Скажи боссу «нет»: как научиться отстаивать свои права на работе
Ура, тебя не увольняют? Рано радуешься. Теперь работодатель постарается выжать из тебя последние соки, рассчитывая, что ты и не пикнешь в ответ — не то время. В минувшие тучные годы работодатель был, в сущности, несчастным человеком. Бизнес постоянно рос, хороших работников не хватало. А те, что были, постоянно требовали повышения зарплат. И еще за работниками надо было ухаживать, как за девушкой, — вдруг обидится и уйдет к другому?
Сейчас начальник развернул плечи и готов ездить на тебе, будто на бессловесной кобылке. Куда ты денешься, когда за окном кризис? А если начальник — самодур, будь готов, что его требования теперь не всегда будут соответствовать производственной необходимости. Проверь, готов ли ты отразить эти атаки и не потерять при этом работу.
СИТУАЦИЯ 1
Вечер. Ты сидишь за столом с женой/кем-то еще близким. Ты только что зацепил ролл/суши и поинтересовался у жены/соблазнительной девушки, с которой познакомился полчаса назад, как прошел ее день. Теплая атмосфера. Богатый винный букет наполняет бокалы, а чувства — тебя. Работа наконец осталась где-то очень далеко.
Звонит телефон. В воздухе сразу же возникает напряжение. Так уже бывало. Испорченные ночи. Пущенные под откос выходные. Идиллии, от которых не осталось ничего, кроме мелких осколков. Ты замираешь с куском в горле, и туча сгущается над столом. Ты достаешь телефон и, не до конца веря в происходящее, смотришь на мерцающий экран. Там написано: «Дмитрий Анатолич». Да ты и так это знаешь: рингтон Imperial Marsh из «Звездных войн» сам выбрал специально для начальника. Все это похоже на шутку, но тебе не смешно.
Внимание, вопрос: Ответишь ли ты на звонок?
СИТУАЦИЯ 2
Середина пятницы. Ты разгреб все бесконечные дела и вместе с семьей собираешься уехать на полный уикенд на дачу. Детям куплены водяные пистолеты, жена маринует шашлык, ракетки для бадминтона — в машине. Ты еще на работе, заканчивается последнее на этой неделе собрание, и ты уже мысленно выбираешь, какой тропинкой пойдешь по лесу за грибами.
«. Поэтому, — Дима, который давным-давно решил стать Очень Важным Дядей и отрекся от прочих радостей жизни, выдерживает паузу, — мы должны наконец закончить презентацию и встретиться завтра за обедом, чтобы обсудить ключевые моменты». Комната вязнет в унылом молчании.
На самом деле, презентация вам понадобится лишь в сентябре, еще только через три месяца. Но в требованиях Дмитрия Анатолича нет ничего удивительного. Дима — монстр, за спиной у которого два развода, а впереди маячит третий. Все его друзья — такие же чудовища, их главная радость в жизни — дождаться, когда кто-нибудь из них оступится. Каждый его костюм стоит больше, чем ты зарабатываешь в месяц. Ему нечем заняться в субботу, и он любит проводить этот день в компании.
Внимание, вопрос: Скажешь ли ты ему о своих планах на выходные?
СИТУАЦИЯ 3
Рабочий день, 17.45. На завтра запланирована встреча с главными заказчиками. Работа кипит. Но ты планировал в половине седьмого появиться на катке, где тренируется хоккейная команда твоего сына. Он привык видеть тебя на скамейке запасных и очень расстраивается, когда тебя нет.
Заходит Дмитрий. Волосы у него как будто немножко встали дыбом. «У нас ни черта не готово, — говорит он. — Пусть кто-нибудь закажет суши — мы тут еще надолго, парни».
Сын смотрит на трибуны — в его глазах бесконечное ожидание, а его сердце тревожно колотится. Начальник Дмитрий стоит напротив, и ему нужно, чтобы ты прямо сейчас отдался работе на все сто.
Внимание, вопрос: Останешься ли ты на работе?
Прежде чем разобраться с твоими ответами, позволь разъяснить тебе некоторые вещи. Да, сделать выбор непросто — тем более сейчас, в условиях кризиса. Но сделанный тобой выбор определит качество твоей жизни в будущем, и потому он так важен. Мы маневрируем по жизни, строим карьеру и налаживаем личную жизнь и, когда они сталкиваются, идем на компромиссы, чтобы, как говорится, и волки, и овцы. Многие тратят массу времени на то, чтобы услужить офисным боссам, и говорят себе при этом, что все это ради семьи, которую надо накормить, одеть и согреть. Не отговорка ли это?
Чтобы сделать выбор и не беспокоиться о последствиях — ведь ты в любом случае кого-то разочаруешь, — тебе понадобятся два столпа любого хорошего плана: цель и стратегия ее достижения. Давай-ка подумаем. Если бы тебе нужно было озвучить цель, что бы ты сказал? Как насчет такого:
Моя цель — достичь высшего уровня власти и финансового благополучия на работе, но при этом не стать отвратительным троллем, родившимся только ради бизнеса, прожить нормальную жизнь, что означает не умереть в одиночестве, никем не любимым, не оплаканным в изъеденном молью особняке.
Пойдет? Теперь вопрос: как же всего этого достичь? Если бы нужно было озвучить стратегию, что бы ты сказал? Как насчет этого: Я буду усердно работать, добиваться авторитета и налаживать связи, которые сделают меня необходимым для жизнедеятельности компании, и в то же время установлю рациональные пределы того, чем я готов пожертвовать ради работы. И не устану повторять, что моя семья важна мне так же, как и успехи в работе. И что моя преданность людям, которых я люблю, не пошатнется до тех пор, пока на кону не будет благосостояние корпорации, да и то не факт.
Вроде бы неплохо вышло. Ключевой момент — очертить границы самопожертвования на работе, иначе работа станет твоим неуправляемым эксплуататором и истребителем личной жизни. Кризис закончится, а ты, если взялся сейчас работать за троих и заглядывать в рот начальству, так и будешь работать. И заглядывать.
Но выстраивание отношений с работой — не дело одного дня. Это как с дрессировкой собаки — потратишь на нее время, и она будет гадить только на улице. А не потратишь — изгадит полжизни.
Итак, давай вспомним три сценария и рассмотрим возможные выходы из каждой ситуации — согласно сиюминутной реакции или следуя разработанной стратегии.
Тест 1: Ответишь ли ты на звонок?
Здоровый рефлекс нормального работника — ответить. Доходы-то за минувший квартал снизились на 40%. Но ты все еще нужен боссу! А вот и нет. Твой выбор — «абонент сейчас не абонент». Конечно, не всегда так легко проявлять независимость.
Недавно ты пригласил жену на ужин в любимый ресторан. У обоих прекрасное настроение, все такое. Зазвонил телефон, ты ответил. Это была какая-то ерунда, но спустя месяц она все еще припоминала тебе тот тревожный звонок. Распался бы мир на куски, если бы ты не ответил сразу, а позже проверил голосовую почту? Нет. Похоже, иллюзия, что ты обезьянка на поводке, должна быть разрушена.
Тест 2: Скажешь ли ты ему о своих планах?
Раб зарплаты мыслит так: «Ну да, я инструмент — работай мной, пока я не затуплюсь». Каждый знает, что любую работу можно успеть сделать в рабочее время, но Дима любит и по выходным играть в свои игрушки, и ты — из его любимого набора.
Однако у тебя есть стратегия. «Дмитрий, — отвечаешь ты, — как я тебе уже говорил, мы с семьей уезжаем на выходные. Я могу прийти в понедельник пораньше и поделиться своими мыслями насчет этой презентации». Если он не согласен, повтори. К черту! Ты предупреждал его о своих планах и не собираешься их менять (не предупреждал? Сам виноват. С таким начальником надо продумывать все на два шага вперед). 99 начальников из 100 отпустят тебя. Дима — сотый? Пусть идет в баню, но это отдельный разговор.
Тест 3: Останешься ли ты на работе?
Ты что, идиот? Конечно, останешься. Конечно, работа важнее, когда вся контора под ударом. Твоя готовность бросить все и закрыть телом амбразуру, когда это действительно нужно, — именно то, что впоследствии даст тебе право устанавливать пределы вмешательства работы в личную жизнь.
Работа должна выйти на передний план, когда начальник кажется слегка напуганным или когда ты сам чувствуешь, что нетвердо стоишь на ногах и нуждаешься в помощи коллег. Так бывает и в тех случаях, когда ты брюхом чуешь, что лучше бы хорошенько поработать. Насчет брюха не шутка — в этом деле важно все, и правильный ответ ты найдешь только внутри себя. Ты его почувствуешь. Если ты, конечно, не безумная бизнес-машина, несущаяся навстречу судьбе. В последнем случае зарабатывай столько, сколько можешь, и побыстрее. Деньги тебе точно понадобятся, на лечение нервов.
Ваши права на работе
Представляем новую рубрику «Ваши права». Здесь мы показываем, на что вы имеете право в разных ситуациях с точки зрения закона, и как эти права реализовать. На что рассчитывать во время увольнения? Какие у вас права, если вы заболели? Как вести себя во время досмотра полиции? Информирован — значит вооружен.
К каждому разбору прилагается небольшой плакат, который можно распечатать на любом принтере и повесить там, где посчитаете нужным — например, на рабочем месте. Повесили — выложите в Инстаграм с хештегом #имеюправо, чтобы другие люди тоже знали свои права.
Первый выпуск — о ваших правах на работе. Подробнее узнать о том, что вам положено как сотруднику, можно в курсе Учебника «Как защитить свои права на работе». У него открытая цена — вы можете заплатить любую комфортную сумму.
Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Право заключить, изменить и расторгнуть трудовой договор
Зачем. Трудовой договор — это основной документ, в котором описаны ваши обязанности, условия работы и сколько за нее должны платить.
Вас никто не может заставить работать там, где не нравится, и в условиях, которые не подходят. Уволить без повода при наличии трудового договора вас тоже не могут. А вот вы можете расторгнуть его, соблюдая некоторые формальности: по закону работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя.
Трудовой договор может быть срочным или бессрочным. Информация о сроке действия — это существенное условие, без нее никак. Максимальный срок для срочного договора — 5 лет. Но если захотелось уволиться раньше, работник имеет право расторгнуть срочный трудовой договор. Но нужно предупредить за две недели, как и при расторжении бессрочного.
Если договор заключен, это не значит, что он останется таким навеки: вы имеете право договориться с работодателем об изменении условий договора.
Как реализовать. Трудовой договор заключают, если согласны обе стороны — вы и работодатель. Договор должен быть письменным — устная договоренность не действует. Заключить трудовой договор с вами должны в течение трех дней после фактического выхода на работу. Если договора нет, — вы имеете право уйти.
Чтобы изменить условия договора, обсудите их с работодателем и зафиксируйте письменно. Можно составить новый договор или сделать дополнительное соглашение.
Если хотите уволиться, напишите заявление за две недели и дождитесь приказа. Уйти без отработки двух недель можно, только если работодатель на это согласится.
См. также:
Право выполнять только ту работу и обязанности, которые описаны в трудовом договоре
Зачем. Все обязанности на работе должны быть описаны в договоре или должностной инструкции. Вы имеете право не делать то, на что не соглашались при оформлении. Или вам должны за это доплатить. Изменить обязанности можно только с вашего согласия. Еще работодатель обязан обеспечить вас работой, для которой вас взял, то есть если вас взяли на работу, а заказов нет и на основании этого вам не хотят платить — это незаконно. За незаконное отстранение, перевод на другую должность или увольнение можно потребовать компенсацию.
Как реализовать. Трудовой договор, коллективный договор, должностная инструкция и правила трудового распорядка — это не формальности, а важные документы. Если вам при приеме на работу дают документы не с вашими инструкциями — мол, это всё формальности, — то это ставит вас в уязвимое положение: в случае конфликта суд будет смотреть на то, что написано в документах. Поэтому не подписывайте документы, которые противоречат вашим устным договоренностям с работодателем.
Если из документов непонятно, какие обязанности вы должны выполнять, попросите, чтобы их описали. Иногда кадровики пишут в договоре что-то абстрактное, чтобы потом можно было вывернуть конфликт в свою пользу. Просите уточнения — ссылайтесь на статью 21 ТК РФ .
Если вас просят делать что-то кроме основных обязанностей, просите за это доплатить или откажитесь. Все просьбы и отказы фиксируйте письменно. Если вы согласились устно, сделали работу, а вам не заплатили — работодатель прав.
См. также:
Право получать зарплату без задержек
Зачем. При заключении трудового договора нужно понимать, в какой день ему выплатят деньги, в каком размере и какие права у работника, если задерживают зарплату. Работодатель платит зарплату не как и когда захочет, а как положено по закону. Например, о сумме он может договориться с работником, но платить должен минимум два раза в месяц. Если работник увольняется, то расчет производят в день увольнения, а не позже. Отпуск оплачивают за три дня до начала, и работник может рассчитывать, что получит деньги до отдыха, а не после. За любые задержки зарплаты можно требовать неустойку.
Как реализовать. Проверяйте, что написано о зарплате в трудовом договоре, коллективном договоре или положении об оплате труда. Там должна идти речь об авансе и окончательном расчете, премиях и компенсациях, если они положены. По итогам месяца должны выдавать расчетный листок со всеми начислениями и удержаниями.
См. также:
Право на отпуск, отгулы, перерыв
Зачем. Чтобы работники хорошо работали, они должны отдыхать. И не как решит работодатель, а как установил закон. Например, каждому работнику положены 28 дней отдыха в год — их оплачивают заранее за счет работодателя. Так работает право работника на ежегодный оплачиваемый отпуск. Каждую неделю должны быть минимум 42 часа непрерывного отдыха, то есть выходные. Если пришлось работать больше нормы или в выходной, можно взять отгул. А во время рабочего дня есть право на обеденный перерыв — минимум 30 минут, — чтобы пообедать или отдохнуть. Но в рабочее время он не входит.
Как реализовать. Право на отгулы, перерывы и отпуск предоставляется по трудовому кодексу. Работодатель не может уменьшить отпуск, заставить работать в выходной или запретить обедать.
Следите за графиком отпусков: его утверждают за две недели до начала года. Если переработали, пишите заявление на отгул. Проверьте, что написано в трудовом или коллективном договоре по поводу перерывов на обед. В законе есть только минимальное и максимальное время.
См. также:
Право на обязательное страхование
Зачем. По трудовому договору автоматически предусмотрено право работника на обязательное социальное страхование: пенсию, больничные, декретные, бесплатное лечение и компенсации из-за травм на работе. Все это оплачивает бюджет. А работодатели платят в бюджет страховые взносы за каждого работника — но не из зарплаты, а из своих денег.
Как реализовать. Если есть трудовой договор и официальная зарплата, взносы будут обязательно. Это контролирует государство и налоговая. Ваша задача — убедиться, что зарплату платят официально. Если она в конверте, взносов нет — значит, не будет больничных и пенсии. Следить за взносами можно через выписку из лицевого счета, это бесплатно на сайте ПФР или госуслуг. Запрашивайте справку хотя бы раз в год, чтобы убедиться, что работодатель не экономит на вашей пенсии.
См. также:
Право на безопасное рабочее место и охрану труда
Основание. Глава 36 ТК РФ.
Зачем. Если работодатель предоставил рабочее место, оно должно быть безопасным — и не с точки зрения работодателя, а с учетом нормативов. Станок должен быть исправным, машина — на ходу, стол — чистым, излучения — в пределах нормы. Когда положено, нужно выдавать средства защиты: перчатки, халаты, маски, головные уборы, коврики. Работника нужно обучить, как правильно и безопасно работать, а также проводить медосмотры за счет фирмы. Охрану труда контролирует государство.
Как реализовать. Нужно спрашивать у работодателя любую информацию о рабочем месте, он обязан ее предоставить. Читайте инструкции, проходите обучение по технике безопасности, требуйте документы на оборудование и станки. Если в офисе жарко, должен быть кондиционер. Если в павильоне холодно — положен обогреватель. Если с рабочим местом что-то не так, вы имеете право отказаться от работы, пока все не исправят. При этом простой оплачивается. Если получили травму на работе, вам должны выплатить компенсацию — для этого есть страховка.
См. также:
Право на возмещение вреда
Основание. Глава 38 ТК РФ.
Зачем. Если работодатель задержал зарплату, не дал отпуск или незаконно уволил, от него можно получить больше денег. За каждый день задержки — неустойку, за моральный дискомфорт — компенсацию. Суммы могут быть прописаны в договоре, о них можно договориться или их установит суд.
Как реализовать. Если работодатель не выплатил деньги в срок, не отдает трудовую книжку, уволил по статье без причины или испортил ваше имущество, требуйте неустойку. Минимум — 1/150 ставки ЦБ за каждый день задержки. Моральный вред оцените сами или посмотрите, что написано в договоре. Если не заплатят добровольно, можно пойти в суд.
См. также:
Право создавать профсоюзы
Зачем. Профсоюзы — это организации, которые могут защитить права и помочь добиться справедливости в вопросах по поводу работы. Профсоюз — это большой коллектив, и он может добиться защиты ваших прав быстрее, чем вы как отдельный человек. Профсоюзы могут получать информацию от госорганов, решать вопросы с трудоустройством, жильем, выплатами. Если нужно, повлияют на важные решения в организации, найдут выход в СМИ , организуют пикет или забастовку.
Как реализовать. Вступить в профсоюз может любой работник старше 14 лет. Для этого не нужно спрашивать разрешения работодателя. Иногда работодатели заставляют вступить в профсоюз — можете отказаться, это добровольно. Можно создать профсоюз внутри своей организации, но придется повозиться с уставом и регистрацией. Если у вас уже есть профсоюз, узнайте, как туда вступить и сколько придется платить членских взносов.
См. также:
Право на коллективные переговоры
Основание. Глава 6 ТК РФ.
Зачем. На работе бывают такие вопросы, которые касаются всех или большинства, а не только одного человека. Например, питание, перерывы, премии, проезд до работы, условия в офисе, охрана труда, гарантии и льготы. Если компания переехала в новый офис и до него можно добраться только на такси, можно поднять вопрос о компенсации этих расходов или организации автобуса для сотрудников. Если в офисе нет кухни для обедов, можно поднять вопрос о покупке микроволновки и кулера. А может, сотрудникам не нравится, как распределяют премии, — это тоже можно обсудить.
Как реализовать. Коллективные переговоры проводят не всем коллективом. Нужно выбрать комиссию из представителей или поручить это профсоюзу. По итогам переговоров заключают коллективный договор или вносят в него изменения. Если у вас на работе назрел вопрос, который важен не только вам, организуйте такие переговоры и добейтесь подходящих условий. Сами по себе они не изменятся.
См. также:
Право на защиту своих интересов
Зачем. Если вам не организовали безопасное рабочее место, задерживают зарплату, не дают отпуск, уволили без компенсации за отпуск или вообще не оформляют трудовой договор, можно смириться, а можно защитить свои права. Иногда нужно всего лишь продемонстрировать решительность — и зарплата тут же выплачивается, трудовая книжка возвращается с нужной записью, а договор подряда превращается в трудовой. Если не удалось, можно пойти дальше.
Как реализовать. Есть четыре основных способа защиты трудовых прав: самозащита, через профсоюз, трудовую инспекцию или суд. Лучше идти последовательно, но можно сразу обратиться в суд. Самозащита — это в том числе и когда вы не выполняете незаконные требования. Например, вас просят выйти из отпуска раньше или заставляют подписать фиктивную отчетность, а вы этого не делаете: имеете право. Если обратиться в трудовую инспекцию, это грозит работодателю проверкой и, возможно, штрафом. При обращении в суд госпошлину платить не надо.
Как защитить свои права на работе от начальства
ТК РФ Статья 352. Способы защиты трудовых прав и свобод
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 352 ТК РФ
Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:
самозащита работниками трудовых прав;
защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)
Как решить конфликт между сотрудниками руководителю
Споры на работе неприятны, но неизбежны: только 8% сотрудников ни разу не сталкивались с конфликтами в коллективе. Возможно, это фрилансеры. Четверть опрошенных конфликтует ежемесячно, а 16% – ежедневно. Все это ухудшает работу организации, снижает ее эффективность, может привести к потере прибыли или текучке кадров.
Портал Praca.by проводил опрос с кем чаще возникают конфликтные ситуации на работе. В результате было выявлено, что больше всего конфликтов происходит с коллегами — 43,8%, на втором месте ответ «с руководством» — 34,7%. Меньше всего раздоров возникает с подчиненными – 21,5%.
Как вести себя руководителю, чтобы помочь сотрудникам выйти из конфликта?
Причины конфликтов между сотрудниками
1. Несовершенная организация работы
Рабочие процессы должны быть прозрачны и понятны для сотрудников. Если бизнес-процессы четко прописаны, для неразберихи нет места – организация работает слаженно. 44% респондентов в исследовании HeadHunter признали, что неправильно построенная работа и система коммуникации становятся причинами конфликтов.
2. Неясный круг обязанностей
Каждый работник должен понимать, за решение каких задач он отвечает, а что находится вне его компетенции. Если руководитель не может распределить обязанности между сотрудниками, определить зону ответственности, формулирует задачу расплывчато – это дает повод для конфликтов.
3. Отношения между сотрудниками
От работников ждут, прежде всего, выполнения своих функций, но невозможно запретить им общаться на личные темы или составлять мнение друг о друге. Бывает, что люди не сходятся в оценке каких-то событий, увлечениях, образе жизни. Это ведет к возникновению напряженности.
Нельзя требовать от подчиненных, чтобы они общались исключительно тепло и по-дружески, но задача руководителя – сделать так, чтобы эти различия не мешали работе. Нужно делать упор на сплочение коллектива разными способами. Например, исследование Buffett National Wellness Survey показало, что в компаниях, где внедрен корпоративный спорт, сотрудники брали меньше больничных, доходы стали в среднем на 11% выше, а прибыль акционеров выросла на 28%.
4. Особенности поведения сотрудников
Оскорбления, переход на личности, скандалы – все это недопустимо в рабочей обстановке. Даже если человек прав в оценке ситуации, ее слишком эмоциональное изложение может спровоцировать еще больший конфликт.
5. Ограниченность ресурсов
Конфликты возникают в точке соприкосновения интересов. Нехватка материальных, финансовых ресурсов ведет к столкновениям и борьбе за них.
6. Недостаток информации
Скрывая важную информацию от сотрудников, руководство может спровоцировать возникновение слухов. В кризисных условиях, когда обстановка в коллективе напряжена, неосторожное слово может повлечь за собой череду сплетен и домыслов, провоцируя конфликты.
По статистике – 86% руководителей и сотрудников называют причиной сбоя в работе именно неэффективное общение и отсутствие сотрудничества.
7. Излишнее давление
Невозможно работать в состоянии постоянного аврала. Стресс сказывается на эмоциональном состоянии сотрудников, может привести к скандалам и выяснению отношений.
Это основные причины рабочих конфликтов, но поводов для них намного больше. Эффективнее предупреждать конфликты между сотрудниками, чем постоянно тушить возникающие пожары. Основные направления работы руководителя в этом вопросе:
- оптимизация работы организации – выстраивание логичных вертикальных и горизонтальных связей, разделение ответственности;
- создание комфортных условий работы;
- устранение психологических причин конфликтов – улучшение отношений в коллективе, снижение стресса, нейтрализация раздражающих факторов;
- справедливая и гласная система поощрений и наказаний.
Этапы работы с конфликтом
Конфликт сотрудников руководитель должен решать с нейтральной позиции. Его основная функция – роль арбитра, управление эмоциями всех участников процесса, в том числе и своими. Методы решения могут быть педагогические (убеждение, разъяснение, просьба, разговор) и административные (увольнение, выговор, наказание).
HR-специалисты из Великобритании проводили исследование в ходе которого следующие проценты респондентов заявили , что неправильное урегулирование конфликтов привело к таким последствиям:
- 27%: личные нападки и оскорбления;
- 25%: отсутствие на работе и больничные;
- 18%: конфликт между отделами;
- 18%: издевательства;
- 18%: увольнение сотрудников;
- 16%: увольняют коллег;
- 13%: члены команды перемещаются между отделами;
- 9%: провал проектов.
Чтобы понять, как разрешить конфликт, выясните причины его возникновения. Лучше всего это сделать в процессе беседы с участниками конфликта.
Этап 1 – Прояснение ситуации
Беседу лучше начать со вступления, в котором можно выразить надежду на разрешение конфликта для общей пользы. Нужно выслушать всех сотрудников, имеющих отношение к конфликтной ситуации. Только так можно рассмотреть проблему со всех сторон. Скорее всего, это будут взаимные претензии и эмоциональные высказывания. Это необходимо, чтобы оппоненты могли выпустить пар. Начальник не должен занимать чью-то сторону и демонстрировать поддержку определенной точки зрения. Его задача – оставаться максимально объективным, выяснить цели, мотивы поступков сотрудников, изучить отношения участников до конфликта.
Этап 2 – Моделирование «идеального» будущего
На этом этапе переговоров узнайте, какое видение результата у каждой из сторон конфликта. Есть вероятность, что это будет что-то невыполнимое, но только так можно понять, чего хочет каждый участник. Важно продолжать общение, даже если есть ощущение, что переговоры зашли в тупик. Главное, не отклоняться от сути проблемы и поощрять движение к примирению.
Этап 3 – Переход к конструктиву
Для снижения эмоционального напряжения важно демонстрировать желание выслушать партнера, проявить искренний интерес к позиции оппонента, сфокусироваться на общих интересах и целях. Свою позицию нужно доказывать фактами, говорить спокойно, без лишних эмоций.
Используя информацию, полученную ранее, следует кратко обрисовать суть конфликта, определить намерения участников спора в отношении способов примирения и перейти к следующему этапу. Важно не давить авторитетом, используя угрозы и ультиматумы.
Этап 4 – Поиск решения
На этом этапе подберите выход, который устроит всех участников. Часто, посмотрев на ситуацию со стороны, можно увидеть простое решение, которое не приходило в голову из-за бушующих эмоций. Если руководитель понимает, что сотрудники способны договориться самостоятельно, он может предоставить им эту возможность. В противном случае, стоит обратить внимание участников на то, что без взаимных уступок конфликт не разрешится, поэтому необходимо выбрать такой вариант, который устроит всех.
Этап 5 – Фиксация примирения
Найденное решение нужно проговорить, чтобы обратить на него дополнительное внимание. Подчиненные должны понять, что их мнения были услышаны, а интересы соблюдены. Конфликт сотрудников – это болевая точка, которая может сигнализировать, что в организации что-то не так. Наладив отношения между работниками, руководитель должен проанализировать общую картину, чтобы уменьшить конфликты между сотрудниками.
Михаил Михайлов, основатель консалт-бюро MIKHAILOV CONSULTING:
Стратегии решения конфликта между сотрудниками
Стратегия — это линия поведения, которую выбирают участники конфликта. Она оказывает решающее значение на итог спора. Руководитель, работая с конфликтной ситуацией, должен направить подчиненных к выбору наиболее продуктивной стратегии. Некоторые из них предполагают не открытое противостояние, а уход от решения проблемы. Эти очаги напряжения впоследствии могут привести к кризису, поэтому на такие «скрытые» конфликты тоже важно обращать внимание. Пять основных стратегий поведения в конфликтной ситуации:
1. Конкуренция – оппоненты ориентированы только на свои цели, готовы к открытой борьбе, навязыванию своей точки зрения другой стороне. Уступка в конфликте воспринимается как проигрыш.
Когда такая позиция оправдана? В случаях, если ситуация опасная и нет времени на переговоры. Выбранное решение должно быть конструктивно, выгодно для всей организации, а не для конкретного человека. В остальных случаях эта стратегия носит разрушительный характер, ведет к ухудшению отношений.
2. Уступка – отказ от борьбы, добровольный или под влиянием обстоятельств. Выбирая эту стратегию, участник конфликта стремится сохранить хорошие отношения, уклоняясь от открытого противостояния. Уход от конфликта необходим в случаях осознания неправильности своей позиции, зависимости от оппонента, когда ущерб, полученный в ходе противостояния больше, чем возможная выгода. В этой стратегии конфликт между сотрудниками очевиден, но одна из сторон сознательно от него уходит.
3. Компромисс – каждый оппонент в чем-то уступает, чтобы прийти к общему решению. Используется при равных возможностях, но взаимоисключающих интересах участников конфликта. Для выбора этой стратегии нужно желание идти навстречу друг другу. Несмотря не то, что это конструктивный подход, сотрудники могут быть удовлетворены решением, так как вынуждены в чем-то поступиться.
4. Избегание конфликта – отрицание, стремление закрыть глаза на возникающее напряжение. Эта стратегия используется для того, чтобы выиграть время, определиться с линией поведения перед тем, как конфликт перейдет в открытую фазу. Также конфликт избегают, если его предмет не важен для сотрудника, он надеется, что ситуация решится сама.
5. Сотрудничество – поиск такого решения, которое устроит всех. Для поиска решения нужен полный и открытый анализ, обсуждения разногласий, желание решить конфликт с выгодой для всех коллег. Это наиболее эффективное поведение, но и самое сложное.
Рассмотрим эти стратегии на примере:
Менеджер пообещал клиенту, что дизайн сайта будет готов за неделю. Дизайнер может успеть выполнить эту работу, если откажется от остальных проектов, но подведет других заказчиков. Менеджер настаивает – клиент крупный, возможно долгосрочное сотрудничество, можно «подвинуть» остальных в очереди. Возникает конфликт.
Если в этой ситуации выбрать стратегию конкуренции, менеджер и дизайнер могут потратить немало времени на выяснение, чья позиция правильная, привлечение коллег, обсуждение ситуации с руководителем. Время будет упущено, отношения испорчены.
Дизайнер может поработать в выходные или задержаться подольше, чтобы не обострять ситуацию. В конце концов, зачем портить отношения с менеджером, можно и уступить, пожертвовав своим свободным временем. Этот способ решения конфликта между сотрудниками не может считаться выигрышным, так как дизайнер вынужден перерабатывать из-за чужой ошибки.
Менеджер может проигнорировать слова дизайнера и надеяться, что все само как-нибудь решится – клиент забудет об установленном сроке или работа потребует меньше времени. Он избежит конфликта, но последствием может стать потеря заказчика.
В случае выбора компромиссного решения стороны идут на взаимные уступки: менеджер просит заказчика немного подождать, а дизайнер пару раз задерживается на работе или передвигает некритичные задачи в пользу требуемого проекта. В итоге – все соглашения выполнены, но остается некоторая напряженность.
Выбирая стратегию сотрудничества, менеджер и дизайнер могут проанализировать загруженность дизайнера, возможность подвинуть какие-то заказы или делегировать их другим исполнителям, а также рассматривают увеличение срока выполнения для крупного заказа. Это анализ позволит выбрать оптимальное решение, устраивающее все стороны. Чтобы предупредить конфликт сотрудников в дальнейшем, руководитель может оптимизировать процесс работы, например, обязать менеджера уточнять сроки выполнения заказа у дизайнера до того, как озвучить их заказчику.
Александр Аларийский, основатель toxoff.net:
«Задача руководителя – выявлять и пресекать конфликты в организации. Проводить справедливую политику и не нарушать правил закона и морали самому.
Для руководителя важно примирить стороны конфликта, выяснить повод, проанализировать объяснения, определить настоящую причину и устранить источник конфликтов.
Причина столкновений зачастую скрыта от наблюдателя. В моей практике, за конфликтующими часто прячется организатор противостояния. Особенно, если спор сопровождается негативными эмоциями: злостью, ненавистью, обидой. В первую очередь, нужно найти того, кому это выгодно.
Польза от конфликта есть, но она зависит от действий руководителя: очерчиваются границы поведения, повышается трудовая дисциплина. В итоге, работа налаживается. Справедливость наказания для вредителей успокаивает и мотивирует рабочий коллектив».
Не просто конфликт сотрудников: травля в коллективе
Отдельно от рабочих конфликтов стоит психологический террор, травля «неудобных» сотрудников. Его причинами могут стать личная неприязнь, напряженные отношения в коллективе, наличие провокатора, который получает удовольствие, сталкивая сотрудников. Если источником травли является один человек, это явление называется буллинг, если группа сотрудников – моббинг. Проявления могут быть разными: бойкот, сплетни, клевета, утаивание информации, необоснованная критика и многое другое.
Жертвой моббинга может стать кто угодно:
- новый начальник, не принимаемый коллективом;
- очень одаренный сотрудник, коллеги которого против того, чтобы он «высовывался»;
- скромный трудяга, который просто не может ответить обидчикам.
Травля показывает, что в коллективе сложилась нездоровая атмосфера, поэтому важно предупреждать подобные явления. Но сделать это бывает очень сложно – провокаторы на разборе конфликта выходят сухими из воды, перекладывая ответственность на других коллег. Моббинг сложно распознать и прекратить – помощь жертве может быть воспринята как попытка ее выделить, что приведет к эскалации конфликта.
Часто травля имеет скрытые мотивы, и для ее преодоления лучше обратиться к специалисту. Он поможет найти зачинщиков конфликта, определить, что стало его причиной, наладить отношения в коллективе. Если речь идет о конкретном провокаторе, который из-за особенностей характера, отсутствия такта, конфликтности, сталкивает между собой других сотрудников, стоит задуматься, насколько ценен этот человек для организации. Решением в этой ситуации может стать увольнение такого работника, перевод жертвы травли в другое подразделение, расформирование отдела либо мероприятия по улучшению взаимоотношений, поощрение командной работы, работа с психологом.
Наталья Сторожева, генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»:
«Трудовые будни отдела продаж были похожи на театр военных действий: люди конфликтовали из-за распределения клиентских запросов с сайта, предоставления специальных условий заказчикам, резервирования товара, последовательности обработки документов. Это была не просто вражда, сотрудники откровенно вредили друг другу. У одного менеджера постоянно пропадали документы, и он вынужден был ходить с толстой папкой «первички» на обед и кофе-брейк. У другого постоянно «зависал» компьютер и не работала почтовая программа, до третьего невозможно было дозвониться из-за постоянных проблем со связью.
Какое-то время руководитель закрывал на это глаза, считая это проявлениями здоровой конкуренции. Но однажды в отсутствие одной из сотрудниц в офисе, ее клиенту сказали, что она уволена в связи с утратой доверия со стороны руководства. Это привело к потере крупного заказа, и чаша терпения руководителя переполнилась.
Чтобы преодолеть конфликтность и вредительство в коллективе, он пересмотрел систему мотивации отдела и добавил к персональным премиям командный бонус, мотивирующий людей сотрудничать, обмениваться опытом, помогать друг другу в получении заказов и развитии работы с клиентами. Также он согласовал для отдела проведение нескольких тренингов по тимбилдингу, чтобы снизить уровень агрессии и помочь людям перейти от противостояния к взаимовыручке.
Это помогло развить навыки взаимодействия в команде и снизить уровень напряженности. На стабилизацию ситуации ушло около трех месяцев, постепенно вредительство прекратилось, а показатели эффективности отдела пошли вверх. Через 6-7 месяцев рост продаж составил 10-12%»
Резюмируем
Для любого руководителя конфликт сотрудников – это проверка на прочность, своеобразный экзамен. Начальник должен занять нейтральную позицию и, с помощью переговоров, помочь сотрудникам прийти к взаимовыгодному решению. Существует 5 основных стратегий поведения в конфликтной ситуации: избегание конфликта, уступка, конкуренция, сотрудничество и компромисс. Конструктивными способами выхода из конфликта считаются компромисс и сотрудничество, к ним следует стремиться в разрешении спорных ситуаций. Но это не значит, что другие стратегии нужно отвергать. Учитывая все обстоятельства конфликта, взвешивая все «за» и «против», выбирайте оптимальное решение в конкретной ситуации.
Отдельно от рабочих конфликтов стоит явление травли в коллективе – психологическое давление, направленное на конкретного человека. Руководитель должен быть в курсе проблем коллектива и не допускать подобных явлений.
Конфликты отрицательно влияют на работу – возрастает напряжение, вместо работы сотрудники выясняют кто прав, кто виноват, теряются заказы, падает прибыль. Если коллектив конфликтный, возникает текучка кадров, много ресурсов тратится на то, чтобы обучить новых сотрудников, ввести их в курс дела.
Вместе с тем, часть споров может улучшить работу компании. Если существуют конфликты по поводу разделения обязанностей – это повод доработать бизнес-процессы и составить четкий алгоритм действий сотрудников. Если негатив вызывает несправедливая оплата труда – нужно создать систему критериев оценки, премий и штрафов. Если споры возникают из-за перегруженности работников, можно установить систему учета рабочего времени, чтобы проанализировать ситуацию.
Часто конфликты – результат роста организации, лучше преодолеть их, пока организация небольшая, чтобы при масштабировании бизнеса эти проблемы уже не мешали.