Как построить прогнозный баланс
Прогнозный баланс — важная управленческая форма и важный источник плановых данных. Как безошибочно построить прогнозный баланс, как быстро его проверить, какие бюджеты нужны для его формирования? Ответы на эти и некоторые другие вопросы вы найдете в данной статье.
Что такое прогнозный баланс и чем он отличается от бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс — это однородная информационная модель, представляющая собой способ экономической группировки имущества по его составу, размещению и источникам формирования на определенную дату (обычно 1-е число месяца, квартала, года).
Прогнозный баланс выполняет те же функции, но только в отношении плановых, прогнозируемых данных.
В специальной литературе есть красивое сравнение баланса с моментальным снимком финансового состояния предприятия, на котором нашли отражение два равновеликих изображения: чем располагает предприятие (имущество) и за счет каких источников появилось данное имущество. Формируя прогнозный баланс, финансист, экономист заглядывает в будущее и делает снимок того состояния, которого компания должна только достигнуть.
Прогнозный баланс имеет много общего с бухгалтерским балансом, с его принципами и правилами составления, но есть и много отличий. Основное отличие — формирование прогнозного баланса не регламентируется законодательными актами, это свободная неунифицированная форма, которая может включать в себя любую оптимальную аналитику, любые перестроения в подаче данных, способствующие решению управленческих задач.
Прогнозный баланс должен решать задачи управленческого учета, поэтому он и строится в первую очередь на методологии управленческого учета, которая может отличаться от бухгалтерского.
Для наглядности обобщим данные о сходстве и различиях прогнозного баланса и бухгалтерского баланса (табл. 1).
ООО «Досуг» и ООО «Ремстройсервис» сформировали балансы. При этом ООО «Досуг» сформировала бухгалтерский баланс за прошедший отчетный период, а ООО «Ремстройсервис» — прогнозный баланс на будущий период (табл. 2 и 3).
В чем между ними отличия?
Бухгалтерский баланс ООО «Досуг» сформирован по форме, утвержденной Приказом № 66н. В соответствии с п. 10 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)[1], согласно которому по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности данные должны быть приведены минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному, данные приведены за три финансовых года.
В отношении прогнозного баланса таких требований нет, поэтому прогнозный баланс ООО «Ремстройсервис» построен по степени ликвидности активов. Данные приведены только на конец прогнозного периода.
Прогнозный баланс помогает ранжировать активы по степени ликвидности, дает руководству компании необходимый и важный аналитический материал.
Особенности формирования прогнозного баланса
Рассмотрим правила, которые помогут при формировании прогнозного баланса. Они будут полезны и при проверке правильности формирования прогнозного баланса.
[1] Утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н (в ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018).
Д. В. Кислов,
канд. экон. наук
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 1, 2022.
Прогнозный баланс: пример
Планирование деятельности – одна из важнейших составляющих, которая помогает обеспечить финансовую стабильность организации и определить направление ее развития. В документальном виде результат планирования оформляется в виде прогнозного баланса компании. Что собой представляет прогнозный баланс и как он формируется, узнайте в нашей статье.
Прогнозный бухгалтерский баланс: что это такое и для чего применяется
Устойчивое развитие любой организации невозможно без качественного планирования деятельности. Если деятельность пущена «на самотек» и результаты фиксируются только по факту, без сравнения с поставленными целями, говорить о перспективах развития очень сложно.
Планирование – это не просто формальная процедура, заключающаяся в сравнении плана с фактом. Оно помогает скоординировать и задействовать все ресурсы организации, выявить резервы роста, избежать кассовых разрывов и дефицита сырья, а также подскажет руководству верные управленческие решения.
Результаты планирования оформляются в виде прогнозного баланса – формы отчетности, в которой закреплены желаемые результаты деятельности организации на конец прогнозируемого периода. Составляться он может как в разрезе подразделений или направлений деятельности (для крупных организаций), так и в целом по компании. В этом случае он носит название «сводный прогнозный баланс» и позволяет увязать в единое целое и скоординировать деятельность разных цехов, служб и подразделений. Например, речь может идти о составлении отдельно сводного баланса производства и поставок, и сводного прогнозного баланса всей организации.
Составление прогнозного баланса позволит:
- спланировать и проконтролировать движение всех активов и пассивов компании;
- рассчитать финансовые показатели, которые сигнализируют об успехах или недоработках в ведении деятельности;
- обнаружить скрытые финансовые проблемы организации (например, снижение ликвидности).
Как составить прогнозный баланс
Формирование прогнозного баланса производится на основе следующих данных:
- начального сальдо активов и пассивов;
- планируемых оборотов по каждой статье.
Обороты активов рассчитываются на основе планируемых:
- закупок;
- планов инвестиций;
- производственных затрат;
- погашений дебиторской задолженности;
- прочих движений денежных средств.
Оборот пассивов рассчитывается на основе планируемого:
- роста или погашения кредиторской задолженности;
- привлечения новых источников финансирования (кредиты и т.д.).
Прогноз объема будущей выручки делается на основе анализа следующих факторов:
- объем продаж за прошлые периоды;
- текущая рыночная ситуация;
- доходность продукции;
- ценовая политика;
- наличие и предполагаемое расширение производственных мощностей;
- затраты.
В документальном разрезе основой для построения прогнозного баланса служат:
- начальный баланс на 1 число планируемого периода;
- план доходов и расходов;
- план денежных поступлений и выплат.
Форма прогнозного баланса аналогична стандартной форме бухгалтерского баланса, однако может отличаться аналитикой, т.к. для его составления может использоваться не только бухгалтерский план счетов, но и управленческий. Также прогнозный баланс может составляться по более укрупненным статьям, включающим сразу несколько показателей.
Плановый период для составления прогнозного баланса организация может выбрать на свое усмотрение. В стандартном случае баланс составляется на год. Но периодом может стать и квартал, полугодие, а также долгосрочный период в 3, 5 и более лет.
Прогнозный баланс: пример
Рассмотрим на условном простом примере, как формируется прогнозный баланс торговой компании ООО «Альфа».
Как составить прогнозный баланс и что с ним делать?
Прогнозный баланс составляется в процессе бюджетирования. Сначала составляем Бюджет движения денежных средств, Бюджет доходов и расходов. Прогнозный баланс составляется по типу бухгалтерского баланса. Активы включают в себя долгосрочные и краткосрочные. Пассивы — собственный капитал, долгосрочные и краткосрочные обязательства.
Шаги по построению прогнозного баланса.
Определяем остатки на начало периода. Обычно прогнозный баланс составляют в ноябре предыдущего года на следующий. В этот момент еще не наступил конец года, а тем более не составлен бухгалтерский баланс по фактическим данным. Поэтому, сначала нужно составить прогноз баланса на начало. Обычно это 1 января следующего года. Берем данные за предыдущие 10 месяцев года и корректируем их на прогнозные данные по ноябрю-декабрю. Баланс на начало года готов.
Обороты по счетам.
По каждой статье баланса нужно спрогнозировать увеличение сумм по оборотам и снижение. Например, увеличение по статье “Запасы” произойдет в случае новых поступлений товаров. А уменьшение — при продаже партии товаров, которую мы спишем в себестоимость.
Расчет остатков на конец следующего года.
Производится следующим образом.
Остатки на начало года + операции, увеличивающие сумму по статье
— операции, уменьшающие сумму по статье = остаток на конец года.
Кроме Бюджетов, в качестве исходных данных для составления
прогнозного баланса будут служить бухгалтерские данные, отчеты по
продажам, по стоимости основных средств, амортизации, складских
остатков товаров, дебиторской и кредиторской задолженности,
действующие договоры и контракты на стадии подписания многие
В процессе бюджетирования мы составляем Бюджеты движения денежных средств, Доходов и расходов и Прогнозный баланс.
На основании этих данных мы можем сделать анализ. Так, по бюджету движения денежных средств, составленному на год вперед, можно понять хватит ли нам денег на этот период, в каком месяце возможен недостаток финансов.
По бюджету доходов и расходов мы можем проанализировать такие показатели как доходность компании, как изменяются промежуточные показатели прибыли, такие как валовая, операционная, чистая. Определяем, что повлияло на эти показатели.
По прогнозному балансу мы можем рассчитать будущую ликвидность и платежеспособность. То есть насколько оборотные активы могут погасить текущие платежи. Расчет финансовой устойчивости дает понять, будет ли фирма стабильной в ближайшее время, насколько велика вероятность ее банкротства.
Рентабельность и оборачиваемость — это показатели эффективности бизнеса. Они рассчитываются на основе баланса и бюджета доходов и расходов. К примеру, рентабельность капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов компании. А оборачиваемость дебиторской задолженности, как отношение выручки к среднегодовой стоимости дебиторской задолженности.
Если по данным бухгалтерской отчетности, мы рассчитываем эти показатели на основе так сказать “посмертного” учета, то анализ прогнозных данных позволяет нам заглянуть в будущее нашего бизнеса и понять, что нас может ожидать в ближайший год. И это же нам поможет скорректировать какие-то бизнес-процессы компании, если мы хотим добиться лучших результатов.
Для чего мы составляем бюджеты, делаем прогнозы и анализ? В бизнесе важно отслеживать текущее положение вещей, поиск вариантов решения и улучшения имеющейся ситуации.
На основе анализа фактических и прогнозных данных можно увидеть, что идет не так. И принимать управленческие решения. Эта и есть главная цель всех предыдущих действий. Весь алгоритм шагов в управленческом учете можно расписать так:
Примеры решений, которые можно принимать на основе выводов по результатам анализа:
1. Упала оборачиваемость запасов. Причин тут может быть несколько: плохие продажи, затоваренность складов, логистические схемы неправильно проработаны.
Что делаем? Ищем конкретную причину и решаем как улучшить ситуацию, чтобы в следующем отчетном периоде повысить оборачиваемость. Например, увеличиваем продажи.
2. Ухудшились показатели ликвидности. Имеется недостаток оборотных средств для погашения текущих обязательств. Причины — высокая закредитованность, большая нагрузка по кредиторской задолженности, низкая доля оборотных активов.
Что делаем? Стараемся снизить задолженность перед банками, сделать реструктуризацию долгов, расписываем график погашения кредиторской задолженности.
3. Невысокая финансовая устойчивость. Здесь важным моментом является соотношение между собственными источниками финансирования компании и заемными. По нормативу коэффициента автономии оно должно быть на уровне 0,5. Это означает, что 50% компании должны быть обеспечены собственными средствами, а другие 50% — заемными. А мы получили значение 0,3. То есть 30% — собственный капитал и 70% — заемный капитал.
Что делаем? Стараемся выровнять удельный вес собственного и заемного капитал в структуре пассивов. К примеру заемных средств больше. Величина собственного капитала увеличивается чаще за счет нераспределенной прибыли. То есть стремимся к росту прибыли. И гасим долги постепенно.
Сводный прогнозный баланс
Многие из тех, кто не понаслышке знаком с отечественной энергетикой, с известной иронией относятся к применению слова «рынок» в отношении оборота электрической, а тем более тепловой энергии в России. Прямое и косвенное тарифное регулирование, технические ограничения для выхода на рынок, нарастающее участие государственных компаний – всё это не способствует достижению давно заявленных целей либерализации рынка и развития конкуренции.
Но даже на фоне всех этих проблем выделяется совсем уже немыслимая с позиций рыночной экономики конструкция, живой «динозавр» из эпохи плановой экономики – сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по субъектам РФ (далее для краткости – просто «сводный прогнозный баланс»). Нормативная база по вопросам утверждения и применения свободного прогнозного баланса крайне скудна и неопределённа. 23 марта 2012 года на сайте ФСТ России был опубликован проект нового приказа о порядке формирования сводного прогнозного баланса, о необходимости принятия которого ФСТ заявляла ещё год назад. К сожалению, принципиально подход к формированию баланса в соответствии с этим документом менять не планируется.
Судебная практика также не ставит применение баланса в отношениях между субъектами энергетики в рамки общих принципов гражданского права, а напротив, допускает чрезмерно расширительное толкование соответствующих норм. Всё это влечёт возможность введения произвольных ограничений доступа на рынок и участия в нём по усмотрению регулирующих органов.
1. Нормативная база и перспективы её изменения
Сводный прогнозный баланс вскользь упомянут в Федеральном законе «Об электроэнергетике» от 26.03.2002 № 35‑ФЗ. На уровне актов Правительства РФ вопросы его формирования и применения раскрыты прежде всего в постановлении от 27.12.2010 N 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности…» и постановлении от 29.12.2011 N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике». Не ставя своей задачей повторить все нормы указанных постановлений, отмечу лишь, что в обоих из них баланс упоминается и рассматривается прежде всего как основа для расчёта регулируемых тарифов. Кроме того, наличие балансового решения является необходимым условием для допуска участника ОРЭМ к торговой системе оптового рынка.
- В порядке отсутствуют чёткие и исчерпывающие основания для отказа в принятии предложений участников рынка или их корректировки, ФСТ ограничилась лишь перечислением достаточно расплывчатых принципов регулирования (п. 2).
- Органы субъектов РФ обязаны при рассмотрении проекта баланса «выполнять оценку возможных социально-экономических последствий для региона при выводе новых организаций на ОРЭМ» (п. 12), однако ни методика такого рассмотрения, ни последствия того или иного вывода по данному вопросу не раскрываются.
- Если органы субъектов РФ ещё обязаны информировать участников формирования баланса о результатах рассмотрения их предложений (п. 12), то об итоговом решении ФСТ России стороны узнают по факту издания приказа об утверждении баланса, не имея возможности ни высказать свою позицию, ни повлиять на принятие решения, ни даже узнать о его мотивах.
- Сводный прогнозный баланс, несмотря на то, что, как будет показано ниже, его содержание определяет содержание договорных отношений участников рынка, является документом ограниченного доступа, не публикуется и рассылается участникам в выписках, относящихся только к их объёмам.
С тех пор, пусть ограниченная, однако же ценовая либерализация рынка стала реальностью. Однако же новый проект приказа ФСТ России о порядке формирования баланса повторяет те же недостатки, которые отмечены выше. Да, в приказе существенно конкретизирован порядок расчёта объёмов, включаемых в баланс по отдельным категориям участников рынка. В частности, предусмотрена отдельная методика расчёта объёмов по населению и приравненным к нему категориям. Но всё так же отсутствует чёткая процедура рассмотрения заявок: исчерпывающий перечень оснований для отказа, возможность участников рынка участвовать в формировании баланса на всех его этапах.
Сохранилась и норма об «оценке возможных социально-экономических последствий для региона при выводе новых организаций на ОРЭМ», несмотря на заявленную ФСТ России готовность в ближайшее время перейти к новому механизму расчёта сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков, который исключит рост тарифов для социально значимых категорий абонентов при выводе новых потребителей на ОРЭМ (это было, в частности, озвучено на конференции «Российская энергетика: госрегулирование VS свобода рынка», состоявшейся 22 марта 2012 года, за день до публикации нового проекта приказа).
Далее хотелось бы обратить внимание на две системных проблемы, связанных с применением сводных прогнозных балансов, интересных с юридической точки зрения.
2. Возможность произвольного ограничения доступа на оптовый рынок
- Ограничение свободы договора (ст. 421 ГК РФ). В случае, если объёмы энергии не включены в баланс и это повлекло невозможность приобретения потребителями розничного рынка энергии у поставщика, заявка которого отклонена или скорректирована, данное решение объективно препятствует заключению договора с выбранным поставщиком и, напротив, вынуждает к заключению договора с тем поставщиком, в баланс которого включён спорный объём. Между тем, согласно позиции Конституционного Суда РФ (Определение от 19.02.2009 N 221-О-О), случаи ограничения свободы договора должны быть «исключительными по своей сути» и сопровождаться «соблюдением законодательно оговоренных условий».
- Ограничивающий конкуренцию акт (действие) федерального органа исполнительной власти (ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции») в форме введения ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности (п. 1. ч. 1), введения ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу и покупку товаров (п. 3 ч. 1) и (или) установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (п. 5 ч. 1). Кроме того, в случае, если предложения участника рынка отклоняются региональным органом исполнительной власти и ФСТ РФ совместно, такие действия могут быть квалифицированы как соглашение между государственными органами, приводящее к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов (п. 4 ст. 16).
Можно отметить позитивную позицию антимонопольных органов по рассматриваемому вопросу. Так, сообщается, что 05.03.2012 ФАС России установила факт нарушения ФСТ России и Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в несогласовании и невключении предложений ООО «Волгоградоблэлектросбыт» в сводный прогнозный баланс. Использование мер антимонопольного реагирования для защиты интересов потребителей или энергосбытовых компаний, ограничиваемых в доступе на ОРЭМ непринятием балансовых решений, тем самым, представляется действенной мерой.
3. Определение существенных условий договоров участников рынка на основании плановых показателей, учтённых в балансе
Вторая проблема, напротив, во многом создана в судебной практике. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 N 3327/11 по делу N А49‑10034/2009, содержится вывод, что «отсутствие нормативного указания на использование учтённых регулирующим органом при установлении соответствующих тарифов данных сводного прогнозного баланса не может служить основанием для неприменения этих данных при расчётах за оказанные услуги в случае уклонения потребителя от согласования величины заявленной мощности».
Подобные выводы формировались в практике и ранее. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.09.2008 по делу N А05-1828/2008, оставленном без изменения Определением ВАС РФ от 11.01.2009 N 16787/08, содержится вывод, что «объёмы поставок электрической энергии, указанные в сводном прогнозном балансе, утверждённом в соответствии с установленным порядком, обязательны для всех участников процесса формирования сводного прогнозного баланса». Хотя по другим делам суды отдавали договорным отношениям сторон приоритет перед объёмами, зафиксированными в сводных прогнозных балансах (например, Постановление ФАС Московского округа от 19.05.2011 N КГ-А40/4651-11 по делу N А40‑80667/10-82-691, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2010 по делу N А56-29349/2009).
Постановление от 01.11.2011 уже активно используется судами во вновь возникающих спорах, в том числе и в случаях, когда применение учтённых в балансах объёмов явно противоречит здравой экономической логике (например, при объективном изменении состава ГТП по сравнению с учтённым в балансах).
В данном случае понятно стремление судов найти наиболее простое разрешение спора в ситуации, когда объёмы передачи энергии не согласованы сторонами. Между тем, непрозрачность процедуры формирования баланса, отсутствие механизма компенсации убытков, возникающих в случае несоответствия прогнозных объёмов фактическим, отсутствие детализации объёмов, учтённых в балансе, – все эти обстоятельства делают «автоматическое» применение показателей баланса к любому спору субъектов электроэнергетики по объёмам поставки или передачи крайне опасным.
Представляется, что точка в формировании единообразной практики по вопросу определения объёмов обязательств между участниками рынков электрической энергии и мощности отнюдь не поставлена. Новые дела с новыми фактическими обстоятельствами могут и должны повлечь выработку более гибких правовых позиций.