Что в штриховых кодах стандартизировано
Перейти к содержимому

Что в штриховых кодах стандартизировано

Описание стандартов штрихового кодирования

Устанавливается два основных стандарта штрихового кодирования:
EAN/UCC-13 – для единицы товара.

Номер товара EAN/UCC-13 имеет следующую структуру:

— первые 3 цифры – это ПРЕФИКС или код национальной организации-члена EAN International (для EAN РОССИЯ – 460-469);

— следующие 6 цифр – это регистрационный номер предприятия внутри национальной организации;

— следующая группа цифр – это порядковый номер продукции внутри предприятия;

— последняя 13-я цифра – контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати.

Штрихкод EAN используется для уникальной идентификации продукции. Одинаковый по наименованию и характеристикам товар в зависимости от вида упаковки (например граммы, литраж) должен иметь разные номера в штриховом коде.

НОМИНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ СИМВОЛА ШТРИХОВОГО КОДА EAN-13

— ширина символа – 37,29 мм;

— высота символа – 25,93 мм;

— высота штриха – 22,85 мм;

— левая свободная зона – 3,63 мм (или 11Х);

— правая свободная зона – 2,31 мм (или 7Х);

— штрихи, образующие левый и правый знаки-ограничители, а также центральный знак-ограничитель должны быть удлинены ВНИЗ на 1,65 мм (или 5Х).

— высота цифр в символе номинального размера — 2,75 мм;

— минимальное расстояние от верхнего края цифр до нижнего края штрихов — 0,5Х (0,165 мм).

sh1

Допускается как пропорциональное увеличение символа EAN-13 до 200% от номинальных размеров, так и уменьшение до 80%:

— Номинальный размер (со свободными зонами): 37,29 мм х 25,93 мм (100%)

— Минимальный размер (со свободными зонами): 29,83 мм х 20,74 мм (80%)

— Максимальный размер (со свободными зонами): 74,58 мм х 51,86 мм (200%)

EAN/UCC-14 (ITF-14) – блок, коробка.

Для складских и транспортных целей изделия в единичных и групповых упаковках помещаются в транспортную упаковку (блок, коробка, упаковка).

Код имеет в своем составе 12 информационных разрядов EAN/UCC-13 (кроме контрольного), которые указывают на упакованную продукцию.

Номер товара EAN/UCC-14 (ITF-14) имеет следующую структуру:

— первая цифра (от 1 до 8) — различные транспортные упаковки с одним и тем же содержимым (EAN/UCC-13)

— следующие 3 цифры – это ПРЕФИКС или код национальной организации-члена EAN International (для EAN РОССИЯ – 460-469);

— следующие 6 цифр – это регистрационный номер предприятия внутри национальной организации;

— следующая группа цифр – это порядковый номер продукции внутри предприятия;

— последняя цифра — КОНТРОЛЬНЫЙ 14-й РАЗРЯД. Вычисляется из значений предыдущих 13 разрядов.

НОМИНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ СИМВОЛА ШТРИХОВОГО КОДА ITF-14

sh

Номинальный размер (с рамкой): 152.40 mm x 41.40 mm (100%)

Не допускается увеличение размеров ITF-14 более 100% и уменьшение менее 25%.

— расчет контрольного разряда:

Для расчета контрольного разряда в EAN/UCC-13, ITF-14, используется один и тот же алгоритм вычислений («по модулю 10»):

Пронумеровать все разряды СПРАВА НАЛЕВО от 1 до 14, НАЧИНАЯ С ПОЗИЦИИ КОНТРОЛЬНОГО РАЗРЯДА (1-Й) .

ШАГ 1 : Начиная со 2-го сложить значения всех ЧЕТНЫХ разрядов.
ШАГ 2: Полученную сумму умножить на 3.
ШАГ 3: Начиная со 3-го сложить значения всех НЕЧЕТНЫХ разрядов.
ШАГ 4: Сложить результаты, полученные во 2 и 3 шагах.
ШАГ 5: Значение контрольного разряда является наименьшим числом, которое в сумме с величиной,
полученной в шаге 4, дает число, кратное 10.

Все недоразумения при расчетах возникают, как правило, по причине того, что многие неосознанно неправильно нумеруют разряды слева направо. При нумерации СПРАВА НАЛЕВО нет разницы в порядке расчета контрольного разряда С для 13 или 14-разрядного кода:

Стандартизация

Линейный штрихкод EAN-13. Значение продублировано арабскими цифрами в нижней части штрихового кода (13 знаков).

European Article Number, EAN-13 или EAN (европейский номер товара) — Европейский стандарт штрихкода, предназначенный для кодирования идентификатора товара и производителя. Является надмножеством американского стандарта UPC.

Коды EAN-13, EAN-8 содержат только числа и никаких букв или других символов.

EAN-13 (полный) кодируется 13 цифр.

ean_13

EAN-8 (сокращённый) кодируется 8 цифр.

ean_8

EAN-128 позволяет опознать закодированную последовательность

Стандартизация

— Стандартизацией и регистрацией кодов EAN занималась европейская ассоциациеия ЕАN, в продолжение развития стандартов разработанных организациями UCC (Uniform Code Council, Inc.) в США и ECCC (Electronic Commerce Council of Canada) в Канаде. В 2005 году все эти организации объединились друг с другом и разработали единый стандарт.

Теперь именно этот стандарт является универсальным для всех стран, а американская и канадская национальная организация настойчиво рекомендовала всем торговым компаниям своих стран заменить устаревшее оборудование и программы UPC, не способные считывать EAN, на современные.

standartizaciya standartizaciya

history_1

История разработки и отличие EAN от UPC

Первоначально была разработана американская система штрихового кодирования Universal Product Code. Разработанная и внедрённая система кодировки товаров UPC в США и Канаде стала на столько популярной в торговых супермаркетах в те далёкие времена, что европейцы тоже призадумались о возможности применения этой очень удобной системы прежде всего в Европе, а также в других странах, то есть за пределами США и Канады. Стояло две задачи: обеспечить своих производителей определённым диапазоном кодов, отличных от «американских», для кодировки производимых товаров; и обеспечить возможность магазинам считывать как американские, так и европейские коды, и желательно, чтобы на упаковке был только один, единый штрихкод, а не два кода — один для США, другой для Европы. Для того, чтобы закодировать в коде товары других стран, необходимо было увеличить количество разрядов кода с 12 цифр, которые были в полном эксклюзивном владении американцев и канадцев, как минимум до 13 цифр, чтобы использовать эту дополнительную, и первую по счёту цифру в коде в качестве условного сигнала для торговых программ, что этот товар не американского производства, а товар производства другой страны. Американцам и канадцам в качестве этой цифры разработчики сразу зарезервировали ноль, что вполне естественно и логично.

Помимо организационной задачи перед разработчиками стояла серьёзная техническая задача – сохранить совместимость кодов, и одновременно возможность минимальных аппаратно-программных переделок сканеров штрихкода, очень удобных, но тогда ещё дорогих. Как говорится, чтобы «не изобретать велосипед», не тратить лишние средства на разработки, а воспользоваться уже имеющимися разработками американцев. Очень важно было сохранить всё то главное, что было в UPC: тоже самое количество штрихов; осевую симметричность кода для его удобного чтения как в прямом, так и в обратном направлении (если товар поднесён к сканеру «вверх-тормашками»); сохранить возможность чтения фотографически негативных кодов (некоторые производители и таким способом печатают код на товаре, то есть по тёмному фону светлые штрихи). В результате творческой работы, было найдено гениальное и простое решение: в целях максимальной совместимости, кодирование EAN было переработано из UPC так, что по-прежнему содержало только 12 «штриховых цифр», то есть только 12 цифр в коде имеют конкретноее соответствие конкретным штрихам, а эта тринадцатая, дополнительная, цифра «вычислялась» логическим путём. В принципе «рисунок» EAN-13 навскидку, ни чем не отличается от рисунка UPC, а для кодов, начинающихся с цифры ноль — точная копия.

history_2

Тайна 13 цифры

Первая цифра (в иллюстрации к статье — это цифра 5) кодируется иным способом, чем штрихами, она кодируется на определённом логическом уровне. То есть не группой штрихов, как последующие 12. Поэтому эту циферку, не имеющую конкретной штриховой группы внутри кода, часто располагают слева, за пределами самого кода. Как же кодируется тринадцатая цифра? Сразу нужно отметить, что правая половина кода не меняется в зависимости от того какая закодирована дополнительная цифра, в таблице структура цифр отмечена латинской буквой R. Логика тринадцатой цифры кроется в левой половине кода, в тех штрихах, которые кодируют левые 6 цифр. Это происходит на графическом уровне изображения кода каждой цифры. Из таблицы видно, что для кодирования первой цифры используется немного разное начертание штрихов обозначенное буквами L и буквами G. Определённое чередование этих кодов, даёт сканеру на уровне логики понять, какая первая цифра имелась ввиду. Например, для цифры «1» G-код у третьей, пятой и шестой цифры, то есть встретив код, в котором G-код левой части кода расположенны в этом порядке сканер в качестве первой цифры передаст в компьютер единичку. Для цифры «2» G-код у третьей, четвёртой и шестой цифры, соответственно сканер передаст в компьютер двоечку. Для других цифр эта логика отображена в таблице.

Также существует стандарт штрих-кода EAN-8, в теле сообщения которого кодируется только 8 цифр.

Каждая цифра в EAN кодируется с помощью четырёх штрихов: двух белых и двух чёрных. Штрихи могут иметь относительную ширину в одну, две, три и четыре единицы. Общая ширина штрихов одной цифры составляет семь единиц. Направление чтения комбинации штрихов значения не имеет

Кодирование цифр

Каковы графические отличия L-кода, R-кода, и G-кода? По сути для каждой цифры это одна и таже комбинация черно-белых штрихов, L-код отличается от R-кода лишь фотографически негативным исполнением, а G-код, в свою очередь, отличается от R-кода реверсивным (зеркальным) исполнением.

Так что ничего особо нового европейцы не придумали, но вот таким простым и гениальным способом вкодировали тринадцатую цифру.

Для цифры ноль в коде ни для одной из шести цифр левой части кода нет ни одного преобразования в зеркально-негативный вид, то есть все штрихи кодируются L-кодом, как в UPC. EAN-сканер, встретив код без штрихов с G-кодом, передаёт в компьютер первую цифру «ноль». В свою очередь, если этот код прочитает редкий на сегодняшний день, уже ушедший в историю американский сканер штрихкодов UPC, то он будет просто прочитан как «родной» код UPC, только и всего. Если же сканер UPC встретит на своём пути штриховку с G-кодом, то он просто не сможет считать этот код, и выдаст ошибку или не заметит и не передаст ни какой код в компьютер. Этим и обеспечена полная совместимость «снизу-вверх».

Резюмируя вышесказанное можно констатировать, что UPC может считаться частным случаем, подмножеством кода EAN-13, у которого первая цифра есть 0, которая часто не указывается в виде арабской цифры, и эти коды в этом случае ни чем не отличаются друг от друга по рисунку. Была полностью сохранена возможность чтения «американских» кодов на «европейских» сканерах, но не наоборот. Сам код EAN-13, и его 13 цифра в свою очередь формируется «игрой» негативности-реверсивности последовательности штрихов в левой части кода, в результате чего, чисто «американские» сканеры UPC читать европейский код не в состоянии, но обеспечена максимальная «похожесть» кодов друг на друга. К счастью, за эти годы, и в США и в Канаде этот тип сканеров уже вытеснен из всех магазинов, и установлены сканеры, способные считывать кодировку EAN-13, то есть продажа товаров из других стран не вызывает никаких проблем при продаже на территории стран-основателей этой самой распространённой системы автоматизации продаж.

Что в штриховых кодах стандартизировано

Рулонные наклейки со штрих-кодами

Все мы хорошо знаем, что сканер при этом считывает данные штрихового кода, нанесенные на ярлык или этикетку на одежде, обуви, продуктах питания и других товарах, продаваемых в розничной торговле. Однако не многие задумывались — как такой объем информации можно разместить на столь малой печатной площади, которую занимает штрих-код на этикетке.

Но оказывается, штрих-код вовсе и не содержит в себе данные о товаре — это всего лишь графическое изображение международного уникального номера товара, пригодное для автоматизированного или визуального считывания, а все сведения о товаре заложены в память сервера торгового предприятия, откуда они просто вызываются при считывании штрихового кода!

Помимо штрих-кодов с уникальными номерами товара, можно встретить штрих-коды с индивидуальной информацией предприятия изготовителя и штрих-коды, предназначенные для автоматизации складской обработки продукции, упакованной в различные виды тары (коробки, ящики, мешки и т.д.), а также специальные штриховые коды, используемые для самых разных операций по контролю и учёту.

История изобретения.

Изобретатель штрих-кода для этикеток — Бернард Сильвер.

Сильвер поделился этим вопросом со своими друзьями — Норманом Джозефом Вудландом и Джордином Джохэнсоном. Втроём они разработали систему маркировки продукции, основанную на использовании ультрафиолетовых чернил. Однако она оказалась не очень удачной, так как чернила были достаточно дороги и кроме того быстро выцветали на этикетке.

Озарение пришло к Сильверу, как это нередко бывает с изобретателями долго и упорно размышляющими о проблеме, в самом неожиданном месте — на пляже. Он сформировал свой первый штриховой код начертив на песке несколько символов азбуки Морзе: «Я только расширил точки и тире вниз и сделал из них узкие и широкие линии». Для считывания штрих-кода Сильвер приспособил технологию оптического саундтрека (звуковой дорожки), используемую для записи звука к кинофильмам.

В 1949 году Сильвер и Вудланд подали заявку в Патентное ведомство США на признание системы идентификации товаров с использованием штрих-кодов изобретением, а в 1951 году попытались привлечь к реализации своей идеи компанию IBM. Эксперты IBM, хотя и признали перспективность данной технологии, но сочли, что её воплощение в жизнь будет чрезмерно технически сложным и отвергли её, сославшись на то, что на данный момент компания не располагает достаточными временными ресурсами для проведения всех необходимых работ. В 1952 году изобретатели получили Патент и продали его компании Филко (в дальнейшем известную как Гелиос Электрик Компани), которая в том же году перепродала его компании RCA.

Первой покупкой с использованием штрих-кода, нанесённого на этикетку, стала упаковка жевательной резинки Wrigley. Она была совершена в супермаркете «Марш» города Трой в штате Огайо 26 июня 1974 года в 8 часов 01 минуту утра. В настоящее время эта упаковка «жвачки» вместе с чеком хранятся в музее американской истории Смитсоновского института.

Виды штриховых кодов.

Изобретение Сильвера и Вудланда стало основой для разработки целой серии систем, использующих так называемые линейные (или «полосковые) штрих-коды. Такие коды считываются сканером при его горизонтальном перемещении над изображением штрих-кода.
Наиболее распространенным стандартом штрихового кодирования продукции и товаров является в настоящее время система EAN (European Article Number — Европейский Номер Товара), разработанная на основе американской системы UPC (Universal Product Code — Универсальный Код Товаров).

Номера продукции по классификации EAN присваиваются региональными (национальными) представительствами международной организации, ведающей вопросами стандартизации учёта и штрихового кодирования логистических единиц — GS1.

Существует три разновидности кода EAN:
  1. EAN-13 — полный код, содержащий 13 цифр.
  2. EAN-8 — сокращенный код, содержащий 8 цифр.
  3. EAN-128 — расширенный код, содержащий любое количество цифр и букв, объединенных в регламентируемые группы.

Штриховые коды EAN-8 используются для нанесения на изделия малых габаритов, на которых стандартные коды EAN-13 просто не умещаются физически, а также при проведении логистических и сортировочных операций с использованием быстродвижущихся конвейеров — сокращенный размер кода на этикетке снижает вероятность его ошибочного считывания.

Формат EAN-128 предназначен для передачи информации о товаре не потребителям, а другим промышленными предприятиями. Число 128 в названии кода означает не его длину, как в кодах EAN-8 и EAN-13, а то, что в нем используется словарь Code-128 и группы кодов, а сама длина не регламентирована. Код может содержать разнообразную информацию, например, код товара, сроки годности, размеры, объём, код партии производителя и т.д.

В данной статье мы подробно рассмотрим код EAN-13, так как именно он массово используется для маркировки продукции легкой промышленности.

Штриховой код EAN-13.

Код EAN-13 состоит из 13 комбинаций штрихов различной ширины, размещенных на различном расстоянии друг от друга. Каждая комбинация шифрует одну из арабских цифр от ноля до девяти.
Арабские цифры распечатываются ниже их штрихового изображения для того, чтобы дать возможность визуального считывания кода в случае его физического повреждения, сдавшего невозможным считывание с использованием сканера.

Штрих-код ограничен двумя краевыми знаками — удлиненными тонкими штрихами, а также разделён удлинёнными штрихами на две части — левую и правую. Разделение штрих-кода на части предназначено для дополнительной проверки корректности считывания кода специальным алгоритмом, в который мы не будем углубляться.

  • первые 2-3 цифры — региональный код (префикс) страны, где зарегистрирован данный номер;
  • следующие 4-5 цифр — регистрационный номер предприятия в данной стране;
  • следующие 3-5 цифр — порядковый номер продукции внутри предприятия;
  • последняя 13-я цифра — контрольное число, вычисляется из предыдущих двенадцати.

Расшифровка полей штрих-кода на этикетке

Следует отметить, что код страны, указанный в штрих-коде EAN-13, совсем не обязательно совпадает с кодом страны происхождения. Дело в том, что получение штрих-кода дело добровольное и производитель может получить его в любом национальном подразделении GS1. Например, самоклеящаяся этикетка напитка Кока-Кола, производимого в Москве, несёт на себе код Бельгии (54), так как европейское подразделение компании The Coca-Cola Company зарегистрировало штрих-код в Брюсселе.

В таблице приведены префиксы некоторых стран, входящих в систему EAN.

Версия для печати.

Код Страна Код Страна
00-09 США и Канада 64 Финляндия
30-37 Франция 690 КНР
380 Болгария 70 Норвегия
383 Словения 729 Израиль
385 Хорватия 73 Швеция
400-440 Германия 750 Мексика
460-469 Россия 759 Венесуэла
471 Тайвань 76 Швейцария
474 Эстония 770 Колумбия
475 Латвия 773 Уругвай
477 Литва 775 Перу
482 Украина 779 Апгентина
484 Молдова 780 Чили
489 Гонконг 786 Эвадор
45 и 49 Япония 789 Бразилия
50 Великобритания 80-83 Италия
520 Греция 84 Испания
529 Кипр 850 Куба
535 Мальта 858 Словакия
539 Ирландия 859 Чехия
54 Бельгия и Люксембург 860 Югославия
560 Португалия 869 Турция
569 Исландия 87 Нидерланды
57 Дания 880 Южная Корея
590 Польша 885 Таиланд
599 Венгрия 888 Сингапур
600-601 ЮАР 890 Индия
611 Марокко 893 Вьетнам
613 Алжир 90-91 Австрия
619 Тунис 93 Австралия
94 Новая Зеландия 955 Малайзия

Обратите внимание, что коды, начинающиеся с цифры «2» не входят в систему EAN, а предназначены для внутреннего использования отдельными предприятиями. Так, магазин или склад может использовать их для внутреннего пользования при маркировке товаров, не имеющих кода EAN-13. Разумеется, такие коды могут быть не уникальными.

Национальные представительства GS1 имеют право корректировать количество цифр, отводимое на номер предприятие и номер продукции. Главное, чтобы общее количество цифр было равно двенадцати, а полученный штрих-код был уникальным в глобальном масштабе.

Контрольное число (13-я цифра в коде) служит для проверки корректности считывания кода сканером.

Код России на этикетке

  1. Складываются цифры, находящихся на четных позициях: 6+3+2+7+7+7 = 32.
  2. Полученный результат умножается на три: 32*3 = 96
  3. Складываются цифры, находящиеся на нечётных позициях: 4+0+7+0+0+0 = 11
  4. Складываются результаты по п.п. 2 и 3: 96+11 = 107
  5. Определяется ближайшее наибольшее число к п. 4, кратное десяти: 107 → 110
  6. Определяется разность между результатами по п.п. 5 и 4: 110-107 = 3

После сканирования этикетки компьютер вычисляет контрольное цисло и сравнивает его с последней цифрой штрихового кода. Если результаты совпадают, то считывание признаётся успешным.

Штриховой код ITF-14.

Для автоматизации складского учета товаров, помещенных в индивидуальную или групповую транспортную упаковку применяется штриховой код ITF-14 (от английского Interleaved Two of Five). По штрих–коду ITF-14 компьютерная система учета определяет не только вид товара, помешенный в упаковку, но и его количество, которое однозначно соответствует виду упаковки. Другими словами, группа кодов ITF-14 является надмножеством кодов EAN-13 и отличается от них добавлением первой дополнительной цифры, обозначающий вид транспортной упаковки (например, 1 — коробка, 2 — ящик и т.д.).

ITF-14

Как и в коде EAN-13, последняя цифра в коде ITF-14 является контрольной, но определяется она не по всем предыдущим цифрам, а только по 12 из них, следующим за первой.

Обычно код ITF-14 наносится на упаковку в виде наклейки, но в виду того, что он значительно крупнее кода EAN-13, возможно его нанесение непосредственно на поверхность упаковки с использованием трафарета. На упаковки размером до 40х30х20 см и весом до 5 кг, штриховой код ITF-14 наносится только на одну сторону упаковки, а при размерах и весе, превышающих вышеуказанные — на три стороны (боковые и верхнюю плоскости).

Технические требования к нанесению штрих-кодов.

Рекомендуемые (номинальные) размеры штрихового кода EAN-13:
  • ширина символа – 37,29 мм;
  • высота символа – 25,93 мм;
  • высота штриха – 22,85 мм;
  • левая свободная зона – 3,63 мм;
  • правая свободная зона – 2,31 мм;
  • штрихи, образующие левый и правый знаки-ограничители, а также центральный знак-ограничитель должны быть удлинены вниз на 1,65 мм;
  • высота цифр в символе номинального размера — 2,75 мм;
  • минимальное расстояние от верхнего края цифр до нижнего края штрихов — 0,165 мм (рекомендуемое — 0,33 мм).

EAN13 размеры

  • Номинальный размер (со свободными зонами): 37,29х25,93 мм (100%).
  • Минимальный размер (со свободными зонами): 29,83х20,74 мм (80%).
  • Максимальный размер (со свободными зонами): 74,58х51,86 мм (200%).
Рекомендуемые (номинальные) размеры штрихового кода ITF-14.
  • внешний размер с рамкой: 152.40×41.40 мм;
  • толщина рамки: 4,8 мм;
  • левое и правое свободные поля: 10,16 мм.

ITF-14 размеры

Не допускается увеличение размеров ITF-14 более, чем 100% и уменьшение не более, чем на 75%.

Соблюдение вышеописанных требований к размером штриховых кодов обязательно, если Вы хотите самостоятельно изготовить макет этикетки.

Сочетания цветов при нанесении штрих-кода.

Процесс считывания штрихового кода основан реагировании сканером на чередование тёмных и светлых полей, поэтому контрастность перехода от полоски кода к фону должна быть достаточной для уверенного распознавания этого перехода. Наилучшим сочетанием цветов для 100-процентного распознавания штрих-кода с использованием красного луча сканера являются чёрный цвет штрихов и белый цвет фона.

Однако дизайнерские решения этикетки или упаковки продукции могут войти в конфликт с требованием чёрно-белого исполнения штрих-кода.
В этом случае можно воспользоваться рекомендуемыми сочетаниями, приведенными в таблице, а также запретить дизайнеру использование некоторых цветовых комбинаций.

Цветовые сочетания уверенно считываемые сканером.

Синий на белом Коричневый на белом Чёрный на белом Зелёный на белом
Синий на жёлтом Коричневый на жёлтом Чёрный на жёлтом Зелёный на жёлтом
Синий на оранжевом Коричневый на оранжевом Чёрный на оранжевом Зелёный на оранжевом

Цветовые сочетания, не рекомендуемые к использованию (сканирование возможно только при определённых условиях)

Синий на красном Коричневый на красном Чёрный на красном Зелёный на красном
Чёрный на зелёном Чёрный на синем Чёрный на зелёном Черный на коричневом

Цветовые сочетания штрих-кодов, запрещённые к использованию на этикетках.

Красный на зелёном Красный на синем Чёрный на золотом Оранжевый на золотом
Красный на золотом Красный на светло-коричневом Синий на зелёном Жёлтый на белом
Красный на белом Светло-коричневый на белом Золотой на белом Оранжевый на белом

Вверх ↑

Как получить штриховой код EAN?

Для того, чтобы получить коды EAN на свою продукцию, предприятию-производителю необходимо вступить в Национальную организацию товарной нумерации — Ассоциацию автоматической идентификации GS1 RUS (ГС1 РУС).

© Типография «Два клёна», 2016.
При перепечатке ссылка на сайт типографии «Два клёна» обязательна.

Какую информацию несет в себе штрих код

Сегодня штриховое кодирование используется практически во всех сферах экономики: промышленности, торговле, рекламе, транспортной сфере и многих других. Основная задача штрих-кодов – автоматизация процессов учета. В статье рассмотрим, какую информацию они несут в себе.

Что такое штриховой код

Штрих-код производителя – уникальный номер, состоящий их набора геометрических проектов и цифр. Код наносится на упаковку товара и дает представление ого основных параметрах и свойствах. Внешне представляет собой последовательность черных и белых полос, которые считываются техническими средствами – сканерами.

Штриховое кодирование товаров используется в следующих целях:

  • В торговле –упрощает процессы продаж.
  • На складах –автоматизирует бизнес-процессы (приемку, отгрузку, инвентаризацию и т.д.).
  • В охране – для учета передвижения граждан по территории.
  • В службах доставки посылок– для отслеживания почтовых отправлений.
  • В библиотеках – для учета перемещения книги читателей.

Расшифровка штрих-кода

Чтобы правильно расшифровать штрихкод, нужно знать, что означают каждые цифры:

  • Первые 3 цифры отображают код национальной (региональной) организации, в реестрах которой производитель зарегистрирован. Нельзя относить этот 3-значный номер к коду первичного производителя, так как регистрирующая организация может располагаться в другом государстве. Каждая страна имеет одну или несколько комбинаций цифр, к примеру, для России это 460–469.
  • Следующие 4-5 цифр показывают номер регистрации производителя или поставщика товара.
  • Последующие 3-5 символов– номер товара, под которым он зарегистрирован в базе данных продавца, а также его вес и цена.
  • Одна цифра является контрольным числом, для запуска считывания сканером.
  • Символ «>»означает «свободную зону».

какую информацию несет штрих код

Что такое баркод

Баркод – это штриховой код, присваиваемый объекту при введении на предприятии системы автоматической идентификации. С виду выглядит как графическое изображение, состоящее из расположенных в определенной последовательности штрихов и пробелов, в которых зашифрованы цифры, отображаемые ниже штрихкода.

Виды штрих-кодов

Линейный штрих-код может читаться только в одном направлении – по горизонтали. Такие коды подразделяются на подвиды, которые различаются по количеству знаков включаемых в код. К примеру, код EAN имеет два варианта – 8-ми значный и 13-ти значный.

Но в сравнении с двумерными кодами все линейные штриховые коды отличаются относительно малой информативной ёмкостью.

виды штрих кодов

Двумерные штрихкоды были созданы для включения в них большого количества данных. Для этой цели была создана система, позволяющая включать в штрих-код два направления для считывания –вертикальное и горизонтальное.

Двумерные подразделяются на следующие разновидности:

  1. Коды содержание несколько уровней (stacked) – собой совокупность линейных кодов, которые расположены друг над другом.
  2. Матричные–представляют собой плотное размещение данных по вертикали.

Плюсы и минусы

Что такое штрих-код EAN-13

EAN-13 (European Article Number) – это европейский номер товара, который состоит из 13 чисел. Код считается аналогом американского стандарта UPC-A отличаясь лишь тем, что в UPC-A 12 цифр, а первая цифра в коде EAN-13 обозначается нулем (номер 555666777888 в UPC-A записывается в EAN-13 0555666777888, в этом случае два штрих кода считаются одинаковыми).

Размер штрих-кода

Рассмотрим на примере штрих-кода EAN-13:

  • Высота символа – 25,93 мм.
  • Ширина символа – 37,29 мм.
  • Высота штриха – 22,85 мм.
  • Правая свободная зона – 2,31 мм.
  • Левая свободная зона – 3,63 м.
  • Центральный знак-ограничитель и штрихи, которые образуют правый и левый знаки-ограничители, должны быть удлинены вниз на 1,65 мм.
  • Высота цифр в символе номинального размера – 2,75 мм.
  • Минимальное расстояние от верхнего края цифр до нижнего края штрихов – 0,165 мм (рекомендуемое – 0,33 мм).

Еськова Наталья

Система штрихкодирования

Сегодня в России используются две основные системы создания штрих-кодов:

  • Международная система штрихкодирования EAN.
  • Российская система ОСК.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Система EAN считается более распространенной и востребованной. Связано это с тем, что товары с данным штриховым кодом могут экспортироваться за рубеж. Российская технология штрихкодирования не имеет таких возможностей, а продукция с подобной зашифрованной информацией распознается только на территории РФ. Кроме этого, обмен товарами с ближним зарубежьем(Белоруссия, Казахстан) возможен только при наличии этикетки со штрих кодом международного уровня.

EAN отличается одной особенностью – это возможность сотрудничества с большим количеством мировых стран. Сегодня в эту международную ассоциацию входит больше ста стран и несколько сотен тысяч компаний.

Вступление в EAN – добровольное, а вступление в ОСК является обязательным для российских предприятий.

Что в штрихкоде стандартизировано

В соответствии с нормами Национального института США (ANSI) и Европейского комитета по стандартизации (СЕН) – все считывающие устройства и штриховые коды должны быть стандартизированы. В России они отражены в ГОСТе ИСО/МЭК 15420-2001. Также, в нашей стране применяются два вида стандартизированных штрихкодов: EAN код – для продуктовых упаковки ITF-14 – для транспортных.

Кроме этого, стандартизированы могут быть номинальные размеры кода. Для EAN ширина и высота символа равны 37,29 мм. и 25,93 мм., а высота штриха – 22,85 мм. По стандартам можно увеличивать элементы кода до 200% или уменьшать до 80% от установленных номинальных значений.

Как пишется штрих-код

как пишется штрих код

Как получить штрих-код на продукцию

как получить

Для регистрации штрихкода на продукцию нужно:

  1. Перейти на сайт EANCODE – https://eancode.ru/ и открыть вкладку «Получить штрих-код».
  2. Скачать файлы для заявки на регистрацию и перечень товаров, для которых запрашиваются коды.
  3. Заполнить все документы и отправить на адрес электронной почты.
  4. Произвести оплату в размере 15 000 руб., затем ежегодный платеж составит 5 000 руб.
  5. На следующий день после платы компания получит штрихкоды зарегистрированные в международной базе. Также, вместе с ними будет выслан сертификат подтверждающий, что присвоение штрих-кода на товар является законным. Кроме этого, заказчик получит графическое изображение штрих-кодов для типографии.

Проверка штрих кода на подлинность

проверка на подлинность

Таблица соответствия штрих-кода производителя стран мира

Страна Первые цифры штрих-кода
Россия 460 – 469
США и Канада 000 – 139
Франция 300 – 379
Болгария 380
Словения 383
Словения 385
Босния и Герцеговина 387
Черногория 389
Германия 400 – 440
Япония 450 – 459, 490 – 499
Кыргызстан 470
Тайвань 471
Эстония 474
Латвия 475
Азербайджан 476
Литва 477
Узбекистан 478
Шри-Ланка 479
Филиппины 480
Беларусь 481
Украина 482
Туркменистан 483
Молдова 484
Армения 485
Грузия 486
Казахстан 487

Полная таблица открывается здесь таблица соответствия

Как понять какой штрихкод нужно присвоить товару

Если фирма ориентирована на российский внутренний рынок и не занимается экспортом, то достаточно получить российские штрихкоды – в форматах ROS-13 (для розницы и единичных упаковок) и ROS-14 (для опта и логистической тары).

При выходе на международный рынок необходимо получить коды форматов EAN-13, GS1-128 и ITF-14.

Как сделать учет товаров со штрихкодами

Для учета товаров со штрихкодами и автоматизации работы необходимо специальное программное обеспечение DataMobile. Оно устанавливается на все распространенные модели терминалов сбора данных на базе Android и на смартфоны, идентифицирует продукцию по штрихкодам и позволяет выполнять следующие действия:

  • Ведение учета товаров по серийным номерам.
  • Работа с упаковками и упаковочными листами.
  • Редактирование шаблонов документов.
  • Проведение приемки, сборки заказов, отгрузки, перемещения товаров и инвентаризации.
  • Работу с государственными системами.
  • Ведение торговли по образцам.
  • Проведение мобильную переоценку и перемаркировку.
  • Печать упаковочные листы, этикетки и отгрузочные документы.
  • Выгрузку внешние заказы на кассовое ПО АТОЛ Frontol.

Как самостоятельно сформировать штрихкод для товара

Рассмотрим как можно самому создать штрихкод для товара, который будет продаваться в интернет-магазине Wildberries.

  1. Формируем бесплатно баркод, для этого заходим в личный кабинет, раздел «Загрузки», подраздел «Генерация баркодов».
  2. Следуя инструкции указываем их количество.
    Штрихкод печатается отдельно на каждый размер и каждый цвет. Если брюки одного цвета в четырёх размерах, то формировать необходимо четыре баркода.
  3. Кликаем на «Сгенерировать баркоды».
  4. Затем на ваш компьютер будет скачан файл с уникальными баркодами в формате Excel.
    Не забудьте загрузить эти коды на сайт, для того чтобы они были закреплены за вашим товаром.
  5. Затем нужно зайти в онлайн-генератор штрихкодов. К примеру на сайт roscod.ru
  6. Заполняем все необходимые данные.
  7. Выбираем самый распространённый формат штрихкода – EAN-13.
  8. Открываем свою спецификацию, копируем из неё баркод и вставляем в поле «Штрихкод».
  9. Кликаем на «Создать штрихкод».
  10. Код готов, в дальнейшем его нужно разместить на наклейке для упаковки и этикетке.

Таким образом, штрихкодирование товара не является законным требованием для производителя или продавцов продукции. Однако, его присвоение позволяет компании получить определенные преимущества, а также избежать многих сложностей, связанных с деловой репутацией и доверием покупателей. Кроме этого, наличие штрих-кода заметно упрощает все процессы на производстве, работу кассиров, а также повышает качество обслуживания покупателей.

Если же ваш бизнес выходит за пределы России, то вам необходимо оформить нужные бумаги и получить штрих коды на товары.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *