Как проводится учет выбытия основных средств
Основные средства – активы, используемые для производства и/или управления, – не могут функционировать неограниченное время. Наступает момент, когда они прекращают исполнять возложенные на них функции по тем или иным причинам. Держать на балансе неиспользуемые основные средства не только нерентабельно, но и незаконно, если прекращение действия актива или его отсутствие выявлено в результате инвентаризации.
Учет прекращения функционирования основных фондов производится в результате процедуры выбытия.
- основные причины, приводящие к выбытию основных средств,
- способы отражения этой операции в бухгалтерском и налоговом учете,
- особенности проводок по тому или иному основанию для выбытия.
Что говорит план бухгалтерского учёта
План бухгалтерского учёта (ПБУ) в п. 29 прямо указывает на тот факт, что активы, которые:
- перестают применяться для производства продукции, оказания услуг, выполнения тех или иных работ;
- более не используются для реализации управленческих потребностей фирмы;
- не имеются в наличии по итогам инвентаризации,
должны быть в обязательном порядке списаны с бухгалтерского учета, то есть должна быть произведена процедура выбытия.
Предусмотренные причины выбытия ОС
Организация утрачивает основные активы по различным возможным причинам:
- моральный и/или физический износ имущественного фонда;
- уничтожение в результате чрезвычайной ситуации (аварии, стихийного бедствия, катастрофы и т.п.);
- непоправимая порча (умышленная либо случайная);
- хищение основного средства;
- утрата объекта, выявленная при инвентаризации;
- совершение сделки купли-продажи, объектом которой выступает ОС;
- заключение относительно объекта договора дарения или бартера;
- передача другому юридическому или физическому лицу безвозмездно;
- основное средство стало вкладом или частью вклада в уставный капитал другого юрлица;
- подошел срок выкупа для имущества, сданного в аренду на правах лизинга.
ВНИМАНИЕ! Могут действовать и другие причины выбытия основных активов, главное условие для проведения процедуры – отсутствие или невозможность использования объекта по результатам очередной проведенной инвентаризации.
Если объект просто был перемещен между структурными подразделениями в рамках одной организации, это не считается выбытием.
Какое ОС подлежит выбытию
Нельзя просто списать основное средство, приняв единоличное решение. Нужно точно установить, что оно более не используется, а восстановление его невозможно или нерентабельно. Это уполномочена сделать только специальная комиссия. Руководитель издает приказ о ее создании, включая в нее в обязательном порядке:
- служащих, несущих ответственность за сохранность инвентаризируемых основных средств;
- представителей бухгалтерии;
- сотрудников госинспекций, если нужно.
Комиссия должна осмотреть основное средство и сделать вывод о том, целесообразно ли его дальнейшее применение, а также рассмотреть рентабельность восстановления. В компетенцию комиссии также входят вопросы:
- формулировки причины выбытия ОС;
- установление ответственных лиц, если списание придется проводить раньше времени;
- выяснение возможности реализации или дальнейшего использования отдельных частей актива (например, если речь об оборудовании, его детали могут использоваться в качестве запчастей, отдельные узлы проданы).
Документальным результатом работы комиссии является акт на списание.
После списания ОС акт передается в бухгалтерию, где на его основании делают пометки в инвентарных карточках или специальной инвентарной книге. Эти записи хранятся не менее 5 лет.
Порядок оформления выбытия ОС
Процедура документального сопровождения списания основных активов с баланса может несколько отличаться в зависимости от установленной причины.
Выбытие актива в результате его продажи
Когда основное средство переходит на правах собственности к другому лицу (физическому или юридическому), оно должно уйти с баланса «материнской» фирмы. При этом заключается договор купли-продажи. Кроме этого базового документа, выбытие сопровождается составлением следующих бумаг:
- накладной; (составляется по типовому образцу № ОС-1).
В бухгалтерии этот процесс проводится следующим образом: счет 01 «Выбытие основных средств» комплектуется соответствующим субсчетом, далее нужно списать сумму амортизации по выбывающему объекту, а остаток его стоимости добавляется в «прочие расходы». В этих расходах также могут отражаться траты, производимые на демонтаж, упаковку и другие действия с основным средством. Проводки:
- дебет 02 «Амортизация ОС», кредит 01 – добавление в прочие расходы остатка стоимости ОС;
- дебет 91 «Прочие доходы и расходы», кредит 23 «Вспомогательные производства» – траты на подготовку ОС к продаже (разборка);
- дебет 91, кредит 44 «Расходы на продажу» – траты на реализацию ОС;
- дебет 62 «Расчеты с покупателями», кредит 91/1 – проведение продажи (получение дохода от реализации ОС);
- дебет 91/2, кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» – начисление НДС.
Выбытие изношенного основного средства
Негодность, выявленная при эксплуатации или инвентаризации, – веская причина для списания ОС. Его производят с помощью составления Акта по форме ОС-4, который подписывает специально созданная комиссия. В акте необходимо отразить следующую информацию:
- название актива и его инвентарный номер;
- первоначальная стоимость и начисленная амортизация;
- причина, по которой средство пришло в негодность;
- расходы на ликвидацию актива (демонтаж, разборка, вынос и т.п.);
- доходы, возможно, полученные при выбытии (продажа или использование отдельных частей, узлов, элементов ОС);
- результат выбытия (первоначальная стоимость минус сумма амортизации плюс расходы на списание минус доходы от списания).
СПРАВКА! Если списывается автотранспортное средство, настоящий акт составляется по форме ОС-4а и к нему присовокупляется справка, выданная Госинспекцией, о снятии транспорта с учета.
Бухгалтерские проводки идут по счету 47 «Реализация и прочие выбытия основных средств», а финансовый результат относится на счет 80 «Прибыли и убытки».
ВАЖНО! По такой же схеме оформляется выбытие ОС, ликвидированных в результате аварий и катастроф.
Пример проводки: в столярном цеху полностью вышел из строя деревообрабатывающий станок, который в начале эксплуатации проходил по стоимости 30 000 руб. Амортизация, начисленная на это оборудование, составляет 28 000 руб. В цеху станок разобрали, что стоило 200 руб. После разборки осталось несколько запасных частей, которые можно использовать в дальнейшем, они были оприходованы на склад по стоимости 1 000 руб., остальная часть составила металлолом на сумму 800 руб. Записи в бухучете будут следующими:
- дебет 01, кредит 01 – 30 000 руб.;
- дебет 02, кредит 01 – 28 000 руб.;
- дебет 91/2, кредит 01 – 2 000 руб. (остаточная стоимость станка);
- дебет 91/2, кредит 23, 25 – расходы на демонтаж;
- дебет 10/5, кредит 91/1 – 1000 руб. (оприходование запчастей);
- дебет 10, кредит 91/2 – 800 руб. (оприходование металлолома).
Выбытие похищенного основного средства
Если ОС отсутствует в организации по причине противоправного действия, это действие переходит в компетенцию уголовных органов. Вне зависимости от результатов расследования, поскольку актива нет в наличии, его необходимо списать. Для этого составляется акт по форме ИНВ-26. К прочим бухгалтерским документам нужно присоединить копию постановления о возбуждении уголовного дела или расследования, то есть подтверждение противоправности действия по отношению к ОС.
Бухгалтерская проводка украденных материальных ценностей осуществляется по дебету счета 73/2, кредиту 94 «Расчеты по возмещению материального ущерба». Если виновный найден, то возмещение убытка через кассу проводится по дебету 50, кредиту 73-2.
Выбытие ОС, вносимых в чужой уставной капитал
Когда актив переходит в уставный фонд другой организации, это своего рода денежное вложение средств. В бухучете нужно отразить проведенную амортизацию, провести средство как финансовую инвестицию, восстановить НДС и отразить долю прибыли/убытка по передаче ОС.
Пример проводки: частное предприятие зарегистрировано в качестве участника ООО, оно вкладывает в уставный фонд оборудование, которое собрание участников оценило в 250 000 руб. Когда это оборудование использовалось частным предприятием, его стоимость на балансе была 210 000 руб., а амортизация составила 40 000 руб. Проводки будут такими:
- дебет 02, кредит 01/2 — 40 000 р. (амортизация);
- дебет 58/1, кредит 01/2 — 170 000 р.(остаточная стоимость);
- дебет 19, кредит 68 — 30 600 р. (восстановление НДС);
- дебет 58/1, кредит 19 — 30 600 р.;
- дебет 91/2, кредит 58/1 — 49 400 р. (отображение в составе прочих расходов суммы убытка от передачи оборудования). Вычислено так: доля, вносимая в уставной капитал (250 тыс. руб.), минус остаточная стоимость (170 000 руб). минус восстановленный НДС (30 600 руб.).
Правильное оформление и отображение выбытия основных средств при их бухгалтерском учете – залог отсутствия проблем при проверке соответствующих отчетов.
Выбытие основных средств: учет расходов выбывших ОС по остаточной стоимости — способы и причины
Субъекты, ведущие хозяйственную деятельность, обязаны вести контроль в отношении активов, числящихся на балансе. Существуют различные формы имущества организаций и предприятий — в частности, классификация предусматривает вынесение в отдельную категорию предметов труда, задействованных производственных процессах без потери натуральной формы. Подобные объекты имеют определенную продолжительность эксплуатации, срок которой обусловливается постепенным изнашиванием, снижающим их фактическую материальную ценность. При наступлении состояния, исключающего дальнейшее использование, производится списание или выбытие основных средств — проводки в бухгалтерском учете оформляются в соответствии с требованиями налогового кодекса и являются основанием для исключения из текущего баланса.
Общие правила
Ограниченность эксплуатационного ресурса, характерная для активов рассматриваемой категории, обуславливает наступление момента, при котором изначальный функционал фактически не может быть реализован — как частично, так и полностью. Сохранение ОС на балансе в подобной ситуации является нецелесообразным и нерентабельным, а также противоречит законодательным требованиям, поэтому в случае проведения инвентаризации возможно применение штрафных санкций в отношении ответственных субъектов.
Если формулировать кратко, то учет выбытия основных средств — это документальное оформление списания с указанием причины, в качестве которой могут быть заявлены:
- Изнашивание имущественного фонда (как физическое, так и моральное).
- Уничтожение, ставшее результатом чрезвычайных обстоятельств.
- Нанесение вреда имуществу — как целенаправленное, так и случайное.
- Хищение, либо недостача, выявленная в ходе проведения ревизии.
- Продажа с целью получения дохода, а также передача в рамках обмена или дарения.
- Оформление акта перевода во вклад, формирующий уставной капитал иной организации.
- Истечение срока, отведенного на выкуп лизингового объекта.
Указанный перечень не является исчерпывающим, поэтому примеры причин выбытия ОС для учета могут отличаться. Ключевое основание — отсутствие возможности дальнейшей эксплуатации, подтвержденное результатом очередной инвентаризации или отдельным документом. Стоит отметить, что локальное перемещение между подразделениями одного предприятия не квалифицируется в рассматриваемом статусе и не требует оформления документов подобного рода.
Исходя из положений, закрепленных в рамках Плана счетов бухучета, а также в сопутствующей Инструкции по применению, открытие субсчета к счету 01 допускается вне зависимости от фактора, выступающего первопричиной. Данная рекомендация основывается на приказе Министерства финансов РФ № 94н от 2000 года.
Расходы, связанные с выбытием основных средств из организации, учитываются и отражаются следующими бухгалтерскими записями. В рамках обзора рассмотрим в качестве примера субсчет 01/B, на который списывается первичная стоимость ОС, ранее числившаяся применительно к объекту на счете 01. Таким образом, формируется проводка Д 01/B — К 01.
Следующий этап — списание накопившейся за период эксплуатации амортизации, значение которой определяется на момент исключения актива. Здесь используется стандартная формулировка: Дебет 02 — Кредит 01/B, тогда как следствием отражения становится образующаяся остаточная стоимость. Значение, определяемое на главном, либо на субсчете, подлежит дальнейшей ликвидации с баланса через процедуру, в ходе которой списывается вся сумма.
Какими документами оформляется выбытие основных средств при продаже
Одним из вариантов избавления от ненужных активов, актуальным в ситуациях, когда их состояние еще допускает использование по целевому назначению, является реализация. В результате формируется прочий доход, основанием для которого выступает заключение сделки купли-продажи, а также расходы, с включением в состав как остаточной стоимости, так и издержек, связанных с совершенной операцией. Подобный подход подкрепляется рядом положений Плана бухучета (п.п. 31-6/01, 7-9/99, 11-10/99), и ранее упомянутым министерским приказом.
Исходя из этого, документальное оформление проводки бухгалтерского учета при выбытии объектов основных средств на предприятии предусматривают:
Нюансы выбытия основных средств в бухгалтерском учете
Бухгалтерский учет выбытия основных средств ведется всеми субъектами, у которых числится на балансе указанный вид активов. О том, как правильно его вести, а также об особенностях налогового учета таких операций расскажем в статье.
Что такое основное средство?
Основное средство (ОС) — это внеоборотные активы, существование которых возможно при одновременном выполнении следующих условий (п. 4 ПБУ 6/01):
- Объект используется в деятельности хозсубъекта.
- Период его использования должен превышать 12 месяцев.
- Перепродажа объекта не планируется.
- Объект способен приносить доход.
При первоначальной стоимости объекта, равной 40 000 или менее, и одновременном выполнении указанных выше условий актив может быть признан материально-производственным запасом (п. 5 ПБУ 6/01).
С 2022 года ПБУ 6/01 утратит силу. Ему на смену придет ФСБУ 6/2020 «Основные средства», согласно которому налогоплательщик сможет самостоятельно утсанавливать величину минимальной стоимости ОС в бухгалтерском учете. Применять новый стандарт можно и раньше, закрепив положения в учетной политике предприятия.
Как осуществляется выбытие основных средств в бухучете?
Порядок, регулирующий выбытие ОС, отражен в ч. 5 ПБУ 6/01. В соответствии с указанной нормой выбытие может быть обусловлено следующими причинами:
- реализация;
- износ: моральный или физический;
- ликвидация: вследствие аварии, стихийного бедствия и пр.;
- другие причины, приведенные в п. 29 ПБУ 6/01.
Любое выбытие ОС необходимо подкрепить следующими документами:
- ОС-4 (исключая автомобили);
- ОС-4а (для автомобилей);
- ОС-4б (для группы ОС, исключая автотранспорт).
В соответствии с приказом Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению» от 31.10.2000 № 94н для отражения операций по выбытию ОС к счету 01 «Основные средства» открывается субсчет «Выбытие основных средств». Это позволяет сформировать остаточную стоимость по выбывшему ОС на отдельном субсчете, а далее отразить ее в расходах на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Независимо от причины выбытия ОС проводки (записи по списанию первоначальной стоимости и амортизации) будут аналогичными:
- Дт 01 «Выбытие» Кт 01 «ОС» — перенесена на счет выбытия первоначальная стоимость ОС.
- Дт 02 Кт 01 «Выбытие» — списана амортизация.
При этом сформированная на счете 01 «Выбытие» остаточная стоимость будет списываться в дебет счетов, соответствующих характеру произведенных операций, например:
- реализация, ликвидация, износ: Дт 91.2 Кт 01 «Выбытие»;
- вклад в УК: Дт 76 Кт 01 «Выбытие»;
- выбытие актива по причине недостачи: Дт 94 Кт 01 «Выбытие».
Пример 1
ООО «Авто-парк» реализовало автомобиль в августе. Стоимость реализации в соответствии с договором составила 472 000 руб. (в т. ч. НДС 72 000 руб.). Первоначальная стоимость автомобиля — 700 000 руб., сумма начисленной амортизации за период эксплуатации — 130 000 руб. Организация учитывает поступившие ОС на счете 01.01, для выбывших ОС используется субсчет 01.02.
В августе ООО «Авто-парк» отразит в учете:
Дт 62 Кт 91.01 — 472 000 руб. — реализация автомобиля.
Дт 91.02 Кт 68.02 — 72 000 руб. — начислен НДС по реализации.
Дт 01.02 Кт 01.01 — 700 000 руб. — списание первоначальной стоимости.
Дт 02 Кт 01.02 — 130 000 руб. — списание амортизации.
Дт 91.02 Кт 01.02 — 570 000 руб. — остаточная стоимость учтена в расходах.
Как видно из примера, доходы и расходы, связанные с выбытием ОС, учитываются в периоде осуществления указанных действий (п. 31 ПБУ 6/01), что нельзя сказать о налоговом учете таких операций.
Каковы особенности налогового учета выбытия основных средств?
Следует обратить внимание на порядок учета реализованных ОС, установленный гл. 25 НК РФ. Так, в соответствии с п. 3 ст. 268 НК РФ убыток, возникающий при превышении остаточной стоимости ОС над суммой выручки от продажи ОС, следует принимать в целях исчисления налога на прибыль равными долями в течение всего оставшегося срок полезного использования. Указанная особенность учета убытка в целях налога на прибыль формирует временные разницы, отражение которых производится путем применения ПБУ 18/02.
Пример 2
Исходные условия — из примера 1. При этом оставшийся срок полезного использования ОС — 37 месяцев.
Определим сумму убытка 570 000 — (472 000 — 72 000) = 170 000 руб.
Убыток, который ООО «Авто-парк» может равномерно учитывать ежемесячно в целях исчисления налога на прибыль, — 170 000 / 37 = 4 594,59 руб. Начиная с 2021 года ООО «Авто-парк» будет отражать эту сумму в составе прочих расходов.
Таким образом, в учете ООО возникнет временная разница — отложенный налоговый актив, отражаемый в августе проводкой Дт 09 Кт 68 — 170 000 руб. В сентябре эта сумма будет уменьшена Дт 68 Кт 09 — 4 594,59 руб.
Итоги
В бухучете выбытие основных средств отражается проводками по списанию его первоначальной стоимости и амортизации, которые формируют остаточную стоимость объекта в бухучете. При реализации основного средства с убытком важно учесть возникающие в налоговом учете временные разницы, появление которых обусловлено наличием разных законодательно установленных подходов к отражению результатов выбытия.
Выбытие основных средств в бухгалтерском учете (нюансы)
Основное средство (ОС) — это внеоборотные активы, существование которых возможно при одновременном выполнении следующих условий (п. 4 ФСБУ 6/2020):
- Объект используется в деятельности хозсубъекта.
- Период его использования должен превышать 12 месяцев.
- Перепродажа объекта не планируется.
- Объект способен приносить доход.
- Объект имеете материально-вещественную форму.
Стоимостной лимит отнесения объекта к основным средствам организация устанавливает самостоятельно в учетной политике. Допустимо установить этот лимит аналогично налоговому учету — 100 000 руб., чтобы сократить разрыв между бухгалтерским и налоговым учетом. Это новшество ФСБУ 6/2020, ранее лимит был равен строго 40 000 руб.
Как организации перейти на учет ОС по новому ФСБУ, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности нововведений.
Как осуществляется выбытие основных средств в бухучете?
Порядок, регулирующий выбытие ОС, отражен в ч. 4 ФСБУ 6/2020. В соответствии с указанной нормой выбытие может быть обусловлено следующими причинами:
- реализация;
- износ: моральный или физический;
- ликвидация: вследствие аварии, стихийного бедствия и пр.;
- истечение нормативно допустимых сроков использования.
Любое выбытие ОС необходимо подкрепить следующими документами:
- (исключая автомобили);
- ОС-4а (для автомобилей);
- ОС-4б (для группы ОС, исключая автотранспорт).
В соответствии с приказом Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению» от 31.10.2000 № 94н для отражения операций по выбытию ОС к счету 01 «Основные средства» открывается субсчет «Выбытие основных средств». Это позволяет сформировать балансовую стоимость по выбывшему ОС на отдельном субсчете, а далее отразить ее в расходах на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
О документах, которыми необходимо обосновать выбытие ОС, см. в материале «Документальное оформление списания основных средств».
Независимо от причины выбытия ОС проводки (записи по списанию балансовой стоимости) будут аналогичными:
- Дт 01 «Выбытие» Кт 01«ОС» — перенесена на счет выбытия первоначальная стоимость ОС.
- Дт 02 Кт 01 «Выбытие» — списана амортизация.
При этом сформированная на счете 01«Выбытие» балансовая стоимость будет списываться в дебет счетов, соответствующих характеру произведенных операций, например:
- реализация, ликвидация, износ: Дт 91.2 Кт 01«Выбытие»;
- вклад в УК: Дт 76 Кт 01«Выбытие»;
- выбытие актива по причине недостачи: Дт 94 Кт 01«Выбытие».
ООО «Авто-парк» реализовало автомобиль в августе. Стоимость реализации в соответствии с договором составила 472 000 руб. (в т. ч. НДС 72 000 руб.). Первоначальная стоимость автомобиля — 700 000 руб., сумма начисленной амортизации за период эксплуатации — 130 000 руб. Организация учитывает поступившие ОС на счете 01.01, для выбывших ОС используется субсчет 01.02.
В августе ООО «Авто-парк» отразит в учете:
Дт 62 Кт 91.01 — 472 000 руб. — реализация автомобиля.
Дт 91.02 Кт 68.02 — 72 000 руб. — начислен НДС по реализации.
Дт 01.02 Кт 01.01 — 700 000 руб. — списание первоначальной стоимости.
Дт 02 Кт 01.02 — 130 000 руб. — списание амортизации.
Дт 91.02 Кт 01.02 — 570 000 руб. — балансовая стоимость учтена в расходах.
Подробнее о проводках, отражающих учет ОС, см. в статье «Проводки Дт 01 и Кт 01, 08 (нюансы)».
Как видно из примера, доходы и расходы, связанные с выбытием ОС, учитываются в периоде осуществления указанных действий (п. 41 ФСБУ 6/2020), что нельзя сказать о налоговом учете таких операций.
Каковы особенности налогового учета выбытия основных средств?
Следует обратить внимание на порядок учета реализованных ОС, установленный гл. 25 НК РФ. Так, в соответствии с п. 3 ст. 268 НК РФ убыток, возникающий при превышении остаточной стоимости ОС над суммой выручки от продажи ОС, следует принимать в целях исчисления налога на прибыль равными долями в течение всего оставшегося срок полезного использования. Указанная особенность учета убытка в целях налога на прибыль формирует временные разницы, отражение которых производится путем применения ПБУ 18/02.
Как применять ПБУ 18/02 при возникновении временных разниц, узнайте в готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Исходные условия — из примера 1. При этом оставшийся срок полезного использования ОС — 37 месяцев.
Определим сумму убытка 570 000 – (472 000 – 72 000) = 170 000 руб.
Убыток, который ООО «Авто-парк» может равномерно учитывать ежемесячно в целях исчисления налога на прибыль, — 170 000 / 37 = 4 594,59 руб. Начиная с 2021 года ООО «Авто-парк» будет отражать эту сумму в составе прочих расходов.
Таким образом, в учете ООО возникнет временная разница — отложенный налоговый актив, отражаемый в августе проводкой Дт 09 Кт 68 — 170 000 руб. В сентябре эта сумма будет уменьшена Дт 68 Кт 09 — 4 594,59 руб.
Итоги
В бухучете выбытие основных средств отражается проводками по списанию его первоначальной стоимости и амортизации, которые формируют остаточную стоимость объекта в бухучете. При реализации основного средства с убытком важно учесть возникающие в налоговом учете временные разницы, появление которых обусловлено наличием разных законодательно установленных подходов к отражению результатов выбытия.