1 день работы какой дубль работал
Перейти к содержимому

1 день работы какой дубль работал

Все, что нужно знать о работе по графику 2 через 2

Сменный график работы 2/2 — это такой режим труда и отдыха, при котором обеспечивается деятельность организации в непрерывном режиме. Расскажем, как строится работа по графику 2 через 2.

Ритм современной работы особенный. Для него присуща высокая скорость и большой объем поступающих задач. В таких условиях у предприятия может возникнуть необходимость обеспечить непрерывный цикл производства. Решить вопрос можно с помощью сменной деятельности.

Понятие сменного графика

Сменная работа, сменный график 2/2 — это, как уверяют многие работодатели, весьма распространенный режим. Работать нужно в две, три, четыре смены, которые вводятся, если продолжительность процессов на производстве выше допустимой при ежедневной работе, а также для максимально эффективного применения оборудования, увеличения объемов продукции. При помощи такого режима осуществляется бесперебойная работа организации. Как правило, для обеспечения такого формата нужна организация 3 бригад, иногда 4.

Теперь, когда вы знаете, что такое график работы 2/2, разберемся в его особенностях подробнее. Дни работы при таком режиме в течение недели также будут отличаться от обычных. Устанавливая сменный формат в организации, работодатель должен сформировать несколько бригад. Они работают по очереди, что дает возможность обеспечивать бесперебойный процесс. Если учреждение небольшое, сотрудники могут трудиться по одному, сменяя друг друга. Это возможно в сферах с несложными процессами. Отвечая на вопрос: график 2 через 2 — это как, главное — не допускать привлечения сотрудника к работе больше одной смены подряд.

График работы два через два — это один из возможных вариантов труда в сменном режиме. Такой алгоритм самый востребованный в практической деятельности.

Особенностью режима является то, что длительность рабочего дня выходит за рамки 8 часов, положенных при пятидневной неделе. На рабочем месте необходимо присутствовать как в будние, так и выходные дни. Если у сотрудника в сменном режиме рабочий день попадает на праздничный, труд будет оплачен в однократном размере. Длительность дежурства в 10 или 12 часов не считается переработкой, допвыплат не устанавливается. Все указанные положения предусматриваются в рамках трудового соглашения.

Законодательная база

Формат трудовой деятельности в режиме 2 через 2 — это какой график работы, какие его особенности установлены законодателем? ТК РФ в ст. 103 допускает установку сменного режима, если процесс в учреждении состоит в оказании круглосуточных услуг. Руководитель предприятия формирует и регулирует графики. Важно при этом помнить о запрете на превышение нормативов труда: в течение недели сотрудник работает аналогично стандартной продолжительности рабочей недели в 40 часов (но в целом можно и больше, надо смотреть учетный период, обычно при таком режиме суммированный учет рабочего времени).

К трудовой деятельности в сменном режиме (это вариант того, как называется график 2/2) относятся такие статьи ТК РФ:

Кто работает по сменному графику

Сменный режим — то, как называется график работы 2 через 2, применяется в учреждениях, где нужно работать в круглосуточном формате. Как правило, это могут быть:

  • службы экстренного реагирования (МЧС, полиция, врачи), ведь их работа необходима в любую минуту;
  • предприятия безостановочного цикла;
  • учреждения сферы, обслуживающей население (гостиницы, кафе, охранные предприятия);
  • транспортные компании (включая вокзалы, аэропорты);
  • предприятия торговли (если предоставляют услуги населению в режиме 24/7).

Список далеко не исчерпывающий, при этом перейти в сменный режим организация может в любое время при возникновении необходимости.

Особенности сменного труда

Особенности процессов труда влияют на устанавливаемый режим. Однако в любом случае его нужно вести с соблюдением условий, установленных действующим законодательством.

График можно вводить в отношении разных временных периодов. Применяя суммированный учет, работодатель устанавливает учетный период.

Сменный формат вводится на установленный срок или на постоянной основе. Основное — определение такого времени труда сотрудника, которое не выше установленной длительности для такой категории. Это значит, что ни сверхурочные работы, ни переработки в план не вносятся (они вносятся в табель учета рабочего времени). Важно учесть, что надо предоставлять достаточный отдых при 12-часовой смене.

Обязательно нужно следовать положениям ст. 94 ТК РФ и учитывать принадлежность сотрудника к тем группам, для которых определена особая длительность рабочей смены, в том числе сокращенная продолжительность.

Продолжительность смены различная, зависит от потребности организации. Однако выходные нужно предоставлять точно по составленному рабочему плану. Труд в условиях сменности не лишает права на ежегодный отпуск и оплачиваемый листок нетрудоспособности.

ТК РФ не устанавливает продолжительность периода, на который составляется сменный режим. Как правило, это один месяц, но на вахте может быть и год.

Графики работы

Законодатель требует, чтобы режим труда в течение суток был распределен как минимум между 2 сменами работников. Длительность одной смены — не более 12 часов.

Наниматель может выбрать наиболее оптимальный вариант для производства:

  • две смены — производственный процесс поделен на две составляющие: дневную и ночную;
  • четыре бригады — сотрудники работают в формате: ночная смена, дневная, выходные;
  • 72 часа — сотрудники работают в формате: 2 смены день, 2 выходных, 2 — вечер, 1 день отдыха, 2 — ночь, 3 выходных.

Ночная смена

Как правило, рабочий день начинается в 8 утра или, соответственно, вечером. Сотрудник не вправе по своей воле поменять график, не согласовав с нанимателем. Трудиться можно лишь в свою смену.

Работодатель должен отслеживать равномерную смену бригад: каждая работает по очереди в ночную и дневную смены.

Алгоритмы организации труда могут быть различными. Так, сотрудник может работать в день, далее — в вечер или сразу в ночь. Возможен формат 2 дня днем, 2 дня ночью.

Особенности работы в ночь

Ночная смена — это та, основная часть которой приходится на ночное (с 22:00 до 06:00) или вечернее время (к примеру, с 20-00 до 08-00). Ночное дежурство должно быть на час короче дневного. Это не относится к тем, кто принят для работы исключительно в ночь.

В ночную смену работать запрещено:

  • не достигшим 18 лет;
  • беременным.

Работать ночью могут (только при наличии письменно выраженного согласия) женщины с детьми до 3 лет, инвалиды, одинокие родители, те, кто ухаживает за больными.

ТК РФ в ст. 154 определяет обязательность применения повышенных коэффициентов в части часов, отработанных сотрудником ночью. Минимальный размер — 20 %. Максимальный размер доплаты, его определение — это право руководителя.

В целом Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 554 устанавливает одинаковый для всех сотрудников минимальный размер доплаты за труд ночью, а точнее 20-процентная доплата за каждый рабочий час.

Конкретный размер увеличения оплаты за выход в ночь устанавливается:

  • коллективным или трудовым договором;
  • локальным нормативным актом.

Доплата считается из часовой тарифной ставки (оклада за час труда), то есть устанавливая доплату за работу ночью, другие доплаты и(или) надбавки учитывать не следует.

Нормирование часов

При использовании сменного графика удлиненные смены не являются нарушением прав работника. Учет трудового времени идет в рамках установленного периода. Как правило, это квартал, но может быть и год, например на вахте. Нормативы длительности отражены в производственном календаре.

Как оплачивается

Еще один логичный вопрос: график работы 2/2 — это как оплачивается? Учет трудового времени в сменном формате рассчитан на короткие промежутки времени, обычно месяц. Соответственно, оплата начисляется по числу отработанных смен за учетный период, то есть за тот, на который установлен сменный режим.

График нужно составить так, чтобы работник выработал норму с учетом ежегодных отпусков.

Средняя длительность рабочего месяца в 2020 году составит 164,17 ч. при 40-часовой неделе. Сверхурочная деятельность подлежит дополнительной оплате. В случае недоработки происходит вычет оплаты или оплата пропорционально отработанному времени.

Рабочая смена или ее часть, выпавшая по графику на субботу или воскресенье, оплачивается как обычный рабочий день (ст. 111 ТК РФ). Смена в день, выпавший на праздничный, подлежит двойной оплате. Работа в день, являющийся выходным, может компенсироваться отгулом, часы труда оплачиваются в одинарном размере. Если работник отгул не возьмет, оплата произведется в двойном размере.

Таким образом, предприятие имеет право принять решение о выборе сменного режима в варианте 2/2 или ином. Главное при этом — соблюдать нормативы трудового времени.

Пример: график работы 2/2 в бюджетной организации

В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении

Какой график работы лучше — 2/2 или 5/2? По какому графику Вы работаете?

Был период, когда мой муж работал 2/2, а я на обычной пятидневке. Было не очень удобно. В рабочие дни муж приходил очень поздно, уже после восьми вечера и уже уставший, соответственно времени на семью у него не оставалось, в выходные дни находились другие дела, да и я была на работе, ребенок в саду, вообщем у каждого свои дела. А самое сложное — это выходные дни и праздники, которые все время выпадали на его рабочие смены. Сейчас он тоже устроился на ежедневку и меня это полностью устраивает. Муж приходит не поздно с работы, примерно в то же время, что и я. Все вечера мы проводим вместе. Да и праздники нам не нужно проводить по отдельности и есть возможность куда-нибудь съездить.

Первая работа: 13 важных советов, которые вы не получите в университете

Полезные рекомендации для тех, кто устраивается на свою первую работу.

Вы окончили университет и получили высшее образование. Этап студенчества остался позади, теперь пришло время подумать о том, как выживать в этом взрослом мире. Конечно, нужна работа. Первая должность – это серьезное испытание для недавнего выпускника: нужно предстать в хорошем свете перед начальником, произвести впечатление на коллег, добиться повышения, в конце концов.

Мы подготовили для вас советы, которые помогут вам на старте вашей карьеры.

1. Спросите о своей стартовой зарплате, даже если вы боитесь

Большинство людей не заводят разговор о зарплате как из-за страха, так и из-за того, что они не знают, как правильно это делать. Исследование компании «Salary.com» показало, что 18% соискателей никогда не спрашивают о своей зарплате, 44% время от времени предпринимают попытки и только 37% потенциальных сотрудников проявляют активное участие в процессе определения оклада. Большинство выпускников безоговорочно принимают любые условия, потому что они нервничают и только благодарят судьбу за то, что их взяли без опыта.

Не все понимают, что если этого не сделать (если это уместно, разумеется), вы фактически оставляете себя без заслуженных денег. Особенно остро встает вопрос, когда дело касается женщин, которые, по статистике, договариваются о своей зарплате гораздо реже мужчин. Согласно докладу Исследовательского центра Пью в Вашингтоне, в 2012 году почасовая заработная плата молодых женщин в возрасте от 25 до 34 лет в США составляла 93%.

Помните: когда вы устраиваетесь на работу, это реальный шанс увеличить свою зарплату (особенно когда у вас уже есть опыт). Когда вы окажетесь на своей должности, сделать это будет куда сложнее – вам придется делать это, постепенно продвигаясь по карьерной лестнице и получая повышения, что, как мы знаем, непросто и небыстро.

2. Не сидите в социальных сетях в рабочее время

В некоторых компаниях социальные сети под запретом, и сама мысль о том, что день придется провести без общения с друзьями, приводит сотрудников в ужас. Но даже если ваше начальство не имеет ничего против общения, вы должны признать: это очень отвлекает.

Тем более когда работа скучна и монотонна, оторваться от смартфона может быть ну очень трудно. Но Дэвид Льюис, генеральный директор «Operations Inc», рекомендует сделать все возможное, чтобы подавить это побуждение. «Личные дела – строго до 8 и после 6, – говорит он. – Вы приходите, чтобы работать».

3. Заводите связи, даже когда у вас их нет

Где вы видели студента, который оканчивает университет с блокнотом, полностью исписанным именами влиятельных лиц? Даже если у вас нет никаких связей, вы можете работать так же, как и все остальные. Начнем с того, что пишет Терри Тирни Кларк из «New Careerist»: вы «знаете» каждого выпускника из университета в вашей отрасли. Напишите им!

Выйдите из своей зоны комфорта и отправьте им сообщение в ВКонтакте или Facebook. Вы также можете связаться с людьми, которых встречали во время стажировок, а также с друзьями друзей. Не пренебрегайте и семейными связями. Худшее, что с вами может случиться, – на ваши письма или звонки не ответят. Уж это можно пережить.

Если вы не очень коммуникабельный тип, убедите себя, что будете общительным только в течение 10 следующих минут, пока совершаете звонок или отправляете письмо. Такой способ может сработать и помочь вам преодолеть трудности в общении.

4. Не делитесь подробностями личной жизни с коллегами

Допустим, вы молодой человек в относительно молодом коллективе. В этом случае иногда бывает заманчиво выйти с коллегами за рамки рабочих отношений и поговорить по душам. Но даже если вы только что пережили душераздирающий разрыв, поругались с мамой или испытываете финансовые трудности, лучше всего оставить свои переживания для лучшего друга.

«Оставьте свою жизнь дома, – советует Стефани Фаттор, директор службы карьеры Фордемского университета. –Да, возможно, ваша коллега – хороший слушатель. Но сейчас явно не то время и не то место».

5. Спросите о возможности гибкого графика или увеличения количества отпускных дней, если вы работаете в надежной компании

Даже если ваш начальник не собирается накинуть к вашей зарплате несколько тысяч, не постесняйтесь поинтересоваться о возможности увеличения количества отпускных дней. А может, вам разрешат работать из дома каждую вторую пятницу? В самом плохом раскладе вы получите лишь отказ. А нематериальные компенсации будут иметь большое значение для вашего душевного спокойствия.

6. Не будьте слишком стеснительными и закрытыми

Многие из нас будто полагают, что лучшее, что можно делать на работе, – сосредоточиться на выполнении своих обязанностей, понурив голову. Но живое общение и разговоры – это неотъемлемая часть корпоративной культуры.

Если вы не тратите хотя бы 5% своего дня на разговоры с коллегами, считайте, вы себя саботируете. Попытайтесь задержаться у стола какого-нибудь сотрудника на обратном пути после обеда и поболтайте несколько минут. Поставьте на стол фотографии друзей и семьи или сделайте несколько других штучек, которые помогут завязать разговор. Конечно, не нужно впадать в крайности и только и делать, что болтать на отвлеченные темы. Но в то же время быть человеком, о котором никто ничего не знает, не самый удачный вариант. Найдите золотую середину!

7. Используйте свой юношеский энтузиазм в своих интересах

Вы только что окончили университет и хотите учиться новому, совершенствовать навыки и перенимать опыт. Продемонстрируйте всем свою энергию, вместо того чтобы делать вид, что вы все знаете. «Вы должны быть той самой искрой в офисе», – говорит Кевин Нолл, директор по связям с работодателями в офисе карьеры и профессионального развития Университета Бэйлор в Техасе. Задавайте вопросы, ищите наставников, приглашайте коллег на обед и по-настоящему извлекайте максимальную выгоду из своей должности, даже если ваша работа не такая захватывающая и интересная.

8. Не напивайтесь с коллегами

Если коллектив дружный, то совместные вечерние посиделки в баре – тоже часть офисной жизни. Естественная реакция человека, оказавшегося в питейном заведении, – не жалеть денег на алкоголь. Результат следующий: уже в 18.30 вы в изрядно поддатом состоянии после трех бокалов Шардоне на голодный желудок. Поверьте, ничего хорошего в итоге не выйдет, если вы напьетесь в окружении своих коллег. Соблюдайте меру и старайтесь не выпивать больше двух коктейлей за вечер, а также обязательно поешьте, прежде чем идти в бар.

9. Помните, что «мягкие навыки» – самая важная вещь в вашей новой работе

Что такое «мягкие навыки»? «Способность общаться, расставлять приоритеты в работе, сохранять позитивный настрой и приспосабливаться к переменам», – так считает Дэн Швабель, автор книги «Продвинь себя». И в этом плане поколение миллениалов проявляет себя не очень способным из-за технологий, которые заставляют людей чувствовать себя неловко в обществе.

Как это исправить? Возьмите несколько уроков публичных выступлений, посещайте сетевые конференции или попробуйте самое простое и, возможно, самое эффективное решение для общения: встаньте и поговорите с коллегами о проектах вживую, не обращаясь для этого к электронной почте или смскам.

10. Не просите повышение, если вы работаете менее года

«Вы только начинаете работу. Сейчас не время думать о повышении, – говорит тренер по коммуникациям и лидерству Лесли Г. Унгар. – Сосредоточьтесь на том, чтобы делать свою работу лучше, чем кто-либо другой».

Тем не менее вы можете попросить начальника об оценке вашей эффективности дважды в год, чтобы прикинуть свои шансы на повышение. Если прошло 6 месяцев и вы уже принесли огромную ценность или деньги компании, можно осторожно обсудить этот вопрос с начальством. Но будьте готовы действительно доказать свою правоту.

11. Постарайтесь проработать в компании хотя бы год

Если вы получили выгодное предложение, проработав в компании месяцев 7, вероятно, вы сможете обосновать свой уход, когда вас спросит об этом новый работодатель. Но даже если ваша работа высасывает из вас все силы, постарайтесь продержаться в компании хотя бы год, прежде чем двигаться дальше. Поверьте, вы поразитесь вашей целеустремленности и к тому же избежите любых возможных моментов, которые могут запятнать ваше резюме.

12. Не расстраивайтесь, если это не работа вашей мечты

У вас еще будет время (считайте, вся жизнь), чтобы выяснить, чем вы действительно хотите заниматься. Не давите на себя и не обманывайте, что сканирование документов в течение всего дня или подача латте – это все, чего вы хотели в профессиональной сфере. Сосредоточьтесь на накоплении опыта и совершенствовании навыков, которые помогут вам в долгосрочной перспективе. К примеру, управление конфликтами и общение с руководителем.

13. Обратитесь к коллегам за профессиональным советом, если вы им доверяете

На самом деле это сложно: кто-то совсем не собирается делиться с посторонними людьми своими способами высокой продуктивности и фактически своей зарплатой. Правило одно: не делайте этого, если вы совсем недавно пришли в компанию и если чувствуете, что человеку некомфортно, когда вы задаете подобный вопрос. Если вы все же решились поговорить с коллегами о тонкостях рабочего процесса, убедитесь, что вы можете им доверять.

1 день работы какой дубль работал

Обзор всех вариантов трудоустройства – какой график работы лучше выбрать? .

Обзор всех вариантов трудоустройства – какой график работы лучше выбрать? .

Ушли в прошлое те времена, когда почти все работали с понедельника по пятницу с 9 до 18 часов. Новые времена бросают новые вызовы, и экономике приходится подстраиваться под них. Одна из особенностей современного рынка труда – множество вариантов организации рабочего времени.

Что о графике работы говорит закон

Трудовые отношения в России регулируются Трудовым кодексом РФ, который определяет – как, когда и сколько должны работать люди, сколько им нужно отдыхать и как должна рассчитываться их зарплата.

Прежде всего стоит сказать о режиме рабочего времени. Работодатель должен организовать рабочее время, в том числе определив:

  • продолжительность рабочей недели. Здесь работодатель вправе выбирать из нескольких вариантов: пятидневная рабочая неделя с двумя выходными, шестидневная с одним выходным, неделя с выходными по скользящему графику, неполная рабочая неделя;
  • если требуется – условия ненормированного рабочего дня для некоторых категорий;
  • при сменной работе – продолжительность смены или неполного рабочего дня, количество смен, время их начала и завершения;
  • время начала и завершения работы, а также количество и время перерывов в работе.

С учетом этих особенностей и формируется график работы. Более того, все они должны учитываться в трудовом или коллективном договоре.

Что касается непосредственно графика работы, Трудовой кодекс разрешает использовать разные варианты:

  • обычная пяти- или шестидневная рабочая неделя, соответственно, с двумя или одним выходным днем;
  • работа по сменам;
  • работа по гибкому графику;
  • работа без заранее установленного графика – рабочее время суммируется по факту.

При этом работодатель для некоторых работников может предусмотреть ненормированный рабочий день. Это означает, что таких работников можно эпизодически привлекать к работе в нерабочее время. Кроме того, Трудовой кодекс допускает и неполный рабочий день. Эти параметры рабочего графика нужно оговаривать с работником заранее.

В любом из вариантов нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю. В отдельных случаях ТК разрешает работать и дольше, но только если в среднем за период (месяц, квартал или год) продолжительность рабочей недели не превысит 40 часов.

Отдельно ТК РФ оговаривает продолжительность еженедельного непрерывного отдыха – не меньше 42 часов.

Трудовой кодекс делает исключение из правил только для работников транспорта и связи. Например, рабочее время работников железной дороге было бы трудно организовать по «обычным» правилам, поэтому для них разработаны свои нормативы.

Какие графики работы применяются на практике

Пятидневка или шестидневка

Работа по графику «5 через 2» или «6 через 1» – одна из самых распространенных в российской практике. Воскресенье обязательно должно быть выходным днем, а второй выходной при пятидневной неделе оговаривается отдельно. Например, в торговле выходной часто приходится на понедельник.

Продолжительность рабочего дня при пятидневной рабочей неделе составляет 8 часов, а при шестидневной – четко не устанавливается, но на практике это обычно 5 дней по 7 часов, а в шестой день – 5 часов. Главное, чтобы в сумме длительность рабочей недели была не больше 40 часов.

При пятидневной или шестидневной рабочей неделе работники не обязаны выходить на работу в выходные. Но это иногда требуется работодателю. В этом случае работа в выходной возможна при соблюдении условий:

  • согласие работника (оформляется в письменной форме);
  • согласие профсоюза (в отдельных случаях);
  • наличие распоряжения работодателя в письменной форме.

За работу сверх установленного графика предусматривается повышенный размер оплаты труда, или дополнительный день отдыха.

Если для работника в трудовом или коллективном договоре оговаривается ненормированный рабочий день, он должен будет выйти на работу по распоряжению работодателя и в выходной, причем его согласие не требуется.

Сменный график

Сменный график работы предполагает, что человек работает в разное время в разные дни. Работа по сменам вводится, если:

  • требуется присутствие работника круглосуточно – охранная деятельность, медицина и т.д.;
  • нужно более эффективно использовать имеющиеся производственные фонды – круглосуточные магазины, предприятия сферы услуг, круглосуточная работа на промышленных предприятиях.

Чаще всего работают по сменам по таким графикам:

  • «2 через 2», «3 через 3 », и т.д. Это обычно смены по 12 часов (в результате за неделю получается примерно 42 рабочих часа). Так работают в торговле, на транспорте, общепите и т.д.;
  • «сутки через трое». Это означает, что человек работает одну 24-часовую смену, после чего отдыхает 3 дня. Так часто работают в медицине или охране.

Несмотря на то, что смены устанавливаются определенной продолжительности, работодатель все равно должен определить время на отдых и прием пищи (от 30 минут до 2 часов).

Рабочее время каждого сотрудника, работающего по сменному графику, должно учитываться индивидуально. Более того, нужно раздельно вести учет отработанного времени в дневное и ночное время (за работу в ночное время полагаются доплаты).

Нельзя устанавливать 2 смены подряд. Кроме того, при планировании смен стоит учитывать минимальный еженедельный непрерывный отдых в 42 часа.

Плавающий, скользящий, гибкий

Гибкий, скользящий или свободный график работы – это такой график, при котором время работы согласовывается между работником и работодателем в индивидуальном порядке.

Согласовываются время начала и завершения работы, а также общая продолжительность рабочего дня. Работник не сможет после этого самостоятельно поменять график, не договорившись с работодателем (хоть график и называется свободным).

Законодательство выделяет 2 части гибкого графика:

  • фиксированное время – те часы, которые работник должен находиться на рабочем месте;
  • переменное время – часы, в которые работник может присутствовать на рабочем месте по своему усмотрению.

Главное – чтобы работник отработал оговоренное количество рабочего времени. Оплата труда рассчитывается, исходя из фактически отработанного времени, или другими способами по согласованию.

Гибкий рабочий график можно установить только при согласии обеих сторон – и работодателя, и работника. Согласие работодателя не потребуется только в тех случаях, когда у работника есть ребенок до 14 лет или ребенок-инвалид.

Для некоторых профессий гибкий график – обязательное условие (в частности, для ликвидаторов аварий на сетях связи).

Вахтовый метод

Работа вахтовым методом – это такой способ организации труда, когда работник после работы не возвращается на место своего жительства из-за того, что место работы находится далеко от дома. Чаще всего вахтовый метод имеет сезонную основу.

Работают вахтовым методом преимущественно в сферах добычи полезных ископаемых, лесозаготовках, строительстве, на морском транспорте и т.д.

Продолжительность вахты (то есть периода, когда работник живет вне дома) не может быть больше 1 месяца, однако закон разрешает продлевать этот период до 3 месяцев по согласованию с профсоюзами.

При работе вахтовым методом условия труда отличаются от обычных. Работают на вахте обычно по сменному графику, продолжительность одной смены не может быть дольше 12 часов.

Работники получают за такую работу оговоренную плату за отработанные часы, плюс специальную надбавку за вахтовый метод. Эта надбавка выплачивается за все дни нахождения на вахте, а также за дни, потраченные на проезд туда и обратно.

Если место работы по вахте находится в районах Крайнего Севера или приравненных к ним районах, то дополнительно работник получает надбавки за условия труда. Еще он имеет право на дополнительные дни к отпуску.

Удаленная работа

Удаленная работа – мечта многих, потому что можно не тратить время и деньги, чтобы добираться до рабочего места. Доступно это не всем, перенести на «удаленку» можно только некоторые виды деятельности (вроде работы программистов).

Формально прием на работу работника для удаленной занятости не отличается от приема на работу в офис. Работник должен предоставить такие же документы, с ним заключается трудовой договор, издается приказ о приеме на работу и заполняется личная карточка.

Основное отличие состоит в том, что работник при удаленной работе находится вне места расположения работодателя, либо вне стационарных рабочих мест и использует для работы Интернет.

График работы удаленного сотрудника обсуждается с ним индивидуально, но он должен соответствовать Трудовому кодексу. Как правило, работодатели согласовывают с работниками режим труда, когда работник должен присутствовать на рабочем месте (по месту своего нахождения) в определенные часы и в определенные дни.

Так как с точки зрения закона удаленная работа ничем не отличается от «обычной» работы в офисе, за работника перечисляются страховые взносы и НДФЛ, а он имеет право на такой же социальный пакет, что и остальные (отпуск, больничные, и т.д.).

Фрилансеры

Фрилансерами принято называть тех, кто не имеет постоянного места работы и обеспечивает себя работой самостоятельно. Чаще всего через фриланс работают специалисты IT-сектора, но фрилансерами можно назвать, например, строителей, которые самостоятельно ищут себе заказы.

Большая часть тех, кто называет себя фрилансерами, работает без официального оформления. Они не зарабатывают страховой стаж (потом будет труднее выйти на пенсию), не имеют оплаченных отпусков или больничных.

Если же рассматривать «официальных» фрилансеров, то в России им приходится регистрироваться как индивидуальные предприниматели (ИП). Сейчас в 4 регионах уже можно зарегистрироваться как самозанятый, это будет выгоднее.

В случае работы через регистрацию ИП никакие нормативные акты не оговаривают ни продолжительность рабочей недели, ни длительность рабочего времени в день. На практике большая часть фрилансеров работает столько времени, сколько пожелает (или в зависимости от наличия заказов и времени) – то есть, гораздо больше 40 часов в неделю.

Для того, чтобы оказывать услуги как фрилансер, через ИП или просто как физическое лицо, лучше всего заключать с заказчиком договор подряда или оказания услуг. Этот документ оговаривает содержание работы и сроки ее выполнения.

Лучше всего не «бегать» от закона, а работать с официальным оформлением. При работе как ИП достаточно будет заплатить 6% от доходов и страховые взносы (около 36 тысяч рублей за год).

Какой график работы лучше?

Сложно ответить на вопрос, какой график работы самый лучший. Обычно в каждой профессии складываются свои, особые условия, которые и определяют более предпочтительный график работы.

Однако попробуем выделить плюсы и минусы каждого из вариантов:

  • четко закрепленные рабочие часы и выходные;
  • сокращенные рабочие часы в предпраздичные дни;
  • отсутствие переработок
  • при шестидневной неделе остается только 1 выходной;
  • отсутствие доплат (если не просят работать в выходные и
    праздники)
  • больше выходных;
  • при работе в ночные смены и в праздники повышенная оплата
    труда;
  • возможность подрабатывать в выходные
  • сложно выдержать длительные смены;
  • после суточной смены нужно долго восстанавливаться;
  • выходные постоянно смешаются
  • возможность подбирать удобное время работы
  • обычно более низкая оплата труда (только за отработанные
    часы)
  • более высокая зарплата;
  • полное обеспечение всем необходимым на вахте;
  • при работе в сложных условиях доплаты и дополнительный
    отпуск
  • долгое нахождение вне дома;
  • обычно физически тяжелая работа;
  • оусловия жизни могут оказаться не очень комфортными;
  • риск обмана
  • не нужно тратить время на дорогу в офис;
  • работа в комфортных условиях дома;
  • при официальном трудоустройстве – социальный пакет
  • оплата иногда может быть ниже. чем у коллег из офиса;
  • не все способны к самостоятельной мотивации к труду;
  • нужно оборудовать рабочее место дома
  • можно устанавливать свой график работы;
  • работа из любого удобного места;
  • при оформлении как ИП можно платить меньше налогов
  • клиентов может быть мало;
  • риск мошенничества;
  • частые переработки приведут к проблемам со здоровьем;
  • не оплачиваются отпуска и больничные

Как видно, идеального графика работы не существует. В каждой профессии и для каждого человека есть наиболее подходящие варианты организации рабочего времени.

Стоит только помнить, что государство защищает права всех работников (за исключением фрилансеров), гарантируя им 40-часовую рабочую неделю, 42 часа непрерывного отдыха в неделю, ежегодные отпуска и оплату больничных.

Поэтому единственная рекомендация для всех – не гнаться за мнимой выгодой и не соглашаться на неофициальное трудоустройство с зарплатой в конверте. В конечном итоге «неофициальный» работник потеряет гораздо больше, чем выгадает.

Для тех же, кто избрал путь фриланса, рекомендация та же – официально зарегистрироваться как ИП (или как самозанятый при возможности), и заключать договоры со всеми заказчиками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *