Аффилированность организаций: определить надежного партнера
Аффилированность – способность физического или юридического лица оказывать влияние на деятельность других юридических лиц или физических лиц, в рамках предпринимательской деятельности. Также Аффилированностью считают взаимозависимость между хозяйствующими субъектами.
В рамках получения информации о Юридических лицах, при проверке Контрагентов, необходимо знать, сколько компания имеет Обособленных подразделений (филиалов, представительств), сколько компаний учредила, какие доли имеет в учрежденных юридических лицах, какими компаниями управляет. По Руководителю (Директору, Управляющему) организации также необходимо проверять аффилированность – в каких компаниях Руководитель (ООО, ЗАО, ОАО и т.д.) является директором, учредителем, имеет ли дополнительно статус Индивидуального Предпринимателя.
На портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС, Вы можете бесплатно проверить и узнать онлайн аффилированность Руководителя (Директора) Юридического лица (ООО, ЗАО, ОАО), провести поиск по базе ЕГРЮЛ / ЕГРИП, выявить и построить связи Руководителя с другими компаниями и ИП, оценить “массовость”. Также Вы можете проверить аффилированность Юридического лица (ООО, ЗАО, ПАО).
Данные на портале ежедневно обновляются и синхронизируются с сервисом nalog.ru ФНС РФ*.
Для проверки аффилированности (построения связей) Юридических лиц, Индивидуального Предпринимателя или Руководителя, необходимо найти организацию по ФИО Руководителя / ИНН / ОГРН / ОКПО / Наименованию компании.
Для поиска воспользуйтесь поисковой строкой:
Проверять аффилированность компаний необходимо в рамках проверки контрагента. Наличие зарегистрированных обособленных подразделений (филиалов, представительств), а также учрежденные юридическим лицом организации, могут существенно снизить риски при работе с данным Контрагентом. И наоборот, в случае если Руководитель имеет признаки “массового заявителя” (является еще руководителем многих компаний – проверять рекомендуем по ИНН, по ФИО возможны совпадения) это может являться признаком компании-однодневки ( неблагонадежной компании).
Также в случае если компания оформлена на подставное лицо (массового заявителя), крайне не рекомендуется иметь деловые отношения с данной компанией, во избежание финансовых потерь и претензий со стороны налоговых органов.
Полная информация об Организациях доступна в Премиум доступе.
Желаем Вам плодотворной, комфортной работы на портале, используя поиск и проверку аффилированности Организаций, Руководителей и ИП!
Ваш ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ.
* Данные ЕГРЮЛ / ЕГРИП являются открытыми и предоставляются на основании п.1 ст.6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, а именно сведения о документах, удостоверяющих личность физического лица.
Будьте начеку! 17 бесплатных сервисов для проверки контрагента
Ответственность за последствия работы с недобросовестным контрагентом лежит на компании. Ошибка в выборе бизнес-партнера может привести к проблемам с налоговиками и обвинениям в получении необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, она часто ведет к убыткам из-за срывов договоренностей или обмана.
Должная осмотрительность при выборе контрагента
В письме от 30.11.2012 № ЕД-4-3/20268@ ФНС России в целях проявления должной осмотрительности определяет право налогоплательщиков:
Запрашивать у контрагентов необходимую информацию, которая не является коммерческой тайной.
Пользоваться электронными сервисами ФНС России.
Обращаться в налоговые органы по месту учета контрагентов об установленных в отношении последних нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.
Перед началом сотрудничества запросите у компании копии устава, свидетельства о госрегистрации, свидетельства о постановке на учет в ФНС, паспорта директора и бухгалтерскую отчетность за прошлый год. Также воспользуйтесь бесплатными сервисами для проверки контрагентов.
Сервисы ФНС для проверки контрагентов
Сайт Налоговой службы предоставляет возможности для поиска нужной информации и проверки контрагентов:
Сервис «Прозрачный бизнес» (работает в тестовом режиме). Предоставляет комплексную информацию о налогоплательщике-юрлице. Дублирует функционал некоторых сервисов, приведенных ниже.
Сведения о юрлицах с задолженностью по уплате налогов или не предоставляющих налоговую отчетность более года. Сервис также содержит данные о юрлицах с задолженностями, которые направлялись на взыскания судебным приставам.
Адреса с несколькими юрлицами. Массовая регистрация компаний по одному адресу.
Другие бесплатные способы проверки контрагентов
В интернете получить сведения о деятельности бизнес-партнера можно через поисковики (упоминания о компании в СМИ), в сервисах онлайн-карт (проверить наличие и фотографии офиса компании) и непосредственно на сайте контрагента (крупные клиенты, выполненные проекты, отзывы).
Дополнительную информацию предоставляют сервисы:
Проверка по списку недействительных российских паспортов. Информационный сервис МВД, который поможет проверить паспорт руководителя компании-контрагента.
Картотека арбитражных дел. Содержит сведения по 26 млн дел.
Единый реестр проверок. Данные по проверкам юрлиц и ИП на портале Генпрокуратуры.
Запомнить
- Каждый предприниматель или компания самостоятельно отвечает за сотрудничество с недобросовестными контрагентами.
- Работа с такими партнерами может привести к проблемам с Налоговой и обвинениям в получении необоснованной налоговой выгоды.
- Всегда запрашивайте копии основных документов компании перед началом сотрудничества с ней.
- Проверить контрагента можно также в интернете: ФНС и другие ведомства предоставляют специальные сервисы, а косвенные данные есть в поисковиках, Яндекс. Картах и на сайте компании.
Степан Добродумов Автор медиапортала Русской Школы Управления
Аффилированность: что скрывается за понятием
Кто относится к аффилированным лицам и компаниям? Как они могут повлиять на работу организации? Что необходимо учитывать при оформлении сделок с их участием? Давайте разберемся вместе.
Кто относится к аффилированным лицам и компаниям? Как они могут повлиять на работу организации? Что необходимо учитывать при оформлении сделок с их участием? Давайте разберемся вместе.
Понятие аффилированных лиц
Слово происходит от английского «affiliation», обозначающего «присоединение, связь». В свою очередь, английский термин происходит от латинского «filius» – «сын». Кстати, «филиал» имеет тот же корень.
Иными словами, термин, вынесенный в заголовок, обозначает людей и организации, которые могут влиять на важные для компании решения. Например, определение стратегических целей, важные кадровые перестановки, крупные сделки.
В российском праве термин «аффилированность» впервые появился в 1991 году в законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Уточнения к этому закону вышли в 1998 году, именно они в деталях объяснили суть и критерии этого понятия.
Аффилированная компания
Аффилированными могут быть не только люди, но и компании. Такими признают организации, связанные друг с другом через собственность. Две фирмы могут принадлежать одному собственнику или одна из них владеть другой.
Не стоит путать аффилированную компанию с дочерней. Во втором случае 50% и более акций должно принадлежать «родительскому» предприятию. Чтобы считаться аффилированной, компания может владеть или распоряжаться гораздо меньшей долей акций – 20% и более.
Если вы искренне радеете за свое дело, то можете найти надежного партнера в лице Совкомбанка. Множество современных финансовых инструментов доступны частным клиентам и бизнесу разного масштаба.
Есть прекрасная возможность открыть расчетный счет в Совкомбанке с выгодными предложениями для предпринимателей! Подайте заявку, чтобы узнать индивидуальные условия, которые банк подберет для вас.
Признаки аффилированности
Как мы уже сказали, ключевое – это возможность влиять на крупные решения, которые могут стать для компании судьбоносными. Вот как описывает критерии аффилированности закон:
- участие в коллегиальном органе управления организации: исполнительном органе, совете директоров или наблюдательном совете;
- возможность распоряжаться не менее 20% общего количества голосов;
- единоличное руководство;
- родственные отношения с руководителем компании.
Это основные критерии, которые встречаются чаще всего. Полный список можно найти в законе .
Также на практике аффилированными могут быть признаны люди и компании, если:
- одна компания является кредитором другой;
- товары двух компаний хранятся на одном складе;
- офисы компаний зарегистрированы по одному адресу;
- две компании в государственных органах представляет один и тот же человек;
- одни и те же люди являются сотрудниками двух организаций.
Кроме того, если организация входит в состав группы компаний, к ее аффилированным лицам относят членов коллегиальных органов управления других участников этой группы.
Классификация аффилированных лиц (АЛ) и компаний
Можно выделить несколько групп:
- Корпоративные филиалы – компании, связанные с головной структурой. Иногда аффилированное лицо может принадлежать третьей компании, но иметь отношение (например, распоряжаться пакетом акций) к двум другим.
- Розничные аффилированные лица. Термин получил широкое распространение с развитием маркетплейсов. Так, аффилированной считается компания, которая продает на своем сайте товары других поставщиков, удерживая с них свою комиссию.
- Международные филиалы, которые корпорация создает для работы в той или иной стране или на международном рынке.
Список аффилированных лиц
Организации должны контролировать реестр лиц, которых можно отнести к аффилированным. Это важно по нескольким причинам, и выигрывают от этого все участники бизнеса.
- Во-первых , профильные ведомства могут контролировать работу компании, оценивать риски монополизации рынка или работы по серым схемам, когда создается множество чисто технических фирм. Они могут, например, выступать своеобразными спарринг-партнерами в конкурсах и тендерах.
- Во-вторых , такой учет на руку самому предприятию – он помогает вести внутренний контроль над участниками акционерного общества и избегать сложных ситуаций, например, недружественного поглощения.
- В-третьих , информация может пригодиться потенциальным инвесторам или партнерам. Отслеживая изменения в долях участия в компании, они смогут оценить благонадежность и перспективы развития организации и понять, стоит ли иметь с ней дело.
Заполнять список аффилированных лиц закон предписывает публичным и непубличным акционерным обществам, обществам с ограниченной ответственностью, унитарным предприятиям.
Какой бы ни была организационно-правовая форма вашего бизнеса, Совкомбанк с радостью поддержит ваши начинания и станет надежной опорой при дальнейшем росте вашего дела.
Если ваш бизнес нуждается в дополнительном финансировании, возьмите кредит. Совкомбанк предлагает «Легкий кредит», «Программы с господдержкой», «Банковские гарантии», «Кредитная линия» и «Овердрафт». Выберите удобный вариант и оставьте заявку на сайте.
Как ведется список
Форма реестра аффилированных лиц описана в положении Банка России . Информация о связанных людях и организациях прикрепляется к бухгалтерской отчетности, а также может предъявляться акционерам по их просьбе. Кроме того, акционерные общества, выпускающие облигации и другие ценные бумаги, ООО при публичном размещении ценных бумаг должны публиковать информацию в открытых источниках. Делать это необходимо дважды в год: в начале июля – за первое полугодие и в начале января – за второе полугодие предыдущего года. Информация должна сохраняться в открытом доступе три года.
Данные аффилированных лиц
В реестре указывают отчетное полугодие и основные сведения о компании, в том числе адрес ресурса в интернете, где будет опубликован список, – собственный сайт и страница в системе раскрытия информации.
Также реестр должен содержать следующую информацию:
- Имена АЛ или названия компаний. Для физлиц необходимо указать индивидуальный номер налогоплательщика, для юрлиц – основной государственный регистрационный номер.
- Факт, на основании которого лицо стало аффилированным. Например, доля в уставном капитале и процент акций во владении.
- Изменения, которые произошли за отчетный период. Например, если изменилась доля владения.
Кстати, с 2021 года достаточно указывать один критерий, на основании которого лицо может быть признано аффилированным. Но на практике иногда связь человека и компании или двух фирм может быть доказана на основании совокупности факторов.
Ответственность аффилированных лиц
Доступ к управлению компанией – это не только возможности, но и ответственность. Напрямую она в законодательстве не установлена – в отличие от наказания за неправильное ведение реестра, которое недвусмысленно прописано в Кодексе об административных правонарушениях.
Так, за неисполнение обязанности по хранению списка аффилированных лиц административный штраф составляет:
- 2,5–5 тысяч рублей для должностных лиц;
- 200–500 тысяч рублей для юридических лиц ( ст. 13.25 КоАП РФ ).
За нераскрытие информации об аффилированных лицах или указание недостоверных сведений:
- 30–50 тысяч рублей для должностных лиц или дисквалификация на 1-2 года;
- 700 тысяч – 1 млн рублей для юридических лиц ( ст. 15.19 КоАП РФ ).
В целом обязанности аффилированных лиц зависят от их положения и отношений с другими участниками бизнес-процессов. Основное требование – не нарушать антикоррупционное законодательство. Например, если будет замечено, что цены сделок, заключенных между аффилированными компаниями, выше или ниже средних по рынку, это станет поводом для налоговой проверки со всеми вытекающими последствиями.
Что такое оборотный кредит для бизнеса
Как проводить сделки с аффилированными лицами
Если посредником или одной из сторон сделки будет аффилированное лицо, такой договор может привлечь повышенное внимание со стороны проверяющих органов. Например, контракт заключен между членом совета директоров и самой фирмой. Или между компанией и организацией, руководит которой близкий родственник первой компании. Чтобы такую сделку признали действительной, заинтересованное лицо должно быть отстранено от оформления договора и даже от первоначального обсуждения его условий. Также такой контракт должен быть утвержден высшим органом управления компании.
Отличия аффилированных от взаимозависимых лиц
Взаимозависимые лица – еще один вид связи людей и предприятий, описанный в законодательстве РФ. Основные отличия указаны в таблице.
Критерии
Аффилированность
Взаимозависимость
Минимум участия юридического лица или физического лица в уставном капитале организации
Мужья и жены, родители и дети, братья и сестры с хотя бы одним общим родителем
Мужья и жены, родители и дети, братья и сестры с хотя бы одним общим родителем, опекун (попечитель) и подопечный
Нельзя признать добровольно
Можно признать добровольно
Самое главное отличие – это разница в сфере применения понятий. Термин «взаимозависимые лица» используется в основном в налоговом праве, тогда как понятие «аффилированные лица и компании» имеет более широкое хождение. В частности, кроме налоговой сферы оно активно используется в корпоративном, антикоррупционном и трудовом законодательстве.
Что такое аффилированность юридических лиц и как с ней работать?
Аффилированное лицо – это физическое или юридическое лицо, которое может оказывать влияние на деятельность других ИП или организаций. В российском законодательстве их называют взаимозависимые лица. К ним относятся, как дочерние компании, так и управляющие структуры. Деятельность аффилированных лиц на особом контроле у государства, под наблюдение попадают также компании, которые с ними сотрудничают. Чтобы избежать негативных последствий, следует проверять потенциальных контрагентов на аффилированность и благонадежность.
Кто относится к аффилированным лицам
Для юридического лица аффилированными лицами могут быть:
- руководитель организации, члены коллегиальных органов управления;
- руководитель ФПГ для подразделений, входящих в группу;
- организации, 20% и более которых принадлежит аффилированному лицу;
- организации, которым принадлежит и более 20%;
- члены одной группы компаний.
По отношению к индивидуальным предпринимателям аффилированными лицами могут быть:
- организации, 20% и более которых находятся в собственности индивидуального предпринимателя;
- участники группы, в которую входит ИП.
Аффилированность юридических лиц и ИП играет огромную роль в ситуациях, когда речь идет о покупке активов или рассмотрении споров между субъектами хозяйствования.
Аффилированность и инвестиционная
привлекательность
Аффилированность организации оказывает серьезное влияние на стоимость ее активов. Для инвестора приобретение такой компании может быть выгодно или может нести определенные риски. Соответственно аффилированность компании может, как увеличить ее стоимость, так и уменьшить.
Например, если речь идет о покупке страховой компании, которая связана с банком, то инвестору такая покупка будет интересна, так как у страховой будут определенные преференции. В частности, банк будет активно предлагать свои клиентам ее страховые продукты.
Если же компания связана с организацией, у которой есть определенные проблемы или ее положение финансово нестабильно, стоимость активов такой компании резко снизится и для инвестора она будет малопривлекательна.
Влияние аффилированности на разрешение споров
Аффилированные структуры имеют возможность влиять на связанные компании. Они пользуются у них льготами, получают скидки, беспроцентные кредиты, приобретают товары с отсрочкой платежа или на других выгодных условиях. Сделки, в которых участвовало аффилированное лицо, могут быть оспорены акционерами, если наличие аффилированности подтверждается.
Анализ аффилированности в ТАСС-Бизнес
Сотрудничество с аффилированными компаниями несет в себе риски. Судебная практика показывает, что сделки между связанными лицами могут быть оспорены. Также с аффилированных структур может быть взыскана задолженность по налогам юридического лица. Поэтому анализ взаимосвязанных лиц имеет большое значение. Данный функционал реализован на портале «ТАСС-Бизнес» (tassbiz.ru).
Чтобы провести анализ, необходимо авторизоваться на портале и перейти в раздел «Аффилированность и благонадежность». Доступна проверка в разрезе следующих критериев:
- Анализ аффилированности – позволяет проверить аффилированность компаний. Здесь пользователь может получить информацию о связанных лицах, доле участия в капитале, совместных контрактах, уровне связи и другую важную информации.
- Конечные собственники – с помощью данной опции пользователь может отследить конечного владельца компании. Особенно это актуально при работе с юридическими лицами, учредителями которых являются другие юридические лица.
- Анализ связей одной компании – данная опция позволяет провести проверку всех связанных лиц одной компании. Воспользовавшись ею, пользователь сможет получить информацию о физических и юридических лицах, которые могут оказывать влияние на деятельность конкретной организации и тех, на чью деятельность она может влиять.
- Анализ связей руководителя или учредителя компании — с помощью данной опции можно осуществить проверку физического лица (руководителя или учредителя) на предмет его связей с другими физическими или юридическими лицами. Это позволяет определить, частью каких компаний они владеют и на какие связанные структуры могут оказывать влияние.
На сайте реализован удобный фильтр, который позволяет быстро найти интересующую компанию по ИНН или названию. Дополнительно можно настраивать и другие критерии отбора (дочерние компании с долей участия %, учредители с долей участия %, уровни связи, совместные закупки и др.).
«ТАСС-Бизнес» – функциональный портал, который открывает новые возможности для развития малого и среднего предпринимательства (МСП). С его помощью малый и средний бизнес может не только находить новых контрагентов, но и осуществлять их проверку, в том числе на предмет аффилированности.
Если хотите лучше изучить возможности функционала «ТАСС-Бизнес», то воспользуйтесь формой ниже и получите бесплатно три дня полного доступа без ограничений.