Как в 1с оформить поступление основных средств
Перейти к содержимому

Как в 1с оформить поступление основных средств

Как в 1с оформить поступление основных средств

Дата публикации 17.06.2022

Использован релиз 3.0.112

В программе "1С:Бухгалтерия 8" приобретение и ввод в эксплуатацию объектов основных средств отражается по одному из двух вариантов.

  1. Приобретение и ввод в эксплуатацию отражается одновременно документом «Поступление основных средств» (раздел: ОС и НМАПоступление основных средств) (рис. 1). Этот же документ можно создать другим способом – документ «Поступление (акт, накладная, УПД)" с видом операции "Основные средства" (раздел ПокупкиПоступление (акты, накладные, УПД)). Стоимость объекта основных средств в этом случае формируется на счете 08.04.2 "Приобретение основных средств". Этот вариант используется для объектов, по которым выполняются условия:
    • не требуется сборка;
    • объект состоит только из одной номенклатурной позиции;
    • по объекту нет дополнительных расходов на приобретение;
    • объект вводится в эксплуатацию вместе с принятием к учету;
    • первоначальная стоимость и срок полезного использования совпадают в бухгалтерском и налоговом учете;
    • объект имеет нулевую ликвидационную стоимость.

  1. Приобретение отражается документом "Поступление оборудования" (раздел ОС и НМАПоступление оборудования) (рис. 2). Этот же документ можно создать другим способом – документ "Поступление (акт, накладная, УПД)" с видом операции "Оборудование" (раздел Покупки – Поступление (акты, накладные, УПД)). Ввод в эксплуатацию отражается документом "Принятие к учету ОС" (раздел: ОС и НМА – Принятие к учету ОС) (рис. 4). Стоимость объекта основных средств в этом случае формируется на счете 08.04.1 "Приобретение компонентов основных средств". Этот вариант используется для объектов:
    • которые вводятся в эксплуатацию не одновременно с приобретением, а с отсрочкой;
    • приобретение которых связано с дополнительными расходами (доставка, сборка, монтаж и т. п.), для отражения дополнительных расходов на приобретение основного средства используется документ "Поступление доп. расходов" (рис. 3);
    • состоящих из нескольких номенклатурных позиций;
    • у которых первоначальная стоимость и (или) срок полезного использования не совпадают в бухгалтерском и налоговом учете;
    • которые имеют не нулевую ликвидационную стоимость.

Смотрите также

  • Приобретение основных средств (ФСБУ 6/2020)
  • Приобретение основных средств с учетом доп. расходов на приобретение (ФСБУ 6/2020)

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

Принимаем к учету основные средства в 1С

При отражении приобретения основных средств в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0, есть несколько нюансов, на которые необходимо обратить внимание.

Принятие к учету ОС без сборки и монтажа

Стандартная ситуация, когда организация приобретает основное средство и вводит его в эксплуатацию, в тот же день оформляется в информационной базе документом «Приобретение объекта основных средств» (раздел «ОС и НМА» — «Поступление основных средств»). Этим документом также оформляется поступление основных средств, которые не требуют монтажа и дополнительных расходов, которые вводятся в эксплуатацию одновременно с принятием на учет и у которых первоначальная стоимость и срок полезного использования совпадают в бухгалтерском и налоговом учете.

В табличной части существует возможность быстрого создания объекта справочника «Основные средства», для этого в колонке «Основное средство» необходимо ввести наименование объекта, после чего в контекстном меню выбрать команду «Создать. ».

У созданного объекта группа учета ОС будет установлена в соответствии со значением, указанным в шапке. Амортизационная группа заполняется при записи документа, значением соответствующим указанному сроку службы.

При проведении документа формируются проводки со счетом бухгалтерского учета 08.04.2 «Приобретение основных средств» (закладка «Бухгалтерский и налоговый учет»), помимо этого также данным документом формируются движения по регистрам сведений, необходимые для дальнейшего учета основных средств.

После проведения этого документа нет необходимости создавать и проводить документ «Принятие к учету ОС», так как проведенный документ делает проводки по приобретению ОС от поставщика и о постановке на учет вашего ОС. Также стоит обратить внимание на то, что при проведении данного документа амортизация ОС по налоговому учету сразу включается в состав расходов, если такое не нужно, то использовать данный документ не следует.

Приобретение ОС, требующего сборки и монтажа

Но существует иная ситуация, когда основное средство перед вводом в эксплуатацию требует сборки как, например, компьютер. Сначала организация приобретает компоненты будущего основного средства — компьютерную мышку, монитор, системный блок и проч., после чего собирает все компоненты в единое целое — готовый компьютер и именно его вводит в эксплуатацию как основное средство.

Такая операция оформляется по следующей схеме. Сначала создаем документ «Поступление оборудования» (раздел «ОС и НМА» — «Поступление оборудования») или этот же документ можно оформить как «Поступление товаров и услуг» с видом операции «Оборудование».

В табличной части «Оборудование» указываются все компоненты будущего основного средства, количество, цена, ставка НДС. Счет учета оборудования поставить необходимо 08.04.1 «Приобретение компонентов основных средств» (именно с этим счетом работает документ «Принятие к учету ОС»), счет учета НДС. Остальные закладки используются, если одновременно с оборудованием поступают и другие виды ТМЦ или услуги.

Оборудование, принятое на учет по счету 08.04.01, впоследствии подлежит принятию в качестве объекта основных средств документом «Принятие к учету ОС».

Когда после покупки у контрагента необходимо «собрать» воедино компоненты и дополнительные материалы (запчасти) и передать их на сборку основного средства, то есть осуществить монтаж оборудования, это делается при помощи документа «Передача оборудования в монтаж».

Счет учета необходимо указать 08.03: только через этот счет программа корректно перенесет составные части на ОС при его принятии к учету (раздел «ОС и НМА» — «Передача оборудования в монтаж»).

После этого оформляется документ «Принятие к учету ОС» (раздел «ОС и НМА» — «Поступление основных средств») с видом операции «Объекты строительства».

Важно на закладке «Внеоборотный актив» в поле «Объект строительства» выбрать объект сборки и проверить, что в поле «Счет» указан счет 08.03.

При проведении формируются проводки по Дт 01.01 и Кт 08.03.

Сумма проводки соответствует сумме, накопленной на счете 08.03 при формировании первоначальной стоимости основного средства.

Важный нюанс: документ «Принятие к учету ОС» не работает как самостоятельный документ по вводу в эксплуатацию основного средства! Соответственно только через него принять к учету внеоборотный актив нельзя, документ попросту не сформирует первоначальную стоимость и необходимые записи регистров.

Способ начисления амортизации

Способ начисления амортизации указывается при принятии основного средства к учету в документе «Принятие к учету ОС» на закладке «Бухгалтерский учет» в поле «Способ начисления амортизации».

Если используется документ «Поступление основных средств», то способ начисления амортизации всегда линейный (устанавливается по умолчанию).

Для целей налогового учета способ начисления амортизации указывается в разделе «Главное» — «Настройки налогов и отчетов» — закладка «Налог на прибыль». Вне зависимости от выбранного способа для восьмой — десятой амортизационных групп всегда по умолчанию применяется только линейный способ начисления амортизации.

Покупка и поступление ОС в 1С 8.3: пошаговая инструкция

Елена Мамукова

Основные средства – активы предприятия, которые используются как средства труда в процессе основной деятельности организации. Прежде чем основное средство будет введено в эксплуатацию и сможет приносить предприятию прибыль, оно принимается на учет предприятия как внеоборотный актив. Виды внеоборотных активов довольно разнообразны, и по каждому из них существуют особенности при регистрации хозяйственных операций. Поступление ОС в 1С 8.3 с учетом действующих регламентных документов по бухучету регистрируются с использованием следующих счетов бухгалтерского учета:

  • 01 – Основные средства;
    • 01.01 – ОС в организации;
    • 08.04.1 – Приобретение компонентов основных средств;
    • 08.04.2 – Приобретение основных средств.

    Принимая во внимание названия счетов можно построить классификацию объектов внеоборотных активов, которые после принятия к учету станут основными средствами.

    Имеем следующие типы внеоборотных активов/объектов:

    • ОС – объекты сразу готовые к вводу в эксплуатацию и не имеющие допрасходов после приобретения;
    • Оборудование – не готовые к вводу в эксплуатацию и имеющие дополнительные расходы после приобретения;
    • Оборудование к установке – нуждающиеся в монтаже перед вводом в эксплуатацию;
    • Объекты строительства – объекты, находящиеся в процессе строительства, не готовые к вводу в эксплуатацию.

    Каждому типу внеоборотных активов соответствуют свои типы проводок и документы в 1С 8.3.

    Рассмотрим, каким образом провести поступление основных средств, а также оборудования.

    В разделе «ОС и НМА» главного меню системы все документы поступления объединены в самостоятельный блок.

    Рис.1 ОС и НМА Рис.1 ОС и НМА

    Что нужно сделать, чтобы отразить поступление основных средств для разных типов внеоборотных активов?

    Покупка основных средств и их поступление

    Основное средство, готовое к использованию и эксплуатации, сразу после покупки регистрируется в 1С 8.3 в «Поступлении основных средств», доступном из раздела «ОС и НМА» главного меню системы.

    Рис.2 Поступлении основных средств Рис.2 Поступлении основных средств

    Обязательны к заполнению в шапке:

    • Номер и дата накладной поставщика – вводится вручную;
    • Наименование контрагента-поставщика – выбирается из справочника, может быть добавлено непосредственно через документ;
    • Договор между организацией и контрагентом – выбирается из справочника, может быть добавлен непосредственно через документ;
    • Способ отобразить расходы амортизации – создается в документе автоматически, может быть изменен пользователем;
    • Местонахождение ОС, как подразделение организации – выбирается из справочника;
    • Материально-ответственное лицо, как физическое лицо, получающее ОС – выбирается из справочника;
    • Группа учета – выбирается из предложенного предопределенного списка.

    Рис.3 Заполняем шапку Рис.3 Заполняем шапку

    В табличной части добавляется строка с указанием ОС. Строка добавляется по кнопке «Добавить».

    Рис.4 В табличной части добавляется строка с указанием ОС Рис.4 В табличной части добавляется строка с указанием ОС

    В этой строке необходимо заполнить объект основного средства, выбрав или создав его в одноименном справочнике.

    Рис.5 Заполнение объекта основного средства Рис.5 Заполнение объекта основного средства

    Для корректного начисления амортизации обязательно нужно заполнить в карточке группу учета, код общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) и амортизационную группу. ОКОФ должен быть предварительно загружен в систему из внешнего файла, который поставляется с пакетом установки конфигурации.

    Завершается заполнение табличной части указанием стоимости основного средства, ставки НДС, срока полезного использования.

    В подвале обязательно указывается номер и дата счета-фактуры.

    Рис.6 Номер и дата счета-фактуры Рис.6 Номер и дата счета-фактуры

    Рассматриваемый документ предусматривает регистрацию поступления внеоборотного актива в качестве ОС, постановка на учет и ввод его в эксплуатацию, а также формирование проводок:

    Рис.7 Формирование проводок Рис.7 Формирование проводок

    Покупка и поступление оборудования

    Шаг 1: регистрация

    Оборудованием условимся называть те объекты ОС, которые сразу не могут быть введены в эксплуатацию и кроме стоимости ОС влекут за собой ряд допрасходов.

    Для регистрации покупки таких ОС используют «Поступление оборудования/ОС и НМА» в главном меню системы.

    Рис.8 Регистрации покупки ОС Рис.8 Регистрации покупки ОС

    Далее делаем новый документ, используя кнопку «Создать», и заполняем его.

    Рис.9 Создаем новый документ Рис.9 Создаем новый документ

    • Номер и дата накладной поставщика – вводится вручную;
    • Наименование контрагента-поставщика – выбирается из справочника, может быть добавлен непосредственно через документ;
    • Договор между организацией и контрагентом – выбирается из справочника, может быть добавлен непосредственно через документ;
    • Склад – выбирается из справочника;
    • Расчеты – заполнены по умолчанию, могут быть изменены;
    • Вариант расчета НДС – заполнен по умолчанию, может быть изменен.

    Табличная часть – оборудование:

    • Добавляется новая строка по кнопке «Добавить»;
    • Добавляется карточка номенклатуры в одноименный справочник;
    • Указывается количество;
    • Указывается цена;
    • Рассчитывается сумма;
    • Счет учета и счет НДС подставились по умолчанию по данным регистра сведений «Счета учета номенклатуры» и могут быть изменены.
    • Указывается номер/дата счета-фактуры;
    • Счет-фактура регистрируется.

    Рис.10 Заполнение документа Рис.10 Заполнение документа

    После этого сформируются проводки.

    Рис.11 Сформированные проводки Рис.11 Сформированные проводки

    Шаг 2: регистрация дополнительных расходов

    При возникновении допрасходов, увеличивающих стоимость ОС можно использовать механизм «ввод на основании».

    Для этого в списке документов поступления оборудования находим нужный документ, делаем его текущим и по кнопке «Создать на основании» выбираем из предложенного списка документ «Поступление доп. расходов».

    Рис.12 Поступление доп.расходов Рис.12 Поступление доп.расходов

    В созданном документе основная часть реквизитов будет заполнена. Заполним недостающие реквизиты.

    Рис.13 Заполним недостающие реквизиты Рис.13 Заполним недостающие реквизиты

    Проведем его и увидим, что расходы повысили стоимость объекта актива.

    Рис.14 Расходы повысили стоимость объекта актива Рис.14 Расходы повысили стоимость объекта актива

    Шаг 3: принятие к учету объекта ОС

    Ввод в эксплуатацию объекта ОС с дополнительными расходами или оборудования оформляется документом «Принятие к учету ОС».

    Рис.15 Принятие к учету ОС Рис.15 Принятие к учету ОС

    После создания нового документа последовательно заполняем необходимые реквизиты.

    Шапка и закладка «Внеоборотные активы» заполняются данными имеющихся в системе справочников.

    Рис.16 Внеоборотные активы Рис.16 Внеоборотные активы

    На закладке «Основные средства» потребуется добавить новую строку и создать новый элемент справочника «Основные средства», в котором указать не только наименование объекта, но и группу учета объектов ОС и заполнить код ОКОФ.

    Рис.17 Создаем новый элемент справочника «Основные средства» Рис.17 Создаем новый элемент справочника «Основные средства»

    На закладках «Бухгалтерский учет» и «Налоговый учет» заполним все необходимые данные в соответствии с особенностями объекта ОС.

    Рис.18 Заполнение данных БУ Рис.18 Заполнение данных БУ
    Рис.19 Заполнение данных НУ Рис.19 Заполнение данных НУ

    После проведения документ убедимся в корректности сформированных проводок.

    Рис.20 После проведения документ убедимся в корректности сформированных проводок Рис.20 После проведения документ убедимся в корректности сформированных проводок

    Стоимость объекта ОС включает дополнительные расходы и в итоге должна составить 2 589 000 + 77 500 = 2 666 500. Проводки верные.

    Мы продемонстрировали, что покупка ОС в 1С с дополнительными расходами и ввод его в эксплуатацию, выполняется за три понятных шага.

    Учёт основных средств в 1C

    Для начинающего может показаться, что пользоваться программой 1C 8.3 очень сложно и ничего не понятно, но на самом деле всё обстоит совершенно наоборот. Данное ПО имеет полностью дружественный к пользователю интерфейс, значительная часть функционала в котором интуитивно понятна. И как для руководителей, так и для офисных работников пользоваться будет совсем несложно. В данной статье последовательно рассмотрим со скринами-примерами учёт основных средств в 1С.

    Для начала определимся с терминологией. Основные средства — имущество, применяемое как средства труда более одного года и стоимостью больше ста тысяч российских рублей. В компании учёт основных средств включает большое количество различных операций, в том числе принятие на учёт, введение в использование, амортизацию и в конце концов выбытие. Каждую стоит рассмотреть отдельно.

    Поступление и ввод в эксплуатацию, принятие к учету основных средств в 1С

    Итак, приобретается какое-нибудь основное средство, допустим, токарный станок. Об этом необходимо добавить информацию в программу. Для этого воспользуемся соответствующим пунктом "Поступление оборудования", который легко отыскать в разделе «ОС и НМА».

    Заполнение подобного документа не составит труда. В его шапке указываем название нашей организации и наименование другой компании, у которой была произведена покупка соответственно основному договору. Наша рассматриваемая ситуация для примера наиболее проста. Часть с таблицей будет иметь только одну строку с токарным станком. Там вдобавок отмечаются НДС, счета и цена.

    Когда будет выполнено проведение, документ относит токарный станок, который в нашем примере стоит триста пятьдесят тысяч рублей, на нужный счёт.

    Чтобы соответственно программному учёту токарный станок был введён в эксплуатацию и верно подсчитывалась амортизация, нужно отметить это в документе "Принятие к учёту ОС". Документ легко найти в разделе "ОС и НМА".

    Дальше нужно заполнить шапку документа, который нами создан. Как вид операции в нашем случае следует выбрать "Оборудование", потому что токарный станок — это именно оборудование. Далее отмечаем событие ОС и, если необходимо, материально ответственного человека и место, где размещается станок.

    Теперь надлежит перейти к первой вкладке документа под названием "Внеоборотный актив", и там, в свою очередь, к позиции справочника "Номенклатура". В нашем случае опять же будет токарный станок. Если необходимо, допускается отметить способ его поступления (скажем, за плату). Поле подразделения тоже не является обязательным.

    Пусть токарный станок числится на 08.04.01 (для примера, это пригодится ниже при рассмотрении амортизации).

    Далее про вкладку "Основное средство". Там в табличную часть добавилась лишь одна позиция, подобранная из соответствующего справочника. У справочника имеются определённые особенности заполнения. В справочнике мы отметили цену нашего оборудования в триста пятьдесят тысяч рублей, некоторые данные по амортизации и так далее.

    В нашем примере приобретённый станок будет использоваться пять лет, то есть шестьдесят месяцев, а начисление амортизации проходить линейным способом. Таким образом вся сумма будет одинаковыми частями списываться все эти пять лет, когда будет закрываться месяц.

    Снова перейдем к заполнению документа на ввод в использование токарного станка. Там нас сейчас интересует вкладка "Бухгалтерский учёт". Необходимо чуть конкретизировать счета, способ подсчёта амортизации и время эксплуатации станка. Эти данные уже должны быть в карточке нашего основного средства, того самого станка.

    Далее вкладка "Налоговый учёт". С практически такими же данными, как и в той, что была раньше. Только следует отметить значительно меньше данных, а использоваться такие данные станут не для бухгалтерского учёта, а уже для налогового.

    В последней вкладке заполняются данные про амортизационную премию. Процент указывается по группе, в которую наше основное средство (станок) должно включаться по сроку использования. У нас она будет 30%.

    Когда все поля во всех вкладках оказываются заполнены безошибочно — это стоит тщательно перепроверить! — можно проводить документ.

    Если всё было сделано в полном соответствии с написанной выше инструкцией, то в итоге должны быть сформированы 2 различные бухгалтерские проводки.

    В первой проводке будет само принятие нашего станка к учёту с отметкой суммы (триста пятьдесят тысяч рублей). Во второй же строке движений будет отмечена амортизационная премия в 30% — по деньгам получается сто пять тысяч рублей.

    Наш станок начал эксплуатироваться в июле 2017 года. Соответственно, в августе 2017 программа уже примет к сведению всю отмеченную информацию.

    Перемещение основных средств в 1С

    Перемещение основного средства в 1C 8.3 достаточно сильно напоминает по сути перемещение товаров. Ключевая разница в том, что товар перемещается между складами, а средство — между подразделениями, ведь уже было принято к учёту.

    Когда оформляется такой документ, могут вызвать трудности только некоторые реквизиты, например, начисления амортизации и способа отражения по ней расходов.
    Там следует отмечать информацию лишь в том случае, если после перемещения начисляется дополнительная амортизация. В примере на скрине мы не будем их заполнять. Амортизация, по обыкновению, начисляется по завершении месяца.

    Инвентаризация основных средств в 1С

    Так же и инвентаризация имеет мало отличий, если сравнивать с аналогичной операцией, проводимой с товарами. Только, опять же, вместо склада нужно указать подразделение. Там, где таблица, нужно будет отметить не количество, а признак, что основное средство есть.

    Когда в учёте не отмечено основное средство, но на деле имеется, то нужно сделать по инвентаризации документ принятия средства к учёту. А если оно, наоборот, указано в учёте, но на деле отсутствует, нужно его списать.

    Списание основных средств в 1С

    Списание — ещё более простая задача. Всё наглядно видно на скрине и ни одно из полей не должно вызывать каких-то сложностей и дополнительных вопросов, в случае чего легко помогает внутренний функционал самой программы. Следует указать причину, по которой мы списываем средство.

    Амортизация основных средств в 1С

    Амортизацию, как правило, выполняют однажды в конце месяца.

    Для её выполнения переходим в меню "Операции", потом к "Закрытию месяца". Выбираем период, нашу компанию. Далее всё уже подробно автоматизировано. Расчёты помощник делает последовательно и сперва считает амортизационные отчисления. Если всё было выполнено безошибочно, то произведётся создание документа амортизации, как на скрине.

    Рассмотрим конкретный пример. Кстати, важно отметить, что правила, варианты амортизации настраиваются в учётной политике компании, а подсчёт амортизации происходит ежемесячно с того месяца, начиная с которого наше основное средство было добавлено в программу и принято ей к учёту.

    Итак, получилась проводка на сумму в 2950 рублей. В настройках отмечен линейный вариант подсчёта амортизации. Станок, как помним, должен эксплуатироваться пять лет. Всё подсчитано правильно.

    Прочие документы учета основных средств

    В меню "ОС и НМА" легко найти и остальные документы, связанные с поступлением и учётом. Модернизация, передача в аренду, монтаж и т. п.
    Подробнее см. скрин.

    Их заполнение интуитивно понятно.

    Хотите получать подобные статьи по четвергам?
    Быть в курсе изменений в законодательстве?
    Подпишитесь на рассылку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *