Как на ип купить автомобиль
Перейти к содержимому

Как на ип купить автомобиль

Покупка авто на ИП

Стоит ли приобретать машину на ИП? Как в дальнейшем оформлять путевые листы и оплачивать налоги?

При приобретении автомобиля индивидуальным предпринимателем (далее — ИП) существует несколько юридических и налоговых моментов, на которые нужно обратить внимание.

Приобретения автомобиля ИП автоматически предполагает, что транспортное средство приобретается для использования в предпринимательской деятельности. Соответственно, такая сделка согласно ст. 506 Гражданского кодекса РФ должна быть оформлена как договор поставки.

На сделку не будут распространяться положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», поскольку ИП не является потребителем, а значит, он будет лишен ряда гарантий, предусмотренных данным законом (например, права на возмещение неустойки в размере 3% при нарушении сроков исполнения обязательств продавцом, права на компенсацию морального вреда).

В случае возникновения спорных ситуаций с продавцом автомобиля они будут разрешаться в порядке, предусмотренном положениями Гражданского кодекса РФ о договоре поставки. Соответственно, при заключении договора необходимо зафиксировать все возможные моменты и меры ответственности продавца при нарушении им обязательств по договору (срока передачи, обнаружении технических дефектов и иных несоответствий в автомобиле, возможно, гарантийные сроки и т.п.).

Если автомобиль приобретается ИП, то расходы на его покупку учитываются при налогообложении: сумма, потраченная на покупку авто, может быть включена в состав вычетов НДС, а также могут быть учтены в составе расходов при расчете налога на прибыль как на общей системе, так и при УСН.

Однако у налоговиков могут возникнуть вопросы относительно правомерности включения затрат на покупку авто в сумму расходов для целей налогообложения и в состав налоговых вычетов, особенно если покупается легковой автомобиль. ИП должен будет подтвердить свое право на включение суммы в состав вычетов и в состав расходов.

Автомобиль должен быть принят ИП на учет в качестве основного средства, в налоговую инспекцию необходимо будет представить документы, подтверждающие приобретение автомобиля (договор поставки, счет-фактуру, товарную накладную, платежные поручения), а также документы, подтверждающие его использование в предпринимательской деятельности (в том числе документы, подтверждающие приобретение топлива, расходы по страхованию, техническому обслуживанию и ремонту, проведению техосмотра, путевые листы (требования к их оформлению содержатся в ст. 6 Федерального закона от 08.11.2017 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и в п. 6, 9, 10 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152) и т.д.).

Если ИП применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, то для некоторых видов деятельности (оказание услуг по перевозке грузов и пассажиров) количество автотранспортных средств будет учитываться при определении налоговой базы.

При последующей эксплуатации ИП будет вправе учитывать в составе расходов по налогу на прибыль расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией транспортного средства (расходы на ГСМ, страхование, проведение техосмотра, ремонт, оплату парковки), кроме штрафов ГИБДД, а также обязан уплачивать транспортный налог.

Таким образом, принимая решение оформлять автомобиль на ИП или нет, в первую очередь надо исходить из его планируемого использования. Если автомобиль будет использоваться в предпринимательской деятельности, он должен быть приобретен от имени ИП с оформлением всех необходимых документов. Если автомобиль требуется для личных, семейных нужд, сделку нужно оформить как простой договор купли-продажи с физическим лицом.

Лизинг автомобиля для ИП

Лизинг автомобиля для ИП

Бизнес индивидуальных предпринимателей вне зависимости от сферы деятельности, как правило, завязан на транспорте, наиболее выгодной и эффективной формой использования которого является лизинг. Существуют некоторые особенности финансовой аренды автомобилей для ИП, которые могут означать как преимущества, так и недостатки этого инструмента.

Что такое лизинг

Лизинг — вид финансовой услуги, в рамках которой лизинговая компания приобретает и передает в пользование клиенту движимое или недвижимое имущество, необходимое последнему для ведения или расширения бизнеса, а взамен получает денежное вознаграждение. При этом собственником объекта лизинга является арендодатель, но в зависимости от условий финансовой сделки арендатор имеет возможность выкупить его после того, как закончится действие лизингового договора.

Среди индивидуальных предпринимателей наиболее востребованным является автолизинг, поскольку, согласно статистике, в 80% случаев их деятельность предполагает использование транспорта. Это могут быть как коммерческие перевозки грузов или пассажиров, так и регулярные деловые поездки самого бизнесмена на встречи с клиентами или партнерами.

Положительные моменты лизинговой сделки для ИП

Финансовая аренда автомобиля предполагает ряд преимуществ для ИП, которые выгодно отличаются в сравнении, например, с кредитованием.

  • Лизинг позволяет в кратчайшие сроки получить в пользование транспортное средство для ведения предпринимательской деятельности при минимальных затратах, поскольку авансовый платеж составляет от 10%, а более длительный по сравнению с кредитованием срок финансовой аренды (до 5 лет) уменьшает размер ежемесячных выплат.
  • Лизинговые компании предъявляют к потенциальным заемщикам менее жесткие требования, чем банковские организации, в части срока деятельности ИП, его финансового положения и оборотов. Кроме того, от индивидуального предпринимателя не требуется предоставление бизнес-плана.
  • Решение о возможности заключения сделки с ИП лизинговые организации принимают в короткие сроки (1-5 дней). При этом необходимый комплект документов для подписания договора аренды гораздо меньше, чем требуется для получения кредита, ведь предмет лизинга остается собственностью арендодателя, что минимизирует его риски.
  • Для заключения лизинговой сделки заемщику, как правило, не требуется искать поручителей или предоставлять залог, если только речь не идет о финансовой аренде без первоначального взноса.
  • Большинство лизинговых организаций предоставляют клиентам право самостоятельно выбрать поставщика товара, который приобретается в лизинг.
  • В рамках некоторых режимов налогообложения для индивидуальных предпринимателей при финансовой аренде предусмотрены налоговые льготы.
  • Лизинговые компании в случае необходимости могут предоставить отсрочку платежа без начисления штрафных санкций.
  • Арендатор имеет возможность досрочно выкупить предмет лизинга, но только после определенного срока (от 6 месяцев), предусмотренного соглашением между сторонами.

Отрицательные аспекты лизинга для предпринимателей

Вместе с тем существует и ряд моментов, на которые также стоит обратить внимание индивидуальным предпринимателям при заключении лизинговой сделки.

  • Предмет лизинга остается в собственности арендодателя на протяжении всего срока действия лизингового договора. В связи с этим индивидуальный предприниматель не может продать лизинговое имущество в случае необходимости. А главный риск для арендатора заключается в том, что лизинговая организация имеет право расторгнуть сделку в одностороннем порядке и изъять у клиента предмет лизинга без возврата ранее выплаченных платежей, но данная мера может быть предпринята только в случае нарушения условий соглашения со стороны лизингополучателя (просрочка платежей, отсутствие страховки, частые аварии и т.д.).
  • Условия предоставления имущества в лизинг, определенные в договоре арендодателем, могут не отвечать запросам ИП для его коммерческой деятельности (например, ограничения по пробегу, запрет на предоставление предмета лизинга в аренду третьим лицам и т.д.).
  • Согласно законодательству, предмет лизинга в обязательном порядке должен быть застрахован за счет арендатора. Среди прочих дополнительных трат, которые несет индивидуальный предприниматель при исключении лизингового соглашения, – необходимость нотариального заверения сделки в размере 1% от суммы договора. В целом, финансовая аренда имущества предполагает вознаграждение лизинговой организации, что означает переплату по сравнению с покупкой за собственные средства.

Условия получения автомобиля в лизинг

Для заключения лизинговой сделки индивидуальный предприниматель должен соответствовать ряду требований, которые предъявляют к заемщикам арендодатели.

  • Возраст ИП – от 21 года (у некоторых лизинговых организаций – от 23 лет);
  • Срок ведения предпринимательской деятельности – не менее 6 месяцев (у некоторых лизинговых организаций – более 1 года);
  • Прибыльность бизнеса – минимум 3 месяца работы без убытков.

Для подтверждения данных параметров индивидуальному предпринимателю необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • Паспорт РФ;
  • Выписка из ЕГРИП;
  • Свидетельства ОГРН и ИНН;
  • Регистры учета (например, КУДиР) и налоговые декларации, подтверждающие требуемые показатели бизнеса;
  • Выписка из банка с оборотами по счетам (с теми же целями, что и регистры учета).

Добавим также, что для одобрения заявки на услуги финансовой аренды в некоторых компаниях может потребоваться подтверждение положительной кредитной истории.

Как взять машину в лизинг для ИП: пошаговая инструкция

Процедура лизинга автомобиля имеет стандартную схему реализации и механизм выполнения, с которыми индивидуальному предпринимателю следует ознакомиться заранее.

  • Клиент выбирает у продавца автомобиль, соответствующий коммерческим целям ИП;
  • Клиент выбирает лизинговую организацию с наиболее подходящими условиями;
  • Клиент отправляет запрос лизинговой компании на предварительный расчет договора аренды;
  • Клиент предоставляет в лизинговую организацию комплект документов;
  • Лизингодатель производит оценку финансового положения ИП;
  • При положительном решении стороны заключают лизинговое соглашение;
  • Лизингополучатель перечисляет аванс по договору аренды;
  • Лизинговая организация покупает транспортное средство и передает его в пользование заемщику;
  • ИП производит ежемесячные платежи согласно договору аренды;
  • По истечению срока действия сделки арендатор может выкупить автомобиль по остаточной стоимости или вернуть его лизинговой компании.

Можно ли приобрести авто в лизинг без НДС?

Как известно, многие лизинговые организации являются плательщиками НДС и начисляют на услуги финансовой аренды 20%. В результате конечная стоимость договора лизинга для ИП, как лизингополучателя, заметно возрастает. При этом большинство индивидуальных предпринимателей применяют специальные налоговые режимы и не имеют возможности принимать уплаченный арендодателю НДС к вычету.

Так, к примеру, ИП, применяющие УСН «доходы минус расходы», могут уменьшить налоговую базу на величину произведенных ими лизинговых платежей, включая НДС. Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН «доходы», не вправе учитывать затраты, понесенные по лизинговому соглашению, в базе по налогу. Однако и в этом случае существует решение, позволяющее приобрести автомобиль в лизинг без НДС: необходимо найти лизинговую организацию, которая также работает по «упрощёнке» и не включает НДС в стоимость своих услуг. Однако надо иметь в виду, что таких компаний не так уж много, поскольку существует ряд требований для работы по УСН, которым большинство лизингодателей в силу специфики или масштабов своей деятельности соответствовать не могут.

Таким образом, мы видим, что лизинг, как сочетание аренды и кредитования, несет в себе неоспоримые преимущества для ИП, которые во многом нивелируют имеющиеся недостатки. Об этом свидетельствует растущая популярность финансовой аренды автомобилей среди индивидуальных предпринимателей, что обусловлено как потребностью в транспорте для ведения предпринимательской деятельности, так и малым финансированием малого и среднего бизнеса.

Как ИП оформить покупку автомобиля

Как ИП оформить покупку автомобиля

Я ИП, хочу купить автомобиль. Как лучше его оформить? Какие могут быть сложности? И что по этому поводу может спросить налоговая?

Александра Тюрина

Марина Калмыкова

Отвечаем: налоговая заинтересуется, если вы купили автомобиль как ИП, но не используете его для работы

Для налоговой все просто: если нужна машина, чтобы на ней развозить товар, — вопросов нет, можно оформлять автомобиль на ИП. Если для бизнеса машина не нужна — например, у ИП ногтевая студия, то нужно покупать на физлицо.

На практике автомобиль часто оформляют на ИП, чтобы вписать его в расходы и уменьшить налог: платишь за обслуживание машины, но платишь меньше налогов.

Статья 346.16 — что ИП на упрощенке 15% могут включить в расходы

Это подходит для предпринимателей на основной системе налогообложения или на упрощенке 15%. По закону налог платится с доходов, из которых вычли расходы. Автомобиль, который используется, чтобы получать прибыль, относится к расходам.

Статья 247 НК — о налоге, который платится с прибыли

ИП на патенте или УСН 6% не могут уменьшить налог на расходы, поэтому им лучше оформлять автомобиль на физлицо — для этого подойдет обычный договор купли-продажи. Такой способ проще: не нужно оформлять путевые листы и доказывать налоговой, что ИП использует автомобиль для предпринимательской деятельности.

Какие документы нужны, чтобы оформить автомобиль на ИП

Чтобы можно было учесть автомобиль в расходах и налоговая не задавала вопросов, нужно:

  • купить автомобиль. ИП оформляют договор на поставку, счет-фактуру и товарную накладную;
  • зарегистрировать автомобиль в ГИБДД. Заявление можно подать через Госуслуги. Сам процесс регистрации займет пару часов;

Форма № ОС-1 — акт о приеме-передаче объекта основных средств с сайта Консультанта

Как доказать налоговой, что автомобиль нужен для работы

По-настоящему бесплатный тариф для бизнеса!

Кажется, что с этим все просто: сохраняешь чеки с заправок и спокойно уменьшаешь налоги. Но налоговую это не убедит: так она не знает, куда ездит предприниматель, — доставляет заказы или возит детей в школу. Чтобы включить затраты на автомобиль в расходы, одних чеков на бензин не хватит.

Что нужно оформлять и хранить:

    документы на покупку автомобиля. Это договор поставки, счет-фактура, товарная накладная и платежка из банка. Они подтверждают факт и стоимость покупки;

Если у налоговой возникнут вопросы, эти документы помогут ее убедить.

Что делать, если бизнес не связан с перевозками, а машина все равно нужна

Я сделала идеальную табличку для салона, а через месяц ее украли

Бывает так, что ИП работает, например, дизайнером интерьеров или юристом, и автомобиль нужен, чтобы встречаться с клиентами или осматривать помещения.

Для этого можно прописать в договоре с клиентами такую формулировку: «Работа, оказание услуг или переговоры ведутся на территории клиента», а еще заполнять путевые листы и сохранять чеки. Правда, налоговую это может не убедить, поэтому с таким родом деятельности лучше покупать машину на физлицо.

Что будет, если уменьшить налог, а налоговая не поверит

Самое страшное, что может случиться, — налоговая скажет, что ИП необоснованно уменьшил налог, и доначислит недостающую сумму. И еще пени и штраф за то, что налог не был уплачен вовремя. Решение налоговой можно оспорить.

Бесплатная бухгалтерия, перевод до 250 тыс. руб. на личную карту без комиссии и бесплатные платежки контрагентам

В помощь предпринимателю. Нюансы продажи и покупки автомобиля на ИП

Купля-продажа транспортного средства обычным гражданином происходит без каких-либо особенностей. Но когда в этом процессе участвует индивидуальный предприниматель, сразу возникает множество вопросов. Как правило, сама сделка происходит одинаково, однако в дальнейшем ИП должен знать некоторые нюансы.

Особенности налоговых режимов: что нужно знать предпринимателю при покупке автомобиля?

После регистрации индивидуальный предприниматель — это не обычное физическое лицо, а субъект, ведущий свое дело, который:

  • открывает расчетные счета;
  • платит налоги;
  • оформляет страховку;
  • отчитывается перед налоговыми структурами.

Если ИП приобрел машину для предпринимательской деятельности, то она становится элементом налогообложения. Однако в этом процессе есть свои особенности, зависящие от формы и методов покупки.

  • Если во время государственной регистрации лицо выбрало упрощенную систему налогообложения (УСН Доходы минус расходы), то купленный автомобиль может снизить размер налоговых выплат.
  1. написать приказ на свое имя, где будет зафиксировано, что транспортное средство используется исключительно по работе, а не в обычной жизни;
  2. при пользовании автомобилем оформлять путевые листы, которые станут доказательством того, что предприниматель владеет машиной для предпринимательской деятельности.

На самом деле, выбор ОСНО неудобен для ИП, так как после покупки авто возникает множество вопросов и задач касательно того, как вписать затраты на авто в расходы.

Регистрация автомобиля даёт возможность предпринимателю использовать его для своего дела и документально производить расходы, затрачиваемые на эксплуатацию, в категорию обслуживания транспортного средства. Это снижает количество объектов налогообложения, в которых фиксируются все платежи.

Для индивидуального предпринимателя регистрация ТС происходит согласно общим правилам, предусмотренным для физических лиц. При этом нет серьезных условий к тому, чтобы транспорт использовался только для доставки или перевозки, поэтому возможно садиться за руль для выполнения других основных видов деятельности.

В таком случае все средства, которые будут израсходованы на бензин, масло, ремонт и другие автомобильные операции, можно фиксировать как служебно-транспортные расходы.

Если коммерсант купил ТС как физическое лицо

Индивидуальный предприниматель — это и есть физическое лицо, которое зарегистрировано в установленном регламентом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность. Согласно ст. 212 Гражданского кодекса, ИП не является субъектом права собственности. Таким образом, покупка транспортного средства всегда на физическое лицо.

ГК РФ Статья 212. Субъекты права собственности

  1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
  2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
  3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Основное отличие возникает тогда, когда определяется цель использования автомобиля. При эксплуатации машины в личных целях ИП не отчитывается в налоговой о расходах на транспортное средство, а с полученного дохода от продажи уплачивает только 13% НДФЛ. Подробно о том, нужно ли платить НДФЛ и в каких случаях и как уменьшить сумму или избежать взноса, читайте в этом материале.

В свидетельстве ТС можно зафиксировать информацию о том, что владелец машины — индивидуальный предприниматель. Для этого в документе выделена графа «Особые отметки».

Пошаговая инструкция для оформления приобретенного ТС

Индивидуальные предприниматели, которые приобрели транспортное средство для ведения собственного дела, должны выполнить ряд действий согласно регламенту МВД России №399.

Список документов

В первую очередь для регистрации своего автомобиля нужно собрать пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ;
  • технический паспорт ТС;
  • договор купли-продажи автомобиля;
  • полис ОСАГО;
  • заявление;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • заявление.

Куда подавать?

Регистрация транспортного средства происходит в региональном МРЭО ГИБДД. Перед посещением желательно заранее записаться по телефону, на сайте Госуслуг и официальном портале инспекции.

В ГИБДД потребуется выполнить следующие манипуляции:

  1. предоставить сотруднику все документы;
  2. пройти осмотр автомобиля;
  3. получить отметку об осмотре и составить заявление.

Спустя некоторое время нужно явиться в эту же организацию и забрать регистрационные документы.

Стоимость процедуры

Стоимость оформления документации регулируется Налоговым кодексом РФ. В 2019 году государственная пошлина составляет:

  • за выдачу новых номерных знаков на ТС — 2000 рублей;
  • за выдачу ПТС — 800 рублей;
  • за внесение изменений в ПТС — 350 рублей;
  • за выдачу СТС — 500 рублей.

При покупке подержанного автомобиля сменять предыдущие госномера не обязательно, тогда и финансовые затраты снизятся (как оставить прежние номера при продаже и покупке автомобиля?). Также оформление обойдется дешевле, если для регистрации использовать сервис Госуслуги — скидка на оплату пошлины составит 30%.

Особенности оплаты: по безналу и за наличные

Оплата покупки автомобиля безналичным расчетом — наиболее приемлемый вариант. Транспортное средство — это дорогостоящий продукт, поэтому рискованно носить с собой крупные суммы в наличном виде. Но стоит помнить некоторые особенности:

  • При оплате покупки с карты может взиматься комиссия. Даже небольшой процент не выгоден продавцу автомобиля, поэтому он будет настаивать на оплате наличными средствами.
  • При переводе денег через расчетный счет банк взимает комиссию с покупателя.

При первом варианте оплату лучше производить через личный счет. Часто при расчете наличкой автосалон предлагает покупателям хорошую скидку, да и при таком способе оплаты покупка происходит быстро и без задержек.

Индивидуальному предпринимателю положено использовать наличные деньги в следующих ситуациях:

  • оплата зарплаты;
  • под отчет;
  • страховые взносы;
  • личные нужды;
  • оплата услуг подрядчика;
  • возврат денег;
  • выплата денег платежному агенту.

Покупку транспортного средства можно внести в категорию личные нужды. Для этого потребуется оформить товарный и кассовый чек.

Оформить машину на субъекта хозяйствования: плюсы и минусы

Плюс приобретения автомобиля в качестве объекта для предпринимательской деятельности в том, что ИП, находящийся на ОСНО, имеет право оформить возврат НДС. Также автомобиль — инструмент для ведения предпринимательской деятельности, поэтому расходы на него можно зачитывать в качестве расходов предпринимательской деятельности.

  • ведение путевых листов;
  • сбор чеков, квитанций и договоров, связанных с ТС;
  • отсутствие возможности получить возврат НДС у ИП, работающих по УСН и ЕДВН.

Физлицо продает машину, используемую в предпринимательской деятельности

Для государственных органов принципиальной разницы в том, кто продает авто, нет, поэтому весь этап продажи автомобиля одинаков как для ИП, так и физического лица.

  1. Первым делом необходимо разместить объявление о продаже автомобиля с точным описанием и ценой.
  2. Когда найдется претендент на покупку ТС, требуется устроить осмотр машины.
  3. Далее заключается сделка, оформляется договор купли-продажи и передаются документы новому владельцу.

Такие налоги актуальны для предпринимателя, работающего по ОСНО. Если он производит выплаты в казну государства согласно упрощенной системе налогообложению, то лицо должно включить доход в налоговую базу для расчета сбора в размере 6% или 15% от схемы «Доходы минус расходы». При использовании ЕНВД ИП уплачивает налог в виде фиксированной суммы на прибыль, рассчитанной в индивидуальном порядке.

После продажи транспортного средства нужно составить декларацию по форме 3-НДФЛ и отчитаться в налоговой не позднее 30 апреля следующего года. Бланк можно заполнить в электронном виде или от руки. При опоздании ИП грозит штраф в размере 5% от неотчитанной суммы. Согласно письму Минфина РФ №03-02-07/1/3242, штраф не может быть менее 1000 рублей и больше 30% от указанной суммы.

Частые вопросы и ответы при продаже и приобретении

Несмотря на несложность процессов покупки или продажи автомобиля, у индивидуальных предпринимателей возникают некоторые вопросы.

    Какие доказательства предоставить налоговой для доказательства того, что транспорт используется для работы?

К сожалению, обычных чеков оплаты за бензин недостаточно. Необходимо всегда при себе иметь:

  • Бумаги на приобретение машины (товарная накладная, выписка из банка, договор поставки).
  • Путевые листы, позволяющие следить за работой водителей. Они отображают, сколько времени лицо провело за рулем и какое количество топлива потратил.
  • Документы, подтверждающие автомобильные расходы на страховку, технический осмотр, бензин, ремонт, платные автостоянки (чеки, квитанции, договоры).

Таким образом, от цели использования транспортного средства зависит размер налога от продажи автомобиля или получения дохода в процессе коммерческой деятельности. Сам процесс купли-продажи автомобиля у физического лица или индивидуального предпринимателя не имеет отличительных особенностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *