Учет и налогообложение целевых средств и поступлений
Действующее законодательство не содержит универсальных определений понятий «целевые средства» и «целевые поступления». Между тем государственным (муниципальным) учреждениям достаточно часто приходится решать задачу по определению возможности отнесения тех или иных доходов к таким средствам (поступлениям) как в целях налогового, так и в целях бухгалтерского учета. Расскажем, какими критериями нужно руководствоваться в данной ситуации.
На сегодняшний день наиболее последовательная и подробная классификация доходов государственных (муниципальных) учреждений, которые могут быть квалифицированы в качестве целевого финансирования или целевых поступлений, содержится в НК РФ. Обратимся к вопросу налогового учета данных доходов.
Согласно налоговому законодательству к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, в частности, относятся средства целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). В этой статье также содержатся подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям.
Рассмотрим особенности применения государственными (муниципальными) учреждениями указанных норм налогового законодательства в отношении отдельных видов доходов.
Целевое финансирование. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования; федеральными законами.
К основным видам целевого финансирования государственных (муниципальных) учреждений могут быть отнесены доходы в виде:
- лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований);
- субсидий, предусматриваемых в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации;
- средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц. Целевое финансирование в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) может поступать казенным учреждениям, а также бюджетным учреждениям — получателям бюджетных средств до 1 июля 2012 г.
Бюджетным и автономным учреждениям на основании п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться из бюджетов субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также субсидии на иные цели.
Целевые поступления. Под целевыми поступлениями, не учитываемыми при налогообложении прибыли, понимаются использованные по назначению поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений уполномоченных органов; от других организаций и (или) физических лиц.
В 2011 г. в п. 2 ст. 251 НК РФ было внесено немало принципиально важных изменений. В рамках данной статьи обратим внимание только на положения действующих редакций подп. 1, 3, 10.1, 10.2 п. 2 ст. 251 НК РФ.
Так, в настоящее время согласно подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученных учреждениями работ (услуг) могут отражаться в налоговом учете в качестве целевых поступлений на основании соответствующих договоров.
Нетрудно сделать вывод — большая часть средств (имущества, прав), поступающих в государственные (муниципальные) учреждения, в целях налогового учета может быть квалифицирована в качестве целевых поступлений (целевого финансирования).
Инструкция № 157н предусматривает определенный инструментарий для организации раздельного учета доходов и расходов в разрезе отдельных видов целевых средств. Согласно п. 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджетная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т. д.).
Во-первых, в целях организации бухгалтерского учета в качестве целевых поступлений могут рассматриваться любые активы, условия получения которых подразумевают необходимость организации обособленного учета соответствующих приходных и расходных хозяйственных операций. Иными словами, в рамках любого вида деятельности может возникнуть необходимость организации обособленного учета отдельных групп операций по заданным аналитическим параметрам даже в том случае, если в целях налогообложения прибыли такие операции учитываются в общеустановленном порядке.
Во-вторых, сам по себе факт отражения в бухгалтерском учете тех или иных средств в рамках определенного вида деятельности вовсе не означает, что такие средства однозначно могут квалифицироваться при налогообложении прибыли в качестве целевых средств или, наоборот, в качестве средств, не относящихся к целевым.
Использование целевого финансирования организации
Большинство компаний финансируют свои проекты самостоятельно. Однако в некоторых случаях средства поступают из иных источников. Они подлежат особому порядку учета.
Что представляет собой целевое финансирование?
целевое финансирование (ЦФ) – это получение денежных средств от государства на определенные цели. Главная особенность этого мероприятия заключается в том, что полученные деньги нужно использовать строго по заявленному назначению. Обязательно составление строгой отчетности. Также требуется оформить и утвердить смету. Финансирование направляется на следующие проекты:
- Содержание учреждений для детского и юношеского развития.
- Культурно-просветительские мероприятия.
- Подготовку кадрового состава.
- Научно-исследовательскую деятельность.
- Капитальные вложения.
- Возведение жилых зданий.
- Устранение убытков.
Обычно государство направляет деньги на общественные проекты. Средства выделяются на конкретную цель.
Формы государственной помощи
Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:
- Субсидии и бюджетные ассигнования.
- Гранты на реализацию образовательных, культурных, научных, экологических программ, мероприятий, связанных с искусством.
Вопрос: Как отражается в учете некоммерческой организации (НКО) продажа объекта основных средств (ОС), который был приобретен за счет средств целевого финансирования и использовался для ведения уставной деятельности?
Продажная цена объекта ОС составляет 600 000 руб., в том числе НДС 100 000 руб. Первоначальная стоимость объекта ОС составляет 650 000 руб. На дату продажи по объекту ОС начислен износ в сумме 160 000 руб.
Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.
Посмотреть ответ
ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества.
Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:
- Субвенции – бюджетные деньги, выдаваемые на безвозмездной основе. То есть компания не должна их возвращать. Средства предоставляются на реализацию конкретных целевых расходов.
- Субсидии – бюджетные деньги, выдаваемые на основе долевого финансирования трат.
- Бюджетные кредиты, которые выдаются или в форме денег, или в форме имущества (земля, природные ресурсы). Они не включают в себя налоговые кредиты и отсрочки по выплате задолженностей.
В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:
- Капитальные траты на приобретение или строительство основных средств компании.
- Покрытие текущих трат (к ним может относиться покупка материально-производственных запасов, выплата зарплат).
- Компенсация уже понесенных трат, включающих убытки.
- Немедленная денежная поддержка компании в форме чрезвычайной помощи.
ВАЖНО! За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит. Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели. Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.
ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании.
Бухгалтерский учет
Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.
Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:
- ДТ86 КТ08. Направление денег на покупку ОС и нематериальных активов.
- ДТ86 КТ10. Направление денег на покупку материальных активов.
- ДТ86 КТ70. Направление денег на выплату зарплат.
- ДТ86 КТ60. Направление средств на погашение долгов перед поставщиками.
- ДТ86 КТ51,76. Возврат денег, которые не были истрачены.
- ДТ51 КТ86. Получение средств от государства.
- ДТ76 КТ86. Получение средств за счет бюджетного финансирования.
- ДТ60,76 КТ51. Применение средств, полученных безвозмездно, на покрытие текущих расходов.
- ДТ86 КТ98-2. Отражение средств, полученных на безвозмездной основе.
Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:
- 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
- 86.2. Получение денег из прочих источников.
Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.
Примеры
Производственная структура получила от государства на безвозмездной основе средства на приобретение оборудования. В бухучете отражаются следующие проводки:
- ДТ60 КТ51. Оплата основного средства. Деньги направляются поставщику.
- ДТ08-4 КТ60. Поступление ОС на производство.
- ДТ01 КТ08-4. ОС введено в эксплуатацию.
- ДТ86 КТ98-2. Отражение целевого направления денег в составе доходов следующих периодов.
- ДТ20, 23, 25-26, 29,44 КТ02. Начисление амортизации.
- ДТ98-2 КТ91-1. Включение доходов следующих периодов в объеме рассчитанной амортизации в состав прочих доходов.
Рассмотрим другой пример с НКО. Некоммерческое образование получило средства на организацию благотворительного мероприятия. При этом будут использованы следующие проводки:
- ДТ20 КТ60,76. Было проведено благотворительное мероприятие за счет государственных средств.
- ДТ20, 26 КТ10. Расход материалов.
- ДТ20,26 КТ70, 69. Начисление зарплат и страховых взносов.
- ДТ60, 76 КТ51. Оплата услуг исполнителя, подрядчика, поставщика.
- ДТ69 КТ51. Направление страховых взносов в фонды.
- ДТ70 КТ50. Выдача зарплата.
- ДТ86 КТ20, 26. Траты списаны за счет средств ЦФ.
Последняя проводка используется только после того, как оплачены текущие расходы. По каждой проводке нужно отразить точную сумму операции, а также первичные документы.
Составление отчета о целевом применении средств
Отчет о целевом применении отображает данные об остатке денег ЦФ на начало и завершение отчетного периода, поступлении средств и их применении. Сведения нужно фиксировать за принятый на предприятии отчетный период, а также за период предыдущего периода.
Отчет составляется НКО. Его нужно оформлять и коммерческим предприятиям в том случае, если средства поступили в отчетном периоде.
Налогообложение
При налогообложении прибыли средства ЦФ не будут учтены. Данное правило указано в пункте 1 статьи 251 НК РФ. Касается это только тех поступлений, которые прописаны в статье 251 НК РФ. Вопрос с субсидиями не столь однозначен. В законе указано, что все будет зависеть от цели выдачи субсидий. Подробнее нюансы налогообложения средств изложены в письме Минфина РФ от 30.05. 2011 г. №03-07-11/151. В частности, субсидии не указываются в составе доходов только в том случае, если они выданы на реализацию государственного задания.
Как заполнять документы для подтверждения основного вида деятельности в 2022 году: разъяснения ФСС
Как в 2022 году надо заполнять заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности за 2021 год, разъяснил ФСС на своем сайте.
Оба документа необходимо заполнить в соответствии с наименованиями и кодами по ОКВЭД2, указанными в выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.01.2022 и включенными в Классификацию видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденную приказом Минтруда от 30.12.2016 № 851н.
Пункт 9 справки-подтверждения основного вида экономической деятельности «Распределение доходов и поступлений за предыдущий финансовый год» заполняется на основе данных бухгалтерской отчетности за 2021 год в соответствии с кодами по ОКВЭД2, содержащихся в выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.01.2022.
В информации Фонд отметил, что уведомление о страховом тарифе на 2022 год органы ФСС выдадут работодателю в двухнедельный срок с даты представления им полного и правильно заполненного комплекта документов для подтверждения основного вида экономической деятельности.
Уведомление можно будет получить как на бумаге, так и в форме электронного документа, подписанного УКЭП должностного лица территориального органа ФСС.
Весь порядок подтверждения основного вида деятельности и образцы документов можно найти в Готовом решении «КонсультантПлюс». Знакомиться с материалами можно бесплатно, оформив пробный доступ к системе.
Целевое финансирование и целевые поступления
– счет бухгалтерского учета средств, поступающих юридическому лицу целевым назначением для финансирования определенных мероприятий, программ и проектов, а также для покрытия плановых убытков, возникающих вследствие поддержания на должном уровне регулируемых цен, и для компенсации расходов, которые.
Целевое финансирование и целевые поступления – счет бухгалтерского учета средств, поступающих юридическому лицу целевым назначением для финансирования определенных мероприятий, программ и проектов, а также для покрытия плановых убытков, возникающих вследствие поддержания на должном уровне регулируемых цен, и для компенсации расходов, которые в силу определенных причин не должны покрываться за счет собственных источников.
Целевые поступления, в отличие от целевого финансирования, направляемого для реализации определенных мероприятий, программ и проектов, носят лишь компенсационный характер и направляются из государственного и региональных (местных) бюджетов не адресно, а через посредство некоммерческих организаций – участников бюджетного процесса, с которыми заключается договор. Одним из видов целевых поступлений являются дотации, получаемые юридическими лицами из государственного и местных бюджетов.
Целевое финансирование может осуществляться так же за счет средств других предприятий, организаций и лиц. Средства целевого финансирования расходуются в строгом соответствии с утвержденными сметами и назначением, оговоренным договором.
Целевое финансирование и целевые поступления носят условно безвозвратный и безвозмездный характер и, в зависимости от условий договора, могут быть использованы.получателем на:
- финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем необоротных активов;
- покрытие текущих расходов, связанных с заказом, под выполнение которого были выделены целевые средства (приобретение запасов, оплата труда и др.);
- покрытие заведомых убытков, получаемых предприятием в результате выполнения специального заказа;
- оказание немедленной финансовой поддержки в качестве чрезвычайной;
- оплату труда и социальное страхование нештатных работников, занятых на работах, выполняемых на предприятии по заданию и в пользу других лиц.
Из всех видов ассигнований из государственного и местного бюджета наиболее известны два:
- субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджетам других уровней, а также юридическим и физическим лицам на условиях долевого финансирования мероприятий, программ, проектов, и на покрытие убытков в связи с государственным регулированием цен;
- субвенции – фиксированный объем бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и возмездной основе бюджетам других уровней и юридическим лицам на финансирование конкретных мероприятий, программ и проектов.
К средствам, поступающим на определенные цели из государственного источника, относятся и дотации государственного и местных бюджетов, но в некоторых случаях дотации можно квалифицировать как вид бюджетного субсидирования.
- дотации – средства, регулярно предоставляемые юридическому лицу для покрытия плановых убытков.
В свою очередь, государственные субсидии бывают двух видов: инвестиционные субсидии и текущие (субсидии на производство). Инвестиционные субсидии направляются на финансирование капитальных вложений, а производственные – на поддержание данного вида деятельности. Субсидии на производство, в отличие от дотаций, не связаны со стоимостью выпускаемой продукции, а зависят только от вида деятельности (примером может служить субсидирование труда инвалидов). Субсидии также могут быть: прямые (направленные на развитие необходимых отраслей экономики) и косвенные – субсидии, представляющие собой систему льготных налоговых ставок. Впрочем, косвенные виды субсидий мы в данном случае не рассматриваем, как не относящиеся к средствам целевого финансирования.
Субвенции, как вид государственного целевого финансирования, распространяются на взаимоотношения местных органов власти с государственными органами, откуда те получают их как денежные пособия на финансирование определенных мероприятий. Также как и субсидии, они бывают текущими и инвестиционными. Разновидностью субвенций являются государственные гранты. Гранты могут предоставляться и негосударственными структурами, в том числе международными организациями. В последнем случае гранты не принято называть субвенциями.
Грант – безвозмездное финансирование научных исследований, опытно-конструкторских работ, обучения, лечения и другие цели с последующим отчетом перед грантором об использовании выделенных им средств.
Государственные дотации могут направляться на поддержание заданного уровня регулируемых цен на реализуемые населению отдельные виды товаров и услуг и на поддержание относительно невысокого уровня экспортных цен с целью поощрения вывоза отдельных видов товаров (экспортные дотации). Наряду с этим, существуют также налоговые дотации.
Учет получения и использования средств целевого финансирования (целевых поступлений) ведется на счете «Целевое финансирование и целевые поступления».
По кредиту счета «Целевое финансирование и целевые поступления» отражаются суммы средств, полученных в качестве источников финансирования, в корреспонденции со счетами расчетов с субъектами, которые осуществляют такое финансирование.
По дебету счета «Целевое финансирование и целевые поступления» отражается использование средств целевого финансирования или возврат их неиспользованной части в корреспонденции со счетами расходов, соответствующих прямому назначению использования таких средств или со счетами учета денежных средств (при возврате).
Аналитический учет на счете «Целевое финансирование и целевые поступления» ведется по назначению целевых средств (видам финансирования и поступлений) в разрезе источников их получения.
Получение и расходование средств целевого финансирования отражается в бухгалтерском учете по следующей схеме: