Особенности оплаты дорожных сборов
Дороги – необходимые коммуникации, важность которых не нуждается в обоснованиях. Строительство, поддержание в нужном состоянии, обслуживание, ремонт дорожного покрытия – это довольно затратные статьи расходов федерального бюджета. Для частичного покрытия этих расходов и одновременно улучшения качества передвижения часть путей сделаны платными для водителей.
Как организован в России и за рубежом сбор за движение по платным магистралям? Как регулирует эту сферу закон? Каким образом взимается оплата? От чего зависит сумма? Куда и каким способом требуется ее вносить? Как отражается эта операция в налоговом и бухгалтерском учете? В статье – вся необходимая информация о проезде по платным трассам.
Платная услуга проезда по магистралям
Платная автомобильная магистраль – это трасса или ее участок, за движение по которой с водителей взимается определенная сумма согласно утвержденным тарифам. Цель взимания платы:
- покрытие части затрат на постройку трассы;
- частичная компенсация расходов на эксплуатацию дороги;
- пополнение местного бюджета за счет «транзитных» водителей.
Как правило, параллельно с платной трассой существует возможность добраться в точку назначения бесплатно. Но такой путь обычно отличается большей протяженностью и худшим качеством дорожного покрытия, а часто и загруженностью и отсутствием необходимой инфраструктуры.
СПРАВКА! На сегодня в РФ единственным оператором платных дорог является государственная компания «Автодор».
Оценим плюсы и минусы
Для получателя средств преимущества платных магистралей очевидны, а какие плюсы платного проезда для самых пользователей – водителей? Рассмотрим ожидаемые и реальные преимущества платных дорог.
- Лучшее дорожное покрытие – по сравнению с «бесплатными» магистралями, во многом ставшими «притчей во языцех», на платных за качеством покрытия следят и своевременно ликвидируют наиболее вопиющие недостатки.
- Меньшая загруженность – на таких автобанах водителям предоставляется больше полос для движения, на некоторых трассах это может быть 5-6 полос в одном направлении.
- Большая разрешенная скорость – не некоторых магистралях она превышает среднее значение для аналогичных бесплатных трасс.
- Быстрое реагирование спецслужб – если что-то произойдет на платной дороге, например, авария, затор, гололед и т.п., службы приедут и выполнят свой долг значительно быстрее. Оператором дороги предоставляется бесплатный эвакуатор до места стоянки и возможность находиться там в течение суток.
- Большая безопасность – достичь пункта назначения можно не только с большим комфортом и скоростью, но и с меньшей вероятностью аварии.
- Исключение возможности пробок – все условия в совокупности делают пробки на платных трассах весьма малореальным явлением.
- Развитая инфраструктура – помимо самой дороги, оборудуются объекты, значимые для водителей, расположенные не слишком далеко один от другого (заправки, площадки для отдыха, кафе, ремонтные базы и т.п.).
Для автотранспорта предприятий к этим преимуществам добавляются дополнительные:
- увеличение скорости доставки груза;
- меньшее время занятости водителей;
- экономия топлива, ГСМ, запчастей;
- более редкие ремонты автомобилей вследствие меньшего износа;
- повышение экономической эффективности грузоперевозок.
Наконец, лучшие дороги автоматически ведут за собой развитие и других отраслей: прежде всего, туризма, торговли, промышленности, сельского хозяйства и др., каждая из которых, в свою очередь, развиваясь, поднимает благосостояние нации.
Что не понравится на платной дороге
Конечно, никто не будет в восторге от самого факта необходимости оплаты. Огорчают пользователей устанавливаемые тарифы: на сегодня стоимость проезда по платным магистралям РФ является одной из самых дорогих в европейской зоне.
Еще один недостаток, который, к сожалению, проявляется в РФ, — это то, что в некоторых случаях платной дороге нет нормальной альтернативы. Законодательно нельзя взимать плату за проезд, если не существует бесплатной аналогичной дороги. Но на практике, далеко не все существующие бесплатные дублеры трасс «удобоваримы» для проезда.
Наконец, неприятно может быть расположение некоторых платных дорог. Например, трасса М-11 «Петербург – Москва», в настоящее время еще не оконченная, проходит очень близко от жилого района, жители которого не в восторге от такого соседства.
Кто платит за проезд
Вносить деньги за право ехать по такой дороге должны только водители:
- легковых автомобилей, в том числе такси;
- междугородних автобусов;
- грузовых авто.
Бесплатное движение на платных дорогах предусмотрено исключительно для специального и общественного транспорта, а именно:
- карет скорой помощи;
- полицейских машин;
- пожарных;
- всех видов общественного транспорта, кроме такси, междугороднего и международного.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Пешеходы, велосипедисты, водители гужевого транспорта освобождены от обязанности оплачивать проезд по такой магистрали, но, как правило, они ею практически не пользуются.
Способы взимания оплаты с водителей
На сегодня функционируют три системы взимания оплаты за движение по магистралям:
- Открытый способ оплаты. При такой системе пункт внесения средств располагается прямо на трассе и перекрывает движение. Проезжают через него только оплатившие дальнейшее движение автомобили. Минусы такой системы:
- дополнительные затраты на организацию пунктов сбор пошлины и оплату труда сборщиков;
- возможные заторы в пунктах пропуска;
- возможность для водителей уклониться от оплаты, объезжая пункты сбора по другим дорогам или бездорожью.
- Закрытая система дорожного сбора. Пункты приема средств ставятся только при въезде на дорогу или при выезде. Плату берут только в одном конце дороги либо водители покупают право въехать на магистраль, подтверждаемое билетом, а на выезде производится окончательный расчет. За утерянный билет платится максимальная сумма. Недостатками являются те же дополнительные расходы на организацию.
- Автоматическая система оплаты полностью нивелирует недостатки первых двух. Она подразумевает установку в автомобиль специального устройства – транспондера. В нем содержится информация о счете водителя, внесении и расходовании им средств за проезд. Электронные системы оплаты считывают информацию с транспондера даже на большой скорости автомобиля, поэтому для внесения денег не нужно останавливаться и производить отдельные операции.
На трассах удобно комбинируются разные системы оплаты. С автомашин, оборудованных транспондерами, она считывается автоматически, остальные могут внести средства в операторских кабинках либо в терминалах.
Водители могут оплатить проезд по трассе разными способами:
- наличными;
- кредитной картой;
- бесконтактной смарт-картой;
- посредством специального терминала;
- обратившись к агенту по приему дорожного сбора.
На многих платных трассах существует фото- и видеофиксация номеров и самих водителей: если у них нет транспондера, а мимо операторской кабинки они проехали «зайцем», квитанция на дородный сбор им придет по почте.
От чего зависит сумма дорожного сбора
Максимальную стоимость проезда определяет правительство, а варьирует оплату региональная власть. В РФ за проезд 1 км той или иной платной трассы придется выложить от 3 до 10 руб. Сумма определяется рядом факторов:
- классом транспорта;
- его весом;
- габаритами;
- количеством колесных осей;
- временем движения (дневным или ночным);
- особенностями трассы.
Некоторые категории транспорта на определенных участках могут пользоваться специальными льготами и скидками. Подробно о них информирует официальный сайт «Автодора».
Законодательное регулирование платных дорог
Законы о плате за проезд по магистралям появились раньше, чем открылись такие участки дорог. Существует несколько законодательных попыток урегулировать этот вопрос.
- «Первой ласточкой» был указ Б. Ельцина «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе» от 08.12.1992 г.
- Им же был подписан указ «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования» от 27.06.1998 года, где вводились правила создания платных дорог.
- Современная законодательная процедура опирается на подписанный В.Путиным 08.11.2007 года Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» № 257-ФЗ, частью которого является регламент пользования платными путями сообщения.
- Правила, согласно которым взимается оплата за движение, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 18 от 19.01.2010 г.
- Особенности налогового учета платного проезда регламентированы в письме УФНС РФ по г. Москве № 13-11/050285 от 07 июня 2012 г.
Как появились платные трассы в РФ
Первый опыт по взиманию платы с водителей был осуществлен в России в 1999 году – платным был сделан проезд на участке трассы М-4 «Дон» протяженностью в 20 км, расположенный в Липецкой области, а через год длину платного проезда увеличили до 50 км.
Далее проект платных дорог практически не реализовывался вплоть до 2010 года, когда согласно ФЗ № 257, к вышеуказанному участку присоединился еще один платный путь – отрезок в 22 км в Московской области. Появляются платные отрезки дорог на других трассах:
- 4 участка в Псковской области;
- 5 км внутригородской трассы в Санкт-Петербурге;
- новый выход на МКАД с трассы М-1 «Москва – Брест».
На 2017 год действует ряд платных участков трасс М-3, М-4 и М-11.
С 2010 года ведется строительство новых платных магистралей:
- М-10 «Москва – Санкт-Петербург»;
- Центральная кольцевая автодорога в Московской области;
- двухполосной скоростной дороги между Кубинским шоссе и трассой «Наро-Фоминск – Васильчиново».
Могут быть объявлены платными некоторые существующие дороги, если им есть бесплатная альтернатива.
К СВЕДЕНИЮ! Объявление платными реконструированных участков старых дорог не бесспорно, так как их строительство уже было профинансировано путем взимания транспортного налога.
Бухгалтерский учет расходов на проезд по платным магистралям
Средства, затрачиваемые на пользование автодорогой, удобнее всего учитывать на счете 26 «Общехозяйствнные расходы» или 44 «Коммерческие расходы». ПБУ и Инструкция по его применению разрешают производить учет на одном из счетов диапазона 20–29, в зависимости от учтенной политики и особенностей деятельности организации.
Если эти затраты несет транспортная компания, их удобнее отражать в связи с определенным объектом калькулирования, то есть тем или иным видом перевозок.
Если оплата вносится автоматически, расходы можно списать так:
- дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 51 «Расчетные счета» – внесение оплаты за проезд по платной дороге;
- дебет 20 (…–29), кредит 76 – учет оплаты проезда по скоростной магистрали в составе расходов.
Если в организации нет своего транспорта, но для частых поездок ими были приобретены транспондеры для автоматической оплаты проезда, эти расходы также можно отнести к дорожным.
- дебет 44 «Коммерческие расходы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражение расходов по проезду по платной магистрали;
- дебет 19 «НДС» – отражение входного НДС;
- дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» – принятие входного НДС к вычету.
Налоговый учет расходов на платные дороги
Минфин и ФНС в соответствующих документах (письмо Минфина РФ № 03-11-11/57133 от 06 октября 2015 г., письмо УФНС РФ по г. Москве № 13-11/050285 от 07 июня 2012 г.) признают затраты на движение по платным магистралям в составе «Прочих расходов», связанных с производством или продажей, а также затрат на содержание автотранспорта, сборов на право проезда.
Плательщики УСН по системе «доходы минус расходы» прямо не могут учесть такие траты в «минусе», поскольку их нет в соответствующем перечне (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Но если отразить их не как самостоятельные траты, а как часть комплексного расхода, такой путь экономии при уплате налога возможен. Плата за проезд по дорогам при грамотном обосновании может быть сочтена частью:
- материальных расходов;
- командировочных;
- затрат по оплате товаров для дальнейшей реализации;
- трат по изготовлению или покупке основного средства (например, доставка купленного актива или материалов для него средствами самой фирмы).
Налоговый кодекс разъясняет ряд моментов, касающихся определения затрат на движение по платным трассам как уменьшающих базу налога на прибыль:
- такие расходы могут быть обоснованы как материальные затраты на содержание автотранспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- если водитель поехал по платной дороге, следуя в командировку или обратно, расходы можно счесть командировочными (подпункт 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
- штатные водители в своих разъездах платят за движение по таким магистралям, совершая «материальные расходы на услуги сторонних организаций» (подпункт 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
ВАЖНО! Поскольку, как правило, наряду с платным всегда имеется альтернативный бесплатный проезд, требуется для обоснования таких расходов доказать их целесообразность или производственную необходимость. Руководитель в качестве такого доказательства может расписать экономию времени, ГСМ, оплаты труда водителей, сбережение других ресурсов, подтвердить это статистическими выкладками, сравнительной справкой-расчетом.
Если экономическая обоснованность не будет доказана подтверждающими документами, удовлетворяющими требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и ч. 2 ст. 9 Закона № 402-Ф, налоговая не сможет принять эти затраты для целей уменьшения базы налога на прибыль. Ведь необоснованный с точки зрения экономики дополнительный комфорт передвижения должен обеспечиваться уже после уплаты этого налога.
Как оплачивается платная дорога в Яндекс Такси
Пользователи, которые используют Яндекс Такси в Москве и Санкт-Петербурге, могут совершать поездки по платной дороге или выбирать бесплатные маршруты. Первый вариант позволяет сэкономить время в пути до пункта назначения за счет отсутствия пробок, но при этом обойдется дороже. Оплачивать проезд по платному участку будет пассажир такси.
Как работает проезд по платным дорогам?
Вы только планируете стать водителем и работать в Яндекс Такси? Заполните заявку на официальном сайте https://taxi.yandex.ru/driver-partner/ .
Для проезда по платной дороге в Яндекс Такси следует учитывать:
- Пассажирам. Уведомление о возможности выбора дороги появляется при оформлении заказа Яндекс Такси через приложение. Опция доступна для всех тарифов. Для каждого варианта отражается маршрут разными цветами (оплачиваемый участок выделяется серым), пробки, продолжительность поездки и цена. Но последняя включает плату непосредственно за услуги такси, за исключением суммы проезда по оплачиваемому участку. Для ее примерного расчета можно посмотреть актуальные тарифы на сайте компании-оператора скоростной автодороги.
- Водителям. Узнать, что предстоит поездка по оплачиваемому дорожному участку, можно только после принятия заказа. Информация об этом будет указана в комментариях. Перед въездом на полосу водителю также направляется в приложении Яндекс.Про (Таксометр) соответствующее уведомление со звуковым оповещением.
Оплата проезда по платному участку
Условия при использовании услуг Яндекс Такси такие же, как для всех автовладельцев. За проезд по платной дороге платит пассажир. Оплата вносится российскими рублями на выезде с участка оператору или через специальный терминал с талонами. В зависимости от оснащенности оборудованием на определенном участке возможны разные варианты расчета:
В Яндекс Такси появилась возможность ездить по платным дорогам
Клиенты Яндекс Такси, проживающие в столичных городах — Москве и Санкт-Петербурге, могут выбрать проезд по оплачиваемой дороге при заказе машины в любом из тарифов. Стоимость проезда по платному участку будет оплачивать сам пассажир по стандартным правилам на кассе дороги: кассиру или через специальный аппарат с талонами. Расчет возможен картой или наличными — это зависит от маршрута и наличия оборудования на конкретном отрезке пути.
Один из самых часто задаваемых вопросов как от клиентов, так и от водителей: включена ли стоимость проезда по платной дороге в сумму заказа Яндекс Такси. Нет, не включена. Работа сервиса такси от Яндекса и деятельность компаний-операторов по эксплуатации оплачиваемых дорожных полос никак не связаны.
Машины такси проезжают по оплачиваемым дорожным полотнам на тех же самых основаниях, что и транспортные средства частых автовладельцев. Таксисту клиент оплачивает только услуги такси. А за проезд по платным участкам пути нужно заплатить оператору скоростной автомобильной дороги. Это должен сделать пассажир, а не таксист!
Выбрать, по какой дороге ехать — платной или бесплатной, пассажир может на этапе вызова машины такси через приложение. Сервис дает ему выбор и показывает примерную выгоду по времени.
Но цена в приложении будет рассчитана только за услуги такси. Стоимость проезда по платной дороге вы узнаете при оплате на выезде. Примерно рассчитать ее можно, узнав текущие расценки на сайте оператора.
Водитель увидит в Таксометре предупреждение об оплачиваемой части пути дважды:
Маршрут с платной дорогой
Когда пользователь заказывает Яндекс Такси, он может выбрать маршрут, на котором присутствует платный участок дороги. Клиент сам решает, по какой дороге вы поедете. В этой статье мы расскажем, как действовать, если во время заказа ваш путь пройдет через платный участок дороги.
Как устроена платная дорога
Существует два типа платных дорог:
- С фиксированной платой за проезд;
- С нефиксированной платой за проезд.
В первом случае вы платите на въезде и получаете талон, чек или карту. Выезжая с участка, вы не должны платить во второй раз.
Во втором случае – если сумма въезда не определена – вы просто получаете въездной талон. Оплата происходит на выезде с участка, и сумма проезда зависит от расстояния, которое вы проехали по платной дороге.
Как устроены заказы с платной дорогой
Пользователь вправе отказаться или согласиться ехать по маршруту, который включает в себя платный участок дороги. Водитель увидит эту информацию после того, как примет заказ.
Если пассажир выбрал бесплатный маршрут, вы получите уведомление. В таком случае маршрут будет проложен в объезд платных дорог. Вам следует ехать по указанному направлению и не менять маршрут по ход движения, иначе велик риск попасть на платную дорогу.
Выбирая проезд по платной дороге, клиент также определяет способ оплаты. Если пассажир сам готов заплатить за проезд, вы увидите оповещение. Подъезжая к месту, вы услышите звуковой сигнал в приложении Яндекс.Про. Это будет напоминание о том, что следует выбирать удобный пункт оплаты для клиента.
Если клиент выбрал оплату через водителя — не переживайте. Расплатитесь удобным вам способом и обязательно сохраните чек. Если вы оплачиваете проезд транспондером, чек будет находиться на вашей электронной почте. После этого укажите затраченную на проезд сумму в приложении Яндекс.Про:
- Откройте экран добавления услуг;
- Выберите «Проезд по платной дороге»;
- Укажите стоимость проезда;
- Нажмите «Готово».
Сумма, потраченная на проезд, вернется на ваш баланс после завершения поездки. Комиссия с этой суммы удержана не будет.