Как бороться с банками по 115 фз
Перейти к содержимому

Как бороться с банками по 115 фз

Как компании избежать блокировки счета по 115-ФЗ: свежая практика

Как компании избежать блокировки счета по 115-ФЗ: свежая практика

С 1 июля 2022 года банковских клиентов разделяют на три группы риска, каждой из которых присвоен свой цвет — зеленый, желтый, красный. Называют эту систему «банковский светофор».

  • Красный — высокий риск. Это технические компании, которые созданы специально для выстраивания сложных схем и проведения сомнительных операций. По оценке ЦБ, «красных» клиентов 0,7% от всего бизнеса. В силу закона банк будет обязан замораживать их деньги.
  • Желтый — средний риск. Это реальный бизнес, замеченный в проведении подозрительных операций. «Желтых» клиентов, по данным ЦБ, примерно 0,3%. У «желтых» компаний банкиры будут запрашивать документы и пояснения о проводимых операциях.
  • Зеленый — низкий риск. Это 99% компаний и ИП. Они ведут реальную хозяйственную деятельность и не участвуют в сомнительных схемах. Они со сложностями не столкнутся.

Если раньше банки сами отслеживали действия своих клиентов и блокировали сомнительные операции, то теперь и Центробанк публично включился в дело. Регулятор будет анализировать операции предпринимателей и определять их в одну из трех групп. Информацию о детальности компаний ЦБ собирает из обычных банков: как правило, все межбанковские переводы проходят через его корреспондентские счета.

«Информация обновляется ежедневно. Окончательное решение будет присваивать конкретный банк, он может согласиться с мнением ЦБ, а может просто принять его к сведению. Но мне кажется, споры между банком и ЦБ по такому поводу исключены», — сказал партнер TaxCorp TaxCorp Региональный рейтинг. × Максим Шедогубов. Банки не обязаны сообщать своим клиентам, к какому цвету «светофора» их отнесли. Исключение — клиенты из красной зоны: о присвоении высокого уровня риска банк их уведомит в течение пяти рабочих дней, указывает эксперт.

Компания может оказаться в красной зоне, если:

  • Наблюдается высокая оборачиваемость денег — они только поступили на счет, и их сразу же перевели на другой. Обнальщики не держат деньги на счете, они переводят их сразу, как получат.
  • Нет налоговых и зарплатных отчислений со счета.
  • Нет платежей по текущим расходам компании. Обычно компании платят за аренду офиса, свет, газ, воду, канцелярку, бумагу — все, что помогает бизнесу работать. Если такого нет, это подозрительно.
  • Контрагенты клиента, которым он отправляет деньги, похожи на компании-однодневки. Если компания выбрала партнером «однодневку», банки считают, что и сама компания может работать нечестно.

Проблемы из-за 115-ФЗ

С проблемой из-за применения закона 115-ФЗ столкнулось и ООО «Первая инвестиционная компания» (ПИК). Компания обратилась в АСГМ с иском к «Альфа-банку», который ограничил ей доступ к услуге дистанционного банковского обслуживания (ДБО). ПИК требовал признать действия кредитной организации незаконными и возобновить ДБО (дело № А40-28825/22-156-177).

Возможность управлять расчетным счетом дистанционно «Альфа-банк» отключил фирме в октябре прошлого года. Через несколько дней ПИК представила документы, которые давали основания для снятия ограничений. Еще через месяц компания направила банку письмо с требованием предоставить информацию об ограничении ДБО и восстановить обслуживание. «Альфа-банк», в свою очередь, в начале этого года запросил у организации бумаги по нестандартным операциям. ПИК их все представил, но дистанционное банковское обслуживание так и не восстановили. Поэтому компания решила обратиться в суд.

Арбитражный суд города Москвы указал, что использование установленных 115-ФЗ прав не может иметь произвольный характер и противоречить ст. 845 ГК («Договор банковского счета»). Согласно ей, банк не вправе распоряжаться средствами клиента по своему усмотрению. Суд также отметил: банк при осуществлении обязательного контроля в отношении операций клиентов не вправе брать на себя полномочия фискальных и уполномоченных органов, поскольку такие действия выходят за пределы его компетенции.

По закону на банк возложена обязанность доказывать, что совершаемые клиентом сделки противоречат закону, то есть имеют запутанный или необычный характер, не имеют законной цели, не соответствуют целям деятельности организации. Кредитная организация самостоятельно принимает решение о признании операции клиента подозрительной. Вместе с тем для этого недостаточно только формальных признаков, указывающих на сомнительность сделки, говорится в решении суда.

«Альфа-банк» утверждал, что проводимые ООО операции имели признаки сомнительных. Но судья Лариса Дьяконова отметила, что кредитная организация не представила доказательств. Банк указывал на малочисленность штата фирмы, но АСГМ заявил, что компания заключает договоры субаренды с индивидуальными предпринимателями. Также в материалах дела не было доказательств, что сделки ПИК с контрагентами были мнимыми или притворными.

В итоге АСГМ признал незаконными действия «Альфа-банка» по ограничению услуги дистанционного банковского обслуживания и обязал восстановить доступ компании к ДБО.

Проблема в том, что нормативное регулирование банковского контроля за операциями по ФЗ-115 в достаточной степени непрозрачно, говорит советник Alliance Legal Consulting Group Alliance Legal Consulting Group Региональный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Налоговое консультирование и споры группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Банкротство (включая споры) Профайл компании × Ксения Пантелеева. По ее наблюдениям, требования банков, мотивированные ФЗ-115, выходят далеко за рамки норм этого закона, основываются на требованиях внутренних инструкций и регламентов, что в рассматриваемом деле суд истолковал как необоснованный выход банка за пределы его компетенции по контролю операций.

Как удалось добиться этого решения?

Во-первых, проводилась досудебная работа. По запросам банка были собраны все документы на те операции, которые банку не понравились, указал партнер TaxCorp TaxCorp Региональный рейтинг. × Максим Шедогубов, который представлял интересы компании в споре. Во-вторых, в банк отправили требование указать причины ограничений. Кредитная организация это требование проигнорировала, что прямо нарушает не только 115-ФЗ, но и п. 3 информационного письма Банка России от 12.09.2018 № ИН-014-12/61.

В-третьих, мы раскрыли суду деловую цель каждой «сомнительной» операции: почему она была совершена, какими документами подтверждается, то есть подтвердили реальный, а не мнимый характер сделок, добавляет юрист. В-четвертых, банк так и не обратился в Росфинмониторинг, нарушив обязанность, установленную п. 3 ст. 7 115-ФЗ про информирование о подозрительных операциях. «Банк попал в патовую ситуацию: если сделки подозрительные — почему не сообщили? А если не подозрительные — почему ограничили ДБО? Представитель внятного ответа не дал», — указал Шедогубов.

Как избежать блокировки?

Партнер TaxCorp TaxCorp Региональный рейтинг. × рассказал, как компании не нарваться на блокировку. Для этого нужно:

  • Тщательно проверять контрагентов.
  • Осознавать, что каждая сделка должна иметь свою деловую цель. Это полезно не только и не столько при взаимодействии с банками.
  • Не игнорировать запросы банков о представлении документов по сделке. Это их право, закрепленное в п. 2 ст. 7 115-ФЗ. Желательно, чтобы их сканы были в наличии, тогда не придется долго и мучительно готовить тонны документов в авральном режиме, вызывая дополнительные подозрения у банка. Чаще всего сканов договора и закрывающих документов банку достаточно, чтобы оставить вас в покое.
  • С расчетного счета должны идти не только расчеты с контрагентами, но и уплата налогов, выплата зарплаты, арендные платежи и другие операции, без которых нормальное общество не может существовать. Если счетов несколько — чередуйте.
  • Требовать у банка объяснения причин блокировки или ограничений в письменном виде.

«Отнесение к высокорискованным клиентам не приговор. Оценку можно оспорить в межведомственной комиссии при ЦБ. Если ее решение не удовлетворит — идите в суд. Если там признают недостоверность оценки, все ограничения снимут», — резюмировал Шедогубов.

Блокировка счета банком по 115-ФЗ. Что делать? 5 советов для бизнеса.

Блокировка счета банком, в последнее время, стала массовым явлением. Блокируя операции и счета своих клиентов кредитные организации ссылаются на Закон о легализации №115 – ФЗ и инструкции Центробанка:

  1. Методические рекомендации утв. Банком России 21.07.2017 N 18-МР
  2. Методические рекомендации утв. Банком России от 21.07.2017 № 19-МР
  3. Положение Банка России №375 – П от 02.03.2012г
  4. Методические рекомендации ЦБ №5-МР от16.02.2018г
  5. Положение ЦБ РФ №639-П от 30.03.2018г

В данной статье мы рассмотрим причины блокировок, отказов в проведении операций по счетам, а также подскажем, как действовать в ситуации, когда банк “не дает работать”.

<pЧитайте также наши статьи о механизме оспаривания Решений банка и о комиссиях взимаемых банками при закрытии счета по 115-ФЗ. Подскажем что делать:

Консультируем по проблемам блокировки расчетных счетов. Если у вас останутся вопросы после прочтения данной статьи, пишите нам в чат в Телеграм или сделайте заявку на звонок (форма внизу данной статьи):

Необходимо различать 3 процедуры, совершаемые по инициативе банка:

  1. приостановление операций по счету (блокировка всего счета)
  2. приостановление проведения конкретной финансовой операции
  3. отказ в проведении конкретной финансовой операции.

Приостановление операций по счету (блокировка счета)

Законная блокировка счета банком возможна только в одном единственном случае:

Если владелец счета внесен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Перечень размещен на официальном интернет – ресурсе Росфинмониторинга и с ним можно легко ознакомиться. Во всех остальных случаях решение о полной блокировке счета может принять только Росфинмониторинг или суд.

Росфинмониторинг вправе «заморозить» счет на срок до 30 суток и только в случае, если имеется информация о причастности владельца счета к террористической деятельности. На более длительное время счет может быть заблокирован только по решению суда.

Если банк блокирует весь расчетный счет, а компания или ИП не числятся в перечне Росфинмониторинга, то такие блокировки считаются незаконными.

Приостановление проведения конкретной финансовой операции

Если у банка возникло сомнение в чистоте операции, то, он имеет право потребовать дополнительные документы и информацию. Пункт.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства. Поэтому, на период получения ответа от клиента и его обработки банк приостанавливает операцию, которую считает сомнительной, до конца следующего операционного дня. В это время необходимо иметь под рукой все необходимые для подтверждения операции документы:

  • договор
  • счет
  • акт/накладную или иной подтверждающий документ.

Банк либо позвонит, либо напишет запрос через банк-клиент о предоставлении подтверждающих операцию документов. Важно вовремя это сделать, иначе банк не успеет проверить платеж и провести его до конца следующего операционного дня. Если по операции все же получен отказ, то готовьтесь к более масштабной проверке. Кроме того, банк внесет вас в «черный список» №639-П. В дальнейшем, чтобы доказать чистоту операции, по которой был получен отказ, вам придется пройти двухступенчатый механизм реабилитации, прописанный в законе № 115-ФЗ.

Подробно о механизме выхода из “Черных списков” я рассмотрела в статье;

Какие документы могут запрашивать банки в связи с блокировкой счета по 115-ФЗ?

Банк может запросить любые документы, которые пропишет у себя в правилах внутреннего контроля. Как правило, это закрытый пополняемый перечень, но, следует понимать, что правила возникают из рекомендаций ЦБ РФ. Основной перечень регулирующей информации, которую используют банки в своей деятельности, приведен выше.

Какие сроки подачи запрашиваемых банком документов в связи с блокировкой счета по 115 ФЗ?

Совершая масштабную проверку клиента, ЦБ рекомендует устанавливать сроки от 3 до 7 дней. Чаще всего банки придерживаются именно такого порядка. Но, оперативный срок по проверке конкретной финансовой операции, как я писала выше, конец следующего операционного дня. Надо успеть!

Что будет, если не представить запрашиваемые банком сведения?

Если банку не предоставить вовремя документы, то операция по счету не будет проведена. Если подобная ситуация повторится, и клиент снова попытается совершить сомнительную операцию, банк вправе расторгнуть договор (абз. 2 п. 5.2 ст. 7 закона № 115-ФЗ). Если же речь идет не просто о проведении конкретной финансовой операции, а о более масштабной проверке то, по итогам такой проверки, клиента могут «попросить» покинуть банк по собственной инициативе. Идти или не идти на поводу у банка? Здесь каждая ситуация глубоко индивидуальна.

Не секрет, что некоторые банки, при закрытии счета, могут выставить «комиссию за непредставление (неполное представление) документов при проверке». Такая комиссия может достигать 10-20% на остаток по счету клиента. Иногда, лучше остаться и не терять деньги, пытаться доказать свою правоту путем отправки жалоб в ЦБ РФ и сам банк. Но, со многими банками, такой механизм, к сожалению не работает. Поэтому, иногда, вернуть незаконно удержанную «комиссию за непредставление (неполное представление) документов при проверке» можно только через суд. Но, к счастью, суды, в таких случаях, очень часто на стороне клиента, конечно же, если у последнего есть все необходимые доказательства выполнения обязательств по запросу банка.

Вывод — даем банку полный объем требуемой информации, вовремя, под детальную опись с пояснениями по каждому пункту запроса. Не пропускаем ничего, даже того, чего у вас никогда не было и не должно было быть!

Отказ проведения конкретной финансовой операции по 115-ФЗ.

Право банка отказать в проведении операции по счету предусмотрено пунктом 11 статьи 7 Закона N 115-ФЗ. В проведении операции может быть отказано в двух случаях:

  1. если клиентом по требованию банка не предоставлены запрошенные документы, касающиеся подлежащей проведению финансовой операции;
  2. если у работников банка при выполнении контрольных процедур возникли подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Отказывая клиентам с 1 апреля 2018года у банка нет запрета на информирование о причинах Отказов в проведении операций (ст. 4 Закона № 115-ФЗ). В соответствии с действующей редакцией Закона № 115 ФЗ, пункт 13.4 ст. 7 Закона № 115 ФЗ гласит:

<p… клиент, получивший отказ, имеет право представить в Банк документы и сведения, подтверждающие отсутствие основания отказа в банковском обслуживании. Если полученные от клиента документы и сведения не удовлетворят Банк, то он обязан уведомлять своих клиентов не только об отказах в проведении операций, об открытии счета (вклада) либо о расторжении договора на обслуживание, но и о причинах таких мер.

Подробно о механизме выхода из “Черных списков” я рассмотрела в статье;

Что происходит в жизни?

На практике доходит до того, что коммерческие банки блокируют все операции по расчетному счету с момента отправки запроса по представлению документов и информации, до момента получения и обработки ответа. Причем, зачастую, это случается с совершенно добросовестными клиентами, которые никак не связаны с терроризмом и отмыванием денег.

Иногда объем запрашиваемых банком документов настолько велик, что в обозначенные сроки физически не получается предоставить необходимый объем запрашиваемой информации. Конечно же советую сроки не нарушать, но если вы понимаете, что ситуация безвыходная и вы не успеваете – не отчаивайтесь! Срочно пишите письмо в банк и укажите примерные объемы которые вам необходимо предоставить.

– Если речь идет об огромном количестве информации которую надо откопировать на бумажном носителе – опишите примерное количество страниц или, возможно, речь идет об объемах в мешках и автомобилях.

– Если отправляете ответ через банк-клиент, то напишите в письме сколько примерно контейнеров информации у вас будет.

В любом случае не молчите и начните выполнять запрос банка сразу, так больше вероятности успеть ответить своевременно.

По данным «Деловой России», почти полумиллиону предпринимателей заблокировали банковские счета. И далеко не все из них реально были задействованы в отмывании денег и пособничестве терроризму. Попавшим в “черный список”, новый расчетный счет если и откроют, то нормально работать вряд ли получится. Ситуация для бизнеса действительно сложилась очень тяжелая. На Восточном экономическом форуме в сентябре 2017г, предприниматель пожаловался на это главе «Сбербанка» Герману Грефу и услышал в ответ, что малый бизнес — «фабрика по отмыванию доходов».

Как выжить бизнесу в текущих условиях, и не стать жертвой банков?

Для добросовестных бизнесменов, попавших под гнет “антиотмывочного закона” мы подготовили несколько советов. Применять их или нет, решать вам. Конечно же, все зависит от конкретной ситуации.

1 совет:

Поступите так, как велит Закон № 115 – ФЗ. А именно:

предоставьте все документы и пояснения, которые попросит банк. Это поможет снять с вас подозрения и докажет благонадежность. Если вы предоставите должные доказательства и банк их рассмотрит, то платежные операции, которые вы пытаетесь совершить, не будут отнесены к подозрительным в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ. Если же банк, принял документы, но не рассматривает их, как показывает практика, это довольно частое явление, то в Вашем распоряжении совет 2 и 4.

2 совет:

Знакома ситуация? Вы уже предоставляли, и не один раз, пояснения и документы по аналогичным платежам, которые банк каждый раз считает сомнительными? Перечень документов в запросе все увеличивается и увеличивается, создавая непреодолимые препятствия? Каждый хозяйственный платеж рассматривается под увеличительным стеклом? Вам отключили клиент-банк и заставляют лично приносить каждую платежку, давать пояснения и предоставлять подтверждающие ее документы? Вам основательно советуют уйти по-хорошему самому и делается это в устной форме? Не спешите закрывать расчетный счет и переходить в другой банк! Вы можете попытаться открыться в другом банке, но не факт, что проблемы не застигнут вас и там. Поясню почему.

Если в отношении вашей компании или ИП уже есть записи в списке 639-П — их видят все банки. Переводя денежные средства при закрытии счета на новый расчетный счет, банк может сделать «прощальный подарок», а именно, сделать еще одну запись в списке 639-П при отправке последнего платежа. Он будет звучать, как «Перевод собственных средств в связи с закрытием счета по 115 — ФЗ».

Поэтому, прежде чем уйти и закрыть расчетный счет, разберитесь с ситуацией в текущем банке.

Выясните причины блокировок операций, узнайте о наличии решений об отказах в проведении операций. Предоставьте в банк документы и информацию, поясняющую экономический смысл операций по которым вам отказали. Согласно изменениям 115 ФЗ от 30 марта 2018 года банк обязан принять и рассмотреть такую информацию в течение 10 дней. Если по окончании данного срока банк не изменит свое решение, то далее необходимо обращаться в межведомственную комиссию. Более подробно о том, как это сделать читайте в статье:

Если в процессе разбирательств с банком выяснится, что официальных решений об отказах в проведении операций в отношении вашей компании или ИП нет, то это говорит о том, что вы не соответствуете внутренним правилам контроля банка и банк не хочет видеть вас своим клиентом. Постарайтесь узнать параметры по которым вы “просели” и исправьте ситуацию. Так вы покажете банку свою добропорядочность и, возможно, скоро санкции прекратятся. Если банк не меняет свое отношение — уходите, но учтите тот урок, который вы получили, чтобы не попасть в аналогичную ситуацию еще раз. Готовьтесь, возможно вам сделают «прощальный подарок», о котором я писала выше.

3 совет:

Что делать, если вам все же заблокировали все операции по счету, на котором «зависли» крупные денежные суммы? Есть 3 способа вывести деньги с расчетного счета совершенно легально.

1. Ваш кредитор подает на вас в суд.

Это, займет время на судебное разбирательство, но когда кредитор выиграет судебный процесс и получит исполнительный лист, он может предъявить его в банк, а банк обязан будет его исполнить.

2. Используйте механизм Судебного приказа.

Судебный приказ – судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм если размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или стоимость движимого имущества, подлежащего истребованию, не превышает 500 тысяч рублей.

Срок выдачи судебного приказа – 5 дней с момента получения Заявления о взыскании задолженности.

Если банк, скажем, наложил запрет на выплату заработной платы – попросите сотрудников обратиться к мировому судье и взять судебный приказ.

Этот же совет действителен и для взыскания задолженности поставщиками. Но, не более 500 тысяч рублей по одному договору.

Банк не сможет не провести документ, но минусом является ограниченность суммы взыскания.

3. Заплатите налоги.

Заплатить лучше именно такой налог, который в вашей деятельности не присутствует вовсе. Затем, вы сможете обратиться в налоговую для того, чтобы вернуть ошибочно уплаченную сумму. Так как этот налог не присущ вашей деятельности, то и разбирательств по нему не будет. В течение 1 (а на практике иногда и 2,3) месяца вы должны получить деньги на тот расчетный счет, который указали в Заявление на возврат налога.

4 совет:

Что делать, если банк принял документы по запросу, но, не желая разбираться в ситуации незаконно блокирует весь расчетный счет, а не отдельную операцию? В данном случае, жалоба на действия банка должна быть подана в Центральный банк РФ и обслуживающий банк. Если есть ресурсы времени, денег и желание – обращайтесь в Арбитражный суд. Требуйте признать действия банка незаконными. Согласно ст. 65 АПК РФ, банк обязан доказать, что у него имелись основания для приостановления или отказа в проведении операций по поручению клиента. Если Ваши операции полностью легальны и вы предоставили все подтверждающие документы, то скорее всего суд встанет на Вашу сторону и обяжет банк разблокировать расчетный счет. Такие преценденты есть и это не редкость.

Не забудьте, что с банка можно взыскать убытки, проценты за пользование чужими денежными средствами и судебные расходы (ст. 15, 395 и 856 ГК РФ). Пользоваться этим правом крайне необходимо, т.к. это стимулирует кредитную организацию в последующей деятельности не спешить с выводами и рассматривать все доводы прежде чем принимать решения.

5 совет:

Банки не жалуют ситуацию, когда у клиента более 3-х расчетных счетов, по каждому из которых ведутся разные операции. Например, по одному счету оплачиваются налоги, а по-другому осуществляются расчёты с контрагентами. Инструкции ЦБ рекомендуют банкам анализировать обороты по счетам, выплаты заработной платы, налогов и многое другое. Не имея информации по вашим другим расчетным счетам, банк просто «завалит» вопросами и запросами о предоставлении информации. Конечно же блокировка операций по счету вполне реальное событие, которое в данной ситуации можно будет ожидать.

По возможности, используйте один счёт для ведения всех операций в вашей деятельности, либо используйте несколько счетов, но правильно распределите денежные потоки.

Помните, что по каждому расчетному счету у вас обязательно должны проходить следующие операции:

  • Заработная плата
  • Налоги, и страховые взносы не менее 0,9% от выручки по счету (многие банки требуют 1-2%)
  • Общехозяйственные платежи

Причины, по которым банк может признать компанию или ИП недобросовестными.

  1. Размер налогов и других платежей в бюджет меньше 0,9% от дебетового оборота, то счет, в большой вероятностью, заблокируют.
  2. Со счета не платят зарплату работникам клиента.
  3. НДФЛ и взносы либо сам размер зарплаты не соответствует среднесписочной численности сотрудников.
  4. Фонд заработной платы установлен из расчета ниже прожиточного минимума.
  5. Перечисляется НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы.
  6. Нет остатка средств на счете или он маленький по сравнению с объемами обычных операций.
  7. Платежи не имеют отношения к затратам, присущим виду деятельности.
  8. Нет связи между основаниями зачисления денег на счет и их последующего списания.
  9. Произошло резкое увеличение оборотов по счету.
  10. Нет платежей, обычных для бизнеса: например, аренды, коммуналки, закупки канцелярских товаров и др.
  11. Средства зачисляются на счет от контрагентов по договорам с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС. Банк посмотрит на других своих клиентов, которые занимаются аналогичным бизнесом. И сравнит, что у них происходят с НДС в аналогичных ситуациях.
  12. Банк проводит контроль идентификатора устройства клиента на предмет его совпадения с идентификаторами устройств других клиентов банка, в том числе тех клиентов, счета которых были закрыты в рамках реализации “противолегализационных” мероприятий. Проверяются совпадения:– IP-адреса,МАС-адреса,номера телефона и т.д.
  13. Отношение объема получаемых за неделю наличных денег к оборотам по банковским счетам 30 % и больше.
  14. С даты создания юридического лица прошло менее двух лет.
  15. Деятельность клиента, в рамках которой поступают деньги на счет и списываются с него, не создает обязательств по уплате налогов. Или налоговая нагрузка минимальна.
  16. Деньги поступают на счет от контрагентов, по банковским счетам которых идут транзитные операции.
  17. Поступление от контрагента средств на счет клиента происходит с одновременным поступлением денег от того же контрагента на счета других клиентов.
  18. Деньги идут на счет суммами, как правило, не превышающими 600 тыс. руб.
  19. Снятие наличных денежных средств регулярно: как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех – пяти дней со дня поступления.
  20. Наличные денежные средства снимаются в сумме не больше 600 тыс. руб., либо в сумме, равной или незначительно меньшей установленного банком лимита на день;
  21. Наличные денежные средства снимаются в конце операционного дня с последующим снятием в начале следующего операционного дня.
  22. У клиента несколько корпоративных карт, и с их использованием преимущественно проводятся операции по получению наличных денежных средств.

Вывод:

В случае наличия совпадений по вышеприведенным критериям компанию или ИП могут отнести к категории повышенного риска. Это значит, что банк может провести мероприятия, направленные на минимизацию этого самого риска (блокировка банк-клиента, отказ в проведении операций). Наша команда имеет огромный опыт в общении с банкам, ЦБ, МВК. Мы понимаем, что под критерии недобросовестности, подходит практически любой «живой» бизнес. Можно поставить под сомнение благонадежность каждой компании. Поэтому, будьте внимательны и осторожны! Не игнорируйте требования банка, ведь это может грозить большими проблемами. Пользуйтесь советами о которых я сегодня написала!

Если вам нужна детальная проработка вашей проблемы, помощь в составлении писем, жалоб в банк, ЦБ РФ, межведомственную комиссию и т.д. — оставляйте заявку в форме (внизу страницы).

Если у вас остались вопросы, вы можете задать их в нашем чате в Телеграме совершенно бесплатно.

Николай

Доброго времени суток! Моей компании отказали в обслуживании банк уже вторично ссылаясь на фз115 последний сбер банк сначала отключил мне Сбербанк онлайн и переключил на ручной режим работы и спустя 2 месяца отказал вовсе! Что мне в таком случае можно сделать ?

Добрый день, Николай, скорее всего вас занесли черный в список 550 п. Прежде чем уходить из банка выясните причины этого. Напишите жалобу в банк и попросите предоставить их перечень решений об отказах в проведении операций, а также пряснить причины отказов. С марта 2018 информацию о причинах они обязаны раскрывать. Далее смотрите по обстановке. Если есть решения- обжалуйте их через механизм межведомственной комиссии. Если решений нет, то значит банк выгончет вас на основании того, что просто вы ему не нравитесь и он не хочет разбираться в тонкостях вашей деятельности. Тогда только жалоба в сам банк и в ЦБ.
Обязательно прочитайте эту мою статью, там написаны многие нюансы.
http://smartbusinessmy.ru/kak-razblokirovat-schet-po-115-fz/

Я могу помочь составить жалобы в ЦБ,банк и межведомственную комиссию, которые помогут удалить вас из черных списков.
Обращайтесь если возникнет необходимость в данных процедурах.

Сбербанк просто выдерживает нас и не хочет разбираться в ситуации! Помогите составить жалобу.

Добрый день, конечно, обращайтесь. Мы таким занимаемся.

Добрый день, а сколько будет стоить обращение к вам за помощью в составлении писем в связи с блокировкой карты по 115фз, я физ. Лицо

Светлана, скидываем вам на почту коммерческое предложение.

Втб заставляет закрыть счет омс.в связи с блокировкой текущей карты по 115фз, правомерно ли это и что мне делать? Текущий счет заставляют закрыть и перевести все в другой банк? Карта заблокирована уже 33 дня?

Светлана, необходимо комплексно разобраться в вашей ситуации. Исходя из вашего письма не очень понятно о каком счете ОМС идет речь. Можно ли по подробнее описать вашу ситуацию.

ОМС ( обезличенный металлический счет) открыт на долгосрочную перспективу в 20 13 году в граммах металла. Сейчас текущий счет в руб. заблокирован по 115фз, но все документы подтверждающие мои денежные средства предоставлены. Я физ.лицо.Банк втб заставляет закрыть все счета в т.ч. и омс и перевести все в другой банк. Имеют ли право заставить закрыть счет омс?

Можно хотя бы примерно увидеть бумагу, на которой перечень документов банк запрашивает при блокировке счёта, или как они это делают?

Вот примерный перечень запросов из Банка при проверке по 115 ФЗ

• Информация о деятельности компании (ИП), ее виды деятельности и экономическая сущность.
• сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента
• сведения о счетах, открытых в других кредитных организациях (с указанием их наименований и БИК), с приложением детализированной выписки по банковскому счету, используемому организацией в рамках ведения финансово-хозяйственной деятельности (на который перечисляется заработная плата работникам организации, по которому осуществляется оплата услуг и т.д.), за 2018 год (с отметками кредитной организации, выдавшей указанную выписку по счету);
• Копии платежных поручений об уплате налоговых платежей за период с 01.01.2018 по 01.12.2018.
• сведения о заявителе в качестве налогоплательщика: система налогообложения; сведения об использовании налоговых льгот;
• копия доверенности или иного документа, на основании которого физическое лицо выступает в качестве представителя заявителя (в случае наличия представителя);
• Финансовую и налоговую отчетности за 2017 год в соответствии с применяемым видом налогообложения.
• Штатное расписание с указанием фонда оплаты труда с приложением сведений (при наличии):
o о среднесписочной численности по форме, утв. Приказом ФНС РФ от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@;
o расчета по страховым взносам по форме, утв. Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@);
o сведений о застрахованных лицах по форме, утв. Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п.
• Копии договоров аренды офисного и складского помещения (с приложением актов
приема передачи, приложений к договорам и подтверждением оплаты за 2018 г. (при наличии).
• Договоры с основными контрагентами, включая все приложения, доп. соглашения, спецификации и прочие документы, являющиеся неотъемлемой частью договоров и раскрывающие суть деятельности (к договорам необходимо приложить документы по нескольким последним операциям по счету, подтверждающие исполнение обязательств (счета, счет-фактуры, акты, транспортные товарораспорядительные документы: транспортные накладные, товарно-транспортные накладные, путевые листы, прочее).
• Договор, акты выполненных работ, Торг-12, транспортные накладные и т.д по операции по которой был отказ в проведении операции.
По данной операции надо дать информацию о ее экономическом смысле и цели. Кто выполнял, рейтинг контрагента (например проверить в СПАРК рисках)
• Дать информацию о том, как организация (ИП) проводит проверку контрагентов, какими проверочными программами пользуетесь, приложите регламент проверки контрагентов.
• подтверждение Клиентом своего статуса участника внешнеэкономической деятельности (при наличии);
o описание модели бизнеса с пояснением экономического смысла проводимых операций по счету, характера взаимосвязи с контрагентами;
o сведения о наличии активов в сфере бизнеса;
o о вхождении в группу компаний, об аффилированности с другими организациями;
o наименование сайта в сети интернет (при наличии);
o информация о Клиенте в открытых источниках информации (при наличии);
o копии свидетельств и/ или лицензий, связанных с осуществляемой деятельностью (при наличии).

Блокировка расчетного счета по 115-ФЗ: судебная практика

Блокировка счета 115-ФЗ

Наложение банком блокировки на счет означает приостановку любых операций по нему. Согласно статистическим сводкам «Деловой России», только за 2017 год в нашей стране блокировке подверглись свыше 700 тысяч счетов различных организаций (юр. лиц и ИП). Новой статистики пока нет, но блокировки позволили пресечь вывод в нелегальный оборот более 100 млрд руб.

Кто находится в зоне риска

Банки могут заблокировать счет любой организации (предпринимателя), которая используется как в коммерческих, так и в личных целях. Одна из самых частых причин приостановки операцийневнимательное заполнение документов, приводящее к ошибкам и неточностям. Кроме того, основанием может стать несвоевременное изменение сведений, либо проведение нехарактерной для этого счета операции.

К примеру: организация обычно проводит сделки на общую сумму не более 500 000 руб./в месяц. На фоне такой активности заключенный контракт на сумму более 1 миллиона рублей выглядит подозрительно и может послужить причиной блокирования. Нужно четко представлять, какие действия приводят к повышению ее вероятности, чтобы этого избежать.

Законодательная база блокирования счетов

Принятый 7 августа 2001 г. Федеральный закон № 115 «О противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма» дал банкам право оценивать операции на счетах клиента. В соответствии с требованиями регулирования и внутренними правилами контроля установлены следующие признаки повышенного риска:

  1. Нехарактерные для конкретного счета сделки.
  2. Отсутствие экономической обоснованности сделки.
  3. Выведение крупных сумм за пределы страны.
  4. Искусственное занижение платежей по тарифам.
  5. Перевод значительных сумм в наличность с целью уклонения от налогов.

Любой из перечисленных признаков является основанием для банка устроить внутреннюю проверку. Это означает запрос документов по подозрительной сделке. Клиенту нужно предоставить их до определённой даты. Непредставление грозит приостановкой операций по клиентскому счету.

Регулярная плановая проверка банка призвана выявить причастность к деятельности террористической или экстремистской направленности. Счета самих организаций (юр. лица, ИП), на которые пала тень сомнения, а также контрагентов этих компаний подвергаются немедленной блокировке. Подробности этого процесса представлены в статье «Что такое блокировка счета по 115-ФЗ?».

Снизить риски блокирования счетов поможет ряд полезных действий, которые должны войти в привычку:

  1. Своевременное предупреждение банка об любых изменениях в сведениях, будь то новый юридический или фактический адрес, директор, а также ОКВЭД: получение оплаты за поставку строительных материалов организацией, зарегистрированной в качестве автомастерской, будет крайне подозрительным.
  2. Подробное и развернутое описание в назначении платежа: полное наименование товара /услуги, номер контракта-основания сделки и т.д. Контрагентов также нужно предупредить о необходимости достоверного и полного указания назначения.
  3. Своевременная уплата всех налогов в требуемом объеме. Минимальный размер налога, определяемый Центробанком, равен 0,9% оборота. При наличии нескольких счетов, налоги должны быть уплачены равномерно с каждого.
  4. Полная и регулярная проверка собственных контрагентов. Оценить риск сотрудничества с той или иной организацией помогут сервисы для проверки контрагентов.

В случае возникновения подозрений со стороны банка необходимо предоставить максимально полную и достоверную информацию. Важно объяснить банку принципы работы вашего бизнеса: это поможет скорее разрешить все сомнения.

Более подробные советы для предотвращения приостановки операций по счетам даны в методических рекомендациях Центробанка.

Платежи, на которые не распространяется блокировка счета

Если приостановка банком функционирования счета все же коснулась клиента, он может производить оплату обязательных взносов в бюджетные и внебюджетные фонды. В соответствии с законодательством банк не может ограничивать подобные операции. Их перечень приведен в ст. 855 ГК РФ:

  • алиментные выплаты, компенсация вреда жизни и/или здоровью
  • уплата выходного пособия, заработной платы согласно трудовым договорам
  • перечисление сумм налогов в ФНС, ФСС, ПФР
  • выплаты по исполнительным документам денежных требований

Суд в отношении блокировок: случаи из арбитражной практики

К. Селиванова, руководитель юридического отдела «СКБ Контур», провела анализ некоторых арбитражных дел в отношении приостановки функционирования счета. Эти реальные случаи наглядно показывают работу судебной системы. Наиболее показательны четыре делопроизводства: два из них с положительным для истца-организации с заблокированным счетом, и два других, в которых суд принял решение в пользу банка.

Нарушение сроков предоставления информации по запросу

Организация пробовала сделать перевод денег с целью возврата займа учредителю в отсутствие договора. У банка возникли опасения по поводу нелегальности этой операции, итогом стал отказ от проведения.

Организация подала иск в арбитраж с просьбой признания незаконности такой блокировки. В ходе слушания было установлено, что компания-истец предоставила все запрошенные банком документы. Банк ответил отказом, ссылаясь на нарушение сроков предоставления информации. Как выяснилось, времени на исполнение запроса у компании-истца не было, поскольку требования банка в письменной форме были вручены уже после завершения обозначенного срока – спустя два дня. Таким образом, требования банка были заведомо невыполнимы.

Требования организации-истца (опровержение информации о нарушении 115-ФЗ в Росфинмониторинг, возврат суммы в 1 900 000 руб. на счет) были удовлетворены. Постановлением ФАС Уральского округа № Ф09-515/19 от 02.04.2019 действия банка признаны незаконными.

Подозрительный характер совершаемых операций

Индивидуальный предприниматель начал получать суммы от контрагентов по предоплатной системе. Оплаты составляли от 50 до 100 % общей суммы сделки. Банк решил, что на тот момент времени ИП работал подозрительно недолго для установления такого количества сотруднических отношений на предоплатной основе. Проводимые сделки сочли сомнительными, а дистанционное обслуживание ИП было приостановлено. ИП направил иск в арбитражный суд с целью признания незаконности таких действий.

На основании представленных в суд доказательств, банк доказал сомнительный транзитный характер совершаемых предпринимателем операций. Отсутствовала экономическая обоснованность подобных платежей, более того они противоречили нормам законодательства. Кроме того, ИП не смог предоставить все запрошенные банком документы, которые должны были развеять сомнения по поводу совершаемых сделок.

Банк ограничил операции, совершаемые ИП удаленно через интернет, оставив за предпринимателем возможность проводить операции по платежным поручениям на бумажном носителе с подтверждением экономической обоснованности сделки.

Суд принял сторону банка (Постановление ФАС УО № Ф09-9452/18 от 11.02.2019).

Необоснованное удержание комиссии

Строительная организация была заподозрена в отмывании доходных средств, получаемых незаконным путем. Банк сделал в организацию запрос подтверждающих документов. Исполнение запроса было расценено как ненадлежащее. В ответ строительная компания приняла решение разорвать договор и перевести остатки средств на счетах в другой банк. При переводе была удержана комиссия, составившая 5 % от общей суммы остатка.

Компания-клиент направила в суд иск с целью взыскания необоснованно удержанной комиссии и признать подобные действия незаконными. В суде первой инстанции компании-истцу было отказано в иске: суд признал, что банк основывался на условиях договора. Апелляционный суд напротив, принял во внимание, что убедительных доказательств в совершении клиентом незаконных сделок, банк не представил. Запрос же документов не был конкретизирован, что повлекло ненадлежащее его исполнение.

Суд постановил, что банк обязан сделать возврат необоснованно удержанной комиссии, а также процентов за пользование средствами. Такое же решение было вынесено кассационным судом (Постановление ФАС УО № Ф09-5371/18 от 10.10.2018).

Недостоверность представленных данных

ИП было отказано в открытии счета. Основание – недостоверность данных в анкете. В графе «предполагаемые обороты по счету» ИП указал сумму 10 миллионов рублей в год. При этом ИП был зарегистрирован лишь 8 дней.

При проведении внутренней проверки банковской службой безопасности были выявлены факторы повышенного риска: предприниматель занимал пост руководителя в нескольких организациях, взаимоотношения с которыми были прерваны по инициативе банка. Кроме того, ИП не представил запрошенные документы, которые могли подтвердить информацию в анкете, а также уклонился от ответа об источниках дохода и роде деятельности.

Суд подтвердил правомерность отказа банка в сотрудничестве (Постановление ФАС УО № Ф09-2313/18 от 22.05.2018).

Выводы

Во избежание неприятных ситуаций, связанных с приостановкой функционирования расчетного счета, достаточно:

  • своевременно производить налоговые отчисления
  • предоставлять отчеты
  • не допускать задолженностей
  • устраивать проверку контрагентов
  • избегать «серых» схем ведения бизнеса

В профилактических целях нужно анализировать свои операции с позиции банка: насколько понятны, обоснованы те или иные действия.

В случае, когда подозрения банка коснулись вашей организации, важно не поддаваться негативным эмоциям, а максимально понятно разъяснить схемы платежей, тонкости работы конкретно вашего бизнеса, а также предоставить полный комплект документов точно в срок.

При необоснованном, с вашей точки зрения, блокировании счета можно направить иск в арбитраж. Как показывает практика, при наличии достаточных доказательств, суд примет вашу сторону. Но если основания для блокировки все же имеются, их нужно просто устранить. Как только этот вопрос будет улажен, банк восстановит функции счета.

С помощью сервиса Контур.Фокус можно проверить контрагента на предмет блокировки счетов.
Информация о состоянии счетов помогает избежать сотрудничества с неблагонадежными контрагентами!

Не отмывайте, а то не отмоетесь: что такое риски по 115-ФЗ

Блокировка по 115-ФЗ может затронуть всех, кто совершает безналичные операции. Как не попасть под подозрение и как оптимально выстроить взаимодействие с банками и контролирующими органами?

Федеральный закон 115-ФЗ в широких кругах именуют «антиотмывочным», поскольку он нацелен на борьбу с незаконными финансовыми операциями. Этот нормативно-правовой акт был принят в далеком 2001 году, однако активно применяться начал лишь в последние годы. Это связано как с ростом числа безналичных платежей, так и с совершенствованием методов противодействия финансированию терроризма, легализации преступных доходов.

Сейчас закон 115-ФЗ затрагивает деятельность не только бизнесменов, но и обычных граждан, поскольку большинство из нас получает доходы безналично. В этой связи важно знать, что такое блокировка по 115-ФЗ и как ее избежать.

Операции, которые банк сочтет подозрительными

Согласно п. 11 ст. 7 115-ФЗ, банки вправе не проводить финансовую операцию, если сочтут ее подозрительной. Критерии такой подозрительности конкретизированы в подзаконных актах Банка России. Например, в соответствии с п. 6.3 Положения Банка России № 375 от 02.03.2012 в проведении платежа может быть отказано, если:

  • регулярно совершаются необычные сделки в крупных объемах;
  • нет явной экономической целесообразности и законной цели проводимых операций;
  • клиент противодействует банку, обновляющему информацию о нем;
  • есть иные факторы, которые банк определяет сам.

Другие признаки конкретизированы в «методичках» и указаниях ЦБ РФ. Кроме того, их разрабатывают и сами банки. В профессиональном сообществе критерии подозрительности, к примеру, определены в подпункте 6.3.4 «Типовых правил внутреннего контроля в кредитной организации», утвержденных Комитетом ассоциации российских банков по вопросам ПОД/ФТ 01.12.2010.

Для физических лиц есть свои критерии, которыми определяется подозрительность сделки. Они обозначены Методическими рекомендациями ЦБ РФ № 16-МР от 06.09.2021. В частности, для того, чтобы возникли подозрения, достаточно соответствовать лишь двум критериям:

  • получателей переводов – физических лиц – не более десяти в день или пятидесяти в месяц;
  • аномальное количество зачислений и списаний – более 30 операций в день;
  • короткий промежуток времени (менее минуты) между зачислением и списанием денег;
  • пополнение и вывод со счета, проводимые в течение 12 часов одних суток;
  • отсутствуют жизненно необходимые платежи, например, оплата коммунальных услуг;
  • используется один гаджет для ведения нескольких счетов в данном банке;
  • в рамках недельного периода средний остаток не превышает 10% от объема ежедневных операций.

Соответствие двум из этих признаков может повлечь блокировку. Поэтому при открытии карты в банке гражданам следует учитывать эти правила.

Подозрительность операции не влечет по умолчанию отказ в совершении операции. Просто кредитные организации получают право запросить дополнительные сведения у отправителя платежа, убедиться в его добросовестности и провести платеж.

Карта «Халва» – универсальный финансовый инструмент. Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 8,5%, а также открывайте вклады под выгодный процент. Вы можете взять заемные средства до 500 000 рублей и потратить их на покупки в рассрочку 10 месяцев или больше, если оформите подписку «Халва.Десятка». Оформите Халву в пару кликов, и курьер привезет ее вам!

Как случайно не попасть под подозрение

Попадание под подозрение хотя и является риском, автоматически не влечет глобальных правовых последствий, таких как отказ в финансовой операции или блокировка счета. Однако давать дополнительные пояснения и предоставлять дополнительные документы – процедура не самая приятная.

Юридические лица и ИП, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства, снизят риски блокировки, если будут руководствоваться следующими простыми правилами:

  • соблюдать действующее законодательство о налогах и сборах;
  • соответствовать ОКВЭДам при проведении платежей;
  • избегать недостоверности сведений в ЕГРЮЛ;
  • обеспечивать документальное подтверждение платежей;
  • подробно указывать назначение платежа;
  • избегать работы с сомнительными контрагентами.

Добросовестные компании и ИП, как правило, не сталкиваются с риском блокировки, поскольку банкам нет смысла создавать дополнительные трудности лояльным клиентам. Тем не менее лучше соблюдать указанные правила.

Что нужно помнить физлицам, чтобы не попасть под подозрение и исключить блокировку?

  • Избегать взаимодействия с «теневым» игорным бизнесом, нелегальными участниками финансового рынка, другими подозрительными контрагентами.
  • Исключить необоснованные и частые пополнения/снятия средств со счета.
  • Минимизировать использование нескольких счетов в одном банке с одного устройства.
  • Исключить взаимодействие с «дропами» – подставными физическими лицами, на которых оформляется банковская карта.

Также нужно учитывать, что некоторые финансовые операции могут не быть признаны подозрительными, но будут контролироваться по умолчанию Росфинмониторингом, что повышает риски блокировки. Они определены в статье 6 115-ФЗ. К примеру, к таковым относятся операции на сумму свыше 600 тысяч рублей, отчуждение драгметаллов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и прочих подобных ценностей, предоставление имущества по договору финансовой аренды и другие.

Возможные действия со стороны банков

В борьбе с легализацией преступных денег банк может:

  • отказаться от заключения договора с клиентом, если есть основания предполагать, что намерения клиента связаны с проведением противозаконных операций;
  • запросить сведения о проводимой транзакции, контрагенте и происхождении денег;
  • передать сведения в Росфинмониторинг, который может потребовать заблокировать счет;
  • приостановить операции до момента устранения подозрений;
  • отказаться исполнять распоряжения клиента;
  • расторгнуть договор банковского счета (вклада).

Банки наделены превентивным правом на отказ от обслуживания клиента, если видят риски того, что клиент заключил договор с противоправными целями. По таким субъектам Росфинмониторинг ведет отдельные списки, а банки проверяют, не находится ли в нем юридическое лицо или ИП. Исключение из этого правила – граждане, которым в силу публичности договора нельзя отказать в его заключении.

Если возникли подозрения, банк вправе потребовать информацию о контрагенте, проводимой транзакции, источнике денег – на свое усмотрение. Часто это бывает довольно подробный запрос. Срок предоставления сведений определяют либо в запросе, либо в договоре с клиентом.

Например, при возникновении сомнений в соблюдении клиентом налогового законодательства банк может истребовать платежки, подтверждающие уплату налогов.

Если клиент проигнорировал запрос банка или ответил несвоевременно, кредитная организация может направить информацию о подозрительной операции в профильное ведомство – Росфинмониторинг. Также кредитная организация должна самостоятельно предоставлять информацию об операциях в случаях, предусмотренных законом, либо оперативно отвечать на запросы контролирующего органа.

Приостановление платежа не означает блокировку счета. Такой инструмент банки, как правило, используют для устранения обстоятельств, послуживших причиной признания операции подозрительной. В соответствии со 115-ФЗ банк может приостановить операцию на срок до 5 рабочих дней. За это время клиент может предоставить документы, которые потребует кредитная организация, и платеж будет проведен.

Банк также может расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом, которому было дважды за последний год отказано в проведении операций в связи с их подозрительностью. Это предусмотрено частью 5.2 статьи 7 115-ФЗ. Это риск, ведь клиенту потребуется время на открытие счета в другой кредитной организации и информирование об этом контрагентов.

Как следует реагировать на запрос банка

При реагировании на запрос банка нужно проявлять осмотрительность, стараясь давать максимально информативные ответы. Пояснения и документы следует предоставлять своевременно: если опоздать или не передать их вовсе, банк откажется проводить операцию и даже может проинформировать Росфинмониторинг, а это создаст риски еще более неблагоприятных последствий.

Если необходимых банку документов и сведений у клиента нет, ему нужно подробно объяснить причины. Если банк признает их уважительными, операцию по счету удастся провести без блокировки.

Коммуникация с банком может осуществляться не только в формате обмена документами, но через разъяснения клиентом – в офисе банка или по месту нахождения юридического лица. Важно, чтобы сведения о местонахождении юридического лица соответствовали договору банковского счета и ЕГРЮЛ. Если сотрудники увидят, что организация ведет реальную деятельность, они будут к ней более благосклонны. Обратная ситуация повысит риски признания банком данной сделки подозрительной.

Если блокировка по 115-ФЗ все-таки случилась, а клиент с ней не согласен, ее можно обжаловать.

Что может сделать клиент, если диалог с банком зашел в тупик

Если клиент предоставил документы, а банк отказал в проведении операции, он может обжаловать действия кредитной организации.

Жалобу можно подать во внесудебном порядке – в Межведомственную комиссию при Банке России, которая начала работать с 2018 года.

Заявление можно подать как на бумажном носителе, так и по интернету. При этом документ должен содержать некоторые обязательные сведения:

  • о решении банка с указанием его реквизитов;
  • реквизиты кредитной организации, принявшей решение;
  • информацию о заявителе. Объем информации будет зависеть от его статуса: юридическое лицо, ИП, физическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица;
  • иные сведения, а именно: информацию о причинах отказа в заключении договора на банковское обслуживание, наименование операции, по которой последовал отказ, сведения об обстоятельствах отказа в проведении операции клиента.

К заявлению прикладываются документы. Обязательные приложения (можно прикладывать копии):

  • документы, удостоверяющие личность апеллянта или его законного представителя;
  • документы, ранее представленные банку;
  • сообщение (решение) кредитной организации об отказе в проведении платежа;
  • сообщение банка о невозможности устранения препятствий к осуществлению операции;
  • документы, подтверждающие правоту заявителя.

Отдельно можно выделить приложения, которые предоставляются по усмотрению апеллянта. Как правило, они подаются заявителями – юридическими лицами:

  • выписки по банковским счетам на дату подачи заявления;
  • бухгалтерский баланс за последний истекший год;
  • отчет о прибылях и убытках компании за последний год;
  • оборотно-сальдовые ведомости по балансовым счетам на дату подачи заявления;
  • копии договоров с самыми крупными контрагентами;
  • налоговые декларации;
  • копии договоров аренды помещений для целей ведения хозяйственной деятельности.

Перед рассмотрением обращение проверяют по формальным критериям. Если оно не соответствует требованиям Банка России, то остается без рассмотрения. Если все заполнено корректно, то начинается рассмотрение жалобы по существу. Срок рассмотрения обращения составляет 20 рабочих дней.

Если решение Межведомственной комиссии ЦБ РФ относительно блокировки по 115-ФЗ не устроило заявителя, он может обжаловать действия банка в суд.

Дела, связанные с обжалованием действий банка, вытекают из договора банковского счета (вклада). Они рассматриваются в зависимости от статуса заявителя. Если это физическое лицо, то обращение следует в суд общей юрисдикции. Если апеллянт – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, обращаться нужно в арбитражный суд. Срок рассмотрения в первой инстанции составляет 2-3 месяца, а с учетом возможных апелляций и кассаций может достигать года.

Целесообразность такого обжалования вызывает вопросы. Ведь на разбирательство уходят время и деньги. Физические лица могут спокойно открыть счет в другой кредитной организации. Для юридических лиц и ИП расчеты наличными проблематичны, поскольку Банком России установлено ограничение лимитов таких операций – не более 100 000 рублей. Поэтому юрлицам и индивидуальным предпринимателям, если они добросовестные и не нарушают закон, тоже лучше обратить свой взор на другие банки.

Есть прекрасная возможность открыть расчетный счет в Совкомбанке с выгодными предложениями для предпринимателей! Подайте заявку, чтобы узнать индивидуальные условия, которые банк подберет для вас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *