Что такое обработка персональных данных
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 3
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
1.1) персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 519-ФЗ)
2) оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
3) обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
4) автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
5) распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;
6) предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
7) блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
8) уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
9) обезличивание персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
10) информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
11) трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.
Что значит обработка персональных данных
Что такое личные данные и их обработка. Что входит в состав личной информации
Термин «обработка персональных данных» введен законом «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.
Под обработкой персональных данных понимаются различные действия с личной информацией людей (в частности, сбор, хранение, систематизация, использование, передача иным лицам и т. п.), которые выполняются физическими лицами или организациями.
Что входит в состав личных сведений о человеке? Закон об этом прямо не говорит, хотя и оперирует словосочетанием «любая информация», которая относится к человеку. Соответственно, можно сделать вывод, что персональные данные — это Ф. И. О., дата рождения, адрес, телефон, электронная почта, ссылка на профиль в социальной сети и т. д.
Ознакомиться с экспертным определением понятия персональных данных вы можете в тематической публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.
Принципы обработки личной информации
Законодательно установлены принципы работы с личной информацией, которые следует соблюдать. В частности:
- Нужно руководствоваться порядком, прописанным законодательно, в частности в законе № 152.
- Нельзя собирать, обрабатывать и использовать информацию без определенной цели.
- Объем собранных данных должен соответствовать цели, для которой они собираются. Не допускается сбор избыточной информации.
- Срок хранения сведений устанавливается законом, определяется договором с владельцем данных либо целью их обработки.
- Данные должны быть актуальными, точными и достаточными. Соответственно, если оператору стало известно, что они изменились, должны быть внесены соответствующие поправки.
С 1 сентября 2022 г. вступают в силу новые требования законодательства к обработке персональных данных. Подробнее — здесь.
Способы и условия обработки данных
Способов обработки персональных данных законом установлено всего два (п. 3 ст. 3 закона № 152-ФЗ): автоматизированный и неавтоматизированный.
Также законом определены условия обработки персональных данных:
- Обработка допускается только в установленных законом случаях (для выполнения возложенных на оператора функций, например, в связи с участием человека в судебном процессе, для исполнения судебного акта и иных).
- Оператор имеет право поручить обработку информации другим лицам, но только если такое право предусмотрено законом или договором.
- Ответственность за допущенные нарушения несет сам оператор, даже если обработка данных поручена кому-либо другому.
- Порядок обработки персональных данных предполагает соблюдение конфиденциальности. Запрещается раскрывать и передавать сведения. Однако возможны исключения из этого правила. Например, при рассмотрении дела в суде личные данные истца станут известны ответчику и третьим лицам, которым вручаются копии иска, где прописана информация о сторонах процесса.
Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали об особенностях обработки персональных данных работников предприятия. Получите пробный доступ к публикации на данную тему бесплатно.
Уведомление Роскомнадзора об обработке личной информации
Обработке данных по закону должно предшествовать направление потенциальным оператором уведомления об обработке персональных данных в Роскомнадзор.
Не уведомлять этот госорган можно в некоторых случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 22 закона № 152-ФЗ, а именно если:
- данные обрабатываются в рамках трудовых отношений;
- сведения получены в результате заключения договора и не передаются иным лицам;
- информация является общедоступной;
- обрабатываются только фамилия, имя, отчество;
- данные собираются с целью однократного пропуска человека на территорию оператора или в иных аналогичных случаях;
- данные собираются без использования средств автоматизации.
Содержание уведомления об обработке персональных данных регламентируется ч. 3 ст. 22 закона № 152-ФЗ. А в приложении № 1 к Методическим рекомендациям по уведомлению уполномоченного органа…, утвержденным приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 № 94, приводится форма документа.
После получения уведомления Роскомнадзор в течение 30 дней вносит перечисленную в ч. 3 ст. 22закона № 152-ФЗ информацию в реестр. Для заявителя данная процедура бесплатна.
Узнайте больше из специальной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс», о порядке уведомления Роскомнадзора об обработке персональных данных. Получите пробный доступ к материалу бесплатно.
Меры, которые должен принять оператор при обработке сведений
В ходе обработки информации одна из основных задач оператора — обеспечить их безопасность, конфиденциальность и неприкосновенность. Для этого он должен принять следующие меры:
- Разработать политику работы с личными сведениями и довести ее до сведения клиентов.
- Запрашивать согласие на обработку персональной информации.
- В случае использования информационных систем четко определить потенциальные угрозы, исключить возможность распространения личных данных.
- Изучить и соблюдать меры безопасности, установленные приказами ФСТЭК «Об утверждении…» от 18.02.2013 № 21 и ФСБ «Об утверждении…» от 10.07.2014 № 378.
- Фиксировать все случаи несанкционированного доступа к данным. Восстанавливать поврежденные или утраченные в ходе такого доступа сведения.
- Устанавливать правила, по которым люди могут получить доступ к информации.
- Обеспечивать внутренний контроль за соответствием обработки персональных данных требованиям закона.
Соблюдение указанных мер проверяет Роскомнадзор в рамках контрольно-надзорных мероприятий. Узнайте больше об особенностях их проведения ведомством.
Запрет на обработку информации
В любой момент человек имеет возможность отозвать свое разрешение на обработку его личной информации оператором. В этом случае оператор должен:
- исключить из информационной системы или иной базы данных хранения все сведения о лице, направившем запрет на обработку персональных данных;
- в дальнейшем не производить никаких операций с личными сведениями заявителя (включая хранение и использование);
- направить уведомление об отзыве согласия лицу, обрабатывающему информацию на основании договора с оператором (если такой договор заключался).
Подробнее о процедуре отзыва человеком согласия на обработку персональных данных читайте в специальной публикации.
Ответственность за нарушения в работе с личными сведениями
За нарушение правил работы с персональными данными оператор несет административную ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ.
Статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Основание для привлечения к ответственности
Ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ
Обработка данных в случае, если она противоречит целям их сбора
Штраф 2–6 тыс. руб. для граждан, 10–20 тыс. руб. для должностных лиц, 60–100 тыс. руб. для организаций
Ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ
Повторное совершение нарушения по ч. 1
Штраф 4–12 тыс. руб. для граждан, 20–50 тыс. руб. для должностных лиц, 50–100 тыс. руб. для ИП, 100–300 тыс. руб. для юрлиц
Ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ
Обработка информации без согласия ее владельца
Штраф 6–10 тыс. руб. для граждан, 20–40 тыс. руб. для должностных лиц, 30– 150 тыс. руб. для организаций
Ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ
Неопубликование или недоведение до сведения граждан политики работы оператора с персональными данными
Штраф 1500–3000 руб. для граждан, 6–12 тыс. руб. для должностных лиц, 10 –20 тыс. руб. для ИП, 30–60 тыс. руб. для организаций
Ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ
Непредоставление гражданам информации об обработке их персональной информации
Штраф 2– 4 тыс. руб. для граждан, 8–12 тыс. руб. для должностных лиц, 20–30 тыс. руб. для ИП, 40 –80 тыс. руб. для организаций
Ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ
Невыполнение требований граждан актуализировать, блокировать или уничтожить персональные данные в определенных законодательством случаях
Штраф 2–4 тыс. руб. для граждан, 8–20 тыс. руб. для должностных лиц, 20–40 тыс. руб. для ИП, 50–90 тыс. руб. для организаций
Ч. 5.1 ст. 13.11 КоАП РФ
Повторное нарушение по ч. 5
Штраф 20–30 тыс. руб. для граждан, 30–50 тыс. руб. для должностных лиц, 50–100 тыс. руб. для ИП, 300–500 тыс. руб. для юрлиц
Ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ
Несоблюдение правил хранения сведений, повлекшее несанкционированный доступ к ним третьих лиц
Штраф 1500–4000 руб. для граждан, 8–20 тыс. руб. для должностных лиц, 20–40 тыс. руб. для ИП, 50–100 тыс. руб. для организаций
Ч. 7 ст. 13.11 КоАП РФ
Несоблюдение требований к обезличиванию персональных данных либо их необезличивание должностными лицами государственных и муниципальных учреждений
Штраф 6–12 тыс. руб.
Итоги
Таким образом, процедура обработки личных данных строго регламентирована законодательством, а за ее нарушение установлена административная ответственность. Любому оператору персональных данных необходимо разработать правила обработки информации, уведомить в случае необходимости Роскомнадзор, не допускать перечисленных в статье нарушений.
Персональные данные: ответы на популярные вопросы
Кто и как может получить доступ к персональным данным, в каких случаях не нужно разрешение на их использование и передачу, могут ли не продать товар или не оказать услугу при отказе дать согласие на обработку данных, какие данные собирают владельцы сайтов и как отказаться от рекламной рассылки?
Что такое персональные данные?
Персональные данные (ПД) – это любая информация о человеке. ПД бывают трех видов: общие, специальные и биометрические.
Это Ф.И.О., паспортные данные, СНИЛС, ИНН, дата и место рождения, e-mail, адрес, семейное, социальное и имущественное положение, место учебы и работы, образование, профессия, доходы и т.д.
С номером телефона сложнее. Сам по себе номер как набор цифр – это не ПД, поскольку он не может персонифицировать субъекта данных, он обезличен. Но ситуация меняется, когда помимо номера есть информация о человеке. В этом случае он может быть признан ПД. То есть записанный номер телефона без указания на человека, которому он принадлежит, не относится к персональным данным. Но если, например, на сайте вы нашли номер телефона и Ф.И.О. его владельца, он будет считаться ПД.
Не являются персональными данными: госномер транспортного средства, так как он относится не к человеку, а к автомобилю; лицевой счет ЖКХ, поскольку он относится к квартире.
Перечисленные выше ПД могут обрабатываться только с вашего согласия и лишь в некоторых случаях без него (об этом ниже).
2. Специальные ПД
Это данные о расовой и национальной принадлежности, политических, религиозных и философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни и т.д.
Обработка таких ПД не допускается, за исключением следующих случаев:
- вы дали письменное согласие на обработку, т.е. подписали документ, в котором выразили свое согласие;
- обработка в целях оказания медицинской помощи; при этом вам не могут отказать в медпомощи, если вы отказываетесь подписать согласие на обработку специальных ПД;
- обработка в целях страхования;
- обработка ПД госорганами в целях борьбы с коррупцией, терроризмом и для обеспечения транспортной безопасности, а также иные исключения, предусмотренные ч. 2 ст. 10 Закона о персональных данных.
3. Биометрические ПД
Это данные о физиологических и биологических особенностях человека, которые позволяют установить его личность. К биометрическим ПД относятся: ДНК, голос, радужная оболочка глаза, отпечатки пальцев, изображение лица, рост, вес и т.д.
Такие ПД могут обрабатываться только с письменного согласия, за исключением случаев, когда обработка осуществляется госорганами в целях борьбы с коррупцией, терроризмом и для обеспечения транспортной безопасности; а также в иных случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Закона о персональных данных.
Например, следуя в свой офис, вы проходите пункт охраны. Там вас просят приложить к сканеру палец, что позволяет службе охраны на компьютере видеть ваши ПД на основании взятого отпечатка. Так они могут установить вашу личность. Для использования отпечатка пальца охранная организация должна взять у вас письменное согласие на обработку биометрических ПД.
Что такое обработка персональных данных?
Обработка ПД – это любое действие с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.
- работодатель заключил с вами трудовой договор, и вы передали в отдел кадров свои документы, где была создана папка с вашим личным делом, – работодатель осуществил сбор, запись и хранение ПД;
- работодатель передал ваши данные типографии для печати визитки – он осуществил передачу ПД;
- продавец сжег документы, в которых содержались данные покупателей, – он уничтожил ПД;
- покупатель при покупке товара через интернет передал владельцу сайта свои ПД – указал Ф.И.О., адрес, почту и телефон. Данные были сохранены в электронной базе сайта – его владелец осуществил сбор, запись и хранение ПД.
Из примеров видно, что ваши ПД могут храниться как на бумажных носителях, так и на электронных.
Кто такой оператор персональных данных?
Оператор ПД – любой человек, ИП, компания, органы и учреждения государственной и муниципальной власти, которые осуществляют действия с ПД.
- работодатель, обрабатывающий ПД своих работников;
- продавец, обрабатывающий ПД клиентов-граждан;
- госорганы, обрабатывающие ПД граждан при предоставлении государственных услуг;
- владельцы сайтов, собирающие ПД пользователей сайта.
Какие условия обязан соблюдать оператор при обработке персональных данных?
Главное условие – наличие вашего согласия. При этом в ст. 6 Закона о персональных данных предусмотрены случаи, когда оператор может обрабатывать ПД при отсутствии согласия:
- в целях, предусмотренных международным договором России, например договором, позволяющим выдавать преступников другой стране (экстрадиция);
- в целях, предусмотренных законами РФ, когда на оператора возложены определенные обязанности; например, работодатель обязан передать ПД в налоговые органы;
- в связи с вашим участием в суде; например, при подаче документов в суд вы должны указать свои Ф.И.О. и адрес;
- для исполнения судебного акт; например, суд по результатам рассмотрения дела выдает исполнительный документ, в котором указываются Ф.И.О., адрес, ИНН и иные данные должника;
- в целях получения госуслуг – в таких случаях мы всегда подписываем согласие на обработку ПД. В недавнем определении Верховный Суд РФ подтвердил, что отказ лица от подписания согласия не может являться основанием для отказа в предоставлении услуги органом власти 1 ;
- для исполнения договора, в котором вы являетесь стороной, выгодоприобретателем (например, в вашу пользу застраховано имущество) или поручителем.
Например, вы заключили с риелтором договор, согласно которому он ищет покупателя для вашей квартиры. Риелтору нужно знать ваши ПД: Ф.И.О., контактный телефон и e-mail. Так как он использует эти данные только для оказания услуг, ему не нужно ваше согласие на обработку ПД. Если же риелтор желает присылать вам рекламные материалы, которые, естественно, не связаны с оказанием услуг по заключенному договору, то он обязан будет получить ваше согласие на обработку ПД в рекламных целях;
Что такое согласие на обработку персональных данных?
Согласие на обработку ПД – это добровольно принятое вами решение о предоставлении своих данных оператору для обработки в тех целях, которые им определены.
Согласие на обработку ПД должно быть оформлено:
- письменно, если того требует закон (см. выше);
- в остальных случаях закон допускает оформление согласия в любой иной форме, позволяющей подтвердить факт его получения оператором, например проставление галочки напротив текста о предоставлении согласия на сайте при регистрации (☑).
Пункты, которые обязательно должно содержать письменное согласие:
- Ф.И.О., адрес, реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
- название организации или Ф.И.О. и адрес оператора;
- цель обработки ПД – вы должны понимать, для чего вы даете согласие на обработку данных; если оператор станет обрабатывать ПД в иных целях, это будет считаться нарушением закона;
- перечень ПД, которые будет обрабатывать оператор;
- информация о лице, которое будет обрабатывать ваши ПД по поручению оператора. Например, работодатель передает ваши данные сторонней организации, которая оказывает бухгалтерские или кадровые услуги, – для этого вы должны предоставить свое согласие;
- перечень действий, которые будет осуществлять оператор, т.е. что конкретно он может делать с ПД: собирать и хранить или собирать, хранить и передавать и т.д.;
- срок, на который выдано согласие;
- способ отзыва согласия;
- подпись.
Можно ли не давать согласие на обработку ПД?
Можно. Предоставление согласия – дело добровольное. Исключением являются те случаи, когда оператор может обрабатывать ПД без вашего согласия (см. выше).
Могут ли отказать в предоставлении товаров, оказании услуг или выполнении работ, если я не хочу давать согласие на обработку ПД?
На практике отказывают довольно часто. Насколько это законно? Рассмотрим конкретные ситуации.
- Госорганы не могут отказывать вам в предоставлении услуг, поскольку у них есть право на обработку ПД без вашего согласия.
- Коммерческие организации, с которыми вы заключили договор оказания услуг (выполнения работ и т.д.), не должны вам отказывать, поскольку имеют право обрабатывать ваши ПД в целях исполнения договора без вашего согласия.
С другой стороны, если договор еще не подписан, то обязать коммерческую организацию заключить его с вами получится только в том случае, если она продает свои товары, работы или услуги по публичной оферте (это предложение продавца заключить договор купли-продажи с каждым, кто примет условия его предложения).Например: продавец реализует товар через интернет и готов продать его на условиях, изложенных в опубликованной на сайте публичной оферте. Он обязан заключить договор купли-продажи с каждым, кто пожелает купить этот товар.
Вместе с тем операторы, устанавливающие такой пропускной режим, обычно не берут согласий, поскольку:
- считают, что формально вы даете согласие на обработку ПД в момент предоставления своих паспортных данных; данный вывод они делают на основе указания закона о том, что согласие может быть дано не только в письменной форме;
- считают, что могут не брать у вас согласие, так как обработка осуществляется в целях безопасности лиц, находящихся в здании.
Однако оба довода являются спорными.
Почему организация может требовать оформления согласия на обработку ПД?
Причин может быть несколько:
- оператор хочет получить возможность обрабатывать ПД в целях, не связанных с выполнением договора; самый распространенный случай – нужно согласие на рассылку рекламных материалов;
- оператор не понимает или не знает о случаях, в которых не требуется получение согласия;
- оператор хочет перестраховаться.
Может ли оператор передать кому-нибудь персональные данные?
Оператор может передавать ПД третьим лицам только с вашего согласия, если иное не предусмотрено законом.
Примеры, когда согласие нужно: работодатель передает ваши ПД сторонней организации для бронирования отелей, покупки авиабилетов или оформления пропуска.
Примеры, когда согласие не нужно:
- управляющая организация или правление товарищества собственников жилья вправе предоставить ваши ПД (Ф.И.О., номер квартиры, сведения о размере доли) организатору созыва общего собрания собственников жилья;
- работодатель вправе передавать ваши ПД в ФСС, ПФР, налоговые органы, по запросу в суд, прокуратуру, правоохранительные органы и т.д.
Предоставление такого согласия является добровольным. Оператор не может принуждать вас это сделать.
(Банк передал вашу личную информацию посторонним лицам, и теперь вы вынуждены отвечать на ежедневные звонки с неизвестных номеров и опасаетесь, что ваши данные попадут в руки мошенников? О том, как действовать в такой ситуации, читайте в статье «Битва за персональные данные».)
Какие персональные данные оператор собирает через сайт и зачем?
ПД, которые могут быть собраны оператором через сайт, условно можно разделить на две группы.
1. ПД, которые вы передаете сами, заполняя формы обратной связи на сайте: Ф.И.О., адрес, номер телефона, e-mail.
В этом случае объем переданных ПД вы можете определить сами. Согласие на обработку таких данных обычно можно предоставить путем:
- проставления галочки в специальном окне («Я даю свое согласите на обработку персональных данных» ☑);
- принятия условий публичной оферты, опубликованной на сайте; обычно оплата товара означает согласие с условиями.
2. ПД, которые оператор собирает без предоставления вами информации.
В основном это файлы куки (cookie) – небольшие текстовые файлы со служебной информацией с сайта (сведения о программном обеспечении, которым вы пользуетесь, IP вашего компьютера, информация о вашем браузере).
Ваше согласие на обработку этих ПД оператор получает, если вы остаетесь на сайте после того, как появилось всплывающее окно с информацией примерно следующего содержания: «Продолжая использовать настоящий сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie в целях функционирования сайта. Если вы против обработки ваших данных, незамедлительно покиньте сайт».
Владелец сайта вправе обрабатывать ваши ПД только в тех целях, которые были указаны при получении вашего согласия, чаще это направление вам рекламных материалов. Файлы куки обычно используются для сбора статистики и информации о ваших предпочтениях.
Законно ли направление мне рекламы без моего согласия?
Прежде чем направить вам рекламные материалы, оператор обязан взять у вас согласие:
- на получение рекламных материалов, т.е. вы должны разрешить ему высылать их;
- на обработку ПД в целях продвижения товаров, работ или услуг, т.е. вы должны разрешить ему обрабатывать ваши данные (Ф.И.О., номер телефона, e-mail) для получения рекламной рассылки.
Обычно мы не замечаем, как даем эти согласия. Например, в магазине вы заполняете анкету для получения бонусной карты, что влечет согласие на рекламную рассылку; на сайте при заполнении формы обратной связи или при оформлении заказа вы ставите галочку напротив текста, который выражает ваше согласие (☑).
Если вы не хотите сталкиваться со спамом, рекомендую внимательно следить за тем, что вы подписываете или оформляете на сайте.
Как отказаться от назойливой рекламной рассылки?
Обычно в конце рекламного сообщения есть активная ссылка, которая позволяет отказаться от рассылки. Если это не помогло, вы должны обратиться к оператору, от которого получаете рекламу, с требованием прекратить обработку ПД в целях продвижения товаров, работ или услуг. Вы можете обратиться к нему лично, придя в офис, направить по почте письменное требование или через e-mail отправить электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной подписью.
При оформлении отказа рекомендую указать свои контактные данные и четко сформулировать свое требование (отказ от получения рекламных материалов и от обработки ПД в целях продвижения товаров, работ, услуг). Тут же следует сослаться на ч. 2 ст. 15 Закона о персональных данных, в которой сказано, что по требования субъекта ПД оператор обязан немедленно прекратить обработку его данных.
Лучше направить письменное требование обычной почтой (ценным письмом с описью вложения). Почтовая квитанция и опись будут являться подтверждением факта обращения к оператору. Получив такое требование, он обязан будет прекратить обработку ПД.
Если вам направляют рекламу, несмотря на отказ от нее, вы можете обратиться:
- в территориальный орган Роскомнадзора с жалобой на действия оператора;
- в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы с жалобой на действия предпринимателя, осуществляющего рассылку рекламных материалов без вашего согласия на их получение;
- в суд.
Какие права у меня есть при обработке моих персональных данных?
1. Право на получение у оператора информации, касающейся обработки ваших ПД.
Вы можете обратиться к оператору с требованием о предоставлении следующей информации:
- подтверждение факта обработки ваших ПД оператором – он должен подтвердить или опровергнуть информацию об этом;
- правовые основания и цели обработки ваших ПД – если вы дали свое согласие на обработку, то оператор должен сослаться на него. Если он вправе осуществлять обработку без вашего согласия, то должен сослаться на конкретное положение закона. Также оператор должен перечислить цели, для которых осуществляется обработка ПД;
- способы обработки ваших ПД – возможны два способа: автоматизированный – обработка с помощью средств вычислительной техники; без использования средств автоматизации – обработку осуществляет человек;
- наименование и место нахождения оператора; сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к ПД или которым эти данные могут быть раскрыты на основании договора с оператором или на основании федерального закона – здесь речь идет об органах госвласти, которым оператор передает ваши ПД, а также об иных третьих лицах, которым оператор передает ваши ПД на основании договора;
- перечень обрабатываемых ПД и источник их получения – оператор должен указать, какие именно ваши данные он обрабатывает и как их получил;
- сроки обработки и хранения ПД;
- порядок осуществления вами прав, предусмотренных Законом о персональных данных, – информация о том, каким образом вы можете реализовать свои права у данного оператора;
- о трансграничной передаче ПД – информация о том, передаются ли ваши ПД за границу;
- сведения о лице, осуществляющем обработку ваших ПД вместо оператора, – например, сторонняя организация вместо работодателя обрабатывает ПД работников для предоставления кадровых и бухгалтерских услуг;
- иные сведения, предусмотренные законодательством.
Право на получение такой информации не распространяется на случаи обработки ПД в целях обороны страны, безопасности государства, охраны правопорядка, в рамках законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и т.д.
Как получить от оператора необходимую информацию?
Вы вправе обратиться к оператору лично, придя в офис. Можно направить запрос по почте в виде письменного документа или на e-mail в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Самый надежный способ обращения – направление по обычной почте ценного письма с описью вложения. Оставьте у себя почтовые квитанции и опись – так вы сможете подтвердить факт направления запроса оператору.
В запросе обязательно нужно указать:
- паспортные данные;
- если ваши ПД обрабатываются оператором на основании договора, то укажите дату его заключения и номер;
- если вы не заключали договор с оператором, укажите иные сведения, подтверждающие ваши взаимоотношения с ним; например, если вы купили товар на сайте оператора, можете сослаться на адрес сайта, номер вашего заказа и т.д.;
- иные сведения, подтверждающие факт обработки ваших ПД оператором; например, ссылка на электронное письмо с рекламными материалами;
- ваша подпись.
При личном обращении информация об обработке ПД должна быть предоставлена вам незамедлительно. Если запрос был направлен по почте, то ответ должен поступить в течение 30 дней с даты получения оператором запроса.
Повторно обратиться к оператору вы можете не ранее чем через 30 дней после первоначального обращения. Отправить второй запрос, не дожидаясь истечения 30-дневного срока, вы можете, только если оператор предоставил не всю информация, которую вы требовали. Но вы должны будете обосновать свое обращение. В случае несоблюдения этих условий оператор вправе отказать в выполнении повторного запроса.
2. Право на предъявление иных требований к оператору, обрабатывающему ваши ПД.
Вы можете требовать от оператора:
- уточнить ваши ПД;
- блокировать ПД – временно прекратить обработку данных. Например: вы обратились к оператору с требованием уточнить ПД и, пока вносятся изменения, заблокировать их, чтобы приостановить обработку неточных данных;
- уничтожить ПД. Например: вы просите оператора уничтожить паспортные данные, которые не нужны ему для направления вам рекламных материалов.
Такие требования можно предъявить, если ПД, которые обрабатывает оператор:
- неполные, например вместо Ф.И.О. указана только фамилия;
- устаревшие, например если вы поменяли паспорт;
- неточные, например ваша фамилия указана с ошибкой;
- получены незаконно;
- не являются необходимыми для заявленной цели обработки. Например: продавец обрабатывает ваши паспортные данные, хотя получал ПД для направления рекламных материалов, для чего ему достаточно знать ваши имя и e-mail или номер телефона.
Как обратиться к оператору с одним из требований?
Порядок обращения может быть таким же, как и при запросе информации об обработке ПД (см. выше пункт 1). При оформлении обращения рекомендую указать свои контактные данные и четко сформулировать свое требование (об уточнении, блокировании или уничтожении ПД). Тут же нужно сослаться на ч. 1 ст. 14 и ч. 3 ст. 20 Закона о персональных данных.
Отказать в выполнении требования оператор не может. Он обязан сделать это в течение 7 дней и уведомить об этом вас и тех, кому были переданы ваши ПД. Если оператор не выполнил ваши требования, имеет смысл обратиться в контролирующий орган – Роскомнадзор.
3. Право на отзыв согласия на обработку ПД.
После отзыва согласия оператор не может обрабатывать ваши ПД, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена по закону. Например: вы заключили с оператором договор оказания услуг и подписали согласие. После его отзыва оператор вправе продолжить обработку ваших ПД только в том объеме, который необходим для оказания вам услуг по договору.
Как отозвать согласие на обработку персональных данных?
Порядок обращения может быть таким же, как и при запросе информации об обработке ПД (см. выше пункт 1). При оформлении отзыва рекомендую указать свои контактные данные и четко сформулировать свое требование (отзыв ранее выданного согласия на обработку ПД). Сослаться нужно будет на ч. 2 ст. 9 и ч. 5 ст. 21 Закона о персональных данных.
Оператор не может вам отказать и должен будет прекратить обработку ПД в течение 30 дней с даты поступления отзыва.
4. Право принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
Если вы считаете, что оператор:
- осуществляет обработку ваших ПД с нарушением требований закона, например обрабатывает биометрические данные без письменного согласия;
- иным образом нарушает ваши права, например игнорирует ваши требования об уничтожении ПД, отзыве согласия, отказе от обработки ПД в целях продвижения товаров, работ или услуг и т.д.
В таких случаях вы можете обратиться:
- в территориальный орган Роскомнадзора с жалобой на действия или бездействие оператора;
- в суд с требованием о восстановлении нарушенных прав, а также с требованием о взыскании убытков (причиненный вам имущественный вред) и компенсации морального вреда (причиненные нравственные страдания).
Вы можете обратиться за защитой своих прав в любой из этих органов. Однако наиболее быстрый и надежный способ – направление жалобы в территориальный орган Роскомнадзора. Это позволит сэкономить время и силы. При обращении в суд дело может рассматриваться очень долго, нужно будет посетить не одно судебное заседание, представить доказательства и т.д.
1 Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 22 января 2020 г. № 5-КА19-56.
Персональные данные сотрудника: как с ними работать
Неоднозначное понимание того, что именно скрывается под персональными данными, в итоге приводит к конфликту между сторонами, когда работодатель и работник злоупотребляют своими правами. Чтобы избежать таких ситуаций, надо понимать, как правильно обрабатывать персональные данные на каждом этапе взаимодействия.
Основные документы, на которые нужно ориентироваться при обработке персональных данных, — это Конституция РФ (ст. 24) и Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (далее — Закон о персональных данных).
В ст. 24 Конституции РФ говорится, что «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Закон о персональных данных определяет значение не только ключевых понятий, с которыми придется сталкиваться на практике каждому работодателю, но и вводит принципы и условия обработки персональных данных, права субъекта персональных данных и другие важные моменты.
Вопросам защиты персональных данных работника посвящена гл. 14 ТК РФ.
Что включают персональные данные работника
Персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному физическому лицу (субъекту персональных данных). Как правило, эти данные позволяют идентифицировать конкретного человека.
В рамках трудовых отношений работодатель может запрашивать только те персональные данные, которые нужны для выполнения трудовой функции. К ним относятся ФИО, сведения о предыдущей работе, документы, которые необходимы для устройства на работу (паспорт, трудовая книжка и т.д.), сведения об образовании. Такие сведения, как вероисповедание, работодатель запрашивать не имеет права, так как они не требуются для выполнения трудовой функции.
Сложность обработки персональных данных заключается в том, что на разных этапах взаимодействия и при решении различных трудовых задач у работодателя могут возникнуть вопросы. Например, считается ли та информация, которая содержится в резюме кандидата, персональными данными? Должен ли он давать согласие в этом случае, даже если его не возьмут на работу? Нужно ли как-то согласовывать с работником факт передачи данных для оформления пропуска? Можно ли размещать фотографию работника на доске почета без его согласия? Допускается ли размещение «черных списков» сотрудников на сайте компании? Что делать с данными уволенных сотрудников?
На все эти вопросы важно знать ответы. Тем более что периодически разъяснения по ним публикуют Минтруд, Роструд, Роскомнадзор.
Что делать с персональными данными кандидата
Еще на этапе просмотра резюме компания начинает собирать персональные данные кандидатов. Она может сохранять резюме в специальных программах, распечатывать их, сохранять контакты для дальнейшей связи и т.д.
В резюме обычно представлен целый перечень персональных данных — от номера телефона до сведений об образовании и предыдущих местах работы.
Роскомнадзор предупреждает о том, что обработка персональных данных соискателей предполагает получение соответствующего согласия от них. Согласие следует оформлять на период принятия решения о приеме либо отказе в приеме на работу.
Но есть и исключения, когда такое согласие не требуется:
- если от имени соискателя действует кадровое агентство, с которым кандидат заключил договор;
- при самостоятельном размещении резюме в интернете.
В согласии нужно обязательно указать цель получения персональных данных — рассмотрение кандидата на вакантную должность. Можно воспользоваться образцом согласия на обработку персональных данных.
Если работодатель получает резюме соискателя по электронной почте, ему нужно дополнительно провести мероприятия, которые бы служили подтверждением факта направления резюме самим соискателем. Например, это может быть приглашение соискателя на собеседование или ответ на его письмо по электронной почте.
Что делать, если персональные данные собираются с помощью анкеты
Нередко работодатель осуществляет сбор персональных данных кандидатов с помощью типовой анкеты. Во-первых, такая анкета должна содержать информацию о сроке её рассмотрения и принятия решения о приеме либо отказе в приеме на работу.
- в анкете должны быть сведения о цели обработки персональных данных, имя (наименование) и адрес оператора, ФИО и адрес субъекта персональных данных, источник получения персональных данных, сроки обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки, общее описание используемых работодателем способов обработки данных;
- в анкете должно быть поле, в котором субъект персональных данных может поставить отметку о своем согласии на обработку;
- анкета должна быть составлена таким образом, чтобы каждый из субъектов персональных данных, содержащихся в документе, имел возможность ознакомиться со своими данными, не нарушая прав и законных интересов других;
- в анкете не должно быть предусмотрено объединение полей, предназначенных для внесения персональных данных, цели обработки которых заведомо не совместимы.
Обычно анкета размещается в электронном виде на сайте компании, и согласие на обработку персональных данных подтверждается с помощью проставления «галочки» в соответствующем поле.
Что делать с данными кандидата, которого не взяли на работу
В таком случае предоставленные соискателем данные нужно уничтожить в течение 30 дней.
Есть в этой ситуации исключения — случаи, предусмотренные законодательством о государственной гражданской службе. Тогда хранить персональные данные соискателя придется в течение 3-х лет.
Направление запросов на прежние места работы
На этапе собеседования работодателю может потребоваться уточнение некоторых данных о работнике или получение дополнительной информации у прежних работодателей.
Для этого ему обязательно нужно заручиться согласием соискателя.
Сбор и обработка персональных данных при приеме на работу
Трудовое законодательство определяет перечень документов, которые работодатель запрашивает у работника при приеме на работу. На этом этапе, согласно ст. 65 ТК РФ, запрашиваются:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовая книжка;
- документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа;
- при необходимости: документы воинского учета, документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний, справка о наличии (отсутствии) судимости.
На то, чтобы внести персональные данные из этих документов в трудовой договор, согласие работника не требуется. Когда он подписывает трудовой договор, то тем самым уже дает свое согласие.
Оформление зарплатной карты и персональные данные работника
Многие организации при приеме на работу оформляют работникам зарплатную карту. В связи с этим может возникнуть вопрос — нужно ли на передачу персональных данных работника банку получать согласие? Да, нужно.
При этом важно, чтобы:
- перечень персональных данных строго соответствовал тому, что передается в банк;
- была указана цель для получения персональных данных, а именно — для оформления зарплатной карты.
Роскомнадзор определяет случаи, когда передача персональных данных работника банку для открытия зарплатных карт должна происходить без согласия:
- договор на выпуск банковской карты заключался напрямую с работником и в его тексте прямо предусмотрены положения о передаче данных работника;
- у работодателя есть доверенность на представление интересов работника при заключении договора с банком на выпуск карты и её обслуживание;
- соответствующая форма и система оплаты труда прописана в коллективном договоре (ст. 41 ТК РФ).
Стоит учесть, что работник может отказаться подписать согласие на передачу данных банку, с которым работает компания. У него могут быть уже открыты счета и карты в другом банке, и поэтому для него удобнее продолжать обслуживаться в своем банке.
В прошлом году была установлена ответственность за «зарплатное рабство». Это значит, что сотруднику нельзя отказать в праве на изменение кредитной организации, в которую будет перечисляться зарплата.
Сотрудник сменил фамилию — что делать с трудовым договором?
В этом случае нужно обязательно внести изменения в трудовой договор. Главное — сделать это правильно.
Часто работодатели оформляют дополнительное соглашение, хотя им, как правило, меняются условия, а не сведения трудового договора. Фамилия относится именно к сведениям о работнике.
Правильно будет внести изменение непосредственно в текст трудового договора, вручную.
Размещение «черных списков» сотрудников на сайте
Иногда работодатель смело публикует в открытом доступе списки бывших работников, которые были уволены, например за утрату доверия или неоднократное неисполнение обязанностей.
Следует отметить, что это расценивается законом, как нарушение требований к обработке персональных данных. Об этом, в частности, предупреждает Минтруд в Письме от 08.10.2018 N 14-2/В-803.
В данном случае, публикуя причины увольнения, работодатель сообщает личную информацию сотрудника третьим лицам. Делать это без согласия работника нельзя.
Каким должно быть согласие на обработку персональных данных
Роскомнадзор в своих рекомендациях формулирует следующие требования:
- Содержание согласия должно быть конкретным и информированным. То есть по информации можно сделать однозначный вывод о целях, способах обработки с указанием действий, совершаемых с персональными данными, объеме обрабатываемых данных.
- Допускается оформление согласия в виде отдельного документа или в виде части текста трудового договора.
- Согласие должно отвечать требованиям, предъявляемым к его содержанию, согласно ч. 4 ст. 9 Закона о персональных данных.
Оформление доски почета
Противоположная ситуация — это поощрение работника в виде доски почета. Но и здесь есть свои тонкости.
Обычно на доске почета размещается фотография человека, указывается его ФИО. И всё это персональные данные, которые работодатель не имеет права выставлять на всеобщее обозрение у себя в офисе, даже если цель его действий — поощрить успешных сотрудников и мотивировать тем самым остальной коллектив.
Для использования фото сотрудника тоже придется заручиться согласием.
Персональные данные для пропуска
В большинстве организаций сейчас действует пропускной режим. Соответственно, новым работникам требуется оформление пропуска.
В данном случае нет необходимости в получении согласия на обработку персональных данных, если:
- компания самостоятельно осуществляет пропускной режим;
- если обработка соответствует порядку, предусмотренному коллективным договором, локальными актами, принятыми в соответствии со ст. 372 ТК РФ.
В том случае, если пропускной режим находится под контролем сторонней организации, то согласие обязательно.
Кадровый и бухгалтерский учет на аутсорсе и персональные данные
Если работодатель решает вопросы кадрового и бухгалтерского характера при помощи аутсорса, то есть силами сторонних организаций, то он должен соблюдать требования, обозначенные ч. 3 ст. 6 Закона о персональных данных.
Что делать с персональными данными уволенных сотрудников
Нужно учитывать, что существуют требования к обработке персональных данных в рамках бухгалтерского и налогового учета.
Так, например, работодатели обязаны в течение 4-х лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налога (пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ). И здесь согласия уже бывших сотрудников, хотят они того или нет, не требуется.
Роскомнадзор напоминает, что по истечении сроков, определенных законодательством, личные дела работников переходят на архивное хранение на срок 75 лет. Но на саму организацию хранения в архиве и использование архивных документов с персональными данными работников Закон о персональных данных не распространяется.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.