Заполняем поле 106 в платежном поручении в 2022 году
С введением единого налогового платежа порядок уплаты налогов кардинально изменится. Подготовиться к переходу на новый способ расчетов с бюджетом вам поможет Путеводитель по ЕНП с 2023 года от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, рекомендуем получить пробный доступ и ознакомиться с разъяснениями экспертов. Это бесплатно.
Зачем необходимо поле 106 в платежном поручении?
Правила заполнения платежек с 10.09.2021 закреплены в положении Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 29.06.2021 № 762-П.
В поле проставляется так называемое основание платежа или, иначе говоря, указывается код причины, по которой производится оплата.
Указанное поле требует заполнения в следующих случаях:
- перечисление оплаты по налогам и сборам (в т. ч. пени, штрафы);
- платежи, связанные с внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) (таможенные сборы, пошлины и пр.).
ВАЖНО! При формировании платежек, не относящихся к налоговым и таможенным сборам, в данном поле ставится значение 0.
Ниже отмечено место нахождения поля 106 в платежном поручении:
Образцы заполненных платежек на уплату разных налогов есть в КонсультантПлюс. Если у вас есть доступ к системе, переходите к образцам. Если доступа нет, получите бесплатно онлайн-доступ к системе.
О реквизитах, попадающих в остальные поля платежного документа, читайте в статье «Основные реквизиты платежного поручения».
Каковы требования к заполнению поля 106 в платежном поручении в 2022 году?
Положением № 762-П предусмотрено, что запись в данном поле не должна быть длиннее 2 символов, представляющих собой заглавные буквы русского алфавита.
- ТП — оплата по налогам за текущий год;
- ЗД — погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам, в том числе добровольное.
С 2023 года в платежке по единому налоговому платежу в поле 106 нужно будет указывать ноль.
С 01.10.2021 в поле 106 больше не используются коды:
- ТР — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов);
- ПР — погашение задолженности, приостановленной к взысканию;
- АП — погашение задолженности по акту проверки;
- АР — погашение задолженности по исполнительному документу.
Вместо них нужно проставлять единый код ЗД — погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам, в том числе добровольное.
Ранее код ЗД ставился только при добровольном погашении задолженности. Эта его функция также сохранена. А отличить добровольное погашение от принудительного можно по полю 108. Использовавшиеся ранее в поле 106 коды ТР, ПР, АП и АР нужно указывать в поле 108 перед номером документа-основания:
- «ТР0000000000000» — номер требования ИФНС об уплате налога, сбора, страховых взносов;
- «ПР0000000000000» — номер решения о приостановлении взыскания;
- «АП0000000000000» — номер решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение или об отказе в привлечении к ответственности;
- «АР0000000000000» — номер исполнительного документа или исполнительного производства.
При этом в поле 109 «Дата документа — основания платежа» нужно указывать дату соответствующего документа:
- требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов);
- решения о приостановлении взыскания;
- решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- исполнительного документа и возбужденного на его основании исполнительного производства.
Какие еще используются коды в поле 106, смотрите в таблице:
Оплата по налогам с рассрочкой платежа
Оплата по налогам с отсрочкой платежа
Оплата налогов с учетом реструктуризации (по графику)
Погашение должником задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве
Оплата третьими лицами за кредитора по причине банкротства
Оплата инвестиционного кредита по налогам
Оплата текущей задолженности обанкротившегося кредитора
Следует отметить, что показатель данной графы влияет на значение полей:
- 107 — налоговый период;
- 108 — дата документа, на основании которого производится оплата.
О заполнении других реквизитов платежки читайте в этой рубрике нашего сайта.
Как уточнить налоговый платеж при ошибке в платежном поручении, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Итоги
Правильное заполнение платежки, в том числе поля 106, помогает избежать лишних споров с контролирующими органами. Неверно проставив какой-нибудь реквизит, плательщик тем самым создает проблемы, для решения которых необходимо провести дополнительные мероприятия, а это требует дополнительных трудозатрат и может приводить к возникновению пеней и штрафов.
Платёжное поручение. Пошаговая инструкция заполнения
Платежное поручение – это документ, с помощью которого владелец расчетного счета дает распоряжение банку совершить перевод денежных средств на другой указанный счет. Таким способом можно рассчитаться за товары или услуги, выплатить аванс, вернуть заем, совершить госплатежи и взносы, то есть, фактически обеспечить любое разрешенное законом движение финансов.
Платежные поручения должны составляться в соответствии с установленным Министерством финансов порядком, так как они обрабатываются автоматизировано. При этом не имеет значение, в бумажной ли форме подана платежка в банк или отправлена по интернету.
Сложный бланк, разработанный Центробанком РФ и утвержденный федеральным законодательством, должен быть заполнен грамотно, так как цена ошибки может оказаться слишком высокой, особенно если это распоряжение на налоговые выплаты.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
Чтобы избежать проблем, связанных с неправильным заполнением полей платежного поручения, разберемся с особенностями каждой ячейки.
Код заполнения платежки
Реквизиты будущего платежа и информация о нем располагаются в специально отведенных для этого полях бланка платежки. Многие сведения отмечаются в закодированном виде. Код един для всех участников процесса:
- плательщика;
- банка;
- получателя средств.
Это дает возможность автоматизировано учитывать платежи в электронном документообороте.
Пошаговая инструкция по заполнению платежного поручения
На образце бланка каждой ячейке присвоены условные номера, чтобы легче было разъяснить ее значение и уточнить, как именно необходимо ее заполнять.
Проверьте, используете ли вы актуальный бланк платежного поручения, обновленный в 2012 г. Новая форма утверждена Приложением 2 к Положению Банка России от 19.06.2912 г. № 383-П.
Сверьте номер, указанный вверху справа. Кому бы ни предназначались деньги, отправляемые посредством платежного поручения, будут указаны одинаковые цифры – 0401060. Это номер формы унифицированного бланка, действительного на сегодняшний день.
Начинаем заполнять поля документа по очереди.
Поле 3 – номер. Плательщик указывает номер платежки в соответствии со своим внутренним порядком нумерации. Физлицам проставить номер может банк. В этом поле не может быть более 6 знаков.
Поле 4 – дата. Формат даты: две цифры числа, две цифры месяца, 4 цифры года. В электронной форме дата форматируется автоматически.
Поле 5 – вид платежа. Нужно выбрать, как будет произведен платеж: «срочно», «телеграфом», «почтой». При отправлении платежки через банк-клиент нужно указать закодированное значение, принятое банком.
Поле 6 – сумма прописью. С заглавной буквы словами пишется количество рублей (это слово не сокращается), копейки пишутся цифрами (слово «копейка» тоже без сокращений). Допустимо не указывать копейки, если сумма целая.
Поле 7 – сумма. Перечисляемые деньги цифрами. Рубли надо отделить от копеек знаком – . Если копеек нет, после рублей ставится =. Никаких других знаков в этом поле быть не должно. Цифра должна совпадать с прописью в поле 6, иначе платежка принята не будет.
Поле 8 – плательщик. Юрлицам надо указать сокращенное наименование и адрес, физлицам – ФИО полностью и адрес регистрации, занимающимся частной практикой, помимо этих данных, в скобках надо отметить вид деятельности, ИП – ФИО, правовой статус и адрес. Имя (название) от адреса отделяется символом //.
Поле 9 – номер счета. Имеется в виду номер р/с плательщика (20-значная комбинация).
Поле 10 – банк плательщика. Полное или сокращенное название банка и город его расположения.
Поле 11 – БИК. Идентификационный код, принадлежащий банку плательщика (по Справочнику участников расчетов через ЦБ России).
Поле 12 – номер корреспондентского счета. Если плательщика обслуживает Банк России или его подразделение, это поле не заполняется. В других случаях нужно указать номер субсчета.
Поле 13 – банк получателя. Название и город банка, куда направляются средства.
Поле 14 – БИК банка получателя. Заполняется аналогично п.11.
Поле 15 – номер субсчета получателя. Если деньги отправляются клиенту Банка России, ячейку заполнять не надо.
Поле 16 – получатель. Юрлицо обозначают полным или сокращенным наименованием (можно оба сразу), ИП – статусом и полным ФИО, частно практикующим ИП нужно дополнительно указать вид деятельности, а физлицо достаточно полностью именовать (не склоняя). Если средства перечисляются банку, то дублируется информация из поля 13.
Поле 17 – № счета получателя. 20-значный номер р/с адресата средств.
Поле 18 – вид операции. Шифр, установленный ЦБ РФ: для платежного поручения он всегда будет 01.
Поле 19 – срок платежа. Поле остается пустым.
Поле 20 – назначение платежа. См. п. 19, пока ЦБ РФ не указал другого.
Поле 21 – очередь платежа. Указывается цифра от 1 до 6: очередь в соответствии со ст.855 ГК РФ. Чаще всего используется цифра 3 (налоги, взносы, зарплата) и 6 (оплата закупок и поставок).
Поле 22 – код УИН. Уникальный идентификатор начисления введен в 2014 году: 20 цифр для юрлица и 25 – для физлица. Если УИН нет, ставится 0.
Поле 23 – резерв. Оставьте его пустым.
Поле 24 – назначение платежа. Напишите, за что перечисляются средства: название товара, вид услуги, номер и дату договора и т.п. НДС указывать не обязательно, но лучше перестраховаться.
Поле 43 – печать плательщика. Ставится только на бумажном варианте документа.
Поле 44 – подписи. На бумажном носителе плательщик ставит подпись, совпадающую с образцом на карточке, поданной при регистрации счета.
Поле 45 – отметки банка. На бумажном бланке банки отправителя и получателя средств ставят штампы и подписи уполномоченных лиц, а в электронном варианте – дату исполнения поручения.
Поле 60 – ИНН плательщика. 12 знаков для физического, 10 – для юридического лица. Если ИНН отсутствует (такое возможно для физлиц), пишем 0.
Поле 61 – ИНН получателя. Аналогично п.60.
Поле 62 – дата поступления в банк. Заполняет сам банк.
Поле 71 – дата списания. Проставляет банк.
ВАЖНО! Ячейки 101-110 надо заполнять, только если платеж предназначается для налоговой или таможни.
Поле 101 – статус плательщика. Код от 01 до 20, уточняющий лицо или организацию, перечисляющих средства. Если код находится в промежутке от 09 до 14, то поле 22 или поле 60 должно быть заполнено в обязательном порядке.
Поле 102 – КПП плательщика. Код причины постановки на учет (при наличии) – 9 цифр.
Поле 103 – КПП получателя. 9-значный код, если он присвоен. Первыми двумя цифрами не могут быть нули.
Поле 104 – КБК. Новшество 2016 года. Код бюджетной классификации отражает вид дохода бюджета России: пошлина, налог, страховой взнос, торговый сбор и т.п. 20 или 25 знаков, все цифры не могут быть нулями.
Поле 105 – код ОКТМО. Указывается с 2014 года вместо ОКАТО. Согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований, нужно написать в этом поле 8 или 11 цифр, присвоенных вашему населенному пункту.
Поле 106 – основание платежа. Код состоит из 2 букв и обозначает различные основания уплаты, например, ОТ – погашение отсроченной задолженности, ДЕ – таможенная декларация. В 2016 г. введены несколько новых буквенных кодов для оснований платежа. Если в списке кодов не указан тот платеж, который производится в бюджет, в ячейке ставится 0.
Поле 107 – показатель налогового периода. Отмечается, как часто производится уплата налога: МС – ежемесячно, КВ – раз в квартал, ПЛ – каждое полугодие, ГД – ежегодно. После буквенного обозначения пишется дата. Если платеж не налоговый, а таможенный, в этой ячейке пишется код соответствующего органа.
Поле 108 – номер основания платежа. С 28 марта 2016 г. в этом поле нужно написать номер документа, на основании которого производится платеж. Документ выбирается в зависимости от кода, указанного в поле 107. Если в ячейке 107 стоит ТП или ЗД, то в поле 108 надо проставить 0.
Поле 109 – дата документа-основания платежа. Зависит от поля 108. При 0 в поле 108 в данной ячейке также пишется 0.
Поле 110 – тип платежа. Правила заполнения этого поля сменились в 2015 году. Эту ячейку не нужно заполнять, так как в поле 104 указан КБК (14-17 его разряды как раз отражают подвиды бюджетных доходов).
Дополнительные нюансы
Обычно платежку нужно составлять в 4 экземплярах:
- 1-й используется при списании в банке плательщика и попадает в банковские дневные документы;
- 2-й служит для зачисления средств на счет получателя в его банке, хранится в документах дня банка получателя;
- 3-й подтверждает банковскую проводку, прилагаясь к выписке из счета получателя (в его банке);
- 4-й со штампом банка возвращается плательщику как подтверждение приема платежки к исполнению.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Банк примет платежку, даже если на р/с плательщика недостаточно денег. Но поручение будет исполнено, только если средств для этого хватит.
Если плательщик обратится в банк за информацией о том, как исполняется его платежное поручение, ему должны ответить на следующий рабочий день.
Что такое платёжное поручение. Объясняем простыми словами
Платёжное поручение («платёжка») — это документ, который владелец банковского счёта предъявляет в банк, чтобы перевести деньги на другой счёт.
Платёжными поручениями можно перечислить деньги:
- контрагентам — за товары, услуги, выполненные работы;
- сотрудникам компании — зарплаты, премии, подотчётные средства и т. п.;
- в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды — налоги, сборы, взносы, штрафы и др.;
- банкам — разместить на депозит или погасить кредит, уплатить проценты;
- и др.
Если платёжное поручение подаётся в отделение банка в бумажном виде, с подписями и печатями, то обычно оно оформляется в четырёх экземплярах:
- 1-й экземпляр использует банк плательщика для списания средств со счёта, он остаётся в банковских документах;
- 2-й и 3-й экземпляры отсылаются в банк получателя платежа;
- 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счёт получателя и остаётся в документах этого банка;,
- 3-й экземпляр прилагается к выписке по счёту получателя для подтверждения банковской проводки;
- 4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка как подтверждение приёма платёжного поручения к исполнению.
Платёжное поручение составляется на бланке — форма 0401060.
Если платёжное поручение оформляется в электронном виде — через личный кабинет на сайте банка или мобильное приложение, — требуется указать только реквизиты, сумму и назначение платежа и заверить электронной подписью.
Пример употребления на «Секрете»:
«Доступ бухгалтера к счёту вполне может обернуться тем, что через вашу компанию будут отмывать деньги или выводить их со счёта организации. Для того чтобы сразу заметить неладное, регулярно проверяйте банковские выписки и оставьте за собой право подписи платёжных поручений».
(Сооснователь онлайн-сервиса для предпринимателей «Кнопка» Евгений Кобзев — о признаках плохого бухгалтера.)
Нюансы
Банк принимает платёжные поручения независимо от наличия денег на счёте плательщика, но исполняет их, только если сумма на счёте достаточная для операции. Поручение действительно в течение 10 дней. Если за это время на счёт плательщика поступят деньги, то банк проведёт платежку. Если не поступят, то она станет недействительной.
❗ Меняются правила заполнения платежек на налоги. Кода «ТР» в поле 106 не будет
Опубликован Приказ Минфина от 14.09.2020 № 199н, который вносит поправки в Правила заполнения платежек, утвержденные Приказом № 107н.
Сейчас в поле 106 платежки (основание платежа) при погашении задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов) указывается код «ТР».
Эта норма отменяется. Также отменяется код «АП» — погашение задолженности по акту проверки, а также коды «ПР и «АР».
Вместо них надо будет указывать код «ЗД».
В поле 108 (номер документа) при этом надо будет указывать:
- номер требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов) (ТР);
- номер решения о приостановлении взыскания (ПР);
- номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (АП); номер исполнительного документа и возбужденного на основании его исполнительного производства (АР).
В случае значения показателя основания платежа равное «ЗД» в номере документа первые два знака обозначают вид документа.
Образцы заполнения показателя номер документа, который является основанием платежа (по коду «ЗД»):
«ТР0000000000000» — номер требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов);
«ПР0000000000000» — номер решения о приостановлении взыскания;
«АП0000000000000» — номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
«АР0000000000000» — номер исполнительного документа (исполнительного производства).
Кроме того, в обновленных правилах уточняется, что при составлении платежек в уплату платежей в бюджетную систему РФ за третьих лиц не допускается указание значения ИНН организации, составившей распоряжение, в реквизите «ИНН плательщика».
Если работодатель удержал у сотрудника налог и перечисляет его в бюджет, в платежке нельзя указывать ИНН работодателя. Аналогичные запреты пропишут для банков и Почты, чтобы вместо ИНН клиента они не указывали свой ИНН.