Как считать себестоимость работ и услуг
При расчете себестоимости продукции проблем обычно не возникает — нужно сложить все затраты на производство и реализацию товара. Задача усложняется, когда мы пытаемся выяснить себестоимость услуг — в этом случае нужно учесть не только сырье и амортизацию оборудования, но и управленческие и косвенные расходы.
Точность расчета зависит от того, какую конкретно себестоимость вы считаете:
- прогнозную, когда используются предположения о разных видах расходов — так делают при расчете бизнес-плана для новой компании;
- плановую, то есть рассчитанную из норм расходов, установленных в организации;
- фактическую, когда для учета берут сумму реальных затрат.
Принцип расчета везде один: чтобы посчитать себестоимость услуги, нужно сложить все издержки, которые понесла компания на предоставление этой услуги, выраженные в денежном эквиваленте.
Зачем рассчитывать себестоимость услуг
Допустим, вы оказываете услуги клининга или разрабатываете сайты. Прибыль вы получаете не от продажи какого-то товара, а от действий, которые приводят к какому-то результату. Причем не важно, работаете вы самостоятельно, как фрилансер, или у вас есть наемные сотрудники.
Как правило, у бизнеса в сфере услуг часто есть проблема: работы много, а прибыль постоянно меняется, непонятно, какую цену выставить новому клиенту. Стоимость услуг выставляется по принципу «мне кажется, что это стоит столько».
Такой подход мешает зарабатывать и планировать. Если вы рассчитаете себестоимость услуги, вы сможете заниматься грамотным ценообразованием и опираться в переговорах о цене на факты. Еще один довод в пользу необходимости расчета: зная себестоимость услуги, вы сможете отследить клиентов, на которых приходится тратить слишком много времени, и они становятся для вас убыточными.
Посчитайте постоянные расходы
Для расчета себестоимости услуги нужен финансовый план. Желательно расписать его на год вперед, если у вас предсказуемые затраты.
В этот план заносят операционные расходы — деньги, которые компания или предприниматель тратит на свою деятельность. В расходах должны быть вообще все деньги, кроме прибыли и вложений в компанию для развития. Для простоты разделите операционные расходы на две категории.
Постоянные расходы — те, которые являются обязательными и не зависят от выручки или других процессов. Это постоянная зарплата сотрудников, аренда помещения, амортизация, оплата коммунальных услуг. Сюда же стоит добавлять налоги и социальные отчисления за сотрудников, пособия и другие обязательства.
Для выполнения услуг бизнес часто пользуется какой-то техникой. Износ этого оборудования тоже нужно записывать в постоянные расходы, чтобы не возникло ситуации, когда компания вроде бы прибыльная, но в случае поломки техники денег на покупку новой нет.
Чтобы посчитать амортизацию, нужно разделить стоимость техники на срок использования. Например, для клининговых услуг вы пользуетесь особым переносным пылесосом за 50 000 руб., срок его службы в инструкции — 5 лет, или 60 месяцев. Разделите стоимость на срок службы. Получится 833 руб. в месяц.
Можно сразу узнать еще один полезный показатель. Разделите эту сумму на количество часов, когда вы реально пользуетесь, например, феном для работы. Например, в месяц это 100 часов. Получится, что амортизация фена в час — 83,3 руб. Выходит, что примерно через 600 часов использования фен может выйти из строя — к этому времени вы должны заработать 50 000 руб., чтобы купить новый.
Для точности расчета амортизации стоимость техники время от времени уточняют, чтобы откладывать больше денег, потому что оборудование может подорожать. Амортизацию считайте для всей техники, которую используете.
Амортизацию добавляют в категорию постоянных расходов, так как срок службы идет, даже если техника простаивает.
Еще в постоянные расходы записывают деньги, которые вы получаете как управляющий бизнесом. В небольших компаниях это, как правило, зарплата руководителя. Если вы ИП или самозанятый, то тоже назначьте себе зарплату — сумму, которую вы будете забирать из оборота бизнеса на свои нужды каждый месяц.
Допустим, вы оказываете услуги по уборке помещений, у вас небольшая компания из трех человек.
Вот как могут выглядеть ваши переменные расходы за месяц:
- аренда офиса — 5000 руб.;
- ФОТ + налоги и взносы — 100 000 руб.;
- канцелярия — 5000 руб.;
- внешняя реклама — 15 000 руб.;
- патент + взносы — 50 000 руб.;
- амортизация оборудования — 5 000 руб.;
- зарплата руководителя — 50 000 руб.
Итого в месяц: 230 000 руб.
Посчитайте переменные расходы
Переменные расходы — это расходы, которые меняются вместе с выручкой. Если клиентов нет, то и расходов нет.
Например, это может быть закупка сырья для выполнения услуги или стоимость рекламы, если вы используете модель оплаты за потенциального клиента. В переменные расходы записывают премии сотрудников — процент менеджеру по продажам за привлечение клиента или бонус специалисту за отработанную задачу.
После посчитайте, сколько заказов вы можете выполнить в месяц своими силами. Учитывайте время, потраченное на переговоры и подписание документов.
Переменные расходы для службы клининга могут выглядеть так:
- закупка средств очистки и средств защиты для одной уборки — 300 руб.;
- премия сотрудникам — 600 руб.;
- оплата такси после работы — 600 руб.
Итого на один заказ: 1500 руб.
Всего компания может выполнить 150 заказов в месяц. Расходы — 225 000 руб.
Учитывайте косвенные расходы
Как правило, у любого бизнеса время от времени появляются расходы, которые напрямую не влияют на рабочий процесс, но нужны для роста дохода и обеспечения жизнедеятельности компании. Их тоже стоит учитывать.
Например, это могут быть траты на обучение, оплата подрядчиков, которые выполняют какие-то услуги, траты на разовые командировки.
В клининговой компании из нашего примера косвенных расходов мало. Обычно это только траты на повышение квалификации для руководителя, который одновременно занимается и маркетингом. В год это 36 000 руб. на профильный тренинг или семинар. Получается, на это нужно откладывать 3 000 руб. в месяц.
Добавьте в расчет развитие компании
Если вы хотите, чтобы компания развивалась, нужно учитывать средства на рост, то есть заложить в финансовый план и прибыль бизнеса. Возможно, на этом этапе придется пересмотреть ваш расчет постоянных и переменных расходов — так происходит, когда для роста нужно нанять еще сотрудников, купить больше оборудования, снять просторный офис.
Обратите внимание: в данном случае речь идет не о зарплате, которую вы платите себе и считаете это расходом. Даже если вы ИП или самозанятый, работаете сами на себя, на этом этапе вы смотрите на свою деятельность как на бизнес, который должен генерировать прибыль. А куда вы потратите эту прибыль — вложите в развитие или просто заберете себе наличные, — это вопрос другой.
Когда считают себестоимость для бизнес-плана, используют желаемую прибыль. Если используете уже имеющиеся данные, считайте фактическую прибыль, которая есть у компании.
Сложите постоянные, переменные, косвенные расходы и планируемую прибыль.
Руководитель клининговой службы хочет, чтобы компания приносила в виде прибыли хотя бы 20 000 руб. в месяц. Эти деньги он планирует вкладывать в покупку нового оборудования.
Руководитель складывает все месячные расходы с учетом полной загрузки компании в 150 заказов в месяц: постоянные 230 000 руб., переменные 225 000 руб., косвенные 3000 руб. и прибыль 20 000 руб.
Итого все расходы — 478 000 руб.
Рассчитайте себестоимость
Чтобы определить среднюю себестоимость при полной загрузке, нужно сначала выяснить стоимость часа. Для этого разделите среднюю сумму расходов в месяц на количество рабочих часов.
Затем можно вычислить стоимость одного заказа. Например, вы знаете, что специалисты вашей компании на выполнение одной услуги тратят три часа. Значит, умножайте стоимость часа на 3 — получите тариф, который нужно установить за этот заказ, чтобы выйти на плановую прибыльность с учетом всех расходов.
Смотрите выручку, прибыль, остатки, рентабельность — данные за любой период по магазину, группе товаров или конкретной позиции.
С помощью полученных данных можно выяснить, насколько выгоден для вас конкретный клиент, который уже платит за услуги — это называют трудоемкостью клиента. Умножаете количество потраченных на человека часов и свою стоимость часа, сравниваете с себестоимостью. Если фактическая оплата в итоге оказалась меньше, нужно или повышать для клиента цену, либо искать других клиентов, которым услугу можно оказать быстрее.
Стоимость часа работы клининговой компании получилась около 2 390 руб. Заказ по уборке команда из трех человек выполняет за пару часов, еще нужно учитывать время проезда, итого 3 часа или 7 170 руб.
Сейчас за такой заказ берут 8 000 руб., и этот тариф даже выше себестоимости. Можно давать постоянным клиентам скидки и все равно быть в плюсе.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Какими методами осуществляется планирование себестоимости продукции на предприятии
На себестоимости продукции основаны расчеты будущей прибыли, ведь необходимо рассчитать, в какие суммы обойдется предприятию его деятельность. Этот экономический показатель имеет ключевое значение для оценки эффективности работы всей организации. Поэтому эту величину обязательно нужно учитывать при планировании производства продукции, выполнения работ или оказания услуг.
Для вычисления и планирования себестоимости можно использовать различные методы, рассмотрим особенности их применения.
Понятие и цели планирования себестоимости
Себестоимостью называют расходы предприятия, имеющие отношение к применению основных фондов, ресурсов, энергии и труда персонала для производства и реализации продукции, работ, услуг, выражающиеся в денежном эквиваленте.
Цель планирования себестоимости очевидна – снижение затрат (точнее, определение оптимальных расходов) при наиболее эффективном использовании имеющихся активов.
Вопрос: Как отразить в учете организации сумму отклонения, возникшую в результате превышения нормативной (плановой) себестоимости продукции над фактической, если учет продукции ведется с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»?
Плановая себестоимость произведенной в текущем месяце продукции составила 800 000 руб. Фактическая себестоимость продукции (равная сумме прямых затрат на ее изготовление в налоговом учете) составила 720 000 руб. Вся произведенная продукция продана в текущем отчетном периоде.
Операции, связанные с продажей продукции, в данной консультации не рассматриваются, бухгалтерские записи не приводятся.
Посмотреть ответ
Данная цель реализуется в решении следующих задач:
- выявление резервов внутри организации, которые могут позволить снизить производственные траты;
- обоснование стоимости единицы продукции и на этой основе разработка сметы;
- формирование ценовой политики;
- плановая калькуляция, то есть учет себестоимости по отдельным видам товаров;
- планирование снижения затрат в очередном плановом периоде.
Расходы, входящие в себестоимость
Денежные средства, составляющие себестоимость, предприятие вкладывает на постоянной основе или периодически. В зависимости от принципа вложения средств расходы, входящие в себестоимость, можно разделить на постоянные (текущие) и одномоментные (единовременные).
Что входит в состав постоянных затрат и как они относятся на себестоимость готовой продукции?
Единовременные платы
К единовременным тратам, входящим в себестоимость, относят производственные и капитальные инвестиции. Ими могут быть:
- производственные инновации;
- расширение ассортимента производимой продукции;
- освоение новых технологий;
- замена изношенных основных активов;
- капитальный ремонт основных средств;
- введение новых фондов;
- реконструкция, модернизация и др.
Издержки производства
Текущие расходы, иначе именуемые издержками производства, включают в себя такие затраты:
- направленные непосредственно на изготовление и продажу готовой продукции;
- сопутствующие платежи в виде отчислений, налоговых сборов, при необходимости – штрафов, неустоек и пеней;
- средства, расходуемые на выплату вознаграждения за труд;
- дополнительные выплаты персоналу – материальная помощь, премии и др.;
- благотворительные отчисления, социальная деятельность.
Показатели, необходимые для планирования себестоимости
Для того чтобы планировать затраты на производство, нужно учитывать некоторые экономические показатели конкретного предприятия за отчетный период.
- Абсолютные величины:
- суммарные траты на производство;
- сумма, в которую по факту обошлись предприятию ранее проданные товары или оказанные услуги.
- Производственные расходы:
- стоимость единицы каждого вида продукции;
- сумма, затраченная на производство продукции на денежную единицу (1 рубль).
Для вычисления производственных издержек применяется формула:
- ∑ на 1 руб. – сумма затрат на 1 рубль проданной продукции;
- Vп.с. – объем продукции по полной себестоимости;
- Vо.ц. – объем той же самой продукции по отпускным ценам (по опту).
- динамика себестоимости на конкретный товар;
- изменение расходов на каждый рубль стоимости продукции.
Виды планирования себестоимости
В зависимости от того, на какой срок собираются предусмотреть затраты на производство, планирование себестоимости может быть:
- оперативным (краткосрочным, текущим, сметным) – охватывает время до 1 года;
- среднесрочным – рассматривается период 2-3 года;
- перспективным – расчет на 3 и более года вперед.
К СВЕДЕНИЮ! Краткосрочное планирование себестоимости предусматривает процесс бюджетирования, то есть непосредственного планирования распределения затрат на производство – составление финансового плана.
Методы планирования себестоимости
В современном учете и планировании себестоимости применяются несколько экономических методов:
- Пофакторный метод. Применяется, когда нужно сравнить и по возможности уменьшить себестоимость относительно прошлогодней (или другого прошедшего временного промежутка). Также эффективен, когда нужно оценить, насколько рентабельными оказались введенные инновации. Удобен при сопоставлении показателей себестоимости различных отраслей или дочерних предприятий.
Суть метода – выделение экономических факторов, которые оказывали влияние на формирование себестоимости в прошедшем и отчетном периодах.
Суть метода – составление сметы (бюджета) на каждую статью себестоимости с полным экономическим обоснованием. Бюджет может быть принят по любой структурной единице (на комплексные расходные статьи, на весь объем продукции, произведенной и/или реализованной).
Суть метода – обоснование трат на производство выбранной единицы калькуляции.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Как правило, на предприятии данные методы применяются не обособленно, а в комплексе: этот процесс называется сквозным планированием себестоимости.
За счет чего можно регулировать себестоимость
Снижение себестоимости обусловлено эффективной экономией ресурсов, энергии и затрат всех видов. На уровень экономии влияет целый комплекс производственных и других факторов.
- Технические усовершенствования. Повышение уровня производства делает его более экономичным. Это могут быть новые технологии, оборудование, использование другого сырья и материалов, пересмотр характеристик готовой продукции и пр.
- Прогрессивные новшества в организации труда. Если организация уделяет внимание развитию управленческой сферы, совершенствует процесс использования основных активов, наводит порядок в службе снабжения, снижает транспортные затраты и т.п., то снижение себестоимости будет являться закономерным итогом эффективного хозяйствования.
- Перемены в количестве и структуре продукции. Если производство определенной группы товаров налажено, то увеличение объема мало повлияет на постоянные издержки, тогда как себестоимость упадет в результате увеличения реализации.
- Повышение эффективности эксплуатации природных ресурсов. Этот фактор работает, когда производство непосредственно связано с природными ресурсами. Открытие новых месторождений, повышение рентабельности добычи сырья, изменение природных факторов непосредственно повлияют и на себестоимость такой продукции.
- Изменения в отрасли. На сумму затрат на производство непосредственно влияют отраслевые факторы, например, открытие дополнительных цехов и ликвидация морально устаревших, освоение производства новых видов продукции, повышение технологической эффективности производства и др.
При планировании себестоимости необходимо оценивать влияние перечисленных факторов в комплексе.
Составление сметы затрат на производство продукции
Что такое смета затрат на производство и реализацию продукции
Смета — это сводный обобщающий документ, в нем содержится информация о суммарных затратах на производство и сбыт. Смета используется как инструмент планирования, кроме того — дает возможность сравнить план с фактом. Затраты в смете объединяются по экономическим элементам. Их перечень представлен на схеме. Для целей сметы такая классификация затрат подготавливается итогом по предприятию, без обособления отдельных видов производимой продукции.
Для чего нужна смета? Одними из главных целей составления сметы являются:
- определение совокупного количества необходимых ресурсов,
- подсчет необходимости в оборотных средствах,
- подсчет себестоимости валовой (ВП), товарной (ТП) и реализованной (РП) продукции,
- контроль изменений в составе себестоимости,
- контроль отклонений плана от факта и выявление их причин,
- постановка целей для руководства,
- оценка эффективности работы.
Как правильно учитывать затраты в бухгалтерском учете? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Методы составления сметы
Существуют различные методы составления смет. Выделим используемые чаще всего:
- Сметный метод.
- Сводный метод.
- Калькуляционный метод.
Первый метод используется наиболее часто. При сметном методе затраты рассчитываются в целом по предприятию, за основу берутся данные других разделов годового плана предприятия. Например, плана материального обеспечения, плана по оплате труда и т.д. Также составляемая смета должна рассчитываться исходя из планируемых объемов реализации. Сметный метод дает возможность сопоставить и увязать отдельные разделы комплексного плана предприятия между собой, однако не дает возможности провести глубокий анализ затрат, например по подразделениям.
Поэтому существует еще один метод — сводный. При нем составление сметы затрат на производство продукции происходит из самостоятельных смет по цехам основного и вспомогательного производства путем их сложения и элиминирования из суммарных затрат межцеховых оборотов. Цеховая смета затрат состоит из двух разделов:
- Прямые затраты.
- Цеховые затраты и затраты на используемые услуги других цехов.
Третий метод, калькуляционный, предполагает за основу сметы брать калькуляции себестоимости всех товаров, работ и услуг, которые будут производиться в планируемом году согласно плану производства. При этом должны быть учтены остатки незавершенки и изменения расходов будущих периодов (РБП). Чтобы в элементы затрат были включены все калькуляционные статьи затрат, необходимо составить шахматную ведомость. После этого данные по шахматной ведомости суммируются и переходят в смету затрат на производство продукции. При этом методе подсчитывается себестоимость только ТП. Для того чтобы подсчитать сумму всех затрат, себестоимость ТП необходимо скорректировать на остатки незавершенки, РБП, резервов предстоящих расходов и на не включенные в себестоимость ТП затраты.
Этапы сводного метода
Первым шагом подготовки сметы является расчет сметы затрат вспомогательных производств, так как результаты работы этих подразделений используются в основном производстве. Смета вспомогательного производства содержит:
- собственные затраты цеха,
- стоимость работ других подразделений для нужд вспомогательного цеха.
Далее подсчитываются сметы для общепроизводственного и общехозяйственного вида затрат, сметы внепроизводственных затрат, также может понадобиться составление смет по специфическим направлениям деятельности: освоение производства, пуск и наладка, ремонт, доставка и заготовка и т.д. Далее переходят к сметам по главным подразделениям, результат работы которых является целью создания предприятия. И в итоге рассчитывается смета затрат по всему предприятию. Потом конечный итог по смете всех затрат приводят к себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции.
Как учесть незавершенное производство, готовую продукцию в расходах по налогу на прибыль, в деталях разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Себестоимость валовой, товарной и реализованной продукции в смете
По результатам использования сметного и сводного методов составляется смета всех затрат предприятия. Поскольку информацию по всем соответствующим затратам, относящимся к подразделению или виду затрат, содержат как сметы подразделений (для сводного метода), так и отдельные разделы годового плана (для сметного метода),то для расчета какого-либо вида себестоимости продукции необходимо произвести некоторые корректировки. Для ВП общую сумму затрат уменьшаем на затраты непромышленного характера (капитальное строительство, обслуживание бытовых потребностей, потери от чрезвычайных ситуаций и т.д.), а также проводим корректировку на изменение РБП (прирост минусуется, снижение прибавляется).
Далее из суммы ВП путем ее корректировки на изменение остатков незавершенного производства (рост минусуется, снижение плюсуется) и прибавления коммерческих (внепроизводственных) расходов получается сумма ТП. Подсчитанная величина ТП дает возможность рассчитать показатель затрат на 1 рубль ТП.
Информацию о расчете и анализе этого показателя читайте в статье «Затраты на 1 рубль реализованной продукции — формула».
Последний пункт — определение себестоимости РП. Для этого себестоимость ТП увеличивается на снижение остатков готовой продукции и уменьшается на их увеличение.
Поскольку при калькуляционном методе составления сметы затрат изначально определяется себестоимость ТП, то, в зависимости от цели, корректировки могут делаться и в обратном порядке (например, для подсчета себестоимости ВП или общих затрат по предприятию).
Итоги
Смета затрат служит основой как для целей планирования, так и для анализа. В отличие от калькуляции смета рассчитывается по элементам затрат на общую их сумму по предприятию. Смета затрат — это документ, который должен быть одобрен и утвержден ответственными лицами.
Что такое себестоимость и как ее рассчитать
Выпуск продукта на рынок предполагает учет затрат на его производство и продажу. Эти затраты называют себестоимостью. Она позволяет рассчитать прибыль предприятия, оценить рентабельность и эффективность, понять, насколько правильно организовано производство. Себестоимость продукции рассчитывают все компании, т.к. этот показатель влияет на рыночное положение предприятия и личную политику ценообразования.
Что такое себестоимость простыми словами
Если не углубляться в финансы, себестоимость – это сумма, которую предприниматель потратил на производство и продажу товара или услуги.
Себестоимость включает материальные, трудовые, накладные затраты. Первые две категории расходов прямые, так как из них непосредственно складывается стоимость. Накладные относятся к косвенным затратам.
Рекомендуют рассчитывать показатель на каждые следующие 3, 6 или 12 месяцев, чтобы контролировать окупаемость и прибыльность бизнеса.
Однако не все затраты компании учитываются при формировании себестоимости. Например, отпускная цена товара или услуги не может включать штрафы ООО за срыв сделок, расходы на праздники, поощрительные бонусы для сотрудников.
Планирование себестоимости
Проводить вычисления себестоимости продукции лучше до начала производства или нового периода. Планирование позволяет:
- улучшать показатели рентабельности с помощью сокращения и оптимизации затрат;
- начать воздействовать на объемы выпуска с учетом спроса потребителей и производственных мощностей;
- повышать накопления предприятия.
Показатели нельзя анализировать в отрыве от качества продукта. Если удалось снизить себестоимость, но при этом пострадало качество товара или услуги, это плохой знак.
От чего зависит себестоимость продукции
На себестоимость давят издержки компании, которые от одного к другому продукту могут отличаться даже в рамках одного предприятия. При расчете показателя нужно учитывать только траты, которые прямо связаны с текущим производством. Однако факторов много, их можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние факторы
К внешним факторам относят все, что не связано с работой бизнеса, не поддается влиянию со стороны руководства, но косвенно определяет ценообразование.
- Государственная политика. Директорам предприятий приходится мириться с экономическими и политическими изменениями в стране. Они касаются бизнеса любого размера, вынуждают подстраивать производство и цены под нововведения. Речь идет о новых ставках налогообложения, субсидий, страховых взносов, увеличении акцизов, пошлин. Исходя из этого формируется себестоимость продукции и ценообразование в целом.
- Инфляция. Поскольку внутригосударственные расчеты производятся в рублях, все компании, чья деятельность прямо или косвенно связана с импортом чего-либо, плюс, при росте инфляции теряют часть активов. Последние обесцениваются, а сведения себестоимости становятся неактуальными из-за изменения курса валюты. Прибыль от продажи ранее закупленной партии может обесцениться в связи с разницей в курсе между двумя валютными закупками.
- Географическое расположение. Этот фактор важен для предприятий, которые работают в отдаленных регионах страны и вынуждены тратить деньги на перевозку продукции. Транспортные затраты должны закладываться в себестоимость и могут сильно действовать на нее.
Внутренние факторы
Представляют собой изменения, которые полностью контролируются руководителями организации и могут быть отрегулированы в любую сторону.
- Объем и ассортимент продукции. Любые перемены в ассортименте и количестве товаров влияют на себестоимость. Чем больше объем производства, тем меньше размер постоянных издержек у предприятия и ниже себестоимость. Также можно положительно повлиять на показатель, если проанализировать спрос за заданный срок и заменить невостребованные товары более популярной группой.
- Техническое оснащение. Бизнес с хорошей технической базой и современными технологиями не только может выпускать продукты с более низкой себестоимостью, но также повышать свою конкурентоспособность. В данном случае снижение затрат на производство происходит за счет повышения качества товаров, экономии ресурсов, уменьшения численности персонала.
- Качество сотрудников. Мотивированные работники выполняют свои обязанности лучше, не допускают производственных сбоев, перерасхода сырья, простоев, которые повышают затраты предприятия. Вложения в обучение, заинтересованность персонала – долгосрочная инвестиция, которая в перспективе приносит экономию.
Виды себестоимости продукции
Чтобы предприниматель мог оценивать, контролировать, планировать и выбрать какую-то конкретную область деятельности компании, себестоимость следует разделить на несколько видов.
Цеховая
Определяется всеми статьями расходов, включая дополнительные, на поддержание работы цеха и выпуск продукции.
Производственная
Все то же самое, что и цеховая себестоимость, но добавляются еще общие и целевые затраты на изготовление продукции.
Полная
Предприниматели чаще рассчитывают именно полную себестоимость продаж (с/с). Дополнительно к производственным расходам она включает также коммерческие затраты. Последние необходимы для обеспечения реализации продукции (тара, упаковка, маркетинг, реклама в интернет сети).
Общехозяйственная
Этот вид себестоимости еще называют непрямым. Он включает затраты на оплату работы управленческого звена компании: директора, бухгалтера, руководителей отделов.
С учетом разницы в идеальной и фактической ситуации расходов
Предполагает конкретные нормы и инструкции по созданию продукта, условиям его выпуска, цене. Достичь показателей плана почти никогда не удается из-за нештатных ситуаций. К последим относятся изменения условий партнеров, перемена поставщиков, цен закупки материалов и пр.
Используется для определения реальных показателей составляющих себестоимости, ставит оценку отклонения от нормы и сделать выводы об экономии или перерасходе средств.
По включению издержек
Средняя или полная
Дает возможность вычислить усредненное значение, т.к. включает расходы по всем статьям: на материалы, продажу, перевозку, хозяйственную часть, администрацию.
Определяется величиной единиц выпущенной продукции, рассчитывается, чтобы снять вопрос потребности в расширении производства и мощностей компании.
Другие классификаторы
Применяется преимущественно в крупном строительстве и других сферах, где цену продукта нужно определять с помощью составления сметы по строгим правилам и регламентам.
Включает прямые затраты на поддержание и развитие отдельных сегментов бизнеса.
Составляющие себестоимости
Структура себестоимости состоит из 5 основных категорий расходов:
- Материалы и сырье.
- Персонал.
- Здания и оборудование.
- Социальные нужды.
- Прочее.
Рассмотрим каждый вид расходов подробнее.
Расходы на сырье и материалы
К материальным расходам относятся деньги, которые компания тратит на закупку материалов, сырья, комплектующих, необходимых для производства продукта в текущем и частично в предыдущем учетном периоде.
Расходы на персонал
Здесь учитывают затраты на заработную плату производственного персонала, компенсации, закупку спецодежды и униформы, расходы на персональные поощрения, возможно, мотивацию сотрудников.
Расходы на здание и оборудование
Сюда входят суммы, которые бизнес тратит на содержание помещений (склад, офис и т.д.), произвести оплату коммунальных услуг по производственным цехам, амортизацию базовых средств, поддержание оборудования в рабочем состоянии, закупку расходников, ремонт инструментов.
Отчисления на социальные нужды
Это деньги, которые были перечислены в качестве соцвыплат: страховых и пенсионных взносов в банк, налоговых платежей.
Прочие затраты
Иные расходы составляют оплату услуг сторонних компаний, рекламу в новостях и на сайтах онлайн, аренду вспомогательных помещений, редизайн упаковки, покупку полезного инвентаря и т. д.
Классификация издержек производства
Все производственные издержки делят на прямые и косвенные. Первые прямо связаны с изготовлением продукта и зависят от его количества, вторые статичны и не имеют отношения к объему партии.
Рассчитывать прямые и косвенные затраты необходимо для формирования себестоимости товаров, расчета налоговой базы, а также при ведении бухгалтерского учета.
Прямые материальные затраты
Это обязательные расходы на материалы, из которых делают товар через накладные расходы и трудозатраты. Материальные затраты легко учесть и измерить. Например, панели ЛДСП при производстве мебели, металл при выпуске холодильников.
Прямые трудовые затраты
Это затраты труда рабочих, которые непосредственно участвуют в выпуске продукта. Сюда относится зарплата, мотивация, пособия, компенсации. Например, прямые трудовые затраты – это резчик ЛДСП, сборщик шкафов на мебельном производстве, ибо они непосредственно задействованы при изготовлении мебели.
Заводские накладные расходы
Косвенные или накладные затраты – это все издержки бизнеса, которые невозможно прямо отследить и определить.
Косвенными материальными расходами является сырье, необходимое для производства, но которое нельзя измерить и учесть. Например, изоляционная лента, сварочные электроды, жидкости для очистки и т. д.
К косвенным трудовым затратам относятся расходы на оплату труда сотрудников, которые обеспечивают бесперебойную работу бизнеса, но не участвуют в изготовлении товаров. Это супервайзеры, администраторы, охранники.
Как рассчитать себестоимость
Чтобы получить информацию о себестоимости, нужно:
- Выделить издержки, из которых складывается себестоимость.
- Распределить косвенные расходы.
- Собрать данные для вычисления.
- Рассчитать себестоимость.
Для расчета применяют:
- метод средней стоимости – простой, универсальный, подходит некрупным торговым фирмам, но не предоставляет высокой точности, а при большом ассортименте требует автоматизации;
- метод FIFO («First In – First Out» – «первым пришел – первым ушел») – предполагает высокую точность и содействует в получении данных для расчета налога на прибыль;
- метод LIFO («Last In – First Out» – «последним пришел – первым ушёл») – не рекомендован к применению, т. к. не отражает реальную картину данных о себестоимости.
Вся информация вычисляется с конкретной целью, это значит, что необходимо выполнять расчет себестоимости по формуле, соответствующей виду показателя. Для каждого предусмотрен определенный порядок вычисления.
Расчет полной себестоимости
Полная, она же себестоимость продаж, отражает предельно высокий показатель фактических или прогнозируемых затрат и вычисляется так:
- ПС – полная себестоимость;
- ОСПР – общая сумма производственных расходов;
- СЗР – сумма затрат на реализацию.
Когда нужно детализировать расходы по всем составляющим бизнес-процесса, это можно сделать с помощью развернутой формулы:
ПС = С + Э + А + ЗППР + ЗПА + ОЗП + РОП + Т + ДР
- С – сырье;
- Э – энергоносители;
- А – амортизация;
- ЗППР – з/п производственных рабочих;
- ЗПА – з/п административных и других сотрудников;
- ОЗП – отчисления от з/п;
- РОП – реализация и обслуживание продаж;
- Т – транспорт;
- ДР – другие расходы.
Как рассчитать себестоимость товара
Рассчитывать себестоимость можно по-всякому. В малом бизнесе вычисления проводят чаще вручную или полуавтоматическими средствами. Также есть спец. программы и сервисы обработки данных, которые автоматически подсчитывают результаты, подтягивая их из базы бухгалтерской и финансовой отчетности. Это удобно, но каждое ПО имеет нюансы, поэтому останавливаться на нем нет смысла.
Расчет по формуле
Это классический ручной способ вычисления, где главные инструменты – калькулятор, блокнот и ручка. Если товара немного, несложно выполнить расчеты вручную бесплатно. А для учета поштучной себестоимости это незаменимый способ.
Расчет в Excel
MS Excel располагает достаточным функционалом, чтобы автоматизировать простые расчеты и получать отчеты. Однако для вычисления себестоимости необходимо установить к штатной версии программы спец. шаблон.
Расчет производственной себестоимости
Себестоимость производства рассчитывают для каждой единицы выпущенного товара. Причина такой детализации в том, что два одинаковых продукта, изготовленных на одном предприятии в разный день, могут иметь разную себестоимость из-за отличий в размере производственных издержек.
СП = (ПР + ВР + СИ) / КЕП
- ПР – прямые расходы;
- ВР – временные расходы;
- СИ – сопровождающие издержки;
- КЕП – количество единиц продукции.
Как считать себестоимость работ и услуг
Расчет себестоимости услуг отличается от калькуляции смежных показателей набором переменных затрат.
Услуги и работы
СУ = РРК + ТИ + КЗ + ЗПС +АС + МР
- РРК – расходы на работу компании;
- ТИ – текущие издержки;
- КЗ – капитальные затраты;
- ЗПС – з/п сотрудникам;
- А – амортизация;
- МР – материальные расходы.
Как найти себестоимость единицы продукции
При расчете себестоимости единицы продукции применяют две формулы: общую и развернутую. Первая проще, но последняя более предпочтительна для коммерческих организаций, так как указывает на более точную картину по всем товарам.
- ПИ – полные издержки;
- ОЕП – объем единиц продукции;
СЕП = ПИ / СВЕТ + КИ / ОПЕТ
- ПИ – производственные издержки;
- СВЕТ – сумма выпущенных единиц товара;
- КИ – коммерческие издержки;
- ОПЕТ – объем проданных единиц товара.
Метод многоуровневого распределения
Расчет себестоимости методом многоуровневого распределения предполагает учет прямых и косвенных затрат. В этом случае расходы обслуживающего сегмента (охрана, столовая) распределяются на сегмент производства (цех), затем расходы производственного сегмента распределяются на единицы продукции. Вычислять себестоимость таким методом сложно, но он предоставляет более точные результаты.
Метод эквивалентных коэффициентов
При расчете себестоимости методом эквивалентных коэффициентов выбирают любой продукт, он будет учитываться как стандартный. Себестоимость остальных продуктов вычисляется с помощью умножения себестоимости стандарта на нужный коэффициент эквивалентности.
Этот метод можно применять, когда продукция имеет схожие технологические и конструктивные параметры, например, в металлургическом, литейном производстве либо в сфере предоставления услуг.
Пример расчета себестоимости
Производитель деревянных дверей выпускает партию в количестве 100 единиц товара. При этом:
- стоимость материалов составила – 170000 р.;
- общепроизводственные расходы (амортизация, электроэнергия и т. д.) – 60000 р.;
- з/п рабочих равна – 75000 р.;
- государственные отчисления – 12000 р.;
- расходы на реализацию – 5% от себестоимости партии.
Рассчитаем себестоимость партии:
С = 170000 + 60000+ 75000+ 12000 = 317000 р.
Теперь вычислим сумму, потраченную на продажу:
Р = 317000 * 5% = 15850 р.
Наконец, можно рассчитать производственную себестоимость и узнать, сколько стоит одна дверь.
СП = (317000+15850) / 100 = 3328,5 р.
Что требуется для самостоятельного расчета себестоимости
Чтобы получить предельно точные величины себестоимости и провести детальный анализ работы компании, нужно учитывать при вычислениях показатели УСН и ЕНВД. Предполагается блочный учет, в ходе него определяют расходы на управление и базовую деятельность компании. Затем полученные цифры используют при расчете себестоимости выпущенной или проданной продукции.
Калькуляция себестоимости
Несмотря на отражение экономических показателей производства, смета дает информации о себестоимости товара, который входит в конкретную категорию, а также не показывает, где именно образуются лишние затраты. Для расчета денежных затрат на выпуск изделия и поиска путей снижения его себестоимости из собственных резервов проводится калькуляция. Это решение, которое включает все расходы по всем статьям, позволяет объединить издержки по принципу их места и назначения.
Виды калькуляции
Оценивать себестоимость посредством калькуляции можно по-всякому. Выделяют несколько ее видов в зависимости от назначения и времени составления:
- плановая;
- фактическая;
- сметная;
- нормативная.
В данной теме рассмотрим, когда актуален каждый вид.
Плановая
Составляется на основании прогнозируемых расходов на топливо, сырье, трудовые, энергетические ресурсы и производственное обслуживание. Плановая калькуляция требуется, когда нужно рассчитать среднюю себестоимость на заданный (плановый) период, например, квартал или год.
Фактическая
Для этого вида калькуляции нужны данные из бухгалтерской отчетности, а также сведенья о реальных расходах на услуги или выпуск товаров.
Сметная
Разновидность плановой калькуляции. Составляется на договорную работу или разовое производство. Помогает подсчитать стоимость и правильно провести расчетные операции с контрагентами.
Нормативная
Учитывает данные о нормах затрат на выпуск готового продукта. При этом в первых числах каждого месяца нормы могут меняться. Ежедневные изменения фиксируются. Главная задача нормативной калькуляции – постоянный контроль разницы между нормой, принятой на предприятии, и реальными издержками.
Методы калькулирования себестоимости
В финансовой практике применяют 4 основных метода калькулирования себестоимости: позаказный, попередельный, попроцессный и директ-костинг. Каждый из них предполагает свой способ распределения затрат, что определяется спецификой бизнеса.
Директ-костинг
Этот вариант предполагает, что на производство продукта относятся все расходы, кроме ОХР, т. е. прямые затраты. Так, счет закрывается на 90%.
Позаказный метод
Актуален для малого бизнеса с ограниченным объемом производства или услугами штучной сборки, ремонта изделий. Калькуляция составляется на конкретный заказ, а стоимость, как и права/обязанности сторон, определяется договором с клиентом.
Если выпуск изделия предполагает долгий технологический цикл, затраты могут учитываться поэтапно по факту производства каждой детали, готовой к учету.
Попередельный метод
Этот метод применяют на предприятиях с крупносерийным или массовым выпуском, где сырье проходит несколько стадий переработки (переделов). Каждый этап, кроме итогового, завершается выпуском полуфабриката, который имеет товарную ценность и может быть продан.
В калькуляции расходы учитываются относительно конкретного передела по каждому структурному подразделению компании. Стоимость полуфабрикатов и личных затрат подразделения, в которые они поступили для дальнейшей переработки, определяют производственные расходы последних.
Попроцессный метод
Разновидность попередельного метода калькулирования. Его используют в компаниях с небольшим запасом полуфабрикатов, коротким производственным циклом и ограниченной номенклатурой продукции. Учитывается весь цикл выпуска, если за него отвечает один отдел, или каждый производственный этап в конкретном структурном подразделении.
Как снизить себестоимость: 11 методов
Получить предельно высокую прибыль от производства и продажи продукта можно через снижение себестоимости. На нее давят разные показатели, многие из них поддаются регулировке со стороны руководства компании. Процесс снижения уровня себестоимости товаров долгий, но грамотный подход может его ускорить. Читайте далее про основные методы сокращения расходов на бизнес.
- Снижение стоимости сырья. Стоимость сырья – основная статья расходов на бизнес. Даже небольшое снижение закупочной цены может существенно снизить себестоимость единицы продукции.
- Автоматизация производства. Большие вложения в автоматизацию производства на старте со временем хорошо окупаются. На это воздействует получение более высокой и быстрой прибыли за счет таких моментов:
- автоматическое оборудование заменяет более дорогой ручной труд;
- сокращается количество производственных ошибок по причине человеческого поведения;
- скорость выпуска товаров становится выше.
При этом растет производительность, а необходимость платить зарплату и государственные взносы нивелируется.
Анализ себестоимости
Чтобы предприятие работало эффективнее, проводят анализ себестоимости, данные для которого берут из бухгалтерской, финансовой, производственной, складской отчетности. Для глубокого изучения показателя нужны сведенья из учетной системы компании, а открытые документы позволяют проанализировать лишь общее положение дел (колебание расходов, повышение/снижение прибыли и т. п.).
Себестоимость анализируют в нескольких разрезах. Так, разделение затрат на постоянные и переменные помогает вычислить количество производимой продукции, при котором компания достигает точки безубыточности. Аналогично можно проанализировать и другие показатели в зависимости от поставленной задач.
Подводим итог
Себестоимость продукции отражает то, насколько эффективно работает бизнес. Нестабильность показателя вынуждает неодинаково проводить расчеты в каждом отчетном периоде. Это же позволяет спланировать такую рабочую модель, при которой показатели себестоимости будут снижаться, а прибыль – повышаться. Благодаря регулярным расчетам руководство фирмы может вовремя изменять рыночную стоимость товара/услуги для снижения издержек и поддержания конкурентоспособности.