Аккредитация медработников в 2022 году
Аккредитация медицинских работников (врачей, фельдшеров и медсестер) в настоящее время осуществляется на основании Приказа №1081н Минздрава РФ. Он будет действовать вплоть до 1 марта 2023 года, после чего скорее всего сменится другим регулирующим документом. Его обсуждение пока не закончено, а это значит медики, чья аккредитация выпадает на начало 2023 года, будут проходить её по нынешним правилам.
Как набрать баллы для аккредитации врачу
По системе непрерывного медицинского образования врачи обязаны регулярно повышать уровень знаний. Засчитывается не только дополнительное образование в виде курсов повышения квалификации, но и участие в семинарах, вебинарах, конференциях, то есть учитывается суммарный объем полученных знаний. Врач выбирает один из вариантов:
Курсы повышения квалификации (ПК) длительностью 144 часа. Подтверждение обучения на портале НМО не обязательно.
144 часа ПК на аккредитованном НМО портале.
74 часа курсов ПК и 70 часов неформального образования.
Врачи могут предъявить работодателю только сведения о прохождении аккредитации: бумажный или электронный сертификат не обязателен. Если медработник проходил профпереподготовку, диплом об обучении необходимо вложить в пакет документов, требуемых аккредитационной комиссией. Портфолио необходимо оформлять согласно образцу из Приложений к приказу №334н.
Источник фото Racool_studio/freepik
Система начисления ЗЕТ осуществляется за курсы ПК, неформальное обучение, достижения медработников за прошлые годы работы.
Документы для аккредитации врача
Если происходит первичная аккредитация, то врачу требуется следующий пакет документов:
Заявление на допуск к аккредитации за подписью руководителя лечебного учреждения (начмеда, главврача);
Копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;
Копия документа о смене Ф.И.О., если сведения в документах отличаются;
Копии документов об образовании: диплома вуза, а также интернатуры/ординатуры;
Копия дипломов о профессиональной переподготовке (при наличии);
Копию трудовой книжки или иные данные о профдеятельности (если имеются);
При повторной аккредитации к этому пакету документов нужно присовокупить ещё три важных документа:
Портфолио — отчет специалиста о профессиональной деятельности за 5 лет;
Копии удостоверений о повышении квалификации за пятилетний цикл;
Копию сертификата специалиста или сведения об аккредитации.
Подача документов на аккредитацию
Установлен также порядок подачи документов в аккредитационной комиссии. Сделать это можно тремя способами:
Через Личный кабинет в Федеральном регистре медицинских работников (ФРМР);
Лично, либо через доверенное лицо (во втором случае необходимо написать доверенность).
Подавать документы следует за 2–3 месяца до истечения срока действия сертификата или свидетельства. Примерно за это время комиссия изучит все документы и примет решение о соответствии медика занимаемой должности, после чего продлит документы. В противном случае, если специалист замешкается с подачей, предыдущая аккредитация будет аннулирована, и руководство лечебного учреждения вынуждено будет отстранить его от работы, поскольку неаккредитованный медработник не имеет права заниматься лечебной деятельностью.
Порядок проведения первичной аккредитации
В приказе описан порядок первичной аккредитации для медработников в 2022 году. Он осуществляется в три этапа:
Тестирование из 60 вопросов. На 1 вопрос дается минута. Чтобы перейти на следующий уровень, нужно набрать более 70% верных ответов.
Решение практических задач. Отработка приемов и навыков на манекенах. Специалистам с высшим образованием нужно выполнить 5 заданий, медработники среднего звена решают одну задачу.
Ситуационные задачи. Этот этап проводится только для специалистов с высшим образованием. Врачи решают две задачи по 12 вопросов в каждой.
Как оспорить решение комиссии при аккредитации врача?
Решение аккредитационной комиссии можно оспорить, если результат выглядел спорным, либо комиссия вела себя предвзято. С этой целью весь процесс снимается на видео. Запись можно приобщить в качестве доказательства. Решение о прохождении аккредитации выносится комиссией в течение двух дней. Через три дня специалисту отправят письменное извещение о результатах. Через месяц медработник получает подтверждающее свидетельство.
Подать апелляцию о несогласии с результатом можно в течение двух дней после обнародования итогов аккредитации. Порядок рассмотрения апелляций пока несовершенен, поэтому скорее всего в следующем приказе Минздрава он изменится.
Аккредитация
проводится для специалистов, которые уже получали специалисты сертификат или свидетельство об аккредитации, и им нужно получать новый допуск к медицинской деятельности.
На данный момент имеет один этап — оценка портфолио.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 5 июня 2020 г. N 16-7/И/2-7881 О предложениях по формированию и проведению оценки портфолио — скачать
Согласно предложению Минздрава, медработнику, попадающему под аккредитацию в 2021 году, достаточно будет предоставить сведения об освоении программ повышения квалификации совокупной трудоемкости не менее 144 ч. (ЗЕТ баллов), а сведений об участии в мероприятиях и освоении
онлайн-курсов должно быть не менее 6 ч. (ЗЕТ баллов).
Аккредитация для «чайников»
Старая добрая и всем привычная процедура сертификации канула в прошлое. На смену ей пришла пугающе непонятная аккредитация. Так ли страшна процедура, и как к ней подготовиться – разберемся вместе с помощью простой и понятной инструкции от «Медзнания».
Хорошие новости – для того, чтобы пройти периодическую аккредитацию, не нужно никуда идти или ехать . Процедура представляет собой один-единственный этап: оценку вашего портфолио – пакета документов, о которых мы поговорим ниже. Ваша задача – собрать этот пакет и отправить его в аккредитационный центр, а затем ждать вердикта комиссии.
Когда начинать подготовку к аккредитации
Ответ прост и суров – прямо сейчас. На это есть три причины:
- как только сертификат (или свидетельство об аккредитации) закончится, вы не будете иметь право легально работать по своей специальности;
- периодическая аккредитация – процесс совсем не быстрый. Изучать и оценивать ваше портфолио комиссия будет несколько месяцев. Шансов пройти аккредитацию за месяц-два нет, закладывать на нее лучше минимум полгода (а лучше больше).
- чем раньше вы перейдете к шагу 1 (обучению), тем проще и комфортнее для вас будет процесс.
Шаг 1. Обучение
Как и при сертификации, в первую очередь нужно пройти обучение – то есть, повысить свою квалификацию (ведь в этом и смысл непрерывного образования). А уже потом подавать документы на прохождение аккредитации.
Сколько именно нужно учиться – четко прописано в новом приказе об аккредитации. В 2022-м году нужно набрать не менее 144 образовательных часов. Как это сделать? К счастью, в наши дни есть великое множество курсов и других образовательных мероприятий, которые можно проходить не выходя из дома.
Способ платный. Курсы повышения квалификации
Как минимум 74 часа из положенных 144-х нужно обязательно набрать с помощью курсов повышения квалификации – например, вы можете набрать часы курсами, 36 часов или 72 часа на «Медзнании». Курсами можно набрать все 144 часа.
Какой бы курс вы не выбрали, важно, чтобы он соответствовал вашей специальности. Курс может быть аккредитован в системе НМиФО (тогда вы сможете найти его на официальном Портале НМО ), но даже если он не аккредитован, это не страшно. Главное, чтобы по итогам у вас было удостоверение от организации, имеющей образовательную лицензию.
Способ бесплатный. Вебинары, семинары и интерактивные образовательные модули
Если положенный минимум (74 часа) набран курсами повышения квалификации, остальные 70 можно набрать с помощью вебинаров, семинаров и ИОМ (интерактивных образовательных модулей), аккредитованных в системе НМО. Найти такие мероприятия можно на сайте Совета НМО, в разделе мероприятия .
У этого способа набора баллов есть плюсы – он бесплатный и помогает прослушать множество лекций на разные темы. Но есть и минусы – за один вебинар можно набрать не больше 1-2 баллов, семинары и ИОМ помогут набрать не более 6 баллов за день обучения. А значит, набирать баллы придется долго, и начинать лучше сильно заранее (в идеале, заниматься этим весь 5-летний цикл).
Шаг 2. Собираем пакет документов
После того, как 144 часа обучения пройдены, можно начинать собирать портфолио – пакет документов, который будет оценивать аккредитационная комиссия. Именно от того, насколько соответствуют документы требованиям комиссии, зависит, пройдете вы аккредитацию или нет.
Пакет документов условно состоит из четырех частей:
- копии необходимых документов;
- заявление на прохождение аккредитации;
- отчет о профессиональной деятельности;
- портфолио (сведения о повышении квалификации);
Копии необходимых документов
Для начала подготовимся к формированию пакета, сделав копии нескольких документов. Итак, копируем:
- паспорт (первую страницу);
- если вы меняли фамилию – документ, подтверждающий это (например, свидетельство о браке );
- предыдущий сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации (специальность должна обязательно соответствовать той специальности, по которой вы проходите аккредитацию , она и только она должна быть указана в заявлении и в отчете о проф.деятельности) — сертификат или свидетельство нужно заверить в отделе кадров, у нотариуса или в образовательной организации ;
- диплом о высшем или среднем образовании. Желательно – с приложениями к диплому, но если они потеряны (как у многих из нас), то без них. Если нет и самого диплома, можно приложить выписку из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии; — Диплом или выписку нужно заверить в отделе кадров, у нотариуса или в учебном заведении
- копии всех страниц трудовой книжки (если вы на военной или приравненной к ней службе – копию иного документа, подтверждающего ваш стаж); —трудовую книжку или иной документ нужно заверить в отделе кадров или у нотариуса
- СНИЛС
- копии удостоверений о повышении квалификации (тех самых курсов, о которых мы писали выше)
Важно! Оригиналы документов высылать не нужно – вам их не вернут.
Заявление на прохождение аккредитации
Переходим к заполнению бланков. Для заявления на аккредитацию есть шаблон , утвержденный приказом (никакие другие шаблоны использовать нельзя). Его нужно скачать на свой компьютер и заполнить все графы. Графы с пометкой «при наличии» заполняются, только если они для вас актуальны (например, если вы не проходили профессиональную переподготовку, соответствующую графу заполнять не нужно). За пример можно взять вот этот образец уже заполненного заявления.
Обратите внимание, что в заявлении есть графа №7 «Копии документов о квалификации, подтверждающих сведения об освоении программ повышения квалификации за отчетный период» . В этой графе перечисляем сведения удостоверений, полученных вами после прохождения курсов с указанием серии, номера, даты выдачи, периода обучения и организации, которая вам эти документы выдала . Эти удостоверения мы уже копировали, а чуть позже они нам понадобятся еще раз, при заполнении портфолио.
Важно быть очень внимательным – очень часто документы «разворачивают» именно из-за мелочей в заполнении бланков. Например, в заявлении неверно указана специальность (не соответствует сведениям из трудовой книжки или сертификату специалиста). Или – казалось бы, пустяк – нет вашей подписи на документе. Соответственно, после заполнения заявление нужно распечатать и подписать.
Отчет о профессиональной деятельности
Эта часть уже интереснее, и вызывает немало вопросов. Шаблон отчета тоже утвержден приказом, использовать можно только его. Отчитываемся сразу за весь отчетный период – это 5 лет, с момента получения вашего предыдущего документа о допуске к проф.деятельности (сертификата или свидетельства об аккредитации). Этот срок указывается на первой странице отчета (например, с 10.06.2017 по 10.06.2022).
Следующие страницы отчета заполняются только по последнему месту работы. Если вы сменили несколько мест работы за последние пять лет, все эти данные покажет трудовая книжка. Работа на часть ставки или по совместительству (по специальности!) тоже считается – в таком случае прилагаем соответствующие справки с места работы.
Часто возникает вопрос – что должно быть в описании выполняемой работы? Ничего сверхъестественного придумывать не нужно, достаточно просто открыть профессиональный стандарт по вашей специальности и выписать из него ваши трудовые функции. Лишние подробности не нужны – пишем кратко и четко. Пример уже заполненного отчета вы можете посмотреть по этой ссылке .
Важный момент – перед отправкой отчет нужно заверить у вашего работодателя (нужны его подпись и печать наверху первой страницы). Есть отдельные случаи, когда отчет можно отправлять незаверенным:
- вы сами работодатель (владелец или руководитель медучреждения);
- в данный момент вы не работаете;
- ваш работодатель не готов заверять отчет (например, если вы совсем недавно устроились на работу) – в этом случае нужно попросить его написать мотивированный отказ в свободной форме с его подписью и печатью и приложить этот отказ к пакету документов.
Портфолио
Портфолио тоже заполняется по утвержденному образцу . С первой страницей всё понятно – указываем ФИО, СНИЛС, название организации, в которой работаете, и т.д. Далее идут две таблички. В первую таблицу вносим сведения о пройденных курсах (которые мы уже указывали в заявлении и подтвердили скан-копиями удостоверений).
Во вторую таблицу вносим данные о посещенных вебинарах, конференциях, ИОМ, за которые вы получали баллы (они же зеты/кредиты) на портале НМО. Не путать с курсами, за которые вы также получили баллы НМО – их мы уже внесли в первую табличку, дублировать не нужно. Во вторую их нужно вносить только если по итогам вам не выдали удостоверение, а только баллы. Такое бывает, хотя и очень редко.
Ускорить процесс заполнения второй таблички поможет ваш личный кабинет на портале НМО. Из него можно выгрузить сведения о накопленных баллах за отчетный период сразу в форме таблицы. Но перед тем, как вставить её в портфолио, сверьтесь с образцом: лишние столбцы нужно будет убрать. По традиции, предлагаем взять для примера образец уже заполненного портфолио .
Важно! Перед тем, как отправлять копии удостоверений о повышении квалификации , обязательно проследите, чтобы данные о них были внесены в ФРДО – федеральный реестр документов об образовании. Как это сделать:
- Перейти на сайт ОбрНадзора ;
- Прокрутить страницу сайта вниз, пока не дойдете до красной строчки «СЕРВИС ПОИСКА СВЕДЕНИЙ О ДОКУМЕНТАХ ОБ ОБРАЗОВАНИИ»; нажать кнопку «открыть» под этой строчкой;
- Ввести необходимые данные в открывшиеся графы: наименование организации, в которой вы проходили обучение (например, Общество с ограниченной ответственностью Учебный центр «ЗНАНИЕ»), вашу фамилию, серию бланка удостоверения и т.д.
- Если сведения о вашем удостоверении или дипломе внесены в ФРДО, откроется информация о них. На сайте ОбрНадзора эту информацию сможет проверить ваш работодатель или сотрудник ФАЦ при проверке документов для прохождения аккредитации.
Иногда внесение данных в ФРДО занимает определенное время, а подавать на аккредитацию нужно срочно. Тогда ваши удостоверения нужно будет заверить перед отправкой на аккредитацию. Заверить их могут:
- ваш работодатель;
- образовательная организация, в которой вы проходили курс;
- нотариус.
Заверенные документы комиссия примет, даже если данные о них еще не внесены в ФРДО.
Шаг 3. Отправляем пакет документов в ФАЦ
На этом этапе можно смело выдохнуть – документы собраны, заверены и подписаны (перепроверьте еще раз, на всех ли бланках вы поставили свою подпись?) и готовы отправиться на оценку. Вы можете их передать в ФАЦ:
- в бумажном виде – лично или заказным письмом по адресу 125993, г. Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1 (специалистам с высшим образованием) и 107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 2 (специалистам со средним образованием);
- в электронном виде – с помощью вашеголичного кабинетав ФРМР (федеральный реестр медицинских работников). Напомним, в электронном виде все сканы должны быть с подписями и печатями. То есть, сначала мы распечатываем бланки, потом подписываем их, затем сканируем и уже этот скан высылаем в ФАЦ.
Как узнать вердикт комиссии, что делать, если она вынесла решение «не сдано» и по каким причинам такое чаще всего происходит – расскажем в нашей следующей инструкции. А с какими вопросами столкнулись вы при подготовке к аккредитации? Пишите в комментариях, мы подробно разберем каждый из них в наших следующих статьях.
Документы для прохождения периодической аккредитации
В соответствии с пунктом 54 приказа Минздрава России от 22 ноября 2021 г. № 1081н «Об утверждении положения об аккредитации специалистов» для прохождения периодической аккредитации специалиста аккредитуемые представляют в Федеральный аккредитационный центр среднего медицинского образования документы, одним из следующих способов:
Аккредитуемым или его представителем на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации
По адресу 107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 2
По адресу 107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 2 в Федеральный аккредитационный центр среднего медицинского образования
С использованием федерального регистра медицинских и фармацевтических работников, являющегося подсистемой единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, посредством их преобразования в электронную форму путем сканирования или фотографирования с сохранением их реквизитов
Пунктом 55 приказа Минздрава России от 22 ноября 2021 г. №1081н «Об утверждении положения об аккредитации специалистов» утвержден перечень документов для прохождения периодической аккредитации: