Требования какого законодательства применяются при осуществлении банковского валютного контроля
Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля
1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
С 01.01.2024 в ч. 3 ст. 22 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 353-ФЗ).
3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами, лицами, осуществляющими актуарную деятельность, осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ, от 02.07.2021 N 359-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами, лицами, осуществляющими актуарную деятельность, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ, от 02.07.2021 N 359-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2024 в абз. 1 ч. 6 ст. 22 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 353-ФЗ).
6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 406-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 285-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 15.11.2010 N 294-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля, информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 настоящего Федерального закона.
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 15.11.2010 N 294-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Центральный банк Российской Федерации вправе по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), определить порядок представления резидентами, являющимися стороной внешнеторгового договора (контракта), предусматривающего передачу нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в Центральный банк Российской Федерации информации о получении ими денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), либо об ином исполнении или прекращении обязательств нерезидентов по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством Российской Федерации, а также об активах и обязательствах, номинированных и (или) подлежащих оплате такими резидентами в иностранной валюте в пользу нерезидентов.
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 223-ФЗ)
Перечень резидентов, которые обязаны представлять информацию, указанную в абзаце пятом настоящей части, формируется Центральным банком Российской Федерации по критериям, определенным Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), и размещается на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Что представляет собой валютный контроль в РФ
Международные торговые сделки связаны с рядом финансовых рисков. Для соблюдения согласованности сделок с национальными интересами страны предусмотрено применение специальных защитных инструментов, одними из которых служит проведение валютного контроля.
Вопрос: Организация является агентом (УСН, «доходы минус расходы»), приобретает товар в России и за границей для комитента. Может ли агент в состав расходов принять комиссию, которую удерживает банк за перевод денежных средств, и комиссию, уплачиваемую уполномоченному банку за выполнение функций агента валютного контроля?
Посмотреть ответ
Понятие и нормативная основа процедуры
Валютный контроль предусматривает отслеживание структурами государства и их агентами соблюдения законодательных норм РФ при операциях с денежными единицами разных стран.
Целью выполняемых процедур является обеспечение на международном рынке интересов национальной экономики, включая не только поддержку предприятий с государственным участием, но и частного бизнеса, сотрудничающих с представителями различных стран. Следует учитывать, что каждое государство стремится защитить собственные интересы, а сделки, заключаемые в разных денежных единицах, несут определенные риски.
Многие компании, осуществляющие деятельность в нескольких странах одновременно, предлагают организациям услуги по поддержке бизнеса. К примеру, банки оказывают консультации по проведению внешнеэкономических сделок, предлагают помощь при составлении документов, приобретении валюты определенной страны.
Вопрос: Российская организация — собственник гостиницы на территории Чехии заключила договор с другой российской организацией об обучении персонала управлению гостиницей. Обучение будет проходить в Чехии. Сумма контракта выражена в евро. Подлежит ли обложению НДС данная операция? Подлежит ли операция валютному контролю?
Посмотреть ответ
Нормативной и законодательной основой, регулирующей исполнение контрольных функций, служат:
- ФЗ №173 (10.12.2003), определяющий условия регулирования и контроля действий, связанных с валютными ресурсами.
- Инструкция ЦБ РФ №117 (15.06.2004), определяющая содержание и порядок передачи в банки информации по проверяемым операциям.
- Положение ЦБ РФ №258 (01.06.2004), касающееся документов, обязательных к передаче по сделкам с нерезидентами, а также для ведения контроля со стороны уполномоченных банковских структур.
Вопрос: Вправе ли работодатель — резидент РФ удерживать из заработной платы работника-нерезидента (гражданина Туркменистана) комиссию, взимаемую банком работодателя за осуществление функций агента валютного контроля при зачислении заработной платы работнику на его расчетный счет, открытый в российском банке?
Посмотреть ответ
Организация контроля валютных договоров
В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.
Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.
Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.
В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.
Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния.
Обязанности и права участников при проведении операций
Резиденты и нерезиденты, работающие в РФ по валютным соглашениям, обязаны передавать соответствующие сведения о сделках в уполномоченные структуры.
Участники соглашений должны соблюдать установленные правила по учету и составлению отчетов по операциям, а также гарантировать их сохранение на период не меньше 36 месяцев от даты совершения. При выявлении у организаций и физических лиц нарушений законодательства последние обязаны полностью исполнить полученное предписание органов контроля о нарушении.
Лица, выполняющие операции с валютой в РФ, могут получать акты по результатам проведенных проверок (для ознакомления), а также обжаловать решения или действия проверяющих структур в порядке, определенном законодательством РФ.
Важно! В случае неправомерности действий представителей контролирующих органов проверяемые лица имеют право согласно ФЗ обратиться за возмещением ущерба, причиненного указанными действиями.
Документы для валютного контроля
Банки — это контролирующие агенты, а потому они выполняют проверку и наблюдение за всеми валютными договоренностями. К таковым отнесены сделки неторгового характера, внешнеторговые и кредитные соглашения.
Клиент должен передать подготовленные им самостоятельно или с помощью сотрудников банка документы:
- Паспорт сделки (ПС), в который занесены сведения по контрактам между нерезидентами и резидентами, необходимые для составления отчетности и ведения учета (ФЗ № 173, инструкция ЦБ № 138, 04.06.2012). Данные учитываются по оригиналам договоров, хранящихся у задействованного в сделке лица. Информация должна передаваться в банк не позже исполнения контрактных обязательств или проведения первой сделки (в валюте).
- Справку:
- о приходе валюты РФ (СПВ), которая формируется при перечислении рублей РФ по договору с нерезидентом;
- о валютных операциях (СВО), свидетельствующую о движении средств (валютных) и передаваемую в банк вместе с подтверждением (по закупу, переводу или продаже валюты);
- о подтверждающих документах (СПД) вместе с подтверждениями завоза/вывоза продукции из РФ, выполнения договоренностей по контракту.
Агенты при проверке процедур открытия или ведения счетов, проведения иных операций вправе запросить документы:
- свидетельствующие о регистрации предпринимателя (индивидуального);
- подтверждающие постановку на налоговый учет, статус компании;
- подтверждающие право собственности/владения/распоряжения на имущество (недвижимое);
- сформированные в стране проживания (регистрации) нерезидента и удостоверяющие его полномочия по открытию счетов (при необходимости), ведению операций в валюте;
- служащие основанием для договоренностей соглашения или контракты;
- подтверждающие передачу товаров, информации или исполнение работ;
- оформляемые кредитными структурами в подтверждение исполнения валютных операций;
- таможенные документы касательно ввоза в страну рублей Российской Федерации, валюты других государств и ценных бумаг.
Важно! Все сведения, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой валютной операции, должны быть непросроченными на момент передачи в банк. Сведения передаются в оригиналах или в виде копий, имеющих нотариальное оформление и переведенных на русский язык (при необходимости).
Сроки передачи документов в банк
При открытии паспорта сделки в банке данные передаются не позже дня оформления справок или даты сдачи таможенной декларации.
Для переоформления ПС выделяется 15 дней от даты составления договоров, согласно которым изменяются сведения в ПС, или после завершения договора, в тексте которого присутствует пункт о его автоматической пролонгации. При замене сведений о резиденте или внесении корректировок в ЕГРЮЛ срок для переоформления продлевается до 30 рабочих дней.
При поступлении валюты другого государства или рублей РФ, перечисленных нерезидентом, справку СВО следует предоставить до истечения 15 дней (рабочих) после прихода денег на расчетный счет (с оформлением ПС) или на валютный счет (транзитный).
В банк при таможенном оформлении СПД передается не позже 15 дней после месяца, когда была сделана таможенная отметка, подтверждающая выпуск товара, или подготовлены документы об исполнении договорных требований.
Корректирование СВО, СПД производится в срок до 15 дней после составления документов, подтверждающих обновления.
Важно! Для проведения контроля документы рекомендуется передавать в банк с запасом времени (не меньше 3 дней), чтобы успеть устранить замечания и недочеты, если они будут выявлены.
Ответственность при несоблюдении валютного законодательства
Ответственность административного плана (ст. 15 КоАП РФ) устанавливается, если:
- соглашения в денежных единицах иных государств исполнены без привлечения уполномоченных банков;
- резидент не направил или нарушил срок, отведенный для отправки данных об открытии в ином государстве банковского счета;
- нарушен срок для получения денег за товары, направленные в адрес иностранцев, на банковский счет;
- в РФ не возвращены деньги, направленные за товары нерезидентам, которые при этом не были перемещены на территорию РФ;
- не соблюден порядок отчетности по сделкам.
За перечисленные нарушения назначается штрафная выплата в размере, зависящем от вида и тяжести проступка. К примеру, некорректное составление документации по внешнеторговым сделкам влечет штрафные санкции для предприятия (40000 руб.-50000 руб.) и его руководителя (4000 руб.-5000 руб.) (ст. 15 КоАП РФ).
Некоторые нарушения законодательных норм предусматривают меры в виде уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.
Незачисление валюты в банк и иные нарушения в крупном размере (от 9 млн.руб.) предусматривает ответственность в виде:
- штрафа;
- работ принудительного характера;
- лишения свободы.
Важно! По письму МФ РФ № 15-05-29/455 (09.04.2004) предприятие, допустившее несколько административных правонарушений в течение одного рабочего дня, может быть наказано лишь один раз (по одному правонарушению). На практике указанное положение может быть использовано для уменьшения суммы штрафов.
Что предъявить банку для валютного контроля. Как оштрафуют за нарушения
Все компании и предприниматели, которые планируют работать с зарубежными партнерами, должны знать правила ведения валютных операций. Цена ошибки высока. Разберем, как правильно работать с иностранными контрагентами, и какие штрафы грозят за нарушение валютного законодательства в 2021 году.
Какие акты регулируют валютный контроль
Базовый нормативный акт валютного законодательства — Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ . Он требует, чтобы юрлица и ИП, которые сотрудничают с зарубежными контрагентами, проходили валютный контроль и ставили сделки на учет.
Второй по важности акт валютного контроля — инструкция ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И . Она устанавливает порядок оформления валютных операций.
Ну и, разумеется, нельзя забывать о Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ . Даже если суммы расчетов невелики, банки обязаны контролировать операции, чтобы пресечь вывод капитала за рубеж через фиктивные сделки.
- аванс зарубежному партнеру без последующего ввоза товара (ложный импорт);
- оплата за консультационные услуги по стоимости, многократно превосходящей цены на аналогичные виды услуг;
- закупка товара через страну таможенного союза, если производитель находится в другом государстве.
Какие сделки попадают под валютный контроль
- Все платежные операции между резидентами и нерезидентами.
Важно: валюта расчетов значения не имеет. Даже если зарубежный контрагент произвел оплату по контракту в рублях, сделка подлежит контролю.
- Все перемещения ценных бумаг и денег через границу РФ.
- Все расчеты между нерезидентами в рублях.
- Все расчеты между резидентами в валюте.
В общем порядке расчеты в валюте между резидентами запрещены. Но есть ряд исключений. Например, когда российская организация выплачивает работникам аванс в валюте для покрытия командировочных расходов в зарубежных поездках.
Расчеты между резидентами и нерезидентами в принципе не ограничены. Но порядок оформления операций жестко регламентирован. Нужно соблюдать сроки платежей по контракту и вовремя представлять в банк правильно оформленные документы.
Документы для валютного контроля и сроки их подачи
Чем больше сумма сделки, тем жестче контроль со стороны банка:
Сумма сделки, тыс. руб.
Какие документы требует валютный контроль
Документы не нужны. Сообщаем банку только код операции*
Cчет, контракт, акт приема-передачи или другой документ, чтобы банк смог определить код операции
Cчет, контракт, акт приема-передачи или другой документ, чтобы банк смог определить код операции
Контракт, который будет поставлен на учет
Контракт, который будет поставлен на учет
*Код операции можно найти в перечне (Приложение № 1 к Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И).
Как видно из таблицы, при серьезных суммах сделки резиденту нужно предъявить в банк контракт с зарубежным партнером. Банк зарегистрирует документ и присвоит ему номер. Если готового контракта еще нет, можно представить в банк его проект. Главное, чтобы проект был подписан контрагентом. Срок предъявления проекта контракта — не больше 15 дней со дня подписания .
По всем контрактам, которые были поставлены на учет, нужно составлять специальную форму — справку о подтверждающих документах (СПД). Она представляет собой перечень документации, связанной с выполнением контракта.
СПД подают в установленный срок — не позже 15 дней по окончании месяца, в котором прошла сделка.
- при отгрузке товаров на экспорт или при ввозе импорта, месяц сделки — это месяц, в котором была оформлена таможенная декларация;
- при оказании услуг — месяц, в котором был подписан акт приема-передачи.
Ак Барс Банк оказывает полный комплекс услуг по РКО в иностранной валюте для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предлагаем:
- бесплатное открытие валютных счетов при подключении пакета;
- получение реквизитов сразу по счетам в долларах и евро;
- бесплатные консультации по валютным операциям.
Штрафы за нарушение валютного законодательства
Нарушения можно разделить на два типа:
1.Непредставление документов: забыли сдать их вовремя, неверно оформили.
За нарушение регламента оформления документов штрафуют по п. 6, 6.4 ст. 15.25 КоАП РФ:
- если нарушение совершено впервые, организацию накажут на сумму от 40 до 50 тыс. руб., руководителя или ИП на сумму от 4 до 5 тыс. руб.
- если нарушение повторное, то организацию накажут на сумму от 120 до 150 тыс. руб., а руководителя или ИП — от 12 до 15 тыс. руб.
Штраф за несвоевременную подачу документов взимают при просрочке свыше 90 дней (6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ):
- организацию оштрафуют на сумму от 40 до 50 тыс. руб.;
- руководителя или ИП — от 4 до 5 тыс. руб.
2. Нарушение срока возврата валютных средств .
Самое частое нарушение — задержка получения валютной выручки или возврата заемных средств. Получается, что обязательства по уплате не выполняет зарубежный контрагент, а виноватым остается законопослушный российский резидент.
За это нарушение ИП или организации вынесут предупреждение или накажут штрафом в размере:
- 1/150 от ставки Центробанка за каждый день просрочки;
- от 3 до 10 % от неполученной в срок суммы по внешнему договору в рублях;
- от 5 до 30 % от неполученной в срок суммы по контракту в валюте или договору займа.
Дополнительно могут наказать руководителя организации на сумму от 20 до 30 тыс. руб. (п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).
Штрафы были смягчены в середине 2020 года. Суровая кара за нерепатриацию осталась только при крупной сумме нарушений — свыше 100 млн. руб. В этом случае штраф составит от 75 до 100 % от неполученной суммы (п. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ), а повторное нарушение повлечёт уголовную ответственность (ст. 193 УК РФ).
Что делать, если нарушили срок возврата валютных средств
Если ситуация позволяет, нужно продлить срок действия контракта.
Важно, чтобы дополнительное соглашение было подписано раньше того дня, когда истечет срок поступления средств.
К сожалению, такое решение доступно только при содействии со стороны зарубежного контрагента.
Если договориться не удалось, избежать наказания будет сложно . Резиденту придется доказать, что были приняты все возможные меры для своевременного получения оплаты по контракту:
1. Перед подписанием контракта контрагента проверили всеми доступными способами:
- запросили у партнера аналог учредительных документов;
- изучили деловую репутацию через интернет;
- проверили открытые базы данных иностранных государств на сайте ФНС и торгово-промышленной палаты и т.д.
2. Предусмотрели в контракте подстраховку на случай возможных проблем:
- работу на условиях частичной предоплаты;
- обеспечение сделки банковской гарантией;
- страхование предпринимательских и финансовых рисков.
3. После задержки оплаты предприняли все возможные меры, чтобы заставить партнера исполнить обязательство:
- выставили претензию в сроки, установленные контрактом;
- подали исковое заявление в судебную инстанцию;
- добились исполнения решения суда по месту нахождения зарубежного контрагента.
И не факт, что все принятые меры признают достаточными. Поэтому к соблюдению валютного законодательства нужно относиться очень серьезно.
Ак Барс Банк осуществляет контроль над всеми видами валютных операций в соответствии с действующим законодательством. Высококвалифицированные специалисты проводят бесплатное консультирование клиентов по вопросам валютного законодательства на любом этапе совершения ими сделок.
Валютный календарь помогает пользователю соблюдать все сроки и требования валютного контроля, оперативно оформить документы без ошибок.
Событие календаря формируется автоматически на основании представленных клиентами документов валютного контроля и говорит о необходимости совершить определенные действия: например, переоформить контракт в связи с истечением даты завершения обязательств, предоставить распоряжение о списании иностранной валюты с транзитного счета или переоформить срок поступления денежных средств по отгруженному товару.
Каждое событие отображается со своей крайней датой и ссылкой на документ, который необходимо заполнить. При переходе по ссылке клиенту предоставляются максимально заполненные банком документы и подсказки.
Любую информацию по контракту ВЭД можно получить в удобном формате в режиме онлайн и, тем самым оперативно и качество управлять данными.
Валютный контроль: основные документы (обновлено 06.07.2022)
Нормативные акты, регулирующие актуальные вопросы валютного контроля, связанные с реализацией таможенными органами специальных экономических мер в период введения санкций в отношении России.
До 31 декабря 2022 г. резиденты не смогут без разрешения осуществлять ЦБ РФ некоторые операции, в том числе оплачивать долю, вклад или пай в имуществе юридического лица — нерезидента.
Совет директоров ЦБ может определять размер суммы, в пределах которого могут осуществляться некоторые операции. Среди них — приобретение иностранной валюты на внутреннем рынке РФ юридическими лицами — нерезидентами.
ЦБ сможет выдавать резидентам – участнику ВЭД разрешения, которые позволят им не продавать часть валютной выручки – в размере суммы, направляемой на погашение валютных кредитов в российских банках (предусмотренной Указом Президента РФ от 28.02.2022 №79).
С 28 февраля 2022 г. резидентам — участникам ВЭД осуществлять обязательную продажу иностранной валюты в размере 80 процентов суммы иностранной валюты, зачисленной на их счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов не позднее трех рабочих дней со дня зачисления такой иностранной валюты.
НЕ АКТУАЛЬНО на 24.05.2022. См. ниже обновление от 24.05.2022 и 14.062022.
Расчет 80 процентов суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, осуществляется резидентом — участником ВЭД самостоятельно от суммы остатка иностранной валюты, находящейся на счетах (в том числе на транзитных валютных счетах, расчетных счетах) резидента — участника внешнеторговой деятельности по состоянию на 28 февраля 2022 года и поступившей от экспортной деятельности в период с 1 января 2022 года по 28 февраля 2022 года.
Для подтверждения того, что такой остаток иностранной валюты является экспортной выручкой, указанный резидент предоставляет уполномоченному банку информацию, обосновывающую остаток экспортной выручки, находящейся на счете (счетах) резидента — участника ВЭД, подтверждаемую в том числе выписками по счету (счетам).
Требование по обязательной продаже части валютной выручки распространяются в том числе на такие денежные средства в иностранной валюте, находящиеся в депозите.
- 62.01 – разработка компьютерного программного обеспечения;
- 62.02 – деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий;
- 62.02.1 – деятельность по планированию, проектированию компьютерных систем;
- 62.02.4 – деятельность по подготовке компьютерных систем к эксплуатации;
- 62.03.13 – деятельность по сопровождению компьютерных систем;
- 62.09 – деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;
- 63.11.1 – деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов
Статья подготовлена на основе выступления начальника отдела валютного контроля службы федеральных таможенных доходов Уральского таможенного управления Яковлевой Марины Алексеевны на заседании Консультативного совета по взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности при Уральском таможенном управлении.
Статья будет обновляться по мере появления новых нормативных актов и информации.
24.03.2022 в Госдуму на рассмотрение внесен законопроект, направленный на изменения статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ответственность за нарушения в сфере валютного контроля). Подробнее
25.03.2022 Совет директоров Банка России принял решение об установлении размера суммы отдельных операций резидентов и нерезидентов.
25.03.2022 Совет директоров Банка России принял решение об отмене 30%-ого лимита по авансовым платежам для ряда контрактов с нерезидентами на оказание услуг, выполнение работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности.
Центральный Банк выпустил Разъяснения от 04.04.2022 № 3-ОР, в которых разъяснил применение положений Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 и Указа Президента РФ от 05.03.2022 № 95.
15.04.2022 Банк России принял решение отменить 30%-ый лимит по авансовым платежам для внешнеторговых контрактов на оказание услуг в сфере туризма, ремонта и обслуживания зданий и оборудования.
Официальное разъяснение Банка России от 16.04.2022 № 4-ОР «О применении отдельных положений Указа президента Российской Федерации от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями соединенных штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций».
Указом Президента РФ от 23.05.2022 № 303 внесены изменения в Указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» в части снижения размера требования по продаже валютной выручки экспортерами с 80% до 50%. Указ вступил в силу 24.05.2022.
С 09.06.2022 Указом Президента РФ от 09.06.2022 № 360 отменена норма об обязательной продаже экспортерами 50% валютной выручки. Само требование об обязательной продаже этой выручки сохраняется, однако определять размер продаваемой на рынке доли будет правкомиссия по контролю за иностранными инвестициями, возглавляемая премьер-министром Михаилом Мишустиным.
С 10.06.2022 Подкомиссия правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России отменила обязательную продажу 50% валютной выручки для сырьевых и несырьевых контрактов в любой валюте.
Президент Владимир Путин подписал Указ от 05.07.2022 № 430 «О репатриации резидентами — участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации». Вслед за обнулением норматива обязательной продажи валютной выручки фактически отменено требование о репатриации валютной выручки экспортеров. Согласно указу, норма обязательного зачисления валютной выручки на счета резидентов в российских банках устанавливается в размере ее обязательной продажи.