Учет транспортных расходов в торговых организациях
Транспортные расходы представляют собой совокупность издержек предприятия, связанных с организацией перевозки товара. При этом в них могут быть включены любые виды услуг, которые обеспечили прибытие товара в пункт назначения в целостности и сохранности, в частности услуги:
- по погрузке/разгрузке;
- по оформлению документации на таможне (если товар пересекает границу РФ);
- хранения;
- страхования;
- и прочие подобные операции.
С транспортными расходами торговые компании сталкиваются повсеместно.
Следует выделить два вида рассматриваемых издержек:
- связанные с перевозкой приобретенных товаров,
- понесенные при транспортировке реализованных товаров.
Исходя из каждого типа услуг, компании прибегают к различным вариантам организации учета. Основные правила отражения подобных операций с 2021 года регламентированы ФСБУ 5/2019 «Запасы» (до 2021 года ПБУ 5/01 «Учет МПЗ»).
Подробно о нововведениях в порядке учета МПЗ, внесенных новым ФСБУ 5/2019, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно и переходите в материал.
На каком счете учитывать транспортные расходы приобретенных товаров
Учет транспортных расходов по купленным товарам может быть осуществлен одним из вариантов:
- путем их включения в фактическую стоимость (п. 11 ФСБУ 5/2019, до 2021 года — п. 6 ПБУ 5/01);
- отражением в издержках на продажу (п. 21 ФСБУ 5/2019, до 2021 года — п. 13 ПБУ 5/01).
При этом выбранный вариант необходимо прописать в учетной политике.
Важно! Разъяснения от КонсультантПлюс
Не включайте в фактическую себестоимость товаров затраты на их хранение после поступления на склад организации, а также иные затраты, которые не являются необходимыми для приобретения товаров (пп. «в», «г» п. 18 ФСБУ 5/2019).
Подробнее читайте в К+. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
О специфике ведения учета торговыми организациями см. в публикации «Торговля товарами с и без НДС (нюансы)».
Пример 1 (доставка учтена в стоимости)
Основной деятельностью ООО «Овал» является оптовая продажа мебели. В марте ООО закупило мебель на сумму 660 800 руб. (в т. ч. НДС 110 133,33 руб.). Доставка — 53 100 руб. (в т. ч. НДС 8 850 руб.) — учет по фактической стоимости на счете 41 «Товары».
- Дт 41 Кт 60 — стоимость мебели — 550 666,67 (660 800 −110 133,33) руб.
- Дт 19 Кт 60 — НДС по товару — 110 133,33 руб.
- Дт 41 Кт 60 — доставка — 44 250 (53 100 – 8 850) руб.
- Дт 19 Кт 60 — выделен НДС по перевозке 8 850 руб.
Пример 2 (доставка — расходы на продажу)
Операции из примера 1, однако учет транспортных издержек производится обособленно с использованием счета 44 «Расходы на продажу».
- Дт 41 Кт 60 — стоимость мебели — 550 666,67 (660 800 −110 133,33) руб.
- Дт 19 Кт 60 — НДС — 110 133,33 руб.
- Дт 44 Кт 60 — расходы по перевозке — 44 250 (53 100 – 8 850) руб.
- Дт 19 Кт 60 — НДС по услугам перевозки — 8 850 руб.
При самовывозе товаров в рассматриваемые расходы могут быть включены издержки:
- по заработной плате сотрудника, доставившего товар;
- по страховым взносам с заработной платы;
- по приобретению топлива;
- амортизационных отчислений по автомобилю;
- прочие расходы.
Следует отметить, что издержки по транспортировке товаров, собираемые на отдельном счете, подлежат ежемесячному распределению, исходя из показателей реализации и остатка товаров. Способ распределения указанных расходов отражен в ст. 320 НК РФ. Исходя из положений данной нормы сумма транспортных расходов, которые можно списать по окончанию отчетного периода, определяется по формуле:
ТРоп = ТРнм + ТРм – Трот,
ТРоп — транспортные расходы, подлежащие списанию за текущий месяц;
ТРм — расходы на доставку за текущий месяц;
ТРнм — остаток транспортных расходов на начало месяца (дебетовое сальдо счета 44);
Трот — транспортные расходы, приходящиеся на остаток товара на конец отчетного месяца.
Трот рассчитывается по формуле:
СТот — стоимость остатка товара на конец отчетного периода (дебетовое сальдо сч. 41);
Ср% — средний процент для определения суммы расходов, относящихся к остатку товаров.
Средний процент можно рассчитать по формуле:
Ср% = (ТРнм + ТРм) / (СТм + СТот) × 100%,
ТРнм — остаток транспортных расходов на начало месяца (дебетовое сальдо счета 44);
ТРм — транспортные расходы за текущий месяц;
СТм — стоимость товаров, реализованных за месяц;
СТот — стоимость нереализованного товара.
ВНИМАНИЕ! Порядок распределения транспортных расходов регламентирован п. 7.1 ПБУ 1/2008.
О том как, отразить порядок распределения транспортных расходов в учетной политике, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.
Как отразить в бухгалтерском учете транспортные расходы реализованных товаров
Транспортировка реализованных товаров также имеет различные варианты отражения в учете.
Некоторые покупатели могут сами осуществлять доставку, тогда поставщику не нужно учитывать транспортные расходы по причине того, что их в такой ситуации не возникает.
Большое число контрактов предусматривает транспортировку товара поставщиком или посредником. Особенности учета таких операций зависят от условий доставки, которые были предусмотрены контрактом между контрагентами:
- доставка может «сидеть» в цене товара,
- стоимость доставки прописывается как обособленная от реализации услуга.
Пример 3 (доставка в цене)
ООО «Овал» реализовало в апреле мебель, выручка составила с учетом доставки 885 000 руб. (в т. ч. НДС 147 500 руб.). Расходы ООО по доставке — 59 000 руб. Покупная стоимость реализованного товара — 560 000 руб. В том же месяце ООО приобрело мебель на сумму 236 000 руб. (в т. ч. НДС 39 333,33 руб.). Сумма транспортных расходов по закупке товаров составила 35 400 руб. (в т. ч. НДС 5 900 руб.), остаток по счету 44.1 на 01.04.2019 — 160 000 руб., остаток по счету 41 на 30.04 — 260 000 руб. Отметим, что транспортные расходы покупного товара отражаются по счету 44.1, реализованного — по счету 44.2.
Проводки в учете продавца:
- Дт 62 Кт 90.01 — реализация мебели — 885 000 руб.
- Дт 90.03 Кт 68.02 — начислен НДС 147 500 руб.
- Дт 90.02 Кт 41 — списание себестоимости реализованной мебели — 560 000 руб.
- Дт 90.02 Кт 44.2 — списание транспортных расходов — 59 000 руб.
- Дт 41 Кт 60 — стоимость мебели — 196 666,67 (236 000 – 39 333,33) руб.
- Дт 19 Кт 60 — НДС — 39 333,33 руб.
- Дт 44.1 Кт 60 — транспортные расходы — 29 500 (35 400 – 5 900) руб.
- Дт 19 Кт 60 — НДС по услугам перевозки — 5 900 руб.
Определим сумму транспортных расходов по покупным товарам к списанию в апреле с учетом приведенной выше формулы:
Средний процент расходов на остаток товара = 23,11% ((160 000 + 29 500) / (560 000 + 260 000) × 100).
Сумма транспортных расходов на остаток товара = 60 086 руб. (260 000 × 23,11%).
Сумма транспортных расходов к списанию = 129 414 руб. (160 000 + 29 500 — 60 086)
Дт 90.2 Кт 44. 1 — списаны расходы по транспортировке покупного товара 129 414 руб. Данная сумма будет учтена в расходах при исчислении налога на прибыль.
Пример 4 (доставка учитывается как услуга)
ООО «Овал» реализовало в апреле мебель, выручка составила 826 000 руб. (в т. ч. НДС 137 666,67 руб.). Доставку ООО осуществило собственными силами, расходы по ней составили 59 000 руб., из них зарплата водителя — 40 000, страховые взносы — 12 000, топливо — 7 000. Доставка по договору оплачивается покупателем отдельно. Для отражения выручки от реализации транспортных услуг ООО использует счет 90.04.
- Дт 62 Кт 90.01 — выручка от реализации мебели — 826 000 руб.
- Дт 90.03 Кт 68 — начислен НДС 137 666,67 руб.
- Дт 90.02 Кт 41 — списание покупной стоимости 560 000 руб.
- Дт 44 Кт 70 — транспортные расходы — зарплата водителя 40 000 руб.
- Дт 44 Кт 69 — транспортные расходы — страховые взносы 12 000 руб.
- Дт 44 Кт 10 — транспортные расходы — топливо 7 000 руб.
- Дт 62 Кт 90.04 — выручка по доставке товаров покупателю — 59 000 руб.
- Дт 90.03 Кт 68 — начислен НДС по услугам доставки — 9 833,33 руб.
- Дт 90.02 Кт 44 — списание транспортных расходов — 59 000 руб.
Итоги
Издержки, представленные транспортными расходами, встречаются у любого хозсубъекта, в особенности большая их доля приходится на организации, осуществляющие торговую деятельность. Для учета таких расходов очень важно корректно составить учетную политику, из которой следуют основные моменты отражения данного вида издержек.
Учет и контроль транспортных расходов организации
Расскажем, как отражать расходы в зависимости от вида деятельности организации, принятой учетной политики, а также исходя из условий доставки товара, как оформлять необходимые документы.
УЧЕТ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ
Транспортные расходы — составная часть общей величины затрат организаций. В их состав входят расходы, связанные с транспортировкой груза или сотрудников. В российском законодательстве нет индивидуальных правил учета этих расходов, поэтому каждая организация самостоятельно разрабатывает свой вариант учета транспортных расходов.
Бухгалтерский учет транспортных расходов
Общие требования к составу затрат, признаваемых расходами в бухгалтерском учете, содержатся в ПБУ 10/99 «Расходы организации»[1]. Для их учета используют счета:
20 «Основное производство»;
26 «Общехозяйственные расходы»;
44 «Расходы на продажу».
В течение месяца транспортные расходы могут быть отражены полностью или частично на счетах:
23 «Вспомогательное производство»;
25 «Общепроизводственные расходы»
с последующим списанием на счет 20 «Основное производство».
К сведению
Организация вправе утвердить порядок распределения транспортных расходов в подобной ситуации самостоятельно, закрепив его в учетной политике.
Например, транспортные расходы могут распределяться пропорционально стоимости приобретенных товаров, их количеству, весу или другим подходящим для конкретного вида товара характеристикам.
При доставке материалов или товаров необходимо учитывать п. 11 ФСБУ 5/2019 «Запасы»[2], предписывающий учитывать транспортные расходы в себестоимости полученных ТМЦ. Этот порядок применяют, если по документам можно установить сумму транспортных расходов, понесенных на доставку конкретных ТМЦ.
Транспортные расходы могут отражаться в стоимости товара либо в текущих расходах организации. Рассмотрим примеры отражения транспортных расходов в бухгалтерском учете.
Отражение транспортных расходов в стоимости товара
Торговая организация приобрела у поставщика товары на условиях самовывоза. Собственного автотранспорта у организации нет, и она заключила договор с транспортной организацией на доставку этого товара со склада поставщика на свой склад.
Так как в этом случае транспортные расходы связаны с доставкой товара, то они учитываются в стоимости доставленного товара.
Отражение в бухгалтерском учете:
1. Товар получен и доставлен на склад торговой организации (НДС не облагается):
Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Центральный склад» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 500 000 руб.
2. Услуги транспортной организации за доставку товара (без учета НДС) отражены в стоимости доставленного товара:
Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Центральный склад» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 10 000 руб.
3. Отражена сумма НДС от стоимости услуг транспортной организации:
Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 2000 руб.
4. Товар передан в магазин на продажу по фактической себестоимости:
Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Склад магазин» Кредит счета 41 «Товары» субсчет «Центральный склад» — 510 000 руб. (500 000 + 10 000).
Отражение транспортных расходов в текущих расходах организации
Производственное предприятие купило пиломатериалы на 200 000 руб. и вывезло их со склада поставщика собственным автотранспортом.
Автотранспорт предприятия регулярно совершает рейсы по доставке приобретенных материалов от поставщиков и изготовленной продукции — покупателям.
Исходя из учетной политики транспортные расходы учитываются по фактическим расходам — 35 000 руб. — по счету 26 «Общехозяйственные расходы».
1. Получен материал от поставщика:
Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 200 000 руб. (НДС не облагается).
2. Отражены транспортные расходы:
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» субсчет «Транспортные расходы» Кредит счета 02 «Амортизация основных средств»; счета 10 «Материалы» субсчет «ГСМ» — 35 000 руб.
Налоговый учет транспортных расходов
Для налогового учета транспортных расходов необходимо определить в учетной политике, будут они отражаться в составе прямых или косвенных расходов.
К сведению
Организация вправе учесть транспортные расходы в текущих налоговых расходах, если выполняются требования ст. 252 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) — расходы экономически оправданы, обоснованы и документально подтверждены первичными документами.
Торговые организации отражают транспортные расходы согласно ст. 320 НК РФ: налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с их приобретением. Эта стоимость учитывается при реализации товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Так, расходы, связанные с приобретением товаров, могут:
• включаться в стоимость покупных товаров
• или учитываться как издержки обращения и в стоимость покупных товаров не включаться.
Налогоплательщик имеет право выбрать один из предложенных способов учета расходов на доставку покупных товаров до склада. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.
Если транспортные расходы оплачиваются сверх цены товара по договору либо доставку осуществляет сторонняя организация, то для целей налогового учета транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, всегда включаются в расходы на продажу (ст. 320 НК РФ).
Если транспортные расходы выделены в договоре отдельной строкой, их нужно учитывать отдельно от цены товара.
При учете транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, их налоговый расход определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке (см. таблицу).
При этом сумма транспортных расходов распределяется не на фактические остатки товаров на складе, а именно на остатки товаров, право собственности на которые еще не перешло к покупателю.
Расчет остатка транспортных расходов на конец отчетного периода
В налоговом учете компании числятся:
800 000 руб. — общая стоимость проданных товаров в октябре;
150 000 руб. — стоимость нереализованных товаров на конец октября;
100 000 руб. — сумма транспортных расходов за октябрь;
30 000 руб. (сальдо счета 44) — сумма прямых транспортных затрат, приходящихся на остаток товаров на начало октября.
Расчет налоговых расходов:
• сумма прямых транспортных расходов, подлежащих списанию в октябре:
100 000 руб. + 30 000 руб. = 130 000 руб.;
• сумма товаров, реализованных в октябре, плюс сумма не реализованных на конец этого же месяца товаров:
800 000 руб. + 150 000 руб. = 950 000 руб.
Определим средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров:
130 000 руб. / 950 000 руб. × 100 % = 13,68 %.
Чтобы определить сумму прямых расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров, умножим средний процент на стоимость остатка товаров на конец октября:
150 000 руб. × 13,68 % = 20 520 руб. Эту сумму не учитываем в налоговых расходах за октябрь.
Рассчитаем сумму транспортных расходов, которые будут учитываться в составе прямых налоговых расходов за октябрь:
130 000 руб. – 20 520 руб. = 109 480 руб.
Если компания реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределять транспортные расходы по видам товаров Налоговый кодекс РФ не требует.
Условия отражения в учете транспортных расходов
Итак, порядок учета транспортных расходов зависит от вида деятельности организации, принятой учетной политики, а также условий доставки по каждой сделке. Но при этом важно также выяснить, имеет ли организация право отражать в своем учете понесенные транспортные расходы.
В договоре купли-продажи оговаривается, какая сторона несет расходы по доставке товаров до склада покупателя. Такое же условие должно быть отражено в счете-оферте или договоре публичной оферты.
В договоре может быть установлено, что расходы по транспортировке товаров несет продавец товаров, который и доставляет товар до склада организации. В этом случае у покупателя нет оснований отражать в учете связанные с доставкой товара транспортные расходы.
Доставку товаров может осуществлять покупатель, если право собственности на товар переходит к нему не на его территории, а, к примеру, на складе продавца. Покупатель может воспользоваться собственными транспортными средствами либо услугами специализированной транспортной организации, но в любом случае транспортные расходы будут отражены на его балансе и в составе его расходов.
Виды транспортных расходов
Для анализа, планирования и учета транспортных расходов необходимо их сгруппировать по видам, например:
• транспортные услуги сторонних организаций;
• расходы по содержанию собственного автотранспорта;
• использование личного автотранспорта сотрудников;
• аренда автотранспорта с экипажем и без экипажа.
Кроме этого, в зависимости от вида деятельности организации и объема выручки внутри каждого вида на практике применяют дополнительный аналитический классификатор учета транспортных расходов исходя из требований локального технологического процесса.
Например, в торговле можно применить классификатор в зависимости от конечного пункта назначения:
• расходы, связанные с закупкой товаров (доставка приобретенных товаров до склада торговой компании);
• расходы, связанные с транспортировкой товаров между подразделениями компании (со склада на склад);
• расходы, связанные с продажей товаров (доставка проданных товаров покупателю).
Проанализируем два наиболее используемых вида транспортных расходов.
Услуги сторонней транспортной организации
Чтобы отразить в учете такие услуги, необходимо иметь следующий комплект документов:
1. Договор или счет на перевозку грузов.
2. Акты сдачи-приемки оказанных услуг.
Составляются ежемесячно в произвольной форме в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Акт сдачи-приемки оказанных услуг — основание для отнесения на себестоимость затрат по договору перевозки, а также для составления подрядчиком счета-фактуры для расчетов по НДС. Необходим в тех случаях, когда в стоимость услуг, кроме транспортных, входят оплату дополнительных услуг, например: обеспечение постоянной готовности транспортных средств для ускоренной подачи их по заявке организации и др. Реквизиты акта должны соответствовать ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011г.
3. Товарно-транспортные накладные (ТТН) на перевозку грузов, принадлежащих организации.
ТТН выполняет, главным образом, две функции:
• во-первых, она служит доказательством наличия правоотношений между грузоотправителем и перевозчиком по перевозке груза и, соответственно, средством правовой защиты интересов сторон при возникновении спора;
• во-вторых, она регулирует отношения сторон по договору перевозки груза, определяя условия перевозки. При приеме груза перевозчик вправе сделать оговорки в транспортной накладной, в частности, касающиеся недостатков упаковки груза. Если договором предусмотрено, что товар доставляется на склад покупателя автомобильным транспортом, помимо накладной формы ТОРГ-12 (или УПД) оформляется еще и ТТН по форме 1-Т[3] независимо от того, кто доставляет товар — покупатель, продавец или специализированный перевозчик[4].
При этом если доставку товара осуществляет поставщик и стоимость доставки выделяется отдельной строкой, такой договор поставки будет являться смешанным (продажа товара и его доставка, которая регулируется правилами, применяемыми к договорам перевозки). Следовательно, у покупателя тоже должна быть товарная накладная (оформляется поставщиком) и ТТН.
Если доставку товара организует экспедитор, кроме транспортной накладной, ТТН (если покупатель является грузополучателем) необходимо наличие поручения экспедитору и экспедиторской расписки[5].
Если надлежаще оформленной транспортной накладной не будет, факт принятия груза перевозчиком и оказания им услуг перевозки может быть признан судом недоказанным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами.
4. Счета-фактуры. Они выставляются транспортной фирмой на организацию согласно требованиям ст. 169 НК РФ, составляются в течение пяти дней с даты составления акта сдачи-приемки оказанных услуг и на основании данного акта.
Счета-фактуры — основание для оприходования НДС, уплаченного подрядчику, а также для принятия его к зачету при соблюдении условий, установленных Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, если вы планируете использовать услуги сторонней транспортной организации, позаботьтесь о том, чтобы у вас были оформлены первичные документы. И если у вас будет правильно оформленная документации, вам будет проще контролировать целесообразность данных расходов. Кроме того, так вы сведете к минимуму налоговые риски при проверке контролирующего органа.
Расходы по содержанию собственного автотранспорта
К данным расходам, в частности, относятся:
• расходы на ГСМ (все виды топлива — газ, бензин, дизтопливо, масла и смазки и пр.);
• расходы на технический осмотр;
• расходы на покупку «зимней» резины;
• затраты на мойку автомобиля;
• плата за хранение автомобиля на платной стоянке и др.
Такие расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности[6]. Расходы на содержание служебного транспорта отражаются по соответствующей статье затрат — как правило, в составе общехозяйственных расходов по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту счетов 10, 69, 70 и др.
Сумма расходов по ГСМ в учете отражается на основании данных о пробеге автомашины, указанных в путевых листах, по нормам расходования ГСМ, утвержденным организацией.
Сумма расхода отражается по дебету счета учета затрат в корреспонденции с кредитом счета 10 субсчет «Топливо».
Основной документ для учета использования ГСМ — путевые листы, которые не только обосновывают расходы на ГСМ, но и в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность затрат, связанных с использованием автотранспорта.
К сведению
Актуальные обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368, который применяется организациями и ИП, эксплуатирующими легковые автомобили.
Организации, не относящиеся к транспортным, могут разработать собственную форму путевого листа с учетом требований Приказа № 368 и обязательных реквизитов, указанных в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 26.07.2019).
Сверхнормативный расход топлива в бухгалтерском учете включается в состав прочих расходов, а в налоговом не уменьшает налоговую базу. Базовые нормы расхода ГСМ установлены Методическими рекомендациями[7]. В то же время в письме от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61 Минфин России разрешил налогоплательщику руководствоваться технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля, до принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке.
Расчет расходов по ГСМ
Организация закупает ГСМ для служебных автомобилей. В течение августа топливо заправлялось в бак автомобиля трижды (все цены указаны без НДС):
• 2 августа — 70 л по цене 20 руб. за 1 л на сумму 1400 руб.;
• 10 августа — 60 л по цене 19 руб. за 1 л на сумму 1140 руб.;
• 20 августа — 70 л по цене 22 руб. за 1 л на сумму 1540 руб.
Согласно путевым листам и нормам, установленным в организации, за август израсходовано 170 л бензина.
Согласно учетной политике списание производится по средней себестоимости.
Рассчитаем количество ГСМ, подлежащих списанию в августе месяце.
Сначала определяем среднюю себестоимость единицы материалов (1 л):
(1400 руб. + 1140 руб. + 1540 руб.) / (70 л + 60 л + 70 л) = 20,4 руб.
Тогда стоимость бензина, подлежащая списанию, составит:
Дебет счета 20 Кредит счета 10 субсчет «Топливо в баках» — 3468 руб. — списана стоимость ГСМ за август месяц.
Контроль транспортных расходов
При планировании расходов на содержание служебного автотранспорта рекомендуется сопоставить:
• сумму инвестирования денежных средств в покупку новых автомашин (при необходимости);
• плановую сумму затрат по их эксплуатации (с учетом транспортного налога);
• плановый объем их ежемесячных поездок;
• ликвидную стоимость автомашин
и среднюю стоимость аренды автотранспорта или услуг транспортных организаций.
На основе полученных результатов можно будет сделать вывод об эффективности использования или уровне потребности в наличии собственного автотранспорта.
Расходы на собственный автотранспорт организация должна систематически контролировать. Это позволит выявлять непроизводственные расходы и факты хищения имущества организации при эксплуатации собственного автопарка.
Возможные варианты непроизводственных потерь:
• поездки по личным нуждам;
• завышение норм расхода топлива;
• открытый слив ГСМ;
• махинации на топливных складах предприятий и т. п.
Первоочередная задача контроля — предотвратить как разовые прецеденты, так и систематические действия. О хищениях могут свидетельствовать:
• систематический необоснованный перерасход ГСМ;
• указание маршрутов в путевом листе, не соответствующих производственным целям;
ە время и даты заправок машины, не соответствующие рабочему времени.
При контрольных действиях маршруты должны быть проверены на правильность километража и рациональность.
Если окажется, что непроизводственные потери возникли по вине работника, взыскать сумму ущерба можно с его согласия. Если работник не согласен добровольно возместить ущерб, его можно взыскать только через суд, доказав, что есть вина работника в этом перерасходе.
Вполне обоснованной будет и позиция организации, согласно которой виновник должен не только возместить покупную стоимость ГСМ, но и компенсировать расходы, связанные с его доставкой, хранением: работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, который регламентирует данный случай (с. 238 Трудового кодекса РФ).
Потери не по вине работников списываются в состав прочих расходов в периоде их выявления на основании решения руководителя о источнике их списания.
Важный блок контрольных мероприятий — проверка наличия в организации и правильного заполнения следующих документов:
1) при списании ГСМ:
• приказы руководителя организации, утверждающие нормы расхода топлива (см. пример);
• документы об оплате топлива или авансовые отчеты, если топливо приобреталось через подотчетное лицо;
• акты о списании материальных запасов.
2) при списании расходов по хранению автотранспортных средств на платных стоянках:
• договор на хранение (сохранная расписка (квитанция) — при кратковременной (разовой) постановке автомототранспортного средства на автостоянку (на срок не более суток));
• документы, подтверждающие оплату услуг (платежное поручение, выписка банка по расчетному счету, чеки ККТ, товарные чеки, БСО);
3) при списании расходов на оказание услуг по мойке, техобслуживанию транспортных средств:
• договор, акт об оказании услуг;
• чеки ККТ, товарные чеки, квитанции, БСО (при оплате наличными денежными средствами).
Резюме
Если у организации есть транспортные расходы, нужно учитывать все составные части этих расходов: расчет норм ГСМ, запчасти, амортизация, оформление путевых листов, текущий и капитальный ремонт автотранспорта, оплата транспортного налога, стоимость услуг транспортных организаций, размер арендной платы при аренде или лизинге автотранспорта.
Все эти показатели должны быть изначально учтены в бизнес-планировании деятельности организации. Все эти показатели нужно систематически мониторить.
[1] Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (в ред. от 06.04.2015; далее — ПБУ 10/99).
[2] Утвержден Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н
[3] Утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78.
[4] Письмо Минфина России от 20.07.2015 № 03-03-06/1/41407, п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ.
[5] Письмо УФНС России по г. Москве от 27.09.2011 № 16-15/093505.
[6] Пункты 5, 7 ПБУ 10/99.
[7] Утверждены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (в ред. от 20.09.2018).
М. А. Чванова,
аудитор, бухгалтер, налоговый консультант, юрист
Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0
Итак, продукция выпущена, определены прямые и косвенные расходы производства. Но предприятие продолжает нести расходы, теперь уже связанные с продажей произведенной продукции. Такие расходы называются коммерческими расходами или расходами на продажу. Для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции (товаров, работ, услуг) предназначен счет 44 «Расходы на продажу» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
Организации, осуществляющие промышленную и иную производственную деятельность, в составе коммерческих расходов учитывают, в частности, расходы:
- на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
- доставку и погрузку продукции;
- оплату услуг посреднических организаций, через которые реализовывалась готовая продукция;
- содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи;
- оплату труда продавцов;
- упаковку готовой продукции;
- рекламу готовой продукции;
- представительские расходы;
- командировки сотрудников отдела сбыта;
- другие, аналогичные по назначению расходы.
В организациях, осуществляющих торговую деятельность, в составе расходов, связанных приобретением и продажей товаров, могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения):
- на перевозку товаров;
- на оплату труда;
- на аренду;
- на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;
- по хранению и подработке товаров;
- на рекламу;
- на представительские расходы;
- другие, аналогичные по назначению расходы.
Если организация занимается исключительно торговыми операциями, то все управленческие расходы можно считать связанными с куплей-продажей товаров, и поэтому учитывать такие расходы в бухгалтерском учете также следует на счете 44. Счет 26 «Общехозяйственные расходы» организация будет задействовать только в том случае, если начнет осуществлять другие виды деятельности, связанные с производственным процессом.
Накопленные на счете 44 суммы могут списываться полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании производственные предприятия распределяют расходы на упаковку и транспортировку между видами отгруженной продукции, а торговые организации распределяют расходы на транспортировку между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца.
Все остальные расходы на продажу ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).
Что касается налогового учета, то как правило, все коммерческие расходы (за исключением транспортных) признаются косвенными и уменьшают налогооблагаемую прибыль в момент признания расходов. В то же время, согласно требованиям главы 25 НК РФ для некоторых коммерческих расходов, принимаемых для целей налогообложения, предусмотрены ограничения их предельной величины (представительские расходы, расходы на рекламу, расходы при реализации продукции СМИ и книжной продукции и т. д.).
Учет транспортно-заготовительных расходов
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материально-производственных запасов (МПЗ), в т. ч. готовой продукции и товаров, в организацию (п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, далее — Методические указания по МПЗ).
К ТЗР, например, могут относиться:
- оплата транспортных услуг сторонних организаций по перевозке товаров (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
- оплата услуг организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
- стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств;
- плата за временное хранение грузов;
- другие расходы.
Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н, далее — ПБУ 5/01).
В фактическую себестоимость включаются также фактически произведенные затраты организации на доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01).
Согласно пункту 83 Методических указаний по МПЗ организация самостоятельно выбирает и закрепляет в учетной политике следующие способы распределения ТЗР:
- в стоимости МПЗ (пп. «в» п. 83 Методических указаний по МПЗ);
- на отдельных счетах (пп. «а» , «б» п. 83 Методических указаний по МПЗ). В конце месяца ТЗР списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.
Организация, которая ведет торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, полностью включать в состав расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).
В налоговом учете по общему правилу стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ). Для торговых организаций издержки обращения, в том числе и ТЗР, формируются с учетом особенностей, изложенных в статье 320 НК РФ.
Согласно абзацу 3 статьи 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, кроме внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ), осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Для того чтобы определить сумму транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, рассчитываются следующие показатели:
1. Сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.
2. Стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца.
3. Средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1 ст. 320 НК РФ) к стоимости товаров (п. 2 ст. 320 НК РФ).
4. Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.
При расчете суммы прямых расходов, относящейся к остаткам товаров на складе, в соответствии с требованиями статьи 320 НК РФ в показатель «товары на складе» должны включаться все товары, право собственности на которые находится у налогоплательщика, в том числе товары, находящиеся в пути, право собственности на которые перешло к налогоплательщику, а также отгруженные налогоплательщиком товары до перехода права собственности к покупателям (письмо Минфина России от 03.06.2008 № 03-03-09/70).
При этом если организация реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределения транспортных расходов по видам товаров статья 320 НК РФ не предусматривает (письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-03-06/4/98).
Таким образом, налогоплательщик вправе выбрать один из двух вариантов учета транспортных расходов и закрепить его в учетной политике для целей налогообложения прибыли:
- включить транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, в стоимость этих товаров (п. 2 ст. 254 НК РФ). При таком варианте учета транспортные расходы списываются вместе с реализуемым товаром;
- учитывать транспортные расходы отдельно. В этом случае транспортные расходы все равно считаются прямыми и подлежат распределению в пропорции между реализованными товарами и товарами на складе (абз. 3 ст. 320 НК РФ).
Согласно статье 320 НК РФ порядок формирования стоимости приобретения товаров применяется в течение не менее двух налоговых периодов.
Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0)
В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 сумму транспортных расходов по приобретенным товарам можно учесть двумя способами:
- включить в стоимость товаров (например, с помощью документа Поступление доп. расходов);
- включить в состав расходов на продажу (счет 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность»). При закрытии месяца, с помощью регламентной операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» выполняется списание суммы транспортных расходов в части реализованных товаров на счет 90.07.1 «Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения». Необходимым условием для автоматического расчета суммы списания является выбор значения реквизита Вида расходов (НУ) как Транспортные расходы при поступлении услуг.
Для учета транспортных расходов никаких специальных настроек регистра сведений Учетная политика выполнять не требуется.
Рассмотрим пример, в котором организация учитывает транспортные расходы в составе издержек обращения. Для упрощения восприятия все суммы в примере указаны без учета НДС.
Пример 1
Организация ООО «Новый интерьер» (применяет ОСНО, метод начисления, положения ПБУ 18/02). Одним из видов деятельности ООО «Новый интерьер» является оптовая торговля. Начиная с 2016 года, согласно учетной политике организации, стоимость транспортных расходов не включается в фактическую стоимость товаров, а относится на издержки обращения. На начало 2016 года остатка транспортных расходов нет, а на складе имеется остаток товаров на сумму 80 000,00 руб.
В январе 2016 года ООО «Новый интерьер» были осуществлены следующие хозяйственные операции:
- приобретены товары у поставщика — 120 000, руб.;
- товары доставлены транспортной компанией до склада ООО «Новый интерьер», стоимость услуг по доставке — 20 000,00 руб.;
- покупателям реализованы товары, их себестоимость — 92 000,00 руб.;
- покупателям отгружены товары без перехода права собственности, их себестоимость — 12 000,00 руб.
В феврале 2016 года ООО «Новый интерьер» осуществило следующие хозяйственные операции:
- приобретены товары у поставщика — 80 000, руб.;
- товары доставлены транспортной компанией до склада ООО «Новый интерьер», стоимость услуг по доставке — 11 760,00 руб.;
- покупателям реализованы товары (с учетом отгруженных в январе без перехода права собственности), их общая себестоимость — 72 000, 00 руб.
Операции по поступлению товаров регистрируются в учетной системе документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары (раздел Покупки). В результате проведения документов вида Поступление товаров формируются проводки:
Дебет 41.01 Кредит 60.01 — на стоимость товара без НДС; Дебет 19.03 Кредит 60.01 — на сумму НДС по поступившему товару.
Операции по поступлению услуг по доставке приобретенных товаров регистрируются в учетной системе документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Услуги (рис. 1).
Рис. 1. Поступление услуг по доставке товаров
При заполнении табличной части документа особое внимание следует обратить на заполнение поля Счета учета. Для автоматического расчета суммы списания транспортные расходы необходимо учитывать по статье затрат с видом расхода Транспортные расходы (рис. 2). Значение вида расхода выбирается из предопределенного списка Виды расходов (НУ).
Рис. 2. Выбор статьи затрат для учета транспортных расходов
В результате проведения документа Поступление услуг будут сформированы проводки:
Дебет 44.01 Кредит 60.01 — на стоимость транспортных услуг без НДС; Дебет 19.04 Кредит 60.01 — на сумму НДС по транспортным услугам.
Если доставка осуществляется силами поставщика товаров, то операции по поступлению товаров и транспортных услуг можно регистрировать в одном документе Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары, услуги, комиссия.
Напоминаем, что в учетной системе реализация товаров в оптовой торговле регистрируется документом Реализация (акт, накладная) с видом операции Товары (раздел Продажи). Документ можно создать на основании документа Поступление (акт, накладная). В результате проведения документа Реализация (акт, накладная) будут сформированы проводки:
Дебет 90.02.1 Кредит 41.01 — на себестоимость реализованного товара; Дебет 62.01 Кредит 90.01.1 — на сумму выручки от реализации товара; Дебет 90.03 Кредит 68.02 — на сумму НДС, начисленного с выручки от реализации товара.
Чтобы операции по отгрузке товаров без перехода права собственности были доступны пользователю, необходимо включить соответствующую функциональность программы (раздел Главное). На закладке Торговля должен быть установлен флаг Отгрузка без перехода права собственности. Чтобы у пользователя была возможность начислять НДС по отгрузке без перехода права собственности, нужно установить одноименный флаг в регистре сведений Учетная политика на закладке НДС.
Для отражения операций по отгрузке товара без перехода права собственности нужно использовать документ Реализация (акт, накладная) с видом операции Отгрузка без перехода права собственности. В результате проведения документа будут сформированы проводки:
Дебет 45.01 Кредит 41.01 — на себестоимость отгруженного товара; Дебет 76.ОТ Кредит 68.02 — на сумму НДС, начисленного при отгрузке товара.
Субсчет 76.ОТ «НДС, начисленный по отгрузке» предназначен для обобщения информации о расчетах по суммам налога на добавленную стоимость, начисленных по факту отгрузки без перехода права собственности.
После того как все хозяйственные операции в январе 2016 года отражены в учетной системе, сформируем оборотно-сальдовые ведомости по счетам 41.01 «Товары на складах» и 45.01 «Товары отгруженные» и посмотрим остатки товаров на конец января. Конечное сальдо по счету 41.01 составляет 96 000, 00 руб., а конечное сальдо по счету 45.01 составляет 12 000,00 руб.
Теперь можно рассчитать сумму транспортных расходов, которая спишется на издержки обращения. Для автоматического списания прямых расходов по товарам, проданным в течение месяца, предназначена регламентная операция с видом Закрытие счета 44 «Издержки обращения». Эта регламентная операция включена в обработку Закрытие месяца (раздел Операции).
В результате проведения операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» часть транспортных расходов, учтенных на счете 44.01, списывается на счет 90.07.1 «Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения».
Рассмотрим подробно, каким образом в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 выполняется расчет в соответствии со статьей 320 НК РФ:
- сумма прямых расходов на начало января и сумма прямых расходов, осуществленных в январе, составляет 20 000,00 руб. (0,00 руб. + 20 000,00 руб.);
- стоимость приобретения товаров, реализованных в январе, и стоимость приобретения остатка товаров на конец января составляет 200 000,00 руб. (92 000,00 руб. + 96 000,00 руб. + 12 000,00 руб.);
- рассчитывается средний процент как отношение прямых расходов к стоимости приобретения реализованных товаров с учетом остатка на конец января: 20 000,00 руб. / 200 000,00 руб. х 100 = 10,00 %;
- сумма прямых расходов, приходящаяся на реализованные в январе товары, составляет 9 200,00 руб. (92 000,00 руб. х 10,00 %);
- сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, составляет 10 800,00 руб. (108 000,00 руб. х 10,00 %).
Расшифровку расчета транспортных расходов за январь можно посмотреть в отчете Справка-расчет транспортных расходов (рис. 3).
Сальдо на конец января по счету 44.01 соответствует остатку ТЗР, указанному в справке-расчете (10 800,00 руб.). Транспортные расходы списываются одинаково и в бухгалтерском, и в налоговом учете, поэтому разниц не возникает.
В феврале ООО «Новый интерьер» продолжает осуществлять покупку и продажу товаров. Реализован и товар, отгруженный без перехода права собственности. Эта операция выполняется документом Реализация отгруженных товаров (раздел Продажи). В результате проведения документа сформируются бухгалтерские проводки:
Дебет 90.02.1 Кредит 45.01 — на себестоимость реализованного товара; Дебет 62.01 Кредит 90.01.1 — на сумму выручки от реализации товара; Дебет 90.03 Кредит 76.ОТ — на сумму НДС, начисленного с выручки от реализации товара.
Сальдо на конец февраля по счету 41.01 составляет 116 000, 00 руб., а счет 45.01 остатка на конец февраля не имеет.
Рассмотрим теперь, каким образом выполняется расчет списания ТЗР в феврале при выполнении регламентной операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения»:
- сумма прямых расходов на начало февраля и сумма прямых расходов, осуществленных в феврале, составляет 22 560,00 руб. (10 800,00 руб. + 11 760,00 руб.);
- стоимость приобретения товаров, реализованных в феврале, и стоимость приобретения остатка товаров на конец февраля составляет 188 000,00 руб. (72 000,00 руб. + 116 000,00 руб.);
- рассчитывается средний процент как отношение прямых расходов к стоимости приобретения реализованных товаров с учетом остатка на конец февраля: 22 560,00 руб. / 188 000,00 руб. х 100 = 12,00 %;
- сумма прямых расходов, приходящаяся на реализованные в феврале товары, составляет 8 640,00 руб. (72 000,00 руб. х 12,00 %);
- сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, составляет 13 920,00 руб. (116 000,00 руб. х 12,00 %).
Расшифровку расчета транспортных расходов за февраль можно посмотреть в отчете Справка-расчет транспортных расходов (см. рис. 3).
Рис. 3. Справка-расчет транспортных расходов за январь-февраль
При этом не образуется разниц между данными бухгалтерского и налогового учета.
Сформируем и автоматически заполним налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за I квартал 2016 года (условно считаем, что оборотов в марте нет). На рисунке 4 представлены строки 010-040 Приложения № 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@). Отраженная по строке 020 сумма прямых расходов налогоплательщика, осуществляющего оптовую торговлю, составляет 181 840 руб.
Рис. 4. Фрагмент Приложения № 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль
Кнопка Расшифровать позволяет получить расшифровку значения, указанного в выделенной строке. В строку 020 попадает:
- отраженная по сроке 030 стоимость реализованных покупных товаров (164 000 руб.);
- оборот по дебету счета 90.07 по данным налогового учета в корреспонденции со счетами затрат по статьям вида Транспортные расходы (17 840 руб.).
Двойным кликом мыши по строкам, указанным в расшифровке, можно получить детализированный отчет (обороты счета) данных налогового учета по объектам аналитики.
Используя настройки отчета для сравнения можно подключить и данные бухгалтерского учета, а также сведения о постоянных и временных разницах.
ИС 1С:ИТС
Подробнее см. в «Справочнике хозяйственных операций. 1С:Бухгалтерия 8» в разделе «Бухгалтерский и налоговый учет»:
Учет расходов на доставку товаров при их реализации
Доставка товаров до покупателя возможна как за его счет, так и за счет продавца. В данной статье мы рассмотрим особенности учета транспортных расходов у продавца при реализации им товаров, доставка осуществляется за его счет.
- каким документом в 1С отражаются затраты на доставку товаров до покупателя, если доставку осуществляет сторонний перевозчик;
- какую выбрать статью затрат для транспортных расходов;
- как принять к вычету НДС по транспортным расходам;
- как отразить оплату перевозчику.
Пошаговая инструкция
Внимание! Ставка НДС изменена с 01.01.2019 с 18% на 20% и с 18/118 на 20/120.
Организация заключила с покупателем ООО «Архитектурная мастерская» договор на реализацию офисной мебели на сумму 354 000 руб. (в т. ч. НДС 18%). По условиям договора доставка осуществляется за счет продавца и входит в стоимость товаров.
Для этого Организацией был заключен договор с перевозчиком ООО «МТК Линия» на транспортировку реализуемого товара до склада покупателя.
11 октября товар доставлен и принят покупателем. Стоимость доставки составила 2 360 руб. (в т. ч. НДС 18%).
12 октября Организация погасила задолженность перед перевозчиком.
Рассмотрим пошаговую инструкцию оформления примера. PDF
Учет затрат на услуги по доставке
Принятие к учету НДС
Регистрация СФ поставщика
Принятие НДС к вычету
Отражение вычета НДС в Книге покупок
Перечисление оплаты поставщику
Признание транспортных затрат в составе расходов на продажу (в полном объеме)
Отражение в учете услуг по доставке товаров до покупателя
Нормативное регулирование
Организации, занимающиеся оптовой, мелкооптовой и розничной торговлей, формируют расходы на реализацию с учетом следующих особенностей:
- в БУ затраты на доставку товара до покупателя, осуществленную сторонним перевозчиком, относят на расходы по обычным видам деятельности (расходы на продажу товара) и учитывают на счете 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность» (план счетов 1С, п. 5, 7 ПБУ 10/99);
- в НУ такие расходы учитывают в составе косвенных (прочих) расходов, связанных с производством и реализацией, и полностью относят в уменьшение налоговой базы текущего периода (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, п. 2 ст. 253 НК РФ, ст. 320 НК РФ).
Доставка товара до покупателя с привлечением стороннего перевозчика сопровождается оформлением транспортной накладной (ТН), являющейся подтверждением заключения договора перевозки груза (ст. 785 ГК РФ), с учетом следующих особенностей:
- Форма товарной накладной зависит от вида используемого транспорта: например, для автомобильных перевозок применяют транспортную накладную, приведенную в Приложении N 4 к Правилам перевозок грузов, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272. PDF
- ТН можно считать первичным документом для отражения затрат в бухгалтерском и налоговом учете, только если в ней есть все обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ. Если реквизитов недостаточно, то на основании ТН нужно оформить дополнительный первичный документ — например, УПД или акт оказанных услуг (Письмо ФНС РФ от 10.08.2018 N АС-4-15/15570@).
А как быть, если продавец доставляет товар до покупателя собственным транспортом?
Необходимость в ТН возникает, только если перевозку товаров до покупателя осуществляет сторонняя организация. Если перевозка реализованных товаров осуществляется собственным транспортом, то ТН составлять не нужно: достаточно правильно оформленного путевого листа. Затраты на транспортировку в учете продавца в данном случае будут являться расходами по обычным видам деятельности и учитываться как в составе общехозяйственных расходов по Дт 26 (в учете неторговых организаций) или в составе коммерческих расходов по Дт 44 (в учете торговых организаций).
Учет в 1С
Учет затрат на доставку товаров до покупателя, осуществляемую сторонним перевозчиком, отражается документом Поступление (акт, накладная) вид операции Услуги (акт) в разделе Покупки – Покупки – Поступление (акты, накладные) .
В документе указывается:
- Акт № _ от _ — дата и номер первичного документа;
- от — дата подписания акта;
- Контрагент — наименование перевозчика;
- Договор — документ, по которому ведутся расчеты с перевозчиком, Вид договора — С поставщиком.
- Счета учета :
- Счет затрат — 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность».
- Статьи затрат — статья затрат на доставку товаров до покупателя. Выбирается из справочника Статьи затрат, Вид расхода — Прочие расходы.
Статья затрат по отражению транспортных расходов до покупателя должна иметь Вид расхода — Прочие расходы, а не Транспортные расходы.
Вид расхода Транспортные расходы используется только если учетной политикой установлено, что транспортные расходы при приобретении товаров включаются в состав прямых расходов. Этот Вид расхода запускает ежемесячное списание транспортных расходов по формуле среднего процента в операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» в процедуре Закрытие месяца.
Подробнее Транспортные расходы при приобретении товаров учитываются отдельно
- Счет учета НДС — 19.04 «НДС по приобретенным услугам».
Проводки по документу
Документ формирует проводки:
- Дт 44.01 Кт 60.01 — учет затрат на доставку до покупателя;
- Дт 19.04 Кт 60.01 — принятие к учету НДС.
Регистрация СФ поставщика
- услуги приобретены для деятельности, облагаемой НДС;
- в наличии — правильно оформленный СФ (УПД);
- услуги приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Для регистрации входящего счета-фактуры от перевозчика необходимо указать его номер и дату внизу формы документа Поступление (акт, накладная) и нажать кнопку Зарегистрировать . PDF
Если в документе установлен флажок Отразить вычет НДС в книге покупок датой получения , то при его проведении будут сделаны проводки по принятию НДС к вычету.
Проводки по документу
Документ формирует проводку:
- Дт 68.02 Кт 19.04 — принятие НДС к вычету.
Отчет Книга покупок можно сформировать из раздела Отчеты – НДС – Книга покупок . PDF
Декларация по НДС
В декларации по НДС сумма вычета отражается:
- сумма НДС, принятая к вычету.
В Разделе 8 «Сведения из книги покупок»:
- счет-фактура полученный, код вида операции «01».
Перечисление оплаты перевозчику
В момент принятия к учету транспортных расходов на доставку товара до покупателя образовалась кредиторская задолженность перед перевозчиком по Кт 60.01. Погашение этой задолженности оформляется документом Списание с расчетного счета вид операции Оплата поставщику в разделе Банк и касса – Банк – Банковские выписки — Списание .
В документе указывается:
- Сумма — сумма оплаты, согласно выписке банка.
Изучить подробнее Оплата поставщику (постоплата)
Проводки по документу
Документ формирует проводку:
- Дт 60.01 Кт 51 — погашение задолженности перед перевозчиком.
Признание транспортных затрат в полном объеме в составе расходов на продажу в конце месяца
При закрытии каждого месяца издержки обращения на счете 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность» списываются полностью в Дт счета 90.07.1 «Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения»(план счетов 1С).
Для того чтобы транспортные расходы отразились в составе расходов на продажу по счету 90.07.1, необходимо запустить процедуру Закрытия месяца операция Закрытие счета 44 «Издержки обращения» в разделе Операции – Закрытие периода – Закрытие месяца .
Проводки по документу
Документ формирует проводку:
- Дт 90.07.1 Кт 44.01 — признание транспортных затрат в составе расходов на продажу.
Контроль
Осуществить проверку списания транспортных расходов можно с помощью отчета Оборотно-сальдовая ведомость по счету 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность» в разделе Отчеты – Стандартные отчеты – Оборотно-сальдовая ведомость по счету .
На конец отчетного периода (октябрь) не должно быть конечного сальдо по статье затрат Расходы на доставку до покупателя.
Из отчета Оборотно-сальдовая ведомость видно, что все транспортные расходы на доставку товара до покупателя списаны в полном объеме и по БУ и по НУ, следовательно, операция по отражению расходов на доставку товаров до покупателя отражена верно.
Декларация по налогу на прибыль
- Лист 02 Приложение N 2 стр. 040 «Косвенные расходы — всего».
Проверьте себя! Пройдите тест на эту тему по ссылке >>
См. также:
Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательстваПомогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
- ..Транспортно-заготовительные расходы связаны с заготовкой и доставкой материальных ценностей: сырья..
(7 оценок, среднее: 4,57 из 5)
Обсуждение (1)
Спасибо,за то что помогаете нам разобраться в простых и сложных ситуациях
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Вы можете задать еще вопросов
Доступ к форме «Задать вопрос» возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8
Нажимая кнопку «Задать вопрос», я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>Семинар очень полезный, но такая каша в голове по ПБУ 18. Буду пересматривать и не один раз.
Содержание
Вы можете задать еще вопросов
Доступ к форме «Задать вопрос» возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8
Нажимая кнопку «Задать вопрос», я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>