимо рассматриваемой сделки связаны иными обязательствами экономического или внеэкономического характера (материнские и дочерние компании). В частности, не должны использоваться разного рода льготные кредиты, обусловленные политическими, социальными или иными сходными факторами.
Реальные сделки с недвижимостью в той или иной степени испытывают воздействие самых различных факторов, не относящихся непосредственно к рыночным условиям, и редко удовлетворяют в полной мере всем перечисленным требованиям. Однако для того чтобы цена какой-либо конкретной сделки могла считаться хорошим приближением к рыночной стоимости, не требуется абсолютного соответствия всем условиям, приведенным в определении рыночной стоимости. Важно лишь, чтобы отклонения носили нормальный характер и не воздействовали бы чрезмерно на цену сделки.
В силу принципиально неустранимых специфических особенностей, присущих любой реальной сделке с недвижимостью, а также в силу уникальности каждого объекта недвижимости оценщик никогда не утверждает, что оцениваемый объект обязательно будет продан по цене, равной его рыночной стоимости. Оценочное заключение о рыночной стоимости является лишь прогнозом относительно того, какой могла бы с наибольшей вероятностью оказаться цена продажи объекта в определенный момент времени без существенного отклонения от условий, приведенных выше.
Важно понимать, что в определении рыночной стоимости не имеются в виду, какие бы то ни было конкретный продавец или конкретный покупатель оцениваемого имущества: речь идет о гипотетической сделке между типичным продавцом и типичным покупателем — воображаемыми репрезентативными участниками рынка, чьи взгляды и суждения характерны для большинства реальных участников рынка, на котором совершается эта сделка.
Наконец, особо существенно, что оценщик как профессионал, обладающий специальными навыками и познаниями, способен проводить внимательный анализ и делать глубокие выводы о стоимости оцениваемого имущества. Эти выводы, вполне вероятно, будут отличаться от того, как стоимость имущества оценивается рынком. Рынок может, по мнению оценщика, «заблуждается» относительно стоимости имущества, “недооценивать” или, напротив, “переоценивать” его. Тем не менее рыночная стоимость определяется именно рынком, а не самим оценщиком независимо от того, или “не прав” рынок с точки зрения оценщика.
Следовательно, оценивая рыночную стоимость, оценщик : в своем “мысленном эксперименте” мыслить и действовать таким образом, как мыслил бы и действовал типичный частник рынка, продающий или покупающий оцениваемое имущество. Если же оценщик будет руководствоваться собственными взглядами и суждениями, он получит не рыночную стоимость, а нечто совсем другое — ту стоимость, которая стала бы рыночной, если бы рынок состоял преимущественно из профессионалов, подобных самому оценщику.
Инвестиционная стоимость. Она в отличие от рыночной Есть стоимость имущества с точки зрения конкретного реального или потенциального собственника (инвестора), определяются его индивидуальными инвестиционными требованиями, склонностями и предпочтениями и являющаяся поэтому проявлением стоимости в пользовании.
Так, инвестиционная стоимость коммерческого здания, расположенного на оживленной улице в центре города, определяется исходя из того, кто и каким образом использует (либо собирается использовать) это здание, и может быть соотнесена прежде всего с теми доходами, которые потерял бы собственник здания при его продаже (или приобрел при покупке).
Если здание принадлежит преуспевающему врачу, занимающемуся частной практикой и имеющему постоянных богатых клиентов, привыкших из года в год приходить в одно и то же место, инвестиционная стоимость здания для него, вероятно, будет иной, чем для рядового торговца, для которого потери в доходе, вызванные переменой места торговли, будут, скорее всего, незначительны либо их не будет вовсе. По тем же при чинам инвестиционная стоимость имущества для конкретного инвестора может отличаться от его рыночной стоимости как в большую, так и в меньшую сторону, хотя ничто не мешает им совпадать.