Что такое рыночная экономика
Рыночная экономика, как модель взаимоотношений между покупателями и продавцами (производителями), позволяет на условиях конкуренции устанавливать справедливые цены на товары, работы, услуги. В идеале такой тип предусматривает полное невмешательство государства во все процессы, что на практике невозможно. Поэтому даже в развитых странах экономика имеет признаки рыночной, но по сути остается смешанной.
Определение
Под экономикой понимают свод законов, по которым ведут деятельность отдельные хозяйствующие субъекты и складываются взаимоотношения между всеми участниками. Когда модель определяют, как рыночную, подразумевают, что эти правила диктует именно рынок, а не любые третьи лица.
Как это работает, проще всего понять на простом примере. Пять фермеров вырастили помидоры и лично вышли продавать товар. Цены они выставили приблизительно одинаковые. К сожалению, покупателей было мало, а овощи портились. Один из продавцов быстро сориентировался и снизил ценник на 50%. Около его прилавка сразу выстроилась очередь. Поэтому примеру последовали еще двое конкурентов. Они быстро продали товар, но фактически ничего не заработали – выручки хватит, только чтобы рассчитаться с работниками.
На следующий день помидоры продавали всего два продавца, но спрос на товар был выше. Соответственно, они подняли цену. У четвертого фермера овощи были отборные, красивые, вкусные, поэтому их раскупили. Пятого ждал неприятный сюрприз – так как его помидоры были плохого качества, по высокой цене их никто не брал. В итоге половина товара сгнила, остальную пришлось отдавать за бесценок, чтобы выручить хоть что-то, а часть вовсе обменять на масло, сахар и спички.
Каждый из фермеров владел своим товаром на праве собственности, знал сколько потратил, чтобы его вырастить, привезти, продать. Они сами принимали решение о снижении и повышении цены, то есть осознавали и брали риск на себя. Аналогично покупатели соглашались или отказывались от предложения, платили больше, когда товара стало меньше. То есть в нашем примере полностью отсутствуют третьи лица, которые заставляли фермеров выращивать больше или меньше овощей, распределяли товар, устанавливали цену или брали часть денег за деятельность, место продажи, с прибыли.
Именно такие отношения называют рыночными. Можно ли их перенести на экономику суверенного государства?
Да, но в качестве участников будут выступать производители, любые компании, частные лица и даже государство. Товаром может быть не только изделия, но и услуги, работы, земля, ресурсы, любые блага. Эквивалентом стоимости для обмена – любые денежные и даже нефинансовые активы.
При этом особенности складывающихся экономических отношений зависят не только от общепринятых рыночных правил, но и типа самого рынка, который может соответствовать одновременно нескольким признакам и быть:
- По территориальному отношению: местным, региональным, национальным, мировым.
- По субъектам обмена: потребителей, производителей, продавцов-посредников, госучреждений.
- По объектам обмена: финансовым, товаров, услуг, средств производства, интеллектуальной собственности, ценных бумаг, труда и пр.
- По характеру продаж: оптовым, розничным.
По отношению к закону выделяют легальный и теневой рынок. То есть все же «правила игры» неизбежно зависят от законов, норм, требований государства. Но при рыночной экономике его вмешательство во взаимоотношения участников минимально.
Признаки
Свободные отношения между участниками возможны только при соблюдении определенных условий, которые и характеризуют экономику как рыночную:
Наблюдается многообразие форм собственности с гарантией невмешательства государства или третьих лиц.
Бизнесом для получения прибыли могут заниматься как физические лица, так и компании, объединения, пр.
При этом именно предприниматель несет все риски, связанные с деятельностью. В случае банкротства, получения убытков участники (акционеры) отвечают всем имуществом или долей в бизнесе, стоимостью акций, в зависимости от организационно-правовой формы собственности.
Покупатель сам определяет, что ему приобретать. Именно спрос выступает ключевым фактором для продавцов (производителей), что выпускать, какие услуги оказывать. В свою очередь свобода выбора вида деятельности производителем становится базой для возникновения конкуренции – основного признака рыночной экономики.
В идеале говорят о совершенной, когда на рынке присутствует много продавцов, которые в борьбе за покупателя стараются предлагать лучшие условия, цены на одинаковые блага. Но может быть и монополистическая конкуренция, при которой ограниченное число продавцов борется за клиента за счет предложения лучшего товара.
Равновесная цена, удовлетворяющая и продавцов, и покупателей, наблюдается в точке пересечения кривых спроса и предложения. Но в условиях дефицита цены могут расти, тогда как при появлении излишков – падать. Именно рынок регулирует значение этого показателя. Государство не может устанавливать цены на услуги, продукцию, каким-либо способом их регулировать.
Отличие от плановой экономики
Основным «двигателем» рынка при плановой модели экономического развития выступает государство. То есть спрос влияет на него опосредованно. Именно госструктуры решают, сколько и что будут выпускать предприятия, по каким ценам и в каком количестве продавать товар.
Свободное ценообразование это какая экономика
Рынок существует больше шести тысяч лет, он принимал самые примитивные формы, пока не дорос до современного вида. Важно следить за состоянием рынка, оценивать конкурентов и цены — ведь очень сложно построить успешный бизнес или даже создать маркетинговую стратегию, не понимая основ экономики. В статье расскажем, что такое рынок, его виды и функции.
Что такое рынок
Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.
Признаки рынка
Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:
- Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.
- Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить. , которая не регулируется самостоятельно, а зависит от спроса и предложения.
Функции рынка
Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:
- Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.
- Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.
- Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.
- Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.
- Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.
- Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.
Формы организации
Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.
Популярные формы организации рынка:
- Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.
- Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.
- Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.
- Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.
Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).
Виды рынков
Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:
- по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;
- по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;
- по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;
- по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;
- с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;
- по легальности — легальный, нелегальный;
- по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;
- по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.
Преимущества и недостатки рынка
Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.
Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:
- все зависит от случая;
- невозможно сделать долгосрочный прогноз;
- проблемы с экологией;
- безработица;
- рост цен, инфляция.
Законы рынка
Чтобы рынок функционировал, есть определенные правила, которые регулируют его работу. Благодаря этим правилам поддерживают гармонию и здоровую экономику. Существуют три базовых закона рынка: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции.
Закон стоимости
Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.
Закон спроса и предложения
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.
Закон конкуренции
Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.
Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.
Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.
Способы регулирования рынка государством
Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:
- фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;
- акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;
- дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;
- налоги.
Условия развития рыночного хозяйства
Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:
- свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;
- наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.
Заключение
Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.
Свободное ценообразование это какая экономика
Тип 6 № 8131
Установите соответствие между видом экономической системы и ее признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) производство определяют обычаи
B) основная цель — получение прибыли
Д) преобладание товарного производства
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Типы экономических систем.
Традиционная. Ответы на вопросы дают традиции и обычаи. Опирается на хозяйственный опыт. Профессия, навыки передаются из поколения в поколение. Господствует натуральное хозяйство. Отсталые технологии. Широкое распространение ручного труда. Многоукладность экономики.
Командно-административная. Ответы на вопросы даёт государство. Централизованное планирование, распределение, ценообразование. Директивные методы управления. Отсутствие стимулов развития. Бюрократизация. Дефицит.
Рыночная. Ответы на вопросы дают потребители и производители. Индивидуальный интерес, выгода.
Смешанная. Ответы на вопросы дают рынок и государство. Разнообразие форм собственности. Государство решает социальные проблемы. Правовая защита потребителей и производителей.
A) производство определяют обычаи — традиционная.
Б) примитивные технологии — традиционная.
B) основная цель — получение прибыли — рыночная.
Г) свободное ценообразование — рыночная.
Д) преобладание товарного производства — рыночная.
Тип 6 № 8363
Установите соответствие между необходимыми условиями функционирования экономических систем и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) государственная собственность на средства производства
B) контроль государства за производством и распределением
Г) экономическая самостоятельность производителей
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Экономическая система — принципы, механизмы и способы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей. Типы экономических систем:
Традиционная. Ответы на вопросы дают традиции и обычаи. Опирается на хозяйственный опыт. Профессия, навыки передаются из поколения в поколение. Господствует натуральное хозяйство. Отсталые технологии. Широкое распространение ручного труда. Многоукладность экономики.
Командно-административная. Ответы на вопросы даёт государство. Централизованное планирование, распределение, ценообразование. Директивные методы управления. Отсутствие стимулов развития. Бюрократизация. Дефицит.
Рыночная. Ответы на вопросы дают потребители и производители. Индивидуальный интерес, выгода.
Смешанная. Ответы на вопросы дают рынок и государство. Разнообразие форм собственности. Государство решает социальные проблемы. Правовая защита потребителей и производителей.
A) государственная собственность на средства производства — командная (плановая).
Б) свободное ценообразование — рыночная.
B) контроль государства за производством и распределением — командная (плановая).
Г) экономическая самостоятельность производителей — рыночная.
Д) конкуренция производителей — рыночная.
Тип 7 № 1026
Найдите в приведенном списке отличительные черты командной экономики. Запишите цифры, под которыми они указаны
1) преобладание частной собственности
3) жесткая централизация управления
5) преобладание государственной собственности
Командно-административная экономическая система —  это такая форма организации хозяйства, при которой блага принадлежат государству и распределяются государством в соответствии с директивами и планами.
1) преобладание частной собственности — нет, неверно.
2) директивное планирование — да, верно.
3) жесткая централизация управления — да, верно.
4) свободное ценообразование — нет, неверно.
5) преобладание государственной собственности — да, верно.
Тип 6 № 4134
Установите соответствие между необходимыми условиями функционирования экономической системы и её типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) преобладание (господство) государственной собственности
B) контроль государства за производством и распределением
Г) экономическая самостоятельность производителей
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Административно-командная экономика — хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Методы и механизмы товарного производства и рыночной экономики не применяются или применяются в ограниченном, а иногда и в искажённом виде. Централизованная бюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений.
Рыночная экономика, в отличие от централизованно управляемой (административно-командной), характеризуется двумя важнейшими особенностями в ответе на три основных экономических вопроса (что, как и для кого производить). Во-первых, в такой экономике предприниматели самостоятельно отвечают на эти вопросы. Во-вторых, предприниматели принимают эти решения, ориентируясь на рыночные цены.
Благодаря рынку в хозяйстве страны происходит наиболее эффективное распределение ресурсов между различными отраслями. При этом рынок позволяет производителям товаров наиболее быстро и гибко реагировать на изменение системы потребностей.
A) преобладание (господство) государственной собственности — командно-административная.
Б) свободное ценообразование — рыночная.
B) контроль государства за производством и распределением — командно-административная.
Г) экономическая самостоятельность производителей — рыночная.
Д) конкуренция производителей — рыночная.
Тип 6 № 9953
Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) преобладание (господство) государственной собственности
В) контроль государства за производством и распределением
Г) централизованное планирование производства
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Наиболее распространенная классификация:
Традиционная — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями. Вопросы, какие товары и услуги для кого и каким образом производить, решаются на основе традиций, передающихся из поколения в поколение. Преимущества: стабильность общества, достаточно высокое качество производимых благ. Недостатки: отсутствие технического прогресса, слабая приспособляемость к изменению внешних условий, ограниченность числа производимых благ.
Командная (централизованная, директивная, плановая) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами. Преимущества: способность сконцентрировать все силы и средства общества для решения какой-либо проблемы (мобилизационные возможности), гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивая уверенность в будущем, позволяет избежать безработицы, хотя достигается всеобщая занятость, как правило, за счёт искусственного сдерживания роста производительности труда. Недостатки: невозможность точно спланировать все потребности общества и соответственно распределить ресурсы, что приводит к перепроизводству одних товаров и дефициту других, отсутствие стимула к выпуску качественных товаров, отсутствие экономической свободы у граждан.
Рыночная — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков. Рыночная экономика — это хозяйство, в котором господствует частная форма собственности, экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счёт, все основные решения принимаются ими на свой страх и риск. Основы рыночной системы: право частной собственности, экономическая свобода, конкуренция. Частная собственность — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определённым объёмом (частью) любых видов экономических ресурсов. Преимущества: гибкость, способность приспосабливаться к изменившимся условиям, наличие стимулов к техническому прогрессу, рациональное использование ресурсов. Недостатки: неспособность обеспечить равенство доходов, стабильно высокий уровень жизни, слабый интерес к фундаментальным научным исследованиям, нестабильность развития (кризисы, инфляция), неэффективность использования невосполнимых ресурсов, отсутствие полной занятости и стабильности цен.
Смешанная экономика — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
А) преобладание (господство) государственной собственности — командная.
Б) свободное ценообразование — рыночная.
В) контроль государства за производством и распределением — командная.
Свободное ценообразование: определение, условия, особенности и виды
В восприятии большинства граждан процесс перехода от централизованного режима хозяйствования к рыночному ассоциируется в первую очередь с таким понятием, как конкуренция. Свободное ценообразование является неотъемлемым элементом новой модели. Рассмотрим подробнее, что оно собой представляет.
Варианты установления стоимости
Каждое предприятие вправе определять стоимость своих услуг или продукции. Однако при этом организациям следует учитывать ситуацию на рынке. В соответствии с ней, они могут выбрать следующие варианты:
- Свободное ценообразование. Оно предполагает отсутствие каких-либо обязательств у покупателя и продавца до совершения сделки.
- Договорно-контрактное установление стоимости. В этом случае потребитель и продавец самостоятельно заключают сделку, но после или до нее имеют обязательства.
- Фьючерс. Он представляет собой предстоящую закупку по стоимости, установленной в контракте. Такой вариант используется для страхования активов предприятия от колебания цен.
- Опцион. Он представляет собой соглашение, в рамках которого один участник предоставляет другому право приобретать/реализовывать финансовый инструмент. Это может быть покупка/продажа акции, валюты, процентной ставки, облигации, фьючерсного контракта.
- Установление стоимости в рамках полной или частичной монополизации.
Свободное ценообразование: тип экономической системы
При переходе от командно-административной модели хозяйствования к рыночной, практика назначения государством стоимости продукции постепенно сводится на нет. Эта функция передается рынку. Свободное ценообразование – это важнейший признак установления рыночных отношений. Преобразование такого рода принято именовать либерализацией стоимости. Она представляет собой фактическое высвобождение цен из-под жесткого государственного контроля. Правительство отказывается от механизма директивного прямого установления стоимости товаров и услуг. Между тем сведение процесса перехода к рыночной модели хозяйствования исключительно с либерализацией цен будет выступать как чрезмерное упрощение, примитивизация многогранной картины всех преобразований.
Условия свободного ценообразования
В рамках рыночной модели хозяйствования стоимость товаров и услуг устанавливается в зависимости от спроса и предложения. Этим свободное ценообразование отличается от директивного. Под влиянием спроса и предложения стоимость на конкретную услугу или товар в определенный момент времени стремится к единому показателю. При совершенствовании отношений такая тенденция распространяется на весь рынок. Свободное ценообразование – это установление стоимости покупателем и продавцом в соответствии с соглашением о купле-продаже. В рыночной среде такое явление возможно на основании равновесия предложения и спроса. Ценообразование такого типа предполагает свободу выбора модели поведения продавцом и покупателем.
Признаки рыночных отношений
Свободное ценообразование предполагает различные возможности для получения предприятием прибыли. Чтобы увеличить доход, например, компании снижают стоимость услуг и продукции путем предоставления скидок. В качестве внешних признаков рыночной модели, в которой действует свободное ценообразование, выступают:
- Стоимость предложения товара равна денежной оценке спроса на него. В результате в целом в условиях рынка сумма цен спроса и предложения равны. Вместе с этим, стоимость находится в постоянном движении.
- Предприятия располагают запасами продукции и резервами мощностей. Это, в свою очередь, обеспечивает бесперебойную торговую деятельность.
- Отсутствуют очереди, характерные для дефицитного рынка. Такое состояние достигается посредством регулировочной функции цены. Стоимость повышается до уровня, уравновешивающего спрос.
- Эластичность цен. Изменение стоимости прямо влияет на предложение и спрос, равно как и наоборот.
- Снижение/увеличение цены на одну продукцию предполагает изменение ее на другие виды товаров, присутствующие на рынке, но не применяемые в ее производстве.
- Отмечаются вхождения и выходы на рынках и производителей, и потребителей.
Специфика
Свободное ценообразование предполагает отсутствие внешних ограничений. Стоимость не назначается никем. Она формируется в результате торгов на основании взаимного соглашения продавца и покупателя при взаимодействии предложения и спроса. Цены, которые создаются в таких условиях, принято именовать рыночными. В государственной модели хозяйствования, управление которой осуществляется преимущественно административно-распорядительными способами, господствует достаточно твердая, в той или иной степени устойчивая стоимость на тот или иной товар. Она может изменяться только через довольно продолжительный период.
Те дополняют договорные цены, которые также действуют на протяжении длительного времени. Они устанавливаются на основании соглашений между закупочными предприятиями и производителями. В отдельных секторах могут применяться плавающие свободные цены. Они изменяются по соглашению между потребителем и продавцом в зависимости от состояния предложения и спроса. В рыночной модели картина иная. Здесь ключевое место отводится свободной цене. За ней следует договорная стоимость. Наименьшим удельным весом обладают цены, которые назначаются государством.
Заключение
Необходимо отметить, что отождествление рыночной модели с экономикой абсолютного раскрепощения цен было бы неправомерно. Фактически, стоимость, действующая в ней, формируется не только в результате торга между потребителями и продавцами. Немаловажное значение имеет и рыночная конъюнктура, выбранная политика производителей. Таким образом, цену следует рассматривать в широком смысле в качестве продукта рыночных отношений. При этом принцип рыночной модели предусматривает минимизацию вмешательства государства в процесс определения стоимости услуг и товаров.